В.А.Чудинов
В данном случае меня интересует эволюция крестов, которые по размерам напоминаю те, что мы носим на груди. Ни в какой работе мне не попадалось изображения крестов, связанных с периодом ведизма (язычества), поэтому я очень обрадовался, когда вдруг обнаружил такие изображения.
Серия крестов, связанных со славянскими божествами. Эту серию я неожиданно обнаружил в книге А.А. Бычкова. Автор пишет о крестах следующее: «КРЕСТ — символ бога солнца, перешедший к христианам.
Языческие кресты имели разное количество концов, у четырехголового Святовида крест был четырехконечный, у семи- или восьмиголовых кресты соответственно были гораздо более сложными. Крест, имевший более 11 концов, мне не встречался. Стало быть, более головастых богов у нас не было» (БЫЧ, с. 152).
Рис. 1. Языческий крест с ликами Макоши
Здесь важно отметить соотнесенность креста с солнцем в качестве его символа. Однако объявление Святовида четырехголовым основано на недоразумении, что я понял лишь за год до написания данной книги. На самом деле слово «святовид» обозначает не славянского бога, а способ размещения богов — по одному с каждой из четырех сторон каменного столба.
ВЕДИЧЕСКИЕ КРЕСТЫ. Домонгольская вера
В таком случае объяснение становится другим — не изображение солнца, а развертка каждой из сторон святовида. В другом месте он пишет: «Интересны кресты языческого времени с четырьмя ликами. Такие «Святовитовы кресты» уходят в глубокую древность, некоторые из них относятся к периоду IV-V веков до Рождества Христа. То есть, ЯЗЫЧЕСКИЕ КРЕСТЫ НАМНОГО ДРЕВНЕЕ ХРИСТИАНСКИХ» (БЫЧ, с. 262). Мысль вполне естественная, однако, редкие исследователи отваживались высказывать подобные суждения.
Действительно, он с полным право аттестует данные изображения «святовидовыми», поскольку на них имеется по четыре лика, правда, только одного бога, а именно того, которому принадлежит данный крест. Вместе с тем, А.А. Бычков приводит ряд изображений крестов просто как иллюстрацию своих положений о древности языческих крестов и не обращает внимания на то, что каждый из крестов связан со своим богом. Какому именно богу посвящен данный крест — это уже наша проблема.
Крест Макоши. Начнем анализ с креста, на котором можно найти изображение Макоши, рис. 52. Собственно говоря, на дальних лопастях креста мы видим изображение зооморфного образа Макоши в виде головы белой медведицы; тогда как в ближних кругах находятся 4 антропоморфных лика.
Рис. 2. Языческий крест с ликами Мары
Здесь читаются также надписи: наверху — слово КРЕСТ (букву Е можно увидеть, если повернуть изображение на 90 0 влево, а часть этой буквы образует С), правее, в виде столбца — слово ДРЕВНИЙ (после буквы Д курсивного изображен знак руницы Ь — РЕ, а затем можно прочитать оба знака вместе, перевернутыми на 180 0 , как букву В; чуть ниже находится буква Н, правее — И, и над Н — буква Й в виде 1). На првой лопасти читается слово МИНИ, то есть, НЕБОЛЬШОЙ. На нижней лопасти читается слово МАКОШЬ (буква К раздвинута весьма сильно, буква Ь — тот же знак, что и буква А). Итак, полная надпись гласит: МАКОШЬ, ДРЕВНИЙ МИНИ КРЕСТ. Таким образом, мы теперь знаем, как назывался данный языческий символ.
Кресты V-X веков: основные особенности
Крест Мары. Это — наиболее пышный крест, несущий только антропоморфные лики Мары в виде лица юной девушки; кроме ликов мы видим 12 изображений цветов. Это можно понять, если вспомнить, что славянская богиня Мара являлась не только богиней болезней и смерти, но и хозяйкой загробного мира, славянского рая.
Рис. 3. Языческий крест с ликами Рода
Слово МАРА можно составить как из наиболее крупных знаков, так и прочитать на ободке внутреннего круга. Вообще-то у Мары существует и зооморфный облик в виде козлика, однако здесь, на кресте, он не представлен.
Крест Рода. Крест Рода имеет наиболее узкие и длинные лопасти по сравнению со всеми другими крестами; на его дальних частях изображена плетенка, а на ближних Род представлен как седой старик с длинной белой бородой и усами.
