Троица андрея рублева где

«Сноб» рассказывает, почему РПЦ и ученые не могут поделить «Троицу» Андрея Рублева и как может выглядеть компромиссный вариант, который устроит искусствоведов и церковь.

Троица Андрея Рублева

Самая близкая стилистическая аналогия росписям во Владимире, особенно композициям Страшного суда в западной части среднего нефа, 1408 года – это прославленная икона «Святая Троица» (ГТГ), написанная в качестве главного образа для Троицкого храма основанного Сергием Радонежским монастыря. Это сходство дает основания для ее датировки временем около 1410 года или 1410-ми годами. О «Троице» Андрея Рублева существует огромная литература, поэтому мы ограничимся лишь некоторыми аспектами ее иконографического, смыслового и художественного строя.

Некоторые иконографические детали произведения, которые в настоящее время утрачены, помогают восполнить его наиболее точные копии. Так, правый ангел протягивает руку не в пустоту, а к евхаристическому хлебу. Можно утверждать, что на рублевской «Троице» были изображены три треугольные частицы хлеба: две – в левой части верхней поверхности стола и одна справа, ближе к поддону чаши. Вероятно, правый ангел даже касался хлеба или придерживал его пальцами. Утраченная деталь делает жест ангела осмысленным: он участвует в трапезе, которая понимается как Евхаристия – спасение человека от первородного греха и вечной смерти через искупительную жертву Иисуса Христа. Эта мысль передана и с помощью являющейся центром иконы евхаристической чаши, очертания которой неоднократно повторяются на разных уровнях композиции. О том, что чаша на столе должна была восприниматься как евхаристическая, свидетельствует ее первоначальная форма, которая делала ее похожей и на потир и на дискос одновременно. Мифами являются утверждения о наличии на «Троице» перекрестья в нимбе центрального ангела и о том, что все пальцы его правой руки, за исключением указательного, были загнуты, что приводит к неверной интерпретации этого образа.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ. «Троица». Библейский сюжет

С точки зрения иконографии «Троица» Андрея Рублева принадлежит к одному из трех основных типов изображения Ветхозаветной Троицы в восточно-христианском искусстве – «палеологовскому», получившему распространение в византийском искусстве во второй половине XIV – первой половине XV века. Напомним, что этот тип был образован соединением существенных черт двух других, исторически предшествовавших ему типов, – «западного», в котором три равных ангела, без какой-либо их персонификации, служили лишь предзнаменовательным намеком на явление триединого Божества, и «восточного», где средний ангел, символизирующий Бога в образе воплотившегося Иисуса Христа, преобладал над двумя другими. Полагаем, что в «палеологовском» типе, частично сохранившем оба этих смысловых значения, к ним добавилось третье – тринитарное: в изображении трех одинаковых ангелов подразумевалось нечто большее, то, что П.А.Флоренский назвал «созерцанием Святой Троицы». При этом, византийские художники не делали попыток точно «идентифицировать» каждого из ангелов и соотнести их с тремя ипостасями Троицы.

Произведение Андрея Рублева представляет собой высшую точку развития «палеологовского» типа; после нее движение в этом направлении стало невозможно, ибо совершенство есть совершенство. В тринитарном аспекте «Троица» имеет три значения одновременно: она может быть прочтена и как просто явление трех ангелов («западный» тип), и как традиционное для XIV–XV веков изображение возвышающегося над боковыми ангелами Бога («восточный» тип), и как символ единосущия, неразделимости и равенства трех лиц Святой Троицы. Несомненно, что последний замысел является преобладающим.

Читайте также:
Какие есть плетения цепочек

Для ясности этой идеи художник отказался от изображения всех подробностей гостеприимства Авраама. Трапеза ограничена минимумом предметов, поэтому максимально выявляется символический смысл происходящего. Рублев отказался даже от фигур Авраама и Сарры, тем самым поставив на их место каждого созерцающего икону зрителя, перед изумленным взором которого предстает как бы само Божество. Еле уловимыми приемами он «охарактеризовал» каждого из ангелов, ставшего почти полным подобием двух других, но так, что это различие-сходство не нарушает гармонию и единство Святой Троицы, все три ипостаси которой «неслитно соединены и нераздельно разделены» (Иоанн Дамаскин). Все это, в совокупности с исключительным художественным качеством, сделало «Троицу» Андрея Рублева единственным точным изобразительным эквивалентом важнейшего догмата христианства.

