Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно — прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.
Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло.
Содержание
Введение
Глава 1 Анализ состояния современного рынка ювелирных товаров
1.1 Потребительские свойства и требования к
качеству ювелирных изделий ……………………………………………………..4
1.2 Классификация и ассортимент ювелирных изделий ……………………..6
1.3 Основные материалы для изготовления ювелирных изделий ………….22
Колумбийские изумруды | Изумруд эталонного качества
1.4 Пробирование и клеймение ювелирных изделий ……………………….28
Глава 2 Характеристика предприятия «Алмаз-холдинг»
2.1 Обзор рынка ювелирных изделий России по итогам
2009 года и по состоянию на январь 2010 г. ……………………………………31
2.2 Организационно-экономическая характеристика
предприятия «Алмаз-холдинг» ………………………………………………….38
2.3 Анализ ассортимента магазина «Алмаз-Холдинг» ……………………..42
2.4 Проверка качества ювелирных изделий и особенности экспертизы …..48
Заключение
Список литературы
Содержимое работы — 1 файл
Глава 1 Анализ состояния современного рынка ювелирных товаров
- Потребительские свойства и требования к
качеству ювелирных изделий ……………………………………………………..4
- Классификация и ассортимент ювелирных изделий ……………………..6
- Основные материалы для изготовления ювелирных изделий ………….22
1.4 Пробирование и клеймение ювелирных изделий ……………………….28
Глава 2 Характеристика предприятия «Алмаз-холдинг»
- Обзор рынка ювелирных изделий России по итогам
2009 года и по состоянию на январь 2010 г. ……………………………………31
- Организационно-экономическая характеристика
- Анализ ассортимента магазина «Алмаз-Холдинг» ……………………..42
- Проверка качества ювелирных изделий и особенности экспертизы …..48
Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространенных видов декоративно — прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.
Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло.
НЕВЕРОЯТНЫЕ ИДЕИ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Ювелирное искусство возникло еще в глубокой древности. В 7 веке до нашей эры в Древней Греции зародилось искусство глиптики – резьбы по камню (геммы). В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные изделия с драгоценными камнями.
Золото и серебро издавна использовали во всех видах древнерусского искусства. В России в 11-13 веках ювелиры Киева и Новгорода с большим мастерством обрабатывали созданные природой различные цветные камни. Особенно славился изделиями из драгоценных металлов (золота и серебра) Великий Новгород, откуда это искусство затем перешло в Великий Устюг и Тотьму (Вологодская область).
По указу Петра 1 в январе 1725 года в Петергофе была создана первая в России гранильная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г был построен Колывано-Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже вблизи Екатеринбурга – мраморный завод. На этих заводах перерабатывались местные декоративные яшма и мрамор.
Во второй половине 19 и начале 20 в особенно выделялось ювелирное дело фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1848 году. Эта фирма объединила многие небольшие ювелирные мастерские. С большим мастерством и различными способами обрабатывались оправы из золота и серебра, изготавливались изделия из камня без оправ и др.
За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Шедевры, созданные гениальными мастерами – ювелирами всех времен, — изделия из золота с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда – украшают лучшие музеи мира.
Целью курсовой работы является изучение, анализа ассортимента ювелирных изделий, экспертиза качества ювелирных украшений.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
— изучение ассортимента ювелирных изделий;
— классификация и потребительские свойства
— качество и требования к качеству ювелирных товаров
Глава 1 Анализ состояния современного рынка ювелирных изделий
1.1 Потребительские свойства и требования к качеству ювелирных изделий
Потребительскими называют свойства ювелирных товаров, проявляющиеся непосредственно при их использовании как предметов потребления. Это относится как к личным украшениям (браслеты, кольца, броши и др.), так и к другим изделиям (предметы сервировки, курения, туалета и т. д.). Они должны удовлетворять определённые потребности (чаще эстетические) человека в процессе их эксплуатации. Потребительские свойства включают социальные, функциональные, эргономические, гигиенические и эстетические свойства, безопасность и надёжность потребления.
Социальное свойство товара – это соответствие его потребностям населения, обуславливающим целесообразность его производства, сбыта и потребления.
Функциональные свойства обуславливают соответствие товара целевому назначению как предмета потребления. Это относится как к форме, так и к конструкции изделия, которые должны соответствовать его назначению (подстаканник должен удерживать стакан, портсигар – папиросы, пудреница – пудру и т. д.).
