В ризах образа что значит

Гой ты Русь моя роднаяСергей Есенин Эту статью могут комментировать только участники сообщества. Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Стихотворение и анализ «Гой ты, Русь, моя родная…»

Стихотворение написано от первого лица с намёком на автобиографичность. Лирический герой любуется видом, открывающимся перед его взором в деревне. Самое первое, на что он обращает внимание – это образа в ризах. Такие образа являются не просто неотъемлемым элементом русского интерьера, а деталями, указывающими на ключевое значение религии для русского человека.

Герой выражает восторг бескрайними просторами, наслаждаясь их синью. Он уверяет, что никогда не променяет свою родину даже на настоящий рай.

История создания

Произведение, посвящённое своей стране, Есенин написал в 1914 г. К этому времени он уже покинул родное село, переехав в город. Молодой поэт сильно скучал по отчему дому, находя сомнительное утешение в алкоголе. Вдали от родных, он согревал свою душу воспоминаниями о малой родине.

Гой ты, Русь — Сергей Есенин (читает Сергей Безруков) #есенин #поэзия #стихи

Идея произведения была навеяна Есенину атмосферой тех лет. Отношения между странами достигли высокой степени накала: это было время, предшествующее Первой Мировой войне. Повсеместно звучали патриотические разговоры: поэт пылко реагировал на них.

Всё это находило живой отклик в его сердце.

Жанр, направление, размер

По жанру это лирическое стихотворение. Автор испытывал сильные эмоциональные переживания о судьбе родины, поэтому смог столь убедительно передать их читателям. Произведение написано в рамках литературного направления – имажинизма, пришедшего на смену футуризму. Имажинизм провозглашал метафору основным художественным средством изобразительности.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей: он позволяет создавать оживлённое настроение и ритм.

Композиция

Это произведение нельзя поделить на смысловые части по причине того, что все эмоции и переживания представляют собой единый, целостный монолог лирического героя. Можно выделить лишь последнее четверостишие: в нём поэт отходит от описания пейзажа и даёт волю эмоциям. Формальная организация столь же простая, как и смысловая: произведение состоит из пяти катренов.

Образы и символы

В произведении представлены образы, раскрывающие его тематику:

  • образ лирического героя максимально приближен к автору. Лирический герой выступает в роли главного действующего лица: он заходит в село, чувствует запахи, слышит смех и наслаждается всем этим;
  • образ «рати святой» – абстрактный. Этот образ помогает определить основную тематику, поднятую поэтом;
  • образ синего неба символизирует свободу, бескрайние возможности человека. Поэт пишет о том, что «синь сосёт глаза»;
  • образ «захожего богомольца» – поэт проводит параллель между собой и «захожим богомольцем».

Также в произведении представлены иные образы природы: тополей, которые чахнут «звонно»; запахи яблочные и медовые, а также «стяжки», «серёжки» и пр. Все эти образы помогают перенести читателей в созданную поэтом местность.

Темы и настроение

В произведении подняты две важных темы:

  1. Тема Родины – ключевая. Поэту не нужен даже рай в обмен на Россию. Он желает радоваться созерцанию родных просторов, слышать пение птиц, ощущать запах свежескошенной травы – жить полной грудью.
  2. Тема природы звучит в стихотворении особенно громко. Поэт с любовью описывает красоты своей малой родины, её уникальный образ.

Настроение стихотворения весёлое, бойкое. Родная земля вдохновляет поэта и успокаивает: он абсолютно счастлив.

Основная идея

Основная мысль произведения заключена в идее патриотизма. Но слово «патриот» в отношении лирического героя во многом неуместно. Есенин хочет лишь передать настроение, которое чувствует сам, когда вспоминает об отчем доме.

Ключевая мысль является отражением поэтического кредо автора: он называет себя крестьянским поэтом, тем самым прочно связывая свою поэзию с малой родиной.

Средства выразительности

В стихотворении автор использовал такие средства выразительности, с помощью которых ему удалось создать панорамное полотно родного края:

Источник

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа ». И, вместе с тем, не может пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонно чахнут тополя». Новости партнеров.

