«Троица» Андрея Рублева покинула Третьяковскую галерею
В Сети размещены 1-ые фото, изготовленные после прибытия иконы Андрея Рублева «Святая Троица» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру. Они появились на страничке ВКонтакте депутата Госдумы Сергея Пахомова.
Третьяковская галерея официально об этом ничего не докладывала. Инфы об этом на официальном веб-сайте музея нет. Судя по сообщениям на новостном портале Rambler, который ссылается на Telegram-канал «Вперед. Сергиев Посад», икону привезли ночкой. «Ее встречали депутат Госдумы Сергей Пахомов, глава окрестность Миша Токарев, братия обители. «Троицу» расположили в особом стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь». О том, кто из музейных профессионалов аккомпанировал икону, не сообщается.
Практически шестисотлетняя икона Андрея Рублева «Святая Троица», чья сохранность издавна волнует ученых, отправилась из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру на празднования по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
«Троица» Андрея Рублева снова в Лавре
Как витрина, в которую помещена «Святая Троица», может защитить образ от погодных перепадов и можно ли ее вообщем именовать «защитной капсулой», непонятно. По последней мере, защитную капсулу для картины «Иван Суровый убивает собственного отпрыска», которая подразумевает антибликовое и антивандальное покрытие, также сохранение температурного и влажностного режима, заказали за длительное время до возвращения шедевра Репина в залы музея. Тогда сообщалось, что «сейчас антивандальное, антибликовое и пуленепробиваемое стекло, нужное для капсулы, делают только в Стране восходящего солнца и Италии».
Кто производитель капсулы и стекла для транспортировки и показа «Святой Троицы» Андрея Рублева, инфы нет.
Издание The Art Newspaper Russia напоминает, что «аналогичная история с выдачей образа разворачивалась в 2008 году. Тогда на волне широкого общественного резонанса и многочисленных публикаций музейщикам удалось отстоять невозможность транспортировки иконы из-за ее хрупкости».
Как писала в своей статье 2013 года искусствовед и сотрудник Третьяковской галереи Наталья Шередега, «общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы?» — пока нет». «Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году, и позже была перенесена в каменный храм. Другая точка зрения заключается в том, что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева», — писала Наталья Шередега.
Первая копия с рублевской иконы была сделана в XVI веке.
Андрей Рублёв. Троица / История одного шедевра
Впервые расчистка иконы от поздних записей была произведена больше века назад. Как указывает Н.Шередега, расчистка была сделана в 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И.С. Остроухова. Тогда «иконописец-реставратор В.П. Гурьянов вместе с В.А. Тюлиным и А.И. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения. В 1918-1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при Загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица». После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева».
В Третьяковскую галерею икона, писанная Андреем Рублевым, была передана в 1929 году из Загорского историко-художественного музея. Она считается самым высоким созданием русской культуры. С тех пор икона находится под постоянным наблюдением хранителей и реставраторов.
ИсточникПосле завершения торжеств в Троице-Сергиевой лавре икона «Троица» отправится обратно в Третьяковку
СМИ и общественность весь день обсуждали состояние иконы и условия ее транспортировки в Лавру. Искусствоведы-реставраторы отмечают, что другой температурный режим может негативно повлиять на сохранность иконы
Фото: Александра Мудрац/ТАСС —>
«Троицу» Андрея Рублева доставили в Троице-Сергиеву лавру на праздничное богослужение из Третьяковки, где она находилась на вечном хранении.
Сотрудники музея опасались, что перемещение и изменение условий хранения шедевра древнерусского искусства могут пагубно сказаться на его сохранности, сообщали СМИ. Но, как заявили «Интерфаксу» в пресс-службе Третьяковки и в Минкульте, икона в Троице-Сергиевой лавре находится в специальной капсуле с поддерживаемым климатом.
Два ближайших дня в Лавре проходят торжества по случаю 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского с участием множества паломников и патриарха Кирилла.
Договор Третьяковской галереи с настоятелем Троице-Сергиевой лавры предполагает, что обратно икону Андрея Рублева отправят вечером 18 июля.
