Находки древнейших стеклянных бусин датируются 3-м тысячелетием до н.э. Они были обнаружены в южной Месопотамии. Двумя столетиями позднее египетские мастера также освоили методы, ставшие базовыми в стеклоделии. Огромный вклад в историю создания стеклянных бус внесли также индийские, финикийские и китайские стеклодувы.
Бусы из муранского стекла
Взяв на вооружение опыт предыдущих поколений, венецианские стеклодувы превратили производство бусин в настоящее искусство, сделав венецианское стекло известным и популярным. Охраняя секреты обработки стекла, с XIII века все производство было сконцентрировано на маленьком острове в Венецианской лагуне – Мурано, в честь которого и получило свое название знаменитое стекло. До сих пор, продолжая тысячелетние традиции своих предков, мастера создают свои изделия вручную.
Галилео. Хрусталь и стекло
Как изготавливают бусины из муранского стекла?
Отличительной особенностью получившего мировую славу муранского стекла (англ. murano, murrine glass) является его высочайшее качество, лёгкость и великолепные цвета. Стекло изготавливается плавкой кремния с различными химическими соединениями, позволяющими достигать определенного оттенка. Для изготовления бус из муранского стекла используются различные уникальные технологии.
Техника миллефиори
Например, техника миллефиори (англ. millefiori), с помощью которой создаются удивительные мозаичные бусины. Название это произошло от итальянских слов «mille» (тысяча) и «fiori» (цветы). В пламени формируются пруты из нескольких разноцветных стеклянных нитей, получая желаемый орнамент в поперечном сечении.
Нагревая и вытягивая прут, его разрезают, чтобы опять соединить. Процедура повторяется не один раз до получения нужного рисунка. На финише заготовку разрезают на мелкие пластинки.
Фото 1: бусины в технике миллефиори (1920-е) и пресс-папье середины 19 века
Фото 2: Современные подвески в технике Миллефеори
Бусины Розетта (Шеврон)
К производству бусин миллефиори привели бусины Розетта (англ. Rozetta beads) – так называемые звездные бусины, имеющие на 4 или 6 уровнях разных цветов 6 или 12 лучей. Аналогом усовершенствованной Розетты стала бусина Шеврона (англ.chevron beads), имеющая продолговатую бочкообразную форму и внутренний рисунок – звезду с 5-15 лучами. Сегменты между лучами заполняют цветным стеклом.
Фото 1: Венецианские старые бусины шеврон разного типа
Фото 2: Бусы из венецианских бусин шеврон
Техники венецианского стекла
К разновидностям муранского стекла относятся:
- агатовое (цветные слои расположены в разных плоскостях)
- авантюриновое (добавление медной крошки создает мерцающий эффект)
- кракеллаж (растресканный внешний слой стекла)
- филигранное (цветные нити вводятся в прозрачное стекло, придавая ему уникальную сетчатую фактуру и окрас)
- дихроичные бусины (с внутреннем слоем металлической фольги, например золотой или серебряной), которые могут быть прессованными, либо изготовляться в технике лэмпворк (см.ниже)
Фото: бусы из муранского стекла с дихроичными бусинами (фольга из золота и серебра), и в технике лэмпворк (обработка лампой)
Бусы из чешского стекла
До XVII века в Европе бусины и бисер производились исключительно на острове Мурано. Постепенно слава мировых лидеров перешла в руки талантливых богемских мастеров, освоивших производство бисера высочайшего качества. Продолжительные традиции чешского стеклоделия позволили стране занять первые позиции в Европе вместе с Швейцарией и Австрией. Сегодня бусы из чешского стекла – эталон украшения с особым очарованием и характером. Известные бренды чешской бижутерии – Jablonex, Preciosa, CzechMates Lentil.
Типичные «чешские» бусины
Для производства чешских бус используются витые, штампованные, граненые и дихроичные бусины.