Смысл рублевской «Троицы» не ограничен кругом богословских идей. Силой своего философского прозрения и художественного вдохновения мастер создает одновременно и образ духовного «единомыслия», «любви … нелицемерной … ко всем людям», побеждающей «злобу» «тьмы и мрака» «мутного моря жизни» и образ преображенного и просветленного гармонией человеческих отношений мира покоя, согласия, отзывчивости и любви, подобие мира земного, но уподобленного раю. Все эти аспекты сложного идейного содержания «Троицы» выражены гармонией всех элементов формы – композиции, линии, цвета и света. Главный мотив композиции – круг, символ вечности и единства, совершенства и покоя – пронизывает всю структуру произведения, подчиняя себе все линии контуров и все оттенки и полутона нежных мерцающих светоносных красок. Погружаясь в неисчерпаемые художественные богатства «Троицы», «человек поднимается на высшую ступень, обретает радость чистого созерцания, почти лицезреет тайну бытия» (М.В.Алпатов). Все изображенное проникнуто глубоким лирическим чувством и обладает поразительным очарованием внутренней просветленной красоты, которое, как и в произведениях Рафаэля, пленяет современного зрителя.

*все материалы для этого и последующего разделов предоставлены Б.Н.Дудочкиным

Андрей Рублев зашифровал икону Троица в многочисленных символах. Эта икона Тайна в Тайне. Тайна символизма Андрея Рублева находится в Тайне Высшего Божественного Мира, в Тайне Высшего Надземного Невидимого Мироздания, в Тайне Его связи с нашим земным миром и с человеком. Икона еще полна нераскрытых символов и хранит тайны как автора и создателя иконы, так и Тайну Господа нашего Иисуса Христа и Всевышнего Творца.

Где должна находиться «Троица» Рублева — в музее или храме?

16 июля икону «Троица» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Искусствоведы выступили против транспортировки иконы, опасаясь, что ее могут повредить, однако Минкульт опроверг опасения. 19 июля икону вернули обратно в музей. Несмотря на заявление Минкульта, ее состояние изучают реставраторы. «Сноб» рассказывает, почему шедевр древнерусской иконописи не могут поделить верующие и ученые и как можно решить затяжной конфликт между исследователями и духовенством, который длится больше 100 лет

1+гл+сс.jpg

Верующие около иконы Андрея Рублева «Троица», доставленной в Троице-Сергиеву Лавру

Тайна, которая хранилась под окладом

«Икона всегда покрывается защитным лаком», — рассказывает «Снобу» директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. Русские иконописцы часто использовали в качестве лака олифу — специально приготовленное вещество из нескольких ингредиентов на основе растительного масла. Оно образовывает поверх изображения пленку, которая защищает икону от влаги. Но олифа имеет неприятное свойство — за 30-90 лет она полностью темнеет.

«Под потемневшим слоем изображение иконы плохо просматривалось, — продолжает Миндлин. — Раньше снимать этот слой не умели. Поэтому, чтобы освежить живопись на иконе, художники прописывали изображение поверх защитного слоя. Причем делали они это достаточно вольно — в соответствии с эстетическими вкусами своего времени. В итоге на древних русских иконах образовывались несколько слоев записей. И если перед нами икона конца XIV — начала XV века, то представляете, сколько за это время на ней могло появиться живописных слоев?»

Читайте также:
Камень зеленого цвета как называется

Среди искусствоведов нет единого мнения, когда была написана «Троица», однако большинство исследователей полагают, что это были 20-е годы XV века. С этого времени икона «Троица» хранилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и как минимум с XVI века считалась одной из самых почитаемых в ней: Иван Грозный и Борис Годунов жертвовали ей драгоценные оклады, закрывавшие изображение Рублева, за исключением нескольких иконописных деталей. Поэтому вплоть до начала XX века икона была почти полностью закрыта от глаз — в 1904 году из-под оклада виднелись только ступни, кисти рук и лики трех ангелов. В том же году реставратор Василий Гурьянов нашел способ снять слой олифы и расчистил небольшой фрагмент изображения одежды на одной из фигур Троицы. Под напластованием слоев он увидел «пронзительный голубой цвет Рублева», рассказывает искусствовед Ирина Языкова. Затем его увидели прихожане, и к иконе потянулись паломники. Монахи лавры стали беспокоиться, что ее могут случайно повредить. Чтобы этого избежать, братия решила закрыть икону окладом, одновременно запретив все реставрационные работы. Полностью раскрыть икону удалось только в 1918 году реставраторам под руководством художника Игоря Грабаря. Специалисты увидели под окладом трех ангелов, сидящих за столом, и «райские цвета», говорит Языкова: «пронзительно-голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый».

