Фарфор имеет многовековую историю, и издавна считается предметом роскоши. Его часто приобретают коллекционеры. А какое удовольствие есть и пить из фарфоровой посуды – красивой, безопасной и не стареющей. Изделия почти всегда дорогие, поэтому многие интересуются, какой фарфор лучше, костяной или твердый? Чтобы не ошибиться в выборе, предлагаем узнать о нем больше, и сравнить характеристики обоих видов.
Что такое твердый фарфор?
Фарфор – разновидность керамики. Его отличает высокая прочность, водонепроницаемость и прозрачность. Если посмотреть на свет, фарфоровые изделия словно светятся изнутри. Особенно это заметно при малой толщине стенок. Кроме того, материал отличается своим звучанием.
Если легонько ударить по нему деревянной палочкой, то он словно «поет» – издает высокий чистый звук.
Как отличить настоящий костяной фарфор от порцелайна.
Фарфор принято делить на две основные группы – твердый и мягкий. Твердый фарфор отличается крепостью. Он менее пористый, чем мягкий, устойчивый к появлению внутренних трещин.
Материал получают из качественной белой глины (каолина), кварцевого песка и полевого шпата. Сформированные изделия дважды обжигают в печи при температуре 1400-1460 градусов. Они приобретают высокую прочность и красивый цвет, но остаются хрупкими.
Твердый фарфор бывает:
- упрочненный;
- костяной.
При изготовлении упрочненных фарфоровых изделий в смесь с каолином добавляют металлы, которые усиливают крепость. Такая посуда считается элитной, ее используют в ресторанах высокого класса.
Для справки. Помимо мягкого и твердого, существует еще так называемый «холодный фарфор». Он не имеет ничего общего с керамическими изделиями, и представляет собой самодельную массу для лепки, состоящую из крахмала и клея ПВА.
Что такое костяной фарфор?
Название «костяной» стоит понимать буквально. Этот вид фарфора изготавливают с добавлением костей животных, в основном крупного рогатого скота. Кости сжигают, перемалывают в муку и получают известь.
В составе костного фарфора содержится от 30 до 50% пережженных костей.
Добавка делает материал особо прочным. Костная зола заполняет все поры, улучшает плавление смеси. Изделия получаются очень легкие, тонкостенные, изысканные. Костный фарфор – один из самых ценных. Его покупают для коллекций, используют на приемах и банкетах высочайшего уровня.
Интересный факт. Родиной фарфора принято считать Китай. Но костяная разновидность впервые появилась в Англии. Пытаясь раскрыть рецепт китайцев, англичанин Томас Фрай добавил в смесь костный пепел, и обнаружил, что материал получился прочнее оригинала. Его идею подхватил Иосиф Спод.
Так свет увидел современный тонкостенный костный английский фарфор, который по сей день очень высоко оценивается.
В чем между ними отличие?
Несмотря на то, что материалы принадлежат к одной группе, разница между ними колоссальная.
- Как правило, стенки изделий из костяного фарфора тонкие. Они могут быть в несколько раз тоньше стенок обычного твердого фарфора.
- При одинаковом размере костная посуда легче.
- Если смотреть через тонкие стенки костяных фарфоровых изделий на свет, можно увидеть очертания предметов. В отличие от костяного, твердый фарфор не может похвастать такой прозрачностью, и больше напоминает яичную скорлупу.
Рекомендуем: Секционные или рулонные ворота: в чем отличие, что лучше
Сравнение плюсов и минусов в таблице
Костяной и твердый фарфор часто сравнивают, пытаясь определить, какой вид лучше. Однако мнения в этом вопросе расходятся.
Почитатели твердого фарфора выделяют идеальную белизну. Но поклонники костяного собрата называют белоснежный цвет мертвенным, и отмечают прозрачность, тонкостенность и легкость костяной посуды.
Предлагаем сравнить их характеристики, плюсы и минусы в таблице:
Что лучше выбрать?
Стеклянная, фаянсовая, керамическая посуда не идет ни в какое сравнение с благородной фарфоровой. Во всем мире она считается самой элитной и является символом богатства, который неподвластен времени и модным веяниям. Однако не каждый может себе позволить дорогостоящий сервиз, особенно коллекционный.
