Сегодня известно о трёх группах российских монет, которые относятся к XVIII веку, и отчеканены в печатном кольце. В первую очередь это полтинники из серебра чеканки 1703 года, и серебряные рубли чеканки 1704 года , а так же пробные монеты из меди 5-ти и 10-ти копеечного номинала изготовленные в 1796 году. К монетам, отчеканенным в печатном кольце, относятся и полутора рублёвики другое название «ефимки» 1798 года.
Все перечисленные монеты изготавливались на иностранных монетных дворах. А то, что при их изготовлении применялось печатное кольцо, имело свои причины. К примеру, рубли и полтины, отчеканенные в 1703 и 1704 годов, были изготовлены в кольце по той причине, что можно было дополнительно увеличивать нагрузку на штемпель, не беспокоясь о том, что кружок монеты может быть раздавлен. Такой способ применялся, чтобы избавляться от всех следов исходного рисунка монеты во время перечеканки их в 1703 и 1705 годах из, полуталеров и талеров в полтины и рубли.
А те монеты которые чеканили в 1796 году, а так же в 1798 году были пробными образцами монет кроме того они должны были демонстрировать возможности нового пресса сконструированного в Британии где они чеканились и который хотели закупать в Англии для монетного двора в санкт Петербурге.
Зайцев В В Использование общих штемпелей для чеканки золотых и серебряных монет в XVI–XVII вв
Однако внезапно возникший на нумизматическом рынке до этих пор неизвестный коллекционерам рубль, изготовленный в 1723 году имевший цилиндрическую форму и гладкий гурт, монетой чеканившийся в печатном кольце, быть не может. Это связано с тем, что объективных причин для подобной чеканки в 1723 году обнаружено не было.
Наоборот серебряные монеты чеканившихся в гладком кольце были лишены очень эффективной защиты от порчи и подделок – гуртовой надписи. Её начали помещать на серебряных полтинах и рублях примерно за пять лет до 1723 года.
Так же на серебряной монете номиналом в 1 рубль отчеканенную в 1723 году имевшей гладкий гурт отсутствовали любые признаки, что он чеканился на иностранных монетах. В то время как тех монет, о которых говорилось выше, имеются подобные признаки. Кроме того, те штемпели, которыми они чеканились, определённо были использованы для массового изготовления рублёвых монет датированных 1723 годом, имевших стандартную гуртовую надпись. Старинные монеты и копии монет можно купить в нашем интернет-магазине.
Поэтому вероятность изготовления в печатном кольце монет в XVIII веке в России была весьма невелика. В виду низкого технического оснащения на то время российских монетных дворов. А теперь самое главное во время чеканки этого выше рубля выпуска 1723 года имелся сдвиг монетного кружка по отношению к обоим штемпелям, а при чеканке монет с использованием печатного кольца это совершенно невозможно.
Поэтому можно с полной уверенностью сказать, что рубль, выпущенный в 1723 году, имевший гладкий гурт в печатном кольце не чеканился, а обтачивался по гурту, об этом даже свидетельствует его фактический вес (24,45 грамм) что на 4 грамма меньше установленной по принятым нормам.
Виды чеканки памятных монет из серебра
Весьма вероятно, что сфальсифицированной являлась чеканка в кольце ещё одного рублевика 1705 года, который включён в каталог Х. Х. Гиля.И хотя по слухам такой рубль будто бы имелся в коллекции монет П. В. Зубова, позднее обнаружить эту монету нигде не удалось. Отсутствует этот рубль и в Корпусе монет князя Георгия Михайловича.
Источник: supermonetki.ru
Виды чеканки монет: от ручного труда до массового производства
На протяжении всего срока существования монет как средства платежей их пытались сделать однотипными, но легко узнаваемыми. Мастера изготавливали изделия одинаковой массы, размера, формы, подчиненные одному стилю, идее.
Этой мечте кузнецов и ювелиров суждено было сбыться только в наше время. Именно сейчас не составляет никакого труда производить миллионы монет, которые ничем не отличаются друг от друга. Человек уже не контролирует процесс, он только наблюдает и вводит необходимые данные — автоматические системы все сделают за него.
Старинные же монеты проходили через руки мастеров, которые вкладывали в каждую свои знания, умения, даже душу. До того как заработала первая редуцирующая машина, прошло несколько веков хождения металлических денег. И каждая монетка до этого времени была, по сути, единичным экземпляром. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых денег, если они были изготовлены с помощью:
- Балансира;
- Вальцов;
- Молотового снаряда.