Подлинность расчищенной иконы не вызывает сомнения у всех серьезных исследователей, отмечает Миндлин. При этом, по его словам, «Троица» — единственная дошедшая до наших дней икона, полностью созданная Андреем Рублевым. В остальных иконостасах, связанных с его именем, Рублев мог выступать в качестве художника, рисующего деревья, одежды, лики святых, или, например, в качестве редактора — человека, который правит живопись после работы группы художников.

Как «Троица» стала русским брендом

«Рубеж XIV-XV веков, когда работал Андрей Рублев, был временем глобального кризиса для всего православного мира», — рассказывает историк искусства Алексей Лидов. Константинополь опасался взятия османами, прося помощи у Запада, внутри Византии усугублялся экономический кризис, в результате которого многие греческие художники, не имевшие возможности зарабатывать на родине, начинали искать работу в других странах. До конца существования Византии, у которой Русь позаимствовала традицию живописи, оставалось примерно полвека.

Стиль Рублева был как раз одним из направлений византийского искусства кризисного времени, когда империей правила последняя династия — Палеологов, говорит Лидов.

«Рублев этот стиль не изобрел. Он его воспринял и начал развивать, — отмечает историк искусства. — Причем на Руси этот стиль оказался очень востребованным, а в XV веке — уже доминирующим. В XVI веке он был закреплен решением Стоглавого собора как обязательный для иконописцев. То есть Андрей Рублев был поставлен государством на уровень великих византийских мастеров, а его иконописная манера стала мейнстримом русского искусства».

Как и «Троица» Рублева, многие работы его последователей хранились за окладами. «Иконы в музейном восприятии (неприкрытые окладами. — Прим. ред.) сразу после их появления практически никто не видел», — отмечает Алексей Лидов. Большинство из них удалось вскрыть и очистить от поздних слоев только после революции 1917 года. В 1920 годы стали появляться первые репродукции икон и мир впервые смог увидеть «Троицу». Из самой иконы советские власти предполагали сделать товар, превратив ее в один из русских брендов. Так, в 1929 году впервые открытые средневековые русские иконы были показаны на выставке в Германии. В их числе была специально созданная копия «Троицы» Андрея Рублева. Она побывала в Берлине, Кельне, Гамбурге и Мюнхене.

Читайте также:
Чем чистить серебро от черноты крестик в домашних условиях

«Эта выставка была организована с не очень добросовестными целями, потому что советская власть пыталась эти иконы продать, — рассказывает Алексей Лидов. — Она проехала по Европе триумфально и громко, но желающих покупать иконы было немного (на Западе была Великая депрессия. — Прим. ред.). Уже потом, в 1930-е, появились богатые американцы, которые скупали иконы через Торгсин, но часто им подсовывали подделки, которые изготовлялись специально для продажи. Так или иначе в итоге всей этой истории большевики, конфисковав иконы и пытаясь их продать, сделали им большую рекламу».

В том же году «Троица» Рублева была передана на хранения из музея, созданного на месте лавры, в Третьяковскую галерею.

«Еще в 1920-е искусствоведам стало понятно, что это выдающееся произведение средневекового искусства, — отмечает Лидов. — Тогда же появилась традиция, которая сегодня видна в храмах Запада: выставлять в неправославных храмах репродукции или списки, в первую очередь с иконы Владимирской Богоматери или «Троицы» Андрея Рублева, как главные молитвенные образы и как пример молитвенного образа из другой христианской традиции. На Западе даже связывают эти образы со своими представлениями об истинной христианской духовности».

«Сейчас это произведение имеет для отечественной и мировой культуры первостепенное значение. Это национальное достояние, как флаг или герб», — отмечает Михаил Миндлин.

В 2009 году, по оценке бывшего министра культуры Александра Авдеева, стоимость «Троицы» Андрея Рублева составляла 600 миллионов долларов. Для сравнения, самым дорогим лотом русской живописи, проданным на аукционах, считается «Супрематическая композиция» Казимира Малевича, ушедшая с молотка за 85,8 миллиона долларов.

Почему «Троицу» не могут поделить и как решить спор об иконе?

«Во времена Советского Союза я специально ходил в Третьяковскую галерею в отдел древнерусской живописи, где молился иконе Троицы», — рассказывает «Снобу» настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский. Он считает «Троицу» одной из главных православных святынь и называет спор вокруг нее между учеными и верующими «конфликтом».

