Троица рублева самая знаменитая картина описание

Икона Андрея Рублева «Троица», сотворившая чудо

Примечательно, что иконы изображаются на доске, а не на холсте, как обычные картины. Для написания «Троицы» была использована доска размером 314х220см, которая была покрыта левкасом (мел смешанный с клеем на масле). На таком белом грунте яичной темперой (яичная эмульсия с пигментами) создано произведение искусства. Она считается вершиной русской и даже мировой православной иконописи.

Икона ─ это богословие, изложенное с помощью красок, потому что в ней каждый предмет, жест, поворот головы, цвет пигмента и композиция в целом имеет свое символическое значение. Люди, жившие в средние века, наши предки, умели читать язык церковной живописи, поэтому икона давала им очень много жизненно важной информации, способной поддержать силу духа и веру.

Повествование с ветхого завета служит основой сюжета «Троицы»: три ангела в образах молодых людей явились праведнику Аврааму и ему дано было осознать, что в ангелов облачилась плотью и кровью вся Святая Троица. Но автор убирает с композиции все лишнее, оставляя только основных персонажей, что символизирует совет Святой Троицы до сотворения мира.

Троица Рублёва — шедевр иконописи

На иконе запечатлены три посланника Божьих, которые спокойно ведут беседу за столом. На их ликах — еле заметные улыбки, блестящие живые очи, как зеркала, отражающие свет; фигуры пребывают в непринужденных позах со склоненными главами, вокруг которых плывет нежное теплое свечение. На столе стоит чаша, из которой видна голова тельца ( животного, приносимого в жертву), как символ смерти Христа за прегрешения людей. Центральный ангел, изображен в традиционном облачении Христа (красном хитоне и голубой мантии) жестом благословляет предмет, который находится перед ним, что означает благоволение Господа принять крестную смерть.

В центральной части произведения также можно увидеть дерево, которое символизирует любовь, добро, прекращение торжества злобы и насилия. По преданию, святой Сергий говорил ученикам, что воззрением на Троицу можно одолеть распри этого мира.

Исторические моменты

Андрей Рублев жил в период междоусобиц и войн XIV-XV веков на Руси, его имя отмечалось в летописях рядом с информацией о возведении храмов. В 1380 году, когда произошла битва на Куликовом поле, он уже был работником в княжой артели умельцев и украшал стены в церквях многих городов. К сожалению, нет возможности узнать обо всех работах Рублева, потому что художники, которые расписывали храмы, никогда не ставили своего имени на работах и не датировали их.

Сведения о том, что святыня была заказана Рублеву его наставником и учителем игуменом Никоном в похвалу Сергию Радонежскому, сбереглись в «Сказании о святых иконописцах». И тот факт, что автором святыни является именно он, также находит подтверждение, но уже в наставлении Стоглавого Собора .

Читайте также:
На золотом кольце вместо пробы буквы что это

Этой реликвии около 600 лет! Специалистами Третьяковской галереи подтверждено, что икона была прописана (обновлена) не менее 5 раз. А затем и вовсе записана несколько раз во время переделки иконостаса. И только в 1904-1905 годах ученые начали делать первые чистки наслоений на живопись Рублева. А в 1918 году свершилось полное раскрытие древнерусского памятника искусства: икона была полностью очищена от всех наслоений, которые скрывали оригинал иконописца в течение нескольких столетий.

Андрей Рублёв. Троица / История одного шедевра

Каким же чудом прославилась святыня?

Икона пребывала в Троицком соборе Сергиева монастыря, построенном в 1411 году и считалась чудотворной.

На протяжении шестнадцати месяцев тянулась осада монастыря (с сентября 1608 года по январь 1610 года) — известный трагический эпизод прошлого. Считается, что икона Рублева была помощницей и покровительницей всех, пребывающих в окружении врагов. Она помогла немногочисленным защитникам обители выдержать блокаду. На Руси, которая в то время была охвачена междоусобными войнами, предательством и злобой, «Троица» стала символом тепла и мира, любви и веры, согласия и единства.

Чудо в том, что предмет искусства, сотворенный искренне и благоговейно, может необъяснимым образом порождать веру, влиять на эмоциональное состояние людей, делая их более стойкими и выносливыми.

