Социологи определили, что современный человек проводит в устном общении более 65 % своего рабочего времени. По данным американских ученых, на беседы у среднего жителя Земли уходит 2,5 года. Это значит, homo sapiens, человек разумный, был и остается homo eloquens – человеком говорящим.
Во многих ситуациях человек говорит не только с целью информировать собеседника, а с целью воздействовать на него: убедить, склонить на свою сторону, разуверить, опровергнуть, доставить радость. Часто ли нам это удается? Нужны ли нам риторические знания, чтобы речь оратора не оставила бы равнодушным слушателя, а побудила бы к согласию или к активным действиям, изменить образ жизни, мировосприятие?
Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, привлечь на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
2 день. 3 этапа для выхода на новый уровень дохода. Выявление и корректировка сценария
Перед всяким человеком, готовящимся выступать публично, неизбежно встает целый ряд вопросов. Прежде всего, три общих, связанных с целью речи:
· Для кого говорю?
· Что хочу им сказать?
· Зачем хочу им это сказать?
А так же четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, «техническую» сторону речи:
· Как сказать правильно?
· Как сказать понятно?
· Как сказать интересно?
· Как сказать убедительно?
Помочь выступающему призвана риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию. Особо хочется подчеркнуть, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.
В современных исследованиях риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации).
Главным, центральным понятием риторики является оратор (от лат. Orare – говорить) – человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи.
Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.
Выше риторика была определена как наука о законах публичной речи, т.е. публичного выступления. В литературе также можно встретить определение риторики как «ораторское искусство». Что же такое риторика – наука или искусство?
2023.03.25_КВ_КУБ_Поединок3_Ситуация3_Днепровский Александр vs Никитин Евгений
В античности риторику называли «царицей всех искусств» и связали ее теснее всего с поэзией (литературой) и сценическим мастерством. В сегодняшнее время она чаще рассматривается как наука, ее иногда определяют как «теорию убеждающей коммуникации». Противоречия здесь нет. Оба подхода оправданны.
Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, они взаимно дополняют друг друга. Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интелектуального творчества, воплощенного посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, на чувства человека. Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления. Следовательно, риторика – наука об ораторском искусстве.
Красноречие – слово русского происхождения, означает умение говорить «красно (т. е. красиво) и тем преклонять других к своему мнению» (М. Ломоносов).
Основные этапы работы над речью.
Настоящий оратор всегда выступает как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей. Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме; общее между красноречием и поэзией находил Аристотель; актерскими приемам пользовались в ораторском искусстве все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.
В классических риториках обязанностью оратора было: 1) найти, что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) придать ему подходящую словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести речь. Этому соответствовали пять основных частей риторики:
1. ИЗОБРЕТЕНИЕ МЫСЛЕЙ (Inventio)
2. РАСПОЛОЖЕНИЕ (Dispositio)
3. СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ (Elocutio)
4. ЗАПОМИНАНИЕ (Memoria)
5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ (Actio)
У начинающих ораторов, а так же у тех, кто сам пока не испытал на себе всех трудностей публичного выступления, иногда складывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий и строгий план, без анализа результатов. Обе приведенные здесь схемы говорят о прямо противоположном: ораторская речь – это сложный процесс, продукт длительного творческого труда, и лишь тот оратор добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, независимо от цели, жанра и продолжительности выступления. И короткая речь на митинге, и полуторачасовая вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.
На современном этапе развития риторики выделяют шестой – посткоммуникативный – этап работы над речью, на котором оратор анализирует ход своего выступления и проводит своеобразную «работу над ошибками».
Дата добавления: 2021-04-05 ; просмотров: 114 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Где возникло учение о красноречии?
Европейская риторика началась в Древней Греции, в школах софистов, практиковавших обучение красноречию и собиравших стилистические и грамматические правила. Риторика развивалась под влиянием Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана. Расцвет христианского красноречия относится к IV−V векам.
Кто является основоположником теории риторики?
Также Горгий считается основоположником теории риторической науки. Софисты создали в Древней Греции культ слова. Именно они заложили основы риторической теории, начали разрабатывать приемы ораторской речи, обосновали необходимость краткости в выступлении и сжатости изложения мысли, изучали воздействие речи на чувства.
Кто является основоположником риторики в Древнем Риме?
Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был знаменитый Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.). значительное место в его риторическое теории занимает учение об идеальном ораторе.
Что является предметом изучения риторики?
(греч. ῥητορική — ораторское искусство) — филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой. Поскольку предметом риторики является прозаическая «украшенная», т.
Кого называют отцом российского красноречия?
ломоносова называют отцом российского красноречия
В чем заключается сущность красноречия?
