Троица рублева где хранится

Икону «Святая Троица» Рублева впервые привезли в Троице-Сергиеву лавру

Фото: Artemy Studentov / VK

Икона Святой Троицы, написанная художником Андреем Рублевым, впервые была доставлена из Государственной Третьяковской галереи в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в Сергиевом Посаде, сообщила ТАСС руководитель пресс-службы лавры Татьяна Денисюк.

«В течение двух дней, 17–18 июля, она будет находиться в Троицком соборе в специальной витрине», — сказала Денисюк.

При транспортировке икону сопровождали сотрудники Третьяковки, добавила она.

Владимир Кехман

Икону Святой Троицы привезли в лавру по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и основания Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, которое отмечается 18 июля. По случаю празднования по благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла ковчег с мощами Сергия Радонежского побывал уже на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Более 150 тыс. верующих смогли приложиться к святыне, сообщает Русская православная церковь. До конца августа прикоснуться к останкам святого смогут верующие еще из 20 городов.

Андрей Рублёв Икона Святой Троицы

Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший мужской ставропигиальный монастырь РПЦ, основанный в XIV веке Сергием Радонежским.

Икона «Святая Троица» считается главным произведением мастера. Рублев написал ее для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря между 1422 и 1427 годами.

Фото: Dan Kitwood / Getty Images

Как «метод антилопы» поможет справиться со стрессом за пять минут

Где россиянам выгодно и безопасно покупать зарубежную недвижимость

Фото: Dan Kitwood / Getty Images

Турция или ОАЭ: что выбрать для инвестиции в жилую недвижимость

Вы открыли счет за рубежом и пользуетесь им. За что вас могут оштрафовать

По каким признакам узнать мошенников, «продающих» дефицитные товары

Фото: Matthias Schrader / AP

«Об отставке я узнал по телефону»: глава Adidas — о виражах в карьере

Фото: Seth Wenig / AP

Стартапер в 46 лет: как айтишник сделал $1 млрд на кредитах для студентов

Бразильская JBS обошла Nestlé и PepsiCo. Почему инвесторы ее остерегаются

До революции 1917 года икона хранилась в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Третьяковке ее передали в 1929 году. Стены музея она покидала единожды — во время эвакуации в Великую Отечественную войну.

Читайте также:
Как проверить натуральный камень

Троица Рублева: тайный смысл

В ноябре 2008 года протоиерей Владимир Вигилянский, занимавший тогда должность руководителя пресс-службы патриарха Московского и всея Руси, сообщал, что предшественник патриарха Кирилла, Алексий II, попросил у Третьяковской галереи икону на праздник Троицы. «Патриарх попросил икону всего на три дня — на праздник Троицы. Даже заключенных за хорошее поведение на время отпускают домой. Может быть, за 100 лет хорошего поведения эта икона заслужила хотя бы на три дня отпуск домой, а потом обратно в тюрьму», — говорил Вигилянский в ответ на протест музейных сотрудников.

Искусствоведы раскритиковали просьбу РПЦ перенести икону в лавру из-за угрозы ее порчи. Так, сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковки Левон Нерсесян пояснял, что между музеем и церковью есть договоренность об использовании «Троицы» Рублева в богослужениях: раз в год ее в специальной капсуле на руках переносят из музея в домовый храм святителя Николая в Толмачах. «Это опасно, но не смертельно. Лавра — практически смертельно», — говорил он тогда.

Источник

Краткая история «Троицы»

Недавняя транспортировка «Троицы» Андрея Рублева в Троице-Сергиеву Лавру и обратно вызвала много споров относительно безопасности и целесообразности такого перемещения. Поскольку в развернувшихся дебатах полезно иметь фактологическую базу, «Артгид» подготовил небольшую справку — текст сотрудницы Третьяковской галереи Валентины Ухановой (в 2009 году — хранителя иконы «Троица»), в котором кратко воспроизводится история создания и реставрации рублевского шедевра.

