Узоры из мелких золотых или серебряных зерен

Филигрань (по-русски — скань, англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum —«нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать).

Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали. Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до н.э.).

Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник. Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

КАРТИНА с ПОТАЛЬЮ — «Золотые парусники» / Золотая и серебряная поталь в одной работе.

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

Источник: sous-otvet.net

Что такое зернь: ювелирное зерно в филигранных узорах

Увидеть, что такое зернь, можно не только в музеях, но и на выставках, в художественных салонах. Эта техника ювелиров, популярная по сей день, применялась в России не менее 12 веков, поскольку есть находки, относящиеся к 8 веку нашей эры. А за рубежом еще до нашей эры создавались уникальные вещи с использованием зерни.

Точно определить, что такое зернь, совсем не сложно — это способ художественной обработки металла, при котором из него делают мельчайшие шарики. Затем эти шарики припаивают к металлической основе, создавая разнообразные узоры.

Вам будет интересно:Пищевые сети и цепи: примеры, различия

Читайте также:
Необычные серебряные кольца женские с камнями

Еще одно определение, что такое зернь: декорирование ювелирных украшений с помощью мелких металлических шариков, скрепленных в виде орнамента на основе из металла или дополняющих ажурную скань (узоры из тонкой проволоки).

Русская зернь

Есть сведения, что зернь в России, возможно, еще древнее, чем скань. Например, средневековые артефакты, найденные в Приуралье, относящиеся к 8 веку, содержат зернь. А скань в этой местности появляется только на предметах 10 века.

Декор из зерни есть на височных украшениях, подвесках, перстнях, кольцах, серьгах, а также ножнах и других предметах богатого быта, найденных в кладах. Узоры делали очень выразительные, с особой игрой света и тени. Создавались сложные композиции. Один из интересных вариантов — скрепление зерни в виде пирамидок, которыми украшали изделие.

Особое внимание к технике зерни, существовавшей в 10-14 веках, связано не только с археологическими раскопками и изучением древних артефактов. Конечно, интересны свидетельства о навыках наших предков, которые в самых разных областях страны знали, что такое зернь. Но современные ювелиры ради создания новых произведений искусства заинтересованы в повторении уникальных старейших технологий, благодаря которым удавалось создавать настоящие шедевры.

Золотая Антилопа. Советские мультфильмы. Союзмультфильм. StarMediaKids

Зернь

Мелкие шарики из золота или серебра (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из филиграни. Зернь создаёт впечатляющую игру фактуры, света и тени, вносит дополнительные оттенки в орнаментальную ритмику изделия.

Зернь известна с глубокой древности (в Междуречье, Древней Греции, на Кавказе), широкое распространение получила в средние века (особенно в Древней Руси), применяется и в настоящее время.

Техника изготовления ювелирных изделий, которая заключается в напаивании на предмет золотых или серебряных зернышек (золото – на золото, серебро – на серебро).

Применение зерни очень разнообразно: она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные пирамидки и грозди.

Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого искусства, точности исполнения и терпения. Для того чтобы получить большое количество одинаковых по размеру шариков зерни, мастер должен прежде всего нарезать равные по длине и диаметру отрезки проволоки.

Читайте также:
Дорогие серебряные монеты царской России самые

Для ускорения этого процесса мастер плотно наматывает проволоку на цилиндрический стержень, а затем разрезает эту спираль. Полученные таким образом одинаковые по размеру несомкнутые колечки раскладывают щипчиками на большом куске древесного угля с рядами небольших углублений на нем, после чего направляют на них струю пламени.

Расплавленные колечки в виде капель скатываются в углубления, сделанные в угле, и застывают в виде шариков. Если шариков требуется большое количество, то зернь получают иным путем: колечки или отрезки проволоки не раскладывают на куске угля, а пересыпают угольной пылью и плавят в тигле. Техника зерни почти неразрывно связана со сканью.

Зернь

На золотых и серебряных украшениях XI-XII веков встречаются разнообразные виды применения зерни. Орнамент треугольников из тончайшей зерни украшает бусины и подвески в форме желудей на золотом височном кольце с фигурой «уточки» из булгарской коллекции, в то время как крылья, грудь и шея «уточки» сплошь покрыты тонкой сканой веревочкой.

