1. Поиски истины в произведениях Замятина и Платонова.
2. Личность и общество в романе Е. Замятина «Мы» и повести А. Платонова «Котлован».
3. Тема детства и значение образов детей в произведениях Замятина и Платонова.
4. Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова.
5. В чем ошибка «формулы счастья» и «генеральной линии»?
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Предсказания и предостережения
Произведений Е. Замятина и А. Платонова»
I . Введение
Правдивое отражение проблем времени в творчестве писателей, их сложная творческая судьба, «возвращение» произведений Замятина и Платонова читателю.
I I . Основная часть
1. Различие изображаемого (общество будущего и современное общество) и общие проблемы в романе Е. Замятина «Мы» и повести А. Платонова «Котлован».
— Прогнозирование пути развития человечества в «Мы» — перспектива Генеральной Линии в «Котловане».
2. Предостережения Замятина и Платонова против нивелировки личности.
Портрет: реальность, магия и искусство. Лекция из цикла «Искусство видеть»
— Бездуховность, подозрительность, доносительство как норма жизни общества в «Котловане» и в «Мы».
— Механическое однообразие труда рабочих «Котлована» и «разумная механистичность» «нумеров» в «Мы». Разрушение личности.
3. Метафоричность названий произведений.
— Знак равенства между несвободой и коллективным счастьем в «Мы», «Котлован» как могила будущей жизни.
— Предостережение от последствий безответственных социальных экспериментов.
I II . Заключение
Произведения Замятина и Платонова как продолжение гуманистических традиций русской литературы.
Вариант уроков 60—61. Контрольная работа по творчеству
Е. Замятина и А. Платонова
См. Приложение в конце книги.
Приложение
Тест по урокам 1—2
(можно использовать как индивидуальные задания на карточках)
Вариант I
1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже ХIХ—ХХ веков?
2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества рубежа ХIХ—ХХ веков?
3. Дайте характеристику основных политических сил в России в начале ХХ века.
4. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»
5. В чем суть «богоискательства»?
6. Кто ввел определение «Серебряный век»:
а) Н. Бердяев, в) А. Блок,
б) Н. Оцуп, г) Вл. Соловьев.
7. Назовите имена писателей-реалистов, живших и работавших в начале XХ века.
8. Дайте определение понятия «Серебряный век».
9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?
10. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?
Вариант II
1. Каковы были общественные настроения в России в начале ХХ века?
2. Каковы философские предпосылки сдвигов общественного сознания рубежа ХIХ—ХХ веков?
3. Как вы считаете, что объединяет общественные процессы рубежа ХIХ—ХХ и ХХ—ХХI веков?
4. Дайте свой комментарий к тезису Вл. Соловьева: «Конец истории сошелся с ее началом».
Научные методы и профессиональный подход гарантирует косметцевтика для лица и тела DR. GRANDEL
5. Какова, по мнению «богоискателей», роль искусства и литературы в современном им обществе?
6. Какой из поэтов не принадлежит Серебряному веку?
а) К. Бальмонт, в) А. Фет,
б) Н. Гумилев, г) В. Брюсов.
7. Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале ХХ века?
8. Дайте определение понятия «модернизм».
9. Какую роль отводили модернисты искусству?
10. Чему противопоставлен лозунг «партийности» литературы?
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна
Вариант I
1. Кому из русских писателей начала прошлого века была присуждена Нобелевская премия?
а) А. Блоку в) А. Чехову
б) А. Куприну г) И. Бунину
2. Узнайте персонажа рассказа А. Куприна по портретному описанию: «. тучный, высокий, серебряный старец. У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом. чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми полукругами. »
3. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина: «. Он был твердо уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. »
4. В каких произведениях русских писателей мы встречались с темой «маленького человека»? Перечислите героев этих произведений. Можно ли отнести к той же проблематике рассказ «Гранатовый браслет» и почему?
5. Каким образом в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показаны полное ничтожество и безликость существа главного героя?
Вариант I I
1. Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной классики?
а) М. Горький в) А. Куприн
б) И. Бунин г) Л. Андреев
2. Узнайте персонажа рассказа А. Куприна по портретному описанию: «. Оригинальную красоту ее лица. нельзя было позабыть. Прелесть его [лица] заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности. »
3. Узнайте персонажа рассказа И. Бунина: «. Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск в глазах. »
4. Что вы знаете о жанре мелодрамы и о сути конфликта мелодраматических произведений? Можно ли отнести рассказ «Гранатовый браслет» к жанру мелодрамы и почему?
5. «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» — как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
Источник: lektsia.com
Контрольный тест по литературе для 11 класса «Творчество И.Бунина, А.Куприна, М.Горького»
тест по литературе (11 класс) на тему
Прекрасный материал для проверки знаний учащихся 11 класса по творчеству И.Бунина, А.Куприна, М.Горького на 3 варианта. Данную работу рекомендуется проводить в конце 1 четверти. Ученикам предлагается ответить на вопросы, которые зачитает им преподаватель, для удобства учителя приведены ответы.
