Маджонг
играй бесплатно
на Scanwordbase.ru
2048
играй бесплатно
на Scanwordbase.ru
- украшение на головных уборах и головах лошадей (в цирке, на торжествах) в виде пышного пучка из перь, 1-я буква С
- украшение на головных уборах и головах лошадей (в цирке, на торжествах) в виде пышного пучка из перь, 2-я буква У
- украшение на головных уборах и головах лошадей (в цирке, на торжествах) в виде пышного пучка из перь, 3-я буква Л
- украшение на головных уборах и головах лошадей (в цирке, на торжествах) в виде пышного пучка из перь, 4-я буква Т
- украшение на головных уборах и головах лошадей (в цирке, на торжествах) в виде пышного пучка из перь, 5-я буква А
- украшение на головных уборах и головах лошадей (в цирке, на торжествах) в виде пышного пучка из перь, 6-я буква Н
Ответ на вопрос в сканворде «Украшение На Головных Уборах И Головах Лошадей (В Цирке, На Торжествах) В Виде Пышного Пучка Из Перьев Или Волос» состоит из 6 букв. Ответы на все сканворды с разбором по буквам вы всегда найдете на сайте Scanwordbase.ru. База ответов пополняется каждый день. Удачи в игре!
Головные Уборы Средневековья | Что такое Атур?
Источник: scanwordbase.ru
Кичка, сорока или рога
СОРОКА (КИЧКА, РОГА) — головной убор замужних женщин, состоявший из нескольких не сшитых друг с другом частей, которые надевали на голову одну за другой. Основными предметами, образующими в совокупности этот головной убор, были кичка, собственно сорока, позатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.
Кичка представляла собой мягкую холщовую шапочку, на передней части которой укрепляли твердое возвышение, изготовленное из луба, деревянных дощечек, бересты, проклеенного или простеганного в несколько слоев холста, холщовых валиков, набитых соломой, куделью. Сзади кичка затягивалась на вздержку, плотно облегая голову. Возвышение на передней части кички, называвшееся «кичка» или «роги», «сдериха», «копыто», было различным по форме: в виде лопаты (лопатообразные кички), конского копыта (копытообразные кички), рогов, направленных вверх, вверх и назад (рогатые кички), а также в виде круга или полукруга (котелкообразные кички). Тот или иной вариант кички трудно было связать с какой-то определенной территорией бытования сорок.
В одном и том же районе могли иметь распространение разные варианты кичек.
Сорока, называвшаяся также макушкой, привязкой, представляла собой верхнюю часть головного убора, чехол, надевавшийся поверх кички. Ее, как правило, изготавливали из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сороки сшивали обычно из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась челом, очельем, челышком; боковые части — крыльями, задняя часть — хвостом.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Их соединяли таким образом, что головной убор принимал форму шапочки с прямоугольным, овальным верхом или верхом, вырезанным по форме рогов. Крылья, сшитые с очельем и частично с хвостом, имели завязки, которыми сорока крепилась на голове поверх кички. Если хвост сороки был короткий, то его почти полностью сшивали с крыльями, если длинный — то значительная часть его спускалась на плечи.
Наряду с сороками в виде шапочек были распространены и сороки, сшитые не полностью: соединялись только очелья с хвостом и крылья с очельем. Такие сороки в распластанном виде напоминали птицу с длинным хвостом и распростертыми треугольными крыльями. Позатыльник, называвшийся также позатыльнем, подзатыль- нем, колодкой, представлял собой прямоугольный кусок ткани, наклеенный или нашитый на твердую основу из картона, бересты, простеганного холста. Его укладывали на голову сзади, прикрывая волосы на затылке и часть шеи, и завязывали тесемками вокруг кички под сорокой.
Налобник (налобень, подчелок, налысник) — это неширокая (от 3 до 8 см) полоса холста, обшитая позументом, бусами, бисером, которую укладывали вокруг головы таким образом, что один ее край был прикрыт сорокой, а другой закрывал часть лба, виски, кончики ушей. Концы налобника завязывали под позатыльником. Платок был необходимой принадлежностью сороки. Он появился в составе этого головного убора, как полагают, в середине XIX в., заняв место полотенца головного. Способы завязывания платка поверх сороки были различны.
Наиболее распространенным был способ, когда платок, сложенный по диагонали в виде полосы в 7—15 см, укладывали вокруг головы, перекрещивая на затылке и поднимая концы вверх, где закладывали их около висков. Хорошо был известен способ, при котором сложенный платок завязывали узлом на затылке, а его концы спускали по спине. Сорока была как праздничным, так и будничным головным убором замужних женщин всех возрастных групп. Будничные сороки шили обычно из дешевого материала с минимальным количеством украшений и надевали, как правило, без позатыльника, а иной раз и без налобника.