Каждый посетитель Государственной Третьяковской галереи может проникнуться такими чувствами, посмотрев на оригинал шедевра Древнерусского искусства.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 — палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник

Андрей Рублёв – Святая Троица 620 слов читать ~4 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки

Икона Святой Троицы («Гостеприимство Авраама») – это панно, написанное Андреем Рублевым (c.1360-1430) в начале 15 века. Пожалуй, самая известная из всех русских религиозных картин, она представляет собой одну из самых ярких точек русского искусства позднего средневековья. Икона была написана между 1411 и 1427 годами монахом-художником Андреем Рублевым для Троицкого Сергиева монастыря. Этот монастырь, расположенный в городе Сергиев Посад, примерно в 40 милях к северо-востоку от Москвы, был основан в 1345 году преподобным Сергием Радонежским и остаётся важнейшим русским монастырём, а также духовным сердцем Русской православной церкви.

Андрей Рублёв – Святая Троица

Название : «Троица»
Дата : 1411 или 1425-27
Художник : Андрей Рублев (c.1360-1430)
Материалы : темпера по дереву
Жанр : Русская православная иконопись
Направление : Русская средневековая живопись
Расположение : Третьяковская галерея, Москва

Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения см.: Анализ известных картин (1250-1800).

Художественная ценность

В 1551 году Стоглавый собор Русской Православной Церкви, стремясь определить свои иконографические каноны, объявил икону Святой Троицы Рублева идеальной средневековой живописью своего типа и образцом для всех православных русских художников. Это считается первым упоминанием иконы Троицы в источниках.

Читайте также:
Сколько стоит 2 гвоздики

Иконография

Живописные и технические качества иконы Святой Троицы , безусловно, достойны восхищения. Так что, по крайней мере, по этой причине такая награда вряд ли удивительна. И все же то, что убедило участников Стоглавого собора, было чем-то более глубоким и, более того, более конкретно православным: показано идеальное выражение Бога без представления Бога.

В иконе Троицы мы находимся в присутствии Бога, но мы его не видим. Рублев основывал свою работу на эпизоде из Библии (Бытие 18: 2-15), в котором говорится о визите трёх таинственных странников, которые объявляют стареющему Аврааму и его жене Сарре, что у них скоро появится сын. Фактически, эти три ангела являются ипостасями Единого Бога, то есть они представляют три личности Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Все три фигуры, показанные здесь, имеют идентичные признаки. Это не ошибка: три человека Троицы идентичны, каждый выполняет свою особую роль.

В картине Рублева ангел слева представляет Отца, тот, что посередине – Сына, а справа – Святого Духа. Те, что находятся в центре и справа, поворачивают головы в направлении того, кто сидит слева от них. Он остаётся неподвижным, поскольку Отец олицетворяет начало. Все трое благословляют чашу, в которой есть принесённый в жертву телёнок, готовый к употреблению.

Телёнок символизирует смерть Христа Спасителя на кресте, а приготовление его в пищу – таинство Евхаристии. Каждый ангел держит тонкий посох в тонкой руке как символ своей божественной силы.

Объединяющая симметрия кротких, но благородных фигур смягчается тонким использованием формы и цвета, в то время как оттенки золота и апельсина купают сцену в тепле и яркости, что повышает её духовный резонанс. В их деликатности нет ничего наивного или упрощённого, ничего монотонного в близком сходстве между ангелами. Их духовность пронизывает картину, когда они сидят в состоянии неподвижного созерцания с миндалевидными глазами, загадочно сфокусированными на неизвестном нам мире. Мире, из которого эти духовные существа, на мгновение посещающие Землю, живут и дышат.

Позади них есть: (1) дом (предположительно дом Авраама), символизирующий место вечного спасения; (2) дерево (Дуб Мамре), символизирующее Древо Жизни; и (3) гора, символизирующая гору Фавор, где Святой Дух появился во время Преображения Господня. Синие одежды на фигурах являются божественными. В центре картины стоит чаша спасения. Прямоугольник в передней части стола обозначает космос. Композиция работы круглая, то есть без начала, без конца, без иерархии.

Гениальность Рублева заключалась в его решении отвергнуть большинство традиционных элементов, которые можно найти в описании истории гостеприимства Авраама и Сарры. Он не показывает ни Авраама, ни Сарру, ни убийства телят, ни подробностей о трапезе. И ангелы показаны, беседующими, а не едящими. Рублев делает молчаливое общение трёх ангелов центром композиции и сущности Троицы. Это идеальное представление о Боге, без изображения самого Бога.

О других русских православных иконописцах см.: Феофан Грек (ок. 140–1410), основатель Новгородской школы иконописи (ок. 1100–1500). См. Также: Дионисий (ок. 1440-1502) и Московское училище живописи (ок.

Читайте также:
Волк что значит символ

1500-1700).

