Князь Серебряный хотел понять, чем вызваны полуночные бдения царя и всей его свиты — опричнины. Борис Федорович сумел ему гладко ответить, но при этом не попытался объяснить причин этих обрядов. Тогда Серебряный прямо предлагает Борису открыть царю глаза на злодейства опричников.
Годунов предупреждает князя, что это лишь погубит его, но ничего не изменит в поведении опричников и положении народа, что в этом случае нужно действовать хитростью. Серебряный с ним не согласен. Оценивая позиции сторон в этом споре, мы убеждаемся, что князь Серебряный отстаивает позиции благородного и честного поведения, а Борис Годунов стоит за тактику, подсказанную реальными обстоятельствами, и склонен использовать, прежде всего, хитрые обходные пути. Присоединяясь к спору, каждый из вас неизбежно заявит себя или как сторонник прямых и честных или хитрых и уклончивых решений.
Прочтите, как спасение царевича описано в народной песне. Что изменил в своем повествовании автор?
А. К. Толстой в своем романе приводит описание похищения и спасения царевича. Малюта Скуратов убедил Ивана Грозного в том, что царевич хочет его сместить. Царь приказывает уничтожить наследника. Этот эпизод целиком взят из народных песен, и автор тут же дает свои комментарии, утверждая, что в них есть исторические неточности.
Смута / Борис Годунов /День народного единства и воцарение Романовых / Уроки истории / МИНАЕВ
Читатель наблюдает, как автор уточняет события и мотивы поведения своих героев. В песне Малюта сразу же получает заслуженную кару. В действительности наказание настигло Скуратова позже, он был убит много лет спустя «на государском деле» под Пайдою в Ливонии.
Прочтите размышления автора, которые следуют за текстом народной песни. Помогают ли они вам оценить героя романа?
Размышления автора помогают понять суть происходящих событий. Мы видим желание автора найти в том далеком времени героя, который бы отвечал идеалам рыцарского благородства. Таким героем и предстает перед нами князь Серебряный. Приводя тексты народных песен и комментируя изображенные в них события, автор предлагает собственный взгляд на историю и ее деятелей. Читатель обычно согласен с высокой оценкой князя Серебряного и тем образцом поведения, который он демонстрирует.
Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о пощечине, которую дал князь Малюте. Какой художественный прием главенствует в этом описании?
«Вдруг слышит Малюта за собою:
— Стой, Григорий Лукьяныч. Стой, Малюта! — повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударил его в щеку рукою могучею.
Силен был удар Никиты Романовича. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный, загудел сыр-бор, посыпались листья…
Малюта свалился с седла».
Автор не только назвал главу «Оплеуха», но и окружил это событие обильными преувеличениями. Гипербола властвует в этой сцене. Оплеухе сопутствует отклик в природе, который многократно усиливает ее звучание.
Как рисуется схватка опричников и «станичников» у Поганой Лужи? Чем она закончилась?
Опричники уже были рядом с Поганой Лужей и собирались расправиться с пленником, но тут появились «станичники» — беглые крестьяне, разбойники. «Станичники» быстро расправились с сопровождавшими Малюту опричниками. Бой был кровавый, и обе стороны понесли потери. Узнав, что они спасли царевича, «станичники» тут же взялись доставить его в безопасное место — в Слободу, но вовсе не хотели сдаваться на милость властей и самого царя.
«Кафейный период» и закат Серебряного века (1917 — нач. 1920-х)». Лекция Михаила Павловца
Как удалось спасти царевича? Чем он ответил своим спасителям?
Царевича удалось спасти благодаря помощи «станичников». Именно они смогли разбить отряд опричников, который сопровождал похищенного. Царевич не сразу оправился от испуга, но стоило ему немного успокоиться, как он проявил свою надменность и коварство. Затаил он и ненависть к Малюте.
А. К. Толстой. Князь Серебряный. ГЛАВА 14. Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного.
2.9 (58.42%) 38 votes
На этой странице искали :
Источник: vsesochineniya.ru
«Вопросы и ответы к 31 главе романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»»
Царь решил обратиться к Божьему суду, не рискуя прямо наказать уважаемого народом боярина Морозова. Он думал, что старик не сможет противостоять в бою молодому и опытному бойцу Вяземскому.
Его решение было подсказано жестоким расчетом.
Почему Вяземский решился прибегнуть к заговору?
Вяземский, как и все люди того времени, был суеверен и, зная о том, что сам не прав, думал, как обмануть судьбу. Он решил использовать при подготовке к битве заговор колдуна.
Божий суд происходил на Красной площади слободы. Внимательно прочтите его описание. Как вам кажется, почему автор так детально описывает боевое облачение соперников и даже снаряжение их коней?
Перечитывая описание Божьего суда, мы знакомимся как с процедурой такого поединка, так и с вооружением и снаряжением воинов. Такие подробности описания дают возможность представить себя если не участником, то наблюдателем событий, и не только разглядеть все детали происходящего, но и сопереживать чувствам его участников.
Автор описал и жадную до зрелищ толпу, и царя, которого развлекает предстоящий бой, и его участников. Если боярин Морозов спокойно ждет боя и описание его вооружения и снаряжения его коня только укрепляет представление о его состоянии, то нервное напряжение золотисто-буланого аргамака князя Вяземского подготавливает к неожиданным событиям. Спокойствие Морозова предстает в контрасте с тем, что мы узнаем о Вяземском еще до его решения отказаться от боя. Почему суд оборвался, не начавшись? Какую замену нашли себе участники поединка?