Праздничные сороки, чаще всего у молодых женщин, были очень нарядными. Очелье сорок, позатыльник, иногда и верхняя часть украшались вышивкой, выполненной серебряными, золотными, шелковыми нитками, гарусом, были унизаны блестками, бусами, бисером. Кроме того, их обшивали лентами, позументом, цветной тесьмой с блестками. Особенно нарядными были позатыльники. Помимо вышивки их украшали сетками и подвесками, низанными из красного, желтого, зеленого, синего, белого бисера, длина которых достигала иногда 50 см.
Дополнительным украшением к сороке были пушки — шарики из гусиного пуха, высушенных желез диких уток; махры — помпон ы, кисти из разноцветного гаруса; косицы — кисточки из перышек селезня, конского волоса или шерстяных нитей. Их прикрепляли к головному убору в области висков, иногда к позатыльнику. Во многих деревнях сороки декорировали цветами из бумаги, ткани, воска, перьями индюков, петухов, окрашенными в разные цвета, павлиньими перьями. Перья и цветы затыкали обычно за платок и прикалывали булавками. Некоторые сороки покрывали длинной кисеей, спадавшей на грудь, спину, плечи или окутывавшей всю фигуру женщины.
Первый раз сороку полагалось надевать или в день венчания, или на следующий день после брачной ночи. Обряд этот проходил очень торжественно. Пожилые женщины заплетали молодухе две косы, укладывали их вокруг головы венком или складывали на темени, затем неторопливо надевали все части головного убора. Их действия сопровождались пением песен, в которых рассказывалось о том, что девушка распрощалась «со своей волей- волюшкой, девьей красой», стала замужней женщиной:
Вчера зайка, вчера серый
По подгорью бегал,
Сегодня зайка, сегодня серый
На блюдечке лежит.
Вчера наша Танюшка
Девицей была,
Сегодня наша Танюшка
Молодая княгиня.
Иногда свахи, расплетая девушке косу, надевая на нее сороку, приговаривали: «Прощай коса — девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора тебе, коса, под кичку убираться». Этот обряд, получивший название «окручивание молодой», осмыслялся как обряд, утверждавший окончательный переход девушки из одной половозрастной группы, группы девушек, в другую — группу замужних женщин. Сорока, закрывавшая волосы женщины, — знак того, что женщина замужем. На протяжении своей жизни женщина несколько раз меняла свою сороку.
Одну она носила будучи молодухой, т. е. в первый год семейной жизни. После рождения первого ребенка она надевала несколько иной головной убор. Затем головной убор менялся после рождения четвертого-пятого ребенка. Старуха, т. е. женщина, уже не способная к рождению детей, надевала сороку, соответствующую ее возрасту.
Сороки женщин разных возрастных групп отличались количеством украшений, цветом, иногда формой, манерой ношения платка. Сорока — один из самых древних русских головных уборов.
Судя по археологическим материалам, он был известен на Руси еще в XII в., а возможно, и в более раннее время. Принято считать, что в Древней Руси и в эпоху Средневековья сорока была распространена по всей территории расселения русского народа и ее носили как в городах, так и в селах. В XIX в. сорока стала только крестьянским головным убором.
Территория ее распространения оказалась достаточно обширной. Она была известна местами в северных и центральных губерниях Европейской России, в Забайкалье, Тобольской губернии. Однако наибольшее распространение сорока получила в южнорусских губерниях, где была основным головным убором замужних женщин.
В конце XIX в. сорока стала постепенно исчезать из народного обихода, заменяясь головными уборами другого типа: наколками, повойниками, платками. Однако и тогда многие женщины носили этот старинный головной убор, считая его красивым и очень ценным. Еще в конце 20-х гг. XX в. во многих деревнях Южной России сорока продолжала бытовать в качестве свадебного головного убора, надевавшегося на молодуху на второй день свадьбы. В насмешливых частушках начала XX в. о таких стойких любительницах старины пелось:
Рязанские рога
Не кину никогда,
Буду есть одну мякину,
А рога свои не кину.
Материал создан: 22.10.2015
Источник: iamruss.ru
О происхождении новогреческого клобука
Одним из известных новшеств никоновой реформы в области церковной «моды» стали новогреческие клобуки и рясы с широкими рукавами. Ношение ведрообразных клобуков настолько быстро распространилось среди русского иночества и епископата, что его можно сравнить лишь с победоносным шествием моды на джинсы в СССР в 70-80-х гг. XX века. Как указывают исследователи, после Соборов 1666-1667 годов, постановивших брать за образец новогреческие облачения, за какие-то 10 лет в новые клобуки переоделось практически все монашество, принявшее церковные реформы.
