Турбийон разработал А. Л. Бреге для повышения точности часового механизма. Его задача заключалась в компенсации влияния силы гравитации на спусковой механизм, пружину и баланс.
Что такое турбийон?
Более двухсот лет минуло с тех пор, как Авраам Луи Бреге изобрел турбийон. Но до конца ХХ века лишь считанные эксперты часового дела знали, что это такое. И еще меньше людей — несколько коллекционеров — могли сквозь заветное окошко на циферблате полюбоваться вращением этого хитроумного и загадочного механизма.
Красивый и дорогой вихрь
На всякий случай напомним, что турбийон – это усложнение, принцип работы которого заключается в особом устройстве узла баланса, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода часов.
Система баланс-спираль и детали спуска устанавливаются на вращающуюся платформу, делающую, как правило, один оборот в минуту. Из-за этого асимметричный узел меняет положение своего центра тяжести относительно гравитационного поля, и возмущения, вносимые земным тяготением в ход часов, взаимно компенсируются.
ЧТО ТАКОЕ | ТУРБИЙОН |
Турбийон – очень красивое, но не вполне полезное устройство. Задумывался он для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Число деталей турбийона зачастую переваливало за сотню, причем каждая требовала подлинно филигранного исполнения.
Механизм имел достаточно большие для наручных часов габариты и отнимал много энергии, которая в сложных часах всегда дороже золота корпуса. Добавьте сюда хрупкость турбийона, и от него останется только звучное название, которое, кстати, переводится как «вихрь».
В результате приспособление, обманувшее силу притяжения, притягивало к себе только самых искусных часовщиков и самых богатых покупателей. Клонилось к закату второе столетие века турбийона, а количество произведенных механизмов все еще исчислялось десятками. Хотя даже более сложные в изготовлении репетиры имели куда более широкое распространение.
И дело даже не в том, что номинальная цена турбийона несопоставима с его практической ценностью. Часы с турбийоном покупают «за красивый глаз», а еще потому, что истинная стоимость коллекционной и престижной вещи выше адекватного ей денежного эквивалента. А коллекционных вещей не может быть много.
То есть турбийонов намеренно производилось меньше, чем теоретически возможно.
О красивых и дорогих турбийонах часовщики вспомнили в конце ХХ века, когда часы превратились в статусную вещь и резко взлетели в цене. Тем более что в 90-х годах в часовое дело активно вторглись современные микротехнологии. Не смогли устоять перед высокоточным автоматизированным производством и турбийоны.
Особенно отличилась швейцарская фирма Progress, которая на рубеже тысячелетий запатентовала турбийон новой конструкции Preciplus («Сверхточный»).
Число деталей механизма сократилось до 38, цена упала до 2-3 тысяч долларов, а само усложнение могло повторить судьбу, скажем, автоподзавода, которым оснащены 9 из 10 современных механических часов. Так бы все и вышло, не скажи свое веское слово Швейцарская часовая федерация. «Прогрессистам» не дали широко развернуться, но прецедент был создан.
Теперь турбийоны присутствуют в марках, от которых еще десять лет назад никто не ожидал такой прыти. А грандам часового дела приходится считаться с тем, что самим фактом наличия турбийона теперь уже никого не удивишь. Раз так, надо удивлять чем-то другим.
Тонкая штучка
Тоньше всех в 2003-м «пошутила» Piaget — продемонстрировала механизм собственного производства калибра 600P толщиной всего 3,5 миллиметра. Это – мировой рекорд, причем не единственный. Драгоценный турбийон на трех титановых платформах весит лишь 1 карат (0,2 грамма).
Он состоит из 42 деталей и совершает стандартный оборот в минуту, что позволяет ему «по совместительству» служить еще и секундной стрелкой. Интересно, что верхний мост турбийона получился асимметричным, так как мастера просто не могли не украсить его фирменным инициалом «P».
Правда, за это эстетическое излишество пришлось расплачиваться дополнительной работой по настройке и регулировке механизма, ведь сбалансирован он должен быть просто идеально. Впрочем, не самый простой из существующих типов турбийона был выбран также из соображений элегантности.
Таков стиль работы ведущих часовых марок: придумывать себе неразрешимые проблемы, а затем с блеском их решать. Тем более, Piaget давно и успешно возделывает ниву сверхтонких механизмов: достаточно вспомнить калибры 9P толщиной 1,35 мм и 12P с автоподзаводом высотой 2,33 мм.
Понятно, что триумф компании требовалось обставить с имперским размахом, ведь кропотливая работа заняла целых три года. Пришлось и часы назвать под стать механизму —- Piaget Emperador Tourbillon. Всего выпущено 22 экземпляра: по 10 в изогнутых прямоугольных корпусах из белого и розового 18-каратного золота, и еще 2 с обильными украшениями из драгоценных камней.
