10августа — икона Умиление Серафимо-Дивеевская
Празднование иконе Божией Мамы «Умиление» Серафимо-Дивеевскаясовершается:
28 июля/10 августа и 9/22 декабря – в денек основания преподобным Серафимом Девической Мельничной общины.
Эта икона была келейной иконой преподобного Серафима Саровского.
В мемуарах современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Всех радостей Радость», упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда в 1815 году он вышел из затвора.
Из жития преподобного Серафима: «С особенною любовью святый старец воспринимал к для себя искренно и смиренно кающихся, и тех, кто проявлял внутри себя горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение ложить на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку. При сем он предлагал произносить за собою короткую покаянную молитву, после этого сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особенное духовное удовольствие. Потом старец крестообразно помазывал гостя елеем из лампады, горевшей пред находившемся в его келии образом Божией Мамы Умиления, которую он называл иконою Божией Мамы – Радости всех радостей,… позже – с каждым христианином христосовался, в какое бы то время не случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к виду Божией Мамы либо к висевшему на груди его кресту».
Богородичная икона «Умиление» — история, особенности написания, молитва
Житие старца докладывает, что «обычай его помазывать приходящих безпрепятственно оставался за ним, так как помазанные получали врачевание». Более известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова.
Когда исцеленный ринулся лобызать ноги отца Серафима, старец строго произнес:
— Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело одного Господа! Господу всевластному да Пречистой Его Мамы даждь благодарение.
Житие Серафима Саровского содержит ряд подобных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от заболевания суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий ожесточенного удара, грядущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной заболевания.
Сначала 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в собственной келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери «Умиление» в обыкновенном белоснежном балахончике, с крестообразно сложенными руками.
Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря понятно, что еще при жизни преподобный Серафим предугадал, что эта икона будет находиться в Дивеевском монастыре. «Сестра Ольга Михайловна Климова поведала, что имея повиновение быть «лошадницею», она возила лес и дрова. В один прекрасный момент отец Серафим отдал ей тыщу рублей, говоря:
— Это матушка на устройство и обзаведение у вас большой кельи, для Высочайшей Госпожи, Которая жить будет у вас. Нужно все приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтоб у вас все было готово. А, когда прибудет Она, то вы все и служите Ей, а Глафира Васильевна пусть за Ней и походит.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ». История иконы, значение, в чем помогает, молитва Деве Марии.
На эти средства был выстроен корпус, который был потом трапезной. Дальше Ольга Михайловна прибавила:
— И мне все было дивно, какая же Госпожа Величавая поселится в нем с нами! Скончался батюшка. После кончины старца игумен Саровской пустыни Нифонт призвал к для себя отца Павла, келейника отца Серафима, и отдал приказ дать икону Богоматери «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит». Тогда разъяснились слова батюшки, когда принесли в новейшую приготовленную для Госпожи Высочайшей келью Владычицу нашу».
В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить праздничное открытие его мощей. 16 июля в Сарове начались торжества по случаю прославления мощей преподобного.
Свидетель, описывая крестный ход 17 июля из Дивеева в Саров, в каком участвовали монахини Дивеевского монастыря, докладывает, что они несли чудотворную икону Божией Мамы «Умиление»:
— Когда крестный ход из Дивеева приблизился к часовне, два протоиерея вытащили из кивота несенную в крестном ходу чудотворную икону Божией Мамы «Умиление» и передали ее Преосвященному Иннокентию, который озарил ею люд на четыре стороны.
С сих пор слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почему это стало вероятным, можно осознать, приняв во внимание слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, говорившего, что «у святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежка, а не одно только тело либо кости. (. ) Даже останки, по которому ступали ноги святого человека, приобретает лечебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (. ) чудодейственные».
Эти слова полностью разъясняют, почему сразу с канонизацией Серафима Саровского вышло неофициальное, но обширное признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совсем естественным образом объединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.
Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особенная служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два древних акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»: один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.
Никак не случаем за келейной иконой преподобного закрепилось заглавие «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, духовного роли, другими словами то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38).
На иконе Божией Мамы «Умиление» Серафимо-Дивеевской воспроизведены слова старого акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк.1,28).
Священник Павел Флоренский в книжке «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без малыша и даже до Его зачатия – в момент «Архангельского обрадования», другими словами как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь осветительных приборов, занимавших практически свою келию, а это снова знаменует Духа Святаго в Его 7 дарах – 7 высших духах.