Гой ты Русь моя роднаяСергей Есенин

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
*

Песню на стихи Есенина сочинила и исполнила Женя Мироенко из Орска.

Лауреат последнего фестиваля авторской песни «Бабье лето».

11 октября исполнила её на турнире поэтов в Орске.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом. Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не может пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонно чахнут тополя».

Вячеслав Михалыч # написал комментарий 12 октября 2015, 09:03 Стихотворение искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю. Поэт использует хорей. Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит. ) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.

Вячеслав Михалыч # написал комментарий 12 октября 2015, 09:05 У меня зародились сомнения, что в большинстве люди понимают, что «ЗВОНКО» чахнут тополя. Но интуиция подсказывает, что всё же как я написал.

Тамара Соколова # написала комментарий 12 октября 2015, 10:53 Спасибо. Замечательно,здесь черпал силы и вдохновение великий поэт России..
Это тоже его стихи.

Вячеслав Михалыч # ответил на комментарий Тамара Соколова 12 октября 2015, 11:32 Спасибо, Тамара!

Вячеслав Михалыч # ответил на комментарий Тамара Соколова 12 октября 2015, 12:14 При Сталине Есенина напрочь стёрли из литературы, запретили даже упоминать в СМИ. И не его одного, практически всех непризнанных властью и большей частью репрессированных или оставшихся умирать в полном игноре и в том же запрете на упоминания. При Хрущёве, после ещё 3-х лет сомнений некоторых, в том числе Есенина, Павла Васильева и Бориса Корнилова и 2-3 прозаиков, а том числе нашего земляка из Орска Правдухина.

Читайте также:
Знаки руны и их значение

Александр Махов # написал комментарий 12 октября 2015, 14:54 выразительно!

Алла Булаева # написала комментарий 13 октября 2015, 09:37 Красавица!

Костантин Сухов # написал комментарий 15 октября 2015, 15:14 Стих

  • Регистрация
  • Вход

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 469 записей в блогах и 3040 комментариев.
Зарегистрировалось 8 новых макспаркеров. Теперь нас 5032460.

Источник

Хаты — в ризах образа … Не видать конца и края —. Только синь сосёт глаза. Риза в данном случае — это рельефная накладка из драгоценного металла, украшение иконы (« образа »). Такая накладка закрывает всю икону, кроме лиц и рук святых. Другое название « ризы » — «оклад».

У самого же существительного « риза » есть и второе (точнее, первое) значение — облачение священника для богослужения. Пахнет яблоком и мёдом. По церквам твой кроткий Спас.

Проект «Использование устаревших слов в стихотворении С.Есенина «Гой ты,Русь, моя родная..»

Прочитав его, задумался. Это стихотворение, с самой первой его строчки вызвало у меня много вопросов, хотя смысл был мне очень понятен, но вот слова-очень много непонятных мне слов, начиная уже с самого слова «Гой».

И я подумал: « Как же до конца понять смысл этого стихотворения, когда в нем написаны слова, значение которых мне не известно совсем?» .

Решил –нужно обязательно выяснить значение неизвестных мне слов в стихотворении Есенина « Гой ты, Русь, моя родная…».

Это и стало целью моей работы.

Цель : Выяснить значение устаревших слов в стихотворении С.Есенина

« Гой ты, Русь, моя родная…»

  1. Обозначить устаревшие и неизвестные мне слова.
  2. Выяснить в имеющихся источниках (словарях и энциклопедиях) значение обозначенных слов.
  3. Составить словарик устаревших слов по стихотворению С.Есенина « Гой ты,Русь, моя родная…»

В первую очередь я выписал слова, значение которых было мне неизвестно:

-«Гой», «Хаты», « в ризах образа», «корогодом», « стежка», « на приволь зеленый лех». Затем я обратился к маме за помощью, что бы она подсказала где начинать поиск значения этих слов.

Начали мы с первого и самого для меня загадочного слова «Гой». Оказалось, что не только у Есенина встречается данное слово. Итак, что я выяснил

  1. Значение слова «Гой»

ГОЙ, междометие. (обычно со словом „еси“ и в сочетании с местоимением 2-го лица). Народно-поэт. Употребляется при приветствии, обращении. Как промолвил грозен Стенька Разин: — Ой ты гой еси, Волга, мать родная!