Выглядят часы достаточно строго, что вполне объяснимо небольшими габаритами и толщиной корпуса. Зато ничто не отвлекает внимания от окна турбийона, занимающего добрую треть площади гильошированного циферблата. Турбийон расположен не совсем традиционно — на отметке «12 часов», а его исконная позиция «6 часов» отдана индикатору запаса хода, составляющему всего 40 часов.
Увы, даже миниатюрный турбийон присваивает значительную часть энергии не слишком «накачанного» механизма.
Революции!
Franсk Muller, в отличие от Piaget, озаботился не столько эстетической, сколько утилитарной стороной турбийонного дела. Хотя представленная им нынешней весной модель Revolution 2, как и всякое по-настоящему изящное инженерное решение, смотрится на редкость эффектно. Иначе и быть не могло, ведь она продолжает славные традиции прошлогодней Revolution 1. Помните те очередные революционные часы Мюллера?
Стоило нажать на кнопку, как обе стрелки мгновенно перескакивали в положение «12 часов», а неторопливо вращающийся турбийон, словно чертик из табакерки, выпрыгивал из недр часового механизма к самому стеклу. Часы в это время продолжали идти, и после того как вдоволь покрасовавшийся турбийон отправлялся «отдыхать», стрелки возвращались на положенное им место. Не прошло и года, как прогремела Revolution 2. Теперь для того, чтобы рассмотреть турбийон со всех сторон, не нужно его ни поднимать наверх, ни переворачивать часы.
Как уже говорилось, при горизонтальном положении часов турбийон абсолютно бесполезен, если не вреден. А наручным часам довольно часто, особенно по ночам, приходится отлеживаться. Значит, по хорошему, платформу турбийона надо заставить вращаться вокруг двух осей — горизонтальной и вертикальной, то есть запустить на сферическую орбиту.
Вообще-то идея не нова — запатентована еще в 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом и даже реализована в экспериментальных карманных часах. Но уместить сей объемный турбийон в корпус наручных часов не удалось никому. Кроме Франка Мюллера.
Собственно, корпус у Revolution 2 вполне привычный — классическая мюллеровская изогнутая «бочка». Лишь на задней стенке часов пришлось сделать небольшую выпуклость (шаровидная конструкция не вписывалась). Необычный турбийон расположился традиционно – на 6-часовой отметке, по обеим сторонам которой разместились два ретроградных индикатора.
Левый показывает время оборота шасси турбийона вокруг оси баланса, размечен от 0 до 60 секунд и может считаться, для простоты, секундной стрелкой.
Зато правый имеет восьмиминутную шкалу — за этот промежуток клетка турбийона совершает полный оборот внутри зубчатого обода, перпендикулярного плоскости циферблата. Удивительно, что очертания платформы турбийона точно повторяют форму корпуса Revolution 2. Картина получается завораживающая, как на выставочном стенде: маленькие часики вращаются внутри больших часов.
Несмотря на заоблачную цену в 800 тысяч швейцарских франков, не все желающие смогут пополнить свои коллекции. Мюллер намеревается производить 6 экземпляров в год. В этом сделал два: один решил поносить сам, а второй пока разъезжает по выставкам.
Четыре оставшихся проданы еще до своего рождения.
Чистый кристалл
Еще один аттракцион устроила в этом году Corum, продемонстрировавшая прозрачную модель Tourbillon Saphir 999. Известная своими дизайнерскими устремлениями компания и раньше создавала прозрачные часы, достаточно вспомнить знаменитый Golden Bridge. Девизом нынешней модели может служить формула «скелетон в квадрате».
Если турбийон — самый красивый элемент часов, негоже выставлять его в маленьком окошке циферблата, да и в скелетоне он затеряется среди других деталей.
Не лучше ли все несущие части механизма сделать прозрачными, уподобив турбийон золотой рыбке в круглом аквариуме? Над часами колдовал лично Северин Вундерман. Платины и мосты механизма калибра 372.1.2, произведенного Corum самостоятельно, изготовлены из чистого сапфира и скреплены 11-ю металлическими винтами с синими головками под стать цвету стальных стрелок.
Все непрозрачные детали вынесены, по возможности, в верхнюю часть корпуса, а нижний полукруг предоставлен в безраздельное владение турбийона. Обилие свободного места под стеклом лишь усиливает магическое воздействие шедевра часового дизайна.
Надо заметить, что в 1998 году Corum уже показывал схожий прозрачный турбийон La Mysteriuse, но тогда эффект был несколько смазан рельефной формой золотого корпуса. Простой, круглый и гладкий корпус Тourbillon Saphir 999 изготовлен из платины бескомпромиссной пробы 999,99.
Обрабатывать такой металл посложнее, чем сапфир. Правда, к Базельской выставке корпус решили украсить бриллиантами, но и без них часы выглядят ничуть не хуже. Что касается турбийона, то форма его верхнего моста точно повторяет эмблему Corum.