Скачать:
![]() |
30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по литературе на тему «Творчество И.Бунина, А.Куприна, М.Горького»
(11 класс, 1 полугодие)
Задание читает учитель, учащиеся выбирают ответы- перед каждым учеником лист № 6, работа на 3 варианта
- Биография писателей
- Место рождения, семья:
- Родился в простой семье, г. Н.Новгород
- Родился в обедневшей дворянской семье, г. Воронеж
- Родился в дворянской семье в Пензенской губернии, отец умер рано
- Воспитание
- Гордился своей старинной родословной
- После смерти родителей воспитывался в семье деда и бабушки
- Мать не смогла обеспечить его достойное детство, отдала его в сиротское училище
- Учёба
- 13 лет провёл в закрытых военных детских учреждениях
- Смог закончить только ремесленное училище
- Не получил даже гимназического образования
- Отношение к революции
- Участвовал в белогвардейском движении против власти большевиков
- Решительно и категорически не принял революцию
- В 1918г. в своём произведении обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора
- Особенности творчества
- Проявил себя и как прозаик, и как поэт
- Являлся родоначальником метода «социалистический реализм»
- Главным событием в своей жизни считал знакомство с Л.Н.Толстым
- Эмиграция
- Несколько лет жил в Италии
- Долгие годы прожил в местечке недалеко от Парижа
- Несколько лет прожил в Париже
- Размышления о судьбе России после 1917 г.
- «Несвоевременные мысли»
- Многочисленные очерки-воспоминания
- «Окаянные дни»
- Интересные факты
- Никогда не имел собственного дома
- Спас жизнь многим представителям творческой и научной интеллигенции
- Был опытным садоводом и огородником, печатает в газете «Руководство для крестьян, чтобы выжить»
- Признание
- Получил Нобелевскую премию в области литературы
- Получил 2 Пушкинские премии
- Создал Союз писателей СССР
- Уход из жизни
- Скончался при невыясненных обстоятельствах в Москве
- Похоронен на русском кладбище под Парижем
- Скончался от рака пищевода, похоронен в Ленинграде
- Мысли о любви
- Считал, что любовь — это талант, который даётся человеку от Бога, сродни музыкальному
- Считал, что даже любовь не сможет спасти человека, если он воспитан и живёт в античеловеческих условиях
- Считал, что любовь – стихийное, неотвратимое чувство, а потому трагическое; любовь – короткая вспышка, пожар.
- Художественные произведения
- Найдите художественные произведения
- Куприна
- Бунина
- Горького
- Название, эпиграф
- Его первоначальное название «Смерть на Капри»
- Эпиграф к нему «Соната № 2 Бетховена»
- Эпиграф к нему «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»
- Отражение основной мысли в названии
- В нём отражена своеобразная жизненная позиция главной героини
- Это название и отдельного рассказа, и целого сборника
- Его подсказал друг писателя Л.Андреев, считавший, что краткая форма ярко подчёркивает суть произведения
- Особенность произведения
- Какие рассказы посвящены теме неразделённой любви?
- В каких произведениях действует принцип «рассказ в рассказе»?
- В каком произведении повествование ведётся от лица необычного персонажа?
- Героиня какого произведения
- Она имела власть над многими мужчинами, но никого не любила
- Она любила своего избранника, но хотела оставаться свободной
- Она всю жизнь любила одного мужчину, несмотря на то, что он жестоко бросил её
- Герой какого произведения (смерть)
- Он теряет в финале свою дочь
- Он умирает от удушья, причиняя всем одни неудобства
- Он кончает жизнь самоубийством, потеряв надежду на выздоровление.
- В каком произведении герой размышляет…
- «Что только было со мной… когда я в первый раз почувствовал, что она уже не совсем моя, — в ту ночь, когда она в первый раз одна была на яхт-клубском балу и вернулась под утро, точно поблекшая роза, бледная от усталости и еще не улегшегося возбуждения, с глазами сплошь темными, расширенными и далекими от меня! Если бы ты знал, как неподражаемо хотела она одурачить меня, с каким простым удивлением спросила: «А ты еще не спишь, бедный?» Тут я даже слова не мог выговорить, и она сразу поняла меня и смолкла, — только быстро взглянула на меня, и молча стала раздеваться».
- « Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные! Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» И, закрывая глаза, качал головой».
- «Приезжая в сумерки, я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке, отороченном соболем, — наследство моей астраханской бабушки, сказала она, — сидел возле нее в полутьме, не зажигая огня, и целовал ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело. И она ничему не противилась, но все молча. Я поминутно искал ее жаркие губы — она давала их, дыша уже порывисто, но все молча. Когда же чувствовала, что я больше не в силах владеть собой, отстраняла меня, садилась и, не повышая голоса, просила зажечь свет».