Пушкин, Песни о Стеньке Разине. Ах ты гой еси, правда-матушка! Велика ты, правда, широка стоишь! А. К. Толстой, Правда. (1)

В словаре Ушакова, так же можно найти значение данного слова и вот оно:

«ГОЙ1, междом., со словом «еси» (см.) или без него (устар. нар.-поэт.). В сочетании с местоим. 2 лица служит для восклицания, приветствия, торж. обращения. Гой, ты, родина моя, гой ты, бор дремучий!

А. К. Толстой. Уж ты гой еси, удалой добрый мо́лодец. Народная песня

ГОЙ2, гоя, м. [евр.] В традиционном национально-религиозном еврейском быту — бран. название нееврея, преимущ. христианина.» Выяснив это мне стало понятно значение и я приступил к исследованию слова Хата.(3)

  1. Значение слова «Хата»

«ХА́ТА, -ы, ж.р. Крестьянский дом в украинской, белорусской и южнорусской деревне. «Приятно было Семену войти в просторную, чисто выбеленную хату. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.

Хата его, в отличие от соседних, была неприглядна: глина кусками отвалилась от стен, крыша оползла и осела. Троепольский, Игнат с балалайкой.» Есть такое выражение

«Моя (твоя, его и т. д. ) хата с краю» — это меня не касается, это не мое дело.(5)

3 ) Значение слов « Риза и Образа»

1. Верхнее облачение священника при богослужении. Все было празднично — и прекрасно: и священники в светлых серебряных с золотыми крестами ризах, и дьякон, и дьячки в праздничных серебряных и золотых стихарях. Л. Толстой, Воскресение. || Парадное, богато украшенное царское одеяние в России в 15—17 вв. Петр сидел на троне молча, угрюмый, — в царских ризах и бармах.

А. Н. Толстой, Петр Первый. || Трад.-поэт. Одежда, одеяние. Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Пушкин, Арион.

2. Металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук; оклад. Лампады ярко сверкали своими огнями на золотых ризах и драгоценных каменьях образов. Достоевский. (3)

Итак, я выяснил, что- Хаты — это дома, образа — это иконы, ризы — металлический оклад на иконе.

  1. Значение слова « Звонно»

«Звонно» от слова звон, так сказано в толковом словаре Ожегова.(4)

  1. Значение слова « Чахнуть»

Слово Чахнуть в словаре Даля, сохнуть, вянуть, блекнуть; хилеть, хиреть, дряхлеть, худеть и слабеть. Деревцо чахнет, зачахло. Она чахнет с самой осени, еле ходит, исчахла. | Сев. просыхать, пробыгать. Белье чахнет еще на ветру, не прочахло. Лед на озере чахнет, изникает, тает. Скошенная трава чахнет.

Чахлый парень, худой и болезненный. Он таким чахленьким родился, слабым. Чахлость, состоянье по прилаг. (5)

Слово Чахнуть в словаре Ожегова

ЧАХНУТЬ, -ну, -нешь; чах и чахнул, чахла; чахнувший; чахнув; несов. Становиться чахлым, сохнуть (во 2 и 3 знач.). Цветок чахнет. Ч. от тоски. || сов. зачахнуть, -ну, -нешь; зачах, -хла; зачахший; зачахнув.(4)

  1. Значение слова «КОРОГОД»

«хоровод», диалектизм.; карагод,. Это слово представляется тождественным слову хоровод, которое, вероятно, происходит от греч. (см. хор) и водить, но в таком случае остаются загадочными к и г. Поэтому некоторые ученые рассматривают форму корогод, как более старое,устаревшее. (6)

  1. Значение слова «Стёжка»

1. Действие по знач. глаг. стегать1. Стежка одеяла.

2. Шов, а также прошитое швом место. Машинка трещит, тянется бесконечная стежка, а в голове мысли так и бегут. Мамин-Сибиряк, Не мама.

