Тонированный кварц что это

Содержание

Записки начинающего геммолога. Часть 6. Способы облагораживания драгоценных камней, или «как дурят нашего брата»

Для любого профессионального геммолога – это всегда дело чести определить, подвергался ли драгоценный камень обработке с целью улучшения его внешних (товарных) качеств.

Сегодня мы поговорим о том, какие способы облагораживания драгоценных камней существуют на сегодняшний день.

Разного рода «манипуляции» с драгоценными камнями для улучшения их цвета — это обычная практика.

Древнейший способ улучшения цвета – это использование подложки из фольги. Современные способы отличаются гораздо большей изощренностью, и их подчас достаточно сложно обнаружить даже искушенному специалисту.

Ожерелье с крупными синими стеклянными бусинами. Подложка из фольги хорошо просматривается. Также в ожерелье есть тонированные агаты и кошачий глаз Фото из личного архива.

Ожерелье с крупными синими стеклянными бусинами. Подложка из фольги хорошо просматривается. Также в ожерелье есть тонированные агаты и кошачий глаз Фото из личного архива.

Подделка или натуральный камень? Часть 2

Способ №1. Тонирование (окрашивание) и нанесение защитного покрытия

Цвет опала можно значительно улучшить, покрасив его обратную сторону в черный цвет. Даже бриллианты «окрашивают» в бледные оттенки, чтобы скорректировать природную желтизну. К сожалению, краска быстро бледнеет.

Кварц покрывают пятнами или тонируют для имитации под нефрит или турмалин. Разновидности халцедона отличаются пористостью и прекрасно впитывают краску, что дает возможность производить широкую палитру камней ярких цветов.

«Черный оникс» , к примеру, — это халцедон, окрашенный в сероватый оттенок в сахарном растворе и потом подвергшийся чернению в серной кислоте. После этой процедуры в пористой структуре халцедона оседают микроскопические частички углерода («нагара»). Выглядит такой камень благородно и стильно.

Бирюза часто подвергается улучшению цвета разными способами . Такие способы, как замачивание в воске (парафине) или пропитывание пластиком часто носят название «стабилизация». О том, что камень подвергался такому облагораживанию, можно догадаться, когда бирюза насыщенного и яркого цвета стоит дешево.

Жад (жадеит и нефрит) сероватого оттенка покрывают пятнами для того, чтобы получить цвет «Империал» или красят в интенсивный розовато-лиловый цвет. Природный розовато-лиловый жадеит встречается, но искусственное окрашивание придает камню более темный оттенок.

Серпентин, хотя он и не относится к группе нефрита, также часто покрывают яркими зелеными пятнами, в результате чего его цвет становится очень похожим на нефрит «Империал».

Более подробно тема, касающаяся облагораживания нефрита , возможно, будет раскрыта в отдельной статье).

Очень часто окрашивают кораллы , особенно в красный цвет, который считается наиболее для них типичным. Черные же кораллы подвергаются отбеливанию для получения «золотистого» оттенка.

7 интересных фактов о кварце

Лазурит (ляпис-лазурь) очень часто тонируют синим цветом или наносят на нее разноцветные пятнышки красящими растворами.

Поскольку лазурит – один из моих любимых минералов, я бы рекомендовала обращать внимание на описание камня перед его приобретением. Обычно добросовестные продавцы в скобках пишут, что камень был тонирован. Лучше всего покупать афганский натуральный лазурит. Он от природы ярко-синий с красивыми белыми и золотистыми пятнышками (вкрапления пирита).

Как же определить, был ли камень тонирован или обработан покрытием?

Очень часто можно выявить окрашивание по потемнениям в местах мелких трещин и царапин. Такие темные линии хорошо видно под увеличительным стеклом. Поверхностное покрытие (воск или полимеры) легко можно поцарапать. Современные приборы, например рамановские спектрометры, дают широкие возможности для обнаружения тонирования и покрытий.

Для обнаружения тонирования (окрашивания) достаточно просто слегка потереть камень ватной палочкой с нанесенным на нее растворителем (спирт, ацетон). Если камень окрашен, то следы краски будут заметны на ватной палочке.

Способ №2. Нагрев и облучение

Хотя результат нагрева или облучения драгоценного камня не всегда предсказуем, в большинстве случае такие действия существенно улучшают цвет камня.