После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и высланы в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Мамы «Умиление» вкупе с остальными вещами батюшки Серафима.
После ее погибели в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Но патриарх решил, что святыни следует дать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.
Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка заботливо хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они не один раз были очевидцами чудес и исцелений.
В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Столичному и всея Руси Алексию II.
На данный момент она находится в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, во Владимирской церкви. Раз в год, Величавым постом, на праздничек Похвалы Пресвятой Богородицы ее приносят в Богоявленский Елоховский собор на Патриаршее богослужение.
А икона Божией Мамы «Умиление», работа дивеевских сестер начала ХХ века,
находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.
Преподобный заповедал именовать икону Умиление – «Радостью всех радостей».
Святой Серафим молился пред этим образом чудотворной иконы:
Всемилостивая, Владычица моя,
Пресвятая Госпожа, Всепречистая Дева
Богородица Мария, Матерь Божия,
Бесспорная единая моя Надежда,
Не гнушайся меня, не отвергни меня,
Не остави меня, не отступи от меня,
Заступись, попроси, услышь,
Увидь, Госпожа, помоги,
Прости, прости, Пречистая.
1928 год… В Рф — гонения на Церковь. Иеромонах Симеон (Сиверс) в ночь перед арестом лицезреет расчудесный сон. «Помню, вижу преподобного Серафима Саровского. Он заходит в балахончике, нагибается нужно мной и читает мне медлительно молитву – «Всемилостивую», и я ощущаю на лбу его слезы. Днем я вскочил и записал эту молитву… Через три часа я был арестован. «Всемилостивая» меня аккомпанировала и берегла 18 лет лагерей… Это была ненасытная еда для меня».
В одном из Собственных явлений современным святым Богородица произнесла, что молитва «Всемилостивая» поможет спасти Россию.
«Радуйся, всем радостем Ты еси удовлетворенность, Всеблаженная».
Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская, голос 4-й:
К Богородице со умилением припадем, вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и возмутительно со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.
Кондак пред иконой Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская, голос 3-й:
Юже подражая неплодную смоковницу, аз, проклятый, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердечком, благоволи подати духовное и сердечное умиление.
Величание пред иконой Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя погибели, подаждь нам до этого конца покаяние, на моления наша умилосердися и удовлетворенность в печали место дари.
И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия неудачи, порухи, скорби, заболевания и всякаго зла, и сподоби нас, порочных рабов Твоих, одесную стати во 2-м наступлении Отпрыска Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.
Икона «Умиление»: в чем помогает образ?
Любая из икон Пресвятой Богородицы достойна внимания как с художественной стороны, так и с церковной. Очень почитаема в народе и икона «Умиление». В чем помогает этот образ? Где можно поклониться святыне? Когда совершается празднование иконы? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете в статье ниже.
Тут /catalog/ikony/bogoroditsy/bogoroditsa-umilenie/ иконы Умиление Божией Мамы по доступной стоимости.
Факты об иконе «Умиление»
Что означает икона «Умиление» Пресвятой Богородицы? Эта святыня чудотворна. Первые упоминания о ней относятся к концу XVIII столетия. Образ был келейной иконой Серафима Саровского. Под святыней постоянно теплилась лампада. Преподобный смазывал приходящих к нему верующих елеем, после чего зачастую совершались чудесные знамения: болящие исцелялись, страждущие обретали просимое и так далее.
Празднование – 1 августа, 10 августа.
Где хранится икона «Умиление»? Сегодня подлинник иконы расположен в резиденции Патриарха.
Где можно поклониться образу? Раз в году, в субботу пятой седмицы Великого Поста, святыню выносят в Богоявленский собор в столице России. Этот день называется праздником Похвалы Пресвятой Богородицы. Так как даты Великого Поста ежегодно смещаются, то и праздник Похвалы является переходящим.
Отметим, что в различных храмах по всему миру расположены копии этого чудотворного образа. Поклониться Пречистой Деве можно перед любым из них.
Кроме того, в церковных лавках и православных интернет-магазинах также продаётся икона «Умиление». В чем помогает молитва перед образом мы расскажем ниже.
О чём можно молиться перед образом «Умиление»?
О чём просят верующие, молящиеся перед образом «Умиление»? Икона Божией Матери в чем помогает православным христианам? К наиболее распространённым просьбам относят:
-
.