СТЁЖКА2, -и, род. мн. -жек, дат. -жкам, ж. Обл. и народно-поэт. Тропинка, дорожка. Извилистая стежка, протоптанная пешеходами, пересекала большое свекловичное поле. Куприн, Поединок. (5)

Так же значение этого слова мы находим и в словаре Д.Н. Ушакова

«СТЁЖКА1, и, ж. (порт.). 1. только ед. Действие по глаг. стегать2. На стежку одеяла потребовалось три дня.

2. Прошитое швом или швами место. Крупная с. Аккуратная с.

СТЁЖКА2, и, ж. (обл.). Уменьш. к стега; тропинка, дорожка. Стежка вывела прямо в болото. Л. Толстой.».(3)

Итак, мне удалось выяснить значения некоторых слов, а вот с последним словом « Лех» пришлось искать немного подольше и нашел я наиболее понятное для меня значение этого слова в этимологическом словаре Фасмера

  1. Значение слов « Приволь и Лех)

-Приволье-широкое открытое место,пространство. -Леха — «грядка, борозда», укр. лiха «ток, грядка», «межа, борозда», старо. -слав.. леха- «гряда, мера площади» . В близком нам понимании это пашня или борозды вспаханной земли.(6)

Мне удалось исследовать и выяснить значение устаревших слов, которые использовал Сергей Есенин при написании своего стихотворения « Гой ты,Русь, моя родная…», эта работа была мне очень интересна и полезна, так как она помогает разобраться и способствует более полному представлению о смысле этого стихотворения. Я считаю, что цель моей работы достигнута и задачи все выполнены.

Словарь устаревших слов

Читайте также:
Деньги привлекаю счастье обретаю да будет так

из стихотворения С.Есенина « Гой ты,Русь, моя родная….»

1) «Гой»-употребляется как приветствие или обращение.

2) «Хата»-«ХА́ТА, -ы, ж.р. Крестьянский дом в украинской, белорусской и южнорусской деревне.

3) « Риза»- металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображение лица и рук; оклад.

Источник

Особое значение имеет ранний период творчества Есенина, когда он еще не был знаменит и не испытал страданий и лишений. Произведения молодого поэта были чистой и светлой струей в мутном потоке литературной макулатуры, наводнившей Россию в начале XX века. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» — одно из лучших творений ранней лирики Есенина.

Есенин же считал православие неразрывной частью русской культуры. Религиозные образы органически вплетаются в стихотворение (« в ризах образа », «захожий богомолец», «кроткий Спас»). Неприхотливый деревенский пейзаж расцветает у поэта яркими красками.

Патриархальная жизнь стирает различия между человеком и природой.

Пример анализа стихотворения Есенина «Гой ты Русь моя родная»

Судьба великого русского поэта Сергея Есенина довольно неоднозначна и загадочна. Ему довелось много путешествовать, жить вдали от родины. Но всегда Есенин спешил туда, где находится его дом, туда, где душа наполнятся спокойствием и гармонией.

Будучи настоящим патриотом, Есенин ни когда не идеализировал свою родину – Россию. Он, как ни кто другой, знал о ее недостатках, бедах, трудностях жизни простого человека. Но, ни смотря на это, Есенин искренне любил Россию, такой кокой оно была, с ее достоинствами и недостатками.

Именно поэтому поэт всегда стремился «домой», чтобы здесь найти покой.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» является одно из лучших работ Сергея Есенина, в которой он воспевает свою родину. Оно было написано в 1914 году. К этому времени Есенин был уже довольно известен и проживал в Москве. Огромный город был не по душе поэту. Свою тоску Есенин пытался утопить в вине.

Мысли поэта все чаще возвращали его в прошлое, в то время, когда он был простым крестьянским мальчишкой, когда был по-настоящему счастлив и свободен.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» становится воспоминанием о прошлой жизни. В нем Есенин попытался передать нам те эмоции и чувства, которые он испытывал, наслаждаясь красотой великой России. В стихотворении поэт отводит себе роль «захожего богомольца», который хочет лишь отдать дань своей родине.

