Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог — 28-ю главу? Во-первых, внимательно приглядимся к ее композиции. Главу обрамляют два пейзажа.
Открывает дивный, чисто русский, зимний: «Стояла белая зима с жестокою тишиной…» Звучит, как музыка, как бы предвещая мелодичность и ритмический строй стихотворений в прозе. Второй пейзаж, завершающий главу и роман в целом, насквозь пронизан лиризмом и элегической печалью о быстротекущем времени, мыслью о всепримиряющей вечности, о бессмертной силе любви и о «жизни бесконечной».
Итак, треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в той нравственно-психологической коллизии, к которой приходят герои в эпилоге.
Через весь роман, то затихая, то нарастая, если иметь в виду тональность повествования, как бы споря между собой, звучат два мотива — иронический и лирический. На заключительных страницах романа лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.
Лев Разгон — Непридуманное. Часть 1 | Аудиокнига про сталинские репрессии, ГУЛАГ в СССР
Перед тем как нарисовать небольшое сельское кладбище и одинокую могилу Базарова, Тургенев, то усиливая, то ослабляя иронию, рассказывает о дальнейшей судьбе героев: Одинцовой, которая доживет со своим мужем, «пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви»; в том же ключе сообщается и о княжне X…ой, забытой «всамый день ее смерти», и о Петре, совсем окоченевшем «от глупости и важности». «Немножко грустно и, в сущности, очень хорошо» описаны семейная идиллия Кирсановых — отца и сына — и счастливое материнство Фенечки и Катерины Сергеевны.
В рассказ о жизни Павла Петровича за границей врываются наряду с иронией грустные ноты, и внимательный читатель заметит не только серебряную пепельницу в виде мужицкого лаптя, но и его трагическое одиночество: «жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…»
Мягкий юмор, с которым повествует Тургенев о своих героях, сменяется резкой иронией и даже сарказмом, когда он пишет о дальнейшей судьбе «последователей Базарова» — Ситникове и Кукшиной. Здесь и в авторской речи сатирически звучит слово «ирония»: «Говорят его (Ситникова) Кто-то недавно побил, но он в долгу не остался: в одной темной статейке, тиснутой в одном темном журнальце, он намекнул, что побивший его — трус. Он называет это иронией…»
И вдруг интонация резко меняется. Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Финал напоминает мощную, страстную музыку Бетховена. Автор словно с кем-то горячо спорит, страстно и напряженно размышляет о мяте леном человеке, на могилу которого он привел читателя, о его неутешных родителях: «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна. »
10 класс. Идея разрыва связи времен. Споры Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова.
Повторы, восклицания, вопросы — все это передает драматизм раздумий автора, глубину и искренность его чувств. Так можно писать лишь о дорогом и очень близком человеке. Можно по-разному трактовать заключительные строки романа, но одно несомненно — Тургенев, прощаясь со своими героями, еще раз отчетливо выразил свое к ним отношение и подчеркнул основную идею романа, которую, на наш взгляд, наиболее точно уловил критик Н. Н. Страхов: «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость… Иначе в самой победе не было бы силы и значения».
Конспект урока литературы «Роль эпилога в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»
Урок по эпилогу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
При изучении в Х классе романа «Отцы и дети» один из заключительных уроков можно целиком посвятить анализу последней, 28-й главы произведения. Целями урока являются завершение целостного анализа художественного произведения, изучение языковых и стилистических особенностей романа, продолжение изучения литературоведческих понятий «сюжетные линии», «эпилог», «авторская позиция
К данному уроку учащимся предлагаются следующие вопросы домашнего задания:
1. Почему Тургенев не заканчивает роман смертью Евгения Базарова?
2. Каковы особенности композиции 28-й главы?
3. Где в эпилоге сильнее звучат лирические мотивы, а где иронические?
4. Как изменяется авторская интонация в последнем абзаце романа?
В начале урока уместно будет вспомнить, как на предыдущем занятии довольно подробно обсуждалась сцена болезни и смерти Базарова. В классе высказывались различные мнения, некоторые ученики соглашались, а некоторые не соглашались с Писаревым, считавшим, что умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг. И вместе с тем многие признали эту сцену одной из самых сильных в романе.
Задумаемся над вопросом: почему же писатель не закончил роман смертью Базарова? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все? Для чего же Тургеневу нужно было создавать своеобразный эпилог — 28-ю главу?