Пожалуй, это многообразие вариантов делает коллекционирование монет настолько интересным, что нумизматику называют одним из самых популярных и распространенных хобби в мире.
Чеканка монет 15 века
С появлением монет большого размера — талеров, возникла необходимость в модернизации техники чеканки. До этого времени деньги изготавливали исключительно ручным способом при помощи двух штемпелей да молотка. Талер невозможно было отчеканить этими примитивными инструментами, он был слишком велик. Требовалась большая сила для пробивки узора, и такой силой стал фальверк.
Фальверк — механическое устройство со снарядом, который ударял по заготовке с высоты, дающей возможность увеличить силу удара и прочеканить металл большого размера.
Технология чекана на фальверке можно описать следующими этапами:
- Нижний штемпель стационарно крепится на лафете станка;
- Верхний штемпель крепится на бревно, которое поднимается силой нескольких человек или лошади на высоту;
- Бревно отпускается и падает вниз, прочеканивая штемпель.
После проведенной процедуры снаряд вновь поднимается, чтобы убедится в четкости полученного изображения. Если результат не устраивал, то все этапы проделывались вновь, пока на монете не появлялся четкий рельеф.
После изобретения тяжелого молота, минцмейстеры, ответственные за чеканку, сделали еще одно открытие, позволяющее многократно увеличить производительность. Этим открытием стал монетный штемпель. Для него мастера-граверы вырезали на торце стального прута лицевую и оборотную сторону будущей монеты, а затем изображения служили для создания необходимого количества абсолютно одинаковых штемпелей. Именно это изобретение сделала возможным производить тысячи идентичных металлических денег, правда, пока еще с невысокой скоростью.
Чеканка металлических денег 16 века
Техника и человеческий гений продолжали движение, преобразуя, в том числе, и монетное дело. Самый известный итальянец эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи привнес кое-что в производство платежных средств. В 1514 году им был придуман и собран специальный пресс, который бы вырубал одинаковые заготовки из металлической ленты.
Следующим изобретением стало внедрение вальцевального станка для заготовки цан. Служащим монетных дворов уже не надо было своими руками ковать серебряные тонкие пластины — теперь это за них делали стальные вращающиеся цилиндры. Между полированными валами, постепенно убавляя расстояние, многократно протягивали металл, пока он не становился нужной толщины. Из полученных листов серебра было легче вырубать кружки необходимого диаметра с помощью трубки с острыми гранями или станком.
Чеканка монет 17 века
Техника чеканки металлических денег не отставала от всеобщего научно-технического прогресса. К середине 17 века на основе уже известного вальцевального станка изобретают механизм со сменными штемпелями. Теперь монеты получают свой оттиск, будучи круглыми плоскостями, изогнутыми дугообразно. Такая геометрия заготовки нужна была для лучшей фиксации зажимного шипа. Система рычагов и зубчатых сочленений позволяла вальцам прокатывать штемпель точно по проходящей под ним монете.
К середине XVII века для чеканки начинают применять шпильдельверк (балансир). Этот механизм приводился в действие при помощи Т-образного механизма с утяжелителями. Для его разгона требовалось несколько человек или лошадиная сила. Шток или нижний штемпель был надежно закреплен на основе.
Айсен или верхний штемпель закрепляли на винтовом снаряде, который и раскручивали со всей мочи. Получаемой энергии хватало для проштамповки монеты в 1 или 2 талера с первого раза. Балансир возвращал устройство во взведенное положение, а мастер успевал положить следующие заготовки под винт.
Источник: coinsplanet.ru
Чеканка монет от истоков до современного производства
Технология производства монет и медалей за время существования претерпела много изменений. Этот процесс был довольно долгий и прошел от ручного кропотливого труда до современного автоматизированного производства. Первые монеты появились примерно в 6 веке до н.э.
В те далекие времена люди занимались чеканкой монет в ручную на кусочках металла. Чут позже начали появляться разные приспособления, которые облегчали труд мастера, однако производство монет все равно оставалось тяжелым и ручным.
Первые серебряные и золотые монеты в том виде в котором их привыкли видеть («сребреники» и «златники») на Руси появились в 10 веке в период правления князя Владимира. Чеканка монет была так же ручной. Заготовку помещали под пресс, который и выдавливал изображения на обеих сторонах монеты.