В Троице-Сергиеву лавру «Троица» Андрея Рублева была доставлена в ночь на воскресенье. Ев выгружали из специального автомобиля молодые люди с надписями на толстовках «Арт-курьер». Третьяковка воспользовалась услугами той же компании, которая перевозила работы коллекции Морозовых после выставки в фонде Louis Vuitton во Франции. Однако в «Арт-курьере» на звонки в воскресенье не отвечали. Затем икона была установлена в специальный саркофаг, а наместник Лавры епископ Фома, обратившись к собравшимся, сказал, что пусть и краткосрочное возвращение святыни на свое историческое место это возможность преклониться перед ней в стенах собора, для которого икона и была написана.
Действительно, последний раз икона была в Троице-Сергиевой лавре до Октябрьской революции, советское правительство передало ее на реставрацию, а с 1929 года «Троица» находилась в Третьяковке.
На видео с богослужения видно, что икона находится в стеклянной витрине и свечей рядом с ней нет. Однако транспортировка «Троицы» вызвала бурные дискуссии. В Третьяковке и Минкульте говорят, что шедевр древнерусского находится в соборе в специальной капсуле с поддерживаемым климатом и перемещался со всеми необходимыми предосторожностями. Но реставраторы-искусствоведы так не считают. По их мнению, она перенесена в другое пространство, не связанное с ее жизнью последние сто лет.
80 километров туда и обратно — это недопустимая нагрузка. А действующий храм — это живой организм, где большое скопление народа, горят свечи, во время богослужений используют кадило — все это резко меняет температуру и влажность, говорит эксперт Государственного научно-исследовательского института реставрации Михаил Красилин:
Михаил Красилин эксперт Государственного научно-исследовательского института реставрации «Этот хрупкий памятник 80 километров трясется по не всегда хорошей дороге. Ее состояние действительно очень сложное. Структура самой доски, грунта, многоосного красочного слоя, который веками наносился, — это сложный организм. Если икона посыплется, это уже будет необратимый процесс — памятник погибнет. Я уже знаю о том, что икона помещена в иконостас, который совершенно не приспособлен для включения той капсулы, в которой икона находится в Третьяковской галерее. Фактически икона открыта, и смена температурно-влажностного режима, безусловно, будет губительно сказываться на этом памятнике. Если мы потеряем, это для нас будет национальной катастрофой. В соборе [в Троице-Сергиевой лавре] есть прекраснейшая копия с этой «Троицы», весьма почитаемой уже и намоленной».
Музейное сообщество уже пошло на компромисс с Московской патриархией. Раз в год в день Троицы икона переносится в домовую церковь Третьяковской галереи, в церковь Николы в Толмачах. Долго решался вопрос, можно ли ее там оставить, но реставраторы категорично ответили — нет.
Последний раз на относительно далекое расстояние икону перевозили на выставку из Лаврушинского переулка на Крымский вал, в 2007-м. Это 3 километра, и тогда она пострадала.
Говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин:
Михаил Миндлин директор Музея имени Андрея Рублева «Ее перевозили из Лаврушинского на Крымскую набережную и обратно. Ну, в общем, появились отставания грунта, живописного слоя, возникли проблемы. Хотя был специализированный транспорт с определенными механизмами, гасящими колебания при движении, но это не очень помогло. И реставрационные работы велись на протяжении всего, насколько я помню, 2008 года и позднее. И сейчас икона находится в стабильном состоянии, в климатической витрине, ее переносят только в Третьяковский храм на праздник Троицы. Но это буквально 100 метров, переносят на руках, и практически она не испытывает каких-то серьезных колебаний. Поэтому предсказать последствия будет проблематично».
Ранее РПЦ уже дважды пыталась получить икону для использования в богослужениях на Троицу. В 2008-м с письмом в Минкульт обратился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, поскольку «нас ожидают непростые времена». Второй раз был совсем недавно, 12 июня, когда праздник Святой Троицы совпал с Днем России. Музей в обоих случаях отказал. Теперь это сделать удалось.