Предлагаем классу вспомнить, что обозначает литературоведческий термин «эпилог «В современной литературе эпилог — заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героя после изображенных в нем событий». Отметим далее, что эпилог может быть открытым, то есть таким, в котором дальнейшая судьба героев не ясна, и закрытым, когда о героях сказано уже все до конца.
Вернемся вновь к вопросу домашнего задания. Итак, почему же роман не заканчивается смертью Базарова? Десятиклассники высказывают различные суждения:
— Не до конца ясна судьба некоторых героев.
— Сам писатель не до конца высказал свое отношение к героям, в частности к Базарову, к его жизненным принципам.
Любопытно и интересно, но это еще не все. Предложим классу внимательнее приглядеться к композиции последней главы. Вспомним, как на первом уроке по роману мы анализировали композицию романа в целом. А на сегодняшнем уроке попросим учеников самостоятельно рассказать о композиции отдельной главы.
Главу обрамляют два пейзажа, а в центральной части рассказывается о судьбах героев. Открывает главу чисто русский зимний пейзаж. Прочитаем выразительно отрывок: «Прошло шесть месяцев.
Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу, вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.
В окнах марьинского дома зажигались огни». Отметим, что этот отрывок звучит, как музыка, как бы предвещая знаменитые тургеневские стихотворения в прозе с их ритмическим строем и мелодичностью. Второй пейзаж, завершающий роман, насквозь пронизан лиризмом, мыслью о вечности, о бессмертной силе любви и о «жизни бесконечной». Впрочем, об этом отрывке речь еще впереди.
Итак, почти треть текста эпилога занимают картины природы, которые, как обычно у Тургенева, гармонируют с чувствами и переживаниями героев или же оттеняют их. Природа как бы становится главным действующим лицом в том нравственно- психологическом конфликте, к которому приходят герои в эпилоге.
Следующая, очень важная особенность эпилога — через весь роман, включая и последнюю главу, проходят два мотива — иронический и лирический. Начнем разговор с особенностей лирических интонаций. И для выполнения следующего задания попросим учеников на минутку закрыть книги. Задаем вопрос классу: «О ком из героев романа, изображая их жизнь в эпилоге, автор пишет: «…немножко грустно и в сущности очень хорошо»?» Десятиклассники перечисляют этих героев: Николай Петрович, Аркадий, Федосья Николаевна, Катя, Павел Кирсанов. Их дальнейшая судьба предельно ясна, им и на прощальном обеде, и в дальнейшей жизни будет «немножко грустно и в сущности очень хорошо».
Но вот о Павле Петровиче, которому искренно симпатизируют некоторые ученики, поговорим поподробнее. И обратимся к такому важному приему, как художественная деталь. Найдем в тексте романа сцену прощания героя с родными перед отъездом за границу: «…у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует». Спросим учеников: «О чем, по вашему мнению, говорит эта деталь? «
Далее Тургенев повествует о жизни Павла Петровича за границей. Предложим классу подумать и над другим вопросом: чего больше при описании заграничной жизни героя — грусти или иронии?
В сильном классе ученики могут без труда найти самостоятельно самую яркую ироническую деталь: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Сложнее найти те строки, где автор показывает трагическое одиночество героя: «…но жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает… Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув зубы, потом вдруг опомнится и начнет незаметно креститься…»
Обратим внимание на изменения авторской интонации в эпилоге. Записываем в тетради следующий вопрос: «О ком из героев писатель рассказывает с явной иронией, то усиливая ее, то уменьшая?» Доказывая свое мнение, ученики находят строки, посвященные Петру, княжне X., а также Одинцовой. Особенно внимательно нужно перечитать предложение, посвященное Анне Сергеевне и ее мужу: «Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви». Тонкая тургеневская ирония улавливается не сразу, а только лишь при внимательном перечитывании этих страниц. Более того, можно обратить внимание класса и на еще одну особенность этой части эпилога: о дальнейшей судьбе Одинцовой рассказывается в том же абзаце, где повествуется о Петре и его выгодной женитьбе.
Продолжая беседу, спросим учеников: «В каких предложениях эпилога мягкий юмор сменяется едкой сатирой и даже сарказмом?» Попросим привести примеры из абзаца, посвященного мнимым ученикам Евгения.
Далее по ходу урока необходим плавный логический переход к последним строкам романа. Спросим учеников, заметили ли они изменение интонации при описании могилы Базарова. И с какой интонацией нужно читать последний абзац романа? Торжественно, грустно и величаво. Попросим заранее подготовленного ученика прочитать этот отрывок именно так.