Поэтому правильно выбирать фарфоровые изделия, исходя из своих финансовых возможностей и назначения:
- Для подарка можно выбрать любой сервиз, но выше ценится костяной, проверенных брендов.
- Для повседневного использования лучше приобрести посуду из твердого фарфора в бюджетном исполнении. Даже недорогие фарфоровые тарелки и чашки считаются во много раз престижнее, чем тяжелые и непрозрачные фаянсовые.
- На торжественных мероприятиях престижнее использовать твердый фарфор класса люкс, а для чаепития – настоящий английский фарфоровый сервиз.
Вопросы и ответы
Как отличить настоящий фарфор от поддельного?
Можно ли мыть фарфоровую посуду в посудомойке и использовать в микроволновке?
Практически вся современная фарфоровая посуда подходит для использования в СВЧ и посудомойке. Чтобы убедиться в этом, нужно посмотреть на маркировку. Исключение составляют изделия с росписью поверх глазури. В микроволновку запрещается ставить посуду с узором из золота или платины.
Несколько неправильно судить, какой фарфор лучше, твердый или костяной, не зная марку и назначение изделия. Костяные изделия обычно дороже, и представлены преимущественно чайными и праздничными сервизам, коллекционными тарелками. Твердый фарфор более многообразен. Можно выбрать как повседневный набор посуды, так и праздничный. Выбор между ними индивидуален, и зависит от материального положения и вкуса.
Рекомендуем: Не пора ли выкинуть духовку? Разбираемся, заменит ли мини-печь духовой шкаф и чем они отличаются
Источник: mschistota.ru
Твёрдый фарфор
Зная, из чего состоит фарфор, несложно определить его разновидность. Их всего три и каждая отличается подбором и процентным соотношением компонентов, температурой обжига и, как следствие, свойствами. Наибольшее распространение получил твёрдый фарфор. Для него характерна самая высокая температура обжига и преобладание в составе каолина.
Это обеспечивает изделиям прочность, исключительную белизну и практически нулевое водопоглощение. В отличие от других видов, твёрдый фарфор универсален – он в равной степени подходит для изготовления посуды и скульптуры малых форм.
Основные свойства
Твёрдый фарфор называют «настоящим», считая образцом тонкостенной керамики. В стандартном описании указано, что он на 50% состоит из каолина (глинистого материала белого цвета) и по 25% приходится на кварц и полевой шпат. Но фарфоровая смесь намного сложнее и включает до 40 различных компонентов. Если рассматривать только основные из них, без специальных добавок, которые каждое предприятие держит в строгом секрете, можно выделить как минимум три вида сырья с разным составом. Этим объясняется индивидуальность продукции, обозначенной общим термином «твёрдый фарфор».
Компоненты, в % | Тип фарфоровой массы | ||
1 | 2 | 3 | |
Каолин | 38 | 40 | 41 |
Кварц | 26 | 26,5 | 33 |
Полевой шпат | 18 | 9,6 | 21 |
Пластичная глина | 11 | 12 | 5 |
Пегматит | 9,4 | ||
Технический глинозём | 2,5 | ||
Фарфоровый бой | 7 |
Независимо от состава и процентного соотношения компонентов, фарфоровая продукция должна соответствовать ряду общих требований:
- хорошая просвечиваемость при толщине стенок не более 2,5 мм;
- максимальное водопоглощение – 0,1%:
- термостойкость – от 180°С;
- значение по минералогической шкале твёрдости Мооса от 6 до 8 (где 10 соответствует алмазу).
Даже в неглазурованном виде материал непроницаем для газа и жидкости из-за высокой плотности черепка, обусловленной отсутствием пор. Его отличает белоснежный цвет с лёгким голубым отливом, продолжительный мелодичный звон при ударе деревянной палочкой, высокая художественность изделий. Для декора используется широкий спектр надглазурных эмалей, а также золотосодержащие препараты. Из подглазурных красок предпочтение отдаётся кобальту, который не выгорает при высоких температурах. Поскольку второй, так называемый «политой» обжиг (после глазурования) производится при 1380 – 1450°С.
