Морские узлы – настоящее искусство, уходящее корнями к истокам зарождения мореплавания и до сих пор не утратившее своей актуальности. Навыками мастерства их правильного вязания и уместного использования в конкретных случаях должен обладать каждый, кто выходит на водные просторы на катере, яхте или лодке.
Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.
Что стоит учесть новичкам перед обучением
Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:
1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.
В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:
10 узлов которые упростят вам жизнь
1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend — узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch — узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.
Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.
Основные морские узлы
Беседочный узел/ булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.
Как завязать беседочный узел:
1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.
Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.
Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.
Как завязать узел восьмёрка:
1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.
Прямой узел — один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение — связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.
Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.
Простой полуштык и его более сложные вариации
Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.
Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.
Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.
Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.
Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.
Обсудить статью на форуме
Авторы статьи: Evgeny
Понравилась статья? Поделись со своими друзьями
- Вконтакте
- Одноклассники
- Google+
- Мой мир
7 УЗЛОВ, КОТОРЫЕ ОБЛЕГЧАТ ЖИЗНЬ. https://www.youtube.com/watch?v=EcacgpctTQ0
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
ПОХОЖИЕ НОВОСТИ И СТАТЬИ
Покупка или продажа яхт
Подборка статей — как выгодно продать или купить катер, яхту.
Аренда яхт по виду отдыха
Аренда яхт и катеров по всему миру напрямую у собственников.
Фильмы об яхтсменах
ТОП-5 лучших фильмов про яхтсменов и парусные гонки.
Покраска необрастайкой
Подготовка катера к весеннему сезону.
Тюнинг катеров и лодок
Пять основных направлений усовершенствования катеров.
Тестирование лодок пвх
Чем отличаются ПВХ лодки. Какую выбрать.
Интересные фото и видео
Прикольные фото и видео на тему яхтинга, морских увлечений.
Источник: proboating.ru
Рекомендованные узлы
Общие правила вязания узлов:
● отсутствие перехлестов;
● правильный «рисунок» узла;
● размер свободного конца веревки должен быть не менее 10 диаметров веревки (7 см);
● узел должен быть затянут и расправлен.
Самые простые и прочные узлы для выживания
Оказавшись в экстремальной ситуации, человеку требуется много умений и опыта, или хотя бы знаний для того, чтобы суметь в этой ситуации выжить. Сегодня поговорим о ситуациях, когда вам понадобятся навыки завязывания прочных узлов. Крепких и надежных узлов существует великое множество, как простых, так и сложных. В данной статье мы приведем лишь примеры простых, но достаточно надежных узлов, которым легко можно обучиться и которые даже могут спасти жизнь.
Схема беседочного узла
Беседочный узел для спасения упавшего в воду
Если вдруг вы по какой-либо причине оказались за бортом корабля или любого другого водного транспорта, то чтобы выбраться из воды, скорее всего вам бросят спасательную веревку. Но держаться за мокрую веревку мокрыми руками, к тому же в обессиленном состоянии, выглядит не очень надежно.
Поэтому в этом случае нужно веревку вокруг себя обвязать, чтобы спасатели просто вытянули вас наверх. И сделать это надо так, чтобы веревка не развязалась на полпути. Для этого вам можно научиться завязывать беседочный узел, или как его еще называют – незатягивающаяся петля на конце троса. Такой узел, конечно, можно использовать не только в воде – он надежно удержит веревку вокруг вас и при самостраховке на суше.
Беседочный узел совсем не сложный и его можно завязать даже одной рукой всего за несколько секунд:
- обмотайте веревку вокруг себя,
- возьмите свободный конец и образуйте на нем петлю по направлению сверху вниз,
- просуньте конец веревки в петлю наверх,
- обогните свободным концом сзади основную веревку,
- просуньте основной конец в ту же петлю, но теперь вниз,
- туго затяните узел.
Схема беседочного узла
Затягивающаяся петля для спасения лодки
Бывают ситуации, когда спасать приходится кого-то, оказавшегося в лодке далеко от берега – например, лодку унесло сильным течением, или моторная лодка попросту заглохла посреди океана. Тога, соорудив из веревки затягивающую петлю, можно зацепиться лодкой к спасательному судну и благополучно отбуксироваться на берег.
Затягивающая петля вяжется следующим способом:
- сделать из свободного конца веревки две петли, направленные в разные стороны,
- обе петли на месте пересечения обмотать свободным концом несколько раз,
- просунуть конец веревки в верхнюю петлю по направлению вверх,
- затянуть петлю.
Источник: dzen.ru