Видимо, за неимением циферблата, на котором обычно располагается знаменитый «ключик». Радует, что логотип симметричен и Corum не пришлось столкнуться с проблемами Piaget. Еще одной особенностью механизма является 110-часовой завод, но этот, сам по себе прекрасный показатель давно не является рекордным.
Тourbillon Saphir 999 планируется выпускать не более 25 раз в год и заказы уже сделаны на несколько лет вперед.
Hi-tech
Если дизайн часов Тourbillon Saphir 999 призван в первую очередь акцентировать внимание на турбийоне, то Jorg Hysek поставила себе прямо противоположную задачу. Турбийон задумали сделать органичным элементом хайтековского оформления часов, и не более того. Модель X-Ray представляет собой аранжировку старинной мелодии Бреге в стиле «техно».
Можно сказать, что турбийон давно напрашивался под циферблат Jorg Hysek, ведь на нем вы не найдете привычной цифры «6», а свято место пусто не бывает.
Тонированный сапфировый циферблат слегка затеняет детали механизма, но для турбийона в нем прорублено открытое окно. Получившаяся сложная игра света и отражений в корпусе часов объясняет название модели: полупрозрачный фон для сияющей клетки турбийона из белого золота. Перфорированные детали платформы соответствуют сходным очертаниям стрелок.
Сильно изогнутый и выпуклый корпус часов из такого же 18-каратного белого золота охватывается ремешком из черной резины с двойной золотой застежкой.
Все вышеописанные модели были снабжены ремешками из крокодиловой кожи, но X-Ray позиционируются как водозащищенные до глубины в 30 метров. Вряд ли кому-нибудь из обладателей модели стоимостью в 150 тысяч евро и тиражом 10 штук в год придет в голову в них купаться, а вот декларируемый 100-часовой запас хода — вещь полезная. Традиционная конструкция турбийона претерпела в Х-Ray значительные изменения, но они не сказались на энергоемкости механизма.
Турбийон для дам
Не затерялся в общем хоре голос родоначальницы жанра турбийона — Breguet. Все новинки года, даже тончайшие Piaget — мужские часы. Мастера Breguet создали женскую модель Classique Grande Complication (Ref.3358BB/52/986 DD00).
Прообразом для нее послужил одноименный мужской турбийон, однако его конструкция была существенно переработана. Использован новый калибр механизма — 558.1T . Часы стали тоньше на миллиметр (8,9 мм) и на 4 миллиметра меньше в диаметре (35 мм).
Корпус, в отличие от мужской модели, выполнен из белого 18-каратного золота, на котором выигрышно смотрятся 73 бриллианта общим весом в 1,31 карата. Изменилась и форма турбийонного окна, через которое теперь видна рельефная верхняя платина механизма. Над окном появилась 20-секундная шкала, ее одна за другой обегают 3 синие секундные стрелки, вынесенные на ось турбийона.
Из-за уменьшения размеров корпуса гипнотизирующий с первого взгляда турбийон стал практически равновелик циферблату.
Даже обычную у Breguet римскую разметку циферблата на этот раз заменили округлыми арабскими цифрами, чтобы они не отвлекали от золотого «вихря» — единственного желтого пятна в палитре часов. Не удалось до конца решить лишь извечную проблему запаса хода в небольших часах с турбийоном. Показатель Classique Grande Complication составляет 50 часов.
10 дней без завода
Многоточие в длинной поэме во хвалу турбийона поставила Patek Philippe. На вас лукаво поглядывают два небольших круглых циферблата модели Ref.5101P 10 Day Tourbillon. Почему лукаво?
Потому что наружность часов ничем не выдает присутствия в них самого совершенного из созданных на сегодняшний день турбийонов. На месте положенного окна разместилась секундная стрелка. Над ней видна шкала запаса хода.
Цифры на шкале не проставлены, но имеется скромная надпись «10 Days» —- 240 часов! Такого еще не было. И лишь в последнюю очередь на нежно-розовом циферблате можно различить искомое слово tourbillon. В принципе эти часы могут ходить без завода 11 дней, но создатели намеренно оснастили заводной барабан ограничителем.
Дело в том, что если взвести пружину этих часов до отказа, то заявленную точность -1/+2 секунды в сутки они обретут только спустя 20 с лишним часов.
Сам турбийон, впрочем, рассмотреть можно, но только через прозрачный сапфир задней крышки гладкого, анатомически изогнутого платинового корпуса. Спрятать турбийон под циферблат создателей часов заставило, по их заверению, вредное воздействие на систему смазки самого уязвимого узла высокоточного хронометра, оказываемое солнечным светом. Может и так, ведь десятидневный запас энергии сдвоенных заводных барабанов не должен пропадать в борьбе с трением сложнейшего механизма, который разрабатывался целых три года.
Новый калибр 28-20/222 состоит из 231 детали, из них 72 приходятся на турбийон. Между тем, в решении дизайнеров есть и другой, философский смысл. Сегодня часы с турбийоном предлагают десятки компаний, но сделать его невидимым пока не решается никто, кроме Patek Philippe.
