Верно ли что финифть ценится гораздо ниже драгоценных камней

Финифть.Необычные факты и увлекательная история.

Многих искушенных модниц слово «финифть» может поставить в тупик. А ведь за ним прячется не что иное, как прикладное искусство изображения на эмали различных сюжетов — растительных мотивов, легких пасторалей, глубокомысленных символов. В общем, всего, что только может изобразить мастер! Разнообразие изображений дает возможность выбрать для себя то, что хотите именно вы.

Откуда ноги растут

Искусство это не ново — оно известно в нашей стране уже несколько сотен лет! Правда, тогда финифть была искусством религиозным. Ею украшали церковную утварь, иконы, облачения и головные уборы священников, Святое Писание. Но достаточно быстро прекрасный пол «рассмотрел» в этом прикладном искусстве ювелирный потенциал.

И не только ювелирный — ведь финифтью декорировали не только ювелирные украшения, но и различные предметы, например, шкатулочки и статуэтки. Но, конечно, на первом месте всегда были украшения — кольца, подвески, серьги, браслеты и многие другие изделия из драгоценных металлов.

Финифть: моя небольшая коллекция украшений ♕ плюс планы по созданию украшений

Если не знать истории, то можно подумать, что финифть является исконно русским прикладным искусством. Это утверждение не совсем верно. Изначально на Руси финифть появилась благодаря византийцам, а уже затем, в руках русских мастеров, она развивалась, трансформировалась и менялась, став той финифтью, которую мы все знаем. Кстати, процесс этот, начавшись несколько веков назад, продолжается и поныне!

Золотые серьги SOKOLOV с сапфировым корундом и финифтью 782006 фото

Добавить в корзину
Золото 585° г. Сапфировый корунд, Финифть

Золотое кольцо SOKOLOV с финифтью 781006 фото

Добавить в корзину
Золото 585° г. Финифть

Золотая подвеска SOKOLOV с финифтью 783006 фото

Добавить в корзину
Золото 585° г. Финифть, Без вставок

Кропотливая и трудоемкая работа

Достаточно просто взглянуть на любой образчик финифти, чтобы понять, сколько это искусство требует от мастера сил и времени! Но только и этого недостаточно — нужны еще развитые художественные навыки, чтобы точно и ярко изобразить задуманный сюжет.

В самом начале мастер определяется с формой, выбирая между кругом, овалом, квадратом и прямоугольником, вручную вырезая заготовку из листа металла. Затем этот металл покрывается слоем белой измельченной стеклянной эмали с обеих сторон. После этого начинаются этапы нанесения рисунка, чередуясь с этапами обжига. Их число может достигать 7! И перед каждым заходом в печь изображение дорабатывается, «шлифуется», доводится мастером до совершенства. Работать в таких условиях можно только специализированными термостойкими красками, которые от «запекания» в муфельной печи становятся только насыщеннее, а также приобретают красивый яркий блеск.

Иконы финифть

Уникальность как норма

Так как каждое изделие изготавливается по-настоящему вручную, то можно уверенно говорить о том, что каждое украшение с финифтью уникально без всяких оговорок. Можно (хоть и с трудом!) найти похожую вещицу, но идентичную — никогда! За это финифть по достоинству ценится дамами, предпочитающими эксклюзивные аксессуары и украшения.

Праздничное, яркое, «сочное» изображение финифти не обязательно должно придавать украшению с ним какую-то явную «статусность». Его вполне можно сделать своим повседневным аксессуаром! А благодаря добавлению к вековым традициям современных технологий цвета стали ярче, а рисунок глубже, «живее» и четче, чему способствует лассировка — метод более мягкого нанесения эмали. Даже одного скромного украшения с финифтью достаточно, чтобы окружающие обратили внимание на его владелицу, её утонченный вкус и выверенный стиль.

