— Это гадание одно из самых популярных в старину. Благодаря нехитрому ритуалу можно узнать, откуда придет жених, — рассказывает Мария. – Ночью нужно выйти на улицу, снять с левой ноги обувь и бросить подальше от себя. При этом нужно, чтобы обувь во время падения переворачивалась, так как предсказание определяется именно направлением носка сапога или ботинка. Если башмачок покажет в сторону дома, значит, в этом году невеста не выйдет замуж.
Снег пололи;
— На самом деле это простое гадание и с тяпкой на улицу выходить не нужно. Главное, чтобы была компания, так как ритуал этот коллективный, — продолжает гадалка. – Кольцо нужно закопать в снег, а затем просеивать снег через сито. Кто кольцо найдет, тот замуж и выйдет. После каждой девушке, которая нашла кольцо, его можно закапывать заново и продолжать гадание.
Под окном слушали;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
В.А. Жуковский поэма «Светлана». «Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок…»
И над чашей пели в лад.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой…
Составители: Молодцова Оксана,
Герасимова Дарья, обучающиеся 6 класса
Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги башмак и кидали его за ворота на улицу, чтобы узнать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сторону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.
Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
Для этого гадания девушки ходят слушать под окна чужих домов и, внимая характеру разговора, веселого или скучного, предрекают себе такую же жизнь в замужестве. Интересно, что в наше время в городах этот вид рождественского гадания трансформировался соответственно месту действия, и теперь девушки подслушивают не под окнами домов, а под дверями соседских квартир.
В балладе ведётся повествование о гадающей девушке, которая перед зеркалом видит страшный сон, но это только сон, а в реальности счастье, встреча с любимым, свадьба – звон колоколов… И пожелания автора баллады, добрые и душевные, идущие от всего сердца. Что можно лучше сказать и пожелать девушке перед свадьбой, конечно же счастья, о котором она не раз мечтала.
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется…
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
Поэтическая Светлана стала сразу настолько понятной и близкой всем, что начала жить своей жизнью, угаданной поэтом – жизнью прелестного девичьего образа, созданного народным характером. Светлана, гадающая о своём суженом, – образ девушки, ожидающей и надеющейся на счастье.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Карл Брюллов приехал в Москву накануне святок. Святочные гадания на Руси были широко распространены. И возможно, увидев такую бытовую сцену гадания, которую В.А. Жуковский оживил своим поэтическим чувством, ему вдвойне захотелось увековечить юную русскую девушку, гадающую перед зеркалом.
Именно в зеркальном отражении мы видим девушку с чуть испуганным взором, в котором светится надежда на счастье. Она привлекает своей непорочностью и непосредственностью.
В балладе В.А. Жуковского и картине К. Брюллова в образе русской девушки немеркнущий свет отечества, который светит в каждом русском.
Создавая картину, навеянную поэмой В. А. Жуковского, Брюллов изобразил Светлану в русском народном костюме, сидящей перед зеркалом. Ночь, чуть горит тусклая свеча, юная девушка в кокошнике и сарафане сидит у зеркала.
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою…
Вот красавица одна;
К зеркалу садится;
С тайной робостью она
В зеркало глядится;
Темно в зеркале; кругом
Мертвое молчанье;
Свечка трепетным огнем
Чуть лиет сиянье.
С надеждой Светлана вглядывается в таинственную глубину, ведь и она много раз слышала страшные рассказы о святочных гаданиях…
Робость в ней волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи.
…Слабо свечка тлится,
То прольет дрожащий свет,
То опять затмится.
Все в глубоком, мертвом сне,
Страшное молчанье.
В балладе Жуковского девушка засыпает перед зеркалом и видит страшный сон, который, как ей кажется, предвещает горькую судьбу.
«Ах! ужасный, грозный сон!
Не добро вещает он —
Горькую судьбину;
Но утром, просыпаясь, всё оказывается иначе – она встречает на пороге своего суженого,…
Что же твой, Светлана, сон,
Прорицатель муки?
Друг с тобой; все тот же он…
…Та ж любовь в его очах,
Те ж приятны взоры;
Те ж на сладостных устах
Милы разговоры.
Отворяйся ж, божий храм;
Вы летите к небесам,
Верные обеты…
И как будто в назидание юным девушкам В.А. Жуковский говорит о том, что сны – это только сны, причём, большей частью сны бывают лживые, как и гаданья, которые не могут предсказать правды, а верить надо в Бога, который есть создатель и покров, и несчастье покажется лишь страшным сном.
О! не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана.
Будь, создатель, ей покров!
Ни печали рана,
Ни минутной грусти тень
К ней да не коснется…
Вот баллады толк моей:
«Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье — пробужденье».
Литературные критики присвоили В. А. Жуковскому титул певца Светланы, а вторым певцом стал Карл Брюллов.
