Золотая кладовая в Эрмитаже представляет собой это собрание тысячи ценных изделий из золота, созданных несколькими десятками народов и культур, которые обитали в Евразии — от Дальнего Востока до Восточной Европы — в течение последних 3000 лет. Прежде всего это Сибирская коллекция Петра I, в которую вошли скифские и сарматские предметы культуры, культа и искусства из курганов Зауралья, драгоценности из курганов Причерноморья и Северного Кавказа, изделия, созданные во время Великого переселения народов и в период Раннего Средневековья. Среди жемчужин Золотой кладовой — греческое золото из Северного Причерноморья, сокровища из стран Востока, ювелирные изделия из Китая.
Исторические факты
Уникальная золотая коллекция Эрмитажа включает в себя предметы, найденные при раскопках на Северном Кавказе, в Казахстане, Сибири, Северном Причерноморье и европейской части России. Благодаря этим находкам учёные могут реконструировать быт и обычаи древних народов.
Активное изучение наследия древних кочевых племён и народов началось в XVIII веке. Сначала — случайно, при разграблении могильных курганов. Затем — целенаправленно: по распоряжению государства найденные в курганах драгоценности отвозили в столицу, а в Сибирь и другие регионы снаряжали археологические экспедиции. Именно благодаря им в течение XIX и XX в эрмитажное собрание золотых изделий регулярно поступали новые экспонаты.
Премьера: Золотая кладовая. Клад Хана Кубрата
Основная часть произведений искусства и культуры, собранных в Золотой кладовой Эрмитажа, была найдена в ходе раскопок некрополей и курганов древнегреческих колоний у Чёрного моря, поэтому их происхождение установлено практически точно. Собрание также пополнялось благодаря покупкам и дарам из частных коллекций, например — дипломата Александра Нелидова.
Экспонаты Золотой кладовой Эрмитажа
Ювелирные изделия, предметы искусства и культа, а также оружие, собранные в Золотой кладовой Эрмитажа, отражают богатейший пласт культуры древних жителей Евразии с Бронзового века и до Средневековья. Благодаря этому собранию мы можем судить о высочайшем художественном уровне обработки металлов и мастерстве авторов, прежде всего — кочевых племён.
Сибирская коллекция Петра I
Сибирская коллекция Петра I — это 240 экспонатов, созданных евразийскими кочевниками и найденных в ходе раскопок могильных курганов на востоке от Урала. В нынешней Тюменской области расположена Ингальская долина, которую нередко называют колыбелью цивилизации. На огромной площади — более 1500 км² — жили племена, на протяжении многих столетий и даже тысячелетий торговавшие со Средней Азией и Египтом. Они также принимали участие в походах на Закавказье и Древний Рим.
Впервые ингальские сокровища раскопали бугровщики — чёрные копатели XVII столетия. Они раскапывали курганы — «бугры» — и продавали то, что там нашли. Об этом быстро узнали власти — столь интересными и драгоценными были находки. Сокровища начали отправлять в Петербург, и это стало началом первой в России коллекции археологических древностей — Сибирской коллекции Петра I. Самые древние экспонаты относятся к VII тысячелетию до н. э. Указы о запрете деятельности бугровщиков и доставке найденных в ходе раскопок предметов были выпущены в 1716 и 1718 годах. Сначала коллекция хранилась в Летнем дворце, затем — в Кунсткамере, а в 1859 году переехала в Эрмитаж.
Бриллианты Екатерины Великой. (Diamonds of Catherine the Great)
Бляха в виде свернувшейся пантеры — самый древний экспонат Сибирской коллекции. Такие вещи были распространены у скифов в период с VIII по V века до н. э. Среди наиболее выдающихся экспонатов ирано-бактрийского периода — разнообразные гривны — шейные украшения — из золота (на шарнирах, с украшениями в виде львиных грифонов).
Эталонный пример ирано-бактрийского искусства — украшение в виде грифа, убивающего козла. Чаще всего золотые предметы (поясные пластины, браслеты, нагрудные бляхи — фалары) инкрустировались бирюзой. В Сибирской коллекции почти не встретишь произведений с человеческими изображениями — такие образы считались священными. Зато в огромном количестве представлены животные. Помимо вышеназванных грифов и грифонов, излюбленными мотивами были изображения лошадей, оленей, яков, кабанов, волков, змей и птиц, а ещё — драконов. Самый знаменитый экспонат, относящийся к скифской культуре, — бляха из золота в виде оленя, помещавшаяся на щит, сделанная примерно в 600 году до н. э. Широко известен также скифский гребень, созданный в период с конца V по начало IV столетия до н. э.