Интерпретация религиозных картин 15-го века

Для анализа других религиозных картин 15-го века, см. Следующие статьи:

Фрески часовни Бранкаччи (1424-8) Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция. Масаччо и Мазолино.
Алтарь Мероде (ок. 1425) Монастыри, Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Роберт Кампен.
Гентский алтарь (1425-32) Собор Святого Бавона, Гент. Ян ван Эйк.
Снятие с креста (1435-40) Прадо, Мадрид. Роджер ван дер Вейден.
Авиньон Пьета (1454-6) Лувр, Париж. Энгерранд Куартон.

Источник

Андрей Рублев: история знаменитой иконы «Троица»

Фрагмент иконы Рублева «Троица»

Среди православных распространено мнение, что рукой иконописца движет Создатель. Мы расскажем о нескольких наиболее ценных для истории и культуры России иконах. Почти все они входят в сокровищницу мировой культуры и с этой точки зрения — бесценны. Вряд ли они когда-либо попадут на знаменитые аукционы, но эти образа знакомы не только людям, исповедующим православие, но и всем, кто интересуется искусством и историей России.

«Троица» Андрея Рублева

История «Святой Троицы», авторство которой приписывается знаменитому иконописцу Андрею Рублеву, запутана. Достоверных фактов об этом главном произведении православного искусства, сохранилось мало. Не удалось восстановить, в каком именно году был написан Рублевым этот шедевр, кто сделал заказ на написании образа.

Икона Андрея Рублева

Невозможно поверить, но пять столетий икона провисела на одной из стен Троицкого собора в знаменитой Троице-Сергиевой лавре. Ничем особым не привлекала внимания прихожан и монахов: не чудотворила и не мироточила.

Отношение к иконе стремительно поменялось в начале ХХ века, когда древнерусскую иконопись стали рассматривать как искусство.

На написание Рублева вдохновила притча «Гостеприимство Авраама» из Ветхого Завета. Праотец Авраам встречается с тремя таинственными незнакомцами, позже выяснится, что это были не обычные путники, а ангелы. Они предсказали, что миссия Авраама — воспитание сына, которому предстоит встать во главе иудейского народа. После завершения беседы ангелы принимают решение разделиться: один остается с Авраамом, а двое других отправляются расправляться с грешниками Содома.

Этот сюжет истолковывали по-разному. Одна из самых распространённых версий, что таким образом Создатель донес до христиан сущность трех божественных ипостасей Святой Троицы

Нарушение канона

До Рублева иконописцы, работавшие с этим сюжетом, изображали всех героев притчи, включая Авраама и его жену Сару. Художник решился на новый вариант: перед нашим взором предстает только Троица. Рублев на иконе расположил ангелов таким образом, чтобы силуэты фигур образовали круг. Ангелы одеты в небесно-лазурные одежды (в иконописи это символизирует неземную сущность), в руках они держат скипетры (обозначают высшую власть).

На знаменитой рублевской иконе Троица изображена сидящей за столом. На нем видим чашу с головой тельца, которая символизирует страдания Иисуса. Эта чаша — смысловой центр изображения.

На заднем плане видим изображение дома, в котором жил Авраам с семьей, дерево (ассоциируется с древом жизни, посаженным в Эдеме), гору (прообраз Голгофы, куда предстоит подняться Сыну Божьему).

Возвращение «Троицы»

Кто и когда внес коррективы в икону, мы уже вряд ли узнаем достоверно. В начале ХХ века икона попала на реставрацию, ее «открыли», расчистили от нанесенных слоев олифы, стерли нанесенное на изначальный слой изображение. Реставраторов ожидало настоящее чудо, все буквально замерли перед открывшейся красотой авторского рисунка.

Читайте также:
Как убавляют размер золотого кольца

Под неяркими красно-коричневыми красками оказались спрятаны изображения, написанные в солнечных оттенках. Такая манера письма была свойственна итальянским иконописцам. Искусствоведы уверены в том, что Рублев никогда не был в Италии, а значит не мог позаимствовать их манеру написания божественных ликов.

Икона Андрея Рублева. Божественный лик

Сразу после того, как с иконы был снят корректирующий слой, она начала стремительно разрушаться. Несколько раз отправлялась на реставрацию. Сейчас увидеть икону Андрея Рублева можно в Третьяковской галерее.

Источник

«Святая Троица» Рублёва

Что символизируют детали прославленной русской иконы? И как сложилась судьба её создателя?

Сюжет

Икона написана по ветхозаветному сюжету «Гостеприимство Авраама». Согласно оригиналу, праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников, которых в дальнейшем назовут ангелами. Они рассказали Аврааму, что через год у того родится сын, от которого пойдёт народ иудейский. Затем двое ангелов отправились карать жителей Содома, а третий ангел остался с Авраамом.

