Чеканка – это весьма обширный раздел в художественной обработке метла, который охватывает разнообразные изделия, которые отличаются по своему художественному принципу: от круглых и горельефных фигурных до рельефных орнаментальных фигурных композиций, от объемно-скульптурных (трехмерных) до линейно-графических двухмерных решений, которые близки к гравировке. Чеканная техника применяется и для выполнения самых простых операций (набивки фактуры), и для самой изысканной и тончайшей лепки человеческих фигур и лиц.
Рассмотрим следующие виды чеканки.
- ажурная чеканка («железное кружево»);
- контурная чеканка (на листовом металле);
- чеканка по литью (только по поверхности).
Ажурная чеканка
Такой вид чеканки еще называют «железным кружевом». При помощи специальных сечек высекается фон изображения. Для большего удобства сначала делается сама расходка контура при помощи острого обводника, а далее по этим же линиям проводится высечка. Обработка этих изделий проводится с большой осторожностью, так как тоненькие перегородки могут с легкостью расплавиться.
Виды чеканки памятных монет из серебра
Заусеницы и острые края запиливаются надфилями и напильником. Материалом для ажурной чеканки зачастую служит готовое изделие. В таком случае, главное – это соблюсти линии рисунка и ритм пустот, для того чтобы потом получился красивый орнамент.
Контурная чеканка.
Этот вид чеканки выполняется расходниками на листовом металле и без выколотки рельефа. Эта чеканка может быть как выпуклой, так и вогнутой. При помощи такого вида чеканки украшаются предметы быта. Красиво смотрится орнамент, который выполнен при помощи контурной чеканки и в одну линию. При этом, для того, чтобы придать дополнительной четкости линиям, фон нужно немного опустить.
Очень часто фон могут покрывать мелким орнаментом, что выполнен пуансонами. Такие чеканки выполняются на смоле.
Чеканка по литью.
В литых заготовках должны чеканиться только поверхности. Есть возможность приготовить саму отливку, для этого нужно времени немного меньше, но они обязательно должны быть лучше закалены, так как отливка практически не деформируется. Для того, чтобы не повредить поверхность нужно подложить под губки деревянные или свинцовые подкладки. А массивные изделия обрабатывают прямо на полу.
Источник: www.nsimvol.ru
Чеканка на Руси IX-XIX вв
Для северных городов в IX—X вв. была характерна пуансонная чеканка. (Пуансон — стальной стержень в форме чекана, на боевой части которого выгравирован фигурный элемент.) В Новгородской области найдены тонкие пластинки из серебра с различными пуансонными орнаментами в виде небольшого кружка или треугольника. Нередко среди новгородских, псковских, смоленских и суздальских изделий можно встретить довольно сложные узоры из прерывистых линий, выполненные особым пуансоном — зубчатым колесом со многими делениями.
Чеканка, азы для чайников и не очень!
Среди находок оковка турьего рога из так называемой «черной могилы» — высокого кургана в районе Чернигова (X в.). На золотистом фоне отчетливо проступают фигуры людей, птиц, различных сказочных чудовищ (рис. 1). Качество изготовления рельефов позволяет судить о высоком художественном уровне и разнообразии технологии русской чеканки в начале X в.
Рис. 1 Оковка турьего рога из «Черной могилы» (фрагмент). Х в. Серебро
Плоскорельефный способ (вокруг узора уплотняется и опускается фон), широко развитый в X и в первой половине XI в, постепенно заменяется басменным тиснением. Считается, что появление тисненых изделий относится к середине X в. Тонкий лист металла накладывали на матрицу и покрывали свинцовой пластинкой.
Затем ударами молотка по прокладке передавливали изображение с рельефной доски на металл. Многократно штампуя узоры по рельефно-гравированной матрице, можно было довольно быстро сделать большое количество декоративных рельефов, пользовавшихся спросом у посадских и горожан. Мастер большое внимание уделял изготовлению матрицы, так как хорошие оттиски почти не отличались от ручной чеканки. Художественную индивидуальность придавала оттискам последующая проработка чеканом.
Объемная, выпуклая чеканка выполнялась иначе: работа шла попеременно то с обратной, то с лицевой стороны. Это позволяло вытягивать участки металлического листа и получать высокорельефные изображения. Чтобы не прорвать металл, работали на вязкой и прочной основе — смоле.
Так сделан, например, узор на шлеме князя Ярослава Всеволодовича (1216 г.), где вместе с фигурой архангела хорошо видны барсы, грифоны. Другой пример — новгородские сосуды с фигурно изогнутыми ручками, хранящиеся в Новгородском музее. Они созданы в конце XI — начале XII в. мастерами Братилой и Костой. Их автографы оставлены на днищах сосудов.