Новочеркасский клад
В 1864 году около города Новочеркасск (нынешняя Ростовская область) при строительных работах был раскопан курган Хохлач (так его называли местные жители). В земляной насыпи круглой формы высотой почти четыре метра и диаметром около 43 метров была похоронена жрица сарматской богини плодородия. В насыпях вокруг могилы обнаружили четыре тайника. Их содержимое принято называть Новочеркасским кладом. Это изделия из золота в сарматском «зверином» стиле, посуда из золота и серебра из восточных государств и Древнего Рима.
Это захоронение, как и другие крупные курганы Нижнего Дона, относится к культуре сарматского племени аланов, которое жило здесь в I столетии н. э. Так на южные земли пришли традиции работы по золоту, свойственные кочевникам из Сибири и Центральной Азии. Учёные реконструировали наряд погребённой жрицы благодаря сохранившимся золотым украшениям.
Среди них — нашитые на одежду и покрывала бляшки в форме голов быков и фигур идущих оленей. Это ярчайший пример «звериного» стиля сарматов. Среди сокровищ кургана Хохлач выделяется диадема, в декоре которой сочетаются греко-римские традиции и «звериный» стиль со вставками разноцветных камней. Также в гробнице были найдены браслеты, гривны, бусы, ритуальные кубки и флаконы для ароматов.
Сокровища скифских правителей
Раскопки царских курганов с захоронениями скифских правителей велись в Приднепровье во второй половине XIX века. Найденные там предметы датируются V-IV столетиями до н. э. В 1862 и 1863 году под руководством историка Ивана Забелина состоялись археологические раскопки огромного Чертомлыкского кургана около Никополя на берегу Днепра.
Среди находок особое место занимает амфора из серебра с позолотой с изображениями скифов, выполняющих ритуальные действа. Ещё один курган, раскопанный археологом Николаем Веселовским на левом берегу Днепра в 1912-1913 годах, назывался Солоха. Там обнаружили знаменитый золотой гребень и серебряную с позолотой чашу со сценами скифской охоты на рогатую львицу и львов. Интересно, что большинство украшений для скифских правителей и знати были выполнены в традициях этого кочевого народа, но авторами были греческие мастера. Это явление получило название эллино-скифского искусства.
Подношения императорам
Обычай подношения даров правителям — поистине древний. Во время дипломатических переговоров и встреч, по случаю военных побед и заключения мирных договоров, в честь коронаций, свадеб и больших религиозных праздников правителям вручались ценные подарки в знак глубокого уважения. Это были роскошные сервизы из фарфора или драгоценных металлов, богато украшенные табакерки, кубки, шпалеры (ковры), оружие, нумизматика и ценные книги в окладах с драгоценными камнями. Коллекция Эрмитажа включает в себя дары для российских императоров от представителей европейских и восточных государств. Среди них выделяются ювелирные украшения и предметы интерьера (поднос, столик для Корана) империи Великих Моголов, подаренные посольством персидского правителя Надир-шаха.
Маршрут экскурсии
Посещение Золотой кладовой в Эрмитаже входит в Маршрут № 2. Он стартует от Церковной лестницы и позволяет побывать в личных покоях членов императорской семьи и увидеть лучшие интерьеры залов дворца. В рамках этого маршрута вы осмотрите экспозиции искусства античности, стран Востока и Западной Европы — Франции и Англии, а также посетите часть парадных залов Зимнего дворца начиная от Гербового зала.
Золотая кладовая находится на первом этаже Главного музейного комплекса и включает в себя пять залов под номерами с 41 по 45. Чтобы попасть туда, от Церковной лестницы нужно пройти через Александровский, Гербовый, Георгиевский и Павильонный залы, затем — через жилые комнаты Романовых, экспозиции восточного и западноевропейского искусства и галерею нумизматики. Здесь стартует экскурсия по Золотой кладовой Эрмитажа.
