Великоустюжское чернение по серебру это

Сколько на Руси было создано в скани, гравировке, эмали, рукописном орнаменте, в деревянной резьбе! Гончары и кузнецы, ткачихи и каменщики, резчики по дереву и ювелиры — все они создавали и преумножали славу русского народного искусства — одного из самых чарующих и развитых в мире. [5]

Наиболее древний художественный промысел по обработке металла сформировался на русском Севере в Великом Устюге, близ Вологды. Уже во второй половине XVI в. этот город стал вторым после Вологды торговым центром Северо-Восточной Руси. Его расположение на торговом пути между Москвой и Архангельском — единственным тогда морским портом России на севере — способствовало развитию различных ремесел, в которых особенно выделялась обработка металлов: меди, железа, серебра. Для развития художественной обработки металла в Великом Устюге большое значение имела связь с Сольвычегодском — крупным центром художественного ремесла, расположенным в 80 км и связанным с ним речным путем.[3]

Изучение украшенных чернью изделий из серебра, хранящихся в различных музеях нашей родины, дает возможность четко выделить три основные местные «школы», резко отличающиеся одна от другой, как в отношении технических приёмов и навыков, состава черни, обработки фона и т.д., так и в отношении стиля и тематики орнамента. К первой группе относится ещё очень мало изученное производство кавказской черни с главным центром в Дагестане. Вторую группу составляют изделия Москвы и тяготевших к ней городов Костромы и Калуги. Наконец, третья группа, так называемая «северная чернь», имела главным центром город Великий Устюг, откуда это искусство широко разлилось по путям торговых связей и способствовало созданию родственных Устюгу производств в Вологде, Архангельске, Вятке, ‘Тобольске, Якутске и т. д. Серебряники этих городов в основном применяли те же производственные приёмы, что и в Устюге, и, невидимому, пользовались теми же источниками орнаментации и сюжетных изображений. Это не исключало внесения местными мастерами своих особенностей, как в тематику изображений, так и в детали рисунков. Но зависимость мастеров этих городов от влияния Великого Устюга никогда нё ослабевала, и поэтому мы наш первый очерк из области северной русской черни посвящаем истории производства черневых изделий именно в этом городе. [6]

Великий Устюг. Чернение по серебру.

2.1 Особенности гравирования и чернения. Виды изделий

Чернь — это сплав серебра с медью, свинцом и серой. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок.

Его дополняют гравировкой, чеканкой, золочением, канфарением фона — прочеканиванием специальным острым инструментом, который создает зернистую фактуру поверхности металла. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имели свой секрет состава.

От других подобных центров северная чернь отличается особой прочностью и богатой гаммой — от пепельно-серого до густо-черного. Северную чернь характеризует особо прочный черневой состав, пропорции составляющих частей которого сохранялись как профессиональная тайна поколениями великоустюжских мастеров.

Лот №1 Великоустюгский завод «Северная чернь». Ложечка «Купеческая»

Стилистические особенности их творчества оказали влияние на работы мастеров Архангельска, Вятки, далекого Тобольска. Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. В XVI-XVII веках наибольшее развитие это искусство получает в Москве.

Читайте также:
Где найти серебряный меч школы грифона

Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства — Москвы, Дагестана и Великого Устюга — последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий.В Великом Устюге уже в XVII столетии работали мастера серебряного дела, но наивысший расцвет искусства черни в этом городе относится к XVIII веку, когда господствующее положение занимает стиль барокко. Искусство северной черни периода XVIII-XIX веков нельзя считать искусством профессиональным.

Скорее, оно занимает как бы промежуточное положение между профессиональным и народным искусством, в котором, как известно, имеются исключительно устойчивые местные художественные традиции, нейтрализующие в значительной мере влияние стилевых направлений эпохи. Изделия устюжских мастеров периода барокко подчеркнуто массивны, формы их пластичны, с плавными контурами, закругленными углами, что великолепно сочетается с мягкостью гравировки, создающей впечатление пластичности рисунка черни.

Крупнейшим художником северной черни в XVIII столетии был М.М. Климшин (1711-1764), который своим творчеством как бы заложил основы технических приемов и художественных решений, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве. О творчестве выдающегося мастера своего времени Михаила Климшина дают представление две уникальные работы.