Это первые из сохранившихся имен русских мастеров чеканки по серебру. На рельефах, декорирующих сосуды, фигуры людей и виноградные листья.
Монголо-татарское владычество приостановило развитие искусств и ремесел. Отдельные виды художественной обработки металлов полностью исчезли на русской земле вместе с угнанными в неволю талантливыми мастерами. Лишь после освобождения русский народ сумел возродить искусство чеканки.
На рубеже XVI—XVII вв. вновь широко распространяется басменное тиснение. Басму отличает равномерно повторяющийся орнамент и стыки на границе соседних узоров. Мастера работали главным образом с медными литыми или гравированными матрицами. Сохранились оклады икон и украшения книжных переплетов.
Временем расцвета старинных русских ремесел можно считать XVI— XVII вв. В этот период в Ярославле и Сольвычегодске, Казани и Костроме создаются выдающиеся произведения чеканки, черни, гравировки, эмали: великолепные серебряные и золотые чаши для пива и кваса, братины, кубки, кувшины, ендовы, сулеи, ларцы, коробки, рамы для зеркал, футляры для очков.
Рисунок покрывал нарядные доспехи, конскую упряжь. С особым изяществом изготовлялись жалованные ковши, предназначенные в качестве наград за отличие в воинских делах или гражданских службах. Изысканную форму дополняли узор и дарственная надпись (рис. 2).
Рис. 2 Жалованный ковш. XVIIв. Серебро
Наиболее совершенными из сохранившихся считаются серебряные братины думного дьяка П. А. Третьякова (начало XVII в.) и дьяка Ф. Н. Апраксина (вторая половина XVII в.).
Изделиями из металла славились мастера Кремлевской Оружейной палаты, «своеобразной академии художеств допетровской Руси». Сюда отовсюду собирали умельцев по царскому указу. Здесь работали бывшие новгородцы, рязанцы, ярославцы и другие мастера.
При изготовлении утвари они чаще всего применяли мелкий чеканный или гравированный травный узор, заполнявший всю поверхность изделия. На музейных стендах обращают на себя внимание братина дьяка Михаила Данилова (рис. 3), чаша царя Алексея Михайловича (рис. 4), ендова боярина Василия Стрешнева (рис. 5).
Рис. 3 Братина дьяка Михаила Данилова. XVII в. Серебро
Рис. 4 Чаша Алексея Михайловича, Москва. 1653г
Рис. 5 Ендова боярина Василия Стрешнева. 1644г
Старинные летописи сохранили имена выдающихся русских мастеров. Уникален парадный шлем царя Михаила Федоровича, выполненный мастером Никитой Давыдовым в 1621 г. и украшенный чеканкой, гравировкой, позолотой, эмалью и драгоценными камнями (рис. 6).
Рис. 6 Парадный шлем царя Михаила Федоровича. 1621г
Василий Андреев (годы творчества — с 1685 по 1699) славился художественными работами по серебру, делал матрицы для чеканки монет.
В XVII в. чеканные пластины — бляхи — из золота и серебра оживляли строгие стальные кольчуги. На боевых топорах и бердышах тех времен ажурный узор из декоративных зверей, птиц и растений. Украшением военного снаряжения славился мастер Нил Просвист. Богатством фантазии отмечена парадная упряжь посольских коней. «С разодетыми всадниками выводили их по нескольку сотен, когда принимали иностранных послов, чтобы ошеломить богатством русского царя» (Левинсон Н. Р. «Мастера-художники Москвы XVII века»). Эмаль, филигрань, драгоценные камни, золотые и серебряные чеканки на седлах, сбруе и наколенниках украшали коня.
Для XVIII в. характерно дальнейшее развитие искусства художественной обработки металла.
Главным центром художественной обработки металла в начале XVIII в. была Москва, где сохранились традиции пышного убранства чеканным растительным орнаментом изделий из золота и серебра. Наряду с Москвой во многих городах России в этот период создаются произведения декоративно-прикладного искусства в технике чеканки.
Отличными мастерами славились Петербург, Великий Устюг и Тобольск, Вологда, Тула и другие города России (рис. 7).
Рис. 7 Стаканы 1730-1740гг. Золото, серебро
В России постепенно стало традицией украшать не только предметы светского и церковного быта, но и замки, металлические детали парадного оружия и другие изделия.
Самыми выдающимися оружейниками XVIII в. считаются тульские мастера. Туляки славились не только изготовлением оружия. Их самовары и предметы сервировки чайного стола — подносы, чайники, чашки, полоскательницы из серебра, бронзы и меди, украшенные узорами из растительных гирлянд, — известны во всем мире.
Сольвычегодск и Великий Устюг поставляли России всевозможные подносы, разнообразные по отделке. Узоры из птиц, деревьев, цветов и листьев покрывали борта днище, нередко то и другое. Техника выполнения рельефа разнообразна: здесь и плоская сквозная просечка, гравировка; в массовом производстве — художественная штамповка.