История
Твёрдый фарфор родом из Китая, где его рецептура развивалась и совершенствовалась на протяжении столетий. Мастера Поднебесной привыкли делить керамику на два вида, в зависимости от температуры обжига. Максимально высокие показатели характерны для фарфоровых изделий, остальные же называются просто «глиняными». Таких понятий, как фаянс, майолика или керамогранит в Китае не существует.
Первая посуда из каолиновой глины с гладкой стекловидной поверхностью, известная как прото-фарфор, появилась в период династии Шан, примерно во II тыс. до н. э. Она обжигалась при относительно высоких температурах: 1050 – 1150°С, отличалась гладкостью и выраженным блеском. А уже к III в н. э., во времена правления династии Восточная Хань, была полностью отработана технология производства изделий на основе каолина, появились обжиговые печи, в которых, благодаря особой конструкции, можно было стабильно поддерживать заданный режим. Это позволило снизить процент брака, избегая таких «сюрпризов», как изменение формы, растрескивание глазури, выгорание красок, изменение цвета черепка и так далее.
При династии Суй (581 – 618 гг. н. э.) и последовавшим за ней правлением императоров Тан (618 – 907 гг. н. э.) китайский фарфор приобрёл неповторимую белизну и прозрачность, которые прославили его и сделали объектом подражания для всего мира. Посуду, именовавшуюся «Дин-яо» – с рельефным узором, покрытую бесцветной глазурью по черепку молочного оттенка, начали экспортировать в исламские страны, где она получила самую высокую оценку.
Со временем технология фарфорового производства стала известна в других регионах Восточной Азии, в частности, в Корее. При империи Сун (с 960 по 1279 гг.) расцвела не только китайская экономика в целом, но и производство тонкой керамики. Изделия приобрели художественную выразительность, появились изысканные селадоновые глазури и резной декор с растительными мотивами. Начали строиться «драконовы печи», вытянутые вдоль склона гор на 10 – 12 м для создания естественной тяги. Грандиозные сооружения позволяли обжечь за один раз до 25 000 предметов, отчего производство приобрело совершенно другой масштаб.
«Белое золото» Поднебесной
При династии Юань – в XIII веке температура обжига поднялась до 1450°С. Можно сказать, что именно на этом этапе родился современный твёрдый фарфор, получивший статус «белого золота» и долгое время стоивший не дешевле драгоценных металлов. Китайские фарфористы считали, что их изделия должны быть «голубыми, словно небо, блестящими, нежными, изящными, гладкими» и стремились к этому идеалу. Центром производства становится Цзиндэчжэнь, поставлявший изысканную посуду к императорскому двору и на экспорт.
Следующая династия Мин, правившая в 1368 – 1644 гг., наладила торговлю фарфором по Великому шёлковому пути, а позднее и морем. В XVI веке Европа знакомится со знаменитой китайской сине-белой посудой и предметами декора, которые стали культовыми среди представителей высшей знати. С 1517 года морские контакты с Поднебесной установили португальские купцы, затем монополию в этой сфере захватили голландцы.
Вместе с фарфоровыми изделиями, стоившими баснословные деньги, торговцы привозили образцы китайских каолиновых глин, однако разгадать тайну производства и рецепт «белого золота» из Поднебесной не могли. Почти все европейские монархи коллекционировали прекрасную продукцию Цзиндэчжэня, которая в этот период достигла совершенства.
Япония
Вторжение японских войск в Корею в 1592 – 1598 гг. послужило толчком к дальнейшему развитию мировой фарфоровой индустрии. Среди захваченных в плен корейцев оказались мастера гончарного дела, знакомые с производством тонкостенной керамики. С их помощью были построены обжиговые печи и началось изготовление твёрдого фарфора в японском посёлке Арита ( префектура Сага, остров Кюсю) рядом с крупнейшими залежами каолиновой глины.
В 1644 году в Китае свергли династию Мин, что привело к затяжной гражданской войне. Большинство печей Цзиндэчжэня оказались разрушенными, а производство тонкостенной керамики практически прекратилось. Голландская Ост-Индская компания – монопольный поставщик восточноазиатских товаров в Европу, быстро нашла замену, «переключившись» на японский фарфор. Первое время мастера Ариты копировали китайские образцы посуды с кобальтовой росписью, ориентируясь на вкусы западного потребителя. Но со временем у них появился собственный стиль, опиравшийся на традиционные искусства – лаковую роспись по дереву и ткачество.