Источник«Троица» Андрея Рублева
«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.
Знаменитый образ «Троицы», ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры, написан преподобным Андреем Рублевым в начале второго или середине третьего десятилетия XV века.
«Троица» почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева.
«Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры
История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому».
«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней.
Композиция и интерпретация
Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает.
Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют.
Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы.
Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь).
Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.
Над правым ангелом видна гора. Все явления Бога в библейской традиции происходили на горах: Синай — место дарования закона, Сион — Храм (и сошествие Святого Духа на апостолов), Фавор — Преображение Господне, Голгофа — Искупительная жертва, Елеон — Вознесение.
Есть мнение, что каждый ангел на иконе изображает Лицо Троицы. Толкования разнятся. По одному из них, средний ангел символизирует Бога Отца (как насадителя древа жизни), левый — Сына (как основателя Церкви), правый — Духа Святого (как Утешителя, пребывающего в мире). По другому — средний ангел символизирует Сына, на что указывает цвет его одежды, традиционный для изображений Христа: багряный и лазурный. Левый ангел, «строитель» (поэтому за его спиной изображен дом) Вселенной — отец.
В изображении используется традиционный для средневекового изобразительного искусства прием обратной перспективы — пространство иконы визуально представляется большим, чем реальность, в которой находится зритель.
Многие исследователи обращают внимание на тот факт, что «Троица» создавалась в период противостояний между русскими князьями и татаро-монгольского ига и указывала на необходимость единства. Косвенно эта интерпретация подтверждается тем, что и сам преподобный Сергий много трудился над восстановлением братских отношений между князьями, а в Троице Единосущной и Нераздельной видел образ единства, необходимый для всего человечества.
История открытия и современное состояние
В 1575 году по приказу Ивана Грозного «Троица» была скрыта золотым окладом. В 1600 и 1626 годах Борис Годунов и царь Михаил Федорович соответственно меняют оклады.
Тяжелая золотая риза скрывала образ до 1904 года, когда «Троицу» было решено расчистить — отреставрировать, восстановив изначальный вид.
На протяжении истории икона несколько раз поновлялась. Поновление не было реставрацией — в соответствии со вкусами эпохи художники могли менять пропорции, цветовую гамму и даже композицию изображения.
Первое поновление «Троицы» относится к периоду правления Бориса Годунова, второе, самое катастрофичное для образа — к 1636 году. В третий раз икона поновлялась в 1777 году, а в XIX веке она поновлялась даже дважды.
В 1904 году с «Троицы» был снят оклад; представленный публике образ был выполнен палехскими мастерами. Художник В. П. Гурьянов расчистил несколько слоев и обнаружил изображение, как казалось, оригинальное: светлые одежды ангелов, в целом светлая и яркая световая гамма. Гурьянов выполнил свой вариант реставрации (по сути — то же поновление), и «Троица» вновь оказалась скрыта.
К реставрации «Троицы» вернулись в 1918 году по заданию Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В комиссию входил в том числе священник Павел Флоренский. Икона уже была значительно повреждена и нуждалась в особом хранении, однако в собрание Третьяковской галереи была передана лишь в 1929 году, где находилась до войны. В 1941 году «Троицу» эвакуировали в Новосибирск, из эвакуации она вернулась в октябре 1944 года и не покидала Третьяковку более шести десятилетий, не считая ежегодного (что продолжается и по сей день) переноса образа в храм на праздник Троицы в храм святителя Николая при ГТГ — лишь в 2007 году ее вывезли в корпус на Крымском валу. Тогда икона пострадала при транспортировке и нуждалась в дополнительном укреплении.
Сейчас икона хранится в особом киоте. Состояние ее стабильно, хотя существуют необратимые повреждения: красочный слой местами отстает, на изображении видны следы от гвоздей с оклада. В 2008 году развернулась широкая общественная полемика по поводу возможности перенесения «Троицы» в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Тогда искусствоведы пришли к выводу, что без значительного ущерба шедевру русской живописи это невозможно.