Родина для Есенина – это храм, который дарит уставшему путнику душевное спокойствие и гармонию, ни чего не беря взамен.

Также, стоит отметить, что в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин создает довольно неоднозначный образ России. В стихотворении убогость и красота, грязь и чистота, божественное и земное идут рядом. Но, ни смотря на это, поэт ни готов променять ни на что яблочно-медовый запах летнего Спаса и звонкий «девичий смех».

Есенин зная, что крестьянская жизнь полна всяческих проблем и сложностей, считает ее более рациональной, чем его теперешняя жизнь. Простые люди не утратили связь с прошлым. Они помнят и свято оберегают обычаи и традиции своих предков, их жизнь наполнена смыслом.

Простой человек является по-настоящему богатым, ведь у него есть возможность наслаждаться величием природы, наблюдать за неспешным течение реки, тишиной леса, пением птиц. Сергей Есенин считал, что если и есть рай на земле, то он находится именно здесь – в русской деревне, не испорченной человеком, в своей первозданной красоте.

Сергей Есенин заканчивает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» строками:
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»

По моему мнению, эти строки еще раз подчеркивают безграничную любовь поэта к своей родине. Есенин готов был отказаться от любых человеческих благ только за то, чтобы иметь возможность вновь очутиться на родной земле, ощутить себя частью этой огромной страны и ее могучего народа.

Пример анализа стихотворения 2

История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс».

Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой.

Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека.

Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда.

Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая.

Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем нет сюжета. Анализируемый стих имеет ярко выраженный созерцательный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер – четырехстопный хорей.

С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

Читайте также:
Камни из граната свойства

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения.

В последней строфе поэт использует аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.


Пример анализа стихотворения 3

История создания

В 1912 году, после окончания Спас-Клепиковской церковно-приходской второклассной учительской школы, Сергей Есенин переезжает в Москву. Он чувствует, что должен следовать голосу призвания – быть поэтом, выходить на широкую литературную дорогу.

В 1914 году девятнадцатилетний юноша тоскует по рязанским полям и создаёт стихотворное признание в любви к родной земле: стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!».

В 1916 году оно будет опубликовано в первом сборнике стихотворений Есенина «Радуница».

Литературное направление

Принято считать период раннего творчества Есенина имажинистским.

Слово «имажинизм» происходит от французского «image» (образ).

Формально Есенин опубликует декларацию имажинизма вместе с друзьями-поэтами лишь в 1919 году, но образное звено есенинской лирики глубже формальных поисков.

Истоки его метафорического мышления кроются в народной культуре, образности русского языка и изобразительного орнамента.

Можно сказать, что данное стихотворение родилось на стыке реалистического искусства и модернистского направления, получившего название «имажинизм».

Род

Стихотворение «Гой, ты Русь моя родная» — образец лирики. В нём соединяются черты гражданской, философской и духовной лирики.

Жанр

Жанр можно определить как лирическое стихотворение.

В нём чувствуется сильное исповедальное начало, определяющее своеобразие есенинского лиризма.

Поэт совершает попытку осмысления такой важной философской проблемы как поиск духовной родины. Выбирая между земным отечеством и раем, он провозглашает: «…Не надо рая. // Дайте Родину мою».

Любовь к Руси деревенской как неотъемлемой части собственной души становится высшей ценностью, противопоставленной даже божественному Абсолюту.

Тематика
Основная тема произведения – Русь поднебесная. Есенин словно пишет с неё иконы, подчёркивает её надмирный облик, святость.

«Хаты — в ризах образа», сам поэт – «как захожий богомолец». Даже тополя здесь чахнут «звонко». Всё звенит и переливается, манит в необъятные дали, словно в солнечный день Пасхи, когда благовестит деревенский колокол.

Этот бесконечный солнечный простор так дорог автору, что даже рай не манит его своими неведомыми красотами.

Идея

Бесконечный солнечный простор, синь, сосущая глаза, озорной девичий смех дороги автору.

Он прикипел всем сердцем к земле, которая его родила, и чувствует себя выразителем её несказанной красоты.