Источник: novikov24.ru

Знакомство с русской финифтью: путешествия в Ростов Великий и Усолье

Украшение эмалью или искусство финифти зародилось в странах Востока. На Русь же огневое искусство или финифтис пришло из Византии, получив название «огненного письма». Неизвестная ранее техника пришлась по вкусу русским ювелирам. Декорировать эмалями начали кроме церковной утвари с книжными окладами бытовые предметы.

В столичной Академии художеств даже в свое время открылся класс живописи по финифти. Искусство получило признание во всей стране.

Финифть: этапы изготовления

Открытый 17-ом столетии секрет огнеупорных красок позволил заметно усовершенствовать технологию. Процесс составляли три главных шага. Начиналась работа с подготовки эмалевой основы, «белизны». Затем наносилось изображение, изделие вставлялось в оправу.

Делали основу из металлического листа, золотого, серебряного, латунного, вырезали из него пластину. После придания требуемой формы, добивались гладкости поверхности, чтобы затем слоем наносить на нее «белье».

Читайте также:
Иолит драгоценный камень или полудрагоценный

Заготовка отправлялась в печь. В итоге белая поверхность становилась ровной и гладкой. Стеклянный состав также наносили на обратную сторону, контрэмаль, чтобы предупредить деформацию при обжиге.

После такой обработки заготовку отправляли к художнику. На выпуклой части он рисовал тонкой кистью в технике, напоминающей роспись по фарфору.

Работа эмальера

После наметки общего плана образец вновь отправлялся в печь. После охлаждения начиналось выписывание тонких деталей с добавлением новых оттенков. Появлялись светотени, прорисовывались главные детали. Каждый красочный слой закаляли. Обычно число обжигов не превышало трех.

Однако некоторым сюжетам необходимо было до пяти процедур. Обычно на третьем этапе тщательно прорисовывали полутона, второстепенные элементы, уточняли цветопередачу.

Плавившиеся в печи краски давали глянцевую блестящую поверхность, дополнительного закрепления не требующую. Металлы в составе красок давали желаемые оттенки: медные соли – зелень, кобальт – синева, а при помощи золота добивались сияния рубинового либо пурпурного тонов.

Мастерство требовалось немалое, ведь исправить перенесенный на эмаль эскиз невозможно. В печи тон красок менялся: ошибка с температурой или временем – и замысел безнадежно испорчен. Да и стоимость материалов была немалой.

Оправу нередко брали металлическую. Нередко окаймляли изделие филигранью, тонким проволочным кружевом. Цвет финифть годами не меняла, не боялась ни сырости, ни жары. Один недостаток: очень она была хрупкой. Небольшие предметы удары переносить все же могли достаточно легко, а неминиатюрным необходимо обращение очень бережное.

Эмаль быстро царапали даже маленькие драгоценные камни, потому и хранилась финифть всегда отдельно.

Усольское искусство

Расцвет промысла пришелся на 17-18-ое столетия. В это время сложилась и сюжетная тематика. На декоративных предметах рисовали картины на темы истории либо сказок, пейзажи. Для ювелирных оставляли цветочные орнаменты. Длительное время основным заказчиком изделия оставалась церковь.

Особый стиль

Финифть особенно расцвела на русском севере. Производством огненного искусства занимались мастера Усолья. Затем пришел промысел и в Вологду.

Усольские живописцы на белом фоне рисовали растительные узоры, райских птиц и фольклорных персонажей. «Фирменным» знаком стали «тюльпаны», особые узоры, наносимые небольшими штрихами, тонкими кистями. Палитра красок изначально отличалась многообразием.

Самыми востребованными стали живописные или перегородчатые эмали. По технологии по контуру изображения накладывали тонкие пластинки либо ленты из металла, поставив их на ребро. Получившиеся ячейки заполняли разноцветными эмалями. Далее вещица отправлялась в обжиг. Цвет получался чистым.

Такая эмаль по глубине тона и сиянию соперничала с самоцветами.