Суд оборвался, не начавшись, поскольку Афанасий Иванович Вяземский почувствовал себя плохо, и сам попросил для себя замену. Открылись его раны, и он был не в силах сражаться. Вместо него решился вступить в бой Матвей Хомяк — один из близких к Скуратову опричников, его стремянный.
Не было чести боярину Морозову сражаться с наемником, и вместо него вызвался один из двух владимирских гусляров, которые пришли на площадь. Автор называет его дюжим парнем, показывая непомерную силу и крайнюю наивность. Только выйдя на поле поединка, он сказал, что его зовут Митька, а сражаться решил оглоблей, чем развеселил государя. Толпа исполнилась сочувствием к этому добродушному богатырю. Он быстро одолел ненавистного ему Хомяка, приговаривая при этом: «Я те научу невест красть!» С трудом его владимирский ДРУГ увел победителя с поля, понимая, как опасна эта победа.
Почему «владимирский гусляр» спешно увел победителя с поля боя?
Оба гусляра были «станишниками», участниками одной из разбойничьих шаек, и им вовсе не нужно было сталкиваться с охраной царя. Их могли узнать и взять под стражу.
Источник: www.allsoch.ru
Вопросы и ответы к 8 главе романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»
А. К. Толстой утверждал, что точно воспроизводит быт и внешние приметы прошлого. Попробуйте охарактеризовать и оценить восьмичасовой пир Ивана Грозного на семьсот человек. Составьте план рассказа о царском пиршестве.
В романе очень подробно изображены все детали этого пира. Автор описывает схему расположения столов и то, как за этими столами сидели участники пира, что и как происходило во время этого пира.
План рассказа
Гости за пиршественными столами.
Убранство столов в начале пира.
Появление царя Ивана Васильевича.
Царская молитва перед началом пира.
Окружение царя за столом.
Рассказ о том, как Борис Годунов выручил царя в споре.
Царь жалует Серебряному блюдо со своего стола.
Смерть старого боярина, отравленного вином из чаши, присланной царем.
Царь жалует Серебряному чашу вина.
Описание кулинарных чудес царского стола.
Малюта Скуратов и его сын.
Сказка, которую рассказал царь Вяземскому.
Каким изображает Толстой царя Иоанна IV? На чем автор акцентирует внимание читателей?
Царь Иоанн IV в романе изображен в соответствии и с документальными свидетельствами, и с народными преданиями как грозный,
вспыльчивый, подозрительный и мстительный человек. Все эти качества можно увидеть даже на страницах одной главы 8. Мы видим внешность царя, имеем возможность оценить его характер и уяснить причины поступков, которые наблюдаем. Более всего сцена на пиру подчеркивает его подозрительность, коварство и то, что сами жестокие поступки вызывают у властителя чувство удовлетворения.
Нужно напомнить, что в романе есть эпизоды, которые не взяты из исторических источников, а добавлены фантазией самого автора. Так, нет подтверждения тому, что Грозный дает согласие на убийство родного сына, подозревая его в попытке захватить престол (глава 14). Этот факт взят А. К. Толстым из народной песни.
Расскажите о царском окружении, опираясь на текст главы.
Даже опираясь только на текст главы 8, несложно дать исчерпывающую характеристику некоторых приближенных царя, тех, кто был рядом с ним на пиру. Можно избрать для такого рассказа царевича Иоанна, Григория Лукьяновича Скуратова-Бельского (Малюту) с сыном, Афанасия Вяземского, который в эту пору был безнадежно влюблен в чужую жену. О них князь Серебряный слышал и мнения своих соседей по столу.
Царевич Иоанн молод, но уже готов превзойти по коварству, подозрительности и жестокости своего батюшку. Он наблюдателен, хорошо видит слабые стороны приближенных царя и умело обижает, стравливает их. При этом царевич не понимает опасности своих поступков и того, что ему не по силам вступать в столь рискованные столкновения.
Малюта Скуратов именуется в главе полностью, и эта детальность перечисления имен и титулов подчеркивает его относительную незнатность, невозможность тягаться с другими близкими царю придворными. Мы видим его неосуществленные амбиции. Но в то же время отмечаем его искреннюю привязанность к сыну, сила которой дает возможность читателю быть сколько-нибудь к нему снисходительным. Обратим внимание на слова худородный, любочестие, которые использованы для того, чтобы подчеркнуть особенности его положения и притязаний.
Очень важна (хотя в этой главе дана лишь попутно) характеристика Бориса Годунова, которому удается находиться рядом с жестоким царем и не быть соучастником его поступков.
Напишите миниатюру от лица князя Серебряного «Месть Иоанна».В романе много эпизодов, которые рисуют сцены царской мести. Есть они и на пиру. Так, во время пира осуществляется одна из жестоких и беспричинных казней. На старого боярина Василия царь, как все считали, держал гнев. И он пожаловал этого боярина чашею вина.
Вино, которое поднес ему Басманов, было отравлено, и старик упал мертвым. Царь тут же сказал: «Боярин пьян», — тело старика вынесли.
Для рассказа о мести царя можно использовать и другие эпизоды.
Зачем царь рассказывал сказку слепого Фильки князю Вяземскому? Какую роль она сыграла в развитии сюжета?
Рассказывая сказку, царь подталкивал Вяземского на преступление, как бы заранее обещая ему, что он не будет нести ответственность. Практически это была коварная и жестокая провокация, которая вселила в бедного влюбленного надежду на осуществление его желаний и при этом, как казалось, спасала его от неприятных последствий. Так, спланированное преступление заранее амнистировалось, и преступник мог надеяться на безнаказанность.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Источник: studentguide.ru