Обратим внимание попутно на жанровое своеобразие стихотворения (стансы) и перечитаем еще раз последнюю строфу:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
Источник: school-perspektiva.ru
1. Какой барин «вступается за крестьян», но «говоря с ними, морщится и нюхает одеколон»?
а) Николай Петрович Кирсанов б) Павел Петрович Кирсанов в) Аркадий г) Василий Базаров.
2. Кто и кому дал такую характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».
а) Базаров — Павла Петровича б) Базаров — Ситникова в) Базаров — Аркадия г) Ситников — Аркадия.
3. Чей это портрет? «Вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».
а) Катя Одинцова б) Дуняша в) Фенечка г) Авдотья Кукшина.
4. О ком из героев романа говорится? «Верила во всевозможные приметы, гадания, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства…в скорый конец света».
а) Авдотья Кукшина б) Арина Васильевна Базарова в) Фенечка г) Катя Одинцова.
5. Кому посвящается роман?
а) Н. Г. Чернышевскому б) Д. И. Писареву. В) Н. Н. Страхову г) В. Г. Белинскому.
6. Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе?
а) зеркальная б) последовательная в) циклическая г) кольцевая.
7. Как вы понимаете термин «нигилизм»?
8. С каким журналом у Тургенева произошел разрыв после издания романа «Накануне»?
а) Отечественные записки б) Москвитянин в) Новое время г) Современник.
9. Среди комических приемов в романе «Отцы и дети» Тургенев не использует:
а) прием несоответствия б) речевая характеристика героя в) гротеск г) ирония.
10. «Тайный психологизм» Тургенева в том, что:
а) никаких приемов психологизма в романе не используется, а в послесловии автор сам объясняет, что к чему.
б) Автор показывает читателю мелкие подробности и детали психологического состояния героев, показывает процесс рождения и развития чувства или мысли.
в) Автор считает, что не нужно показывать слишком мелкие и тонкие движения души, излишне дробить характер. Показывать нужно основное, видимое, слышимое проявление чувства: в жесте, интонации, в изменении внешнего облика героя.
г) Автор активно использует приемы психологизма, но что они значат, остается тайной.
Вариант-2
1. У кого из героев на письменном столе находилась серебряная пепельница в виде лаптя как воспоминание о родине?
а) Николай Петрович Кирсанов. б) Павел Петрович Кирсанов. в) Аркадий Кирсанов. г)Базаров.
2. Чей это портрет? » Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки, и чуть-чуть сжатые плечи».
а) Дуняша. б) Фенечка. в) Катя Одинцова. г) Кукшина.
3. Кто из героев так относился к любви: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления, без возврата. А то лучше и не надо».
а) Аркадий. б) Катя Одинцова в) Анна Одинцова г) Фенечка.
4. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?
а) Дворянство б) Мещанство в) Разночинцы г) Крестьянство.
5.Какова функция пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?
а) романтическая б) эстетическая в) социальная г) философская.
6. Как вы понимаете термин «материализм»?
7. Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева?
а) Карабиха б) Ясная поляна в) Спасское-Лутовиново г) Мураново.
8. Завязка романа состоит в сцене:
а) спор Базарова с Павлом Петровичем б) встреча Базарова с Одинцовой на балу в) дуэль Базарова и Павла Петровича г) приезд Базарова в усадьбу Кирсановых в 1-ый раз.
9. Какой прием Тургенев не использует в создании образа героя и его характеристике?
а) деталь б) портрет в) внутренний монолог г) речь.
10. В своих романах Тургенев часто знакомит читателей с биографией персонажей, с историей их жизни. Развернутая биография какого персонажа не включена в роман «Отцы и дети»?
а) Павел Петрович,
в) Матвей Ильич Колязин.