Новое время

Сканью оформляли эмалевые клейма. Особенно интересны композиции на чашах: на крупной поверхности получались самые сложные композиции. Для дна и края сосуда брали оправленные сканевыми жгутами эмалевые кружочки либо пользовались золоченым сканным жгутом.

Наружная поверхность полностью эмалью не покрывали, украшая только отдельными, но большими, клеймами с рисунками в обрамлениях из скани. К середине 18-ого столетия многоцветье уступило двухцветным эмалям. Вологодская финифть теряла позиции.

Затем начался спрос на одноцветные рисунки с накладками из серебра. Эмаль накладывали на медный лист, покрывая узорами с обеих сторон. На необожженный верхний слой накладывался вытисненный на серебряной матрице рисунок, затем его вплавляли в эмаль.

Высокого рельефа добивались двойным наложением. Рисунки чеканили на меди, покрывая пластину эмалью одного цвета, на рельеф накладывался тисненый орнамент из фольги либо тонкого листа серебра. Затем был обжиг.

Заметно уменьшила стоимость замена драгоценных металлов на медь. А фирменным стал травяной синий орнамент с фигурными листьями с сканных жгутиках.

Ростовская финифть

Популярным промысел сделали и мастера из Ростова Великого.

Отличительные черты

В 18-ом века город стал крупнейшим центром эмальерного промысла. Эти позиции Ростов поддерживает по сей день.

Ранее обжиг велся в русских печах, а самым сложным делом было поддержание очень высокой, но постоянной температуры. В настоящее время пластинки нужной формы вырезают из тонкого листа меди, серебра либо золота. Отбивают пластинки вручную, придавая определенный изгиб.

Стекловидной массой, эмалью пластинку покрывают с обеих сторон. Обжигают несколько раз, покрывая несколькими слоями до получения идеально гладкой поверхности. Далее работу начинал финифтянщик.

При создании рисунка обжиг производят много раз. Для очень сложной работы процедуру повторяют до 50 раз. И главное – предугадать вид росписи после обжига.

Работа ведется в команде с ювелирами, ведь ростовская финифть – изделие ювелирное. Оправу делают филигранью. Орнаменты для нее выбирают уникальные.

Читайте также:
Все магические свойства камня гессонит

Мастера для снижения температуры плавления к краскам стали добавлять свинец. Вместе с церковным развивался и светский промысел. К концу 19-ого столетия светская тематика победила. Популярность у горожан среднего сословия завоевывала портретная финифть.

Возрождение

Уменьшение спроса совпало с началом 20-ого века. Интерес к ростовской эмали возродился к двадцатым годам. Главными темами были трудовые народные подвиги. Выделились направления: цветочное, для ювелирных изделий, и портретная живопись. Спросом пользовались картины, повторяющие известные фотовиды и открытки.

После войны количество мастеров-финифтящиков заметно сократилось. Они объединялись в артели, расписывая пользующиеся большим спросом шкатулки с брошами. Рисовали и портреты исторических деятелей, особенно, в связи с приближением юбилейных дат.

Промысел в настоящее время набирает популярность. Работают и творческие объединения, и фабрика. Династии эмальеров расписывают продукцию вручную.

Ростовские мастера сделали неразрывной связку металла и эмали, подчинив ее законам гармонии. Базой является металл, а эмаль, роспись, стала его украшением. Жанры могут быть и архитектурные, и портретные, и исторические. Каждый живописец привносит в искусство нечто свое.

Современная финифть – это новое переосмысление старинных традиций промысла. Нередко серебро заменяют золотом, дополняют вставками из полудрагоценных и драгоценных камней. Подбор из ведется по композиции и цвету, чтобы не перебить финифть, а окаймить ее.

Финифть можно увидеть не только на прилавках магазинов. Высоко ценится она и у коллекционеров, а также посмотреть на образцы искусства можно в музеях.

