Виды кастов ювелирных изделий

Берут пруток круглого или квадратного сечения, равный по толщине самому толстому участку шинки, и отрезают заготовку, равную по длине половине расчетной длины. Концы заготовки отвальцовывают в профильных валках квадратного калибра (середина должна оставаться невальцованной) до заготовки расчетной длины. Затем заготовку сгибают в самом толстом месте, после чего отжигают и сворачивают в кольцо, вначале круглогубцами, затем на шпераке до максимального прилегания, сфуговывают, полностью отфлюсовывают и, наложив припой, пропаивают по фуге. Затем шинку отбеливают, промывают, сушат и правят. Готовую шинку распиливают лобзиком посередине утолщённого участка и на ригеле разводят до размера каста или верхушки.

Тонкости ювелирной закрепки. Personal Jeweler

Иногда заготовку вальцуют до получения размера только в середине, а концы оставляют утолщёнными. После этого её сгибают, правят, опиливают. В этом случае шинка получается бесшовная, но трудно добиться симметрии концов.

Изготовление накладок, рантов

Накладки в кольце выполняют конструктивно-декоративную роль. Они обеспечивают плавный переход от шинки к касту и придают завершённость ювелирному изделию. Размеры накладок определяются размерами кольца, а форма – фантазией художника. Их используют с простыми и сложными шинками. По способу крепления к шинкам они делятся на накладные и вставные.

При пайке первые накладываются на шинку, вторые врезаются с помощью всечек. Все накладки изготавливаются из листового проката.

Вначале изготавливается рисунок в натуральную величину с размерами, затем берётся лист металла и отрезается нужный размер заготовки, который выправляется. После этого на заготовку переносят рисунок, но дают 1 мм припуска на обработку. Лобзиком вырезают накладку, отжигают до появления малинового цвета и производят её гибку. После опиливания накладка готова.

Рант – это контурный ободок, который припаивается снизу к касту или ко всей верхушке и является соединительным элементом между верхушкой и шинкой. Форма ранта повторяет форму верхушки, но поскольку он не должен выходить за пределы накладок, его иногда выполняют по форме одной из накладок.

Из листа толщиной 1,0-1.2 мм по эскизу вырезается заготовка, площадью чуть больше каста, которую отжигают и правят. Выпиливают рант по внешнему контуру и опиливают до полной пригонки к основанию и контуру верхушки. Просверливают отверстие для выпиливания внутреннего контура ранта, который опиливают и шабрят. При изготовлении ранта по накладке, одну из накладок припаивают к заготовке, выпиливают рант по её контуру, после чего накладку отпаивают. А рант отбеливают, промывают, сушат и защищают место пайки.

Глухая закрепка

Изготовление кастов. Каст (оправа камня) – это общая деталь для всех ювелирных изделий с камнями, которая должна отвечать требованиям:

▪ прочно удерживать камень;

▪ подчёркивать его красоту;

▪ служить связующим звеном между основным телом украшения и камнем.

Различают следующие виды кастов: глухие, ободковые (царговые), крапановые и корнеровые.

Формы и размеры кастов зависят от формы, размера и огранки камня.

Глухой каст. Это простейшая форма оправы. Она обеспечивает надёжное крепление камня, но свет на него попадает только сверху. В этот каст крепятся только непрозрачные камни, с гладкой нижней поверхностью. Камни могут быть круглой, овальной, гранёной формы.

Для изготовления глухого каста берётся полоса металла (золота, серебря, мельхиора, меди) толщиной 0,25-0,35 мм, достаточно широкую, чтобы охватить камень, затем сгибают по форме камня, отрезают в нужном месте и спаивают (припой накладывается изнутри).

После этого из листа толщиной 0,8-1,0 мм отрезают пластину для донышка, которую отжигают до малинового цвета и правят на флакейзене деревянным молотком. Припасовывают детали каста друг к другу и укрепляют в этом положении, отфлюсовывают место пайки, накладывают припой и паяют. У граненых камней циркулем замеряют длину каждой грани и рассчитывают: суммируя длину каждой грани и прибавляя к этому величину, равную произведению числа граней на половину толщины заготовки. Отрезав нужную заготовку, её выправляют, размечают места сгиба и слегка пропиливают лобзиком, а затем квадратным напильником под углом 45° пропиливаются пазы почти на всю толщину металла. Все грани последовательно сгибают, припасовывают концы, отфлюсовывают и паяют.