Витые получают с помощью ручной техники лэмпворк (lampwork) – обработки стеклянной бусинки в пламени горелки. Форму бусине придают температурой, прессами, инструментами. «Горячее» декорирование рисунками, стеклом, металлическими вкраплениями завершается медленным охлаждением и огранкой, полировкой, травлением кислотой.
В этой технике создаются редкие бусины «свадебный пирог» – прозрачные с объемными внутренними рисунками или покрытые прозрачным слоем яркие основы с пятнистым или спиральным узором.
Штампованные бусины создают с использованием пресса. Нагретый стеклянный прут вставляют в станок, с помощью которого вдавливают стекло в форму. Штампованные заготовки обрабатывают в специальных аппаратах, сортирующих и полирующих поверхность бусин.
Граненые бусины – пожалуй, самые знаменитые чешские бусины. Производятся они путем огранки круглых штампованных бусин в аппаратах. Их шероховатость и матовость затем «полируется огнем» в печах.
Дихроичные бусины представляют собой прозрачную бусину с металлической прослойкой внутри, которая придает ей два разных оттенка. Под разными углами освещения такая бусина меняет цвет.
Разные виды чешских бус:
Сколько стоят бусы из стекла?
Вполне закономерно, что цены на стеклянные бусы существенно отличаются. Брендовые украшения из высококачественных материалов, таких как муранское стекло, например, превышает по стоимости в несколько раз доступные бусы индийских или китайских производителей. Использование ручного труда, сложность технологии изготовления, бренд – все это влияет на конечную цену изделия.
Как выбрать настоящие стеклянные бусы?
Выбирая стеклянные бусы, надо внимательно осмотреть бусины на предмет сколов и трещин, надежность застежки и ее соответствие размеру бус, прочность нити и крепления. Стоит оценить комфортность украшения, так как массивные или длинные бусы могут быть достаточно тяжелыми.
Если есть сомнения в том, что бусы действительно стеклянные, а не пластиковая имитация, то можно ориентироваться на вес. Стеклянные бусы заметно тяжелее, чем легковесный пластик. Также можно попробовать слегка постучать по бусинке ногтем или бусиной по зубу. Стекло издает достаточно звонкий «стеклянный» звук.
Где купить бусы
Больше всего шансов встретить красивые бусы на специализированных выставках авторской бижутерии (самая известная — Бижутерия от винтажа до наших дней), но есть и другие — прочитать о выставках можно в нашем разделе.
Много интересного о стеклянных бусах рассказали ЮВЕЛИРУМУ резиденты московской Академии стекла, дизайнеры и мастера лэмпворка Анастасия Прибельская и Юлия Дюбенко. А технологией создания бус из более твердого боросиликатного стекла с нами поделились авторы марки из Петербурга 78 Glass. У них всех можно заказать или приобрести готовые дизайнерские бусы из стекла.
Уход за бусами из стекла
Бусы из стекла могут не выдержать падения, поэтому надо оберегать хрупкое украшение от возможных ударов. Производители рекомендуют избегать химического воздействия на бусины, высокой влажности и повышенной температуры. Очищают бусы, промывая их в воде с мыльным раствором или натирая шерстяной тканью.
Источник: juvelirum.ru
Виды стекла для ювелирных изделий
Стеклодувное производство – процесс формирования стеклянных заготовок, при котором используется расплавленный стеклянный продукт в форме стеклянного шарика (или в форме заготовки) с помощью выдувной трубки.
Профессионал, занимающейся выдуванием стекла, именуется стеклянным воздуходувом, стеклоделом или гофером. В меньших масштабах специалист по выдуванию стекла (его также нередко упоминают как стекольщик или стекловар) выполняет операции обжига для обработки качества выдуваемого материала, например, при изготовлении высококачественных продуктов из лабораторного стекла, изготавливаемых из боросиликатного стекла.
Открытие стеклодувного дела относится к началу первой сотни веков прошлого века на побережье Восточного Средиземноморья и по сей день является важнейшим событием в его истории. Особенно популярна технология художественного стеклодувного дела в Венеции. Именно на Мурано в производственных цехах, начиная со средних веков, разрабатываются принципиально иные методы моделирования нагретой стеклянной массы, что придает изделиям особое изящество и особый шарм.