Интересные факты
— «Воздушные», прозрачные краски, в которых наш современник часто видит особый авторский замысел, создающий колорит и атмосферу рублевской «Троицы», делающий фигуры ангелов тонкими и бесплотными — следствие реставраций и поновлений. Изначально икона была написана яркими красками.
— Священник Павел Флоренский считал само существование «Троицы» Андрея Рублева доказательством бытия Бога (см. работу «Иконостас»).
— В финале фильма режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев» зритель видит образ «Троицы».
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
ИсточникГде должна находиться «Троица» Рублева — в музее или храме?
16 июля икону «Троица» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Искусствоведы выступили против транспортировки иконы, опасаясь, что ее могут повредить, однако Минкульт опроверг опасения. 19 июля икону вернули обратно в музей. Несмотря на заявление Минкульта, ее состояние изучают реставраторы. «Сноб» рассказывает, почему шедевр древнерусской иконописи не могут поделить верующие и ученые и как можно решить затяжной конфликт между исследователями и духовенством, который длится больше 100 лет
Верующие около иконы Андрея Рублева «Троица», доставленной в Троице-Сергиеву Лавру
Тайна, которая хранилась под окладом
«Икона всегда покрывается защитным лаком», — рассказывает «Снобу» директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. Русские иконописцы часто использовали в качестве лака олифу — специально приготовленное вещество из нескольких ингредиентов на основе растительного масла. Оно образовывает поверх изображения пленку, которая защищает икону от влаги. Но олифа имеет неприятное свойство — за 30-90 лет она полностью темнеет.
«Под потемневшим слоем изображение иконы плохо просматривалось, — продолжает Миндлин. — Раньше снимать этот слой не умели. Поэтому, чтобы освежить живопись на иконе, художники прописывали изображение поверх защитного слоя. Причем делали они это достаточно вольно — в соответствии с эстетическими вкусами своего времени. В итоге на древних русских иконах образовывались несколько слоев записей. И если перед нами икона конца XIV — начала XV века, то представляете, сколько за это время на ней могло появиться живописных слоев?»
Среди искусствоведов нет единого мнения, когда была написана «Троица», однако большинство исследователей полагают, что это были 20-е годы XV века. С этого времени икона «Троица» хранилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и как минимум с XVI века считалась одной из самых почитаемых в ней: Иван Грозный и Борис Годунов жертвовали ей драгоценные оклады, закрывавшие изображение Рублева, за исключением нескольких иконописных деталей. Поэтому вплоть до начала XX века икона была почти полностью закрыта от глаз — в 1904 году из-под оклада виднелись только ступни, кисти рук и лики трех ангелов. В том же году реставратор Василий Гурьянов нашел способ снять слой олифы и расчистил небольшой фрагмент изображения одежды на одной из фигур Троицы. Под напластованием слоев он увидел «пронзительный голубой цвет Рублева», рассказывает искусствовед Ирина Языкова. Затем его увидели прихожане, и к иконе потянулись паломники. Монахи лавры стали беспокоиться, что ее могут случайно повредить. Чтобы этого избежать, братия решила закрыть икону окладом, одновременно запретив все реставрационные работы. Полностью раскрыть икону удалось только в 1918 году реставраторам под руководством художника Игоря Грабаря. Специалисты увидели под окладом трех ангелов, сидящих за столом, и «райские цвета», говорит Языкова: «пронзительно-голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый».
Подлинность расчищенной иконы не вызывает сомнения у всех серьезных исследователей, отмечает Миндлин. При этом, по его словам, «Троица» — единственная дошедшая до наших дней икона, полностью созданная Андреем Рублевым. В остальных иконостасах, связанных с его именем, Рублев мог выступать в качестве художника, рисующего деревья, одежды, лики святых, или, например, в качестве редактора — человека, который правит живопись после работы группы художников.
Как «Троица» стала русским брендом
«Рубеж XIV-XV веков, когда работал Андрей Рублев, был временем глобального кризиса для всего православного мира», — рассказывает историк искусства Алексей Лидов. Константинополь опасался взятия османами, прося помощи у Запада, внутри Византии усугублялся экономический кризис, в результате которого многие греческие художники, не имевшие возможности зарабатывать на родине, начинали искать работу в других странах. До конца существования Византии, у которой Русь позаимствовала традицию живописи, оставалось примерно полвека.