Однако есть свидетельства, что этот процесс начался даже раньше. Так, в 1656 году находившийся в России Антиохийский Патриарх Макарий подарил Патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, а в течение двух-трех лет эта мода распространилась и на другие крупные монастыри.
В наши дни новогреческий клобук настолько укоренился в отечественной культуре, что стал символом иноческого облачения. Нередко встречаются изображения, где даже древние святые, такие как преподобный Сергий Радонежский, изображаются в подобном головном уборе.
Такую же форму приобрели и камилавки, с определенного момента времени фигурирующие в синодальной церкви в качестве награды белого духовенства. Однако сама форма этого головного убора (как, впрочем, и некоторых других эстетических образцов никоновой реформы) настолько чужеродная для русской культуры, что вдумчивые читатели нередко интересуются настоящим происхождением этого элемента облачения. Вот некоторые мнения исследователей на эту тему.
Советский и российский филолог, лингвист, семиотик, историк языка и культуры Борис Андреевич Успенский в монографии «История русского литературного языка (XI-XVII вв.)» указывает:
«… Русское духовенство при патриархе Никоне переодевается в греческое платье и вообще уподобляется в своем обличье духовенству греческому (переодевание духовенства в греческое платье при Никоне предшествует переодеванию гражданского русского общества в западноевропейское платье при Петре I). Однако новая одежда русского духовенства соответствует при этом не той одежде, которую греческие духовные лица носили в Византии, а той, которую они начали носить при турках, после падения Византийской империи: так появляется камилавка, форма которой восходит к турецкой феске, и ряса с широкими рукавами, также отражающая турецкий стиль одежды.
Вслед за греческим духовенством русские священнослужители и монахи начинают носить длинные волосы. Однако греческое духовенство в Оттоманской империи носило длинные волосы не потому, что так было принято в этой среде в Византии, а по другой — противоположной причине. Длинные волосы в Византии были знаком светской, а не духовной власти, и греческие священнослужители стали носить их только после турецкого завоевания — поскольку на Константинопольскую патриархию в Оттоманской империи была возложена административная ответственность и таким образом священнослужители оказались облечены светской властью. В результате исчезает тонзура, принятая в свое время в Византии; на Руси тонзура («гуменцо») была принята до никоновских реформ (позднее она сохраняется у старообрядцев)».
Игумен Феогност (Пушков) (РПЦ) уточняет:
«Дело тут вот в чем! Когда в 1453 г. пал Константинополь, в султанате были распределены цвета и покрои одежды для разных сословий. Так, султан и визири носили белое, янычары и госслужащие — красное, остальные мусульмане — зеленое, а все прочие (куда относились и христиане) черное. Но и это еще не все!
Все мужчины были обязаны покрывать свою голову фетровой феской (цвета, соответствующего сословию, а у «белых» и «красных» особ еще и обмотанной тряпкой в виде чалмы), а христиане были обязаны носить поверх одежды «одеяние дервиша» (расхлестанную накидку по щиколотку с разрезом по бокам = мини-греческая ряса). Вот почему на иконах многих мирских мучеников мы видим изображения мирян в коротких рясах и камилавках (тюрк. «феска» соответствует греч. «камилавка» — шапка из верблюжьего войлока). А монахи стали надевать клобуки не на круглую скуфейку, а на цилиндрическую феску. Естественно, пришлось немного изменить покрой. При этом в город монахи не могли выходить в «клобуке», но только в рясе дервиша и в феске-камилавке.
Вот почему у греков по сей день даже афонские монахи не носят мантий (даже древний, обязательный для монаха, мафорий–полумантию) и не носят за рамками богослужения и официальных встреч (и то — только в здании) «наметок», а носят только рясу и камилавку. Даже патриарх. Это наследие турецкой гегемонии. Заметим также, что у греков-великосхимников нет свободно болтающегося капюшона. У них великосхимник от малосхимника отличается тем, что на наметке вышита голгофа на челе и крестики на воскрилиях, а форма одна и та же.
А вот с Россией случился казус. И не один. Когда греки при Никоне заявились в своих фесках и рясах дервишей, «староверы» их не приняли (заметим, что они не приняли не только «рогатых» клобуков, но и ряс. ). Причина, думаю, ясна. Но «никоняне» по неведомым нам причинам решили «схимников оставить в покое» и оставили им клобук старого образца — в виде шапки-ушанки с распущенными ушами.
Но смешнее всего случилось у нас с женским монашеством. Посмотрите на гречанок — у них нет и никогда не было «колпаков» под «наметкой». Феска была чисто мужским головным убором, и потому только мужское монашество носило ее. Но эту деталь турецкого туалета не учли русские, и решили нацепить фески-камилавки и на бабьи головы. В итоге получился цирк!»
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Источник: ruvera.ru