Эргономические свойства товара обуславливают удобство и комфорт его использования потребителем. Это относится и к предметам сервировки стола (подстаканники, вилки, ложки, ножи и т.д.), и к предметам туалета (пудреницы, запонки, зажимы и др.), и к предметам личных украшений (серьги, броши, кольца и др.), и к другим группам ювелирных изделий, конструкция и форма которых должны обеспечивать удобство пользования ими.
Гигиенические свойства обуславливают благоприятные условия для организма и работоспособности человека при взаимодействии с товаром. Так, крючки в серьгах должны быть изготовлены из драгоценных металлов или быть золочёными, чтобы не окислялись в проколах ушей и не вызывали заболевания. Материалы, применяемые при изготовлении ювелирных товаров, должны соответствовать номенклатуре материалов Госсанинспекцией Министерства здравоохранения РФ.
Надёжность потребления товаров – это потребительское свойство, обуславливающие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Особенно это относится к конструкции замков, звеньев цепочек, закрепок камней в предметах личных украшений (броши, серьги, браслеты и др.) и в предметах для курения (портсигары, зажигалки), шарнирных соединений пудрениц, сигаретниц и других изделий, состоящих из двух створок.
Безопасность потребления обеспечивает защиту человека от опасных и вредных воздействий, возникающих при пользовании товаром. Все ювелирные изделия не должны иметь режущих кромок, выступов и других деталей, которые в процессе пользования травмировали бы кожу человека.
Эстетическое свойство товара характеризует его способность выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность и социально-культурную значимость. Эстетическое свойство ювелирного изделия включает в себя его рациональную красоту, новизну и лаконизм формы, разумность размера или миниатюризации, соответствие пластики и фактуры свойствам материалов и технологии производства, высокое качество обработки поверхности. Большое значение имеет также чётко выраженное стилевое единство с гаммой предметов гарнитура украшений.
Однако важнейшим требованием эстетики ювелирных изделий является соответствие содержания и формы, пользы и красоты. Ювелирные изделия могут считаться красивыми лишь в том случае, если их гармоничная форма соответствует конкретной функции, а не является случайным придатком, надуманном внешним оформлением.
Многие ювелирные изделия и по колориту и по форме отличаются неподдельной прелестью народного искусства. Сюжеты их росписи навеяны красотой природы, её весенним цветением.
Ювелирные изделия обладают особенными эстетическими свойствами, так как они относятся к произведением народного прикладного искусства. Это высокохудожественные изделия тонкой работы, которые воспитывают и повышают у покупателей эстетический вкус.
Особенность потребительских свойств ювелирных товаров состоит в том, что главным является эстетическое свойство. Красота изделий – основной критерий при их оценке потребителем.
1.2 Классификация и ассортимент ювелирных изделий
Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:
- Предметы личных украшений.
- Предметы туалета.
- Принадлежности для курения.
- Предметы для сервировки стола.
- Письменные принадлежности.
- Предметы для украшения интерьера.
- Принадлежности для часов.
- Сувениры.
По используемому материалу ювелирные изделия могут быть золотыми, серебряными, мельхиоровыми, латунными, из кости, камня и др.
Предметы личных украшений (кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, колье, кулоны, медальоны и цепочки) весьма разнообразны по видам и фасонам. Все они красиво дополняют одежду и должны гармонично с ней сочетаться. Помимо штучных ювелирных украшений, выпускают так называемые гарнитуры – наборы, выполненные в одной композиции.
Кольца изготавливают из золота 375, 583, 750 и 958-й проб, серебра 875-й и 916-й проб и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.). встречаются также кольца, изготовленные из платины 950-й пробы или сплава двух металлов, например золота и платины или золота и палладия, где одна часть (нижняя) из золота, а другая (верхняя) из платины или палладия.
Кольца из металла чаще называют обручальными, а кольца, украшенные вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, из стекла и пластмассы; наложением эмали или отделанные ажурными накладками, гравировкой филигранью, рельефными, штампованными украшениями, чернью, называют декоративными.
Кольца бывают самых разных форм и фасонов с шинками (ободками) разного сечения – круглого, полукруглого, полуовального, прямоугольного, треугольного и др.