В отличие от предыдущих крестов надписи здесь помещены в центре; здесь можно прочитать слова РОД ИГРАЕТ С ВРАГОМ. Возможно, что под «врагом» понимается некая нечистая сила, однако в целом надпись неясна.
Рис. 4. Тот же крест из работы современного археолога
Крест из Милана. Совершенно неожиданно я встретил весьма похожие изображения в статье хорошо мне знакомого археолога Владимира Ивановича Кулакова, занимающегося исследованиями в Калининградской области, бывшей Восточной Пруссии. Свою статью он озаглавил «Европейские универсальные обереги VII-IX веков» (КУЛ). В этой статье он, в частности, прослеживает историю крестов с человеческими лицами.
«Впервые мужские личины появляются на крестах в Северной Италии в VII в.н.э. Они вырезались ножницами из золотой фольги и нашивались на погребальную одежду или на головные покрывала лангобардских аристократов.
Если в раннем VII в. изображался четырехкратно повторенный (отштампованный на костяной или иной матрице) безбородый персонаж анфас (так называемый «Крест Гизульфа») из погребений на Пьяцца Паоло Диаконо в Цивидале), то в VIII в. известны изображения бородатого мужчины («Крест из Милана», рис.4). Оба эти изобразительных типа объединены тем, что мужчина представлен длинноволосым, с полуоткрытым, «вещающим» ртом, его личина повторена четырежды и нижней своей частью всегда ориентирована на центр креста.
Эти предметы наряду с другими крестами из золотой фольги, несущими оттиски монет, «варварских» брактеатов, плетеного орнамента, украшенные псевдожемчужным орнаментом, справедливо считаются оберегами, сочетающими древнегерманские языческие (изображения) и романо-византийские, то есть, христианские (форма креста) традиции (MEN, S. 177). Появление лангобардских крестов, являющихся, в сущности, универсальными (прежде всего — интерконфессиональными) оберегами является результатом реакции германского язычества на начало в 612 году из альпийского монастыря Боббио ортодоксальной христианской миссии к лангобардам. Являясь внешне признаком правоверного почитателя Христа, нашитый на одежду в соответствии с традициями эпохи Каролингов золотой крест при ближайшем рассмотрении оказывается наполненным языческой символикой» (КУЛ, с. 19-20).
Хотелось бы обратить внимание на методику работы археологов с известными им древними предметами. На текст, сопровождающий изображения, они не смотрят — их больше интересуют картинки. В этом они весьма напоминают детей, различающих книжки именно не по надписям, а по картинкам.
С другой стороны, рисунок в работе археолога имеет более высокое качество, чем рисунок в работе А.А. Бычкова, и на правой лопати креста у него можно прочитать слова КЪРЕСТ ЯРА (вверху) и СЕ ЯРА (внизу). Зато центр креста оказался прорисованным хуже, так что надпись Рода на нем прочитать практически нельзя. Поскольку Яр являлся более поздней ипостасью Рода, никакого противоречия с предыдущей надписью две вновь обнаруженные надписи не содержат: перед нами — крест Рода-Яра.
Вместе с тем хочу обратить внимание читателей на то, что В.И. Кулаков дает уже фрагмент изображения в обращенном цвете (в виде негатива), так что и профессиональная археология медленно приближается к освоению новых возможностей компьютера (помечено цифрой 1А на рис. 4). Хочу отметить, что тут превосходно читается слово ЯР, не замеченное исследователем.
Но, работая по картинкам далее, конечно же, ничего больше как «мужское лицо» выделить не удается. Как быть с крестами Мары и Макоши, рассмотренными мною чуть выше? Они В.И. Кулакову не попались.
Не хотелось бы ехидничать, но атрибуция Рода-Яра как результата реакции германского язычества на начало в 612 году из альпийского монастыря Боббио ортодоксальной христианской миссии к лангобардам выглядит, честно сказать, странно. Зачем германскому духовенству прибегать к защите Яра и Рода? Почему, например, не Одина и Фрейи?
Я много раз разговаривал с Владимиром Ивановичем по поводу присутствия славян в Западной Европе в Средние века, и он мне всегда категорически заявлял, что эта моя версия «археологически не подтверждается». Разумеется, если балтийских славян считать «лангобардами», а Яра — длинноволосым, с полуоткрытым, «вещающим» ртом, мужчиной, то тогда — да. Иными словами, если встать на германскую точку зрения и всю славянскую историю приписать германцам, то тогда следов славян можно не заметить не только в Германии и Италии, но и на территории Руси.