Самая впечатляющая коллекция собрана в музее-заповеднике Ростова Великого «Ростовский кремль». Есть выставка уникальных произведений мастеров и в музее фабрики «Ростовская финифть». Кроме того, можно узнать о быте ремесленников прошлого, а также принять участие в мастер-классе, создать своими руками эмалевую миниатюру. Однако полюбоваться на прекрасные изделия можно в Угличе, Ярославле, Переславле-Залесском.

Источник: www.airinme.com

Финифть: огневая живопись Руси

О происхождении финифти споры ведут в основном лингвисты – историкам же известно твердо: первые удачные опыты по нанесению цветных эмалей на металлическую основу состоялись более трех тысяч лет назад.

Кубок, финифть, Турция

В туманных далях античной древности затерялись и следы происхождения наименования. Часть языковедов полагает «финифть» видоизмененной «химией» — от греческого χυμεύω (химео), что значит «смешиваю». Другая часть склоняется думать, что «финифть» — производное от φέγγος (фенгос) – «свечение», «всполохи», «мерцание».

Финифть – эмаль, «светящаяся» изнутри

На самом деле явление светоиспускания финифти не свойственно. Однако, освещенная ярким рассеянным светом, эмалевая картина действительно производит впечатление светящейся. Возникает такой эффект в том числе и благодаря использованию полупрозрачных красок, наносимых поочередно слой за слоем.

Подобный эффект наблюдается и у жемчуга. Однако жемчужные слои настолько тонки, что позволяют видеть иризацию света. Финифть иризации (радужного блеска) не дает, зато мягко рассеивает свет и делает многослойное изображение живым, глубоким.

Технология изготовления финифти

Вообще финифтью называют миниатюрную красочную картину, созданную в технике горячей эмали. Физической основой для наложения эмали всегда является металл – латунь, бронза, медь или драгоценные металлы.

Работа подразделяется на три этапа:

  • подготовка белого эмалевого поля;
  • художественная роспись с обязательным обжигом каждого слоя;
  • размещение финифти в оправе на изделии.

Ростовская финифть

Белая эмаль накрепко сплавляется с металлической основой, покрывая подложку всплошную. Нередко процесс повторяется несколько раз – для устранения микроскопических дефектов и достижения наиболее выразительного цвета и блеска пластины.

Краски на белую эмалевую основу наносятся в несколько приемов по намеченным контурам. Первый рисунок по эмали художники издавна зовут «малевкой». Малевкой обрисовывают и раскрашивают крупные детали изображения. Это первая стадия создания финифти.

Оборотная сторона финифтевой пластины, называемая контрэмалью, красками не расписывается и остается белой.

Вторая стадия создания эмалевой картины – «прочерк». Под прочерком понимается отрисовка мелких деталей, введение в картину новых цветов и оттенков, создание акцентов сюжета.

О третьей стадии росписи по горячей эмали говорят «подтенок». Подтенок – весьма ответственная художественная операция. Наносятся финальные штрихи, точки, пятнышки. Тонируются фоны, сгущаются тени – формируется объёмность изображения.

Каждый слой свеженанесенного красителя обжигается. Расплавление пигментов и толченой смальты (возможного компонента эмалевых красок) закрепляет рисунок.

В большинстве случаев мастера обходятся тремя «подходами» к финифти. Отдельные сюжеты требуют пяти стадий рисования картины. В преданиях о старых умельцах звучали десятки этапов сотворения сложных пейзажных и портретных финифтей…

Многослойная роспись позволяет создавать эмалевые изображения объемными, не уступающими традиционной живописи по тонкости проработки деталей и достоверности светотени. Главная технологическая сложность в работе с цветными эмалями состоит в перемене колера красок после обжига. Кроме того, сетуют мастера, один неверный штрих способен испортить всё произведение: исправить рисунок на эмали просто невозможно.