- Семейное счастье.
- Исцеление при болезнях.
- Легкие роды.
Семья – малая Церковь. Без дружной семьи тяжело жить добродетельно и счастливо (хоть это, конечно, и возможно). Поэтому неудивительно, что большинство людей, находясь во взрослом возрасте, стремится создать свою семью. На первом месте в этом вопросе – поиск избранника или избранницы. За помощью в этом благом деле непременно стоит обратиться к Пресвятой Богородице (например, стоя перед иконой «Умиление»). В чем помогает Богородица убедились миллионы верующих: по молитвам их самих, либо молитвам близких людей за них, православные встретили человека, с которым впоследствии они связали свою судьбу.
Семейное счастье – также одна из наиболее распространённых тем прошений к Небесной Царице. Если вы собираетесь вступить в брак, хотите обрести счастье в уже созданной семье или переживаете о счастье близкого человека – обязательно помолитесь Богородице.
Конечно же, и в болезни необходимо обратиться в нашей заступнице и молитвеннице – Пречистой Деве. Молиться можно как за себя, так и за другого человека, неважно, близкого или даже незнакомого.
Люди, ожидающие пополнения в семье,несомненно переживают: как пройдёт процесс появления малыша на свет? Поэтому будущие родители, бабушки и дедушки, а также другие члены семьи обращаются к Небесной Царице с просьбой заступиться за роженицу. Зачастую такие молитвы возносятся перед такой святыней как икона «Умиление». В чем помогает молитва перед образом – так это в вопросе родов, об этом с уверенностью утверждают тысячи молодых мам.
Разумеется, вы можете обратиться к Пречистой Деве перед Её образом «Умиление» и с любым другим прошением. Будьте искренны и молитесь усердно. Если будет на то воля Божия, то прошение будет исполнено, чего мы вам искренно желаем!
ИсточникУмиление пресвятой богородицы значение в чем помогает
Икона Божией Матери «Умиление»
Серафимо-Дивеевская
В воспоминаниях современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Всех радостей Радость», упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, отец Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой.
В воспоминаниях современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Всех радостей Радость», упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда, выйдя в 1815 году из затвора, он стал принимать в своей келье всех искавших беседы и поучения. После совместной покаянной молитвы и благословения, отец Серафим обыкновенно крестообразно помазывал чело пришедшего елеем из лампады, горевшей перед келейной иконой.
Икона Божией Матери «Умиление». Работа дивеевских сестер начала ХХ века.
Находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.
Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих беспрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова. Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение». Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.
Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих беспрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова. Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение». Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.
В начале 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в своей келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери «Умиление». Старицы Дивеевской обители вспоминали, что незадолго до своей смерти он, указывая на келейную икону, говорил дивеевским сестрам, посещавшим его: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной». После кончины старца игумен Саровской пустыни Нифонт призвал к себе келейника отца Серафима и приказал отдать икону Богоматери «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит».
В начале 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в своей келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери «Умиление». Старицы Дивеевской обители вспоминали, что незадолго до своей смерти он, указывая на келейную икону, говорил дивеевским сестрам, посещавшим его: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царице Небесной». После кончины старца игумен Саровской пустыни Нифонт призвал к себе келейника отца Серафима и приказал отдать икону Богоматери «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит».
В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить торжественное открытие его мощей. 16 июля в Сарове начались торжества по случаю прославления мощей преподобного. Очевидец, описывая крестный ход 17 июля из Дивеева в Саров, в котором участвовали монахини Дивеевского монастыря, сообщает, что они несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление»: «Когда крестный ход из Дивеева приблизился к часовне, два протоиерея вынули из кивота несенную в крестном ходу чудотворную икону Божией Матери «Умиление» и передали ее Преосвященному Иннокентию, который осенил ею народ на четыре стороны».
В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить торжественное открытие его мощей. 16 июля в Сарове начались торжества по случаю прославления мощей преподобного. Очевидец, описывая крестный ход 17 июля из Дивеева в Саров, в котором участвовали монахини Дивеевского монастыря, сообщает, что они несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление»: «Когда крестный ход из Дивеева приблизился к часовне, два протоиерея вынули из кивота несенную в крестном ходу чудотворную икону Божией Матери «Умиление» и передали ее Преосвященному Иннокентию, который осенил ею народ на четыре стороны».