ИсточникКрест — древний ведический (языческий) символ
Знали ли Вы, что крест является древнейшим символом? Имеется интересный факт, что вплоть до 4 века нашей эры ранние христиане презирали крест, так как считали его орудием казни Иисуса Христа, а так же ведическим (языческим) символом. А символами христиан являлись звезда, агнец, осёл и рыба. В третьем веке Иисус изображался как добрый пастырь.
Вплоть до 3-го века изображать Иисуса Христа распятым считалось страшным кощунством. Так как же так вышло, что со временем огромное количество людей поклоняется орудию казни? Да, да крест здесь выступает именно как орудие смерти. А если бы Иисуса проткнули мечом (или казнили по другому), Вы бы носили на груди у себя меч (или другое орудие казни)?
Или всё-таки кому-то было выгодно использовать в качестве орудия смерти крест. А Вы уверены, что Христа распяли именно на таком кресте. Некоторые богословы, один из которых Гуннар Самуэльсон придерживался мнения что Иисус Христос, не был пригвожден к кресту, так как нет обоснованных доказательств того, что 2000 лет назад римляне именно так казнили заключенных. К тому же в защиту его мнения выступает тот факт, что римляне казнили на Т — образных крестах. Именно на таких крестах они казнили «не граждан», каковым для них Иисус и являлся.
А что, говорил сам Христос о своём распятии? Толкования на Ин. 3:14 Свт. Григорий Богослов. И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому. А каким образом Моисей поднял змея в пустыне? Числа 21:9: . Моисей сразу же сделал змею из меди и прикрепил её к сигнальному шесту.
И когда какого-нибудь человека жалила змея, тот смотрел на медную змею и оставался в живых.. Так разве шест похож на крест? Сопоставляя данные тексты, закрадываются сомнения в достоверности казни Иисуса Христа, которые описаны в библии.
Еще одна теория казни Христа на Т — образном кресте или как его называли «столб с колодой» (crux patibulata) (крукс патибула́та), который в церкви называют – «крест в виде буквы – Т». В защиту: новозаветное «Если не увижу на руках его ран от гвоздей», «И поставили над головой его надпись». Некоторые считают, что Христос был распят именно на таком кресте.
Но самым распространённом орудием казни был crux simplex (столб мучений). Казни на таких столбах имели массовый характер, людей привязывали, а затем пригвождали к столбам. I — слово σταυρός, использующееся в первых переводах для описания столба, на котором распяли христа, обозначает именно простой деревянный столб, кол.
Для христиан возможно и без разницы на каком конкретно кресте умер Иисус. Но для меня как человека, который замечает всякие несостыковки в текстах, мифах и проводящего аллегории этот факт бросается в глаза. А как же «Не делай себе резное или какое-либо другое изображение … Не кланяйся и не служи им» (Исход 20:4,5) ?
На протяжении многих тысячелетий крест считался магическим символом. Почитание креста связывали с «живым» священным огнём. То есть люди пользовались способом наложения двух палочек, для добывания огня. По сути этот знак «крест» отражает почитание добывания огня в древности.
Крест издревле использовался у совершенно разных народов, исповедующих разную религию, а иногда и враждующих между собой.
Известно, что крест использовался в древних религиозных практиках Египта, Сирии, Индии и Китая. Культ креста был у индейцев Северной Америки, которые ассоциировали его с солнцем.
«Латинский» и «греческий» кресты появились 5 тысяч лет назад и не имели никакого отношения к Иисусу Христу. В те времена эти кресты означали символ поклонения богу Солнца. Это был мощный культ, который встречается во всех языческих религиях.
Солнце – означало тепло, свет, здоровье, плодовитость, хороший урожай и др. Одним словом оно было источником жизни. Люди издревле поклонялись Солнцу.
Почитали крест и славяне-родноверы (язычники). Для них крест олицетворял знак силы, могущества, жизнелюбия, небесного и земного «живого огня».
Крест являлся и является животворящим мировым деревом. Это древний ведический (языческий) символ
огня и Солнца. Ведь даже старославянское слово «Крес» означает «Огнь».
«Крес» в переводе с древнеславянского – это «божественный огонь», а «оберег крес» означает «огненная кольчуга».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник