Начинаем с вопроса «Что нам известно о химии». В процессе беседы выясняем, что же известно учащимся о химии. Другая часть беседы посвящена вопросу «Химия в нашей жизни».
Химия играет в жизни человека огромную роль. Мы не можем обойтись без того, что дает нам химия. Наша задача — выяснить, что является предметом изучения химии.
Изучение нового материала
Вы знакомитесь с новым предметом — химией, которая играет огромную роль в жизни современного человека как в его быту, так и в промышленности. Что же такое химия? Что является предметом изучения химии?
Химия — это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Давайте посмотрим на рис. 3. Они имеют общее название — физические тела. Их объединяет одно свойство — все они сделаны из стекла. Стекло и является веществом. Поэтому можно сделать вывод, что вещество — это то, из чего состоят физические тела.
Вам уже известно, что некоторые вещества состоят из молекул. Такие как молекула углекислого газа, молекула воды, а такие вещества как алмаз или песок, состоят из атомов.
77.Мои винтажные серебряные серьги. По просьбе подписчицы
Представьте, атомы настолько малы, что на человеческом волосе их поместиться несколько миллиардов. Однако видов атомов всего 114. Определенный вид атомов называется — химический элемент.
Из таких вот отдельных изолированных атомов состоят такие вещества как ксенон, аргон, неон, криптон, гелий. Их еще называют благородными или инертными газами, потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами другими химических элементов.
Посмотрите, атомы водорода могут существовать поодиночке (рис. 4а), могут соединяться в молекулы по два атома (рис. 4б), а могут соединяться с другими атомами, как в молекуле воды они соединены с кислородом (рис. 4в).
Т.о. если вещество состоит из атомов одного вида, то оно называется простым. А если вещество состоит из атомов разных химических элементов, то оно называется сложным или химическим соединением. Вы уже знакомы — это молекула воды — Н2О.
Все вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Запомните, что свойства — это признаки, по которым вещества отличаются друг от друга.
Следует различать физические и химические свойства веществ. С химическими свойствами мы познакомимся позже. А сейчас необходимо запомнить, как описывать физические свойствам вещества: это
1. Агрегатное состояние (вспомните, их три: газообразное, жидкое и твердое)
3. Запах (есть или нет)
4. Твердость (описывается по шкале Мооса)
5. Плотность (больше или меньше единицы)
6. Т кипения и плавления (эти данные указаны в таблицах в учебнике)
7. Электропроводность и теплопроводность (в основном это свойство характерно для металлов)
8. Растворимость в воде (т.е. растворяется вещество или не растворяется в воде)
9. А также пластичность, ковкость (это свойство тоже характерно в основном для металлов)
Зная различные свойства веществ, человек может использовать их с пользой для себя. Рассмотрим пример использования алюминия:
Благодаря легкости и прочности его используют в самолето- и ракетостроении, легкость и хорошую электропроводность алюминия используют для изготовления электрических проводов, его теплопроводность и неядовитость — при изготовлении алюминиевой посуды, неядовитость и пластичность дает возможность применять алюминий для изготовления фольги, а такое его свойство, как способность гореть ослепительным пламенем позволят его использовать при производстве бенгальских огней.
Обобщение и систематизация знаний:
Прослушайте предложения и, если заметили ошибку, поднимите правую руку.
А. Вода — это вещество без цвета, запаха и со сладким вкусом.
Б. Сера — твердое, желтое вещество, притягивающееся магнитом.
В. Железо — это вещество темно-серого цвета, притягивающееся магнитом и не проводящее электрический ток.
Любой предмет, нас окружающий, это …, которое состоит из …, которое имеет …, которые бывают … и … Химия — это наука о …, их … и …
1. Любой предмет, нас окружающий — это:
а) физическое тело; б) вещество.
2. Стеклянная ваза, стеклянный стакан, стеклянная колба — это:
а) тела; б) вещества.
3. Вещество — это:
а) то, и чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений, приведенных ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) он разбил оконное стекло; б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества — это:
а) признаки, по которым вещества отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.
6. Укажите физическое свойство воды:
а) вода легко испаряется; б) вода разлагается на водород и кислород при пропускании через нее электрического тока.
7. Укажите вещество, которому соответствуют следующие свойства: серебристо-серое, электропроводное, притягивается магнитом.
а) железо; б) алюминий.
1 — любой предмет, нас окружающий;
2 — то, из чего состоят физические тела;
3 — признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
4 — свойства, которые мы можем описать сами у веществ;
5 — свойства, которые мы не можем сами описать с помощью органов чувств;
6 — наука о веществах и их превращениях.
Ответы: 1 — физическое тело; 2 — вещество; 3 — свойства; 4 — физические; 5 — химические; 6 — химия.
Рефлексия и подведение итогов:
-Как вы считаете, узнали ли вы сегодня что-то новое и полезное для себя?
-Какова роль химии в нашей жизни?
Домашнее задание
I уровень: § 2, упр. 6,8,9
II уровень: тоже + изготовить газету-стенд «Химия в нашей жизни», сравнить серу и медь по всем физическим характеристикам.
