Иногда жемчуг гранят. На каждую жемчужину наносят от 100 до 175 граней. Компании-производители обычно сохраняют технологию в секрете. Такой жемчуг должен иметь достаточно толстый накр и очень хорошую поверхность, поскольку при огранке поверхностные дефекты могут стать более видимыми.
Сравнительно недавно на рынке появился гравированный жемчуг. Иногда гравировка затрагивает только верхний слой накра, а в других случаях и доходит до ядра. В жемчуг, используемый для этого, вводят окрашенные ядра из коралла, бирюзы и др. В результате получается, например, сложный черный орнамент на голубом фоне – очень красиво и необычно.
Вопросы для самопроверки
1. Какие типы, виды и формы огранки драгоценных камней Вы знаете?
2. Что такое бриллиант Толковского? Какова его форма?
3. Какие фантазийные бриллианты Вы знаете?
4. Что такое смешанная огранка?
5. Для каких камней предпочтительно применение изумрудной и бриллиантовой огранок?
6. Какими свойствами должна обладать жемчужина, подвергающаяся гранению и гравировке?
Ныряльщица за жемчугом (2018). 4 серия. Детектив, Литвиновы.
6. Методы и техника обработки драгоценных камней
6.1. История развития техники обработки
Цветные камни начали обрабатывать очень давно. Украшения из лазурита, яшмы, бирюзы и других камней в виде отшлифованных и округлённых пластин найдены при раскопках древних захоронений во многих странах. Из камней делали цилиндрические печати и амулеты с рисунками и знаками.
Техника обработки первоначально была очень простой: нужную форму придавали, обрабатывая камни кварцевым («фивским» * ) песком или песком из пемзы (ноздреватый камень) на каменной неподвижной плите. Затем более твёрдыми минералами наносили на них рисунки или надписи. В 2000–1800 годах до н.э. обработка цветных камней усложнилась.
Из них стали вырезать сложные печати и фигурки животных. Для крито-микенского периода характерны различные орнаменты. В первом тысячелетии до н.э. появились геммы с изображениями животных, а позже – мифических героев и богов. Вырезали их мелкими плойками алмаза, вставленными в железные державки.
Для изготовления гемм сначала использовали камни преимущественно группы кварца – оникс, карнеол, празем, яшму, агат, аметист и др. Позже в VI–V веках до н.э. стали применять более твёрдые камни – берилл, изумруд, топаз, гиацинт, гранат и др., а также более мягкие – обсидиан, нефрит, лазурит, бирюзу и др.
В средние века ювелирные камни обрабатывали по определённым правилам. В работе Реофила «Описание различных искусств» приведена методика обработки ювелирных камней. В соответствии с ней горный хрусталь распиливали специальными железными пилами, подсыпая мокрый мелкий кварцевый песок.
Песчинки, подхваченные зубчатой поверхностью пилы, процарапывали острыми кромками распиливаемый камень, в результате в нём постепенно образовывался распил. Отпиленную часть камня приклеивали на державку из дерева. Далее камень шлифовали сначала на неподвижной плите грубозернистого песчаника, а затем – мелкозернистого.
Натуральный жемчуг
Камень шлифовался круговыми движениями по плите, поверхность которой непрерывно смачивалась водой. Постепенно изменяя угол наклона державки, получали округлую поверхность камня, похожую на современный кабошон. Поверхность изделий из горного хрусталя полировали на свинцовой плите, покрытой увлажнённым толчёным кирпичом. При полировании более твёрдых камней (бериллов, изумрудов, рубинов, сапфиров и др.) использовали тонкий порошок из дроблёного горного хрусталя.
Ещё в глубокой древности в Индии было известно, что шлифовка граней кристалла алмаза позволяет улучшить его блеск и вид. Так появилась простейшая огранка – «октаэдр». Для получения более сложной формы у кристалла стачивали одну вершину до образования плоской площадки, а затем естественные грани алмаза шлифовали и полировали. Эта форма огранки была распространена в Европе до начала XIV века.
В XIII–XIV веках в Европе появляются так называемые шлифовальные мельницы, на которых при помощи водяного привода вращали большие каменные шлифовальные диски для обработки камня, а также малые мельницы с ручным приводом. Очень часто использовали мельницы, на которых шлифовальные камни вращались в вертикальной плоскости. При этом огранщик шлифовал камень лёжа, опираясь грудью и плечами на специальное устройство.
Главными центрами огранки драгоценных камней в средние века были: Париж, Фрейбург, Идар-Оберштейн, Прага. В 1290 году в Париже образовался ремесленный цех шлифовальщиков камней, а с 1327 года шлифовальные мельницы начали работать во Фрейбурге. В Праге искусство шлифования получило развитие в 1346–1378 годы. Сообщения о первых агатовых мельницах в Идар-Оберштейне относятся к 1454 году.
В 1456 году для шлифовки алмаза стали применять алмазный порошок, что послужило толчком для дальнейшего развития искусства обработки драгоценных камней. В это время придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые предложил огранку алмаза «роза». Для получения алмазного порошка Беркем закреплял в специальном цементе два алмаза и тёр их друг о друга. Полученный порошок наносился на металлический диск, который вращался в специальном станке для огранки алмазов.
Крупными центрами огранки алмазов и поставки бриллиантов в XV–XVII веках были Париж и Антверпен, а с середины XVII века – Антверпен и Амстердам.
Приблизительно в 1600 году в Париже была разработана полная бриллиантовая огранка, которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.
В настоящее время в технике обработки самоцветов принято особо рассматривать следующие её виды:
— глиптику (резьбу по камню);
— обработку твёрдых поделочных камней (агата, яшмы, нефрита, обсидиана и др.);
— огранку цветных камней;
Источник: studfile.net
Почему граненый жемчуг — редкость
Однажды Карл Фаберже сказал в шутку, что через сто лет, возможно, ювелиры научатся делать ограненный жемчуг. Вероятно, знаменитый ювелир и сам пробовал реализовать эту идею, и пришел к выводу, что для этого необходимы технологии будущего.
Такая технология огранки жемчуга, о которой говорил Фаберже, появилась гораздо раньше, в 1960-х годах в Японии, но до сих пор украшения с граненым жемчугом – диковина и редкость.
Редким этот жемчуг остается по причине большой сложности работы, к тому же далеко не все виды жемчуга подходят для огранки.
Японский дизайнер Кацухито Коматсу, владелец производства огранки алмазов, потратил в середине 20-го века более двадцати лет, чтобы на основе алмазной огранки создать технологию огранки жемчужин. Первоначально пытались гранить японские сорта жемчуга, но оказалось, что они не подходят.
Дело в том, что с 1950-х годов практически весь производимый в мире жемчуг – культивированный, то есть полученный на ферме с помощью морских или пресноводных устриц-жемчужниц. Устрице подсаживают «затравку», один или несколько шариков из перламутра или алебастра, и через несколько месяцев или лет устрица выращивает вокруг затравки жемчужину.
Чтобы жемчужину можно было сделать ограненной, слой перламутра должен быть достаточно толстым, и сам жемчуг не должен быть слишком рыхлым и мягким.
Украшения с граненым жемчугом прославили российского дизайнера из Казани Ильгиза Фазулзянова, «мастера эмали»
Жемчуг – это наслоение множества тончайших слоев перламутра, твердость и плотность жемчуга зависит от вида создавшей его устрицы, условий ее проживания и еще многих факторов. Если перламутровый слой недостаточно плотный, попытка его огранки приведет к расслаиванию, и четких граней и плоскостей не выйдет.
Поэтому для огранки берут определенные сорта, хорошо подходит так называемый «жемчуг южных морей», производимый устрицами рода пинктада. Разновидностью этого жемчуга является и черный жемчуг, выращиваемый на Таити.
Ограненный черный таитянский жемчуг (производства японской компании Коматсу)
Жемчужины, производимый пинктадами – крупные, с толстым слоем перламутра, высокой плотности и более твердые, чем другой морской жемчуг. Но и стоимость выращивания жемчуга южных морей высока – в устрицу можно подсадить только одну затравку для будущей жемчужины, а срок культивирования жемчуга – от трех до десяти лет.
Поэтому редкий ювелир возьмется за освоение техники огранки жемчужин – удовольствие очень дорогое, к тому же ограненный жемчуг требует особых условий хранения, то есть это не массовый продукт.
В последние годы китайские производители пресноводного жемчуга освоили огранку своих недорогих жемчужин (а Китай – абсолютный лидер в производстве речного жемчуга и выпускает 3 тысячи тонн ежегодно). Но граненый речной жемчуг все же совсем не так красив, как южный морской – он получается грубоватым и с округлыми неровными гранями, сказывается несовершенство технологии и дешевый исходный материал.
Вот так выглядит граненый пресноводный жемчуг китайского производства. Речной жемчуг тоже бывает разных цветов, в том числе и черный, цвет перламутра зависит от сорта устрицы-жемчужницы.
Дизайнерский ограненный жемчуг производится штучно, на каждой жемчужине мастер-ювелир делает до двухсот четких симметричных граней. Удачная огранка может «раскрыть» блеск и сделать цветовые переходы жемчужины более выраженными.
Еще одна невероятная работа Ильгиза Фазулзянова
Из-за высокой сложности и стоимости производства украшения с таким жемчугом обычно делают для участия в выставках или под заказ. И большого рынка сбыта для этого жемчуга, в силу его дороговизны, пока не предвидится.
Источник: dzen.ru
Каталог
ЗАО «Красная Пресня» более 80 лет на ювелирном рынке России. Это подтверждает стабильность развития и верный стратегический курс, выражающийся в правильном решении художественных, экономических и производственных задач. На внутреннем рынке завод известен как крупнейший производитель серебряных ювелирных изделий. На предприятии идет стремительное освоение нового оборудования, технологий. Особой гордостью является коллекция столового серебра.
При переходе от цеха к цеху и по завершении процесса изготовления каждое изделие проходит строгий контроль качества на соответствие отраслевым стандартам. В заводской лаборатории, оснащенной по последнему слову техники, рентгенофлуоресцентным спектрометром проверяется серебро на наличие посторонних примесей. Завод имеет экспертное заключение на предметы сервировки стола о соответствии санитарным нормам и требованиям безопасности для человека.
Источник: kr-presnya.ru