Для колец установлены размеры, которые определяют по внутреннему диаметру, от 15 до 25 мм; разница между каждым размером – 0,5 мм. [18, с. 42]
Серьги очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов – золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них, различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и непроколотых ушей.
Бывают серьги гладкие, с гравированным или штампованным рисунком, с эмалью, филигранные или с различными вставками из камней драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др.
Серьги для проколотых ушей прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, называемым сложным замком, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой.
Серьги для непроколотых ушей – клипсы – крепят пружинной защелкой или на зажимных винтах. Клипсы в основном изготавливают из сплавов цветных металлов. Это самый недорогой вид серег.
Источник: www.turboreferat.ru
Требование к качеству ювелирных товаров
Ювелирные изделия должны соответствовать эстетическим и техническим требованиям. Соответствие изделий эстетическим требованиям определяют по образцу-эталону, а соответствие техническим требованиям — по действующей нормативной документации.
Технические требования к качеству ювелирных изделий включают в себя: требования к материалам, конструкции, отделке (обработке), размерам, массе, маркировке, упаковке изделий. Они содержатся в ОСТ 117-3-002-95 «Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия» с изменениями № 14, 20 и ОСТ 117-3-003-95 «Ювелирная и металлическая галантерея. Общие технические условия».
Эти требования распространяются на ювелирные изделия из драгоценных металлов серийного и единичного производств, а также реставрированные.
Серийное производство — это производство изделий, изготовляемых периодически повторяющимися партиями или непрерывно, при котором общий выпуск изделий одного артикула превышает 200 шт. в год.
Единичное производство — это производство изделий одного артикула, изготавливаемых полностью вручную либо с частичным применением технологической оснастки, выпускаемых единовременно или периодически отдельными единицами, при котором общий выпуск не превышает 200 шт. в год.
Изделия серийного производства должны соответствовать техническому описанию; изделия единичного производства — рисунку и/или авторскому образцу.
В изделиях могут быть незначительные варьирования элементов композиции, росписи или другой художественной отделки при условии сохранения сложности рисунка и высокого качества исполнения.
Требования к качеству материалов
Сплавы драгоценных металлов, применяемые для изготовления изделий, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51152-98.
Материалы, применяемые для изготовления изделий, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов и технических условий.
Изделия должны быть заклеймены территориальной государственной инспекцией пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты.
В изделиях из драгоценных металлов могут применяться детали из недрагоценных металлов только в том случае, если детали (часть деталей) не могут быть изготовлены из драгоценных металлов по техническим причинам. Разрешается также использование неметаллических частей (вставок, эмали, черни).
Недрагоценные металлы, применяемые для изготовления изделий, находящиеся в непосредственном контакте с кожей и с пищевыми продуктами, должны проходить экспертизу в органах Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.
Парные изделия (серьги, запонки) должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок, а также характеру рисунка вставок (если иные требования не предусмотрены техническим описанием, рисунком и/или авторским образцом).
Незначительные различия в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не являются. Если полупары имеют ассиметрнчную конструкцию верхушки, то они должны быть подобраны в пару по принципу «зеркального» отображения.
Требования к качеству обработки поверхностей
Поверхности изделий должны быть:
• шлифованные и крацованные — равномерно шлифованными и крацованными;
• полированные — доведенными до блеска;
• матовые — равномерно матовыми и бархатистыми на вид;
• фактурированные — неполированными или частично полированными.
На поверхностях изделий (кроме поверхностей с эмалевыми покрытиями) не должно быть трещин, раковин и заусенцев.
Кроме того, на лицевых поверхностях изделий не должно быть вмятин, царапин, следов инструмента, облоя, волнистости, следов клея, пятен и потертостей (кроме натиров на пробирном камне, не являющихся браковочным признаком).
• более трех рассредоточенных пор на крупногабаритных предметах сервировки стола и украшениях интерьера (подносах, блюдах, тарелках, подсвечниках и т. п.);
• более двух одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных пор на объемных изделиях (вазах, кувшинах, кубках и т. п.);
• более двух рассредоточенных пор на других предметах сервировки стола и украшениях интерьера;
• более одной поры на личных украшениях.
На нелицевых поверхностях допускаются незначительные пористость, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.