18 января заканчивается один из самых весёлых русских праздников — Святки, и наступает христианский праздник Крещения. Много лет назад в Крещенский сочельник ряженые в последний раз ходили по деревне, звучали последние колядки, а под вечер девушки собирались погадать о замужестве.
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны
В деревнях девушки снимали с левой ноги башмак или валенок и бросали за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Вы можете бросать все, что хотите — сапог, туфлю и даже ботинок. Но не обязательно через ворота. Достаточно просто бросить далеко от себя, чтобы носок обуви вертелся.
В какую сторону ляжет носок башмака, в той стороне живет жених, за которого вам суждено выйти замуж. Если же башмак упадет носком к воротам вашего дома или рядом с вами, то в этом году вам не суждено выйти замуж, вы останетесь в родном доме с родителями. За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали —
Кормили счетным курицу зерном — Гадания на Рождество, на Святки. Кормили петуха счетным зерном. Для этого на полу рассыпали прежде подсчитанные зерна, а ровно в полночь приносили петуха (предпочтительнее черного) и отпускали его. Если петух склевал все зерно, год ожидался удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, благополучно выйдет замуж.
Если петух склевал несколько зерен, то их количество подсчитывали и узнавали, в какой день произойдет загаданное событие. Ну а уж если петух совсем не клевал зерна, это предвещало неудачу. Вместо петуха могла быть курица.
Ярый воск топили- Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.
- Написать мужчине приятное сообщение
- Македония сообщение по географии
- Сообщение на тему мораль добро и зло
- Зарубежная литература 18 века сообщение
- Сообщение на тему антибиотики нового поколения
Источник: obrazovanie-gid.ru
Музыкальные аккорды святок
А какие же праздники без музыки?! Инструментальной, вокальной, хоровой, которая с древних времен и до наших дней доставляет нам истинное наслаждение. Но наиболее интересной и красивой можно назвать рождественскую музыку, представляющую собой не только возвышенные церковные песнопения, но и настоящий калейдоскоп прекрасных произведений как западноевропейских классиков, так и русских композиторов.
С установлением христианской религии и русские народные традиции не были забыты, а гармонично переплелись с новыми, духовными. Например, это нашло отражение в названии колядок, в народном сознании ассоциативно восходящем к дням поворота солнца на лето. Величальные поздравительные песни славянского новолетия именовались колядками («Пришла Коляда накануне Рождества»).
Зимние народные песни – колядки, подблюдные (гадальные), святочные, игровые – сколько в них живой народной поэзии! Колядки пелись также в Румынии, Болгарии, Молдавии, а на Украине они назывались щедровками. Колядовала обычно молодежь, которая обходила дворы односельчан с пением величальных песен. В них хозяина сравнивали с красным солнышком, хозяйку со светлым месяцем, малых детушек с частыми звездочками. А хозяева одаривали гостей сладостями, пирогами, мелкими деньгами.
Почти повсеместно святочными вечерами народ устраивал веселые игрища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, игровых песен (наиболее известная из них «Со вьюном я хожу»), ряженьем, плясками, разыгрыванием небольших комедийных сценок. А традиционные святочные гадания девушек, так красочно описанные в романе «Евгений Онегин» Пушкина и поэме «Светлана» Жуковского, сопровождались так называемыми подблюдными песнями. К слову, именно Александр Сергеевич впервые отметил символичный, иносказательный характер подблюдной поэтики, ведь каждая строфа этих песен – своего рода загадка, нуждающаяся в толковании. Помните у Жуковского: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали… В чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны, расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подблюдны…»?
Гораздо позже в мире возникла потребность как в строгих церковных песнопениях, так и в торжественно-официальной музыке, посвященной Рождеству. Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для художников и композиторов, творивших в разное время. Появившиеся еще в XIII веке рождественские гимны вошли в огромный пласт религиозной и светской музыки Баха и Генделя.
К примеру, грандиозная «Рождественская оратория» Баха, состоящая из шести кантат, в XVII веке исполнялась по частям на протяжении нескольких дней – от Рождества до Богоявления! Своей музыкой великий немец изобразил и радость пастухов, узнавших о рождении Мессии, и ликующий хор ангелов, поющих «Слава в вышних Богу», и благословление волхвов, стоящих над колыбелью Спасителя. А хоры и арии, повествующие об этих событиях, объединены в оратории речитативами от лица Евангелиста.
Известный итальянский скрипач и композитор XVII века Арканджело Корелли писал в основном инструментальную музыку. Его перу принадлежит 12 «Больших концертов» (Concerto grosso). Один из них, «Рождественский концерт», как раз и посвящен духовной составляющей празднеств. Обращались к этой волшебной теме и знаменитые пианисты и композиторы XIX века Роберт Шуман и Ференц Лист.
В фортепианном цикле Шумана «Альбом для юношества» есть пьеса «Кнехт Рупрехт» (в русском переводе «Дед Мороз»). Согласно немецким легендам, Кнехт на Рождество сопровождал Святого Николая, который в наше время превратился в Санта-Клауса. Рупрехт спрашивал у детей, умеют ли они молиться. Если умеют, то получают в подарок конфеты, а если нет, то. кусок угля или гнилую деревяшку.
Ференц Лист свой фортепианный цикл «Рождественская елка» посвятил внучке Даниэле. В 12 его пьесах объединяются религиозные и светские мотивы праздника Рождества. Это и «Старая рождественская песня», и «Святая ночь», и «Венгерский марш», и «Колокольный звон». У каждого автора можно проследить эту связь народных и классических мотивов.
Очень любил Рождество Пётр Ильич Чайковский. Его знаменитый балет «Щелкунчик», рассказывающий языком танца о том, что Рождественский сочельник – время чудес, а зло всегда побеждается добром и любовью, остается любимым публикой уже более века.
И главная тому причина – волшебная музыка Чайковского, которая не просто сопровождает танец, а становится его главным элементом, благодаря чему даже самые фантастические и нереальные герои оживают и приобретают яркую индивидуальность. В опере Чайковского «Черевички», написанной на основе сюжета повести Гоголя «Ночь пред Рождеством», чудес не меньше, чем в «Щелкунчике».
Мир фантастический и мир реальный и здесь сплетены так же тесно, как и в повести Гоголя. Кроме того, сочиняя «Черевички», композитор широко использовал украинские народные песни. А всемирно известный фортепианный цикл Чайковского «Времена года» завершается пьесой «Святки». Это светлый лирический вальс, навевающий радостное настроение, ожидание сказки, веры в чудо.
Сколько в них живой народной поэзии! / Газета «Ставропольская правда» / 18 января 2019 г.
Источник: stapravda.ru
Раз в крещенский вечерок девушки гадали …
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали; снег пололи; под окном слушали; кормили счетным курицу зерном; ярый воск топили; в чашу с чистою водой клали перстень золотой, серьги изумрудны; расстилали белый плат и над чашей пели в лад песенки подблюдны.
Ну вот … и близится самая волшебная и самая чудесная ночь на свете, в которую по старому и доброму поверью сбываются все наши самые заветные мечты …
В старину к этому волшебному празднику начинали готовиться загодя … ведь как говорит старая новогодняя примета … как встретишь Новый год так его и проведешь 😉
Самое важное и центральное место наши предки отдавали столу, который по старым обычаям должен быть щедрым и ломиться от всяких видимых и невидимых яств … считалось, что обильный праздничный стол обеспечит благополучие на весь предстоящий год и станет залогом богатства семьи.
В центре новогоднего стола, по обычаю, ставили мясо свинины, которое воспринималась как символ красоты, а также сладкую кашу-кутю и конечно же блины.
Также на Новый год любили выпекать фигурки домашних животных из теста, которые любили раздавать колядующим, вместе с разными сладостями и орехами.
Вобще обычай одаривать друзей и знакомых в новогоднюю ночь носит особое значение, ведь чем больше ты доставишь радости другим, тем больше ты ее получишь в предстоящем году.
Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви, тогда и весь год будешь ходить в обновках, из-за этого девушки могли переодеваться за одни день по несколько раз :-).
Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться и просили друг у друга прощения.
Особое место в предновогоднюю ночь также занимала подготовка к обряду гадания … в этом удивительном таинстве участвовали все члены семьи от мала до велика.
Наиболее благоприятным временем для гадания у наших предков считались Новогодний, Рождественский и Крещенский вечера — в эти дни нечистая сила набирала особую силу, благодаря которой и открывалась возможность заглянуть в будущее … помните главных персонажей Н.В.Гоголя 🙂
Чаще всего наши предки гадали на воске … растапливали воск в кружке, наливали молоко в блюдце и ставили у порога дома, затем выливали в молоко растопленный воск и наблюдали за происходящим. Если воск зацветет цветочком — женитесь, выйдете замуж или найдете любимого. Если покажется зверь — будьте осторожны. Если воск потечет полосками, предстоят вам дороги, а ляжет звездочками — ждите удачи. Если образуется человеческая фигурка — обретете друга.
Также любили гадать по теням … для этого поджигали смятый бумажный лист, а затем рассматривали тени от сгоревшей бумаги, пытаясь узнать будущее … или брали свежее яйцо, проделывали в нем маленькую дырочку и осторожно выливали содержимое в стакан с водой, а затем следили за причудливыми формами белка и угадывали по ним будущее.
Любили забираться под окна соседей и, естественно, подслушивать. Если соседи ругались, можно ждать «веселого» года. Если в доме тишина — и у вас год будет гармоничным.
Счастья всем, Чуда, Добра и Любви! Пускай все вами Мечты и Желания обязательно Сбудутся!
Источник: www.drive2.ru