В XIX в. мировое признание завоевывает художественное оружие златоустовских мастеров, отделывавших стальные клинки чеканкой, гравировкой, воронением, серебрением и позолотой. Сохранились имена талантливых мастеров художественной обработки металла И. Н. Бушуева и И. П. Бояршинова.
В XIX в. в чеканном искусстве отмечается многообразие стилистических направлений. На изделиях (кружках, чашах, стаканах и др.) наряду с причудливыми орнаментальными гирляндами, выполнявшимися в произвольном смешении различных стилей — барокко, рококо, классицизма, нередко вычеканивались и портретные изображения в декоративно-оформленных медальонах.
В конце XIX — начале XX в. в декоративно-прикладном искусстве господствовал стиль модерн, основным средством выражения которого являлся четко читаемый орнамент, который не только декорировал изделие, но и оказывал влияние на формирование его композиционной структуры. В форме чеканных изделий и их декоре в этот период нередко прослеживается использование форм и мотивов живой природы.
С древности известно на Руси искусство плоскостного узорчатого просечного металла, применявшегося в декоре дверей, сундуков, осветительных приборов и других изделии бытового назначения (рис. 8).
Рис. 8 Сечка. XVII в.
Этот вид чеканно-кузнечных работ был широко распространен по России. Но особенно он характерен для Вологодской, Новгородской, Ярославской и других северных областей.
Среди изделий с декором прорезного характера выделяются работы мастеров Великого Устюга, насыщавших свои композиции переплетениями ветвей и цветов в сочетании с изображениями сказочных зверей. В отдельных случаях элементы прорезного узора прочеканивали, делая их объемными. Наиболее часто среди других металлов в просечной технике использовалось железо.
Завершенные элементы прорезного декора воронили, лудили, а иногда и золотили. Таким образом силуэтный прорезной узор дополнительно обогащали декоративными покрытиями. Кроме того, деревянный фон, на который накладывался прорезной металл, предварительно окрашивался в яркие цвета, а бывало, и покрывался слюдой. Особенно богато прорезным узором декорировались ларцы, шкатулки, сундуки. Широко применялось просечное железо в убранстве соборов, церквей, например, во Владимире, Ростове, Ярославле, Москве.
В настоящее время мастерами народных художественных промыслов создаются изделия в соответствии с современными требованиями при сохранении традиций русского просечного железа.
Чеканка. Другие документы
Источник: sam-stroy.info
Аукцион антикварного серебра
Аукцион антикварного серебра пестрит множеством изящных изделий. Благодаря своей податливости, лунный металл может принять практически любую форму, а поверхность можно украшать перфорацией, гравировкой и другими элементами. Как обычный кусок металла превращается в шедевр? Давайте выясним, какие техники украшений придают изделиям неповторимый шарм, красоту и утонченность.
Как изготавливаются серебряные изделия?
На протяжении тысячелетий серебряные изделия изготавливались вручную специально обученными мастерами, известными как мастера-серебряники. Традиционно они использовали молоток, чтобы придать серебряным листам нужную форму. Когда металл обрабатывается при комнатной температуре, он затвердевает. Чтобы предотвратить растрескивание объекта, серебро «отжигают», то есть нагревают, чтобы смягчить его и сделать более податливым. Эту технику обработки металла использовали для изготовления различной полой и плоской посуды, такой как миски, кувшины, тарелки, чайники и кофейники и т.д.
Более сложные формы, такие как ножки, носики, ручки, отливаются отдельно. Процесс заключается в использовании специальной заготовки-формы, в которую заливают расплавленное серебро. Затем отдельные части серебряного предмета спаиваются или склеиваются между собой. В первом случае две детали соединяются расплавленным металлическим наполнителем, а во втором они закрепляются заклепками (металлическими штифтами или болтами).
Как украшается серебро?
Серебряные изделия часто украшают рельефными, барельефными (репуссе) и/или чеканными формами и узорами. Последние две техники часто используются в сочетании друг с другом для создания различных декоративных эффектов. Кроме того, рисунки можно вырезать (выгравировать) на поверхности серебряного предмета и оставить как есть или заполнить, чтобы придать им темный оттенок (черненое серебро).
Можно изменить облик изделия, позолотив его или нанеся эмаль. Кроме того, для усиления эстетических свойств объект можно украсить драгоценными камнями и серебряными бусинками. Рассмотрим каждый из способов детальнее.