Пафос

В стихотворении сливаются воедино восторг влюблённого юноши, присягающего на верность Отчизне со всей силой молодой цветущей души и коленопреклоненный трепет странника-богомольца, понимающего, что он только гость в этом мире.

Стихотворение напоминает гимн родной земле.

Система образов

Образ святой Руси, который предстаёт перед глазами читателей в сборнике «Радуница», складывается из системы вспомогательных образов.

Это образы пространства: «не видать конца и края», «синь сосёт глаза», «вдали за корогодом», «приволь зелёных лех», «смотрю твои поля».

Образы дома и дороги как основных координат русского пространства: «хаты — в ризах образа», «побегу по мятой стёжке», «как захожий богомолец», «по церквам твой кроткий Спас».

Цветовые образы: «синь» небес, «зелёные» лехи (луга, луговины).

Звуковые образы: «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая».

Образы запахов: «пахнет яблоком и мёдом».

В картину русского простора вписаны небо и земля, золото, зелень и лазурь пейзажа, жители деревень и хранители небесных высот.


Центральные персонажи

Как уже было сказано, центральный образ стихотворения – Русь. Она настолько одухотворена, что кажется самостоятельным персонажем, высшей сущностью, любимой, матерью, невестой.

Второй персонаж – лирический герой, проходящий и пробегающий её просторы в жажде познать некую высшую красоту, духовную истину, открытую только любящим сердцам.

Наконец, в завершении стихотворения появляется «рать святая». Это могут быть ангелы, архангелы, мученики и праведники, охраняющие Русь, её святые покровители. Поэт представляет разговор с ними, но не мыслит, что земную родину можно покинуть, даже если за это ему обещают рай.

Лирический герой

Лирический герой Есенина всегда узнаваем и ярок. Традиционно его отождествляют с самим поэтом.

Сначала он спокоен, как человек, переступающий порог храма: «идёт», «смотрит», «как захожий богомолец».

Затем его походка ускоряется, он уже бежит «по мятой стёжке», в звон девичьего смеха, в приволье и простор раскрытых ему навстречу материнских объятий.

В своём разбеге он достигает небесных горизонтов и готов говорить с высшими силами, свидетельствуя перед ними, что навеки влюблён в родную землю.

Сюжет

Сюжет стихотворения соотносится с мотивом странничества, характерным для всей русской лирики.

Сначала поэт стремится передать удивление и восторг от встречи с величием и простором своей Родины, затем описывает стремительное движение к самому её сердцу.

Стихотворение завершается предполагаемой встречей с Всевышним. Поэт подчёркивает, что не готов покинуть любимую землю, так она и является для него образом рая.

Композиция

Композиция произведения – линейная.

В первом четверостишии присутствует завязка – восторг и любование необъятным простором.
Во втором, третьем, четвёртом четверостишии появляется развитие действия: «пробегусь», «прозвенит».
В пятом четверостишии звучит кульминация, которая одновременно является выводом:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».


Художественные особенности

Язык стихотворения сочетает литературную лексику с церковно-славянизмами («в ризах образа», «Спас», «рай») и диалектизмами (лехи – это луговины, корогод – хоровод).

Возглас «Гой!» позаимствован из былинного зачина.

Такие лексические вкрапления наполняют пространство стихотворения глубиной и смыслом. Святая Русь явилась не сегодня и уйдёт не завтра. Она была и будет всегда.

Размер, рифма, строфика

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с чередованием женской и мужской рифмы.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ).

Строфа – классический катрен (то есть четверостишие).

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

сравнения: «хаты – в ризах образа»; «как захожий богомолец»; девичий смех прозвенит, «как серёжки»;
олицетворения: «синь сосёт глаза»;
метафоры: «приволь зелёных лех»;
гипербола: «Если крикнет рать святая…»
С помощью аллитерации на «с», «ст», «з», «пр», «кр» поэт передаёт ощущение необъятности пространства, движение по нему, напоминающее порыв ветра, звонкий трепет русской природы.

Ассонансы с «о», «а», «э» раздвигают границы изображаемого мира, к концу стихотворения они расширяются и раздвигаются до размера райских врат.

