«Золото Рейна»: первая опера из цикла «Кольцо Нибелунга»
Начинаем знакомство с колоссальным циклом Вагнера «Кольцо Нибелунга». В этой части узнаем, как композитор начинал писать цикл и разберем первую оперу — «Золото Рейна».
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
Автор урока
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России
текст • 5 мин —>
Обсуждаем «Кольцо Нибелунга» — колоссальный цикл из четырех опер Вагнера, сагу продолжительностью 15–16 часов.
В основу ее положен германский миф о Нибелунгах, но будто бы одного эпоса Вагнеру было недостаточно, он еще решил прибавить к источникам для либретто исландский эпос — Младшую и Старшую Эдду. Либретто писал сам Вагнер, и достаточно коротко. Действительно, если совсем сжать пересказ, можно уместить его на половине листа А4. Но в этом рассказе была идея мощного ответа всей античной традиции, греко-римской культуре.
Р. Вагнер — опера Золото Рейна часть 1 (русские субтитры)
«Кольцо» начало создаваться в изгнании. Как мы уже знаем по «Риенци» и «Летучему Голландцу», бытовые неурядицы и жизненные катаклизмы никогда не сказывались дурно на продуктивности Вагнера, его способности рождать новые идеи. Цейтнот, побеги, ссоры были естественной для него средой. В 1849 году он участвует в дрезденском восстании.
Поводом послужило то, что правитель Саксонии Фридрих Август II отказался принять новую конституцию, которая упраздняла бы его полномочия. Восстание имело краткий успех, но было подавлено, Вагнера объявили преступником, и он под другим именем бежал в Швейцарию.
Идеи, заставившие Вагнера принять участие в восстании, были совершенно упоительны. Будучи придворным капельмейстером, он считал, что государство обязано поддерживать творцов и платить ему, Вагнеру, деньги вовсе не за капельмейстерство, а за создание великого национального искусства. И, конечно, обеспечивать все его постановки. Если бы деньги приходили из другого источника — допустим, налогов граждан республики, и не по высочайшему соизволению, а по закону, то это его бы тоже вполне устроило.
Вагнер понимал, что с Фридрихом Августом шансов на это нет, да и время изменилось. Сама должность придворного капельмейстера уже совершенно вышла из моды. Это в 18 веке торжество роскоши дворов находилось в обрамлении музыки придворных композиторов, которые должны были работать для развлечения монарха и света. Французские революции явили Европе новый тип монарха в лице Наполеона, в искусстве произошла революция, и в середине 19 века капельмейстерская должность уже была анахронизмом.
Итак, Вагнер бежит в Швейцарию, долго обрабатывает, перерабатывает, дополняет текст либретто и в 1853–1854 годах пишет первую оперу — «Золото Рейна». По всей Европе в это время происходит поиск духа нации, немецкий дух должен быть ожидаемо северным, суровым, чуждым итальянской легкомысленной жизнерадостности и французской тонкой парфюмерии. Музыка тоже должна быть иной. Эпические сюжеты, величие замыслов привели и к реформе оркестра — в операх «Кольца» задействован четверной состав, особенно расширены басовые группы. И, конечно, здесь можно наблюдать великое новшество Вагнера во всей его красоте — лейтмотивы и сквозное развитие.
«Золото Рейна». Вступление Богов в Валгаллу / Richard Wagner — Entrance of the Gods into Valhalla
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/UygPHswALr1eIw
⏱ Время прослушивания: 4,5 минуты.
Читать Закрыть —>
текст • 5 мин —>
«Золото Рейна» имеет один акт и четыре картины. Они отличаются характером музыки, в них звучат разные лейтмотивы и показываются разные миры. В первой — это воды Рейна, во второй и четвертой — Вальхалла, в третьей — мрачное подземное царство Нибелунгов.
Увертюра к опере довольно короткая, в ней звучит простая ми-бемоль мажорная секвенция, которая собой сотворяет мир Кольца. Он мягко переходит в лейтмотив переливающихся вод реки, а после — становится разнообразнее и превращается в мотив Дочерей Рейна. В нижеприведенном видео настолько хорошо показаны все лейтмотивы, что объяснять их еще подробнее смысла нет. Поэтому сосредоточимся на сюжете.