Зернь густо покрывает серебряные звездчатые колты ХII века из клада, найденного во Владимире. Отдельные блестящие зернышки украшают трехбусинные височные кольца ХII века со сканым орнаментом из раскопок в Киеве. Вплоть до наших дней зернь служит неизменным украшением и обогащением сканых узоров русских ювелирных изделий.

Как делают ювелирное «зерно»

Ученые считают, что способы изготовления зерни не изменились за столетия. Мастера владели несколькими методами ее создания.

Один из них — пропустить струю расплавленного золота или серебра в воду через фильтр. В результате получается зернь неоднородная по форме и диаметру.

Когда же зернь производят из заготовок любого вида (отрезки, колечки, зерна), то эти металлические детали расправляют в порошке, полученном из древесного угля. В итоге получаются шарики стандартного размера.

Чернение

Серебряное кольцо с чернением. Фото: valentin.livemaster.ru Браслет из черненого серебра. Фото: www.diamondspearlsjade.com

Техника чернения — также достаточно старый ювелирный прием. Состав для чернения наносится на поверхность изделия в соответствии с рисунком, затем в специальных печах чернь плавится, образуя контрастный узор. Рецепт смеси для чернения у каждого мастера свой, от ее состава зависит цвет и прочность покрытия, его толщина и плотность.

Читайте также:
Лаватера серебряная чаша выращивание

Часто для придания орнаменту четкости и фактуры чернят филигранные и зерненные изделия. Также объемный рисунок может наноситься методами выдалбливания, чеканки, гравировки.

Среди всех металлов наиболее распространено чернение серебра, так как при этом изделие не только приобретает более богатый и благородный вид, но и становится устойчивым к химическим и механическим повреждениям. Золото и платина используются реже только ввиду того, что качественную чернь в дальнейшем удалить с поверхности практически невозможно, и такое украшение уже не подлежит переплавке.

Надеемся, что информация оказалось для вас интересной и полезной. Предлагаем вам также познакомиться со сложной, но приобретающей все большую популярность, техникой работы с металлами — мокуме гане, зародившейся еще в XVII веке в Японии.

Пайка — загадка зерни

Вопрос, который изучают не только ученые-историки, но и специалисты в сфере металловедения, как прикреплялась зернь в том или ином случае, поскольку техника припоя значительно отличалась у разных мастеров.

Соединение шариков между собой или припой гранул к основе — тема, которая интересовала ювелиров во все века. В этой технологии было много особых секретов. В некоторых образцах почти не видно, как прикреплен шарик к основе.

Тонкий припой зерни и скани – рукотворное чудо, основанное на свойствах золота, серебра и ртути. Ювелиры делали амальгаму из них, после чего наносили на уже готовый узор из скани и зерни. В сильно нагретом предмете испарялась ртуть – и все части прочно соединялись между собой.

Приемы укладки скани и зерни отличались на разных территориях. Историки в деталях изучают не только, что такое зернь, но и различия в ее изготовлении.

Филигрань и скань

Техника филиграни заключается в создании орнамента путем спаивания между собой элементов из тонкой проволоки драгоценных и недрагоценных металлов. Получаемое кружево может напаиваться на какую-либо основу (напайная филигрань) или образовывать воздушный узор (ажурная филигрань).

Сам термин «филигрань» произошел от двух латинских слов: filum, что значит «нить», и granum – зерно. На Руси данная техника обрела название «скань» от древнерусского «съкати», то есть «вить», «скручивать». Русская техника скани зародилась в еще X – XII веках, а к XIX веку она уже обрела статус искусства. Сканью выполнялись украшения, вазы, шкатулки, декоративные панно.

Читайте также:
Серебряные детали для браслетов

Суть филигранной техники довольно проста, но требует высокого уровня художественного и ювелирного мастерства, так как весь процесс представляет собой исключительно ручную работу. Сначала на бумаге в натуральную величину изображается эскиз будущего узора. Затем из гладкой или заранее скрученной проволоки создаются его элементы, которые приклеивают на бумажный эскиз — они должны в точности повторять рисунок. Под действием пламени специальной горелки детали спаиваются в единый узор, а бумага полностью сгорает.