Одна из них — посох великоустюжского епископа Варлаама, исполненный в 1750 году. По всему стволу посоха размещены изображения евангельских сцен в обрамлении орнамента; на фигурной рукояти вырезана надпись, подтверждающая имя владельца и автора вещи. Еще большее мастерство композиции обнаруживает Климшин в небольшой табакерке 1764 года.

Крышка и каждая из сторон украшены миниатюрными картинами — сценами парадного выезда, соколиной охоты. Темные фигуры людей выступают четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Изображения выполнены характерной для Климшина густой чернью.

В этом замечательном произведении проявились все особенности почерка мастерства — изящество рисунка, богатство светотеневых и фактурных разработок в деталях, сочетание серебра с мягкой матовой позолотой. Тематика рисунка черневых изделий этого периода была характерной: пасторальные сцены, парковые пейзажи с архитектурой и др.

В 70-х годах XVIII века появляется новая тематика, прославляющая известные победы русской армии и флота, панорамы Великого Устюга, Архангельска и Вологды. На круглой табакерке из собрания Русского музея в обрамлении черневой сетки меридианов и широт на золотом фоне помещена карта Вологодского наместничества.

Тщательно прорисованы чернью реки, написаны их названия, города обозначены миниатюрными контурами строений. На оборотной стороне табакерки приведены многочисленные статистические и географические сведения о местности. Простота и строгость формы предмета и своеобразный рационализм ее декора отвечали требованиям стиля классицизма.

Эту работу выполнил в 1794 году еще один выдающийся устюжский мастер Иван Жилин. Любовь к своему городу устюжане выражали в многочисленных панорамах, помещаемых на самых разнообразных предметах. Один из крупных потомственных мастеров XIX века Михаил Кошков украсил видами города комплект чайных ложек.

Несмотря на миниатюрные размеры, тонко награвированные пейзажи достоверно передают основные архитектурные ансамбли знаменитой набережной Великого Устюга. Успехи устюжан побудили к аналогичным пробам и вологодских мастеров. В 1837 году Иван Зуев поместил на гладком фоне серебряного подноса вид на вологодский Софийский собор.

Тонкой штриховой гравюрой исполнен не только архитектурный пейзаж, но своего рода жанровая зарисовка города того времени. Позднее, в начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда стиль классицизма. В изделиях устюжских мастеров черни исчезает характерный для стиля барокко золотой фон, рисунок становится строгим и лаконичным.

Формы изделий также преобразуются, приобретая простоту и некоторую универсальность, чего не наблюдалось в изделиях времен барокко. На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, четко прорисовываются детали.

Читайте также:
Серебряная булавка магические свойства

Полностью исчезают пространственность и глубина черневого рисунка, на смену им приходит плоскостность изображений. Типичными становятся изображения гирлянд, военная эмблематика, свойственная классицизму, особенно его завершающему периоду.

Вместе с тем в рисунке и изделиях северной черни времен классицизма наглядно проявляются черты, присущие народному искусству, такие, как декоративность и богатство узора, традиционная законченность композиций. Во второй половине XIX столетия чернь постепенно утрачивает высокий уровень уникального искусства.

Художественное творчество медленно превращается в ремесло, а в начале XX века северная чернь, по существу, прекращает свое существование. Секреты и профессиональные навыки сохраняются лишь у единичных мастеров Великого Устюга. [3] В 1929 г. в Великом Устюге была организована мастерская по производству черневых изделий.

С этого времени формируется коллектив современного великоустюжского промысла. Большую роль здесь сыграла деятельность М. П. Чиркова — внука и ученика известного мастера второй половины XIX в. М. И. Кошкова, единственного оставшегося в живых из мастеров, знавших секреты черневого дела. Вплоть до самой смерти старый мастер обучал молодых мастеров этому искусству.

В 1930-е годы ассортимент изделий, выпускаемых мастерами Великого Устюга, был широк: броши, браслеты, ножи для разрезания бумаги, салфеточные кольца, пудреницы, портсигары. Основное место в черневых изображениях занял растительный орнамент, покрывающий всю поверхность вещи. Продолжает быть излюбленной панорама города Великого Устюга.

Создается много работ, в украшении которых основное место занимают сюжетные изображения. В серебряных изделиях: столовых приборах, стопках, кубках, коробочках — нашли отражение мотивы произведений А. С. Пушкина, архитектурные пейзажи, современная тематика. Мастера находят разнообразные интересные приемы сочетания черни, золота и серебра. Серебристые цветы, например, окружены золотой обводкой, контрастирующей с черневым фоном, или позолоченные тюльпаны разработаны тонкими линиями гравировки. [4]

Сегодня «Северная чернь» развилась в крупное предприятие, где профессиональные художники на основе лучших традиций искусства чернения, плодотворно развивая их, создают изделия, пользующиеся неизменным спросом и успехом во многих странах мира. [3]

Источник: studfile.net

Великоустюжское чернение по серебру

Серебро – известный издревле металл, проявляющий свое благородство и уникальность во всем: как по незаменимым свойствам, так и по изысканному оттенку. Закономерно, что множество ювелиров испокон веков использовали его для создания самых разных изделий – начиная от небольших колечек, заканчивая кубками для королевского двора, создавая все новые способы и техники исполнения.

Во всем этом многообразии значительно выделяется чернение – способ обработки, при котором часть поверхности приобретает матовый черный оттенок. Для рисунка применяется сложная технология изготовления сплава серебра, меди и серы, которой даже талантливых мастеров обучают долгими месяцами и годами. Это поистине невероятно кропотливая работа, ведь для получения итогового рисунка необходимо на основе-заготовке выполнить гравировку, которая будет заполняться окрашенным сплавом. На сегодня наиболее известны две “школы” чернения – дагестанские “Кубачи” и Великоустюжское чернение: о последних мы и поговорим подробнее в сегодняшней статье.

Истоки искусства чернения в Великом Устюге

Вологодская область – настоящая кузница воплощений исконных русских традиций. Семьям с детьми Великий Устюг знаком как родина Деда Мороза, историкам – как место с великолепными образчиками купеческих домов Шилова, Федосеева, Усова и других, верующим – как значимое место паломничества и великих храмов, а искусствоведам – как родина множества народных ремесел, включая уникальный стиль чернения серебра со свойственными только “северной черни” плавными и мягкими узорами. Есть и отдельные детали, которые долгое время были подвластны только устюжским мастерам: тонкая фоновая сетка, изысканные гравюры со сложными сюжетами, общая выразительность.

Читайте также:
Серебро это проводник или диэлектрик

Великоустюжское чернение

Промысел этот берет свое начало еще с XVII века. С одной стороны, довольно молодой по историческим меркам, а с другой, отдельные экземпляры могут похвастаться солидным сроком для антикварных изделий. Сложно сказать, с каких именно изделий началась мода на чернение – этот способ украшения встречается, пожалуй, на всех видах серебра: как на ювелирных украшениях, так и на столовом серебре или бытовых вещах (часах, портсигарах и т.д.).

При всем этом чернение как таковое, в Великом Устюге не было изобретено, так как на Руси оно было известно задолго до приобретения известности в этих краях (к XVI-XVII веку). Все дело в особом художественном стиле, реализуемом с помощью чернения, который стал визитной карточкой города на многие сотни лет вперед. Довольно интересен факт неоднозначности исторического происхождения стиля чернения в самом Устюге – по сей день бытует несколько версий, у каждой из которых есть как свои доводы, так и опровержения.

Заимствование из Новгорода и с запада

Существует несколько версий как основания самого Великого Устюга, так и первородного источника искусства чернения в этих краях. По одной из версий, ремесло зародилось не в Устюге, а было принесено с собой бежавшими Новгородцами, основавшими поселение (причем не только чернение как таковое, а в целом новгородские ремесла и культурные традиции). К такой теории тяготел в XIX веке архиепископ Шипулин, дополняя предположения частичным заимствованием техник у западноевропейских мастеров, в основном немцев.

Современные историки эту версию опровергают по многим причинам:

Мастер работает по серебру

Привезено из Сольвычегодска

По некоторым версиям, ремесло перешло от мастеров из Сольвычегодска – городка в ста километрах от Великого Устюга, так как там тоже встречаются как мастерские, так и изделия с особым чернением. Более того, великие русские промышленники Строгановы жили и работали в Сольвычегодске, а сама их фамилия уже говорит о многом. Однако же есть и несколько тонкостей:

  • Сам возраст городов свидетельствует в пользу Устюга – он намного старше, как и различные ремесла в нем
  • Существует множество записей и свидетельств о том, что мастера по чернению серебра перебирались на постоянную работу из Великого Устюга в Сольвычегодск, и ни одного известного случая, когда мастер “перекочевывал” наоборот в Устюг
  • В разных исторических документах, в том числе когда идет речь о присущих Сольвычегодску ремеслах, упоминается работа с серебром, но не говорится о техниках чернения – то есть чернение не было значимым и активно развитым в этом поселении
  • Примечательны события 1744 года: тогда в Москву после многолетней смуты вызывали из разных городов России мастеров для “восстановления ремесел” и обмена знаниями. И мастеров по чернению вызвали именно из Великого Устюга, что само по себе говорит о признанной славе и первенстве

Великий Устюг – первый по чернению серебра в России и Мире

В московских летописях 1744 года довольно прямым текстом пишется о том, что в Москве мастеров подобных как по чернению, так и финифти не имеется, зато много их живет в Великом Устюге. В этом и следующем году ряд мастеров перебирается из Устюга в Москву, закрепляя славу местных ремесленников и искусства серебряного чернения.

Интересный факт: обладавший практически монополией на производство черненого серебра московский купец Кункин подавал челобитную, чтобы ему выделили двух мастеров из Великого Устюга для обучения (после которого мастеров, справившихся за год, благополучно отпустили домой). Обучение прошло настолько успешно, что с изделиями Кункина не могли конкурировать ни один из московских мастеров. Это дополнительно подтверждает, что на XVIII век лучше, изящнее и качественнее чернения по серебру, чем у мастеров из Великого Устюга или их учеников, попросту не было.

Читайте также:
Как окисляется серебро в земле

К XVIII веку – как считается, одной из высших точек достижения мастерства устюжскими ремесленниками, чернение начинает приобретать собственные стилевые ответвления, в том числе и набирающее обороты барокко с его пышными, праздными и витиеватыми изысками. Однако уже к концу века работы становятся все более “спокойными”, приобретая черты классицизма и даже реализма.

Спад оборотов Устюжского чернения и его второе рождение

Период расцвета всегда сменяет более умеренное время, а тонкий индивидуальный подход не способен выдержать конкуренции с масштабными производствами. Так, с началом XIX века и эры индустриализации работы устюжских мастеров по чернению становятся нишевым продуктом для эстетов и ценителей с развертыванием московских ювелирных фабрик.

Однако же, с приходом к управлению устюжским заводом “Северная чернь” Шильниковского, возможности современного производства обрели синергию с русскими традициями устюжского чернения. Лучшее от нового и старого, классического и новых прочтений воплощалось в свежих идеях мастеров. 1930-е ознаменовались выходом знаменитых коллекций серебряных изделий по мотивам произведений литературных классиков масштаба Пушкина и Гоголя.

Таким образом, к 1937 году чернение по серебру из Великого Устюга благородно красуется на международной выставке в Париже – и не просто выставляется, а берет серебряную медаль (как раз за изделия по литературным мотивам). Чарки с богатырскими мотивами, исконно русские растительные узоры или сюжеты о покорении космоса – все это находило в разные времена отражение в изделиях “Северной черни”. Каждый из этих экземпляров на сегодня ценится как знатоками серебра, так и любителями изысканных изделий. Значимы они и для коллекционеров – как антикварные экземпляры, так и современные, перенявшие историю завода и продолжающие ее.

Если у вас имеются изделия “Северной черни” и вы рассматриваете их продажу (особенно если речь идет об антикварных серебряных изделиях с великоустюжской чернью), рекомендуем обращаться в салон GRANDFOR: мы на постоянной основе работаем с крупными коллекционерами и всегда предлагаем весьма достойные вознаграждения. Для предварительной оценки достаточно лишь отправить пару фотографий изделия через форму или мессенджер – будем вам рады!

