Александр Иванович Куприн — удивительный человек. За свою жизнь он сменил множество профессий, но, в конце концов, остановился на писательской деятельности — и не ошибся. Теперь мы знаем Куприна как признанного мастера короткого рассказа, автора замечательных повестей.
Он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придёт время, когда все люди будут счастливы. Мечты о счастье, о прекрасной любви — вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, в том числе и в произведениях А. И. Куприна.
В повести «Гранатовый браслет» мы видим, как изображается любовь в высшем свете. В самом ‘ начале произведения перед нашими глазами предстаёт семья Шейных — Вера Николаевна, которая «пошла в мать, красавицу англичанку», и Василий Львович, крупный помещик, занимающий «видное положение в обществе». Вроде бы супруги счастливы в семейной жизни, и, на первый взгляд, всё у них замечательно, но писатель сразу же делает оговорку, что у княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».
Далее мы видим сестру Веры Николаевны —Анну, которая «была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении». Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей — мальчика и девочку; больше она решила не иметь детей и не имела». Анна Николаевна не была счастлива в семейной жизни, не испытывала к мужу нежного, подлинного чувства, более того, она «презрительно высмеивала и в глаза и за глаза своего любимого».
Читатель понимает, что, наверное, Куприн не случайно показывает отсутствие чистой, крепкой любви в семьях двух сестёр, принадлежащих к высшему обществу. А может, этой самой любви вообще нет в высшем свете? Это кажется ужасным, невероятным, но на дне рождения Веры Николаевны мы убеждаемся в этом.
В этот день все самые известные и уважаемые люди города собрались в доме Шейных. Но серьёзных, умных разговоров мы от них не слышим. Анна Николаевна флиртует с гусаром, мужчины играют в карты, а Василий Львович потешает всех своими шуточными рассказами про любовь.
Из них мы узнаём о неудавшейся женитьбе Николая Николаевича, брата Анны и Веры, о том, что Вере Николаевне уже семь лет пишет любовные письма какой-то ненормальный «телеграфист», безумно любящий её, но не получавший ответа на свои признания. Эти рассказы вызывают улыбку и хохот слушателей. И мы понимаем ужасную вещь — что в высшем свете даже о самом прекрасном и светлом чувстве на земле серьёзно не могут поговорить. А знают ли они вообще, что такое любовь? Мы убеждаемся, что нет, ей просто нет места в этом лживом, дешёвом мире.
В свете этих событий роль Аносова приобретает особое значение. Сама внешность генерала внушает нам симпатии и доверие к этому человеку. Это был «тучный, высокий, серебряный старец. У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухшими полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть». В семейной жизни он тоже не нашёл счастья: «ещё до войны жена сбежала от него с приезжим актером, пленясь его бархатной курткой и кружевными манжетами».
Он многое повидал, знает жизнь глубинно и оценивает её объективно. Аносов единственный из этой толпы, кто видит, что моральные устои общества расшатаны до предела, что из чистого, возвышенного чувства любовь превратилась в пошловатенькое слово, которым кидаются налево и направо молодые люди, не задумываясь об истинном его значении: «А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить.
Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!» С сожалением и болью говорит он о том, что люди женятся из-за бытовых потребностей, по необходимости или из-за минутных слабостей, поддавшись соблазну. «А где же любовь-то? Любовь, бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость», — восклицает он.
Аносов безжалостно разоблачает и критикует светское общество, понимая, что оно стоит на грани полного безнравствия, неизменности, что истинная любовь может быть потеряна навсегда. Генерал говорит Вере Николаевне об этом прекрасном чувстве, каким оно должно быть: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства и компромиссы не должны её касаться».
Автор доверяет ему один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным её людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передаёт свою уверенность Вере Николаевне. Именно ему «поручено» заставить Веру отнестись к любви таинственного незнакомца более серьёзно: «. может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».
Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение, которое призвано помочь молодым людям, направить их на путь истинный, рассказать им многое, поделиться опытом, в том числе и в вопросах любви. Только благодаря таким людям ещё есть надежда, что общество не погрязнет окончательно во лжи.