Крестный ход из Сарова накануне прославления преподобного Серафима
Крестный ход из Дивеева с иконой Божией Матери «Умиление» накануне прославления преподобного Серафима
Крестный ход из Дивеева с иконой Божией Матери «Умиление» накануне прославления преподобного Серафима
С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почему это стало возможным, можно понять, приняв во внимание слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, говорившего, что «у святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости. (. ) Даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (. ) чудодейственные». Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.
В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались прежде и сейчас почитаются местные праздники в честь иконы Богоматери «Умиление»: 28 июля/10 августа – на церковный праздник в честь иконы Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии, именуемой «Умиление», и 9/22 декабря – на день Зачатия праведной Анны. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»; один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.
С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почему это стало возможным, можно понять, приняв во внимание слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, говорившего, что «у святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости. (. ) Даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (. ) чудодейственные». Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.
В Серафимо-Дивеевском монастыре отмечались прежде и сейчас почитаются местные праздники в честь иконы Богоматери «Умиление»: 28 июля/10 августа – на церковный праздник в честь иконы Богоматери Устюженской-Смоленской Одигитрии, именуемой «Умиление», и 9/22 декабря – на день Зачатия праведной Анны. Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»; один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.
Икона Божией Матери «Умиление» – келейный образ преподобного Серафима Саровского
Отнюдь не случайно за келейной иконой преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Не исключена связь названия «Умиление» с латинским именованием одного из типов Мадонны «dell’ Umilta» – смиренная, кроткая, покорная девушка, Дева Господня.
Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций – «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» (реже – «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд»), а также «Распятие». Таким образом, иконы, изображающие Деву Марию со скрещенными на груди руками, являются усеченными вариантами этих композиций.
На иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк. 1, 28). Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент «Архангельского обрадования», то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти вою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах – семи высших духах. Преподобный заповедал называть икону Умиление – Радостью всех радостей».
Отнюдь не случайно за келейной иконой преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Не исключена связь названия «Умиление» с латинским именованием одного из типов Мадонны «dell’ Umilta» – смиренная, кроткая, покорная девушка, Дева Господня.
Образ молящейся Богоматери со скрещенными на груди руками в католическом искусстве изначально не являлся самостоятельным иконографическим типом и, благодаря универсальному выражению молитвенного состояния, использовался в целом ряде различных композиций – «Благовещение», «Коронование Марии», «Непорочное Зачатие» (реже – «Рождество», «Сошествие Святого Духа», «Страшный Суд»), а также «Распятие». Таким образом, иконы, изображающие Деву Марию со скрещенными на груди руками, являются усеченными вариантами этих композиций.
На иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк. 1, 28). Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент «Архангельского обрадования», то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти вою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах – семи высших духах. Преподобный заповедал называть икону Умиление – Радостью всех радостей».
ИсточникИкона Божией Матери «Умиление»
В христианстве среди православных чтятся несколько основных типов святынь, изображающие облик Пресвятой Девы и одна из таких святынь икона Божьей Матери «Умиление». Она относится к основному русскому типу иконописи, так называемому Елеуса, где Сын Божий сидит на руках у Матери и припадает к Ней щекой. Поэтому на иконе «Умиления» Богородица, как правило, представляется в данном типе, запечатленная по пояс, с Младенцем, на которого она глядит нежно, с умилением.
История иконы
Известно, что Псково-Печерская икона «Умиление» или как ее к тому же называют Владимирская (одноименное название), представлена как список знаменитой чудотворной иконы «Владимирская», что была доставлена из Киева князем Андреем Боголюбским в далекие годы XII века. В Москву, а именно в Успенский собор, святыня прибыла уже после середины 1395 года. В дальнейшем икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская чудом пережила блокаду города Пскова великим князем литовским Стефаном Баторием в 1581 году, а после и в 1812 году сыграла немалое значение в сражении с Наполеоном Бонапартом. Согласно истории, Богородица не раз спасалась от уничтожения, а люди благодаря ей излечивались от тяжелых болезней. Так был случай, когда после длительных молитв иконе «Умиление», невидящая вдова вновь увидела мир вокруг, и такие чудеса были не редкостью.