- аноним
- больше 4 лет назад
- 1
1 ответы
- аноним
1 б
2 в
3 в
4 в
5 г
6 материализм в философии — вера в первоначало материального мира, нежели идеального. Главенство «видимого» мира над миром духовным, сверхъестественным
7 в
8 г
9 в
10 в
Последний по теме Литература
Составьте сравнительную характеристику Яшки и Володи, героев рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро» (В
- около 1 года назад
- 1
10. Напиши отзыв о прочитанном произведении из раздела «Путешествие в будущее». (Отзыв — это ваше ли
- около 1 года назад
E) 4. Определите вариант слитного написания НЕ с причастием. A) (не) отремонтированный мастером теле
- около 1 года назад
- 1
Что вы знали о жизни таёжников и рыбаков в Заполярье?Из каких источников?Как описана их жизнь в расс
- больше 1 года назад
- 1
ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ АНКЕТУ ДЛЯ РП. 2. Возраст 3. Характер 4. Способности 5. Слабости морал
- больше 1 года назад
- 1
СРОЧНО 30 БАЛОВ Блок-о как безумно за окном образы природы 1.Образы 2.художественные средства 3.нас
- больше 1 года назад
Что означает эта пословица? «Один дурак может больше спросить, чем сто умных ответить» Скажите пожал
- больше 1 года назад
- 1
Сочинение по рассказу «Васюткино озеро» План: 1.О чем произведение? 2.Отношение Васютки к природе. 3
- больше 1 года назад
Твір- мініатюра Шерлок Холмс як детектив і людина СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ДАМ МНОГО БАЛОВ.
- больше 1 года назад
- 1
Какие образы и картины являются в стихотворении ключевым? О чём говорят строфы начинающиеся словами
- больше 1 года назад
- 1
Web version of instagram for desktop and computer greatfon Browse Instagram with the best experience.
Источник: schoolsqa.com
Кто по утверждению базарова в двадцать раз полезнее всякого поэта
Если вы помните роман Тургенева “Отцы и дети”, должны помнить, что персонаж Евгений Базаров был максималист, практичен, груб во вкусовых пристрастиях. Для него поэзия была нефункциональной, непрактичной и ненужной блажью. А химия штука полезная. Поэтому Базаров так и заявлял.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Если хорошо постараться и вспомнить образ тургеневского персонажа по фамилии Базаров, то на первый план выйдут, конечно же, его убеждения, которые, как мы помним, являлись нигилистическими, т.е. отрицающими все те ценности (морально-нравственные в том числе), которые существовали в обществе. Он признавал только естественные науки, усматривая в них практическую пользу, поэтому пропущенным словом в приведённой цитате является слово “химик”.
Базаров был поклонником естественных наук и начал тот спор с людьми, которые считали, что выражение чувств и культура выше, чем практические знания. Позднее эту дискуссию назовут спор физиков и лириков. Но физика в ту пору еще не была развита, а вот химия начала активно развиваться и приносить практическую выгоду человечеству. Поэтому Евгений Васильевич вполне справедливо полагал, что один химик полезнее 20 поэтов. Ответ: Химик.
Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, в 19 веке, написал знаковый для того времени роман “Отцы и дети”. А тогдашняя молодёжь, взяла себе за образец поведения портрет главного персонажа этого романа – Евгения Базарова. Который отличался бескомпромиссностью и практицизмом. Так вот, этот Базаров считал, если перефразировать, что рядовой химик приносит гораздо больше пользы, чем любой поет. Значит, пропущено слово “химик”.
Удивительная Рядом
[496K]
В 60-е гг. ХХ ст. состоялось “противостояние” между физиками и лириками. Но они были не новы в этом “антагонизме” между представителями высоких искусств и точных наук. Задолго до этого тургеневский герой Базаров говорил о полезности химика в сравнении с поэтом, причём поэт был всякий, а вот ХИМИК – порядочный.
Одно из произведений Тургенева, которое входило в учебную программу школьного курса литературы, и которое, естественно, приходилось не раз перечитывать, это Отцы и дети. Главным героем там Базаров, именно ему и принадлежит данная фраза про химика, который дороже любого поэта. Ответ ХИМИК.
Немного неожиданный ответ предложил нам Тургенев в своем произведении.
Тут нужно знать, можно противопоставить по привычке поэзии физику, но она из шести, на пять букв у нас ХИМИЯ, это более чем практичная наука. Хотя, как утверждают знатоки, любовь – это во многом химический процесс.
Тургеневский нигилист и главный герой романа “Отцы и дети”, достаточно протеворичивая личность. Раньше был чуть ли не героем, в настоящее время отношение к этому герою еще не определенно. По его мнению порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта. Правильный ответ – Химик.
Известный Тургеневский персонаж Базаров, считал хорошего химика гораздо нужнее для общества чем поэта. Базарова называют бунтарем, который не относился с уважением к авторитетам. Правильный ответ на задание кроссворда- Химик, именно это слово из пяти букв пропущено.
Очень прогрессивные взгляды были у героя Ивана Тургенева, не зря это произведение изучалось в обязательном порядке в средней школе. Порядочным по мнению Базарова должен быть ХИМИК, который в отличии от поэта способен создать динамит.
VI
Базаров вернулся, сел за стол и начал поспешно пить чай. Оба брата молча глядели на него, а Аркадий украдкой посматривал то на отца, то на дядю.
Вы далеко отсюда ходили? спросил наконец Николай Петрович.
Тут у вас болотце есть, возле осиновой рощи. Я взогнал штук пять бекасов; ты можешь убить их, Аркадий.
А вы не охотник?
Нет.
Вы собственно физикой занимаетесь? спросил, в свою очередь, Павел Петрович.
Физикой, да; вообще естественными науками.
Говорят, германцы в последнее время сильно успели по этой части.
Да, немцы в этом наши учители, небрежно отвечал Базаров.
Слово германцы, вместо немцы, Павел Петрович употребил ради иронии, которой, однако, никто не заметил.
Вы столь высокого мнения о немцах? проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое.
Тамошние ученые дельный народ.
Так, так. Ну, а об русских ученых вы, вероятно, но имеете столь лестного понятия?
Пожалуй, что так.
Это очень похвальное самоотвержение, произнес Павел Петрович, выпрямляя стан и закидывая голову назад. Но как же нам Аркадий Николаич сейчас сказывал, что вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?
Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.
А немцы все дело говорят? промолвил Павел Петрович, и лицо его приняло такое безучастное, отдаленное выражение, словно он весь ушел в какую-то заоблачную высь.
Не все, ответил с коротким зевком Базаров, которому явно не хотелось продолжать словопрение.
Павел Петрович взглянул на Аркадия, как бы желая сказать ему: «Учтив твой друг, признаться».
Что касается до меня, заговорил он опять, не без некоторого усилия, я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были ну, там Шиллер, что ли, Гётте… Брат вот им особенно благоприятствует… А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты…
Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, перебил Базаров.
Вот как, промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. Вы, стало быть, искусства не признаете?
Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.
Так-с, так-с. Вот как вы изволите шутить. Это вы все, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.
Очень хорошо-с. Ну, а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?
Что это, допрос? спросил Базаров.
Павел Петрович слегка побледнел… Николай Петрович почел должным вмешаться в разговор.
Мы когда-нибудь поподробнее побеседуем об этом предмете с вами, любезный Евгений Васильич; и ваше мнение узнаем, и свое выскажем. С своей стороны, я очень рад, что вы занимаетесь естественными науками. Я слышал, что Либих сделал удивительные открытия насчет удобрения полей. Вы можете мне помочь в моих агрономических работах: вы можете дать мне какой-нибудь полезный совет.
Я к вашим услугам, Николай Петрович; но куда нам до Либиха! Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали.
«Ну, ты, я вижу, точно нигилист», подумал Николай Петрович.
Все-таки позвольте прибегнуть к вам при случае, прибавил он вслух. А теперь нам, я полагаю, брат, пора пойти потолковать с приказчиком.
Павел Петрович поднялся со стула.
Да, проговорил он, ни на кого не глядя, беда пожить этак годков пять в деревне, в отдалении от великих умов! Как раз дурак дураком станешь. Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили, а там хвать! оказывается, что все это вздор, и тебе говорят, что путные люди этакими пустяками больше не занимаются и что ты, мол, отсталый колпак. Что делать! Видно, молодежь точно умнее нас.
Павел Петрович медленно повернулся на каблуках и медленно вышел; Николай Петрович отправился вслед за ним.
Что, он всегда у вас такой? хладнокровно спросил Базаров у Аркадия, как только дверь затворилась за обоими братьями.
Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся, заметил Аркадий. Ты его оскорбил.
Да, стану я их баловать, этих уездных аристократов! Ведь это все самолюбивые, львиные привычки, фатство. Ну, продолжал бы свое поприще в Петербурге, коли уж такой у него склад… А впрочем, Бог с ним совсем! Я нашел довольно редкий экземпляр водяного жука, Dytiscus marginatus, знаешь? Я тебе его покажу.
Я тебе обещался рассказать его историю, начал Аркадий.
Историю жука?
Ну полно, Евгений. Историю моего дяди. Ты увидишь, что он не такой человек, каким ты его воображаешь. Он скорее сожаления достоин, чем насмешки.