Икона Андрея Рублева «Троица» в Троице-Сергиевой лавре. 17–18 июля 2022. Источник: mospat.ru

Икона «Троица» была написана в начале XV века по заказу игумена Никона, ученика и преемника основателя Троице-Сергиева монастыря под Москвой Сергия Радонежского. Сведения об авторстве Рублева восходят к источникам XVI–XVII веков. Это прежде всего постановление «Стоглавого собора» 1551 года с указанием писать образ Троицы «как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы». По свидетельству «Сказания о святых иконописцах», источника конца XVII — начала XVIII века, игумен Никон поручил написать икону именно Андрею Рублеву: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал… А преже живящее в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятые Троицы, в похвалу… святому Сергию чудотворцу».

Что касается даты создания иконы, то точных документальных сведений о времени ее написания нет, как нет и единого мнения у исследователей на этот счет. Существуют предположения, что икона была написана для деревянного собора во имя Троицы, построенного при Никоне после разорения Троицкого монастыря, сожженного во время нашествия Едигея (1408), и, следовательно, датируется 1410 или 1409–1412 годами.

Читайте также:
Что притягивает розовый кварц

Другие исследователи связывают создание «Троицы» с постройкой каменного Троицкого собора, возведенного после обретения мощей Сергия (1422). Как следует из житийных текстов (Жития игуменов Троице-Сергиева монастыря Сергия Радонежского и Никона Радонежского), написанных в середине XV века Пахомием Сербом (Лагофетом), который застал в живых современников Рублева, для украшения каменной церкви Троицы были приглашены Даниил и Андрей Рублев. Вероятно, именно в это время Андрей Рублев и написал икону «Троица», хотя в житийных текстах ничего не говорится о том, писали ли Рублев с Даниилом иконы для Троицкого собора. Специалисты Третьяковской галереи написание «Троицы» относят ко времени создания иконостаса для вновь построенного каменного собора Троицкой обители и датируют икону 1425–1427 годами.

За время своего бытования в Троицком соборе Троицкого монастыря икона не избежала многочисленных поновлений, прописей. На протяжении столетий было прочно установившейся традицией прописывать иконы заново, когда олифа (верхний покровный слой) темнела и делалась совершенно черной.

Такая процедура повторялась несколько раз, примерно каждые 70–100 лет. «Троица» была поновлена, т. е. прописана не менее пяти раз. Первое поновление ее было сделано в годуновское время — в самом начале XVII века, следующее — в 1635 году, когда поновлялись и роспись, и иконостас Троицкого собора. Далее икона была записана в конце XVIII века, при митрополите Платоне, во время такой же переделки Троицкого иконостаса, и дважды в XIX веке (по сведениям В.П. Гурьянова — в 1835 и в 1854–1855 годах).

В начале ХХ века была произведена первая попытка снять с живописи XV века позднейшие наслоения. По инициативе И.С. Остроухова, члена Императорской археологической комиссии, в 1904–1905 годах в Троице-Сергиевой лавре под руководством В.П. Гурьянова проводилось раскрытие «Троицы» Рублева.

Однако после удаления позднейших записей частично раскрытую подлинную авторскую живопись ввиду значительности ее утрат снова прописали. В результате икона была не вполне дочищена, на ней оставались записи начала XVII века, к которым прибавились новые прописи (Гурьянова).

Собственно реставрацией в современном научном понимании этого слова можно назвать раскрытие памятника, проведенное в 1918–1919 годы в Сергиевом филиале реставрационной мастерской Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусского искусства. В Отделе рукописей Третьяковской галереи хранятся «Протоколы расчистки иконы “Троица” письма Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора 1918–1919 гг.», составленные Ю.А.

Читайте также:
Черная шпинель что это за камень

Олсуфьевым на основании ежедневных протокольных реставрационных записей. К работе были привлечены самые известные реставраторы того времени — Г.О. Чириков, И.И. Суслов, В.А. Тюлин и Е.И.