В природе встречаются топазы разных цветов и оттенков. Чаще всего это бледно-голубой топаз, но если вы имеете дело с топазом насыщенного синего (маркетинговое название «синий Лондон») или ярко-голубого (маркетинговое название «Швейцарский голубой») цвета, то имейте ввиду, что в природе топазов таких цветов нет. Такие цвета получаются после «гамма»-облучения бесцветных топазов. Эта операция окрашивает минерал в зелено-коричневый цвет, а потом в ходе нагрева этот цвет превращается в насыщенный синий или небесно-голубой. Часто золотистые или желтые топазы нагревают для получения розового или пурпурного оттенков.

Природный бледно-коричневый цвет топаза («вишневый» топаз) часто подвергается для улучшения «гамма»-облучению, но при нагреве или под воздействием ярких солнечных лучей, начинается обратный процесс обесцвечивания. Обесцвечивание природных коричневых, «вишневых» или некоторых голубых топазов тоже встречается.

Читайте также:
Как сделать гладкий кварц

В настоящее время не существует надежных методов обнаружения воздействия «гамма»-облучения для сине-голубых топазов. Даже если и происходит небольшое выцветание, цвет все равно кажется однородным и ярким для невооруженного глаза. Невозможность подтвердить (или опровергнуть) факт улучшения привела к значительному снижению ценности природных голубых топазов.

На сегодняшний день это самая дешевая разновидность топазов на ювелирном рынке. И хотя этот пример достаточно грустный и легко может в дальнейшем распространиться на другие случаи невозможности обнаружения улучшений, сине-голубые разновидности топазов – это все же очень красивые и практичные в ювелирных украшениях камни. Так что если у вас появилась возможность приобрести украшение с такими камнями, не упускайте ее!

Как правило, нагревание осветляет турмалин, но подчас может превратить камень грязно-зеленого цвета в красивый изумрудно-зеленый. «Гамма»-облучение турмалина приводит к потрясающим цветовым трансформациям. Некоторые бледно-розовые и бесцветные камни становятся ярко-розовыми. Средне-розовые экземпляры могут пожелтеть, а синие – стать пурпурными. «Гамма»-излучение может превратить бледно-желтый турмалин в персиковый. Природные необлагороженные турмалины также по-своему прекрасны в своей «дикой» форме.

Для цирконов нагрев – это обыденная процедура , так как в природе этот грязновато — коричневый камень не поражает воображение своей красотой. После обработки и при надлежащей огранке он становится красивым прозрачным или голубым драгоценным камнем. Цирконы очень часто встречаются в ювелирных украшениях масс-маркета благодаря отличному соотношению цена/качество и некоторому внешнему сходству с бриллиантами. Как правило, бесцветные прозрачные цирконы удачно сочетаются в ювелирных украшениях с цветными камнями.

Тонирование танзанита стало темой обширных изысканий. При нагреве некоторых кристаллов исчезали красновато-лиловые цветовые оттенки, и камень приобретал изумительный синий сапфировый цвет. Что сделало это драгоценный камень весьма популярным.

Весьма редкая темно-синяя природная разновидность аквамарина стоит дорого. Поэтому те многочисленные темно-синие аквамарины, встречающиеся в ювелирных магазинах, получаются в результате нагрева природных зеленоватых и коричневатых кристаллов при температуре в 400-450° C. После нагрева цвет необратимо изменяется.

Редкая разновидность берилла, известная под названием “Матчиш”, имеет яркий цвет индиго или синий кобальтовый, который является результатом радиационного воздействия, которое могло произойти как в естественной среде, так и в лаборатории. И нагрев, и солнечный цвет приводят к выцветанию, пожелтению, и даже к полному обесцвечиванию. Более бюджетные ярко-голубые цвета также смотрятся очень неплохо.

Сподумен обычно подвергается улучшению нагревом , хотя в результате желтовато-коричневый цвет может трансформироваться в пурпурный (фиолетовый).

Лиловый кунцит (разновидность сподумена) после «гамма»-облучения может превратиться в изумрудно-зеленый камень, что, как вы понимаете, открывает широкие возможности для разнообразных имитаций природных изумрудов.

С особой осторожностью следует подходить к приобретению изумрудов из Индии. Думаю, что причина более, чем очевидна.

Более подробно на искусственно выращенных драгоценных камнях первой категории (алмазы, рубины и изумруды) и их подделках и имитациях я расскажу позже в отдельной статье. Если эта тема вам интересна, подписывайтесь на мой канал.