→ Видео от замечательно музыкального и театрального критика под ником Inner Emigrant (или Tnagrime Renni в Фейсбук), где указаны все лейтмотивы оперы.
Видео-пример:https://yadi.sk/i/YmxEI-plYqT46w
⏱ Время прослушивания: 14,5 минут.
♀️ Занавес открывается, сцена показывает дно Рейна, где резвятся три русалки, Дочери Рейна. Из-под земли, прокопав себе путь из нибелунгского царства, появляется карлик Альберих. Он пытается получить любовь русалок и уговорами, и силой, но те отвергают его и издеваются над ним. Взошедшее солнце освещает верх горы, на ней сияет золото. Веселые Дочери Рейна, видя в Альберихе совершенно однозначную мотивацию, выбалтывают ему секрет: кто, отвергнув любовь, выкует кольцо из этого золота, тот станет властелином мира, что он и делает — проклинает любовь и забирает золото.
Следующая сцена переносит нас в Вальхаллу. Вотан и Фрика спят блаженным сном. Очень выразителен контраст между атмосферами сцен. Вечноподвижные воды Рейна, нелепая мелочная суета и похоть Альбериха, витальное веселье русалок изображается через постоянное легкое и мелкое движение в оркестре, музыкальная фактура сжимается и расправляется четко в соответствии с сюжетом.
В Вальхалле же царит атмосфера разряженного воздуха на вершинах величия. Герои действительно кажутся титанами, музыка медленна, неповоротлива, чувства укрупнены. Время здесь течет по-другому.
Величественность сцены вступает в некоторый смысловой контраст с ее темой — торговлей богов и великанов за постройку замка. Вотан, верховный бог, обещал отдать им в награду Фрейю, сестру своей жены Фрики. И все бы ничего, но Фрейя — богиня юности, и бессмертия богам Вальхаллы не видать без яблок из ее сада.
Вотан пытается заболтать великанов, но это получается только у хитрого Логе — он сообщает им о Золоте Рейна и Альберихе. Великаны соглашаются получить его, но берут Фрейю в заложники. Постаревший Вотан и Логе отправляются в Нибельхейм.
→ Кирстен Флагстад, Джордж Лондон. Wotan, Gemahl, erwache! (пробуждение Вотана).
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/F29JwhBXmWyKXQ
⏱ Время прослушивания: 9 минут.
→ Хайнц Цедник. Монолог Локе.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/P9mipty2ht41ZA
⏱ Время прослушивания: 6 минут.
Сюжет третьей сцены очарователен своей средневековой хитростью. Музыка — стук молотков, рассинхронизированный с ней ритм музыки и голосов изображает то, как запыхались кузнецы, выполняя приказы ненасытного властолюбца Альбериха. Его брат, Миме, выковывает шлем, который делает его носителя невидимым или превращает во что угодно.
Миме жалуется Вотану и Логе, тут возвращается Альберих, и Логе получает шлем обманом. Сначала сомневается в его могуществе, а когда Альберих превращается в дракона, просит сделаться чем-нибудь поменьше. Альберих превращает себя в жабу, и Вотан с Логе отбирают у него шлем и пленяют его.
→ Жалобы Миме и первое появление Альбериха в новом качестве.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 8 минут.
Читать Закрыть —>
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
Источник: levelvan.ru
Опера Вагнера «Золото Рейна»
Опера в одном действии Рихарда Вагнера; либретто автора. Первая часть тетралогии «Кольцо нибелунга».
Первая постановка: Байрёйт, «Фестшпильхаус», 1876 год.
Действующие лица: боги: Вотан (бас), Доннер (бас), Фро (тенор), Логе (тенор); богини: Фрикка (меццо-сопрано), Фрейя (сопрано), Эрда (меццо-сопрано); великаны: Фазольт (бас), Фафнер (бас); нибелунги: Альберих (бас), Миме (тенор); русалки, дочери Рейна: Воглинда (сопрано), Вельгунда (сопрано), Флосхильда (меццо-сопрано).