Наибольшую известность приобрели аутентичные направления: набэсима, кутании, какиэмон и арита (или имари). Две последних разновидности оказали не меньшее влияние на европейскую культуру, чем китайские аналоги. Поскольку технология производства была косвенно позаимствована у мастеров Поднебесной, изделия обеих стран почти не отличались по качеству, сказывалась только разница в составе местных глин. Однако японцы достигли большего совершенства в росписи надглазурными эмалями, повторяя в керамике текстильные орнаменты, характерные для кимоно.
Особой популярностью в Европе пользовался утончённый стиль какиэмон с полихромным рисунком на молочно-белом фоне. Одновременно с росписью, для декорирования использовался рельеф. Имитация стиля какиэмон неоднократно встречается в ранних изделиях Мейсена, а также у производителей мягкого фарфора – мануфактуры Шантийи во Франции и Челси в Англии.
Европа
Первое европейское упоминание о «белом золоте» встречается в «Книге чудес света», написанной во второй половине XIII века по рассказам венецианского купца и путешественника Марко Поло. Побывав в Китае, он привёз на родину несколько фарфоровых вещиц, поразивших соотечественников своей красотой. Белоснежные тонкостенные чашечки и табакерки напоминали средиземноморские раковины каури – такие же гладкие и просвечивающие на солнце. На итальянском языке подобные «дары моря» назывались porcellana (поросята), поскольку имели округлую форму. Изделия из фарфора тоже окрестили порцелиновыми и эта традиция сохранилась до сих пор.
Несмотря на 26-летнее пребывание в Китае, Марко Поло так и не сумел разгадать секрет таинственной тонкостенной посуды. Хотя местные мастера рассказывали ему, что используют особым образом заготовленную глину, глядя на хрупкие чашечки, в это верилось с трудом. Проще было предположить, что фарфоровые изделия рождаются из раковин каури, которые были так на них похожи.
Долгое время в Италии именно так и считали. Пока в XVI веке во Флоренции при дворе Франческо I Медичи не открылась первая мануфактура по производству тонкостенной керамики, напоминающей китайскую. Предприятие просуществовало недолго из-за несовершенных технологий того времени, но его опыт оказался бесценным для других мануфактур, работавших с мягкой разновидностью «порцелина».
Мейсен
Собственным твёрдым фарфором европейцы обязаны саксонскому курфюсту Августу I Сильному. По его инициативе в 1704 году математик Эренфрид фон Чирнхаус и его помощник – алхимик Иоганн Бёттгер начали серию экспериментов, позволивших разгадать тайну «белого золота». Хотя в последнее время историки всё чаще приписывают открытие только именитому учёному, который в числе прочего занимался минералогией и стекольным делом.
Однако саксонский правитель, покровительствовавший алхимикам и сам неоднократно пытавшийся пополнить казну при помощи «философского камня», в тот момент был больше заинтересован опытами Бёттгера. Тот обещал превратить дешёвые металлы в драгоценные. Курфюст поручил фон Чирнхаусу, как человеку сведущему в науках, курировать молодого алхимика. Но от поисков обычного золота вскоре отказались в пользу золота белого.
Первым результатом совместных исследований стал красный керамогранит – непрозрачный, но прочный и плотный материал, обжигавшийся при высоких температурах. По своим свойствам, он напоминал знаменитую исинскую глину из Китая. Впоследствии керамогранит навали бёттгеровским, а его автора осыпали высочайшими милостями.
В 1708 году, почти сразу после успешных экспериментов по изготовлению белой фарфоровой массы, фон Чирнхаус скоропостижно скончался. Из его дома пропали записи и образцы экспериментальной посуды, что наводит современных экспертов на мысль о плагиате со стороны Бёттгера. Эту догадку подтверждают воспоминания управляющего Мейсенской мануфактуры, который в 1719 году назвал фон Чирнхауса – единственным изобретателем «белого золота». По его утверждению, молодой алхимик успешно воспользовался оставшимися после смерти старшего партнёра записями, получив их у производившего опись имущества инспектора Штайнбрюка. Впоследствии Бёттгер выдал за служителя закона свою сестру, что, возможно, было выражением благодарности за содействие.
