Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, — и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Иван Никитин. «Полно, степь моя…» Читает Илья Древнов. Проект «Живая поэзия»
- Следующий стих → Иван Никитин — Полночь. Темно в горенке
- Предыдущий стих → Иван Никитин — Поле
Источник: rustih.ru
«Полно, степь моя, спать беспробудно…» И. Никитин
* * *
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, – и тепло и светло.Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
Анализ стихотворения Никитина «Полно, степь моя…»
Стихотворение «Полно, степь моя, спать беспробудно…» написано в октябре 1854 года. Этот год был довольно значимым в жизни поэта – он получил возможность уделять больше времени себе и литературному творчеству, занялся самообразованием. Кроме того, немного улучшились его непростые отношения с отцом, а обстановка постоялого двора стала меньше угнетать поэта.
Тема стихотворения навеяна грустью осеннего увядания. Автор, используя глаголы повелительного наклонения, на самом деле выражает просьбу. Произведение с удивительно музыкальным стихом содержит такие выразительные средства:
Весенний вальс…
- эпитеты – «безлюдная дорожка», «ненаглядная краса», «яркое золото», «белоснежные тучки», «румяное мерцанье», «ясные зорьки» – помогают увидеть предметы и явления с необычной стороны, расцветить их авторской фантазией;
- обращения – «степь моя», «моя степь», «ковыль белый», «копна за копною», «косцы» – делают интонационный акцент в определенных местах текста;
- инверсию – «степь моя», «сохнет скатерть», «ковыль белый», «ложись, ковыль», «подымайся, копна», «распевайте, косцы», «отдохни, степь»;
- метафоры – «умойся росою», «царство зимы», «скатерть дорожки», «летят караваном», «бегут полосами», «плывут толпами»;
- многосоюзие – «и тепло и светло», «что за звуки, за песни» – подчеркивает роль каждого слова;
- ряд однородных членов предложения – «пробудись, умойся, покажись, принакрой, нарядись» – всесторонне описывает изменения, происходящие в природе;
- сравнение – «нарядись, как невеста»;
- олицетворения – «отдохни, моя степь, усни», «день утопает», «ручьи шумят», «тучки плывут», «тени бегут», «ложись, ковыль», «подымайся, копна» – вкупе помогают создать коллективный образ неброской среднерусской природы и гармонию человеческого слияния с ней;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «день-деньской», «Что за звуки, за песни … от зари до зари», которая оживляет читательское внимание;
- риторические восклицания – «Сколько … – посмотри!», «Что за звуки. », «…ложись под косою…!», «Распевайте… по ночам!» – отражает авторские эмоции, умиление и радость при виде торжества труда, благодати погожего дня;
- умолчание – «Там уж лето…», оформленное троеточием, позволяет читателю вообразить красоты летней поры;
- эллипсис – «снег пропал – (стало) и тепло и светло», «понавьют – (только) посмотри».
Поэт описывает полный цикл природных превращений – от пробуждения до угасания, и в каждом находит свою прелесть. В рамках стихотворения И. С. Никитин относится к степи как к живому человеку – чувствуется, что автор очень любит этот край.
Источник: pishi-stihi.ru
Стр. 55. Март – капельник
Ответ: Первые проталины появляются на возвышенных местах или на полянках. Снег вокруг деревьев уже растаял, а лед на водоемах нет. Птичьи разговоры начинаются ранней весной, первая говорит овсянка, к ним присоединяются синицы.
Почему март называют «капельником»?
Март называют капельником, потому что в этом месяце и начинается капель. С крыш капает кап-кап-кап – вот это и дало название марту.
Перескажи одну из лесных новостей.
Ответ: У лисицы появились лисята. Чтобы накормить малышей, мать уходит на охоту и оставляет своих детенышей одних. Когда возвращается, она кормит их и согревает.
Объясни, почему в народе говорят: «Увидел грача – весну встречай».
С давних времен люди на Руси знали – если прилетели грачи, значит, наступила весна. С этими перелетными птицами, возвращающимися в начале марта, связывали и разные другие приметы. Грачи – перелетные птицы. Осенью в октябре они улетают на юго-запад – на Кавказ, в Туркмению, часть – в Афганистан, Индию, Африку и т.д. Весной же грачи – первые птицы, которые возвращаются в среднюю полосу России с юга.
Грачи прилетают первыми наряду со скворцами пока еще холодно и не сошел снег, поскольку такая прохладная погода для них не страшна. Они гнездятся дружными колониями на деревьях. Эти птицы привязываются к своим гнездам и стремятся снова их занять. Вернувшись в родное гнездо, грач первым делом его ремонтирует – приносит сухие сучья, веточки, выстилает дно травой, клочками шерсти животных и т.д.
Расскажи, «разговоры» каких птиц ты можешь узнать?
Ответ: Я могу узнать птиц по характерным звукам: сороку, вороны, синицу, воробья и голубя.
Как ты понимаешь слова «в ярком золоте день утопает»? О каком «золоте» говорит поэт?
Ответ: «Золото» — это солнышко, которое светит ярко и от него становится тепло.
«В ярком золоте день утопает» — это значит, что день солнечный, теплый и безветренный.
Выбери правильное высказывание:
а) журавли прилетают, когда льда на водоёмах уже нет;
б) журавли прилетают, когда захотят.
Ответ: Правильный ответ – а. Журавли живут возле воды, улетают на зимовку когда вода замерзает. А прилетают обратно, когда вода уже растаяла, т.к. питаются они теми, кто живет в воде.
Рассмотри рисунки и расскажи о гнёздах, которые строят разные птицы. Гнёзда каких птиц тебе удалось уже увидеть? Где они были расположены?
Ответ: 1. Грачи вьют гнёзда на высоких деревьях. 2. Ласточка строит гнездо под крышей дома. 3. Гнездо гагары на земле, возле самой воды.
Я видел гнезда сорок, они их вьют высоко над землей, гнезда имеют круглую форму. Гнездо ласточки очень отличается от гнезд других птиц. ласточки лепят гнезда в виде полушария с открытым на самом верху небольшим летком из глины и грязи, склеенных слюной, на стенах домов под крышами. Стрижи салаганы в качестве строительного материала для гнезд используют выделения своих подъязычных слюнных желез.
Объясни, почему «жаворонков» пекут именно весной.
Ответ: Как только заглянет весна в окошко, в доме начинают печь «жаворонков». Есть такая примета: встретишь весну «жаворонками» — удача не обойдёт твой дом стороной.
Источник: resheba.me