Это один из камней, наиболее часто подвергающихся улучшениям путем нагревания.

Особым образом обработанный дымчатый кварц (маркетинговое название «раух-топаз», хотя с топазом у этого камня нет ничего общего) после «бомбардировки» «гамма»-лучами чудесным образом превращается в фиолетовый аметист. Следуют признать, что весьма вероятно образование аметистов в природе происходит ровно таким же способом.

«Гамма»-облучение в совокупности нагревом некоторых кварцев бразильского происхождения приводит к их окрашиванию в яркий желтовато-зеленый цвет (лимонный кварц), который никогда не встречается в природе . Такой оттенок под лучами солнца постепенно выцветает .

Браслет из микса разных кварцев: розовый кварц, аметист, дымчатый кварц, снежный кварц. Камни природных цветов. Фото из личного архива.

Браслет из микса разных кварцев: розовый кварц, аметист, дымчатый кварц, снежный кварц. Камни природных цветов. Фото из личного архива.

Хотя обычно аметист приобретает коричневатый или красный оттенок при нагревании до 400- 500° C , иногда он становится зеленым. Поэтому иногда такие «гретые» аметисты называют “зеленоватый или зеленый аметист», хотя это ошибочная терминология.

Зеленая разновидность кварца называется празиолитом . Дальнейший нагрев камня может привести к полному обесцвечиванию.

Радиационное облучение кварца дает коричневый, оранжевый и желтый оттенки.

Нагрев аметиста до приобретения им коричневато-желтого оттенка, нашло широкое коммерческое применение. Полученный в результате этого драгоценный камень часто продается под названием «Топаз Мадейра», хотя, как уже говорилось выше, к топазу такой камень по своей природе не имеет ни малейшего отношения. Яркая иллюстрация поговорки « Не обманешь, не продашь ».

Более светлый оттенок тоже получил экзотическое название “Топаз Пальмира,” а красноватый камень — “Испанский топаз.” Как говорится, и Испания тоже попала под раздачу. Излишне говорить, что все эти названия вводят покупателей в заблуждение, и от их использования по-хорошему следует отказаться.

Кварц и топаз – это АБСОЛЮТНО разные группы драгоценных камней с разными характеристиками и рыночной стоимостью.

Нагрев аметиста – это «русская рулетка», так как на выходе можно получить полностью обесцвеченный камень.

Ну вот, наконец, добрались и до всеми, ну или почти всеми, любимого жемчуга.

«Гамма»-облучение отдельных жемчужин дает на выходе серый или синевато-серый оттенки (не путать с черным жемчугом, который встречается в природе). Обработка может улучшить цвет зеленоватых жемчужин. Цвета, полученные в результате «гамма»-облучения, стойкие и равномерные и заметно не выцветают на солнце. Про улучшения жемчуга я подробно расскажу в одной из будущим статей.

Читайте также:
Волосы накручиваются на цепочку что делать

— Облагораживание цвета — Диффузия

Нагревание – это широко применяемый старинный метод для улучшения (облагораживания) цвета драгоценных камней. При условии доведения до сведения покупателей факта такого облагораживания, этот способ считается разрешенным в торговле драгоценными камнями. Но с другой стороны, часто обнаружить диффузию крайне проблематично, что провоцирует недобросовестных, мягко говоря, продавцов и дилеров к мошенничеству и обману путем сокрытия того факта, что камни «гретые». Часто такое воздействие радикально меняет внешний облик драгоценного камня.

Сами трейдеры не относятся к этому как к легкому воздействию, скажем, как к «просто нагреву». В процессе диффузии в кристаллическую решетку камня на атомарном уровне попадают посторонние включения. Эти посторонние включения нарушают кристаллическую решетку камня и ухудшают свойства поглощать свет, что в конечном счете приводит к окрашиванию. Те части, которые испытали повреждения на атомарном уровне, получили название «центра концентрации цвета.”

Источник того или иного цвета многих очень прозрачных камней – это такие повсеместно встречающиеся в кристаллической решетке «центры концентрации цвета». Но в ходе лабораторных исследований были обнаружены некие химические процессы, в ходе которых становится возможным «искусственно внедрить» в различное драгоценное сырье посторонние включения, чтобы создавать искусственные «центры концентрации цвета» и таким образом придавать драгоценным камням желаемые оттенки ПОЛНОСТЬЮ искусственного происхождения.

