Книги → Поэзия → Константин Бальмонт → Из несобранного → страница 56
Говоря о любимом, хочешь говорить еще и еще. И много еще я хотел бы сказать, говоря о Тургеневе. Мне хотелось бы рассказать, как я полюбил его впервые, когда мне было 11 лет, как немного позднее он стал любимым писателем моей ранней юности, самым большим, самым дорогим учителем и другом юношеских зорь сердца и ума. Но я не буду сейчас об этом говорить.
Я хочу повторить прекрасный образ, вызванный Мопассаном. Тургенев был великан с серебряной головой. Он пришел из сказки и принес нам волшебную сказку, более действительную, чем наша действительность, потому что в красивых страницах он закрепляет те мгновенья нашей жизни, когда плоскодонный поток вдруг становится глубинным и в нас возникает жизнь жизни.
Мне хочется добавить, что Тургенев — это вся чистота чувства, расцвеченное мгновенье, заветная лесная опушка, душистый сад любви, музыка души, перекличка сердец, медвяная полногласность чувства, которое, дрогнув, увидело зарницу и зарю своего возникновенья. Тургенев — безупречный лик художника, воспринявшего Искусство как одну из граней Вечности, равноправную и равноценную среди трех-четырех основных граней человеческого духа, и такое служенье Искусству стоит наравне с высоким личным подвигом или молитвенным благоговением. И еще. Среди всех великих писателей, не только русских, но всего мира, Тургенев занимает свое особое, свое единственное место как лучший восхвалитель девического и женского лика. Он самый верный друг женщины.
Топ 10 Фактов Иван Тургенев
В одном из рассказов Тургенева няня кому-то говорит: «Вся жизнь твоя по огню бежит». Эти слова применимы к самому Тургеневу. На протяжении всего творчества тонко чувствующая, зоркая и нежная душа Тургенева все время бежит по изменчивым, танцующим, пляшущим, поющим, перепархивающим, зацветающим пламеням, по звенящим остриям и радужному мосту первовести чувства. И если глубинно верна древняя скрижаль Гераклита, гласящая: «А рулевой всего молния», нужно понять, что в человеческом сердце молния всего вернее возникает, когда он мгновенно полюбит. И художник, который от первоначальных лет до последних своих зорь не уставал рассказывать встречу сердец, был всегда готов откликнуться звонким сердцем на зов другого сердца, ощутившего свою крылатость, этот художник есть священная кадильница, благовонно курящаяся перед Вечным, он живой факел и тот глубокий колодец, в который глядится Бог.
Именем женщины и именем поэта начал я мое слово о Тургеневе. Пусть же оно и кончится воззваньем к женскому очарованию, в текучей размерности поэтических строк, которые возникли внезапно, когда, в сентябрьские дни, начав перечитывать Тургенева целиком, чтоб взглянуть, все ли я люблю его, как любил в юности, я вдруг увидал, что я люблю его не так, как в юности, а гораздо сильнее.
Вероятно, а впрочем, даже я и не знаю. Я не бежал, а уехал. Я уехал на полгода и не вернулся. Зачем бы я вернулся? Чтобы снова молчать как писатель, ибо печатать то, что я пишу, в теперешней Москве нельзя, и чтоб снова видеть, как, несмотря на все мои усилия, несмотря на все мои заботы, мои близкие умирают от голода и холода? Нет, я этого не хочу.
КАК ЗВУЧАЛИ РЕАЛЬНЫЕ ГОЛОСА ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться.
И когда мне говорят мои близкие и мои друзья, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, все равно сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть, независимо от того, какое в ней правительство, независимо от того, что в ней делается и какое историческое бедствие или заблуждение получило на время верх и неограниченное господство.
Источник: knijky.ru
2. Прочитайте текст. Какие предложения связаны с предыдущими с помощью личного местоимения? Укажите правильный вариант ответа.
(1) Тургенев был великан с серебряной головой. (2) Пришёл он из сказки и принес нам волшебную сказку, более действительную, чем наша действительность. (3) Тургенев — это чистота чувства, музыка души, перекличка сердец. (4) Это безупречный художник, служивший искусству с молитвенным благоговением. (5) Среди всех великих писателей, не только русских, но всего мира, он занимает своё особое, своё единственное место.