Локотская икона «Умиление» (Серафимо-Дивеевская)
В противовес Владимирской святыне, Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери обладает рядом отличительных черт, что выделяют ее среди остальных, поскольку она не принадлежит к типу «Елеуса». К числу ее отличий относится то, что на иконе «Умиление» Локотской Богоматерь изображается одна. Руки Богородицы скрещены в районе груди, а лик Святой выражает сильные и светлые чувства. На иконе «Умиления» Серафимо-Дивеевской Пресвятая Дева Мария запечатлена в период самого счастливого момента, когда архангел Гавриил повествует о предстоящем рождении Спасителя. Ее взгляд наполнен добротой, здравомыслием, спокойствием и любовью в трепетном ожидании своего чада.
Изначально икона Божией Матери «Умиление» была исполнена на холсте, прикрепленном к кипарисовой доске. Уже после Всероссийский император Николай II даровал святыне драгоценный оклад. В 1991 году образ Святой был представлен Патриарху Алексею II в московскую патриаршею церковь, откуда ее из года в год перемещают в Богоявленский собор, где проходит ее почитание. Со временем с оригинального образа начали возникать копии, однако и они славятся своими не меньшими способностями, чем подлинник.
Новгородская и Смоленская иконы
Уже около 700 лет жители городка на северо-западе России чтят икону «Умиление» Новгородскую. Святыня знаменита своей чудотворной силой, которую испытали молившиеся пред ней. Она оберегала народ от разорения, пожаров и войн, даровала нуждающимся физическое и душевное исцеление.
Икона Божией Матери «Умиление» Смоленская в свою очередь также прославилась защитой местных жителей: во время нападения польских войск на горожан в начале XVII века. Богородица на ней изображена вместе с Сыном и данный образ приобрел популярность еще с 1103 года.
Значение иконы «Умиление»
Как известно, образы Божией Матери – один из основных в христианстве, поэтому икона Пресвятой Богородицы «Умиление» имеет большое значение для православных. Лик Девы отличается проникновенностью и чувствительности в отношении тех, кто молит Ее об обереге.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» поддерживает молящихся в часы тяжелых испытаний и угнетающих будней, что подавляют душевное состояние.
У святыни просят об способствовании в решении конфликтов и примирении враждующих сторон, о сбережении семьи и родины. Кроме того, женщины и девушки нередко обращаются к иконе Богородицы «Умиление» с прошением о семейном благополучии и удачном замужестве, рождении здорового ребенка.
В чем помогает икона «Умиление»
Как уже упоминалось ранее, святыня Богородицы очень важна для верующих. Так лик Девы Марии помогает при затруднительных жизненных обстоятельствах, болезнях, придавая сил молящимся. Особенно чудотворная икона «Умиления» покровительствует слабому полу, благоприятствуя сохранению чистоты и целомудренности, а также поддерживает в значимые моменты в жизни каждой представительницы женской половины: брак, семья, зачатие, рождение ребенка.
Молитвы перед иконой «Умиление» Серафимо-Дивеевская
Если правильно молиться перед иконой «Умиление», то помощь непременно придет. В первую очередь необходимо отдавать словам силу, дабы те вернулись в двойном размере. У святыни просят об избавлении от страданий и душевных болей, об облегчении родов, о гармонии, но даже несмотря на различность этих прошений они нуждаются в одном – искренности, чистоте желаемого. Поэтому набравшись сердечности для получения поддержки Пресвятой Девы, нужно произнести следующую молитву:
Тропарь, глас 4
К Богоpо́дице с умиле́нием пpипаде́м,/ вси, гpехми́ обpемене́ннии,/ чудотво́pную Ея́ ико́ну Умиле́ния облобыза́юще/ и вопию́ще со слеза́ми:/ Влады́чице, пpиими́ моле́ние недосто́йных pаб Твои́х/ и пода́ждь нам, пpося́щим,// ве́лию Твою́ ми́лость.
Перевод: К Богородице с сердечным сокрушением обратимся все, обремененные грехами, целуя Ее чудотворную икону Умиление и взывая со слезами: «Владычица, прими молитву недостойных рабов Твоих и подай нам, просящим, великую Твою милость».
Кондак, глас 3
Ю́же подража́я непло́дную смоко́вницу,/ аз, окая́нный, умиле́ния плода́ отню́д не приношу́ и посече́ния страшу́ся,/ но, взира́я к чудотво́рней ико́не Твое́й Умиле́ния, Влады́чице,/ стеню́ от се́рдца и вопию́:/ умили́ся, Благосе́рдая,/ и мне, окамене́нному се́рдцем,// благоволи́ пода́ти душе́вное и серде́чное умиле́ние.