В природных минералах степень диффузии крайне низкая, за исключением случаев воздействия очень высоких температур, при которых камень в большинстве случаев может получить повреждения или разрушиться (расщепление) в естественных условиях. Исключения составляют минералы группы корунда (сапфир) и полевого шпата, которые в природных условиях образуются путем кристаллизации из расплавленного состояния. Поэтому при обработке они могут выдерживать очень высокие температуры, близкие к своей температуре плавления.

— Обработка бериллием

Наиболее широко изучена диффузионная обработка драгоценных камней, при которой происходит внедрение элемента бериллия в структуру сапфира. В результате минерал приобретает новый цвет, чаще всего оранжевый, но также синий, желтый и красный. На крупных камнях можно заметить даже границу перехода цвета на поверхностном слое, похожую на эффект светопреломления при погружении в жидкость. Но в мелких камнях бериллий может проникать на всю глубину камня, и на них не видны эти границы перехода цвета.

Обработка бериллием легко обнаруживается на спектрометрах и других более совершенных инструментах. Но такое оборудование не находит массового применения среди продавцов ювелирных украшений, поэтому лучше обратиться к геммологу при возникновении сомнений.

— “Натуральный красный андезин ”

Драгоценный камень, часто продающийся под названием «красный андезин», часто вызывающий вопросы относительно его истинного происхождения, в последнее время получил поистине гигантское распространение на рынке.

Это, пожалуй, самый яркий пример скрытой от покупателя обработки.

Лабораторные исследования показали, что красный (и зеленый) цвет, видимый на этом «природном камне» достигается путем внутренней медной диффузии бледно-желтого полевого шпата. Медь полностью заполняет кристаллическую решетку «камня-хозяина», и в результате получается вполне себе равномерное и однородное окрашивание (если, конечно, не смотреть через увеличительное стекло). Единственным природным источником на планете Земля для красного и зеленого полевого шпата является месторождение солнечного камня (оликоглаза) в Орегоне. Причем его совокупная добыча значительно меньше, чем все то многообразие ограненных камней под маркой “андезин”, которые заполонили рынок.

Хотя все и признают на словах, что «красный андезин» — это драгоценный камень, полученный путем обработки, тем не менее, его продолжают повсеместно рекламировать как природный драгоценный камень.

Источник

Что такое «тонированные минералы» и насколько они безопасны

Очень часто можно встретить в продаже тонированные минералы. Чаще всего тонированными оказываются агаты, кварцы, халцедоны, кварциты, нефриты, топазы, бериллы, хаулиты, жемчуг, кораллы и некоторые другие. После воздействия химическими реагентами цвет камней становится ярким, чего не скажешь о натуральных камнях, окрашивание которых в природе происходит в течение значительно более длительного времени и в более спокойные тона.

Что такое «тонированные минералы» и насколько они безопасны, фото № 1

Что такое «тонированные минералы» и насколько они безопасны, фото № 2

В связи с этим может возникнуть резонный вопрос: не опасно ли искусственное окрашивание и что оно вообще из себя представляет?

Например, агаты. Чтобы придать красивый вид этому часто внешне непривлекательному минералу, его подвергают тонированию по технологии горячего окрашивания. Научились это делать еще в ХVІІІ веке. С помощью оксида железа агат делают красным. Для этого камень сначала помещают в раствор, а потом обжигают.

Пропитка соляной кислотой и последующее нагревание приводят к тому, что агат приобретает ярко-лимонный цвет. Нитрат кобальта или обработка нагретой серной кислотой становятся причиной окрашивания агата в черный цвет. Если поместить агат в раствор желтой кровяной соли, а потом прокипятить в железном купоросе, то сможем получить синий или голубой самоцвет. Под воздействием хрома и сильного нагревания из серого агата может получиться яблочно-зеленый камушек.

Что такое «тонированные минералы» и насколько они безопасны, фото № 3

По тому же принципу окрашивают и некоторые другие минералы.

Кроме химических методов воздействия применяются также технологии кристаллографии, физики высоких давлений, заполнения трещин,термообработки, ионизирующего облучения, благодаря которым люди научились придавать красивые цвета и цветовые сочетания бесцветным, серым и блеклым минералам. Так бериллы из бледно-желтых могут превратиться в ярко-лимонные и бирюзовые. Белый бесцветный нефрит может стать черным или зеленым. Если нагреть желтый топаз до 300-400 градусов в автоклаве, то он может приобрести розовый или зеленый цвет и превратиться либо в берилл, либо в голубой аквамарин.