«Части православных не нравится, что чтимые ими иконы находятся не в храмах, для которых они писались, а на музейном хранении, где людям трудно совершать привычное поклонение святыням, — говорит Алексей Уминский. — С другой стороны, научное сообщество не может принять эту аргументацию, потому что оно не видит в иконе сакральности, а видит в ней только культурное и художественное значение. Эту точку зрения тоже можно понять, потому что шедевры уровня «Троицы» нуждаются в надлежащем хранении, так как это не только святыня для христиан, но и общенациональное достояние».

Впервые вопрос о том, где должна находиться «Троица», был затронут российскими властями 4 ноября 1993 года, когда на Красной площади был открыт заново восстановленный храм Казанской иконы Божией Матери. На его освящении присутствовал Борис Ельцин. Президент заявил, что «Троица» Рублева будет возвращена из Третьяковки православной церкви и будет висеть в храме в специальном саркофаге, который защитит ее от разрушения. Однако историки выступили против, и икона осталась в музее.

«Основной аргумент искусствоведов против нахождения иконы в храме — отсутствие там влажностно-температурного режима, без которого она будет разрушаться», — говорит директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин. В настоящее время доски иконы расходятся, на ее живописном слое есть трещина.

«Но конфликт не в этом, — считает Михаил Миндлин. — А в том, что профессиональное реставрационное сообщество считало недопустимым любую транспортировку иконы — потому что наши дороги не идеальны и транспорт не идеален, а колебания в пути могут повредить икону: возможны отставания грунта, красочного слоя, растрескивания».

Читайте также:
Можно ли одевать обручальное кольцо до росписи

В 2007 году, вспоминает Миндлин, после транспортировки иконы из здания Третьяковки в Лаврушинском переулке в здание на Крымской набережной и обратно на «Троице» были обнаружены повреждения — отставание грунта и красочного слоя, растрескивание основы и расхождение досок по стыкам. В итоге икону пришлось реставрировать в течение года, добавляет Миндлин. Последующие 15 лет она не покидала пределов Третьяковской галереи.

16 июля, впервые с 1917 года, икона была доставлена в Троице-Сергиеву лавру по личной просьбе патриарха Кирилла. Ее привезли в монастырь для празднования 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского. СМИ писали, что искусствоведы были против транспортировки, однако после сообщений СМИ Минкульт заявил, что против никто не выступал, а для доставки иконы на праздник была создана специальная комиссия и икона перевозилась в лавру специально изготовленной климатической витрине. В тот же день депутат Госдумы от «Единой России» призвал навсегда отдать икону лавре. Днем позже о том, что место «Троицы» в церкви, высказалась председатель Совета по правам человека Мособласти Марина Юденич.

«Есть суперблагочестивая церковная позиция: икона написана, чтобы на нее молились, а не разглядывали ее в музее, — комментирует позицию сторонников нахождения иконы в храме Алексей Лидов. — Но в храмах иконы просто разрушаются, как и раньше. Уместно вспомнить историю Звенигородского чина, который когда-то приписывался Андрею Рублеву. По иконам этого чина нет документации, но с большой вероятностью они были найдены в дровяном сарае. И [если бы их не обнаружили ученые] с ними поступили так, как поступали со старыми иконами на протяжении тысячи лет: если икона вышла из употребления, не может больше использоваться, то, согласно византийскому каноническому праву, ее можно захоронить или сжечь. Скорее всего, большинство древних икон ушли из этого мира именно таким образом. Поэтому отправлять такие памятники в храмы — фактически обрекать их на смерть».

Чтобы сохранить икону для новых поколений, можно создать огромный музей с идеальными климатическими условиями, считает Лидов. «Такие музеи созданы в Ватикане, — поясняет он. — Но вопрос, кому этот музей будет принадлежать. Есть ли сейчас у Русской православной церкви ресурсы для такого музея? На мой взгляд, ответ один: если мы хотим, чтобы иконы жили дальше, они должны находиться в музее».

«Владимирская икона Божией Матери — не менее узнаваемая в мире, чем «Троица» Андрея Рублева, — говорит Алексей Уминский. — И эта икона хранится в храме Николы в Толмачах, который приписан к Третьяковской галерее (храм находится примерно в ста метрах от музея, и для перемещения в него реликвий не требуется транспорт. — Прим. ред.). Я не знаю, как сейчас, но несколько лет назад «Троица» раз в год выносилась из музея в этот храм. Там есть специальные ковчеги, в которых соблюдается температурный режим. Мне кажется, что подобные вещи могут решить этот конфликт. Например, во Флоренции или Венеции во многих храмах, где хранятся шедевры, введен билетный режим. Конечно, это тоже кого-то не устроит. Но есть разные варианты, и на их основе можно думать, как преодолеть конфликт», — считает священник.