Перевод: Подражая неплодной смоковнице (Лк.13:6-9), я, окаянный, совсем не приношу плода смирения и боюсь усекновения, но, взирая на чудотворную икону Твою Умиление, Владычица, сердечно воздыхаю и взываю: «Помилуй, Милосердная, и меня, окаменевшего сердцем, облагодетельствуй и подай душевное и сердечное смирение».
Молитва первая
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице, Богоро́дице Де́во! Приими́ недосто́йныя моли́твы на́ша, сохрани́ нас от наве́тов злых челове́к и от напра́сныя сме́рти, пода́ждь нам пре́жде конца́ покая́ние, на моле́ния на́ша умилосе́рдися и ра́дость в печа́ли ме́сто да́руй. И изба́ви нас, о Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, от вся́кия беды́, напа́сти, ско́рби, боле́зни и вся́каго зла, и сподо́би нас, гре́шных рабо́в Твои́х, одесну́ю ста́ти во второ́м прише́ствии Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, и насле́дники нас бы́ти сподо́би Ца́рствия Небе́снаго и жи́зни ве́чныя со все́ми святы́ми в безконе́чныя ве́ки. Ами́нь.
Молитва вторая
Приими́, всеблагомо́щная, Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры, Тебе́ еди́ней прикла́дныя, от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х: от всех родо́в избра́нная, всех тва́рей небе́сных и земны́х вы́сшая я́вльшаяся, поне́же бо Тебе́ ра́ди бысть Госпо́дь Сил с на́ми, и Тобо́ю Сы́на Бо́жия позна́хом и сподо́бихомся свята́го Те́ла Его́ и пречи́стыя Кро́ве Его́; те́мже блаже́нна еси́ в ро́дех родо́в, Богоблаже́нная, Херуви́мов светле́йши и Серафи́мов честне́йши су́щая. И ны́не, всепе́тая Пресвята́я Богоро́дице, не преста́й моля́щися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, е́же изба́витися нам от вся́каго сове́та лука́ваго и вся́каго обстоя́ния и сохрани́тися нам неврежде́нным от вся́каго ядови́таго прило́га диа́вольскаго; но да́же до конца́ моли́твами Твои́ми неосужде́нных нас соблюди́, я́ко да Твои́м заступле́нием и по́мощию спаса́еми, сла́ву, хвалу́, благодаре́ние и поклоне́ние за вся в Тро́ице Еди́ному Бо́гу и всех Созда́телю возсыла́ем, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
ИсточникО, Пресвята́я Де́во Богоро́дице, Христа́ Царя́ и Бо́га на́шего Ма́ти, умиле́ния Сокро́вище и ми́лости Исто́чниче, душеспаси́тельных даро́в блага́я Пода́тельнице и скорбя́щих душ благода́тная Уте́шительнице! К Тебе́ с любо́вию припа́даем и пред свято́ю ико́ною Твое́ю смире́нно мо́лимся: умоли́, Влады́чице, возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, поми́ловати и спасти́ нас, погиба́ющих во гресе́х; вдохни́ в ду́ши на́ша покая́ние и́скреннее и умиле́ние богоуго́дное, подаждь моли́твам на́шим сле́зы очисти́тельныя; благопотре́бная житию́ вре́менному и ве́чному спасе́нию ми́лостиво, Госпоже́, нам да́руй; мир умири́, святы́й храм сей [или́: святу́ю оби́тель сию́] до́бре сохрани́, безмяте́жие и изоби́лие плодо́в земны́х нам низпосли́, и при кончи́не живота́ на́шего не ли́ши нас Ма́терняго Твоего́ заступле́ния и по́мощи, да предста́тельством Твои́м безбе́дно пре́йдем мыта́рства возду́шная и сподо́бимся унасле́довати Ца́рствие Небе́сное. Ей, Цари́це Всеблага́я, всех ра́достей Ра́досте и всего́ ми́ра христиа́нскаго утеше́ние! Помози́ нам и ны́не, и егда́ наипа́че по́мощи Твоея́ святы́я востре́буем, и спаси́ нас Ма́терними мо́литвами Твои́ми ко Христу́ Бо́гу, Ему́же со Отце́м и Святы́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.