Читайте также:
Лунный камень знак зодиака кому

Что такое «тонированные минералы» и насколько они безопасны, фото № 4

Зачем это нужно? Природа, безусловно, щедра. Но такого количества камней высокого качества и яркого, интересного цвета, которое требуется в ювелирном искусстве для изготовления украшений, в природе нет. При этом в природных условиях встречается большое количество малоценных сортов самоцветов, которые идентичны по составу, но уступают по внешним признакам: горного хрусталя, агата, топаза, нефрита, кварца, халцедона. Таким образом, в результате облагораживания улучшаются декоративно-ювелирные свойства камней.

Что такое «тонированные минералы» и насколько они безопасны, фото № 5

Высококачественные тонированные камни не несут никакой угрозы человеку при их ношении. Глубокое окрашивание при соблюдении современных технологий не вызывает появления пятен на коже или одежде. Главный совет для покупателей — чтобы тонированные камни сохранили свой цвет, важно не допускать попадания на них воды (особенно соленой) и яркого солнечного света. А вот основное требование, которое должно предъявляться к продавцам – это правдивость информации! Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки.

Источник

Самые распространённые подделки натуральных камней

Нефрит, султанит, малахит, оникс — в настоящее время под этими именами вы увидите больше подделок, чем натуральных бусин. К сожалению, появляется всё больше недобросовестных продавцов — некоторые в силу своей некомпетенции и недостаточного уровня знаний, некоторые с целью получения большей прибыли продают под видом дорогостоящих камней их более дешевые аналоги и имитации. В данной статье мы расскажем о самых распространенных ныне имитациях на рынке поделочных камней и покажем, как определить истинность камня.

1. Султанит.

Самым популярным в плане подделок камнем сейчас является султанит (он же диаспор или зултанит), бусины и изделия с которым заполонили не только турецкие лавочки, но и русские магазины. Но надо понимать, что это очень редкий дорогостоящий камень, а потому изделия с натуральными султанитами это штучные, а не серийные изделия.

Султаниты крайне редко чистые и прозрачные, чаще в них множество туманностей и включений, встречаются так же почти бесцветные кристаллы. Натуральные экземпляры оливково-зеленые, в зависимости от типа и яркости освещения меняют окраску на оранжево-зеленую или розовато-зеленую. У султанита выражен александритовый эффект — при искусственном освещении проявляются оливковые и сине-зеленые нотки, а под солнечными лучами видны розовые и сиреневые оттенки. Блеск камня стеклянный, с перламутровыми бликами.

Чтобы удовлетворить спрос, натуральный султанит не только заменяют синтетическим, но и активно продают подделки из стекла. Имитации из стекла ярче, при смене освещения меняют цвет сильнее, чем натуральные (например, возможна радикальная смена окраса с зеленого на красный или оранжевый). У таких синтетических «камней» нет микротрещин и минеральных включений, «туманности» и спайности. Так же цена на лабораторные камни довольно высока из-за сложных технологий выращивания, что не скажешь о стеклянных подделках.

Натуральный диаспор (зултанит)

Стекло со сменой цвета уже давно научились делать, добавляя к стеклянной массе смесь оксидов редкоземельных элементов. По такой технологии, например, делает стеклянные бусины и вставки известная австрийская фирма. Технология проста и на рынке сейчас множество подделок под александриты и султаниты с характерным изменением цвета при смене освещения.

Все стеклянные «камни» одного оттенка, чистые, прозрачные, не имеют включений, встречаются пузырьки воздуха. Смена цвета явная и одинаковая у всех бусин.

Самые распространённые подделки под султанит сейчас.

2. Аква-кварц и другое крашеное стекло кусками и в огранке

Вы наверняка видели прозрачные яркие матовые бусины кусками и в огранке, которые продают как аква-кварц. Он пользуется популярностью, особенно летом, так как бусины цветные и крупные, но на самом деле это обыкновенное стекло. Чтобы определить, стекло ли это или крашенные бусины кварца или халцедона, всмотритесь в бусины внимательнее — у натурального камня будут сохранены текстура и могут присутствовать внутренние включения, тогда как стекло будет абсолютно однотонно, сохраняя при этом фактуру битого стекла.

