Троица ветхозаветная что это

«Ветхозаветная Троица» или «Гостеприимство Авраама?»

И к онография Святой Троицы — замечательный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию.

На иконе с изображением трех ангелов можно увидеть Авраама и Сарру. Образ называется «Гостеприимство Авраама». Вспомним Книгу «Бытие». Здесь описано, как Господь в виде трех мужей явился Аврааму у дубравы Мамре. Авраам радушно принял гостей.

Он велел Сарре сделать пресные хлебы и отдал отроку приказание заколоть «нежного и хорошего» теленка. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт 18:8). Один из странников сказал Аврааму, что через год у них с Саррой будет сын.

До нас дошли ранние изображения «Страннолюбия Авраама» на стенах катакомб (II-IV вв.) и базилик в Риме и Равенне (IV-V вв.). Библейский сюжет изложен подробно: Авраам встречает трех мужей (крылья появятся гораздо позже), подает им тельца, Сарра печет хлебы или стоит возле дома. Через несколько столетий мы видим «Гостеприимство» в Охриде, Каппадокии, Грачанице. Русь переняла эту иконографию. Например, явление мужей Аврааму — часть росписи святой Софии в Киеве (XI век).

Троица Ветхозаветная

27121765_ikona_troitsi

Иконография включает в себя трех ангелов за столом с угощением, прислуживающих Авраама и Сарру, отрока, закалывающего тельца. Иногда Авраам и Сарра беседуют с гостями. На фоне помещены дом Авраама, Мамврийский дуб и горки. На знаменитой фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде (XIV век) фигуры ангелов образуют круг, ангел в центре своими крыльями как бы обнимает остальных.

Явление трех мужей Аврааму понимается в христианстве как прообраз Троичного Бога. Символический смысл этого события отразился и в иконографии «Гостеприимства». Но полнее всего догмат о Троице, образ троичности Божества выражен в иконе преподобного Андрея Рублева. Нет Авраама, нет Сарры, и на фоне уже не дуб Мамврийский — а древо вечной жизни.

Читайте также:
Черное солнце как использовать

Не конкретный дом — а образ Божьего домостроительства. Три ангела восседают на престоле, а перед ними — чаша с головой тельца. Это образ Предвечного Совета.

Рублевский извод называют «Троицей Живоначальной», «Святой Троицей», «Ветхозаветной Троицей». На Стоглавом Московском соборе 1551 года было решено: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”».

Однако в иконописи ничего не происходит резко, и долгое время существовали оба извода. Есть примеры иконы Троицы с житием, на которой изображено несколько событий, например, вывод Лота из Содома. Сегодня эта иконография ушла в прошлое, если только речь не идет о воссоздании икон или фресок. Но мы можем видеть образы «Гостеприимства Авраама» в старинных храмах и в музейных экспозициях.

Что нужно знать о Святой Троице. 10 тезисов митрополита Илариона. Цикл «Православное вероучение»

Источник

Святая Троица Ветхозаветная

Ветхозаветная Троица — один из иконописных способов изображения Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Название происходит от Ветхого Завета — части Библии, в которой описываются события до рождения Христа.

На иконах «Святая Троица Ветхозаветная» или «Гостеприимство Авраама» писали явление праотцу трёх ангелов — оно упоминается в книге Бытия: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него». На ранних иконах ангелов писали подчеркнуто одинаковыми — равноправно (изокефально) и в едва различимых цветом одеждах. Позже мастера стали выделять одного из ангелов: он мог либо обладать крестчатым нимбом с инициалами Иисуса Христа, либо находиться в центре композиции.

Читайте также:
Как почистить цепочку из дешевого металла

Об иконе

Икону «Святая Троица Ветхозаветная» из коллекции Рыбинского музея-заповедника создали в середине XVII века. Автор её неизвестен.

Учёные предполагают, что образцом для иконописца послужила икона Пресвятой Троицы Андрея Рублёва — именно этот образ стал идеалом для последующих поколений мастеров. Иконы схожи по композиции, близки по составу палитры и гармоничности письма. Так же, как и Рублёв, автор не стал включать в сюжет самого праотца Авраама, его жену Сару и сцену заклания жертвенного телёнка.

Для иконы изготовили оклад из серебра с тисненым растительным орнаментом. Изображение выполнено красками на яичной основе — темперой, украшено тонкими золотистыми штрихами — ассистом, а сверху закрыто слоем олифы — вареного льняного масла.

Со временем олифа темнела, через 60-90 лет она могла стать почти полностью непрозрачной. В таких случаях икону восстанавливали. Иконописцы прошлых столетий иногда наносили новый красочный слой поверх старой олифы, при этом они могли немного изменить сюжет или вовсе написать новую икону. Такой способ старинной реставрации называли записью.