Сцена первая. В глубинах Рейна. Русалки Воглинда, Вельгунда и Флосхильда весело болтают. Неожиданно появляется нибелунг Альберих (уродливый гном — король карликов-нибелунгов, обитателей земных недр), домогаясь их любви. Русалки насмехаются над ним и убегают.
Догнав их, карлик узнаёт тайну золота, хранящегося на дне Рейна: кто, отвергнув любовь, скуёт кольцо из этого золота, станет властелином мира. Жадный Альберих проклинает любовь и завладевает золотом («Bangt euch noch nicht?»; «Я вам смешон?») под отчаянные возгласы дочерей Рейна.
Сцена вторая. Рассвет освещает огромную зубчатую скалу. Одноглазый верховный бог Вотан, его жена Фрикка и её сестра Фрейя (богиня юности) любуются стенами замка, воздвигнутого для богов великанами Фазольтом и Фафнером по договору, согласно которому Вотан должен подарить им за это Фрейю и вечную молодость.
Фрикка в тревоге: она знает, что, если Фрейя уйдёт от них, богов посетит старость и смерть. Великаны требуют награду («Sanft schlob Schlaf dein Aug'»; «Сон твой сладок был»). Фрейя убегает за помощью к братьям: Фро (богу радости) и Доннеру (богу грома), а Вотан ждёт, что хитрый Логе, бог огня, поможет ему выйти из затруднения.
Логе говорит, что только золото Рейна, дающее необъятную власть, может заменить Фрейю («Immer ist Undank Loges Lohn!»; «Вечно все неблагодарны мне»). Великаны согласны на замену: пока золота нет, они берут Фрейю в заложницы. Расставшись с ней, боги тут же стареют. Вотан и Логе спускаются в край нибелунгов.
Сцена третья. В глубоком подземном ущелье, в кузнице работают карлики, порабощённые Альберихом. Брат Альбериха Миме сковал для него волшебный шлем, делающий того, кто его надевает, невидимым и меняющий внешность. Миме сам открывает это Логе и Вотану, появляющимся на сцене.
Альберих заставляет нибелунгов, которых кольцо сделало рабами, добывать и переплавлять огромное количество золота. Вотан и Логе узнают намерения Альбериха: завоевать весь мир, покорить людей и богов. Нибелунг расхваливает свой шлем и превращается в дракона. Логе делает вид, что очень испугался, и просит превратиться во что-нибудь поменьше. Когда карлик выполняет их просьбу, боги отнимают у него шлем и берут его в плен.
Сцена четвёртая. Чертоги богов. Альберих, связанный, приказывает посредством волшебного кольца, чтобы нибелунги принесли все сокровища как выкуп за его жизнь. Логе заставляет нибелунга отдать и волшебный шлем, а Вотан отнимает у него последний талисман — кольцо.
Альберих в бессильной ярости изрыгает проклятие: пусть кольцо принесёт гибель его обладателю («Wie durch Fluch er mir geriet, verflucht sei dieser Ring!»; «Ты проклятьем был рождён, — будь проклят, перстень мой!»). Вотан не слушает его. Возвращаются великаны и Фрейя, а с ней юность богов. Великаны осыпают Фрейю золотом, которое должно полностью покрыть богиню: золота не хватает, в дело идёт шлем.
Но из небольшой щели Фазольт всё ещё видит сияющий взор богини. Он требует кольцо. Вотан отказывает ему. Из земной глубины выходит Эрда, богиня земли и мудрости. Она сурово упрекает Вотана, требуя, чтобы он отдал проклятое кольцо («Wie alles war, weib ich»; «Всё, что прошло, я знаю»).
Вотан повинуется. И великаны тут же вступают в схватку друг с другом за обладание кольцом: Фафнер убивает Фазольта и удаляется с кольцом. Теперь положение богов становится ненадёжным. Доннер собирает тучи, и начинается гроза. Затем ударами молний он рассеивает тучи и между скалой и великолепным сияющим замком, который Вотан впервые называет Валгаллой, протягивается мост радуги.
Боги направляются по нему в своё царство. Дочери Рейна, невидимые, оплакивают потерю золота.
Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)
Публикации
- Игры разума: «Кольцо нибелунга» в постановке Дмитрия Чернякова (belcanto.ru) (07.10.2022 в 23:11)
- «Золото Рейна» в Гамбургской опере (belcanto.ru) (31.05.2018 в 18:29)
- «Золото Рейна» с берегов Невы засияло в Москве (belcanto.ru) (04.10.2017 в 17:25)
- На спектаклях в «Метрополитен-опера» (operanews.ru) (01.12.2014 в 22:59)
- Первые проблески «Золота Рейна» (operanews.ru) (16.12.2013 в 21:41)
- «Золото Рейна» в Детском музыкальном театре (belcanto.ru) (10.12.2013 в 16:45)
- Новое байройтское «Кольцо нибелунга» (operanews.ru) (30.08.2013 в 15:56)
- «Золото Рейна» и «Валькирия» на BBC Proms (operanews.ru) (04.08.2013 в 23:23)
- «Золото Рейна» в Париже (operanews.ru) (10.02.2013 в 19:15)
- Мюнхенское «Кольцо нибелунга»: «Золото Рейна» (operanews.ru) (22.07.2012 в 19:10)
- В Петербурге проходит Фестиваль «Звёзды белых ночей» (belcanto.ru) (24.06.2010 в 15:18)
- Вагнеровский миф происходит сегодня (belcanto.ru) (30.12.2003 в 13:35)
- «Золото Рейна» и «Валькирия». Еще одна версия (belcanto.ru) (19.06.2003 в 23:32)
Главы из книг
Источник: www.classic-music.ru
Р. Вагнер. Золото Рейна
Действие происходит в глубинах Рейна, на горных высях и в подземном царстве нибелунгов в сказочные времена.
СЮЖЕТ
Неторопливо струится могучий Рейн. В волнах его играют русалки — шаловливые и беззаботные дочери Рейна. Они хранят золотой клад, покоящийся на дне реки. А в расщелинах скал, под землей, гнездятся карлики-нибелунги, искусные кузнецы.
Один из них, Альберих, тщетно пытается добиться любви русалок: дочери Рейна выскальзывают у него из рук, насмехаясь над его неуклюжестью и безобразием. Из их веселой болтовни Альберих узнает тайну клада: тот, кто скует из золота Рейна кольцо, станет властелином мира, обладателем несметных богатств. Однако сковать кольцо нелегко: для этого нужно отречься от лучшего из человеческих чувств — любви. Альберих проклинает любовь — золото Рейна в его руках.
На неприступных горных высях вознесся к небесам гордый чертог богов — Валгалла: никакие враги не страшны Вотану — верховному повелителю богов. Валгаллу построили сильные, но простодушные братья-великаны Фазольт и Фафнер.
Вотан заключил с ними договор, он поклялся, что в награду за труд отдаст им Фрейю — богиню юности, которая хранит чудесные золотые яблоки, дающие богам вечную молодость. Однако, получив неприступную крепость, Вотан не спешит расстаться с Фрейей.
Упреки жены — богини Фрики, сестры Фрейи, гнев ее братьев — юного Фро и воинственного Доннера, бога грома, — укрепляют Вотана в этом решении. Бог огня Логе — гибкий и неверный, как пламя, подавший когда-то богам коварный совет о договоре с великанами, — рассказывает о золоте Рейна. И жажда богатства овладевает богами.
Но и великаны согласны отказаться от Фрейи, если Вотан отдаст им сокровища нибелунгов. А пока они берут Фрейю в качестве залога. Тотчас же боги лишаются силы — в один миг они становятся старыми и дряхлыми. Лишь Логе по-прежнему весел и насмешлив. Тогда Вотан решается: он добудет золото у Альбериха, чтобы выкупить Фрейю.
В сопровождении Логе, он отправляется в подземное царство нибелунгов.
Уже издали слышатся удары молотов о наковальни, видны отблески пламени кузнечных горнов, слышны вопли и стоны нибелунгов. Они день и ночь куют богатства Альбериху, который поработил их силой золотого кольца. Теперь он мечтает о покорении всего мира. Трусливый, вечно жалующийся брат Альбериха Миме сковал ему чудесный золотой шлем: тот, кто владеет им, может принять любой облик и даже стать невидимым. Логе, выведав об этом у Миме, заводит с Альберихом хитрый разговор, и когда нибелунг, надев шлем, превращается в маленькую жабу, боги хватают и связывают его.
