Коллекция ювелирных украшений с эмалью из серебра и золота. Как правильно выбрать ювелирное изделие из эмали. Плюсы и минусы эмалевых украшений.
Всё, что вы не знали о ювелирной эмали
Тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью появилась у отечественных производителей еще несколько лет назад, а в 2018 году дизайнеры предвещают пик популярности таких изделий. Хотя я, если честно, не заметила особой любви у модниц к ювелирной эмали. Возможно, это вызвано тем, что не все знают об этой технике и поэтому опасаются приобретать украшения с эмалью. Поэтому сегодня в выпуске мы расскажем о том, что же такое "ювелирная эмаль", как она изготавливается и различается ли между собой.
В первую очередь напомню, что история эмали имеет древние корни. Взять хотя бы украшения Древнего Египта.
Если не знать, что авторы этих шедевров — мастера Древнего Египта, то можно легко принять их за современные украшения.
Если не знать, что авторы этих шедевров — мастера Древнего Египта, то можно легко принять их за современные украшения.
Также во всем мире давно известны эмали индийского происхождения. Считается, что техника эмали пришла в Индию из Персии и достигла своего расцвета во времена Великих моголов (XVI-XVIII века.)
наносим холодную эмаль
Западные ювелиры обязаны расцвету техники эмали Византии, где мастера выполняли свои шедевры в технике перегородчатой эмали.
У нас же ювелирная эмаль известна еще со времен Древней Руси. Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль».
В Эрмитаже можно любоваться великолепными украшениями, выполненными в технике эмали. Также нельзя не вспомнить изделия Фаберже, которые стали образцами роскоши и элегантности.
Подвеска "Лебедь". Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг; чеканка, гравировка. Нидерланды. Около 1590г. Эрмитаж.
Подвеска "Лебедь". Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг; чеканка, гравировка. Нидерланды. Около 1590г. Эрмитаж.
Шея, крылья и хвост в подвеске "Лебедь" сделаны из золота и покрыты белой и черной эмалью. Лебедь изображен плывущим по воде, выполненной из синей эмали. Банты, растительные побеги дополняют подвеску. Такие украшения носили обычно на цепи. Они являлись аксессуарами костюма или амулетами. Мода на подобные подвески сохранилась вплоть до XVIII столетия.
Подвеска "Каравелла". Изумруд, золото, эмаль; чеканка, полировка, роспись. Испания. 1580-1590г. Эрмитаж.
Подвеска "Каравелла". Изумруд, золото, эмаль; чеканка, полировка, роспись. Испания. 1580-1590г. Эрмитаж.
Испанская каравелла прикреплена золотыми цепочками к кресту, составленному из четырех изумрудов. Парус, контур корпуса корабля, вершины мачт украшены белой и черной, характерной для испанских работ эмалью. На корме — золотые арабесковые узоры. Вес колумбийского изумруда, использованного для ювелирного изделия, — 125 карат. Общий вес всех изумрудов — 190 карат.
Перстень с вензелем Александра I. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, эмаль; чеканка, полировка. Начало 19в. Санкт-Петербург. Эрмитаж.
Перстень с вензелем Александра I. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, эмаль; чеканка, полировка. Начало 19в. Санкт-Петербург. Эрмитаж.
На Руси эмалью также украшали богатую утварь — кубки, ларцы, чаши.
Ценность ювелирных и декоративных эмалей измеряется не стоимостью материала, а исключительно тонкостью работы и талантом мастера.
Сегодня современные мастера продолжают создавать уникальные коллекции с применением ювелирной эмали. Серьги, кольца, подвески, браслеты выглядят очень стильно и придают каждому изделию свою неповторимость.
Кстати, благодаря эмали ювелиры могут создавать самые разные формы детских сережек: бабочки, рыбки, птички, животные, цветы и т.д. Украшения получаются яркими, как любят маленькие девочки и интересными по дизайну.
Из чего состоит эмаль?
Эмаль – это стекловидный порошок, в состав которого входят кремнеземы и различные оксиды. Стеклянный сплав, который покрывает украшение, может быть разной степени плавления, цветов и типа нанесения. Чтобы придать тот или иной оттенок покрытию, в смесь добавляют никель, оксид цинка или кобальт. Эмали по своим свойствам достаточно устойчивы в эксплуатации и воздействию внешних факторов.
Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.
Способы нанесения эмали
1.Перегородчатая эмаль или Клаузоне. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком.