Был и другой способ, когда мастер полностью повторял контуры изображений и частично обновлял красочный слой. Этот приём восстановления именовали прописью. На иконе из коллекции Рыбинского музея сохранились прописи XIX века.

До революции икона хранилась в коллекции ценителя искусства — президента Академии художеств, обер-прокурора Синода, графа Алексея Мусина-Пушкина. Усадьба графа — Борисоглеб — находилась недалеко от Рыбинска — в Мологском уезде. После революции в доме разместилось училище, а всё собрание Мусиных-Пушкиных передали в музейный фонд. Позже особняк был разобран, а территория имения затоплена водами Рыбинского водохранилища.

Источник

Ветхозаветная Троица

Ико́на Свято́й Тро́ицы — визуальное выражение христианского догмата о Святой Троице.

Догматическое обоснование

Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια ) Авраама» — явления ему трех ангелов:

Читайте также:
Защита от воды 5 атм что значит

В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.

В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.

Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.

Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.

thumb|Святая Троица. Фреска в капелле Богоматери собора монастыря Иоанна Богослова на о. Патмос. Конец XII века

Неизокефальное изображение ангелов. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. Феофан Грек. 1378 г.

Ангел с кресчатым нимбом. Икона из собрания ГТГ. 2-я пол. XVI в.

«Троица» Андрея Рублёва

Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую образцом, разрушается гармония замысла.

Читайте также:
Как измерить запястье для браслета для девушки

Долгое время подлинная живопись Андрея Рублёва была полностью скрыта под слоем позднейшей записи (конец XIX века). Но даже и этого не было видно под сплошным драгоценным окладом. Лишь в 1904 году начато пробное удаление неистинного и наносного. На фотографиях представлено состояние иконы в момент начала реставрации (раскрыто плечо правого ангела и гора за ним) и после раскрытия.

Состояние на 1904 г.

Состояние на 1905 г.

Другие трактовки Троицы в иконописи

Наряду с иконографической композицией Андрея Рублёва, создавшего отличный от традиционной иконографии «Гостеприимства Авраама» образ «Живоначальной Троицы», существует и т. н. «Новозаветная Троица» — изображение Троицы в постбытийной икономии. Выделяют два основных типа иконографии: «Сопрестолие» — изображение Бога-Отца в виде седовласого старца (Ветхого Деньми), Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном; и «Отечество», отличающееся тем, что Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, иконы Господа Саваофа, а также «Отечество» были запрещены.

Сопрестолие (Троица Новозаветная). Новгород. XVII в

Отечество (Троица Новозаветная). Новгород. XIV в

Для западноевропейской религиозной живописи характерна троичная композиция «Распятие в лоне Отчем», в которой Бог-Отец держит крест с распятым Богом-Сыном. Появление подобной схемы в поздней русской иконописи вызвало бурные споры сторонников и противников сложных аллегорических сюжетов.

Так как днём Святой Троицы в Православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то праздничной иконой этого дня будет также образ Сошествия Святого Духа. В чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня.

Читайте также:
Кольцо из бисера цветок схема

См. также

Литература

  • Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. Т. 35. М., 1999

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Ветхозаветная Троица» в других словарях:

ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА — (русск.: старозаветная), наиболее распространенное на Руси изображение Св. Троицы. Основой является библейское сказание о явлении Аврааму трех прекрасных юношей (Быт. 18:1 15). Самое краткое иконографическое решение изображение трех ангелов,… … Русская история

Ветхозаветная Троица — Ветхозав етная Тр оица (иконографический тип Троицы) … Русский орфографический словарь

ТРОИЦА (икона) — «ТРОИЦА», распространенный в иконописи сюжет, в котором нашел отражение догмат (см. ДОГМАТ) Христианской церкви о троичности Бога и единосущности Его ипостасей Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Существуют три иконографических типа… … Энциклопедический словарь

ТРОИЦА ПРЕСВЯТАЯ — Бог христиан, Единый в Трех Лицах, или Трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух. Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святой, что в сей Св. Троице «ничтоже первое или последнее, ничтоже более или … Русская история

Ветхозаветная Церковь — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия

Новозаветная Троица — Святая Троица (изокефальное изображение ангелов, Псков, XVI век) Икона Святой Троицы визуальное выражение христианского догмата о Святой Троице. Содержание 1 Догматическое обоснование … Википедия

Зырянская Троица — свт. Стефан Пермский? … Википедия

Святая Троица. История праздника — Цвет праздника Троицы изумрудно зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль. Изумрудным облаком светятся храмы изнутри сотни березовых веточек несут прихожане, пол церкви густо… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Православная иконография Троицы — Содержание 1 Догматическое обоснование 2 Троица Ветхозаветная … Википедия

Источник
Рейтинг
Загрузка ...