Сегодня в производстве сложных и самобытных выдувных изделий активны в первую очередь страны региона Италии, а также Турция и Китай, но и отечественные заводы продолжают производить подобные выдувные изделия.
Процесс производства
Большинство выдувной бижутерии производится на крупных заводах с полным контролем качества и четким исполнением любых технических деталей способа изготовления изделий.
Дутые изделия предоставляют возможность приобрести по низкой стоимости впечатляющие драгоценности больших размеров. А самое интересное их достоинство заключается в том, что у подобных украшений эргономичный дизайн, их удобно и очень легко надевать. Кроме того, в связи с тем, что ближайшие месяцы растут расценки на приобретение не лишь золота, однако и серебра, то если ранее принято было считать, что бюджетными являются дутые драгоценности из золота, то в скором времени таковыми должны стать и серебряные выдувные драгоценности.
Ассортимент драгоценностей включает объемные, массивные сережки, чокеры, различные виды изделий – браслетов и ожерелий.
- Огромные золотые или серебряные цепи, украшенные бусинами, камнями и ракушками. Сережки в форме большого кольца-обруча.
- Крупные ожерелья из ювелирных изделий из золота и серебра, сплетенные в своеобразное украшение. Большие колечки с большими камешками, с флористическими и анималистическими узорами, коих желательно надевать на кисть руки одновременно в количестве 2-3 экземпляров, причем отличаться они могут как по цвету, так и по материалам, использованным для изготовления изделий.
- Мягкие браслеты, гармонирующие с колечками одинакового оформления, они бывают декорированы камешками и жемчужинами. Подобные изделия, к слову, носить допустимо далеко не на одной лишь кисти, но также на запястьях и в области предплечья.
- Подвески на очень длинных цепочках из массива.
Из способов художественного декорирования стекла наиболее важными являются художественные водяные знаки: ретортой и ретичелло, создающие эффект хрупкого кружевного плетения внутри стеклянных стенок изделия. Они были разработаны в шестнадцатом столетии.
Как определить, с чем связан цвет
Цветные детали из стекла получают посредством добавки оксидов железа к бесцветной стекольной массе перед плавкой или в процессе.
От чего зависит цвет изделия:
Изготавливают костное с опалом стекла посредством облагораживания стекломассы тугоплавкой твердой породой костей, а молокообразное стекло получают, добавляя в него примесь шпата.
История украшений
Возраст стекла – более четырех тысячелетий, оно случайно обнаружено в Древнем Египте. Температура его плавки достигает величины 1451 С, а степень обработки – 1099-1201. Известны и другие способы изготовления таких изделий – с использованием 3d-технологии. Процесс изготовления достаточно сложен, особенно при сложном дизайне изделия. По специальной методике создается модель будущей формы кольца или колье, при которой на стадии изготовления модели делаются специальные углубления.
В процессе литья воска сначала в каучуковые формы заливается низкотемпературный парафин, поверх которого заливается высокотемпературный парафин. Далее изделия из парафина помещают в ванночку с раскаленной смесью, в процессе чего первый слой парафина стекает, образуя свободные пустоты.
Источник: tkaner.com
Богемское стекло. Свойства, виды, применение и цена богемского стекла
Резьба по стеклу . До 17-го столетия она была невозможна. Мастера работали с венецианским стеклом . Итальянцы переняли секреты его производства у византийцев.
Восточное стекло привезли из Константинополя в Рим в 13-ом столетии. Стеклодувы Византии выдали секреты лишь после захвата их государства. Крестовый поход состоялся в 1204-ом году.
Переняв секреты стеклодувного мастерства у византийцев, итальянцы делали тонкое и хрупкое стекло . Монах фра Фабро писал про него так: — «Нигде не сыскать людей, изготавливающих из столь деликатного материала вазы такой прозрачной красоты форм, которая ставит их выше золота».