Брягин. И только когда «Троица» была освобождена от скрывавших авторскую живопись позднейших поновительских наслоений, оказалось возможным увидеть подлинную живопись мастера.

В Третьяковскую галерею икона поступила в 1929 году, с этого времени икона покидала галерею только один раз, во время Великой Отечественной войны, когда она находилась в эвакуации в Новосибирске. По решению расширенного реставрационного совета, созванного Министерством культуры РФ № 71 от 10.09.98 г., «Троица» не должна подвергаться транспортировке с территории галереи — лишь один раз в год ее в богослужебных целях на руках переносят в храм-музей Николы в Толмачах.

Валентина Уханова,
старший научный сотрудник ГТГ, хранитель иконы «Троица»

Источник

Легендарная «Троица» Андрея Рублева впервые за 100 лет покинула Третьяковку

Икону Андрея Рублева «Троица» впервые за 100 лет вывезли из Третьяковской галереи

«Троицу» Андрея Рублева, одну из самых известных икон в России, вывезли из Третьяковской галереи, где она экспонировалась. Икону доставляли в Троицкий собор в Сергиевом Посаде с «жесткими мерами безопасности», сообщает местное издание «Вперед».

— «Троицу» разместили в специальном стеклянном саркофаге справа от входа в алтарь, так, чтобы все желающие приложиться к раке, где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского, смогли поклониться и иконе. На месте будут работать многочисленные волонтеры, они будут помогать и направлять потоки верующих, — сообщает издание.

На месте икону встретили депутат Госдумы Сергей Пахомов и глава округа Михаил Токарев. «Троица» проведет в лавре все выходные — июля. В эти же даты отмечается обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, покровителя Троице-Сергиевой лавры. Богослужение будет проводить сам патриарх Кирилл.

Факт того, что «Троица» покинула Третьяковскую галерею, — беспрецедентный. Икона оставалась в музее с 1917 года и не должна была покидать его стен. Издание «Медиазона» (признано иноагентом) сообщает, что любая транспортировка иконы может стать губительной для древнего экспоната. Такое решение вынес специальный реставрационный совет.

Это не первая попытка вывезти «Троицу» из Третьяковки: РПЦ пыталась добиться такого решения в 2008 году, а также в июне этого года ко Дню России — он удачно совпал с праздником Троицы. Однако этого сделать не удавалось, до специального распоряжения Министерства культуры. Эту поездку древнего экспоната в ведомстве объяснили «исключительным порядком».

«Троица» — самое знаменитое произведение иконописца Андрея Рублева, он создал его в XV веке. Она является одним из двух произведений Рублева, которые, по мнению ученых, достоверно принадлежат кисти иконописца (вместе с фресками во Владимире). До революции 1917 года она находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, после была передана на вечное хранение в Третьяковскую галерею.

Читайте также:
Можно ли носить две цепочки одновременно на шее

Ранее MSK1.RU рассказывал о том, что такое «Гоголь-центр» и почему его закрытие — настоящая трагедия. Мы также писали о том, сколько зарабатывают директора главных музеев страны, в том числе Третьяковки. Недавно в Третьяковскую галерею вернулась картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван»: ее реставрировали после вопиющего вандализма.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из телеграм-канала MSK1.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

Источник

Троица

Андрей Рублев. Троица

«Троицу» , написанную Андреем Рублевым, никто не видел лет четыреста. Спустя столетие после создания ее, потемневшую от свечного дыма, покрытую олифой, впервые «поновили», то есть наложили поверх новый слой краски. А потом еще три или четыре, один другого темнее и благостнее. Сохранялся образ, а не живопись.

Павел Флоренский увидел настоящую «Троицу» Андрея Рублева одним из первых людей за последние несколько веков. Уникальная возможность для священника, философа и искусствоведа. В самом начале советского государства, в 1919 году, он был членом Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры и присутствовал при снятии золотого оклада, при расчистке более поздних слоев, на протяжении веков ложившихся сверху на рублевскую живопись. «Есть «Троица» Рублева, следовательно есть Бог» , — спустя несколько лет напишет Флоренский в книге «Иконостас».