Слог «ра» («рать», «в раю», «рая») рождает в подсознании образ солнца, света, высшей красоты.

Значение произведения

Можно сказать, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» является кульминацией сборника «Радуница», одним из самых выразительных произведений периода раннего есенинского творчества.

Оно недаром вошло в школьные хрестоматии, ведь поэт формулирует собственное кредо, поднимая границы русского мира до небесных высот, творя гимн святой Руси, Руси деревенской.

Актуальность

Стихотворение актуально для всех, кто ощущает живую связь со своей землёй, умеет восхищаться красотой природы и людей, горячо и преданно любит Родину.

Особенно близки эти строки молодым людям, которые испытывают благодарность той земле, которая дала им силу, вырастила, воспитала.

В произведении Есенина звучит мотив надмирной красоты, которая не зависит ни от правителей, ни от государства. Любование простором обогащает душу, даёт силы жить, мечтать, творить.

Моё отношение

Я горячо люблю стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» и знаю его наизусть. Оно похоже на песню, звонкую и удалую. В нём выразилась вся сила поэтического дара Есенина, вся его любовь к жизни и Родине.

Читайте также:
Как снять стекло с часов наручных кварцевых

Чему учит
Стихотворение учит нас быть чуткими и благодарными. Наша Родина велика и прекрасна. В ней крыта невероятная внутренняя сила и красота.

Нельзя научить любить Родину, просто сказав: «люби». Есенин помогает увидеть в привычных картинах нашей жизни неземную красоту, услышать небесную музыку и восхититься ими.

Источник

Сергей ЕсенинГой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа … Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа ». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.

Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!» Есенина

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней.

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Гой ты, Русь, моя родная!» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!»

Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная!

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Краткий анализ произведения

В произведении «Гой ты, Русь, моя родная. », считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

  • История создания – стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».
  • Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.
  • Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».
  • Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».
  • Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».

Меня впечатлило это стихотворение, так как в нём автор говорит о любви к родине.

[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” align­ment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Краткий анализ произведения” link=”” post_id=“”]

Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!»

Сергей Есенин как поэт оставил огромный след в русской литературе. К моменту написания стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…» в 1914 году Есенин уже приобрел славу известного московского поэта. Поэтической славы он добился в том числе и благодаря стихотворениям на тему Родины, которой он посвятил большую часть произведений.

Главная тема стихотворения

Образ Руси для Есенина – это его деревенский мир, по которому московский озорной гуляка уже успел стосковаться, — мир деревенского быта и деревенской природы. В домах «пахнет яблоком и мёдом », «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Это серенькая красота средней полосы России, но для каждого деревенского угла и для каждой кочки Есенин находит яркое слово. Критики отмечают, что в действительности описываемые поэтом явления гораздо скучнее и тусклее, чем подобранные им поэтические описания. Есенин сливается с природой, черпает из деревни силы и вдохновение.

В стихотворении поэт обращается к прошлой деревенской жизни, пытаясь воскресить живительные ощущения, которые он испытывал при прогулках в русских лесах и лугах, при работе и созерцании.

Главная тема стихотворения – любовь к Родине, желание питаться этой любовью, вдыхать её, переживая прошлое, и излучать ответно.

В поэтическом возвращении на Родину Есенин видит себя «захожим богомольцем», словно он находится в пути к некой святыне, спешит ей поклониться и трепетно прикоснуться к ней, мечтая о душевном исцелении. Деревенская Русь ассоциируется с большим храмом, светлым и ясным.

Стихотворение пропитано светлой любовью к Руси, эмоции светлые, радостные. Краски яркие, блестящие: золото («хаты – в ризах образа»), синева («синь сосет глаза»), «зеленый лех».

Настроение стихотворения праздничное: это одновременно и радость свидания, и праздник в селе – Спас с девичьим смехом и плясками на лугах.

В последней строфе Есенин намекает, что он побывал уже во многих странах мира, но нигде не был счастлив так, как в России. И даже если ему предложат поменять Родину не на другую страну, а на рай, он знает, что не найдет счастья и в раю – ему нужна его нищая и богатая, пьющая, веселая и плачущая, возвышенная и примитивная, богомольная и богохульствующая Русь.