Источник: www.allsoch.ru
Гранатовый браслет 1. как звали мужа Анны, сестры Веры 2. чей это портрет? «Она была на полголов…
Гранатовый браслет
1. как звали мужа Анны, сестры Веры
2. чей это портрет? «Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница…..»
3. о ком пишет Куприн: «… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине: лет ему, должно быть, было около тридцати тридцати пяпи»?
4. какая музыка звучит в произведении?
5. чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки….»
6. о ком автор пишет? » ….обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала..»?
7. кому принадлежат слова? «А где же любовь-то? Любовь бескорыстна, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую с
Ангелина Зорчева Вопрос задан 24 сентября 2019 в 5 — 9 классы, true»> Поделиться
Евгения Гранде (драма, реж. Сергей Алексеев, 1960 г.)
Александр Иванович Куприн. Гранатовый браслет. аудиокнига.
Источник: matfaq.ru
Образ Якова Аносова в повести Куприна «Гранатовый браслет»
Яков Михайлович Аносов – один из персонажей купринской повести «Гранатовый браслет».
В произведении особое внимание уделяется описанию внешности Аносова. Это «тучный, высокий, серебряный старец» с «большим, грубым, красным лицом с мясистым носом» и «старческой улыбкой». На старость указывает и его принадлежности: слуховой аппарат и палка с наконечником из резины.
Сам Аносов не считает себя человеком красивым. Он говорит о том, что не был красавцем даже в молодости. А на момент повествования Аносов чувствует себя «развалиной».
При описании внешности подчеркиваются глаза генерала Аносова, которые свойственны тем, кто на близком перед собой расстоянии видел опасность и даже смерть. Действительно, герой участвовал во многих военных событиях, в которых был легко и тяжело ранен.
В повествовании несколько раз подчеркивается: герой был храбрым, мужественным и смелым человеком, но одновременно с этим он не отрицает того, что боялся смерти. Помимо этого, Аносов – справедливый и честный офицер. Герой признавался в том, что за служебное время ни один солдат не пострадал от его руки. При получении приказа расстрелять людей, находящихся в плену, герой отказался его выполнять, сказав, что с легкостью казнит предателей, но ни за что не сможет убить ни в чем не повинных людей.
После военных действий генерал Аносов не выходит в отставку, как ему предлагалось, а становится комендантом упраздненной крепости. Служит герой честно, от работы никогда не отлынивает.
Еще до войны у Якова Михайловича была жена, однако она уходит от него к проезжему актеру, а затем раскаивается перед ним. Герой не пустил жену обратно, однако до самой ее смерти помогал ей в материальном плане. Это говорит о человеческом отношении к окружающим людям. Аносов имеет гордость, но не высокомерен и не эгоистичен.
Генерал Аносов часто посещал дом Шеиных. Он очень любил Веру Шеину и ее сестру Анну Фриессе. Их теплые взаимоотношения связаны с тем, что Аносов был «боевым товарищем и преданным другом» отца сестер. Когда князь умер, Аносов перенес всю свою любовь к другу на его дочерей. Подчеркивается, что для Анны Аносов является крестным отцом.
Благодаря тесной связи между генералом Аносовым и сестер, героини называют героя дедушкой. Они искренне любят и уважают Якова Михайловича.
Образ Аносова важен в идейно-содержательном плане. Именно Яков Михайлович рассуждает о величественной любви, с которой встречается не каждый человек. Герой признается, что никогда в жизни не видел такой любви, которая строилась бы на самоотверженности и отсутствии корысти. Аносов говорит о том, что только та любовь, при которой человек готов пожертвовать всем, что у него есть, является истинной.
Именно Аносов дал Вере повод задуматься над тем, что телеграфист, посылающий ей письма уже восемь лет, чувствует к ней любовь, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Слова старого и опытного человека запомнились Вере Шеиной, и после смерти Желткова она поняла, что та любовь, о которой говорил «дедушка», прошла мимо нее.
Источник: www.sochinyashka.ru