В качестве выкупа Вотан требует золото. Альберих отдает все, что сковали карлики, отдает и шлем-невидимку, но когда Вотан срывает с его пальца волшебное кольцо, нибелунг произносит страшное проклятье: отныне каждому, кто будет владеть кольцом, оно будет приносить несчастья и смерть. Вотан лишь смеется над злобным бессилием карлика — теперь власть и богатство в его руках.
Однако золотом надо расплатиться с великанами. Они хотят получить столько золота, чтобы оно покрыло Фрейю с ног до головы. Сокровищ нибелунгов не хватает, и Вотан бросает поверх золотой груды шлем-невидимку. Фазольт, влюбленный в Фрейю, не в силах расстаться с ней; он утверждает, что в щель все еще виден взор богини; великаны требуют золотое кольцо.
Вотан отказывается, и мольбы испуганных богов не могут поколебать его решения. Лишь грозное пророчество богини судьбы Эрды, внезапно появляющейся из земной глубины, заставляет Вотана отдать кольцо великанам. И тотчас сбывается проклятье нибелунга: из-за золота вспыхивает ссора, и Фафнер тяжелой палицей убивает брата.
Ужас охватывает богов; в их светлый мир пришли убийство и смерть. Бог грома Доннер собирает тучи, разражается гроза, и на очистившемся небе раскидывается радуга — многоцветный мост, по которому боги торжественно шествуют в Валгаллу. Торжество Вотана не могут смутить ни горестные жалобы обманутых дочерей Рейна, ни язвительные насмешки Логе — Вотан упоен своим всемогуществом и властью.
МУЗЫКА
«Золото Рейна» — сказочно-эпическая опера с неторопливо развертывающимся действием и немногочисленными внешними событиями. Она строится на сопоставлении четырех красочных картин, идущих без перерыва; каждой присущ свой колорит.
Первая картина рисует безмятежный мир дочерей Рейна. Оркестровое вступление передает величавое течение реки. Светлые музыкальные темы русалок подчеркивают настроения покоя и радости; центральный оркестровый эпизод, передающий сияние золотого клада под лучами солнца, ослепляет блеском звучания, великолепием красок. Контраст вносит заключение первой картины — бурнее и тревожное.
Вторая картина открывается торжественной, величавой темой Вотана. Ей контрастирует небольшое лирическое ариозо Фрики «Ах, дрожа за верность твою». Тяжеловесные, «неуклюжие» аккорды рисуют великанов. Широко развернута музыкальная характеристика бога огня Логе: оркестровая звукопись разгорающегося пламени сменяется большим рассказом «Где жизнь веет и реет», полным манящей прелести; насмешливые реплики сопровождают сцену внезапного одряхления богов.
Мрачным колоритом наделена третья картина — в царстве нибелунгов. Неумолчно звучит однообразный ритм ковки (Вагнер вводит в состав оркестра 18 наковален), медленно, словно с трудом, подымается вверх стонущая тема. Тот же ритм сопровождает краткую жалобную песню Миме «Прежде беспечно мы своим женам в блестках ковали тонкий убор». Мрачная сила и величие Альбериха раскрываются в его сцене с Вотаном и Логе.
В начале четвертой картины господствуют те же настроения. Трагична сцена шествия нибелунгов, несущих золотой клад. Монолог Альбериха «Ты проклятьем был рожден, — будь проклят, перстень мой» — кульминация оперы; его грозная, жестко звучащая тема не раз еще появится в драматических моментах тетралогии. Иной характер, суровый и бесстрастный, носит пророчество богини судьбы Эрды о грядущих бедах (ариозо «Все, что прошло, — знаю»). Завершают оперу пейзажные образы: на фоне бурного движения в оркестре слышен энергичный призыв бога грома; его подхватывают, перекликаясь, различные инструменты; затем музыкальную картину грозы сменяет спокойная, безмятежная тема у струнных инструментов и шести арф.
Источник: 100oper.ru