Стиль Рублева был как раз одним из направлений византийского искусства кризисного времени, когда империей правила последняя династия — Палеологов, говорит Лидов.
«Рублев этот стиль не изобрел. Он его воспринял и начал развивать, — отмечает историк искусства. — Причем на Руси этот стиль оказался очень востребованным, а в XV веке — уже доминирующим. В XVI веке он был закреплен решением Стоглавого собора как обязательный для иконописцев. То есть Андрей Рублев был поставлен государством на уровень великих византийских мастеров, а его иконописная манера стала мейнстримом русского искусства».
Как и «Троица» Рублева, многие работы его последователей хранились за окладами. «Иконы в музейном восприятии (неприкрытые окладами. — Прим. ред.) сразу после их появления практически никто не видел», — отмечает Алексей Лидов. Большинство из них удалось вскрыть и очистить от поздних слоев только после революции 1917 года. В 1920 годы стали появляться первые репродукции икон и мир впервые смог увидеть «Троицу». Из самой иконы советские власти предполагали сделать товар, превратив ее в один из русских брендов. Так, в 1929 году впервые открытые средневековые русские иконы были показаны на выставке в Германии. В их числе была специально созданная копия «Троицы» Андрея Рублева. Она побывала в Берлине, Кельне, Гамбурге и Мюнхене.
«Эта выставка была организована с не очень добросовестными целями, потому что советская власть пыталась эти иконы продать, — рассказывает Алексей Лидов. — Она проехала по Европе триумфально и громко, но желающих покупать иконы было немного (на Западе была Великая депрессия. — Прим. ред.). Уже потом, в 1930-е, появились богатые американцы, которые скупали иконы через Торгсин, но часто им подсовывали подделки, которые изготовлялись специально для продажи. Так или иначе в итоге всей этой истории большевики, конфисковав иконы и пытаясь их продать, сделали им большую рекламу».
В том же году «Троица» Рублева была передана на хранения из музея, созданного на месте лавры, в Третьяковскую галерею.
«Еще в 1920-е искусствоведам стало понятно, что это выдающееся произведение средневекового искусства, — отмечает Лидов. — Тогда же появилась традиция, которая сегодня видна в храмах Запада: выставлять в неправославных храмах репродукции или списки, в первую очередь с иконы Владимирской Богоматери или «Троицы» Андрея Рублева, как главные молитвенные образы и как пример молитвенного образа из другой христианской традиции. На Западе даже связывают эти образы со своими представлениями об истинной христианской духовности».
«Сейчас это произведение имеет для отечественной и мировой культуры первостепенное значение. Это национальное достояние, как флаг или герб», — отмечает Михаил Миндлин.
В 2009 году, по оценке бывшего министра культуры Александра Авдеева, стоимость «Троицы» Андрея Рублева составляла 600 миллионов долларов. Для сравнения, самым дорогим лотом русской живописи, проданным на аукционах, считается «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, ушедшая с молотка за 85,8 миллиона долларов.
Почему «Троицу» не могут поделить и как решить спор об иконе?
«Во времена Советского Союза я специально ходил в Третьяковскую галерею в отдел древнерусской живописи, где молился иконе Троицы», — рассказывает «Снобу» настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. Он считает «Троицу» одной из главных православных святынь и называет спор вокруг нее между учеными и верующими «конфликтом».
«Части православных не нравится, что чтимые ими иконы находятся не в храмах, для которых они писались, а на музейном хранении, где людям трудно совершать привычное поклонение святыням, — говорит Алексей Уминский. — С другой стороны, научное сообщество не может принять эту аргументацию, потому что оно не видит в иконе сакральности, а видит в ней только культурное и художественное значение. Эту точку зрения тоже можно понять, потому что шедевры уровня «Троицы» нуждаются в надлежащем хранении, так как это не только святыня для христиан, но и общенациональное достояние».
Впервые вопрос о том, где должна находиться «Троица», был затронут российскими властями 4 ноября 1993 года, когда на Красной площади был открыт заново восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери. На его освящении присутствовал Борис Ельцин. Президент заявил, что «Троица» Рублева будет возвращена из Третьяковки православной церкви и будет висеть в храме в специальном саркофаге, который защитит ее от разрушения. Однако историки выступили против, и икона осталась в музее.
«Основной аргумент искусствоведов против нахождения иконы в храме — отсутствие там влажностно-температурного режима, без которого она будет разрушаться», — говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. В настоящее время доски иконы расходятся, на ее живописном слое есть трещина.
«Но конфликт не в этом, — считает Михаил Миндлин. — А в том, что профессиональное реставрационное сообщество считало недопустимым любую транспортировку иконы — потому что наши дороги не идеальны и транспорт не идеален, а колебания в пути могут повредить икону: возможны отставания грунта, красочного слоя, растрескивания».
В 2007 году, вспоминает Миндлин, после транспортировки иконы из здания Третьяковки в Лаврушинском переулке в здание на Крымской набережной и обратно на «Троице» были обнаружены повреждения — отставание грунта и красочного слоя, растрескивание основы и расхождение досок по стыкам. В итоге икону пришлось реставрировать в течение года, добавляет Миндлин. Последующие 15 лет она не покидала пределов Третьяковской галереи.
16 июля, впервые с 1917 года, икона была доставлена в Троице-Сергиеву лавру по личной просьбе патриарха Кирилла. Ее привезли в монастырь для празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. СМИ писали, что искусствоведы были против транспортировки, однако после сообщений СМИ Минкульт заявил, что против никто не выступал, а для доставки иконы на праздник была создана специальная комиссия и икона перевозилась в лавру специально изготовленной климатической витрине. В тот же день депутат Госдумы от «Единой России» призвал навсегда отдать икону лавре. Днем позже о том, что место «Троицы» в церкви, высказалась председатель Совета по правам человека Мособласти Марина Юденич.
«Есть суперблагочестивая церковная позиция: икона написана, чтобы на нее молились, а не разглядывали ее в музее, — комментирует позицию сторонников нахождения иконы в храме Алексей Лидов. — Но в храмах иконы просто разрушаются, как и раньше. Уместно вспомнить историю Звенигородского чина, который когда-то приписывался Андрею Рублеву. По иконам этого чина нет документации, но с большой вероятностью они были найдены в дровяном сарае. И [если бы их не обнаружили ученые] с ними поступили так, как поступали со старыми иконами на протяжении тысячи лет: если икона вышла из употребления, не может больше использоваться, то, согласно византийскому каноническому праву, ее можно захоронить или сжечь. Скорее всего, большинство древних икон ушли из этого мира именно таким образом. Поэтому отправлять такие памятники в храмы — фактически обрекать их на смерть».
Чтобы сохранить икону для новых поколений, можно создать огромный музей с идеальными климатическими условиями, считает Лидов. «Такие музеи созданы в Ватикане, — поясняет он. — Но вопрос, кому этот музей будет принадлежать. Есть ли сейчас у Русской православной церкви ресурсы для такого музея? На мой взгляд, ответ один: если мы хотим, чтобы иконы жили дальше, они должны находиться в музее».
«Владимирская икона Божией Матери — не менее узнаваемая в мире, чем «Троица» Андрея Рублева, — говорит Алексей Уминский. — И эта икона хранится в храме Николы в Толмачах, который приписан к Третьяковской галерее (храм находится примерно в ста метрах от музея, и для перемещения в него реликвий не требуется транспорт. — Прим. ред.). Я не знаю, как сейчас, но несколько лет назад «Троица» раз в год выносилась из музея в этот храм. Там есть специальные ковчеги, в которых соблюдается температурный режим. Мне кажется, что подобные вещи могут решить этот конфликт. Например, во Флоренции или Венеции во многих храмах, где хранятся шедевры, введен билетный режим. Конечно, это тоже кого-то не устроит. Но есть разные варианты, и на их основе можно думать, как преодолеть конфликт», — считает священник.