Центром современного сканного искусства стало село Казаково, расположенное в Нижегородской области. Первая мастерская открылась здесь в 1939 году, а сегодня это уже крупный . Ассортимент выпускаемой продукции невероятно широк: украшения, элементы декора, ордена и медали, предметы церковно-религиозного направления. Благодаря высокому качеству и художественной ценности, продукция завода пользуется успехом на отечественном рынке и за рубежом.

Филигрань-1

Настоящая и «ложная» зернь

Зернь – это мелкие шарики, которые были искусно припаяны. А вот «зернь», которая получалась при помощи литья в специальной форме, сделанной для всего украшения, — это ложная зернь. Такой ложной, разумеется, была и отлитая скань.

Литые украшения производились в 12-13 веке для упрощения и ускорения процесса их изготовления. Мастера знали, что такое скань и зернь, владели приемами их изготовления, но, скорее всего, был спрос и на литые изделия. Хотя рисунок, по сравнению с настоящей сканью и зернью, становился несколько нечетким.

Исследователи, изучающие и реконструирующие технологию изготовления настоящей зерни, предполагают, что древний мастер за неделю (летнюю, с длинным световым днем) не мог успеть сделать больше, чем одну серьгу с несколькими бусинами. Такие украшения были очень дорогими.

Секрет искусного припоя изделий из скани и зерни

Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя, который не должен заливать мелкие детали и тем самым нарушать четкость рисунка узоров. На очень древних предметах, выполненных из скани и зерни, припой настолько незаметен, что кажется, как будто какой-то невидимый клей скрепляет отдельные детали.
Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканого дела. Издавна этот вопрос интересовал ученых и мастеров разных стран. На нем подробно останавливается в своем трактате о ювелирном деле знаменитый итальянский скульптор и ювелир XVI века Бенвенуто Челлини; много попыток повторить древние подлинники с присущей им чистотой работы делалось в разные годы западноевропейскими учеными, но все было безуспешен.

Читайте также:
Что дарят кроме серебра на свадьбу

Ювелирные техники: филигрань, скань, зернь и чернение

Утерянный секрет древней техники невидимого припоя был раскрыт в результате опытов, проведенных советским исследователем профессором Ф. Я. Мишуковым. Он доказал, что вместо припоя древние ювелиры применяли амальгаму из золота, серебра и ртути.

Листы тонко расплющенного, так называемого сусального золота и серебра растирались в должной пропорции небольшим добавлением ртути, чтобы получить амальгаму нужной густоты. Этой амальгамой смазывали отдельные детали сканого орнамента и шарики зерни, после чего сильно нагревали предмет. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно соединялись между собой.

Источник: color-diamonds-jewelry.ru

Узоры из мелких золотых или серебряных зерен

90532 8 лет назад

Светило науки — 16 ответов — 0 раз оказано помощи

Филигрань (по-русски — скань, англ. filigree) — это ажурный или напаянный на металл узор из проволоки. А заодно — ложечка и подстаканник в буфете многих почтенных семейств. Слово «филигрань» показывает суть изготовления: латинское filum —«нить» и granum — «зерно», а русское «скань» — от древнерусского «скать» (свивать, ссучивать).

Чаще всего филигрань – из серебра, но сканные узоры делают и из золота и других металлов. Серебро и золото очень мягкие, их просто вытянуть в очень тонкие проволочки. Проволока для сканного узора (серебряная, реже — золотая) бывает гладкой или свитой в веревочки и спирали. Филигрань знали во всём древнем мире (Крит, Египет, Троя, Греция VI-IV вв. до н.э.).

Это одна из базовых, «исконных» ювелирных техник. Филигрань бывает напайная, ажурная и объёмная. В напайной филиграни проволоку и зернь напаивают прямо на листовой металл. Если фон оставляют, это фоновая или «глухая» филигрань. Когда после пайки фон удаляют (просечкой или выпиливанием), то это — просечная или выпильная филигрань.

В рельефной филиграни по чеканке узор напаивают на чеканный рельеф.

Источник: megaznanija.com

Рейтинг
Загрузка ...