2. Выемчатая эмаль или Шамплеве . На поверхности украшения металл высверливается, а образовавшиеся ямки заполняют разноцветным эмалевым составом. Это самая древняя технология нанесения покрытия.
3. Техника эмалевого художественного покрытия или Финифть. Цветным раствором расписывается поверхность изделия. Здесь нет никаких перегородок и ямок. Изделие покрывают нужным количеством слоев и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет.
Способы закрепления эмали
1. Горячие покрытия. Этот способ используют с очень давних времен. Если в двух словах, то эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют.
2. Холодные покрытия. В этом случае процесс нанесения эмали схож с горячей, но здесь потребуется температура до 160 градусов. Полировать такое покрытие нельзя, оно достаточно хрупкое.
Горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.
Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной?
1.Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.
2.Холодные эмали неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.
Как ухаживать за изделиями с эмалью
1. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.
2.Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.
3.Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.
4.Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.
Поэтому носите украшения с эмалью с удовольствием и гордостью, зная, что в этой технике воплощены знания и умения многих поколений ювелиров!
Ювелирные украшения с эмалью завораживают своей изысканностью и красотой. Сегодня мы расскажем, что же такое ювелирная эмаль, как правильно выбрать украшения с эмалью и как о них заботиться? Интересно, что эмаль использовалась для изделий еще в Древней Руси (тогда она называлась финифть). Техника росписи эмалью металлических изделий известна с давних времен. Она применялась не только для украшения ювелирных изделий, но и в декоративно-прикладном искусстве — при оформлении кубков, чашей, ларцов. Сегодня свойства эмали по-прежнему ценятся на вес золота, а технологии ее производства постоянно совершенствуются.
Украшения из золота и серебра с эмалью
Яркие! Необычные! Оригинальные! Эмалевые украшения на сегодняшний день пользуются огромной популярностью. Давайте же, наконец, разберемся, почему.
Металлические изделия, покрытые эмалевым слоем, становятся более долговечными. Ну и, конечно, нельзя упускать из виду самое главное достоинство таких аксессуаров – их нестандартность, которую невозможно достичь традиционным использованием драгоценных камней.
Что интересно, эмалевые изделия пользуются спросом не только у молоденьких девушек, желающих подчеркнуть свой «свежий», броский образ, но и у солидных женщин, которые стремятся при помощи такого украшения поставить необходимый яркий акцент. Их поистине можно считать универсальными аксессуарами.
История
Вопреки всеобщему убеждению, корни такой необычной и вместе с тем безумно красивой ювелирной вставки нужно искать вовсе не в Индии и Египте. Многие исторические источники свидетельствуют о том, что еще в Микенском царстве на Кипре она уже активно использовалась для декорирования различных предметов быта и утвари.
В дальнейшем у них переняли опыт и ювелиры из Древнего Египта и Античной Греции, Персии, Византии, Рима и Индии. К нашим «периферийным соседям» умение использовать эмаль в качестве украшения перешло практически в последнюю очередь. Несмотря на такое своеобразное торможение в освоении столь необычного ювелирного метода «эмальеры» из Сербии, Киевской Руси, Грузии и Армении быстро нагнали в способностях древних первооткрывателей.
Как результат – достаточно богатая и длительная история русской «финифти». Именно так на Руси в прежние времена называли эмаль. И сегодня финифть продолжает использоваться, но в достаточно узкой специфике – в технике расписной эмали.
Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. На сегодняшний день финифть из Ростова Великого до сих пор продолжает пользоваться популярностью (женские украшения, предметы интерьера, роспись церковной утвари и икон, эксклюзивные изделия), а этот город по праву считается Родиной этого ювелирного метода.
С древнерусского «финифть» означает «химичить», с древнегреческого χυμευτόν, от χυμεύω — «смешиваю», «химичу».
Это обусловлено особенностями цветовой палитры эмали – различные оттенки получаются путем добавления в состав различных примесей.
Смотреть все украшения с финитью в каталоге SUNLIGHT
Цвета
К примеру, желтой эмаль делает трехокись сурьмы; всевозможные оттенки красного получаются при помощи соединений золота, окиси железа и хрома; синий и голубой цвета — результат добавления окиси кобальта; итогом добавления в сплав окиси ридия и марганца является черный цвет. Помимо всей перечисленной цветовой гаммы достаточным признанием пользуются прозрачные и непрозрачные (опаковые) эмали. Получаются они путем добавления в сплав окиси олова.