Сюжет этот трактовался различно. Идея того, что в образе ангелов Аврааму открылась единая сущность триипостасного бога — Святой Троицы — утвердилась к 9−10 векам.

Средневековые иконописцы обязательно изображали всех участников притчи. Рублёв представил её по-своему. Мы не видим ни Авраама, ни его жены Сары, а только Троицу. Ангелы расположены так, что линии их фигур образуют замкнутый круг. У каждого есть скипетр (символ власти) и лазурные одежды (знак неземной сущности).

1.jpg

В центре — Бог Отец. Как первый среди равных он носит знаки власти: пурпурные одежды с золотой полосой через плечо. Он обращён в сторону Святого Духа, которому, словно бы, задаёт вопрос о том, кто пойдёт на искупительную жертву. При этом он благословляет чашу, поднося к ней два перста. Святой Дух, отвечая Богу Отцу, указывает на Бога Сына. Последний смиренно принимает участь.

Его зелёная накидка (гиматий) говорит о двойственной природе (человеческой и божественной).

Троица сидит за столом, на котором чаша с головой тельца — символ страданий Христа, на которые он пойдёт ради искупления грехов человечества. Эта чаша и есть смысловой центр иконы.

На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (в трактовке Рублёва древо жизни, которое Бог посадил в Эдеме) и гора (прообраз Голгофы, на которую суждено взойти Иисусу).

Контекст

Кто заказал «Троицу» Рублёву? Точного ответа нет. Версия, с которой на сегодня согласно большинство исследователей, гласит, что икона была выполнена в похвалу Сергию Радонежскому по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Он пригласил артель Андрея Рублёва и Даниила Чёрного завершить убранство только что построенного Троицкого собора.

Иконописцы должны были расписать храм фресками, а также создать многоярусный иконостас. Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остаётся открытым.

Читайте также:
Как починить английский замок на серьгах

Примечательно, что ни в житии Сергия, ни в житии Никона не сказано ни слова о «Святой Троице». Впервые о ней упоминается в постановлении Стоглавого собора (1551 год), где она признается соответствующей церковным канонам. С 1575 года икона занимала главное место в «местном» ряду иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Затем её неоднократно обкладывали золотом.

2 Зырянская Троица.jpg

На рубеже 19−20 веков русская иконопись была «открыта» как искусство. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью, а также расчищать от олифы и лака, поверх которых русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. Такое поновление икон могло привести к тому, что менялись размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали.

К тому времени «Святая Троица» не пользовалась почитанием верующих: она не исцеляла, не совершала чудес, не мироточила. Но когда её «открыли», то все были поражены красотой авторского слоя. Вместо тёмных, «дымных» тонов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы зрители увидели яркие солнечные краски, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы 14-го — первой половины 15-го века. Рублёв не знал памятников итальянского искусства, а следовательно, и ничего не мог из них позаимствовать. Его главным источником вдохновения была византийская живопись палеологовской эпохи.

Сразу после раскрытия «Святой Троицы» начались проблемы с её сохранностью. За последние 100 лет её неоднократно реставрировали.

Судьба художника

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. Строфы Пушкина, пожалуй, — лучшее резюме для биографии Андрея Рублёва. Впрочем, мы даже не знаем, как его звали. Под именем Андрей он принял постриг, а как его звали в миру — тайна сия мраком покрыта. То же касается и фамилии.

Вероятно, что Рублёв — это прозвище по роду занятий его отца.

Неизвестно и то, где и когда он родился, какого был происхождения, как начал заниматься иконописью. И что самое загадочное — как ему удалось создать шедевр, по красоте соперничающий с произведениями мирового искусства.

3 Фрески Успенского собора во Владимире.jpg

Первое упоминание о Рублёве в летописи появилось в 1405 году. В документе указано, что Феофан Грек, Прохор-старец и чернец Андрей Рублёв расписали Благовещенский собор в Московском Кремле. Это говорит о том, что уже к этому времени Рублёв был опытным мастером, которому могли доверить такую ответственную работу.

Уже через три года Рублёв, согласно летописи, делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. На этот раз у Рублёва есть помощники и ученики. В 1420-х годах вместе с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.

В целом, из наследия Рублёва до нас дошло совсем немного. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать работы, которые сегодня с уверенностью исследователи атрибутируют Рублёву: что-то не сохранилось, а чьё-то авторство пересмотрено, увы, не в пользу иконописца.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...