Средний вес, например, серебряных монет тогда составлял приблизительно 2,9 гр. — 3,3 гр., а золотых – около 4-х гр. Именно от златника (весом 4,3 гр) произошла единица веса на Руси.
Во времена феодальной раздробленности чеканка монет производилась из серебряной проволоки. Все экземпляры имели разный вес и форму, при этом изображения как правило оказывалось не цельными. Проволока рубилась на равные части, а затем ее помещали под пресс — по сути это и называется чеканкой серебряных монет). В народе эти монеты получили название «чешуей».
Массовое же производство монет в Древней России началась в 14 в.
Победа Руси над Золотой Ордой (1380 г.), подтолкнула к закреплению успеха выпуском денежных знаков. Монеты Руси в те годы представляли собой пластинки из серебра неправильной формы весом примерно 1 гр. с различными изображениями на поле монеты. Это были всадники, птицы, воины, мифические животные и т. п. Первые Русские медные монеты (пулы) появились лишь в середине 17 в. Они чеканились из маленьких заготовок медной проволоки. Примерно тогда же появились и медные монеты копейки, которые ничем не отличались от серебряных копеек.
Однако медные монеты народу пришлись совсем не по душе, и в 1662 г. в Москве вспыхнул «медный бунт», который очень напугал медные деньги были отметены.
Лишь полвека спустя при Петре 1 возобновилась чеканка монет из меди. При Петре 1 чеканка серебряной монеты (так же как и золотой монеты) осуществлялась уже различными приспособлениями и машинами, но все равно процесс еще не был автоматизирован. Чеканка носила циклический характер — металл направлялся казначеем минцмейстеру, он в свою очередь по окончании производства, передавал расходному казначею отчеканеные монеты. Оптимальной считалась партия серебра 120 пуд. (около 7 т. ), — это соответствовала одной плавке.
Процесс тиснения осуществлялся винтовыми прессами, которые приводились в действие руками, с помощью специального коромысла, на концах которого были две гири. Таким методом чеканка монет производилось до 19 века, позже производство монет уже автоматизировалось. Монетные кружки делались ровными, монеты стали иметь одинаковый вес, а изготавливать монеты стало сложнее.
Монеты копии отчеканенные по старинным в интернет-магазине копии монет и медалей
Современная чеканка монет выглядит как хорошо оснащенное технически и автоматизированное производство.
Основной объем изделий мон. дворов производится на чеканочных станках (прессах) при помощи метода холодной штамповки. Холодная штамповка (чеканка) позволяет получать монеты из металла сложных форм и очертаний давлением, в результате чего металл деформируется с помощью специальных инструментов. В сравнении с горячей штамповкой холодная штамповка имеет несколько преимуществ: нагревать металл нет необходимости, нет окисления и не образуется окалин, на выходе после того как была произведена чеканка этих монет — они имеют малую шероховатость, точность размеров. В сравнении с обработкой резанием процесс холодной штамповки гораздо удобнее и практичнее: поскольку нет стружки металла, значительно сокращается расход и уменьшаются трудозатраты производства, а соответственно, увеличивается производительность труда. Вместе с тем штамповка холодным методом упрочняет материал и это позволяет использовать гораздо меньший объем металла, делать монеты еще более легкими, износостойкими.
Современное компьютерные и другие технологии (патинирование или искусственное старение), серебрение, чернение, золочение, вакуумное напыление, расчистка, пескоструйная обработка, использование эмалей и другие методы позволяет получить монеты высочайшего качества и реализовать любые идеи художников. С доступностью технического оснащения, компьютерных технологий чеканка монет частными мастерскими так же стало значительным.
Стали появляться копии монет просто потрясающего качества. Современные производства позволяют осуществлять позолоту и серебряное покрытие монет, чеканить изделия сочетая различные металлы и сплавы. На монетных дворах применяются и высокие технологии (скрытое изображение, который используется например на современных 10 рублях).
Современные монетные дворы выпускают в том числе и монеты PROOF, а это монеты самого высокого качества с зеркальным полем и матовым изображением. Изделиям качества PROOF важно избежать повреждений поэтому все подобные монеты упаковываются в специальную капсулу. Так же существует качество АНТИ PROOF. Монеты этого качества имеют матовую поверхность, а выпуклый рельеф является глянцевым.
Теперь практически каждый человек увлеченный нумизматикой может без особых затрат собрать потрясающую коллекцию старинных монет в копиях и изучать прекрасные произведения старины на примере собственных монет.
Изготовить монеты высокого качества на заказ
Источник: bestmani.ru