На протяжении своего длительного периода существования технология эмалирования постепенно совершенствовалась, и в результате подразделилась на несколько видов.
Перегородчатая эмаль
Самым трудоемким процессом, требующим большого опыта и высокой квалификации, является производство украшений с перегородчатой эмалью. Этот вид эмалирования относится к методу так называемой «холодной эмали», когда состав вставки не требует сильного нагревания.
Вся операция заключается в том, что на металлическую поверхность напаивается тонкая проволочка, образующая ямки. Эти ячейки в дальнейшем заполняются эмалью нужного цвета — в результате получается отчетливый рисунок, обладающий необычным и ярким блеском.
Серебряные серьги с эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)
Выемчатая эмаль
Еще один распространенный вид эмали — «выемчатая». Как несложно было догадаться из названия, ее производят благодаря особым выемкам. Такие углубления укрепляют эмалевые составы и могут быть выполнены в технике штамповки, резьбы, чеканки, гравировки и т.д.
Эмаль по рельефу
Самый дорогостоящий и сложный процесс в эмальном деле — процесс «эмали по рельефу». В этом случае происходит покрытие литых и чеканных поверхностей. Трудности возникают в связи с тем, что на выпуклых частях рельефа эмаль может не удерживаться при обжиге. Поэтому мастера строго соблюдают последовательность обжигания украшений – сначала – тугоплавкие, потом – легкоплавкие эмали
Серебряные серьги с фианитами и эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)
Расписная эмаль
Витражная эмаль
Очень нежный и воздушный стиль «Ар нуво» не получил бы свое полноценное развитие без использования такого ювелирного метода, как «витражное эмалирование». Основой такого изделия является ажурная сквозная сетка, отверстия которой заполняются эмалью и обжигаются до состояния застекления.
Использование витража наиболее известно в таких памятниках культуры, как средневековые церкви и храмы, однако на ювелирных украшениях такой необычный способ декорирования смотрится не менее впечатляюще. Кроме того, при нанесении эмали на металлы она придает изделию своеобразный 3D-эффект, который делает его еще более сияющим.
Серебряное кольцо с корундом и фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Частичное смешивание эмалей
В Sunlight Brilliant большой популярностью пользуется еще один подвид эмалирования — техника частичного смешивания эмалей. В данном случае каждое изделие уникально, украшения могут незначительно отличаться друг от друга.
Процесс состоит в следующем – эмаль различных цветов «накладывают» друг на друга, в результате чего получаются причудливые расплывчатые рисунки, плавно переходящие друг в друга — по типу пирога «Зебра», когда темный слой смешивают со светлым. Этот необычный метод помогает создавать необычный и оригинальные рисунки на украшениях.
Стоит сказать и о долговечности. Эмаль — достаточно устойчивый материал, не теряющий цвета. К тому же, как уже было сказано ранее, она помогает уберечь металлы от повреждений. Но это не говорит о том, что можно смело купаться с ним в ванне или, из преданности любимому аксессуару, не снимать его во время стирки или уборки. Как и любое ювелирное украшение, изделие с эмалью требует правильного ухода: не любит механических воздействий и контакта с химическими веществами.
Так что, если хотите дольше сохранить сияние и красоту своих эмалевых изделий, будьте с ними аккуратны! Помните, при падении на твердые поверхности (пол, кафель) эмаль может выпасть и разбиться. Согласитесь, ради такого яркого и выразительного аксессуара лишний раз проявить внимательность – абсолютно не сложно.
Ими восхищаются и сегодня. Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – « эмаль ». Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Эмали -гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре. Витражная эмаль.
Завораживающие и вдохновляющие эмалевые украшения
Я думаю,что не одну меня привлекают украшения с эмалью. Яркие краски, затейлевые рисунки, гладкая глянцевая поверхность, — все восхищает, а порой и изумляет. Наврное, не найдется женщины, которая не хотела бы стать обладательницей таких украшений. Ведь не зря эмалевые украшения и сегодня пользуются огромной популярностью. Разнообразие техник, рисунков, орнаментов и сюжетов удовлетворит любой вкус. И,конечно, достоинством таких аксессуаров является их неординарность, ведь многие изделия по своей художественной выразительности близки к живописным полотнам.