ИсточникОпасное путешествие «Троицы» Рублева: перевезли тайно и ночью
Перенос «Троицы» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру вызвал нешуточные волнения в художественном сообществе. Немудрено, ведь за последние несколько десятилетий знаковую икону, которая с 1929 года хранится в ГТГ, не раз порывались передать церкви или временно вывезти из музея на богослужение. И всякий раз специалистам удавалось настоять на своем и — с большим трудом и скандалом — оставить хрупкий шедевр древнерусского искусства в стенах Третьяковки. В 1990-х годах Борис Ельцин уже было собрался передать «Троицу» РПЦ, но историк Валентин Янин чудом добился личной аудиенции у президента и отговорил его. Спустя годы Валентин Родионов отказал Алексию II в просьбе выдать икону на праздничное богослужение в Троице-Сергиевой лавре в честь дня Троицы (тогда, в 2009 году, оно выпало на 7 июня). Говорят, из-за этого искусствовед, занимавший должность директора ГТГ с 1993-го по 2009 год, и лишился своего кресла. Почему же сегодня икона все-таки уехала из музея в дальнее путешествие, впервые за долгое время, и насколько эти «гастроли» опасны для шедевра?
Фото: Наталья Мущинкина
Нынешний директор Третьяковки Зельфира Трегулова оказалась хитрее и осторожнее Валентина Родионова и не стала вставать в позу. Она вовремя ушла в отпуск, а подпись на разрешении о выдаче «Троицы» поставил ее заместитель Ринат Шигапов, отвечающий в музее за строительство и ремонт. От приказа, спущенного в музей из Министерства культуры, впрочем, не так-то просто отказаться, ведь все экспонаты Третьяковки входят в музейный фонд РФ, то есть принадлежат государству.
Говорят, сотрудники отдела древнерусского искусства пытались встать горой за древний памятник, но увидев, что руководство умывает руки, поняли: бороться бесполезно. Формально министерство вправе распоряжаться фондами по своему усмотрению, несмотря на все рекомендации и предписания специалистов, на чьем попечении находится экспонат. Сейчас ситуация не та, что при Ельцине, когда за хранение «Троицы» в стенах музея ратовал тогдашний министр культуры Юрий Мелентьев, который и добился приема у президента. История же с Родионовым случилась, когда Минкультуры возглавлял Александр Авдеев — дипломат с тонким вкусом и пониманием художественной ценности культовых предметов.
К слову, при Авдееве произошла показательная история с иконой Торопецкой Божией Матери, которую в 2009 году вывезли — опять с большим скандалом и протестами искусствоведов — из Русского музея в новенький храм Святого Александра Невского в коттеджном поселке «Княжье озеро». Якобы на время. Однако древний образ, который одни ученые датируют XII веком, другие — началом XIV, так и не вернули музею, хотя еще несколько лет кряду ГРМ бил тревогу и настаивал на возвращении хрупкого экспоната. Но икона так и осталась в церкви при коттеджном поселке и в итоге была исключена из фондов Русского музея.
Фото: Наталья Мущинкина
Со временем на иконе появились трещины. Говорят, что Авдеев пошел на этот компромисс, чтобы сохранить другие хрупкие иконы в музейных условиях. Нынче «просьбы» РПЦ — в приказном тоне. Время компромиссов прошло.
«Троицу» вывезли из Москвы в Сергиев Посад в ночь с 16 на 17 июля. Официальное сообщение Третьяковки на сей счет появилось, лишь когда икона была доставлена в лавру. Хотя, как позже стало известно, вопрос обсуждался еще с мая, а 12 июня Минкульт прислал в Третьяковку предписание на выдачу иконы «в исключительном порядке».
Секретность логистики перевоза «Троицы» связана не только с беспрецедентностью ситуации и волнениями вокруг сохранности памятника, но и с условиями договора страхования, согласно которому информация о времени транспортировки не должна никуда просочиться. Везли «Троицу» ночью, чтобы избежать пробок, на спецтранспорте с мягкой подвеской, а в Троицком соборе ее разместили в особой капсуле, которая должна обеспечить необходимый температурно-влажностный режим, пока образ, приписываемый кисти Андрея Рублева, находится в Троице-Сергиевой лавре.
По завершении празднования 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского с участием множества паломников и патриарха Кирилла «Троицу» обещают самым бережным образом доставить назад в музей. Время отправки опять же засекречено — согласно тем же правилам. Но, по идее, отправить ее назад в Москву должны вечером 18 июля. Впрочем, искусствоведы не очень-то верят в то, что меры предосторожности уберегут памятник от повреждений.
Даже небольшие колебания могут вызвать необратимые утраты красочного слоя, вздутия и трещины, а ведь от первоначальной рублевской «Троицы» и так осталось немного. С момента ее создания (по одной версии, в 1409–1411 годах, по другой версии — в 1422-м) икону не раз подновляли, то есть записывали свежей краской (как минимум 4–5 раз). А в начале ХХ века реставратор Василий Гурьянов вынул икону из золотого оклада, в котором она находилась со времен Ивана Грозного, снял несколько слоев поздних наслоений, но вместе с тем стер и часть авторской живописи.
А потом записал икону заново и вернул в иконостас. В 1918 году реставратор Юрий Олсуфьев вновь снял наслоения, однако полностью отделить живопись Рублева от более поздней невозможно. К реставрации, уже более продуманной и аккуратной, возвращались не раз. С 1929 года икона находится в Третьяковской галерее, где ее регулярно обследуют. Так же регулярно специалисты проводят реставрационные советы, где докладывают о последних исследованиях и выводах по сохранности культурного объекта.
Фото: Наталья Мущинкина
Подробное исследование в 2010 году делал завкафедрой реставрации темперной живописи факультета реставрации живописи Института реставрации (ГосНИИР), профессор, художник-реставратор высшей категории Виктор Баранов. В конце своего доклада он сделал вывод о том, что состояние сохранности «Троицы», несмотря на всю ее сложную историю бытования, можно назвать «в целом хорошим».
— Я капитально изучал «Троицу» много лет назад. Последний раз смотрел бегло, но мелкие детали — трещины, которые со временем образовались, — было видно. Вообще, есть общие рекомендации, которые наука выработала, что можно перевозить, что нельзя. Сейчас у меня нет вводных данных о состоянии «Троицы», чтобы обстоятельно говорить. Но чем древнее памятник, тем с большим благоговением к нему надо относиться — оберегать, как старика, — осторожно говорит «МК» реставратор и рекомендует заглянуть в протокол последнего реставрационного совета по поводу «Троицы».
Таковой состоялся в конце мая этого года. Согласно выводам искусствоведов-реставраторов, состояние иконы «спокойное». Однако «даже кратковременное изменение условий хранения» может «катастрофическим образом сказаться на дальнейшем состоянии древнего хрупкого памятника». Тут стоит вспомнить о том, как «Троица» единственный раз после эвакуации в годы Великой Отечественной войны покидала стены старой Третьяковки, чтобы проехать считаные метры и попасть в Новую — на Крымский Вал — для участия в выставке «Европа—Россия—Европа».
В результате часть доски была смещена, и икону пришлось реставрировать. Словом, научное сообщество в шоке от вояжа шедевра русского Возрождения в Троице-Сергиеву лавру и с трепетом ждет ее возвращения. А еще больше опасается по поводу того, что нынешняя поездка — лишь «пробный шар», и икону могут насовсем забрать из Третьяковки, как это случилось с Торопецкой Божией Материю.
Тем временем к Троицкому собору выстроилась многокилометровая очередь — часов на пять. Некоторые паломники теряют сознание от длительного ожидания. Икону охраняет один охранник с суровым лицом. На иконе в большой стеклянной витрине видны «заплатки», которые, очевидно, сделали реставраторы, готовя ее к сложному путешествию. И пока непонятно, чем для «здоровья» рублевских ангелов обернется сей оглушительный бенефис.
Источник