Однако, чехов хрупкость венецианского стекла не устроила. В Богемии захотели гранить материал, узрев в его прозрачности сходство с алмазом и горным хрусталем .
Итальянское стекло крошилось при срезах, шлифовке. Тогда, мастера Чехии поменяли рецептуру материала. С тех пор богемское стекло затмило венецианское и крепостью, и блеском и славой.
Свойства богемского стекла
Итальянское стекло состоит кремнезема и щелочей. Последние определяют качества материала. Легенда гласит, что первое стекло – это переплавленная в костре сода. Ее кусок оказался средь дров.
Утром путники, гревшиеся у огня , обнаружили стекло. Костер, по-видимому, был на песчаных почвах. Их основа — кремнезем, то есть оксид кремния . В минералогии его именую кварцем. С примесями оксид цветной.
Так, кремнезем с марганцем – камень аметист . Чистая формула кварца – горный хрусталь. То есть, в основе стекла лежат природные минералы. По сути, материал является переработанным камнем или, как принято называть, искусственным .
Стеклодувы Богемии добавили к кремнезему золу букового дерева . Она заменила соду в итальянских изделиях. Зола, именуемая поташ, тоже карбонат. Однако, в соде присутствует натрий, а в древесных отходах калий . Последний доводит до максимума бесцветность стекла. Отсюда активное преломление света и искристость.
Оптические показатели улучшил и оксид свинца . В природе последний встречается в виде минерала церуссита . 6-процентная добавка к основному составу стекла делает его в 2-3 раза прочнее обычного.
Это и дало право материалу из Богемии называться хрусталем. Прочность обусловлена повышенной плотностью. За счет оксида свинца она доходит до 4,5 граммов на кубический сантиметр.
У природного кварца , для сравнения, плотность не превышает 2,8 граммов. Получается богемское стекло на порядок тверже аметистов, раухтопазов , цитринов и того же горного хрусталя.
Перед глазами хрусталь, но не богемский. Кстати, путаница в названиях связана с тем, что в былые времена Богемия – это и была вся Чехия. Сейчас историческая страна – лишь область современного государства. Называть хрусталь, сделанный вне Богемии богемским нелогично. Однако, где бы ни делали стекло, качество чешской продукции одинаково.
Твердость бокалов для вина из богемского стекла и прочей продукции обусловлена не только оксидом свинца, но и добавкой мела . Это тоже придумка чехов.
С кальцием , содержащимся в осадочной породе, стекло стало крепким, словно кость . Если переплавлять чистый кремнезем, материал получается хрупким. С перечисленными добавками оксид кремния преображается.
Вторая роль мела в стекле из Чехии – нейтрализация примесей. Без них материал звенит. Чтобы услышать мелодию, достаточно постучать по краю вазы или бокала, к примеру, карандашом. Звучат богемские изделия и при трении смоченным пальцем . Обычное стекло на такие манипуляции не реагирует.
Отличительной особенностью оригинальной продукции из Чехии является, так же, видимое или реальное отсутствие стыковочного шва. Он проходит, к примеру, меж основанием бокалов и их ножками, по дну ваз и стаканов.
На фото бокалы из богемского стекла
Фужеры из богемского стекла ручной работы монолитны на 100%. Изделие, изготавливаемые с применением техники, кажутся таковыми, но под лупой швы просматриваются. У обычного же стекла стыки видны невооруженным глазом.
Виды богемского стекла
Магазин богемского стекла предлагает бесцветные изделия и окрашенные. Последние накладные. Основой служит стандартный хрусталь. Цветной – его покрытие. Меж собой слои надежно спаиваются при высоких температурах.
Цвет получают за счет минеральных и элементарных добавок. Марганец, как и в природном аметисте, дает розовые и фиолетовые тона. Оксид меди – залог голубых оттенков стекла.