Экскурсия по эрмитажной Золотой кладовой начинается с зала № 41, где выставлены предметы искусства из Центральной Азии и Китая с III века до н. э. по X столетие н. э. Затем вы проследуете в зал № 42, где хранится восточное оружие, сделанное в Иране в период с конца XVII по начало XIX века. В зале № 43 находятся экспонаты из курганов в Феодосии и Пантикапее, датируемые IV столетием до н. э. В зале № 44 вы увидите Новочеркасский клад из кургана Хохлач (I век н. э.), в том числе предметы, использованные для погребения жрицы. В последнем зале под номером 45 хранится Сибирская коллекция Петра I, в том числе сокровища из Келермесских курганов.
Правила посещения
Золотую кладовую Эрмитажа можно посетить только в составе организованной экскурсии. Численность группы — до пяти человек включительно. Детям также нужно купить билет с экскурсионным обслуживанием. Экскурсия проводится только на русском языке.
Билет предусматривает посещение Золотой кладовой Галереи драгоценностей Главного музейного комплекса, а также отдельных экспозиций, которые входят в Маршрут № 2. Эти экспозиции можно будет осмотреть самостоятельно, без гида.
Сбор посетителей проходит у Церковного контроля. Будьте внимательны: если вы опоздаете на свой сеанс, в Золотую кладовую вас не пустят. Вы сможете только самостоятельно осмотреть залы, входящие в Маршрут № 2.
Время работы
Сеансы в Золотую кладовую Эрмитажа проходят каждые полчаса — всего 13 сеансов в день. Первый сеанс — в 12:00, последний — в 19:00. Экскурсии по Пушкинской карте проводятся два раза в неделю: в 17:40 по субботам и в 15:10 — по воскресеньям.
Стоимость посещения
Цена билета в Золотую кладовую Эрмитажа — 1000 рублей. Обратите внимание: бесплатное посещение в третий четверг каждого месяца для отдельных категорий граждан не распространяется на экскурсии в Золотую кладовую. Если возникла необходимость вернуть билет, это возможно сделать не позднее, чем за три дня до даты посещения. Эта экскурсия доступна для держателей Пушкинской карты.
Бронирование билетов
Чтобы посетить Золотую кладовую Эрмитажа с экскурсией, удобнее всего купить билет онлайн. Максимальное число билетов в одном заказе — пять. Билеты именные: нужно будет указать ФИО, а также телефон и адрес электронной почты.
Как добраться
Золотая кладовая находится в Главном музейном комплексе Эрмитажа. Быстрее всего будет приехать на станцию метро «Адмиралтейская» и пройти 10 минут. Сначала — по Кирпичному переулку и Малой Морской улице. Затем нужно перейти через Невский проспект, повернуть налево и пройти по Дворцовому проезду, а затем свернуть направо на Дворцовую площадь к Зимнему дворцу.
Коллекция изделий в Золотой кладовой Эрмитажа позволяет не только увидеть искусно сделанные украшения, посуду, обрядовые предметы и оружие, сделанные древними кочевниками из драгоценных металлов. При осмотре собрания посетители получают наглядное представление об истории археологических раскопок в России и об истории страны в целом.
Источник: hermitage-ticket.ru
Отзыв: Выставка «Галерея драгоценностей» в Эрмитаже (Россия, Санкт-Петербург) — Без фото и особых впечатлений
Не так давно побывали на экскурсии «Бриллиантовая кладовая Эрмитажа». Билет покупали он-лайн, стоимость 1000 рублей -за эти деньги предлагалась обзорная экскурсия по кладовой и затем самостоятельное посещение Эрмитажа. Т. е. 500 рублей как бы входной, 500 — это «обзорка».
Сокровищницу Эрмитажа посещать доводилось, но давненько, захотелось обновить впечатления.
Вход, кстати, на экскурсию, с Дворцовой площади, так называемый «комендантский» вход. Это явный плюс — никакой толчеи, проверка вещей на входе, свой небольшой гардероб, туалеты, место ожидания сбора на экскурсию.
Ровно в означенное в билете время выходит экскурсовод и дежурный администратор созывает группу. И идем куда надо — в помещение за семью замками, семью печатями. Это, конечно, фигурально. Просто идем в отлично защищенное помещение, где находятся золотая и бриллиантовые коллекции Эрмитажа. На сайте музея продаются экскурсии отдельно в золотую, отдельно в бриллиантовую кладовые.
Но на самом деле это одно общее помещение, несколько залов без дверей и так уж четко отделить золото от камней не получится — ни физически, ни морально. И, к удивлению, экскурсия у нас была и по тому, и по другому.