Эта фраза, мистическая и богословская, на первый взгляд, была вписана во вполне конкретный философский и искусствоведческий контекст. Есть художники, утверждал Флоренский, которые пишут библейские сюжеты, восходя в своем вдохновении в другой, духовный мир – и тогда их образы основаны на земных видениях, на человеческих лицах и поступках. Они от земли только отрываются и не всегда достигают истины. А есть художники, которые создают картины, уже возвращаясь из мира высшего – и тогда образы основаны исключительно на образах этого мира, увиденного духовным зрением. И Андрей Рублев (как и Рафаэль, например) – один из художников, видевших Бога и видевших истину.

«Троица» никогда не была ни чудотворной, ни исцеляющей иконой, с нее не делали множество списков, как, например, с Владимирской иконы Божьей матери. Ее удивительное воздействие на человека не объясняется чудесами, оно само по себе чудо. Чистая живопись. Советские искусствоведы и историки, написавшие сотни монографий к 600-летию Рублева в 60-х годах, Андрей Тарковский, показавший в своем фильме «Троицу» единственно цветными кадрами, реставраторы, верующие, священники, посетители Третьяковской галереи, наконец – все видевшие икону ощущали неземное спокойствие и тихий восторг.

Читайте также:
Гиацинт камень свойства кому подходит по знаку

Но вместе с мистическими переживаниями советские реставраторы, открывая «Троицу», сделали возможным еще и ее художественное изучение. И восторг искусствоведов оказался сродни благоговению верующих. Даже комментируя композиционное совершенство или колористическое решение иконы, они рано или поздно сбиваются с терминов на эмоции: «обаяние», «загадочный творческий скачок», «откровение», «внутренняя гармония» . И все же «Троицу» за последнее столетие достаточно изучили.

Краски. Византийские иконы, которые видел Рублев и на которых учился, были совсем иными по колориту. Гармоничность цветовых сочетаний в них достигалась выбеливанием цветов, приглушенностью благородных, смешанных оттенков. Чистого цвета в них не было, и уж тем более контраста чистых цветов. Рублев был первым, кто чистоту и неземное сияние выразил цветом.

Яркий синий, использованный в «Троице» называют «рублевским голубцом» , до сих пор.

Сюжет. Каноничный ветхозаветный сюжет об Аврааме и Сарре, которые угощали трех странников и понимали, что это сам Бог находится с ними за одним столом, Рублев тоже исполнил по-новому. На гостеприимном столе осталась одна чаша, а хозяев просто нет, как нет и самого действия угощения. Это мы, стоящие перед иконой, принимаем Бога вместо Авраама и замираем от открывшегося нашим глазам бессловесного общения трех ангелов.

Символы. Обычные для иконографии этого сюжета элементы пейзажа – Мамврийский дуб, дом Авраама, гора – у Рублева становятся многозначными символами, над толкованием которых критики спорят до сих пор. Дерево за спиной среднего ангела, скорее всего Христа, символизирует воскресение, а его изогнутый ствол, как и зигзагообразный вырез хитона, говорит о сложной, мученической судьбе, ожидающей Божьего сына на земле. Гора – это символ восхождения к небу, «восхищения духа», а значит правый ангел – Святой Дух. Над ангелом, воплотившим Бога-Отца, возвышаются палаты, которые есть символ «домостроительства», созидания и сотворения.

Композиция. Круговая композиция иконы – это все то же изображение единства, нераздельности, троичности Бога, а вместе с тем символ единения в любви. Очень важный смысл для того периода междоусобиц, побоищ и выжигающих дотла пожаров.

Но даже когда открываются тысячи смыслов, символов, особенностей композиции и ритмов, «Троица» остается произведением, несущим необъяснимое «обаяние», «загадочный творческий скачок», «откровение» и «внутреннюю гармонию», произведением человека, который видел Бога.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...