Читайте также:
Топаз камень кому подходит по знаку зодиака женщине козерогу

Эмаль скань финифть

Для закрепления финифти на украшении ювелиры могут использовать разные способы. Классический прием – изготовление гладкой узкой золотой или серебряной рамки, оконтуривающей эмалевую пластину и прижимающей финифть к изделию.

История русской финифти

Ипатьевская летопись 1175-го года упоминает о «финипте» как об элементе убранства церкви, построенной князем Андреем Суздальским. Надо понимать, что в ХII веке русские ремесленники и художники уже в полной мере владели искусством создания эмалевых изображений, некогда позаимствованным в Византии.

Старинный рецепт приготовления эмали звучит так: «Для финифти золотого колеру смешать поровну сурьму и сурик, да добавить шестую часть ржавого железа; перетереть и расплавить. Как застынет, размельчить и снова растопить – и так многажды, пока состав не заблестит золотом».

Белая эмаль готовилась из промытого кварцевого песка, смешанного с кристаллической борной кислотой и равного количества серых свинцовых окислов. Примешанный к составу кобальт обогащал палитру темно-синими тонами. Кадмий давал красноту, золото – рубиновый оттенок, медь – зелень…

Революционно усовершенствовал рецептуры цветных эмалей француз Жан Тутен в 1632-м году. Его усилиями ассортимент эмалевых красителей значительно расширился, что позволило создавать высокохудожественные произведения.

Немало полезного для развития русской финифти сделал и Михаил Ломоносов, трудами которого был построен стеклодельный завод и начато производство цветного стекла, используемого и для мозаичных работ, и для приготовления эмалевых красок.

При Ломоносове в столичной Академии художеств был создан класс «живописи на финифти». При содействии государства получили образование и практические навыки многие мастера эмальерного искусства. Приход обученных художников в центры финифтевого промысла дал толчок развитию всей отрасли.

Усольская финифть из Сольвычегодска

К концу XVII века основным российским центром производства финифти стал городок Усолье (ныне Сольвычегодск), расположенный на берегу реки Вычегда в сотне верст к северу от Великого Устюга.

Вологодская (усольская) финифть

Усольская финифть отличалась совершенной техникой исполнения и узнаваемой стилистикой изображений. Цветочный – а именно тюльпанный – мотив стал главным в фоновых орнаментах изделий. Среди затейливых зарослей, прорисованных тонкими штрихами (отличительный признак усольской финифти) прятались диковинные звери и райские птицы.

Цветовая палитра усольской финифти богата сочными красками и яркими оттенками. В дополнение к красным, синим, зеленым и желтым цветам художники использовали лиловые, розовые, малиновые и охристые пигменты.

К сожалению, коммерческие интересы взяли верх над стремлением к прекрасному, и уже к середине ХVIII века главной продукцией усольского промысла стала финифть массовая, одно- или двухцветная.

В наше время традиции усольской финифти продолжают мастера творческого объединения «Вологодская финифть». Телефон мастерской в городе Вологда – 8172-72-20-24.

По признанию искусствоведов, вологодская финифть отличается от ростовской четкостью рисунка, энергичностью мазка, контрастом штриха.

Финифть из Ростова Великого

Всемирная слава к русской финифти пришла лишь тогда, когда за дело взялись мастера из Ростова Великого. Местная школа эмальерного искусства младше усольской примерно на сто лет.

финифть, ручная работа

Ростовская финифть быстро вошла в моду. Посуда с финифтевыми вставками – блюда, кубки, подносы – украшала столовые знати. Дамы обнажали руки в браслетах с финифтью и являли к поцелую пальцы в перстнях с финифтью вместо камня. Роскошные туалеты украшались не менее роскошными финифтевыми брошками. Прихотливая мода и мужчин заставляла обзаводиться трубками, табакерками и часами с крышками, украшенными финифтью.