Таким образом, сущность красноречия заключается в особом сочетании в речи говорящего всех компонентов речи, в гармонии всех частей, составляющих реальную речь в конкретной ситуации взаимодействия говорящего и слушателей, когда все они вместе после произнесения ритором своей речи начинают достигать той цели, к которой .
Как возникла риторика?
Риторика как наука об ораторском искусстве возникла в 5 веке до н. э. в Древней Греции. . Активному развитию ораторского искусства в Древней Греции также способствовали софисты – преподаватели красноречия, которые за плату обучали всех желающих правилам построения речи, манерам ее произнесения и т.
В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?
В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук? Египет.
Когда появилась первая русская риторика?
Какие виды речи выделял Аристотель?
Основоположник античной риторической науки. Аристотель выделял три основных рода (типа) речей: судебные, совещательные и похвальные (эпидейктическом).
Что входит в состав риторического канона?
- инвенция или изобретение (лат. inventio), т. .
- диспозиция или расположение (лат. .
- элокуция или словесное выражение (лат. .
- меморио или запоминание (лат. .
- акцио или произнесение (лат.
Что такое диспозиция в риторике?
Диспозиция (построение речи) — это раздел риторики, который традиционно содержит в себе рекомендации к построению речи, то есть к его композиции. Эта работа начинается с составления плана, первых набросков начала и конца текста и т.
Что такое Элокуция?
Элокуция (украшение) — это третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее подготовке до логического конца. Содержание речи уже определено (это было сделано на этапе изобретения), план составлен (на этапе расположения), осталось только написать речь, «навести необходимый блеск».
Как Аристотель определяет риторику?
Аристотель определяет риторику как искусство убеждения, то есть то, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность оказывается недостаточной. . Аристотель не ограничивает риторику только учением об ораторском искусстве или о красноречии вообще.
Что является целью речи по Аристотелю?
Риторика Аристотеля – это риторика убеждения, ибо главная цель любого оратора – добиться решения вопроса в свою пользу. . Аристотель указывает на наличие общих принципов достижения этой цели, не зависящих от рода красноречия.
Что такое диспозиция в античной риторике?
Диспозиция в риторике (работы на текстом) Диспозиция (построение речи) — это раздел риторики, который традиционно содержит в себе рекомендации к построению речи, то есть к его композиции. . По-разному могут быть расположены части текста. Поэтому, прежде всего, перед автором встает проблема композиционного построения.
Что по Цицерону важно для оратора?
По мнению Цицерона, самое важное для оратора — это словесное выражение мысли и произнесение речи. Первое требование к речи — чистота и ясность языка (выражение мысли). Чистота и ясность вырабатываются обучением и совершенствуются посредством чтения образцовых ораторов и поэтов.
Что Цицерон понимал под равенством?
Вполне обоснованно замечает Павлов, что, провозглашая aequitas основным принципом res publica, Цицерон понимает равенство, прежде всего, как равенство перед законом и отвергает равенство как принцип социально-политический, поскольку Цицерон отстаивает незыблемость частной собственности (Об обязанностях II, 78-8G) и .
Что сделал Цицерон?
Цицерон выступил с циклом речей против пропретора Сицилии, в прошлом сторонника Суллы, Гая Верреса, который за три года наместничества (73—71 гг. до н. э.) разграбил провинцию и казнил многих её жителей.
Стоит почитать
- Что входит в обязанности уборщика производственных помещений?
- Для кого по ТК РФ нельзя устанавливать испытательный срок?
- Нужно ли проходить техническое обслуживание?
- Как понять что укусила блоха?
- Что такое Мавлид у чеченцев?
- Как оставить только нужные столбцы в Excel?
- Как можно улучшить почву?
- Что такое горение?
- Что делает CRM система?
- Какие цифры можно использовать в Семеричной системе счисления?
Похожие вопросы
- Что такое основной рынок?
- Как отличить причастие от прилагательного примеры?
- Как болит голова от давления?
- Как рассчитать количество возможных комбинаций?
- Какая температура при кипении воды?
- Что будет если делать упражнения для глаз?
- Как долго держится химический ожог?
- Можно ли есть мед на Кето диете?
- Как понять среднее образование?
- Какие налоги платит частный предприниматель?
Источник: questions.students-library.com
6.1. Понятие об элокуции и качествах хорошей речи
Элокуция – третий этап работы над речью, на котором оратор доводит свою работу по ее подготовке до логического конца, то есть пишет ее. Задачу элокуции можно определить как выбор языкового выражения. «Хорошее» языковое выражение опирается на учение о качествах речи. Считается, что хорошая речь должна обладать следующими качествами: 1.