Требования к качеству декоративных и защитных покрытий
Качество покрытий, должно соответствовать ГОСТ 9.301 — 86 « Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования».
Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью дефектов металла. Кроме того, на эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) не должно быть царапин, пузырей (включений), пор, наплывов на канты и перегородки.
• на эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) незначительная волнистость эмали, а также наличие волосовидной черты в местах соединения эмали с перегородками и кантами;
• на эмалевых покрытиях предметов сервировки стола и украшениях интерьера незначительная волнистость и разнотонность слоя эмали, а также не более трех рассредоточенных пузырей (включений) в виде точек и трех незначительных царапин на крупногабаритных изделиях (подносах, блюдах, тарелках, подсвечника и т. п.); не более двух одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных пузырей (включений) в виде точек и двух не значительных царапин на объемных изделиях (вазах, кувшинах кубках и т. п.) и изделиях с двусторонней эмалью; не более одно го пузыря (включения) в виде точки и двух незначительных царапин на остальных изделиях.
На гальванических покрытиях могут быть незначительные след мест контактов с токопроводящими приспособлениями без нарушения слоя покрытия и не ухудшающие внешний вид изделия.
В изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков просветов.
На черневых покрытиях предметов сервировки стола и украшениях интерьера не должно быть более пяти рассредоточенных пор.
Требования к качеству монтировки и обработки изделий
Сварные и паяные швы в изделиях должны быть плотными, ровными и не иметь прожогов. Со стороны лицевой поверхности изделия швы должны быть близкими по цвету к сплаву, из которого изготовлено изделие.
Штампованные, чеканные, филигранные, резные и гравированные рисунки на поверхности изделий должны иметь четкое изображение
В реставрированных изделиях по согласованию с заказчиком до пускаются дефекты, не поддающиеся исправлению.
Режущие кромки в изделиях кроме клинков ножей, игл булавок не допускаются.
Требования к качеству вставок и закрепок
Вставки, предназначенные для применения в изделиях, должны соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий.
Культивированный жемчуг в изделиях не должен иметь механически повреждений поверхности жемчужного слоя, исключая отверстия дл закрепки (нанизывания) жемчуга. Допускаются не ухудшающие внешний вид изделия покрытые жемчужным слоем естественные наплывы, бугорки и вмятины. Культивированный жемчуг в изделиях с двумя и более жемчужинами должен быть подобран по цвету, размера и форме в соответствии с техническим описанием, рисунком и/или авторским образцом.
Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно, если иное » не предусмотрено художественным решением, при атом возможность выпадения вставок должна быть исключена.
При крапаповой закрепке и закрепке в корнеры крапаны и корнеры должны быть заправлены, а концы их плотно прижаты к поверхностям вставок. Крапаны должны быть расположены по периметру вставок симметрично, без перекосов, не перекрывая верхние грани коронки и обеспечивая ее максимальный обзор, если иное не предусмотрено техническим описанием, рисунком и/или авторским образцом. Шип вставки не должен выступать за пределы каста, который не должен закрывать вставку более чем на 1/3 высоты коронки.
При глухой закрепке касты должны обжимать вставки но рундисту плотно, без зазора. При этом в случае отделки грнзантом рисунок гризанта должен быть четким и без разрывов.
Допускается крепить вставки из жемчуга, кораллов, янтаря, раковин, поделочного цветного камня, а также других непрозрачных материалов на клей в сочетании с глухой закрепкой или на клей и штифты.
Источник: studfile.net
Презентация на тему Товароведение и экспертиза ювелирных товаров
Технологический процесс производства ювелирных изделий: плавка – получают необходимый сплав металлов в слитках; ковка – сплавам придают пластичность; вальцовка (или прокатка) – формирует необходимую толщину и профиль изделия; литье, плетение, спайка, штамповка и др. как способы придания формы заготовкам. Так,
- Главная
- Юриспруденция
- Товароведение и экспертиза ювелирных товаров
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1 Товароведение и экспертиза ювелирных товаров
Преподаватель: к.х.н. Потапова Альбина
Валерьевна
Слайд 2 Технологический процесс производства ювелирных изделий:
плавка – получают необходимый
сплав металлов в слитках;
ковка – сплавам придают пластичность;
вальцовка (или
прокатка) – формирует необходимую толщину и профиль изделия;
литье, плетение, спайка,
штамповка и др. как способы придания формы заготовкам. Так, для изготовления цепей используют плетения различных видов: фантазийное, ленточное, якорное, панцирное, витое и венецианское;
огранка, шлифование – обработка ювелирных камней;
крепление камней – производится в глухой кастовой, крапановой, разрезной и корнеровой оправе.