Таланты, собранные в мастерских Ростова Великого, оказались столь самобытными и мощными, что в течение всего ХVIII века лучшая финифть из Ростова поступала прямиком в государеву казну, и хранилась в Оружейной палате Московского кремля.

Успех таил в себе опасность. Ростовская финифть, как и усольская, не избежала чрезмерной коммерциализации промысла и едва не утратила своего художественного потенциала. Мыслимое ли дело, выпускать по восьми сотен эмалевых поделок в день? Продавая всякую единицу продукции за несколько гривенников?

Упадок был близок, но ростовские мастера не позволили валовому производству взять верх над высоким искусством. Подолгу корпя над каждым творением, эмальеры Ростова расписывали ларцы и шкатулки по образцам знаменитых художников золотого века русской живописи.

В Ростове особое развитие получило финифтевое иконотворчество. Яркие эмалевые краски помогали восприятию образов, обрамленных сверкающими окладами. Миниатюрные образки, ладанки и складни с каноническими ликами святых к концу ХIХ века стали главным продуктом промысла.

Шаблонность пользовавшихся спросом иконок и отход от выполнения сложных художественных задач привел к очередному и закономерному снижению популярности ростовской финифти. В 1880-м году производством финифти в Ростове занималось почти 200 человек. Однако к началу ХХ века промысел откровенно захирел, и новый импульс к развитию получил уже при советской власти.

Читайте также:
Как подобрать ремешок для часов по размеру

Многие работы эмальеров советского периода хранятся в музеях и частных коллекциях. Выполненные финифтью миниатюры посвящены героическим эпизодам истории, освоению севера, трудовым подвигам, большевистской тематике. Сегодня все они представляют как художественную, так и историческую ценность.

Ростовская финифть

В новом тысячелетии фабрика «Ростовская финифть» живет и здравствует как никогда успешно. В ассортименте современной ростовской финифти – десятки наименований посуды, украшений, сувениров. Знаковой работой стало оформление финифтью ростовской работы Кувуклии, укрывающей место крестной казни Христа в Иерусалиме.

Предприятие открыто для сотрудничества. Фабрика «Ростовская финифть» выполняет индивидуальные заказы, ведет культурно-просветительскую работу. Заказать уникальное изделие из финифти можно по телефонам +7-48-536-759-10, +7-48-536-773-73.

Финифть Карла Фаберже

Карл Фаберже, поставщик русского императорского двора и признанный мастер ювелирного искусства, нередко использовал финифть для создания своих шедевров. Техника художественной росписи по горячей эмали помогали мастерам его предприятия выполнять миниатюрные пейзажи и портреты. Финифть украшала многие из знаменитых пасхальных яиц Фаберже. Кубки, бокалы и столовые приборы, выполненные из золота и серебра в мастерских Фаберже, нередко расцвечивались искусно выполненной финифтью.

Приобрести аутентичные изделия мастерской Фаберже можно на различных аукционах антиквариата и произведений искусства. Вход на аукцион, как правило, свободен и бесплатен. Некоторые аукционные дома проводят торги в режиме онлайн.

Чтобы финифть жила долго

Финифть способна жить долго, не теряя свежести красок, не темнея и не меняя оттенков картины. Расписная эмаль не страшится времени, влаги и зноя. Однако финифть хрупка, и если небольшие изделия с финифтью весьма прочны и легко переносят экстремальные механические нагрузки (падения на каменный пол, случайные удары, воздействия абразивов и т.п.), то крупные предметы требуют бережности в обращении.

Украшение - финифть

Любая деформация металлической основы финифти влечет за собой растрескивание либо скалывание эмалевого слоя. Кроме прочего, финифть следует оберегать от контакта с твердыми драгоценными камнями – сапфирами, алмазами, корундами. Совместное хранение ювелирных изделий с финифтевыми и бриллиантовыми вставками неизбежно ведет к порче эмалевых украшений!