Начало производства
В марте 1709 года Иоганн Бёттгер доложил саксонскому правителю, что готов производить тонкостенную керамику, не уступающую лучшим китайским образцам. В январе 1710 года на территории замка Альбрехстбург в Мейсене открылась мануфактура, ставшая «лицом» европейской фарфоровой индустрии. В течение семи лет она тщательно хранила свои секреты, пока арканист Самуэль Штельцель не продал рецепт с каолиновой глиной основателям королевской фабрики Аугартен в Вене.
В конце XVIII века начался бум европейского фарфорового производства. Сегодня с твёрдым «белым золотом» работают все производители Германии, французский регион Лимож, ведущие предприятия России, Японии, Чехии и Скандинавии.
Источник: yacollectioner.ru
Что такое твёрдый фарфор. Его свойства и история открытия
Твердый фарфор отличается от мягкого химическим составом. Смесь для его изготовления включает больше каолина, обычно от 50 % и выше. Это глина настолько прочная, что разминать ее, как обычную, невозможно. Вместо этого ее измельчают в порошок и делают тестообразную массу. Именно каолин придает изделию прочность, термостойкость и сходство скорее с камнем, чем со стеклом.
Температура плавления у него очень высокая: для обжига печь раскаляют до 1350-1460 °С. Также в состав смеси твердого фарфора входят кварц и полевой шпат примерно в равных долях, могут присутствовать и другие добавки.
Поверхность твердого фарфора без глазури похожа на яичную скорлупу: она пористая и шероховатая. Обожженную, но неглазурованную керамику называют бисквитом. Для посуды она не подходит из-за проникающих в поры запахов и влаги. Зато это отличный материал для скульптуры и предметов декора. Но чаще изделие покрывают глазурью и обжигают повторно.
В состав глазури входят те же вещества, что и в основную смесь, во время обжига они сплавляются.
Вот главные характеристики классического твердого фарфора:
- белизна разных оттенков от молочного до холодного голубоватого;
- твердость и повышенная прочность;
- устойчивость к перепадам температуры;
- отсутствие следов от ножа на глазури;
- мелкозернистая структура в разломе;
- мелодичный звон при постукивании деревянной палочкой;
- способность частично пропускать свет в тонкостенных изделиях.
История происхождения твёрдого фарфора
Первый твердый фарфор получили в Китае. Точное время открытия неизвестно, но к 620 году рецепт уже был найден. Прекрасная посуда китайских мастеров прославилась на весь мир, и секрет ее изготовления столетиями держался в тайне. Европейцы покупали восточный фарфор за огромные деньги и называли его «белым золотом». Алхимики из европейских стран пытались разгадать его формулу, но долгое время могли добиться лишь внешнего сходства.
Историческим для фарфоровой отрасли в Европе стал 1708 год, когда саксонские мастера Чирнгауз и Бёттгер получили твердую массу достойного качества. В 1710 году они представили королю образцы, даже превосходящие по прочности китайские изделия. С этого времени началась история знаменитой Мейсенской мануфактуры. Вскоре получил известность и Лиможский фарфор из Франции. Одна из самых известных марок этой местности — Haviland.
В России открыть свое фарфоровое производство попытались в 1740-х, но рецепты из Европы не подходили для нашего сырья. Вскоре Дмитрий Виноградов разработал формулу для местных гжельских глин, и высококачественный твердый фарфор стали выпускать на Императорском фарфоровом заводе.
Твердый фарфор в наши дни
Сейчас известно два вида этой керамики: китайская и европейская. В Европе добавляют больше каолина, что обеспечивает высокую прочность и прозрачность. Но температура обжига возрастает, а это накладывает ограничения на использование красителей. Для подглазурной росписи подходит только синий кобальтовый цвет.
Другие краски наносят поверх глазури, и они не сплавляются с основанием. Китайские смеси содержат меньше каолина и обжигаются при более низкой температуре. Предметы получаются более хрупкими, но более подходят для подглазурной росписи.
Чаще всего твердый фарфор используют для дорогой и долговечной посуды. Из него делают:
- чайные сервизы;
- кофейные сервизы;
- столовые сервизы;
Источник: veryimportantlot.com