Классификация ювелирных изделий
Слайд 3 Требования к качеству ювелирных изделий
Соответствие формы, размеров, веса
и других параметров образцам, утвержденным в технической документации и
стандартах.
Цельное и равномерное покрытие.
Отсутствие видимых невооруженным глазом царапин, вмятин, следов
работы инструмента, трещин.
Слайд 4 Метрическая проба
Основой метрической системы проб является
количество миллиграммов
основного благородного
металла в 1 грамме (или грамм в
килограмме)
пробируемого сплава. Также количество весовых
частей (долей) основного благородного
металла
на 1000 весовых частей (долей) пробируемого сплава.
Каратная проба
Каратная система проб используется
по всему миру. Основой каратной системы
проб является количество карат основного
благородного металла в 24 каратах
пробируемого сплава.
Золотниковая проба
Золотниковая проба введена в России с момента
пробирования драгоценных металлов до 1927 г.
Золотниковая система проб построена на основе
русского фунта, содержащего 96 золотников.
Подобно европейской каратной системе золотниковая
проба в обозначении соответствует числу золотников
драгоценного металла в 96 золотниках (1 фунте)
пробируемого сплава
Слайд 5 9 карат — 36 золотников — масса благородного металла составляет
0,375 от веса сплава;
12 карат — 48 золотников — масса благородного
металла составляет 0,500 от веса сплава;
14 карат — 56 золотников — масса
благородного металла составляет 0,583 от веса сплава;
18 карат — 72 золотника — масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава;
21 карат — 84 золотника — масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава;
22 карат — 88 золотников —масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава;
23 карата — 92 золотник — масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава;
24 карата — 96 золотников — масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава.
Для пересчёта золотниковой пробы в каратную
значение золотниковой пробы следует разделить на 4.
Для пересчёта золотниковой пробы в метрическую
значение золотниковой пробы следует разделить на 96 и умножить на 1000.
Для пересчёта каратной пробы в метрическую
значение каратной пробы следует разделить на 24 и умножить на 1000.
Слайд 6 Gold Plated
Наиболее распространенный вид золочения — гальваническое
покрытие (Gold Plated или GP), т.е. электрогальваническое покрытие тончайшим
слоем золота толщиной в несколько микрон, т.е. собственно говоря —
напыление.
Фурнитура с гальваническим покрытием обозначется английской аббревиатурой GP (Gold plated). или GEP (Gold electroplated).
Украшения, созданные с использованием фурнитуры с гальванической позолотой, относятся к категории costume jewelry, т.е. «костюмных» украшений
Gold Filled
Более дорогой и качественный способ золотого покрытия, используемый в создании ювелирных и бижутерных украшений более высокой категории (fine jewelry), — это способ, который в дословном переводе звучит как «наполненный золотом» (Gold Filled или GF).
В результате получается золотое покрытие толщиной от 8-10 до сотен микрон, образующее с подложкой металлургически сплавленное соединение.
Слайд 7
ГЛУХОЙ КАСТ
ПОЛУГЛУХАЯ ЗАКРЕПКА БЕЗ
ОПОРЫ
ЮВЕЛИРНЫЕ ВСТАВКИ. ВИДЫ ЗАКРЕПОК.
Закрепкой в ювелирном деле называют процесс
закрепления камней в оправу или гнездо готового изделия.
Сущность сводится
к тому, чтобы обработать гнездо по форме и размерам ювелирной вставки, надежно закрепить камень в изделии и обработать оправу или гнездо так, чтобы изделие было не только красиво, но и удобно в эксплуатации.
ОБОДКОВЫЙ КАСТ (ЦАРГОВЫЙ)
Слайд 8 КРАПАНОВЫЙ КАСТ
Слайд 9 В зависимости от свойств различают камни. — драгоценные,
— полудрагоценные — поделочные
на натуральные – добываются из горных пород
и недр земли;
синтетические – выращенные химическим путем;
искусственные.
По способу получения драгоценные
Источник: mypreza.com