Но и она не собирается предлагать больше нескольких десятков 10 Day Tourbillon в год.
Светлое будущее
Как показало бурное начало третьего тысячелетия, турбийону уготована долгая и богатая приключениями жизнь. Пока большинство часовщиков и любителей высокого часового искусства продолжают относиться к нему с пиететом. Как, например, мастера компании Girard-Perregaux, создавшие модель Tourbillon Sois Trois Ponts d’Or: для людей со слабым зрением, которые могут сразу и не заметить один мост турбийона, дизайнеры навели еще два моста из чистого золота.
Однако наряду с предельно пафосным отношением нет-нет, да и проскочит нечто предельно функциональное, как в часах Royal Oak Concept от Audemars Piguet, в которых турбийон крепится к платине не помпезными золотыми мостами, а скромными амортизирующими гармошками. То есть короли минутных репетиров (а именно ими славится АР) считают, что в часах будущего турбийон будет столь же обычным усложнением, как ныне автоподзавод.
На мой взгляд, это точный прогноз. Ведь ничто же не мешает сейчас некоторым часовщикам с величайшим почтением относиться к тому же автоподзаводу и делать ротор из золота или платины. В конце концов, это турбийон создан для человека, а не наоборот.
ИсточникЧто такое турбийон ? Турбийон – это отдельное устройство в механизме часов, которое противодействует гравитации, повышая точность хода часов. Этот механизм сложен в изготовлении, а часы с турбийоном ценятся во всём мире.
Когда возникла потребность в турбийоне ? Устройство турбийона . В конце 18го начале 19-го века популярностью пользовались карманные часы, которые подолгу лежали в вертикальном положении в кармане владельца. Тонкая волосковая пружина баланса подвергалась воздействию силы тяжести, что вызывало неравномерность частоты колебаний и снижало точность карманных часов. Кто разработал первый турбийон ? Покомпонентное изображение турбийона .
Турбийон
Турбийон – это конструкция, разработанная французским часовщиков Абрахамом Луи Бреге в 1795 году для повышения точности часового механизма. Его задача заключалась в компенсации влияния силы гравитации на спусковой механизм, балансовое колесо и спираль. С помощью турбийона в старых моделях часовых механизмов решалась проблема погрешности хода, связанная с силой притяжения.
Турбийон в часах:
1 — Вращающаяся каретка
2 — Спусковой механизм (анкерный ход): анкерное колесо, анкерная вилка
3 — Спираль баланса
4 — Балансовое колесо
Что такое турбийон в карманных и наручных часах
Это вращающаяся каретка, в которую помещают чувствительные ко всемирному тяготению подвижные детали часового механизма – балансовое колесо со спиралью и компоненты анкерного хода. Каретка вертится со скоростью один оборот в минуту или больший промежуток времени – зависит от устройства. Вращаясь, она создает обратную искусственную погрешность, которая компенсирует погрешность, создаваемую силой притяжения.
Турбийон может быть:
- Традиционным – крепится к плате с помощью верхнего и нижнего мостов.
- Парящим – крепится к плате без верхнего моста. Это позволяет использовать устройство для декорирования часов – циферблат конструируют так, чтобы часть механизма с турбийоном была открыта для обозрения.
Конструкция отличается сложностью изготовления – устройство состоит из нескольких десятков мелких деталей. Так, толщина конструкции может составлять всего 3,5 мм, а минимальное количество деталей – 38.
1 — Турбийон в часах
Зачем турбийон используют в современных часах
Практическая необходимость в турбийоне как регуляторе точности хода отпала с появлением новых материалов для изготовления основных деталей часовых механизмов. Однако устройство продолжают использовать как дань уважения к часовому искусству. Кроме того, эта сложная конструкция позволяет производителям элитных часов создавать еще более утонченные и совершенные модели для ценителей часового дела.
Турбийон — видео
ИсточникТурбийон – это усложнение в наручных часах, принципом работы которого является особая конструкция узла баланса *, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода. * баланс — маятниковое колесо, которое совершает колебательные движения от балансовой спирали. От того, насколько равномерны его колебания, зависит точность хода часового механизма, поэтому баланс считается одним из самых важных элементов в часах.
История создания турбийона . Турбийон впервые появился в механических часах более двухсот лет назад. Знаменитый часовой мастер из Франции Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент на конструкцию оформил в 1801 году.
Турбийон в наручных часах — что это такое
Турбийон – один из самых сложных и дорогостоящих механизмов в наручных часах. Его прямое предназначение – корректировать показания хронометра и делать его работу максимально независимой от гравитационного поля Земли.
Специалисты, да и просто фанаты классной механики, по сей день ломают копья: нужен ли механизм турбийона с практической точки зрения либо это излишнее усложнение, призванное задирать стоимость хронометра до заоблачных высот?
Как всегда, истина где-то посередине. А где именно – разберемся прямо сейчас!
Абрахам-Луи Бреге и первый турбийон
Абрахама-Луи Бреге не зря величают Леонардо да Винчи от часового искусства: на его счету десятки патентов на изобретения, значительно опередившие свое время. Именно этому великому изобретателю и принадлежит пальма первенства в разработке «маленького вихря» – именно так переводится слово tourbillon с французского языка.
Имя Бреге тесно связано и с историей России. Он был официальным часовщиком российского императорского двора, а карманные часы, сделанные на его мануфактурах, носили все, кто мог себе это позволить. Кстати, карманные часы в то время и называли «брегетами», так что имя гения стало нарицательным.
Принцип работы турбийона в часах чисто механический, что вполне ожидаемо для того времени, ведь разработан он был более 200 лет назад, еще в 1795 году (запатентован, правда, шестью годами позднее).
Дело в том, что воздействие гравитационного поля Земли отрицательно сказывается на точности хода механических часов, так что модели среднего и ниже ценового сегмента дают погрешность хода примерно в 5 секунд в сутки.
Пока мы находимся на Земле, оградить часы от воздействия притяжения планеты невозможно, но можно постараться его как-то компенсировать, что и сделал Бреге.
Великий изобретатель установил баланс-спираль и элементы спуска на вращающуюся пластину-платформу, что заставляет поворачиваться вокруг своей оси весь часовой механизм. Период вращения платформы составляет одну минуту, причем получается, что полминуты часы немного спешат, следующие полминуты – отстают. Вот и получается приличная компенсация.
Часы мужские с хронографом (перейти в каталог SUNLIGHT)
Турбийон – технически сложное устройство. В те времена его могли изготовить лишь считаные часовщики с грандиозным опытом. Поэтому турбийоны устанавливали на единичные экземпляры, которые делали преимущественно под заказ.
Стоили часы с турбийоном фантастически дорого, их могли позволить себе только очень богатые люди. Да, точность хода достигала +1/-2 секунд в сутки, но какой ценой!
В то время наручные часы были прерогативой лишь прекрасных дам: они не отличались высокой точностью, зато поражали эксклюзивным исполнением в золоте и драгоценных камнях. А мужчины носили куда более массивные часы в карманах жилетов.
В общем, в течение долгих столетий «маленький вихрь» оставался высокотехнологичной диковинкой для избранных. А к XX веку о нем практически забыли: появились наручные часы, в которых турбийон компенсировал точность хода очень мало. Все же Бреге изобретал его для карманных часов, львиную долю времени пребывающих в вертикальном положении!
Невероятно высокая стоимость, капризы к условиям эксплуатации, необходимость в сверхточной настройке – все это стало причиной того, что за пару столетий с момента изобретения было выпущено всего несколько сотен часов с этим механизмом.
Новейшая история: по мотивам часовой классики
В последние десятилетия минувшего столетия швейцарскую часовую промышленность серьезно лихорадило. Виной этому была серьезная конкуренция со стороны японцев, предложивших миру куда менее капризные и дорогие и куда более точные кварцевые часы.
Швейцарцам пришлось искать пути спасения. Часть брендов прекратила существование, другие пошли по пути глобализации, влились в состав гигантских холдингов типа Swatch Group и стали производить более доступные модели, третьи сделали своей фишкой выпуск уникально сложных референсов из категории высокого часового искусства.
Словом, интерес к турбийону был возрожден. Одной из первых ласточек, пролетевших в этом направлении, стал механизм Preciplus, запатентованный новой швейцарской компанией Progress. Часовщики этой компании создали простой, надежный и сравнительно недорогой турбийон из всего-то 38 элементов.
Специалисты прочат турбийону судьбу калибра с автоподзаводом: удешевление и снятие флера избранности. Однако пока инициативу придавливают на корню швейцарские коллеги-часовщики: чем еще завоевывать сердца и кошельки очень небедных клиентов, как не элитарностью?
Словом, сейчас часов с турбийоном выпускается значительно больше, но элитарными и очень дорогими они быть не перестали. В большинстве моделей этот механизм выставляется напоказ и отлично просматривается через стекло и скелетонизированный циферблат (реже – через прозрачную заднюю крышку). Этакая изюминка для знатоков: если у человека на руке часы с турбийоном, значит, он занимает солидное положение в обществе.
Обзор моделей часов с турбийоном
Сейчас многие производители из Швейцарии (куда реже – из других европейских стран) предлагают взыскательным потребителям часы с турбийоном. Как правило, они выпускаются ограниченными сериями или по индивидуальным заказам.
Что о ценах – они высокие и очень высокие, например:
- высокое часовое искусство и лакшери – от 100 тысяч до миллиона евро;
- премиум (средний ценовой сегмент в приложении к часам с турбийоном) – 30–80 тысяч евро;
- самые доступные модели с турбийоном – 3–10 тысяч евро.
Наиболее дешевы (если можно так выразиться, когда речь идет о столь внушительных суммах) модели от азиатских производителей. Разумеется, они менее престижны, чем швейцарские, но если вам принципиально качество и элегантный внешний вид работающего механизма с «маленьким вихрем», а не пафос, то это вполне достойный вариант.
Не так давно увидели свет первые российские часы с турбийоном и двуглавым орлом на скелетонизированном циферблате – CAVIAR W-01-05. Они созданы специально ко Дню России в 2019 году. Стоимость вполне демократичная – порядка 2 700 евро, что даже дешевле, чем у большинства азиатов.
Franck Muller и его «Революции»
Франк Мюллер – истинный революционер в мире турбийонов. Он последовательно создал несколько механизмов, которые не просто украшают наручные часы, где классический турбийон фактически бесполезен. Они реально работают в пользу точности показаний.
Сначала это были двухосевые Revolution I и Revolution II, идея которых была предложена еще 1978 году англичанином Энтони Рэнделлом. Обладатель патента на двухосевой турбийон даже впихнул этот механизм в карманные часы, но в отношении наручных явно забуксовал.
Franck Muller Revolution III
Франк Мюллер все же сделал наручные часы с двухосевым вихрем. Более того, он разработал Revolution III, трехосевой турбийон!
Прозрачные часы и турбийон от Corum
Не слишком известная в России компания Corum специализируется на производстве часов уникального дизайна, не забывая и о сложности механизмов.
Сенсационные Tourbillon Saphir 999 изготовлены из платины 999 пробы, которая невероятно сложна в обработке, а о стоимости ее лучше тактично умолчать. Под прозрачной сапфировой крышкой скрывается (точнее, полностью открывается) механизм, все детали которого выточены из прозрачного сапфира. Кроме, разумеется, турбийона, который здесь подобен серебристой рыбке в прозрачной воде аквариума.
Corum выпускает не более 25 экземпляров Tourbillon Saphir 999 в год. Несмотря на фантастическую стоимость этих часиков, очередь на них расписана на много лет вперед.
Tag Heuer: доступный швейцарский турбийон
Ну как доступный – всего-то 14-15 тысяч евро. Вроде как много, но если учесть, сколько стоят швейцарцы с турбийонами, эта цена выглядит действительно демократичной.
Причиной не столь впечатляющей стоимости вихревых часиков Tag Heuer является отсутствие драгметаллов и камешков, достаточно простой турбийон, автоматизация большинства процессов. Ну и умный менеджмент, разумеется!
Patek Philippe – и 10 дней не заводить!
Если человек, далекий от высокого часового искусства, взглянет на визуально скромные Ref.5101P 10 Day Tourbillon в прямоугольном корпусе, он ничего особенного не заметит.
Однако внутри этих часиков от невероятно популярной и недосягаемой для большинства простых смертных женевской мануфактуры скрывается сложнейшая начинка и, конечно, турбийон – один из самых совершенных в мире.
Часовщики Patek Philippe настолько уверены в себе, что даже не стали выставлять «маленький вихрь» напоказ: его можно рассмотреть лишь с обратной стороны, под прозрачным сапфиром задней крышки.
Основной фишкой Ref.5101P 10 Day Tourbillon является рекордно длительный для механики срок автономной работы – целых 10 дней. Шкала запаса хода прилагается в виде субциферблата.
Audemars Piguet: поменьше пафоса, господа!
Швейцарские, а вслед за ними – и другие ведущие часовщики мира, стараются выставлять турбийоны напоказ и всемерно подчеркивают их присутствие всевозможными ухищрениями (например, золотыми мостами).
Однако признанные короли минутных репетиров Audemars Piguet считают, что турбийон – просто механизм, который можно крепить и обычными амортизирующими гармошками. Конечно, от золота и платины они не отказываются – вот еще!
Год от года часы с «маленьким вихрем» становятся все более доступными широкой аудитории. Быть может, этот элитарный механизм когда-нибудь станет и вовсе обыденным – кто знает? Но тогда из него исчезнет неуловимый флер элитарности, делающий часы с турбийоном столь очевидным признаком избранности.
ИсточникТурбийон – это конструкция, разработанная французским часовщиков Абрахамом Луи Бреге в 1795 году для повышения точности часового механизма. Его задача заключалась в компенсации влияния силы гравитации на спусковой механизм, балансовое колесо и спираль. С помощью турбийона в старых моделях часовых механизмов решалась проблема погрешности хода, связанная с силой притяжения.
Турбийон в часах: 1 — Вращающаяся каретка. 2 — Спусковой механизм (анкерный ход): анкерное колесо, анкерная вилка. 3 — Спираль баланса. 4 — Балансовое колесо.
Что такое турбийон в карманных и наручных часах.
Есть вопрос: что такое турбийон?
Не оригинально, но факт: загадочное слово «турбийон», обладает куда большим маркетинговым потенциалом, чем инициалы бренда. Пусть даже и уважаемого.
Скажем больше: за конкретными часами с турбийонами люди готовы стоять в очереди длиннее, чем за Birkin. Часовщики это понимают и умело пользуются, выпуская лимитированное количество моделей ежегодно.
Так, что же такое «турбийон»? Спрашивали – отвечаем. Турбийон – ничто иное, как механизм, способный частично компенсировать притяжение Земли.
Если говорить техническим языком, то – это устройство, состоящее из баланса и анкерных вилок и колеса. Именно благодаря ему точность хода достигает рекордных ± 0,5 секунд в сутки.
Идея победить силу гравитации впервые пришла в голову Абрахаму-Луи Бреге (основатель компании Breguet – Прим. редакции). Собственно, он же и воплотил ее в жизнь, создав в 1795 году дебютный турбийон. Часовое сообщество изобретение Бреге оценило, но от прямых цитат решило воздержаться.
Во всяком случае до конца XX столетия. Всему виной – большое количество деталей и внушительные габариты, которые ну никак не хотели умещаться в миниатюрном корпусе наручных часов. Правда, в 90-х годах, когда на смену турбийону Бреге пришел сверхточный турбийон конструкции Preciplus, часовщики заметно оживились и начали использовать его с завидным постоянством.
Эта тенденция заметна и сейчас: все больше женских и мужских моделей оснащают турбийоном.
Чаще всего выделяют два вида: традиционный и парящий. Первый представляет собой каретку, закрепленную на вращающейся оси, через которую перекинута перекладина, так называемый «мост». А в конструкции парящего турбийона мост отсутствует, а само устройство крепится только на нижней оси.
Также турбийоны различают по скорости вращения каретки: карусельные, минутные и полуминутные. Ранние версии карусельных турбийонов делали оборот от 52 мин 30 сек. до 34 или 39 мин, а два других типа – за минуту или 30 секунд, соответственно.
При выборе часов действуют четкие визуальные коды – покупателей чаще всего привлекают простые, лаконичные часы с «изюминкой» внутри. Нередко этой «изюминкой» становится турбийон. Механизм, виднеющийся сквозь небольшое окошко на циферблате часов, действует на клиентов не хуже, чем афродизиак. Тем не менее, турбийон способен привлечь и опытного коллекционера.
Дело в том, что этим усложнением зачастую оснащают уникальные часы, которые выпускают либо на заказ, либо крайне маленькими тиражами.
Начать поиски своих механических часов с турбийоном советуем в одном из бутиков Mercury. Там вы найдете бестселлеры, новинки с международных выставок Baselworld и SIHH, а также всевозможные аксессуары, без которых будущий владелец турбийонов не сможет ощутить всю радость от покупки.
ИсточникТурбийон – очень красивое, но не вполне полезное устройство. Задумывался он для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Клонилось к закату второе столетие века турбийона , а количество произведенных механизмов все еще исчислялось десятками. Хотя даже более сложные в изготовлении репетиры имели куда более широкое распространение.
И дело даже не в том, что номинальная цена турбийона несопоставима с его практической ценностью. Часы с турбийоном покупают "за красивый глаз", а еще потому, что истинная стоимость коллекционной и престижной вещи выше адекватного ей денежного эквивалента. А коллекционных вещей не может быть много.
Что такое турбийон?
Турбийон – это отдельное устройство в механизме часов, которое противодействует гравитации, повышая точность хода часов. Этот механизм сложен в изготовлении, а часы с турбийоном ценятся во всём мире.
Когда возникла потребность в турбийоне?
Устройство турбийона
В конце 18го начале 19-го века популярностью пользовались карманные часы, которые подолгу лежали в вертикальном положении в кармане владельца. Тонкая волосковая пружина баланса подвергалась воздействию силы тяжести, что вызывало неравномерность частоты колебаний и снижало точность карманных часов.
Кто разработал первый турбийон?
Покомпонентное изображение турбийона
Чтобы устранить воздействие гравитации, Абрахам-Луи Бреге, основатель швейцарской часовой компании Breguet, в 1795 году изобрел специальное устройство – турбийон («tourbillon»), что в переводе с французского означает «вихрь». В 1801 году Бреге запатентовал своё изобретение.
Оно представляло собой вращающуюся со скоростью один оборот в минуту клетку, удерживающую основные элементы, необходимые для измерения времени. Благодаря турбийону рывки пружины под действием силы тяжести в одном направлении прекратились. Таким образом Бреге исключил влияние гравитации на часовой механизм.
Чем отличается карусель от турбийона?
Blancpain Le Brassus Tourbillon Carrousel, калибр 2322
В 1894 году часовщик Бэйн Бонниксен из Ковентри, Великобритания, изобрел модификацию турбийона − карусель. Бонниксен разместил в каретке дополнительное промежуточное колесо, которое увеличило скорость вращения клетки. Первоначально скорость вращения составляла 1 оборот раз в 52,5 мин. Впоследствии время оборота новых типов карусели сократилось до 39 минут, а затем до 4-5 минут.
Изготовить карусель было проще и дешевле, чем турбийон Бреге. Этим устройством оснащались недорогие часы в начале 20го века. Сегодня принцип работы карусели использует ряд швейцарских часовых компаний, например, Ulysse Nardin в модели Freak, Blancpain в модели Le Brassus Tourbillon Carrousel калибр 2322.
Наручные часы и турбийон
Изначально Абрахам-Луи Бреге размещал турбийон внутри корпуса карманных часов в задней части механизма. С распространением наручных часов необходимость в турбийоне изменилась. Эффективность турбийона в наручных часах спорна, так как естественное движение запястья обеспечивает аналогичный эффект против силы тяжести.
Поэтому часовые компании стали устанавливать турбийон на циферблате для демонстрации мастерства и технического превосходства часов.
Турбийон не считается истинным усложнением как, например, указатель фаз Луны или хронограф. Этот механизм ассоциируется с усложнением из-за сложности изготовления, дизайна и романтизма. Зачастую часы с турбийоном выпускают для поддержания имиджа мануфактуры, и далеко не все модели часов ценятся и продаются.
Современные конструкции турбийона
Парящий турбийон и классический турбийон
Дизайн и конструкция турбийона оставались неизменными до 1900х годов, когда появились два новых типа этого устройства: парящий и двухосный. В 1920 году Альферд Хельвиг разработал парящий турбийон. В новой конструкции механизм удерживался только с одной стороны, в отличие от конструкции Бреге, где турбийон поддерживался мостом сверху и снизу.
Двухосный турбийон с цилиндрической спиралью Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon
В 1977 году Энтони Рэндалл изобрел конструкцию двухосного турбийона, а Ричард Гуд в 1980 году создал рабочий образец. Этот дизайн вдохновил Томаса Прешера на создание первого парящего двухосного турбийона для карманных часов, а затем и для наручных часов. Парящий двухосный турбийон вращается вокруг двух осей, каждая из которых совершает один оборот в минуту.
В 2002 году талантливые часовщики Магали Метрейлер и Эрик Кудрей создали первый гиротурбийон, который вращался по нескольким осям. Часы оснащенные гиротурбийоном изготавливала швейцарская компания Jaeger-LeCoultre лимитированными сериями.
Greubel Forsey Quadruple Tourbillon Asymetrique Platinum
В 2004 году швейцарская часовая компания Greubel Forsey произвела сенсацию, представив двойной турбийон 30 ° (DT30). Созданные часы Greubel Forsey оснастила двумя турбийонами. Первый механизм вращался один раз в минуту на 30 ° внутри другой каретки, которая вращалась каждые четыре минуты.
Спустя год Greubel Forsey представила часы Quadruple Tourbillon à Différentiel (QDT), в которых независимо использовались два двойных турбийона.
Влияние турбийона на стоимость наручных часов
Цена швейцарских часов с турбийоном класса люкс начинается от 50 тысяч долларов США. Высокая стоимость часов с этим устройством обусловлена сложностью изготовления. Ведь турбийон состоит минимум из 40 деталей, которые размещаются на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга.
Для изготовления требуются специальные инструменты, а из-за малого размера и сложной конструкции на изготовление турбийона уходит много времени и ручного труда.
TAG Heuer Carrera Heuer 02T Tourbillon
Сегодня часовые компании стремятся сделать часы с турбийоном доступными большему числу клиентов. В январе 2016 года швейцарская компания Tag Heuer выпустила хронограф с турбийоном Heuer-02T, стоимость которого составила 16 тысяч долларов. Внутри этого турбийона меньше деталей по сравнению с механизмами, например, A. Lange & Söhne или Patek Philippe.
Tag Heuer заявила, что снизила стоимость за счет «безупречного владения производственными процессами и производственными затратами». В итоге, часы Tag Heuer Heuer-02T стали самыми дешевыми швейцарскими часами с турбийоном.
Как ухаживать за часами с турбийоном?
Часы с турбийоном – это серьезный хронометр, который привлекает внимание. Многие коллекционеры считают часы с турбийоном ценными экземплярами часового искусства. Часы, оснащенные этим сложным устройством с 226-летней историей, требуют бережного и тщательного ухода.
Часовая мастерская «Секунда» проводит репассаж часов и бесплатно выполняет диагностику механизма для выявления неисправности. В нашей мастерской действует спецпредложение по ремонту часов с турбийоном. По всем вопросам обращайтесь по телефону +7 (499) 110-00-43 или приходите по адресу ул.
1812 года, 2 в Москве.
ИсточникТурбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов. Предыстория В течение всей истории… Мастерок.жж.рф. Хочу все знать. Что такое Турбийон . masterok.
December 21st, 2013. Турбийон является одной из самых сложных часовых компликаций наряду с минутным репетиром и вечным календарем. Но если механизмы последних обычно спрятаны от посторонних глаз, то турбийон обычно делают видимым для обзора, он является замечательным украшением часов.