Структурный анализ стихотворения

Начало стихотворения показательно – оно стилизовано под обращение в диалогах в древних русских былинах («Уж ты гой еси, добрый молодец). «Гоити» на древнерусском означало пожелание здоровья и процветания. Всюду народный язык, диалектизмы, показывающие трепетное отношение автора к своей родине: «звонно», «корогод», «лех», «приволь».

  • Яркий поэтический прием, который применяет поэт, — олицетворение Руси. Поэт обращается к Родине, будто беседует с ней. Олицетворяется и пляс – он гремит, и смех – он звенит, и тополя – они «звонно чахнут».
  • Сравнения развернуты и многогранны: «хаты — в ризах образа», «как сережки, прозвенит девичий смех».
  • Метафоричен пейзаж: небо, котором тонут глаза, золотые хаты, деревья, шумящие так, что кажется, будто они звенят, не протоптанная тропинка, а «мятая стежка».
  • Рифма перекрестная, рифмуются между собой четные и нечетные строки. Рифма используется попеременно: в четных строках женская, в нечетных – мужская.

Размер, используемый поэтом, — пятистопный хорей, он сообщает стихотворению решительный, смелый ритм, и чем ближе к финалу, тем более решителен поэт – он осознает, что главное для человека – это любовь к родной земле, которую он впитал с молоком матери и которая спасительная для него на любых жизненных поворотах.

[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” align­ment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Анализ стиха «Гой ты, Русь, моя родная!»” link=”” post_id=“”]

Подробный анализ стихотворения

История создания

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву.

Напряжённые отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор между учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стихотворения.

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

Читайте также:
Что значит если у девушки на большом пальце кольцо

Тема

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что максимально приближает лирического героя к автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Родные деревенские избы, хаты напоминают ему – образа в ризах. Это не случайно: эта деталь указывает на огромное значение религии для русского человека.

Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, герой чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворённость, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьей и четвёртой строфах автор изображает луг, зелёное приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей.

Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса.

Это всё наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признаётся Родине в любви, сравнивая её с раем.

Композиция

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в единый монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая.

Стих состоит из пяти катренов.

Жанр

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём нет сюжета, строится оно на мыслях и чувствах лирического героя. Анализируемое стихотворение имеет ярко выраженный эмоциональный характер и наполнен пейзажными зарисовками.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В произведении поэт использует самые разные средства выразительности. При помощи них он создаёт панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосёт глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий спас», «весёлый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как серёжки, прозвучит девичий смех».

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы.

В последней строфе поэт использует яркую аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рождённое сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” align­ment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Подробный анализ стихотворения” link=”” post_id=“”]

Сочинение о стихе Гой ты, Русь, моя родная!

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет.

Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа.

Есенин любил свою родину такой, какая она есть. Имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом.

Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края. Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края.

Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.

Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками.

Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная. Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют.

Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой.

И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», – этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение, словно бы подводя некий итог. На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.

И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

[expert_review_likes style=“button-1-color” size=“m” icons=“thumbs” align­ment=”” show_icon=“1” show_label=“1” show_count=“1” hide_dislikes=“0” label_like=“Мне нравится” label_dislike=“Не нравится” name=“Сочинение о стихе Гой ты, Русь, моя родная!” link=”” post_id=“”]

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

[expert_review_likes_rate title=“Итоговая таблица рейтинга” style=“style‑1” order=“desc” post_ids=”” output_total_score=“0”]

Источник

А деревенская изба уподобляется иконе "хаты- в ризах образа ". Это ключевой образ , в котором некрашеные стены как темный лик святого, окна как глаза, соломенные крыши как золотые ризы , обрамляющие икону. Есенин использует цветопись : "Только синь сосет глаза" ( то есть впивается в глаза).

Если синий цвет назван, то золотой присутствует скрытно: соломенные крыши хат, налитые яблоки, мед, желтая стерня на сжатых полях, тополя с пожелтевшей листвой.

Рейтинг
Загрузка ...