Я не спорю; да что он тебе так дался?
Надо быть справедливым, Евгений.
Это из чего следует?
Нет, слушай…
И Аркадий рассказал ему историю своего дяди. Читатель найдет ее в следующей главе.
Цитата из романа “Отцы и дети” (1861 г.) русского писателя Тургенева Ивана Сергеевича (1818 – 1883). Слова Евгения Базарова в разговоре с Павлом Кирсановым (глава 6):
“— Вы собственно физикой занимаетесь? — спросил, в свою очередь, Павел Петрович.
— Физикой, да; вообще естественными науками.
— Говорят, германцы в последнее время сильно успели по этой части.
— Да, немцы в этом наши учители, — небрежно отвечал Базаров.
Слово германцы, вместо немцы, Павел Петрович употребил ради иронии, которой, однако, никто не заметил.
— Вы столь высокого мнения о немцах? — проговорил с изысканною учтивостью Павел Петрович. Он начинал чувствовать тайное раздражение. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое.
— Тамошние ученые дельный народ.
— Так, так. Ну, а об русских ученых вы, вероятно, но имеете столь лестного понятия?
— Пожалуй, что так.
— Это очень похвальное самоотвержение, — произнес Павел Петрович, выпрямляя стан и закидывая голову назад. — Но как же нам Аркадий Николаич сейчас сказывал, что вы не признаете никаких авторитетов? Не верите им?
— Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все.
— А немцы все дело говорят? — промолвил Павел Петрович, и лицо его приняло такое безучастное, отдаленное выражение, словно он весь ушел в какую-то заоблачную высь.
— Не все, — ответил с коротким зевком Базаров, которому явно не хотелось продолжать словопрение.
Павел Петрович взглянул на Аркадия, как бы желая сказать ему: “Учтив твой друг, признаться”.
— Что касается до меня, — заговорил он опять, не без некоторого усилия, — я немцев, грешный человек, не жалую. О русских немцах я уже не упоминаю: известно, что это за птицы. Но и немецкие немцы мне не по нутру. Еще прежние туда-сюда; тогда у них были — ну, там Шиллер, что ли.
Гетте… Брат вот им особенно благоприятствует… А теперь пошли все какие-то химики да материалисты…
— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, — перебил Базаров.
— Вот как, — промолвил Павел Петрович и, словно засыпая, чуть-чуть приподнял брови. — Вы, стало быть, искусства не признаете?
— Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! — воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.
— Так-с, такс. Вот как вы изволите шутить. Это вы все, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?
— Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе.
— Очень хорошо-с. Ну, а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?
— Что это, допрос? — спросил Базаров.
Павел Петрович слегка побледнел… Николай Петрович почел должным вмешаться в разговор.
— Мы когда-нибудь поподробнее побеседуем об этом предмете с вами, любезный Евгений Васильич; и ваше мнение узнаем, и свое выскажем. С своей стороны, я очень рад, что вы занимаетесь естественными науками. Я слышал, что Либих сделал удивительные открытия насчет удобрения полей. Вы можете мне помочь в моих агрономических работах: вы можете дать мне какой-нибудь полезный совет.
— Я к вашим услугам, Николай Петрович; но куда нам до Либиха! Сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали.
“Ну, ты, я вижу, точно нигилист”, — подумал Николай Петрович.
— Все-таки позвольте прибегнуть к вам при случае, — прибавил он вслух.
— А теперь нам, я полагаю, брат, пора пойти потолковать с приказчиком.
Павел Петрович поднялся со стула.
— Да, — проговорил он, ни на кого не глядя, — беда пожить этак годков пять в деревне, в отдалении от великих умов! Как раз дурак дураком станешь. Ты стараешься не забыть того, чему тебя учили, а там — хвать! — оказывается, что все это вздор, и тебе говорят, что путные люди этакими пустяками больше не занимаются и что ты, мол, отсталый колпак.
Что делать! Видно, молодежь точно умнее нас.
Павел Петрович медленно повернулся на каблуках и медленно вышел; Николай Петрович отправился вслед за ним.”
Евгений Базаров (художник П. М. Боклевский)
. Дополнительно
Цитаты из “Отцы и дети” Тургенева И.С.
“Отцы и дети” (1861 г.)
Цитаты Тургенева И. С.
Произведения Тургенева И. С.
Источник: donpodarki.ru