Уход за финифтью и другими эмалевыми миниатюрами заключается в периодической очистке изделий при помощи теплых растворов деликатных моющих средств, и последующей полировке мягкими салфетками. Допустимо финишное промывание изделий в спирту, удаляющем остатки влаги из самых труднодоступных уголков.

Предыдущая статья: Нетрадиционные металлы на ювелирном рынке
Следующая статья: Урановое стекло

А вы читали другие статьи этого раздела?

  • Полезно знать
  • Финифть: огневая живопись Руси
  • Урановое стекло светит, но не греет
  • Фарфор и фаянс: различия и сходство
  • Костяной фарфор и его менее ценные братья
  • Фарфор: древний, великий, прекрасный!
  • Богемское стекло: тысячелетняя история, блестящая современность
  • Хрусталь: привычный, драгоценный, рукотворный
  • Солнечный камень светит из Орегона
  • Наносинтетика или ювелирный ситалл
  • Смальта – цветное стекло для мозаики
  • Алпанит – искусственный ювелирный камень
  • Бисер – свойства
  • Что такое кристаллы Swarovski?
  • Муранское стекло — что это такое?
  • Способы закрепки драгоценных камней
  • Как чистить драгоценные камни
  • Какое золото и драгоценные камни можно купить в Тайланде
  • Нетрадиционные металлы на ювелирном рынке
  • Все про Изумруд
  • Камень изумруд и его свойства
  • Изумруд: дорогой, красивый, редкий
  • Факторы качества изумруда
  • Почему изумруды такие разные?
  • Старинные и современные имитации изумруда
  • Синтез изумруда
  • Синтетический изумруд – достойный соперник
  • Изумруд — способ его облагораживания
  • Камень опал и его свойства
  • Путеводитель в мир опала. Опал — фото
  • Все про Топаз
  • Камень топаз и его свойства
  • Императорский топаз
  • London Blue топаз
  • Swiss Blue топаз
  • Sky Blue топаз
  • Покупка топаза и определение его стоимости
  • Топаз — способ его облагораживания
  • Легенды драгоценных камней: Топаз
  • Все про Янтарь
  • Янтарь. Свойства легендарного камня
  • Сколько стоит янтарь?
  • Как отличить натуральный янтарь?
  • Какими бывают подделки, имитации янтаря
  • Разновидности янтаря
  • Доминиканский голубой янтарь
  • Янтарь – талисман знаков зодиака
  • Магические и лечебные свойства янтаря
  • Зеленый янтарь
  • Буранит

Источник: finesell.online

Финифть: главное о росписи по эмали

Искусство росписи эмалью появилось на Руси в Х веке, а расцвело спустя несколько столетий. Рассказываем, как развивался народный промысел, кто практикует «огненное письмо» в наше время — и что общего у финифти и Юрия Гагарина.

Финифть, или искусство росписи эмалью по металлу, известно давно. Незнакомые с технологией люди были уверены, что яркую финифть делают из расплавленных драгоценных камней, но всё куда прозаичнее: искусство появилось примерно в то же время, когда на Востоке научились плавить стекло. Выглядит всё так: на металлическую пластину наплавляют эмаль и расписывают ее особыми надглазурными красками.

Читайте также:
Камень тигровый глаз его свойства и кому подходит

На Русь финифть пришла из Византии в X веке. Там ее называли «огненным письмом», поскольку после нанесения красок пластину с рисунком обжигали в печи. Следующие несколько веков промысел использовали исключительно для росписи икон и украшения церковной утвари. Но со временем столичные мастера, а в XIII–XVII веках финифтью преимущественно занимались московские умельцы, переключились на бытовые вещи: расписывали столовые приборы, шкатулки и небольшие украшения.

Популярности финифти в XVII веке способствовало изобретение французского ювелира Жана Тутена: он придумал полупрозрачные огнеупорные краски. Это значительно упростило работу мастеров, и росписью стали заниматься и за пределами Москвы. В итоге финифть стала одним из ключевых промыслов Русского Севера.

Искусство мастеров Русского Севера

Сейчас принято считать, что финифть обязательно рисуют на белом фоне. Конечно, это не так: даже в наше время есть много художников, которые пишут, например, по синему или зеленому. А белый фон — изобретение мастеров Усолья, нынешнего Сольвычегодска в Архангельской области. Там в XVII веке массово освоили искусство украшения по эмали, а белый фон стал местной особенностью: на нем изображали птиц и зверей, мифологических персонажей и растения. Огнекрылая птица Сирин, олень Золотые Рога, лебедушки — вот традиционные для Усолья сюжеты.

Белый квас, как раньше

Мы привыкли, что самый правильный квас — темный. На самом деле традиционный напиток — белый: именно такой квас готовили когда-то в деревнях, а теперь технологи «Очаково» воссоздали старинные рецепты, которые собрали во время этнографических экспедиций по Центральной России. Теперь насладиться квасом, как раньше, может каждый — он называется «Семейный секрет».

Из Усолья финифть перекочевала в Вологду, а оттуда и в Ростов Великий, один из духовных центров страны. В местные церкви и монастыри приезжало множество паломников, и все хотели увезти с собой что-нибудь на память. Яркие финифтевые изделия пришлись кстати: стоили они недорого, выглядели красиво, а потому хорошо продавались.

На Русском Севере расцвет промысла пришелся на XVIII век. Тогда произведения местных мастеров поставляли к императорскому двору, а главными любителями финифти называли Екатерину II и Павла I. Помимо северных городов искусство стали активно осваивать в Нижнем Новгороде и Костроме. В ХIХ веке мастера «огненного письма» пошли дальше — и помимо религиозных и мирских сюжетов начали писать портреты, а также охотно копировали работы популярных живописцев.

Вторая жизнь при Советах

К началу ХХ века финифть начала затухать — на фоне промышленного развития ручное производство стало невыгодным. Новые технологии штамповки и печати, а также расцвет фотографии затмили промысел: количество мастеров резко сократилось, а искусство росписи по эмали было под угрозой исчезновения. Но его спасла советская власть.

После революции финифтью занимались преимущественно в Ростове Великом. На смену религиозным сюжетам пришли изображения Ленина и Сталина, пятиконечной звезды, серпа и молота. А в 1960-е годы появилось много финифти с портретом Юрия Гагарина: первый полет человека в космос подарил мастерам новые сюжеты для творчества.

Спасла промысел и политика государства: в конце 1960-х в СССР активно поддерживали возрождение традиционного народного искусства. Спрос на финифть со стороны населения был невысок, зато заказы размещало государство: пусть не масштабные, зато постоянные. Более того, лучшие работы того периода выставлялись за рубежом: на Всемирной выставке в Монреале в 1967 году и Международной ярмарке в Токио 1975 года СССР презентовал работы ростовских умельцев.

Наше время: ростовская финифть и независимые мастера

После распада СССР мастера финифти заново осваивали иконописные начала — религия вышла из-под запрета, а покупатели начали ценить штучную работу, у которой нет аналогов. Сейчас изделия из финифти, которые делают в России, можно разделить на два больших блока: массовое и кустарное производства.

В частности, массовым производством занимается фабрика «Ростовская финифть». Там говорят, что продолжают традиции первых ростовских мастеров, которые сделали народный промысел популярным и прославились по всей стране. Фабрика производит ювелирные украшения, сувениры, иконы и наборы посуды.

Мастеров кустарного производства прежде всего стоит искать в Instagram. По хештегу #финифть там сейчас более 15 000 публикаций. Люди делают преимущественно небольшие украшения, брелоки или портретные миниатюры. А для желающих освоить необычный промысел умельцы проводят мастер-классы.

Источник: ochakovo.ru

Рейтинг
Загрузка ...