Слева — «аква-кварц», справа — апатит, который он внешне имитирует

Также стоит уточнить, что в природе нет таких оттенков ни кварца, ни халцедона. Это всегда дело человеческих рук. Такое стекло продают окрашенным в разные цвета, не свойственные природным образцам.

Слева — «аква-кварц», справа — флюорит, который он внешне имитирует

Если в природе нет такого кварца, то что может имитировать такое стекло? Например необработанный гранат, аквамарин или апатит.

Слева — крашеное стекло, справа — натуральный гранат

3. Вулканический или черри кварц

Ещё одно стекло, выдающее себя за кварц — розовое стекло с разводами, которое недобросовестные продавцы называют «черри-кварц». На что следует обратить внимание — твердость (кварц очень тяжело поцарапать), неестественный цвет изделия в подделках указывает на синтетическое происхождение и имитацию. Если предполагать, что вы купили натуральный кварц, то в нем будут хорошо видны линии спайности, а во внутренних включениях и микротрещинках можно увидеть краску, так как его часто тонируют, чтобы сделать более насыщенным. Также натуральный кварц будет тяжелее. Хорошие стеклянные имитации иногда делают очень правдоподобными, но высокая прозрачность и ненатуральные волосатые включения с пузырьками воздуха всегда будут признаком подделки.

Читайте также:
Черный бриллиант драгоценный камень или нет

Слева стеклянный «Черри кварц» и справа натуральный кварц с включениями, который он имитирует

Стеклянный «вулканический кварц» имеет характерную волосатость, призванную имитировать включения гематита и лепидокрокита в натуральном камне, оттенок такого стекла всегда одинаков, но разной насыщенности с разной степенью растворенности красителей. Помимо розовых оттенков это стекло делают также с коричневыми и желтыми разводами и главным отличием будет наличие пузырьков воздуха в бусинах и кабошонах.

Подделки «Вулканический кварц»

4. Подделка лунного камня и опала из опалита и стекла с напылением

Опалит — стекло, которое пытаются продавать под видом натурального опала или лунного камня. Также часто под видом лунного камня продают стекло с напылением между двумя склеенными половинками.

Стекло с напылением, предлагаемое под видом опала или лунного камня. Не является синтетическим опалом.

Натуральный лунный камень обладает приглушенной прозрачностью, мягко переливается и имеет участки с голубой, желтой, сиреневой, радужной иризацией. В натуральном лунном камне почти всегда видна внутренняя структура минерала. А иризация видна только при повороте под определенным углом камня к свету. Бусины опалита же прозрачные, равномерно окрашенные в голубовато-молочный цвет с желтоватыми переливами и не содержат включений (могут содержать пузырьки воздуха).

Слева-опалит, справа — натуральный лунный камень

5. Оникс

Оникс — ещё один популярный по количеству подделок камень. Под видом чёрного оникса продают крашенный халцедон (чёрного оникса не существует), а под цветным мятным и яблочно-зеленым с полосками скрывается кальцит. Структура натурального природного оникса — слоистая, состоящая из разнотональных серых, карамельных молочных оттенков, по весу он достаточно тяжелый. Если вы видите чёткие ровные или совсем блеклые и расплывчатые полоски, ощущаете маленький вес и теплую поверхность — это подделка.

Слева-натуральный оникс, справа — продающийся под его видом натуральный кальцит.

Натуральный оникс в бусинах в форме шара и свободной формы

Также многие ошибочно продают крашенный халцедон как чёрный агат, хотя ни чёрного, ни белого агатов не существует. Так под белым агатом продают в лучшем случае мрамор, отбеленную прессовку, халцедон, но чаще стекло.

подделки — «Чёрный и белый агаты»

6. Бирюза — крашеный говлит и пр.

Бирюза однозначно стоит в топе подделываемых камней, как только находили новый материал, хорошо поддающийся окрашиванию в характерный цвет, его обрабатывали и вставляли в украшения под видом бирюзы. Наиболее часто для этого использовали крашенный говлит, который даже в своем натуральном сером цвете продавали как «незрелую бирюзу», турквенит, кахалонг, магнезит и хризоколлу.

У природной бирюзы определённая твердость, плотность, цвет, люминесценция, восковой блеск, а также характерная структура, которую можно разглядеть только под микроскопом – светло-голубой фон украшен тёмно-синими дисками, а также мелкими частичками белых оттенков. В искусственной бирюзе преобладают голубоватые частицы. Одна из главных характеристик натуральной бирюзы – это размер камня, в природе чистая бирюза встречается небольшими кусочками (к примеру, бирюза размером с грецкий орех считается большой редкостью). Крупные камни окрашены неравномерно — поэтому если перед вами большой камень с равномерной окраской, то это с большой вероятностью подделка. Ещё одна важная характеристика – цена: бирюза – это драгоценный камень, который встречается в природе достаточно редко, поэтому украшения из бирюзы не могут стоить дёшево.

На что следует обращать внимание: однотонный ровноокрашенный камень с темными крапинкам иили с коричневыми прожилками, похожими на трещины – подделка из говлита; тёмные пятна – магнезит, обработанный солью или медью; чаще всего на сколах и в отверстиях «камень» будет серый или белый, так как практикуется поверхностное окрашивание, не затрагивающее всю глубину камня.

Слева-говлит, справа-натуральная бирюза

7. Авантюрин

Цвет натурального камня белый, светло-серый, медовый, розовый, кирпичный, вишневый, зеленый. Насыщенные цвета нередки, а вот блёстки в природном авантюрине — редкость. В авантюриновом стекле избыточное количество блестящих вкраплений, в натуральном авантюрине эта блестящая пыльца не так ярко выражена.

Слева — стеклянная подделка, справа — натуральный авантюрин

8. Хризопраз

Вместо значительно более дорогостоящего хризопраза очень часто продаётся крашенный халцедон. Признаки, по которым можно отличить подделку — это цвет и равномерность окраски.

Крашенный халцедон равномерно окрашен по всей своей плоскости и все бусины имеют одинаковый цвет, насыщенность цвета и практически не имеют включения, также у полупрозрачных халцедоновых бусин заметен ячеистый фронт роста (структура в виде «сот», которую видно, если посмотреть на камень на просвет). Также такой крашенный халцедон чаще всего намного темнее природного хризопраза. Цвет же природного хризопраза очень особенный: гамма оттенков очень разнообразна — от мятных прозрачных с молочными областями до насыщенных бирюзово-зеленых. Хризопразу очень характерны живописные включения породы медно-коричневых, серо-бежевых тонов.

9. Кошачий глаз

Цветные бусины кошачьего глаза с ровными полосками, конечно же, тоже являются подделкой. Настоящий минерал хризоберилл — невероятно редкий и дорогостоящий, но если вас привлекают именно его визуальные свойства, то есть другие камни, обладающие таким визуальным эффектом — к примеру, кварцевый кошачий глаз. Правда, натуральные камни никогда не имеют ярких открытых цветов: натуральный хризоберилл имеет серо-оливковую гамму, а кварцевый кошачий глаз — серую. Поэтому стеклянным боросиликатным бусинам с «эффектом кошачьего глаза» нет альтернативы по разнообразию цвета.

Читайте также:
Какие украшения можно подарить девушке на день рождения

Слева-кварцевый кошачий глаз, справа- стеклянная имитация кошачьего глаза

10. Малахит

В основном на рынке подделок в виде малахита представлены полимерная глина (которую замешивают в полосатом виде и рубят в кабошоны или гранят в бусины) и пластиковые имитации с полосками. Чтобы отличить натуральный камень от имитации, обратите внимание на слоистость — малахит отличается плавными линиями, также камень достаточно тяжелый и имеет холодную поверхность. Также внутри камня часто присутствует сатиновое мерцание, которое можно увидеть, поворачивая на свету. Цвета подделок будут довольно яркими, контрастными, а рисунок не будет создавать приятного узора, крапинок и включений хризоколлы или азурита, свойственных природному малахиту.

Слева-подделка, справа-натуральный малахит

11. Кахолонг

Кахолонг — непрозрачная молочно — белая разновидность опала. Хоть он и встречается в ювелирном деле, на рынке натуральных камней под этим именем недобросовестные продавцы продают говлит и отбеленный магнезит. У натурального кахолонга присутствует некоторая неравномерная прозрачность, особенно по тонкому краю камня. А вот у говлита и магнезита мы увидим коричневатые или серые прожилки, тогда как у натурального кахолонга это именно дендритовые включения.

Слева-натуральный кахолонг, справа-говлит

12. «Арбузный» турмалин

Популярный арбузный турмалин — частая цель имитаторов. Полученные имитационные камни часто состоят из тонкой пластины из цветного стекла или пластика, склеенного между двумя кусками цветного стекла.
Имитацию легко определить с помощью микроскопа или лупы. Если исследовать камни вдоль пояса, можно увидеть край цветной пластины или линии клея. Иногда пузырьки клея видны даже невооруженным глазом.

Слева-натуральный «арбузный» турмалин, справа-имитация

Но самые частые подделки это простые крашенные стеклянные, акриловые бусины или имитация из дешевых прессованных камней, зонально окрашенные в розовый и зеленый цвет. Натуральному турмалину присущи характерная структура, ее всегда видно, даже если камень совершенно непрозрачный. И в природном арбузном турмалине видны зоны роста кристалла с включениями и разнообразием оттенков.

Мы надеемся, что эта статья будет вам полезной. В одной статье невозможно в полной мере раскрыть все нюансы этой многослойной темы, поэтому, если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, будем отвечать.

Источник

Кварц: описание, магические свойства и кому подходит

Кварц: описание, магические свойства и кому подходит

Слово «кварц» у многих ассоциируется со стеклом, песком и горным хрусталем. Такой ассоциативный ряд вполне оправдан — во всех них содержится кварц. Этим термином обозначают не одну разновидность самоцветов, а целую группу. Минералы, относящиеся к группе кварцев, обладают различной окраской, а также магическими и целительными свойствами. Помимо базовой химической формулы общее у них одно — эти кристаллы концентрируют в себе материнскую энергию нашей планеты, позволяя напрямую обращаться к ней за помощью или защитой.

Кварц входит в число наиболее распространенных на Земле минералов. Слово «кварц» имеет немецкое происхождение и в переводе означает «твердый».

Минерал был известен и активно применялся с древних времен практически на всех континентах. Кристаллы активно использовали и кельты, и индийцы, и даже японцы. Алхимики и адепты магических искусств во все эпохи развития человечества считали этот минерал обязательным атрибутом своих опытов и ритуалов.

Физические и химические свойства кварца

Химическая формула кварца проста — SiO2, то есть минерал представляет собой оксид кремния. Кварц может выступать в качестве основной составляющей стекла, так как представляет собой стеклообразующий оксид. Это полупрозрачный либо прозрачный относительно лёгкий камень со средней плотностью 2,6—2,65 г/см³ со стеклянным (реже — жирным) блеском, белым цветом черты и раковистым изломом. Кварц — твёрдый минерал (7 из 10 по шкале Мооса), поцарапать его можно только очень твёрдыми кристаллами: топазом, сапфиром, рубином или алмазом. Нож или стекло следа на кварце не оставят.

Чистый кварц — белый или бесцветный, тот или иной оттенок ему придают примеси химических элементов, как правило, железа. Минерал растворяется в щелочных расплавах и плавиковой кислоте, плавится при температуре 1713°С. Обладает пьезоэлектрическими и диэлектрическими свойствами.

Кварц и кварцит — в чем разница?

Кварц и кварцит — названия почти одинаковы, в чем же разница между ними? Кварц — минерал природного происхождения, а кварцит — это горная порода, содержащая этот минерал в той или иной концентрации. В отличие от кварца, у кварцита нет точной химической формулы. Кварцит благодаря своей прочности и эстетической привлекательности используется при отделочных работах в строительстве, иногда применяется при создании предметов интерьера.

Добыча кварца

Кварц — широко распространенный минерал, он встречается на всех континентах нашей планеты. Его добыча ведётся во многих странах. Месторождения кристаллов ювелирного качества разрабатываются в Бразилии, Мексике, США, Казахстане, Украине и России.

Основной способ добычи кварца — карьерный. Также минерал добывают путем просеивания, а в некоторых случаях — вручную в россыпях горных пород.

Как выглядит кварц: разновидности и цвета

как выглядит камень кварц

В природе встречается кварц самых разнообразных оттенков — от абсолютно бесцветного до черного, крайне редко встречаются минералы голубого и зелёного цвета. Натуральный прозрачный кварц никогда не бывает окрашен в синий цвет.

В зависимости от особенностей химического состава, различают следующие разновидности самоцветов, относящиеся к категории кварцев:

Источник
Рейтинг
Загрузка ...