Икона Святой Троицы, Андрей Рублев: Анализ, Иконография. Андрей Рублёв – Святая Троица читать ~4 мин. 0. Икона Святой Троицы («Гостеприимство Авраама») – это панно, написанное Андреем Рублевым (c.1360-1430) в начале 15 века. Пожалуй, самая известная из всех русских религиозных картин, она представляет собой одну из самых ярких точек русского искусства позднего средневековья. Икона была написана между 1411 и 1427 годами монахом-художником Андреем Рублевым для Троицкого Сергиева монастыря.

«Троицу» Рублева вывезли из Третьяковки в Троице-Сергиеву лавру, несмотря на сомнения специалистов

Икону «Троица» Андрея Рублева, написанную в XV веке, 16 июля вывезли из Третьяковской галереи в подмосковный Сергиев Посад, где поместили в Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре впервые после Октябрьской революции. Там икона проведет два дня — на время богослужения, посвященного 600-летию обретения мощей святого Сергия Радонежского. Сотрудники Третьяковки были против того, чтобы икона покидала стены музея.

Читайте также:
1 карат сколько рублей

Икона «Троица» Андрея Рублева

Икона «Троица» Андрея Рублева

Икона «Троица» Андрея Рублева

Сергиево-посадская газета «Вперед» сообщает, что икону в город доставляли при «жестких мерах предосторожности» около полуночи. В мероприятии среди прочих участвовали депутат Госдумы Сергей Пахомов, глава округа Михаил Токарев, братия обители.

Икону выгрузили на Соборной площади и внесли в Троицкий собор, где поместили в специальный стеклянный саркофаг. Рядом с иконой выставили волонтеров. Они следят за ее сохранностью и направляют потоки людей, пришедших в собор.

Министерство культуры днем 17 июля сообщило, что «для подготовки к транспортировке и экспонированию была создана специальная комиссия, главной задачей которой стало обеспечение сохранности иконы».

«Икона была перевезена в специально изготовленной климатической витрине. После завершения церковных торжеств икона будет перевезена обратно в Третьяковскую галерею»,— говорится в сообщении министерства, которое есть у «Ъ».

Перевозке иконы предшествовали долгие переговоры, сообщает «Медиазона» (признана Минюстом СМИ-иноагентом). В мае 2022 года РПЦ направила запрос в Третьяковскую галерею с просьбой передать икону. 24 мая прошел реставрационный совет, на котором искусствоведы, научные сотрудники и реставраторы Третьяковки пришли к выводу, что перевозить икону нельзя, поскольку только в условиях музея можно обеспечить нужные условия по температуре и влажности.

Комментариев от Министерства культуры по ситуации с переговорами пока не было.

Идея возможности перемещения «Троицы» в Троице-Сергиеву лавру, где она исторически находилась, впервые широко начала обсуждаться в 2008 году.

Искусствовед Елена Роднина, как напоминает «Интерфакс», тогда говорила о необходимости соблюдения для сохранности икон температуры в 18–20 градусов Цельсия и влажности на уровне 50–55%. В противном же случае «икона может необратимо разрушиться». «Тряска во время перемещения иконы также не идет ей на пользу и способствует осыпанию краски. Больше всего от изменения влажности и температуры страдает, попросту — изгибается, деревянная иконная доска»,— пояснила она.

Завотделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры Лев Лившиц назвал «чудовищным» климат в Троицком соборе лавры.

Первый замдиректора Третьяковки Лидия Иовлева сказала, что «всем, кто занимается древнерусским искусством и знает состояние иконы Рублева, понятно, что перемещать ее за 70 километров (хоть в спецящиках, хоть в колбах) невозможно».

Образ « Троица » Андрея Рублева – самое известное и таинственное изображение Бога в истории православной иконографии. Кто, кроме преподобного Андрея, имел отношение к созданию иконы? Что означают символы за спинами ангелов и окошечко в престоле? Для кого оставлено четвертое место за престолом, и как можно «общаться» с этой иконой? ­­– С « Троицей » я познакомилась, когда была студенткой. Я закончила МГУ, где изучала историю искусства. С самого начала я понимала, что хочу специализироваться на иконописи. Моя бабушка была верующей, поэтому вообще иконы с детства привлекали меня как окно в таинственный мир.

"Источники"
  • https://www.rublev-museum.ru/about/andrei-rublev/the-trinity-by-andrei-rublev/
  • https://snob.ru/society/gde-dolzhna-nahoditsya-troica-rubleva-v-muzee-ili-hrame/
  • https://www.kommersant.ru/doc/5468881

Рейтинг
Загрузка ...