Экскурсовод была доброжелательная, на вопросы, если они были — отвечала, на реплики реагировала. Но рассказ был скорее формальным, нежели от души. У витрин долго не задерживались, вернуться к ним нельзя — можно, во-первых, отстать и не услышать рассказ, а во-вторых (или, наверное, во-первых) самостоятельный осмотр витрин не приветствуется, он попросту запрещен. Охранники за этим четко следят. Фотографировать ничего нельзя!
Витрины подписаны одной небольшой табличкой — типа «Германия, 17 век, золото». И, даже, если в витрине с десяток предметов, ни один из них не подписан, как это обычно делается в музейной практике. Номер у экспоната, в витрине расшифровка что под номерами. Здесь этого нет. Осмотр довольно беглый, все очень быстро, все экспонаты не успеть рассмотреть.
Что в «золоте», что в «бриллиантах». Пропустил слово экскурсовода — всё, информация минус.
В бриллиантовом разделе экспозиции та же картина — в витринах просто лежат драгоценные вещи. Например, броши, перстни, табакерки. Кому принадлежали, когда сделаны, кто мастер — ничего этого не узнаешь, вещи не подписаны, а экскурсовод рассказывает далеко не обо всех предметах коллекции. Остаться после экскурсии и рассмотреть особо понравившиеся экспонаты не получится — не положено. Одновременно на экскурсии может быть несколько групп, поэтому довольно шумно и тесновато.
Если сравнивать с экспозицией музея Фаберже, то эрмитажная явно проигрывает. Какая-то чудовищная секретность, малоинформативность, невозможно «напитаться» красотой, всё бегом. И еще у меня лично сложилось такое ощущение, что эрмитажные богатства обезличены, они не хранят в себе дух, ауру их прежних хозяев, как будто это у них отобрали, не знаю, как бы поточнее выразиться. Вот в коллекции Фаберже как раз наоборот — там словно дух прошлого витает.
И еще один нюанс посещения — билет только на экскурсию в кладовые купить нельзя. Но я сто раз была в Эрмитаже, хочу, например, только золото/бриллианты музейной коллекции увидеть — нет, так нельзя, еще полтыщи нужно выложить за билет.
Источник: otzovik.com
Эрмитаж. Золотая гостиная. Зал №304.
«Шик, блеск, красота!» — это слова из песни к кинофильму «Цирк» Григория Александрова. Именно! Шик, блеск, красота! Да, только так можно охарактеризовать Золотую гостиную Зимнего дворца!
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Золотая гостиная, а сегодня это зал Эрмитажа №304, входила в покои императорской четы Александра II и Марии Александровны, а точнее, была парадной гостиной. Здесь, в роскошной и торжественной обстановке, проводились приемы гостей, в том числе иностранных, кроме того, устраивались танцы.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Зал №304. Золотая гостиная.
Фото автора.
Интерьер помещения оформлен по проекту русского архитектора, заслуженного профессора 1-й степени по архитектуре Императорской Академии художеств Александра Павловича Брюллова. В течение нескольких лет велись работы, и к 1841 году Золотая гостиная засияла во всём своём великолепии.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Зал №304. Золотая гостиная.
Фото автора.
Двери, мебель, потолочные своды, пилоны, стены, карнизы, лепнина — все отделано тонким орнаментом и покрыто позолотой. Название гостиной полностью соответствует свой отделке, на это ушел не один килограмм сусального золота.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Зал №304.
Золотая гостиная. Фото автора.
В зимней императорской резиденции большой количество каминов. Однако, камин в Золотой гостиной стоит особняком, пожалуй это самый роскошный во всем дворце: камин выполнен из белоснежного карарского мрамора, чудесные колонны из яшмы над камином поддерживают узорчатый барельеф во фризе, между колонн в позолоченной раме установлено большое зеркало, идеально вписались и фигуры кариатид. И, конечно, главная отличительная особенность камина в Золотой гостиной — это мозаичная картина Джоаккино Ринальди «Руины Пестума». Пестум — археологический музей Южной Италиии, в регионе Кампания.
Зал №304. Золотая гостиная. Фото автора.
Добавлю, камин изготавливался в камнерезной мастерской Викентия Модерни. По бокам мраморного камина установлены тяжелые напольные подсвечники-канделябры. Помимо напольных подсвечников, зал освещали бронзовые люстры, с огромным количеством хрустальных подвесок.
Источник: dzen.ru