Правильность – соответствие речи нормам языка. Неграмотная речь может быть серьезным препятствием для оратора в его стремлении расположить ее к себе. Даже в малограмотной аудитории те или иные ошибки могут быть замечены.
Поэтому желательно постоянно повышать свою речевую грамотность, избегать употреблять в речи незнакомые или малознакомые для Вас слова, уточнять значение, ударение, произношение слов по словарям. В ораторской речи могут быть нарушены следующие нормы: 1) лексические – правила применения слов в речи.
Чтобы не нарушать лексические нормы, нужно в первую очередь точно знать значения употребляемых Вами слов, их лексическую сочетаемость с другими словами (многие похожие слова и слова одной категории сочетаются с разными словами, например, можно сказать «глубокая зима и осень», но нельзя «глубокое лето и весна»), избегать плеоназмов – употребления в речи близких по смыслу и потому лишних слов (например, в словосочетании «главная суть» слово «главная» лишнее, так содержит в себе значение соседнего слова «суть»), тавтологии – повторения однокоренных слов (например, «рассказать рассказ») и повтора одних и тех же слов, не путать паронимы – слова, близкие по написанию и звучанию, но разные по значению (например, адресат-адресант). Паронимы часто путают в речи.
Значение слов следует уточнять в толковых словарях русского языка, слов иноязычного происхождения – в словарях иностранных слов. 2) орфоэпические – нормы произношения и ударения. Ударение наиболее употребительных слов необходимо знать (таких, как «звонИт», «моркОвь», «свЁкла» и т.д.). Список данных слов приведен в приложении 7.1..
Для того, чтобы узнать ударение в других словах и уточнить их произношение, необходимо обращаться к любому орфоэпическому словарю русского языка, желательно выпущенному за последние 5 лет (так как нормы ударения довольно быстро меняются). 3) грамматические – правила использования морфологических форм различных частей речи и синтаксических конструкций.
Внутри грамматических норм выделяются морфологические – правила выбора нужных форм слов различных частей речи; синтаксические – нормы построения словосочетаний и предложений. Основы перечисленных норм закладываются в школе. Более подробно они изучаются в рамках курса «Русский язык и культура речи». 2.
Уместность – соответствие речи ситуации, в которой она произносится, а также ожиданиям аудитории. В широком смысле уместность предполагает элементарное соблюдение определенных этических норм (например, нельзя говорить о недостатках человека на его юбилее, обращаться к вышестоящему по должности лицу с приказом и т.д.).
В узком – соответствие слов и выражений объекту речи (аудитории) и речевой ситуации. Так, неуместно в аудитории для людей с филологическим образованием напоминать, что такое причастие, деепричастие, наречие. Наоборот, в аудитории, не имеющей высшего образования, употреблять термины и иноязычные слова.
В проповеди, которая соотносится с высоким стилем, недопустимо употреблять просторечные слова и выражения и т.д. Уместность речи также связана с выбором нужного функционального стиля речи. Из школьного курса Вы, наверное, помните, что существует пять стилей – официально-деловой, публицистический, научный, разговорный и художественный.
Ораторское выступление в первую очередь отождествляется с публицистическим стилем, так как его цель – воздействие на аудиторию, однако в зависимости от видов и жанров ораторской речи возможны элементы других стилей. Более подробно данные стили также рассматриваются в курсе «Русский язык и культура речи». 3.
Ясность (понятность) – доступное преподнесение информации слушателям. Предполагает осторожное использование в речи терминов, иноязычных слов (их должно быть немного и они должны поясняться), избегание диалектной и жаргонной лексики. Ясность речи нарушает многословие, которое создается за счет длинных предложений.
Длинные предложения плохо воспринимаются на слух. По подсчетам психологов, человек способен удержать в памяти от 5 до 9 элементов за один раз. Следовательно, предложения должны содержать в среднем от 5 до 9 слов, не считая односложные служебные слова (союзы, частицы, предлоги).
Сложные предложения, конечно, могут быть длиннее, так как интонационно они разделяются на несколько простых. Ясность речи может нарушать двусмысленность. Поэтому следует избегать двусмысленных слов и выражений.
Например: «Издали закон об упразднении транспортных судов» («судов» — родительный падеж множественного числа от слова «суд» и от слова «судно»); «Характеристика Климова точно соответствовала действительности» (неясно, характеристика дана Климову или Климовым). Нарушение ясности происходит за счет неточности в употреблении слов.
Так, часто путаются такие слова, как «чашка» и «кружка», глагол «занять» и «дать взаймы» и т.д. Пример из речи: «И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване». 4. Красота – способность речи вызвать эстетические переживания.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net