Как свидетельствуют многие источники, еще в Микенском царстве на Кипре эмаль активно использовалась для декорирования различных предметов быта и утвари.
Эмалевые художественные покрытия основаны на использовании особой стекловидной массы, которая наносится на поверхность изделия и обжигается в специальных муфельных печах.
Эмаль представляет собой кремниевый сплав, содержащий окислы калия, натрия и другие компоненты. Окрашивается этот сплав в тот или иной цвет в зависимости от включения в него окисей различных металлов.
Сложность этого вида искусства состоит в том, что при обжиге краски меняют цвет. Только высококлассный специалист сможет проконтролировать процесс так, чтобы передать замысел художника и сохранить нужные оттенки.
Преимущество горячей эмали в том, что она не боится перепадов температур, солнечных лучей и влажности. Эмаль навсегда сохраняет первозданный цвет и глянцевый блеск, легко очищается и выглядит, как новая.
Древнерусское название эмали — «Финифть». Произошло оно от древнегреческого «финифтис», что означает «смешиваю».
Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке, одновременно с принятием христианства.
Художественная (горячая) эмаль — один из древнейших способов украшения металла.
Изначально вставки финифти писались только для икон и церковной утвари.
Позднее к предметам церковного обихода добавились декоративные вещицы: шкатулки, панно, статуэтки и украшения.
Со временем умение мастеров достигло таких высот, что финифть стала цениться наравне с золотом и драгоценными камнями.
Есть несколько разновидностей техник нанесения эмали. Несмотря на то, что все техники объединяет, конечно же, эмаль, изделия очень отличаются друг от друга. Рассматривая их, становишься поклонником одного или другого вида украшений.
1. Перегородчатая эмаль
На металлическую поверхность напаивается тонкая проволочка, образующая ячейки. Эти ячейки в дальнейшем заполняются эмалью нужного цвета, и в результате получается отчетливый рисунок, обладающий необычным и ярким блеском.
2. Выемчатая эмаль
Ее производят благодаря особым выемкам. Такие углубления укрепляют эмалевые составы и могут быть выполнены в технике штамповки, резьбы, чеканки, гравировки и так далее.
3. Эмаль по рельефу
Самый дорогостоящий и сложный процесс в эмальном производстве.В этом случае происходит многослойное покрытие литых и чеканных поверхностей, соблюдая последовательность обжига от тугоплавких к легкоплавким эмалям, для надежной фиксации эмали на выпуклых поверхностях.
4. Расписная эмаль
Этот вид росписи является очень затратным не только по деньгам, но и по времени. Процесс проходит в несколько этапов. Каждое нанесение нового колера сопровождается обжигом, так как каждый колер (краска) имеет свою индивидуальную температуру плавления.
5. Витражная эмаль
Основой такого изделия является ажурная сквозная сетка, отверстия которой заполняются эмалью и обжигаются до состояния застекления.
6. Частичное смешивание эмалей.
Эмаль различных цветов «накладывают» друг на друга, в результате чего получаются причудливые расплывчатые рисунки, плавно переходящие друг в друга. Этот необычный метод помогает создавать необычные и оригинальные рисунки на украшениях.
Наслаждаясь разнообразием и красотой эмалевых украшений, убеждаешься, что это не только немаловажная деталь, способная завершить ваш образ, но и произведение искусства, доставляющее эстетическое удовольствие и источник вдохновения.
Художественная (горячая) эмаль — один из древнейших способов украшения металла. Изначально вставки финифти писались только для икон и церковной утвари. Позднее к предметам церковного обихода добавились декоративные вещицы: шкатулки, панно, статуэтки и украшения. Со временем умение мастеров достигло таких высот, что финифть стала цениться наравне с золотом и драгоценными камнями. Есть несколько разновидностей техник нанесения эмали. Несмотря на то, что все техники объединяет, конечно же, эмаль, изделия очень отличаются друг от друга. Рассматривая их, становишься поклонником одного или другого вида украшений. 1. Перегородчатая эмаль.
- https://zen.yandex.ru/media/uvelir_guide/vse-chto-vy-ne-znali-o-iuvelirnoi-emali-5a5f4dc45f49675c7d1cc331
- https://sunlight.net/wiki/ukrasheniya-iz-zolota-i-serebra-s-emalyu.html
- https://www.livemaster.ru/topic/2437411-zavorazhivayuschie-i-vdohnovlyayuschie-emalevye-ukrasheniya