Источник: videouroki.net
Что изучает наука химия?
а) Это наука о веществах в) Это наука о превращении веществ с) Это наука о свойствах веществ d) Это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
d) Вещество, образованное атомами разных химических элементов.
3. В каком ряду расположены только вещества
а) Поваренная соль, сахар, свеча в) Вода, железо, сера с) Медь, гвоздь, кислород d) Кирпич, пищевая сода, керамический стакан.
4. Верны ли следующие суждения? А) Вещество — это то, из чего состоит физическое тело.
В) Химический элемент — это определенный вид атомов.
а) Верно только А в) Верно только В с) Верны оба суждения d) Оба суждения неверны.
5. Тело: а) Графит в) Полиэтилен с) Свинец d) Пробирка.
6. Вещество: а) Медная проволока в) Медная монета с) Медная пластина d) Медь
7. Простое вещество: — — — — — а) Водород в) Углекислый газ с) Сахар d) Поваренная соль
8. Сложное вещество: а) Фосфор в) Крахмал с) Сера d) Медь.
9. Говорят о водороде, как о простом веществе:
а) Водород – самый легкий газ в) Порядковый номер водорода в Периодической таблице — 1
с) Водород входит в состав воды d) Водород входит в состав кислоты
10. Говорят о меди как о химическом элементе
а) Медь не реагирует с соляной кислотой в) Медь окисляется при нагревании
с) Медная проволока d) Медь входит в состав медного купороса
11. Установите , в каком словосочетании имеется в виду элемент, а в каком –простое вещество. Ответ дайте в виде последовательности цифр, соответствующих буквам по алфавиту:
1. Элемент 2. Простое вещество
А) водород горит на воздухе Б) кислород входит в состав углекислого газа
В) кислород малорастворим в воде Г) углерод входит в состав угарного газа
Д) водород самый легкий газ
12. Выберите из предложенных групп, группу сложных веществ.
а) Водород, озон, гелий в) угарный газ, метан, вода с) кислород, сера d) азот, алмаз, графит.
13. Определите молекулярную массу ортофосфорной кислоты (H3PO4) :
а) 160 в) 92 с) 98 106
14. Символ химического элемента магния: а) Mn в) Mo с) Mg d) Md
15. Физическим природным явление следует считать: а) Образование глюкозы в зеленом растении в) Лесной пожар с) Высыхание луж d) Процесс высыхания растения
16. Индивидуальным веществом является:
а) Морская вода в) Сладкий чай с) Поваренная соль d) Воздух
17. О химическом элементе, а не о простом веществе идет речь
а) Азот является частью воздуха в) Взрывчатое вещество тротил содержит азот с) Формула азота N2 d) Жидкий азот иногда используется для замораживания продуктов.
18. Высшую и низшую валентность сера проявляет в соединениях соответственно
а) SO3 ZnS в) SO2 H2S с) SO3 SO2 d) H2S SO3
19. Сумма коэффициентов в уравнении реакции CO+O2=CO2: а) 3 в) 4 с) 5 d) 6
20. Взаимодействие серной кислоты с оксидом меди относится к реакции
а) Разложения в) Соединения с) Замещения d) Обмена
21. Массовая доля натрия в его оксиде равна приблизительно: а) 37 в) 59 с) 63 d) 74
22. Масса цинка, расходуемого для получения 6 моль водорода, при взаимодействии с соляной кислотой Zn+2HCl=ZnCl2+H2 : — — — — — — — — — а) 65 в) 130 с) 390 d) 260
23. Найти массу оксида фосфора, полученного при взаимодействии 3, 1 г. Фосфора с кислородом.
а) 12, 5 в) 10 с) 7, 1 d) 23, 6
24. Найти массу пяти моль кислорода: — — — — — — — — а) 123, 6 в) 160, 5 с) 220 d) 160
25. Найти массовые отношения элементов по формуле серной кислоты.
а) 1:16:32 в) 2:32:1 с) 1:45:16 d) 2:3:5
Источник: znanija.site
Верно ли суждение о веществах и физических телах? Песочные часы — это вещество.
m(ca(oh)2) = m(ca(oh)2)*n(ca(oh)2) = 74*2,5 = 185 г — это теоретическая масса.
выход = m(практич)/m(теоретич) = 182/185 = 0,984 или 98,4%.
Ответ разместил: Гость
ответ 4, оксид серы (4)
Ответ разместил: Гость
1. перекристаллизацией: выпарить воду на водяной бане, остаток высушить.
2. делительной воронкой. нефть и вода не смешиваются, поэтому нижнюю жидкость в делительной воронке легко слить.
4. перегонкой. для 100% чистоты, азеотропную смесь (примерно 5% воды из ыодно-спиртовой смеси не отгоняется совсем — такая смесь, которую нельзя разделить перегонкой называется азеотропной) осушить саcl2, или другим осушителем.
5. так же, как и смесь нефть-вода.
6. можно магнитом, железо прилипнет к магниту. а можно засыпать смесь в воду: железо осядет на дно, а серу, плавающую на поверхности можно слить вместе с водой.
Источник: vse-znaniya.com