Источник: grandfor.ru

19 января на Вологодчине впервые отмечается День великоустюжского чернения по серебру

Сегодня впервые отмечается День великоустюжского чернения по серебру ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь» Творческий коллектив завода тщательно соблюдает технологии и основные приемы работы старинных мастеров. Сегодня впервые отмечается День великоустюжского чернения по серебру Сегодня впервые отмечается День великоустюжского чернения по серебру Сегодня впервые отмечается День великоустюжского чернения по серебру Сегодня впервые отмечается День великоустюжского чернения по серебру Сегодня впервые отмечается День великоустюжского чернения по серебру

Наряду с днями вологодского кружева, масла и днем рождения Деда Мороза на Вологодчине теперь будет отмечаться ещё один официальный праздник – День великоустюжского чернения по серебру. Соответствующие поправки были внесены в закон о праздничных датах Вологодской области в ноябре 2022 года. Знаменательной датой стало 19 января. В этот день исполняется 90 лет со дня основания предприятия ЗАО «Северная чернь».

Чернение по серебру и другими металлам, известное ещё в ювелирном искусстве античного мира, было усовершенствовано в Средневековье арабами и кельтами. В русском искусстве чернение по серебру «живет» со времен Киевской Руси. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства – Москвы, Дагестана и Великого Устюга – именно изделия великоустюгских мастеров отличаются высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью. В настоящее время Великий Устюг остается единственным центром древнерусского искусства чернения по серебру.

Возник и закрепился этот уникальный народный художественный промысел в Великом Устюге более трех столетий назад потому, что через город, лежащий на большом торговом пути, не только везли из Сибири серебро, но и создали здесь большие склады этого драгоценного металла.

Читайте также:
Как выбрать серебряный браслет на руку женский

Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюжской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.

Технология чернения состоит в том, что особый сплав серебра с медью, свинцом и серой вплавляют в углубления основного металла. Размельченный в порошок состав втирается в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, рождая черный графический рисунок.

Его дополняют гравировкой, канфарением, чеканкой, золочением. От способа приготовления черни и пропорций ее составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок черного цвета. Устюжане имеют свой секрет состава. От других подобных центров «северная чернь» отличается особой прочностью и богатой гаммой – от пепельно-серого до густо-черного.

Благодаря таланту великоустюгских мастеров «северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве и оказала влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. Мастеров из Великого Устюга вызывали в Москву «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».

В течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. А его возрождение произошло уже в веке ХХ и связано с именем потомственного мастера Михаила Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они наладили выпуск ювелирных изделий.

С привлечением на работу в артель Евстафия Шильниковского – выпускника Петербургской Академии художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А. С. Пушкина артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали.

С ростом объемов производства артель в 1960 году была преобразована в фабрику, получившую в 1973 году статус завода. Сегодня это ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь».

И по сей день изделия «Северной черни» производятся традиционным для народного художественного промысла ручным способом на высоком художественном уровне с отличным качеством. Они всегда узнаваемы, потому что имеют свой стиль, проявляющийся в насыщенном черневом рисунке, в чистом зеркальном блеске, в их безупречном исполнении. Творческий коллектив завода тщательно соблюдает технологии и основные приемы работы старинных мастеров.

На сегодняшний день «Северная чернь» выпускает около 2000 наименований изделий из серебра 925 пробы: посуду и столовые приборы, предметы интерьера, предметы религиозного назначения, ювелирные украшения, сувениры, в том числе имиджевые VIP-подарки.

Продукция ЗАО «Северная чернь» имеет официально подтвержденный статус изделий «народного художественного промысла признанного художественного достоинства». Изделия представлены в ведущих государственных музеях Российской Федерации и в частных коллекциях, экспонировались в Нью-Йорке, Лондоне, Милане, Лейпциге, Праге и других городах более двадцати стран мира и повсюду получают восторженные отзывы. Предприятие регулярно участвует в российских и международных выставках, занимая призовые места и получая дипломы. ЗАО «Северная чернь» неоднократно награждалось Российской государственной пробирной палатой дипломом «Лидер отрасли», становилось лауреатом программы «Сто лучших товаров России».

Северная чернь – один из брендов Вологодского края и национальное достояние России, который и по сей день удивляет мир подлинными произведениями декоративно прикладного искусства.

Источник: cultinfo.ru

Рейтинг
Загрузка ...