1) 1, 2 2)3,4 3)2,5 4)3,5
(эту только решить) 7 кв.см + 20 кв.мм = 1 кв.см * 7 + 20 кв. мм
(решить и дополнить)(образец как дополнить смотрите выше) 10 кв. см — 100 кв.мм
(решить и дополнить) 3 кв.см 80 кв.мм + 120 кв.мм
(решить и дополнить) 470 кв.мм — 3 кв.см
Источник: sous-otvet.net
Тургенев был великан с серебряной головой
В один из дней жаркого знойного июня мы закончили наш фотопоход в конце Остоженки возле дома, который более десяти лет снимала Варвара Петровна Тургенева и где жил и бывал писатель, находясь в Москве проездом в Спасское-Лутовиново. Хотя Тургенев родился в Орле, но он сам, его родители, родственники, предки подолгу жили в Москве.
Классик литературы был сильным шахматистом-любителем. Научил его шахматам, вероятно, отец, Сергей Николаевич. Тургенев играл и в Петербурге, и в Париже, и в Спасском-Лутовинове. Был знаком с Шумовым, Урусовым, Янишем, европейскими маэстро.
Великий писатель и шахматист, тесно связанный многие годы с городом — это ли не повод пройтись по тургеневским местам исторического центра столицы!
Остановившись на Остоженке в начале лета, продолжаем от «дома Муму» в начале зимы.
1. «Дом Муму», арендовался Тургеневыми в 1839-1851 гг.
Дом с шестиколонным портиком типичен для послепожарной застройки начала XIX века. Именно здесь развернулись реальные события, ставшие основой знаменитого «трагического романа» Тургенева. Несколько лет назад в доме был открыт музей писателя. В небольших, тепло освещенных залах воссоздана обстановка эпохи.
2. Залы музея Тургенева
3. Рояль с портретом Полины Виардо
Рядом с письменным столом, на небольшом столике шахматы — непременный атрибут в жизни писателя, а на стене копия гравюры из французского журнала «Монд иллюстре», где Тургенев изображен среди шахматистов парижского кафе «Режанс».
4. Письменный стол, шахматы
Продолжим идти по Остоженке и, примерно через десять минут движения в сторону центра, выходим к Бульварному кольцу – площади Пречистенских ворот — где, «поворотя налево», попадаем в Гагаринский переулок. В самом его начале находится «дом Нащокина». Мемориальная доска сообщает, что здесь в гостях у своего друга Павла Нащокина бывал Пушкин. (Нащокин лишь снимал здесь квартиру, поэтому и название дома закавычено.)
5. Пушкин гостил в этом доме у Нащокина
Чуть далее, на пересечении Гагаринского и Хрущевского переулков, в угловом доме, принадлежавшем участнику Отечественной войны 1812 года барону Штейнгелю, Тургеневы жили в 1830 году. Дом — образец послепожарного ампира.
6. В этом доме Тургеневы жили в 1830 г.
Вообще семья достаточно часто меняла адреса. Свой дом на Садовой-Самотечной улице у них тоже имелся, но Варвара Петровна его сдавала, а после и вовсе продала, предпочитая жить на Остоженке.
Прошел год, и с Гагаринского Тургеневы переезжают в соседний переулок Сивцев Вражек и снимают дом у генеральши Алексеевой. Также угловой, этот дом сейчас на реконструкции.
7. Будущий писатель жил в этом доме в 1831-32 гг. (здание на реконструкции)
По Сивцеву Вражку возвращаемся обратно на Гоголевский, бывший Пречистенский, бульвар. Сразу напротив выхода из переулка, на другой стороне над этой частью бульвара возвышается творение Матвея Казакова — дом, построенный им для В.А.Нарышкиной. Позже дом был перестроен и куплен московской удельной конторой в 1830 году (эта дата сохранилась на фронтоне). На фасаде две мемориальных доски: одна посвящена декабристам, вторая Тургеневу.
Иван Сергеевич бывал здесь у своего друга, управляющего казенным заведением И.И.Маслова. Здесь Илья Репин по заказу Павла Третьякова писал портрет писателя — классический его портрет «великана с серебряной головой», как называл своего учителя в литературе Мопассан.
8. Дом декабриста Нарышкина
9. Мемориальная доска, посвященная И.С.Тургеневу
В соседнем же доме, который выстроил брат П.М.Третьякова Сергей Михайлович, хранилась его коллекция живописи, ставшая позже частью общего собрания Третьяковки.
10. Особняк С.М.Третьякова, вторая половина XIX века, архитектор А.С.Каминский
Не оставим без внимания и памятник еще одному классику русской словесности: на самом бульваре, как раз у дома Нарышкина, в 2007 году воздвигнут памятник М.Шолохову (скульптор Рукавишников).
11. Памятник М.А.Шолохову
Теперь самое время нырнуть в метро, с Гоголевского бульвара в несколько минут добраться до Сретенского и Тургеневской площади, чтобы продолжить экскурсию.
Площадь, пересечение Мясницкой улицы и Сретенского бульвара, была названа в честь Тургенева в 1885 году. На средства В.А.Морозовой в том же году была основана первая бесплатная общедоступная библиотека-читальня имени Тургенева. Библиотека разместилась в здании, построенном по проекту архитектора Д.Н.Чичагова. Это здание не сохранилось, а нынешнее здание библиотеки-читальни находится в Бобровом переулке, по соседству с площадью. Библиотеку мы сейчас увидим, но сначала посмотрим на саму площадь.
А на ней, между Сретенским и Чистопрудным бульварами, на Мясницкой улице, есть много интересного. На Сретенском бульваре в 2008 году (скульптор С.А.Щербаков) поставлен памятник В.Г.Шухову по проекту которого сооружены перекрытия ГУМа, Пушкинского музея, и конечно, знаменитая башня на Шаболовке — Шуховская. В виде части этой башни выполнен постамент памятника. По воспоминаниям, среди самых больших увлечений инженера были фотография, велосипед и шахматы.
12. Памятник В.Г.Шухову
Рядом здание Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ныне Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, в 1918–26 годах — Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС). Тот самый, который закончил один из участников Карлсбадского турнира.
13. Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Сворачиваем в Бобров переулок. В бывшей усадьбе XVIII-XIX вв. размещается сейчас очень современная библиотека-читальня имени Тургенева.
14. Библиотека-читальня им. И.С.Тургенева
Во дворе библиотеки стоит мраморный, изваянный в античных традициях, бюст писателя. Разные источники дают разные же сведения об этом бюсте, но скорее всего это повторение работы выдающегося скульптора С.Т.Коненкова, выполненное Н.Ф.Косовым.
15. Бюст И.С.Тургенева во дворе библиотеки-читальни, носящей его имя
Наша прогулка по тургеневским местам завершается. Это, конечно, далеко не все места, дома Москвы, где бывал писатель, но надеемся, что мы смогли увидеть самые интересные из них.
И в заключение, а ля постскриптум, еще один снимок. Чуть отвлечемся от творчества Тургенева, но не от классики.
На пересечении Боброва и Фролова переулка, на одном пятачке с библиотекой-читальней, находится театр Et Cetera, основанный более двадцати лет назад, в 1993 году, Александром Калягиным. Здание возвели в 2005 году.
Цитата из одного газетного интервью артиста 2002 года: «Я впервые в своей жизни не играю в шахматы перед спектаклем. — А обычно играете? — Всегда. Я люблю шахматы, обожаю шахматы, я не понимаю, как это люди в карты играют. Когда из 85 страниц текста восемьдесят были мои, в «Так победим», Ефремов не мог понять: вместо того, чтобы повторять текст, я с главным гримером, Николаем Митрофановичем Максимовым, режусь в шахматы. Наклеили бороду — и вперед. Я даже Эфроса не стеснялся, доску не прятал, когда он заглядывал ко мне перед «Тартюфом». «Да, Анатолий Васильевич, конечно, Анатолий Васильевич». Он вышел, — ну, чей ход?»
16. Театр Et Cetera, основатель и художественный руководитель – народный артист России А.А.Калягин.
Источник: chesspro.ru