Репуссе
Репуссе – это французское слово, которое дословно переводится как «отодвигать, отталкивать». В этом методе серебряный предмет помещается лицевой стороной вниз в слой мягкой смолы, чтобы он мог выдержать удары молотка. Затем мастер работает, используя молоток и инструменты для тиснения, над обратной стороной серебряного предмета, тем самым «отталкивая» рельефный орнамент на лицевой стороне.
Репуссе часто используется для создания фигур, животных, цветов, листвы, завитков и многих других декоративных форм. Этот метод для создания рельефа на металлических объектах практикуется с древних времен, и примеры работ можно обнаружить еще в 3-м веке до нашей эры.
Чеканка
Технология включает тот же метод, что и репуссе, но эффект другой. В этой технике тыльная сторона серебряного предмета помещается в рабочую зону, а передняя часть обращена вверх. Чеканка включает в себя «вытеснение» (французский: chasser) рисунка с лицевой стороны серебряного листа. Он утоплен в металлическую поверхность, а не поднимается из нее, как в репуссе.
Как и репуссе, техника чеканки использовалась мастерами по металлу на протяжении тысячелетий. Одна из форм методики – «плоская чеканка», в процессе которой создается очень мелкое украшение рельефа. Такой вид украшений был особенно популярен в 18-м веке.
Гравировка
В отличие от репуссе и чеканки, где серебро просто перфорируют и ничего не удаляют в процессе, гравировка включает соскабливание части поверхности. Мастер использует резец с острым V-образным металлическим концом, который врезается в металлический лист.
Хотя гравюра использовалась и в древние времена, широкое применение нашла в Средневековье. Метод использовался для создания гербов, подписей и инициалов, которые украшали доспехи, оружие, религиозные иконы и многое другое. Гравюра ценилась (и до сих пор ценится) за способность достижения высокого уровня детализации.
Чернение серебра
Чернение – это техника, при которой гравированные рисунки заполняются черным металлическим составом. Эта жидкость наливается в выгравированные каналы, излишки соскабливаются, а изделие полируется. В результате создаются тонкие черные линии, которые четко выделяются на серебряной поверхности объекта.
В прошлом чернь использовалась для украшения ювелирных изделий, литургических предметов и предметов домашнего обихода, включая ручки для столовых приборов, чашки, пряжки для ремней и шкатулки.
Первые такие изделия были изготовлены древними римлянами. Техника была возрождена в эпоху Возрождения в Италии, наиболее известными мастерами стали флорентийские граверы Мазо Финигерра (1426-1464) и Антонио дель Поллайоло (1429/33-1498). В 18 веке технология все еще была популярной. Один из примеров таких изделий той поры – изящная антикварная лупа из серебра (Англия). Серебро купить можно и в наши дни, изделие, о котором идет речь, датировано 1907 годом и отмечено клеймом пробирной палаты английского города Шеффилд.
В России интенсивное развитие техники чернения пришлось на 10-13 века, пик расцвета – на 18 век. Метод особенно широко применялся в Великом Устюге. Популярнее всего были пасторальные и охотничьи сюжеты.
Золочение серебра
Суть этой техники в покрытии серебряного предмета золотосодержащим составом. Позолоченное серебро ценится за то, что стоит и весит намного меньше золота. По этой причине многие значимые предметы одежды (например, коронационные украшения и медали), изготавливались из позолоченного серебра. Дополнительный бонус от золочения: после процедуры потребность в очистке и полировке снижается, поскольку золото менее реактивно, чем серебро, и слой действует как защитный барьер.
Эмалевое покрытие
Эмаль – это цветное вещество, которое изготавливается из стекла. Стекловидная глазурь наносится на поверхность серебряного предмета и расплавляется под действием сильного тепла. Эмаль создавалась по всему миру с древних времен, сохранились образцы ювелирных работ, датированных 11-й веком до нашей эры.
Инкрустация
Серебро можно превратить в ювелирный шедевр с помощью драгоценных и полудрагоценных камни в виде кабошонов (то есть куполообразных форм) или ограненных форм. Чаще всего изделия украшают бриллиантами, рубинами, изумрудами, сапфирами и агатами. Как правило, в антикварных изделиях такие камни прикрепляют с помощью припаянной металлической проволоки.
Филигрань
Серебряные украшения и мелкие предметы часто украшают ажурными кружевами, которые образуются путем скручивания и переплетения тонкой серебряной проволоки. Фактически, это аппликация из тонких металлических нитей. Эта декоративная техника, известная как филигрань, известна с древних времен. Методика берет свое начало еще в Древнем Египте и существует по сей день.
Аукцион антикварного серебра – прекрасная возможность изучить все типы декора. Не восхищаться работами, над которыми сотни и тысячи часов трудились лучшие мастера своего времени, просто невозможно.
Аукционный дом №1 предлагает оценить антиквариат или антикварное серебро бесплатно на странице оценка антиквариата.
Источник: antiqueauction.ru