Читайте также:
Как сделать цепочку из шаров

Ободковый (царговый каст). Эту оправу применяют для прозрачных камней. Свет падает на камень сверху и снизу. Верхний ран ободка должен немного возвышаться над рундистом камня, что обеспечивается глубиной уступа.

Для мелких камней (до 3 мм в диаметре) касты изготавливаются цилиндрические и конические. Лучше всего для этого использовать отрезки трубок-царг с толщиной стенок 0,3-0,5 мм. Внешний диаметр её должен быть чуть больше размера камня, а внутренний – меньше, рассчитывая так, чтобы вырезанное при закрепке камня гнездо проходило по средней линии диаметра.

Высота царги берётся не меньше высоты вставки. Также рассчитывают заготовку для конического каста, но для получения нужной формы её сколачивают на конус в конической оправе, или расколачивают до необходимого размера на шпераке, на конусном пуансоне. Отбелённую заготовку надевают до упора на конический рог и молотком расколачивают, вращая каст по окружности.

При этом стенки малого основания почти не трогают, только стараются придать им форму окружности. Сколачивание производят с паяным швом. Практичнее произвести пайку трубчатого шва всей царги, а потом нарезать её наружные размеры.

Для красоты и лучшего освещения камня, в ободковой оправе можно вырезать сквозной узор, по заготовленному рисунку (вырезают в заготовке или в спаянном ободке). Сначала размечают каст по высоте, выделив верхний закрепочный пояс, нижний рант и средний – ажурный. Высота закрепочного пояска зависит от рундиста плюс 1,2-2 мм. Нижний рант колеблется от 1,5-2,5 мм.

Для камней диаметром больше 3 мм касты всегда изготавливаются коническими, с толщиной стенок 0,5-0,6 мм. Заготовку можно брать такого же диаметра, что и камень, а пайка шва заготовки производится заранее.

Для камней большого диаметра (около 12 мм) толщина стенок заготовки должна быть 0,6-0,8 мм. Спаянную по фуге цилиндрическую заготовку на шпераке расколачивают до размера камня. Длина заготовки зависит от диаметра камня и его высоты.

Крапановый каст. В этих кастах камень крепиться не всем рантом, а отдельными выступающими полосками металла – крапанами. Крапановые касты делятся на тонкостенные (до 1,2 мм) и толстостенные (свыше 1,2 мм). Первые делаются ажурными, и крапаны припаиваются к опорному ободку. Крапоновый ажурный каст изготавливается по той же технологии, что и ободковый ажурный.

Разница только в том, что размечают крапановый каст на две части – рант и собственно каст. Узор начинают со стороны отрезанного ранта. Затем спаивают рант с кастом и вырезают определённой длины крапаны и верхнюю часть узора.

Каст с напайными крапанами изготавливают по частям (основу и крапаны), а потом собирают. Основу делают в виде гладкого, конического каста, с диаметром чуть меньше диаметра камня, а толщиной 0,8-0,9 мм. Крапаны изготавливают из заготовки толщиной 0,7-0,8мм. Общая высота не должна превышать высоты обычного каста. Крапаны напаиваются на основу, сохраняя симметричность расположения.

После этого касты выравниваются по высоте, запиливают нижнее основание заподлицо с крапанами, защищают место припоя.

Простейшей заготовкой для крапановой оправы является галерейка, которая может быть гладкой или фасонной с одинарными или двойными крапанами.

Для изготовления каста отрезают необходимой длины галерейку, причём резать надо не по расположению крапанов, а наискось. Отрезанную часть каста изгибают по камню и после припасовки торцы спаивают. Можно делать иначе. Изготавливают из ленты ободковую оправу, которую после спаивания рихтуют и подгоняют по размеру камня. Размечают, насаживают на деревянную оправу и с помощью лобзиковых пилочек и надфилей производят выпиловку крапанов.

Читайте также:
Что подарить на родины

Крапановые касты изготавливают из листового проката, трубок-царг и из проволоки. Расчёт заготовки крапанового каста делают аналогично расчёту заготовки глухого каста.

Касты других форм. Для прозрачных, хорошо огранённых камней делают высокие конические касты, если каст будет вмонтирован в верхушку, то он делается минимальным по высоте, а для камней с плоским основанием, кабошонов делают низкие касты с опорным рантом. Изготавливают касты круглые, овальные прямоугольные, в форме «капли», «маркизы».

Овальные касты изготавливают почти также, как и круглые. Расчёты делаются как на круглый каст, но если овал определяется большой и малой осью, то диаметр круга берут как среднее арифметическое размеров осей. Когда каст расколочен до нужного диаметра, его отжигают и сплющивают по стороне фуги молотком до нужного по ширине размера. Проверяют правильность овала по камню, и подгоняют на шпераке до точного размера, после чего каст опиливают. При изготовлении овального каста ширину проката берут на 1,0 1,2 мм больше, чем для круглого так, как после сжатия с боков верхнее и нижнее основания получат изгиб вдоль большой оси, и для выравнивания основания придётся спилить с каждой стороны по 0,5 – 1,0 мм.

При расчёте заготовки для прямоугольного каста исходят из периметра камня, но так как каст книзу должен быть сужен, то длину заготовки берут несколько меньше. Длина заготовки зависит от высоты каста (чем больше высота, тем больше разница между верхним и нижним основаниями). При высоте каста 6-8 мм, длина заготовки будет на 4 мм меньше периметра, т.е. по 1 мм на каждую сторону.

На отрезанной заготовке отмечают линии сгиба, затем их пропиливают на середину толщины заготовки и по ним сгибают под прямым углом, получая прямоугольный каст. Каст максимально плотно сфуговывают, наносят припой и пропаивают фугу и каждую высечку, после чего отбеливают, промывают, проверяют внутренние углы. Затем стенки расколачивают на прямоугольном роге шперака до размера камня. Дальнейшая обработка зависит от вида каста.

Если хотят изготовить каст с усечёнными углами, то длина заготовки берётся немного меньше, поскольку места сгиба не пропиливают, а сгибают плоскогубцами. Фугу располагают на стороне каста. Расколачивают каст, не заостряя углы, а подгоняя ширину среза угла, и общий размер каста под камень.

При изготовлении каста в форме «капли» толщина заготовки берётся в зависимости от характеристики камня и вида каста, ширина определяется в зависимости от высоты камня, а длина –равной периметру камня, но фуга должна располагаться на остром конце камня. Заготовку сгибают круглогубцами или на ригеле соответствующего диаметра по форме камня. Для получения суженной нижней части каста, концы заготовки обрезают снизу под углом 30°, запиливают, сфуговывают, пропаивают. Затем каст расколачивают на шпераке до размера камня.

При изготовлении каста «маркиза» толщину и ширину заготовки определяют как в предыдущем примере. Данный каст состоит из двух боковых половинок, спаянных между собой и длина заготовки определяется по контуру камня, но берётся с небольшим запасом. Запас нужен потому, что при пропиливании половинок размер каста уменьшиться. Чтобы стенки каста сужались книзу, концы половинок обрезают под углом 30°.

В корнеровых кастах вставку закрепляют маленькими столбиками — корнерами, которые формируют из металла каста. Они бывают открытыми и встроенными. При изготовлении первой в качестве заготовки используют толстостенную конусную ободковую оправу. Край ободка оправы подгоняют к рундисту камня. Затем от нижней части царги делают расходящиеся, в ширину корнеры.

В верхнем краю царги их намечают корнайзеном, вырезают между ними материал, опиливают и подчеканивают до тех пор, пока не получат необходимую форму корнера. У рундиста материал становится таким тонким, что сверху видны только корны вокруг камня.

У встроенных оправ роль корневого каста играет просверленное в толстой пластине металла гнездо, в которое вставляется камень, а иногда камень вставляется в боковые грани кольца. Круглые плоские камни крепятся прямо в гнёздах, а для камней других форм гнездо обрабатывается с помощью штихеля или фрез. Отверстия должны точно соответствовать размерам камней.

Читайте также:
Хорошая бижутерия что это

Каст «каре» представляет собой квадратную пластину с просверленными в ней отверстиями точно по радиусу вставки. Штихелем или фрезой расширяют отверстие и подгоняют так, чтобы его диаметр в верхней части точно соответствовал рундисту камня. После этого в каждом углу квадрата отделяют узкий лепесток металла, который расширяется от угла по направлению к камню.

На четырёх лицевых поверхностях квадрата отполированным флахштихелем ровно скашивают плоскости так, чтобы они шли по наружной стороне квадрата к отверстию камня. Затем надрезанный металл поднимают до углов квадрата, смещая его к камню, и в результате образуется широкая стружка. Каждую стружку оформляют в виде корнера. Пространства между корнерами скашиваются.

После вставки камня корнеры скругляют корнайзером. Расположенные по диагонали корнеры закреплялись последовательно, иначе камень может сместиться.

В фаденовом касте камни закрепляются не в отдельных квадратах, а в просверленных гнёздах длинной полосы металла и так плотно прилегают друг к другу, что почти соприкасаются с рундистами.

Источник: studfile.net

Стили закрепок камней

Зубчатая (Basket) Аналог крапановой закрепки. Закрепка зубцами — это универсальный метод закрепки драгоценных камней в украшениях.

Соборная (Peg Head) Разновидность крапановой закрепки (буквально «камень в колышках») когда камень держится только за счет крапанов без боковых поддержек. Характерно для колец-солитеров – один камень без обсыпки в кольце. Еще иначе называется «Соборный» стиль закрепки.

Паве с подрезкой (Bright Cut) Считается традиционный тип закрепки Паве с подрезкой «зеркал». Паве Bright Cut иногда называют «паве с каналом», потому что создается ромбовидная иллюзия.

Мостовая (Bridge Accent ) Стиль закрепки «Мост» или «Мостовая закрепка» — форма кольца и кастов напоминают мост, где в центральной нависающей части закрепляют центральный основной камень. Вариант помолвочного кольца.

Центральный каст представляет собой оправу, аналогичную крапановому касту. Боковые камни закрепленные в безельные (глухие касты) как бы поддерживающие каст с основным акцентным центральным камнем, что придает изюминку профилю кольца.

Декоративная (Decorative) Типа крапановой закрепки с неограниченным количество крапанов в соответствии с планируемым дизайном кольца.

Иллюзия (Illusion) Стиль закрепки «Иллюзия». Данный стиль хорош тем, что камни меньшего размера выглядят больше, чем они есть на самом деле. Такой стиль закрепки часто встречается в старинных кольцах.

Барный канал (Bar/channel) Разновидность рельсовой закрепки, только в этом случае каждый камень находится в своем канале. Металлические пластины при этом выступают над вставкой и отчетливо видны.

Рельсовая канальная закрепка (Channel) Камни одинакового размера помещаются вплотную друг к другу в ободок-рельс. При этом между камнями нет никаких металлических перегородок. Камень оказывается защищен с краев, при этом сквозь него свободно проходит свет. Рельсовая закрепка используется для прозрачных камней, особенно популярна для создания украшений из бриллиантов.

Три камня (Trellis) Закрепка «Три камня»

Глухая или гнездовая (Bezel) «Глухая» гнездовая закрепка

Полуглухая (Halfbezel) гнездовая закрепка камней.

Источник: typicaljeweler.com

Секреты выбора идеального украшения

Секреты выбора кольца

Сложная жизнь простого кольца: выбираем идеальное украшение

Пожалуй, не существует на свете женщины, которая была бы абсолютно равнодушна к ювелирным украшениям. Драгоценные «малышки» то и дело поблескивают на запястьях, пальцах рук, обвивают шеи и заманчиво выглядывают из глубины декольте проходящих мимо девушек. Наряжаться любят все. А вот умение правильно выбрать кольцо и подобрать ювелирное украшение доступно далеко не каждой даме. Выбрать кольцо становиться не так легко как казалось.

Если обратиться к статистике, то абсолютным лидером продаж по праву стало кольцо. Большая часть клиенток ювелирных салонов питают страсть именно к этой разновидности украшений. Но как же разобраться в изобилии и не промахнуться с выбором? Ведь покупка должна радовать глаз, быть удобной в носке и не доставлять дискомфорт.

Чтобы правильно выбрать кольцо и не выкинуть деньги на очередную побрякушку, которая потом будет пылиться за ненадобностью в шкатулке, необходимо учитывать несколько правил. Но для начала небольшой экскурс в прошлое.

Читайте также:
Флюс для пайки ювелирных изделий своими руками

Кольцо и его роль в истории украшений

Во все времена люди тяготели к прекрасному. Но впервые кольцо в качестве украшения дамских пальчиков использовали древние египтяне. Изначально такие аксессуары изготавливали только из золота. Поэтому в древности носить кольца поначалу были достойны исключительно фараоны в качестве символа божественной власти. В дальнейшем к ним присоединились состоятельные египтянки.

Женщины стали носить кольца в качестве свадебной символики. Но тогда изделие надевали на безымянный палец левой руки, так как именно там проходит артерия, несущая кровь прямо к сердцу – знак любви.

Затем кольца стали изготавливать из меди, дерева, серебра и даже обожженной глины. Их уже носили дамы из сословия попроще. В тот момент изделие приобрело уже более понятное современным людям значение. Однако тогда все украшения имели более глубокий подтекст.

Кольца всегда были окружены ореолом мистики. Сама их форма несет в себе скрытое послание. Круг является символом бесконечности и Солнца, неподвластного времени и земным тяготам. Перстни воспринимались как источник силы и власти, передавались по наследству, объединяя поколения.

Даже сейчас многие люди верят в магическую силу кольца. Считается, что правильно выбранное украшение становится «своим» и усиливает положительную энергетику хозяина, охраняет его от недоброжелателей, приносит удачу.

Составные части кольца

В качестве основы любой модели данного украшения выступает простой ободок круглой формы. Профессиональное название – шинка. Она может быть как полновесной (литой), так и облегченного типа (изогнутой с полостью внутри). Второй вариант более легкий и, как следствие, недорогой по стоимости. Однако такие кольца намного проще деформировать.

Поэтому в качестве украшения на каждый день рекомендуется выбирать более надежные варианты с литой шинкой.

Если кольцо увенчано ювелирным камнем (вставкой), то оно уже считается составным. Такое украшение имеет две части: шинку и верхушку. Место крепления камня называется каст. Если вставок много и они собираются в единую декоративную композицию, появляется еще одно понятие – оправа. Эта часть кольца является объединением нескольких кастов.

Разновидности закрепки: секреты ювелирных мастеров

При выборе кольца стоит уделить особое внимание закрепке на нем камня. Руки человека всегда находятся в движении. Поэтому очень важно, чтобы украшение было максимально надежным при столкновении с будничными передрягами. Закрепки камней в кольце различаются по свойствам, а также имеют свои преимущества и недостатки.

Завальцованная закрепка камня

Самый простой тип каста называется глухой. Камень крепится в чашечку с плоским дном, стенки которой плотно и без зазоров обхватывают вставку. Идеальный вариант для камней с внутренними включениями (природными дефектами: трещинами, затемнениями, вкраплениями стороннего минерала), так как они становятся менее заметными. Минус для покупателя, собственно говоря, в этом же.

Заметить недостатки становится сложнее. В глухой каст часто фиксируют и непрозрачные поделочные камни: коралл, малахит, яшму, бирюзу и т.д.

Основное преимущество заключается в надежности крепления вставки. Кольцо с глухим (завальцованным) кастом рекомендуется девушкам, ведущим активный образ жизни. Любой камень, зафиксированный подобным методом, будет максимально защищен от повреждений. Кроме того, он невысоко посажен на шинку, что позволяет носить украшение даже под перчатку.

Главный недостаток – драгоценный камень будет не полностью раскрывать внутреннюю игру граней, так как свет не проходит насквозь глухого каста. Также подобное изделие сложнее чистить.

Царговый или ободковый каст

Эта закрепка похожа на предыдущую. Но ободковая вставка камня обжимает его не полностью, а только по бокам. При помощи профессионального инструмента ювелир вырезает особую полочку – посадочное место. В него затем и будет вставляться камень. Подобный прием позволяет увеличить надежность крепления.

В царговом касте вставка уже получает достаточное количество света, чтобы достойно искриться в лучах солнца. Поэтому мастера используют ободковую закрепку преимущественно для прозрачных камней.

Читайте также:
Виды металлов ювелирных изделий

В число главных плюсов все также входят надежность и практичность. По сравнению с глухим кастом, царговый используется в большем количестве моделей, поэтому ассортимент для выбора обновки будет богаче.

Как всегда, имеются и свои недостатки. Недобросовестные производители могут спрятать от глаз покупателя дефекты и дуплеты (склейка более дорогого минерала с дешевым или синтетическим) камней вместо цельных природных вставок.

Крапановая закрепка

Наиболее часто встречающийся каст выполнен в виде короны с маленькими лапками, зажимающими вверху край камня. Фиксаторы называются крапанами и могут иметь разную длину, толщину и форму в зависимости от дизайна самого изделия. Также вместе с огранкой вставки меняется и количество лапок. Действует одно простое правило, касаемо количества металлических зажимов: чем больше, тем лучше.

В список преимуществ крапановой закрепки можно включить легкость и внешнюю изящность, максимальную освещенность камня, легкую чистку изделия. Кроме того, выбор моделей будет просто захватывающим дух.

Если крапаны выполнены некачественно: недостаточно плотно обхватывают кристалл минерала или же слишком тонкие, то они могут цепляться за одежду, портить ткань и отгибаться. Деформация фиксаторов приведет к выпадению камня. Поэтому перед покупкой закрепку стоит тщательно протестировать на прочность и гладкость.

Корнеровый каст

Любители бриллиантовой россыпи на кольцах чаще других знакомы именно с этим методом крепления камней на поверхности изделия. В роли каста в данном случае выступают крошечные металлические шарики, которые ювелир формирует специальным инструментом – штихелем. Изнутри площадка под камень разделывается, в результате чего свет свободно проходит сквозь вставку, раскрывая её блеск и игру. Как правило, корнеровая закрепка используется для того, чтобы целиком покрыть широкую поверхность кольца мелкой драгоценной россыпью, превратив её в сплошное искрящееся полотно.

Основным преимуществом в данном случае является привлекательный и стильный внешний вид украшения. Кольцо станет ярким и нарядным, появится возможность обыграть цветовые переходы и создать драгоценное омбре за счет плавного перехода одного оттенка камней в другой.

Как и в случае с крапановой закрепкой, минус заключается в большей хрупкости подобного изделия. Из-за некачественно выполненных корнеров вставки могут цепляться за края одежды и выпадать. Ещё и мастера не рекомендуют менять размер кольца, украшенного россыпью, во избежание порчи украшения.

Клеевой тип закрепки

Если осуществляется выбор изделия с жемчугом, то стоит упомянуть тот факт, что в данном случае вставка будет держаться на штифте – небольшом металлическом штырьке. Для этого жемчужину или же любой другой непрозрачный камень круглой (шарообразной) огранки аккуратно просверлят. Штифт, в свою очередь, покрывает специальным ювелирным клеем. Это позволяет изделию стать более объемным и «высоким», появляется простор для фантазии дизайнера.

Плюс – вставку можно тщательно рассмотреть со всех сторон. Это особенно ценно, когда жемчуг необходимо отполировать специальной салфеткой.

Минус – такое украшение нельзя надеть под перчатку. Кольцо с высоко посаженным на штифт и клей камнем не рекомендуется носить каждый день во избежание ударов и выпадения вставки.

Выбрать кольцо «по фигуре»

Дизайн украшения – это личное предпочтение каждого. Тут сложно придерживаться каких-либо определенных правил. Но маленькие хитрости закрались и в этот пункт.

Достаточно запомнить базовое правило: широкое украшение сделает кисть массивнее, а длинное визуально вытягивает пальцы. Поэтому ювелирные стилисты рекомендуют выбрать кольцо объемное и крупное, закрывающие фалангу, дамам с утонченными руками. А вот уменьшить ширину ладони, зрительно сделать запястье более изящным и аристократичным помогут украшения вытянутой формы.

Асимметричность, углы и геометрический дизайн станут прекрасным «другом» для пухлых пальчиков. Это добавит им пикантности. Выступающие суставы станут менее заметными при соседстве с широкими кольцами с крупными камнями.

В любом случае, никогда не стоит бояться экспериментов при выборе ювелирных украшений. Мода не стоит на месте, популярные тенденции меняются. Как выбрать кольцо вам решать. Да и правила созданы для того, чтобы, как говорится, их нарушать.

Источник: www.ringsize.ru

Рейтинг
Загрузка ...