- Герои произведений
- Узнайте персонажа по портрету
- «…тучный, высокий, серебряный старец… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть».
- «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
- «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»
- Узнайте героиню по портрету
- «Без всяких ее забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней все то, что так отличало ее в последние два года из всей гимназии, – изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз…»
- «О ней…словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает. Много посушила она сердец молодецких, ого, много!»
- «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных
- Он так говорил о себе…
- «Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!»
- «Ты. пожалей меня! Несладко живу. волчья жизнь — мало радует. Как в трясине тону. за что ни схватишься. все — гнилое. все — не держит. Сестра твоя. я думал, она. не то. Ежели бы она. не жадная до денег была — я бы ее ради. на все пошел. Лишь бы она — вся моя была. Ну, ей другого надо. ей — денег надо. и воли надо. а воля ей — чтобы развратничать. Она — помочь мне не может. А ты — как молодая елочка — и колешься, а сдержишь. »
- «Человек — вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они. нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном! Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы. Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!»
- Она так говорила о себе…
- «Никогда я никого не любила…, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то… я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом, слышишь?»
- «И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете. потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни. как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость. брось меня! Пусть лучше я пропаду. от тоски по тебе, жизнь моя. »
- «Вот, думаю, завтра. приедет кто-то. кто-нибудь. особенный. Или — случится что-нибудь. тоже — небывалое. Подолгу жду. всегда — жду. А так. на самом деле — чего можно ждать? А то. воображу себе, что завтра я. скоропостижно помру. И станет от этого — жутко. »
- Каких двух героев между собой связывает любовь
- В пьесе «На дне»
- В рассказе «Гранатовый браслет»
- В повести «Макар Чудра»
- Кому Лука говорит следующие слова:
- «Уйдем, милая! ничего. не сердись! Я — знаю. Я — верю! Твоя правда, а не ихняя. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит — была она! Была!»
- «…иди за него, девонька, иди! Он — парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он! тебе — поверит. »
- Парень! Слушай-ка, что я тебе скажу: бабу эту — прочь надо! Ты ее — ни-ни! — до себя не допускай. Мужа — она и сама со света сживет, да еще половчее тебя, да! Ты ее, дьяволицу, не слушай.
- Признание:
- «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу».
- «Ну, девушка, послушай меня немного, да не кичись! Много я вашей сестры видел, эге, много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты…полонила ты мою душу! Ну что ж? Чему быть, так то и будет, и… нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было. Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми».
- «Я в одной папиной книге, — у него много старинных смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, чёрные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — чёрные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округлённая икра, колена цвета раковины, покатые плечи, — я многое почти наизусть выучила, так все это верно. »
Источник: nsportal.ru
Итоговая контрольная работа по литературе
Итоговая контрольная работа по литературе
11 класс
Вариант 2.
Часть 1.
Литературные жанры это:
А) группы произведений внутри литературных родов, которые отличаются общностью принципов
Б) результат классификации литературных произведений по признакам
В) то же самое, что литературные роды
2. Композиция произведения –это:
А) последовательность событий и действий
Б) движение произведения от завязки к развязке
В) последовательность частей и элементов произведения
3. Одна из разновидностей метафоры называется:
А) олицетворение
Б) синекдоха
В) оксюморон
Часть2.
Дайте определение понятия « Серебряный век».
Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой
Узнайте персонажа рассказа А.Куприна по портретному описанию: «…Оригинальную красоту её лица…нельзя было позабыть…Прелесть его(лица) заключалась в таких больших, больших, тёмных глазах, которым тонкие, надломанные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности…»
Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку?
А) К. Бальмонт Б) Н.Гумилёв В) А.Фет Г) В.Брюсов
5. Кто из русских писателей начала прошлого века получил известность как переводчик зарубежной литературы : А) М.Горький Б)И.Бунин В) А.Куприн Г) Л.Андреев
6. Назовите литературное объединение, которым руководил Н.Гумилёв.
7. Узнайте персонажа рассказа И.Бунина: «Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии,-изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск в глазах…».
8. Героем какого рассказа М.Горького является Лойко Зобар?
А) «Старуха Изергиль» Б) «Макар Чудра» В) «Челкаш»
9. К какому поэтическому направлению относится творчество А.Ахматовой?
А) футуризм Б) символизм В) акмеизм Г) модернизм
10) Найдите соответствие стихотворений А.Блока основным мотивам его лирики:
1. Мотив мрачной разочарованности.
2. Мотив назначения поэта и поэзии.
3. Мотив «страшного мира».
4. Мотив дома.
А) «Фабрика» Б) «К Музе» В) «Осенняя воля» Г) «Я стар душой».
Источник: globuss24.ru