В природе соединение встречается в виде тенорита. Он образует черные кристаллы . Оксид кобальта придает стеклу из Богемии синий цвет. Сырье редкое. В природе кобальт образует, в основном, сульфиды.
Если закиси кобальта добавлено в стекло мало, получается голубой цвет. При обильном «сдабривании» смеси, изделия становятся фиолетовыми. Для максимального эффекта на тонну стекломассы берут около 800-от граммов оксида кобальта.
На фото бокалы из цветного богемского хрусталя
Богемское стекло Чехия, как правило, поставляет резным. Огранка цветных изделий – это художественные сколы их верхнего слоя. Открывается прозрачный нижний. Соответственно, узоры получаются белыми , а фон красочным.
Практикуют дополнения в виде серебрения, позолоты, росписи красками. Пигмент может ложиться на углубленный рисунок. В этом случае изделия получаются гранеными, но полностью цветными , не смотря на прозрачную основу.
Делят чешское стекло и по производителям. Гигантов рынка и его легенд 4. Начнем с Crystalite Bohemia. Компании принадлежат два завода . Первый стоит в Светло-над-Сазавой, а второй в Страни.
С последнего предприятия выходят изделия ручной работы, сохранены технологии 17-го века. На первом же заводе производство полностью автоматизировано. Хотите уникальную вещь, интересуйтесь местом изготовления.
В товары Crystalite Bohemia добавлен титан. Он, как и свинец, придает хрусталю прочность и искристость. Однако, титан благороднее и безвреднее для организма. За новинку состава придется доплатить.
Вторая именитая фирма по производству богемского стекла – Thun. Компания старинная, базируется в Карловых Варах и специализируется на изготовлении фарфора. С него мастера марки начинали, найдя вблизи Вар качественный каолин , то есть глину .
К производству хрусталя приступили уже на рубеже 19-го и 20-го веков. Удалось не ударить лицом в грязь. Качество стекла фирмы не уступает ее фарфору. Мастера Thun одними из первых среди стеклодувов начали ориентироваться на буржуазию. Соответственно, компания производит серийные товары с доступным ценником.
Третий гигант чешского рынка стекла – Rona. Подобно Crystalite компания отказалась от оксида свинца. Со стеклом работают с 1896-го года и известны новшествами в мире технологий. Так, мастера Rona первыми применили пантограф.
Это аппарат, переносящий заданный рисунок на поверхность стекла. Так же, завод стал первым, перешедшим на автоматизированное производство методом двойной прессовки. В общем, всем любителям товаров от высокотехнологичных компаний – в магазины Rona.
Остается упомянуть Egermann. Эта фирма специализируется на цветном хрустале. Названа компания в честь Фридриха Егермана. В 1832-ом житель Богемии придумал красную глазурь.
Она была и до этого, но изготавливалась на основе золота, делая и без того дорогой хрусталь еще дороже. Егерман добился алых оттенков стекла с помощью доступных ионов меди.
С тех пор красный хрусталь – визитная карточка предприятия. Со временем начали выпуск желтой, черной , синей посуды. Производит компания и цветы из богемского стекла.
В магазинах бренда можно найти чопорные розы , благородные лилии , букеты полевых бутонов. Это неувядающая красота, да и в цене с годами лишь растет. Дебютные образцы Egermann уходят с молотка за сотни тысяч долларов.
Применение богемского стекла
Купить богемское стекло можно не только в виде посуды. Из хрусталя делают светильники, как потолочные, так и настенные. Применение материала связано с его искристостью. Исторически подвески для люстр делали из горного хрусталя.
Однако, натуральный кварц дорог. Для подвесок нужны крупные кристаллы. Для производства же стекла достаточно кварцевого песка. Он распространен и доступен в цене. При этом, в игре света и твердости хрусталь искусственный не уступает натуральному.
В интерьере богемское стекло – это вазы, статуэтки , художественные мозаики, украшения для дверных ручек. Украшают хрусталем и улицы. Вариант дорогостоящий и достаточно хрупкий, поэтому подобных работ мало.
Некоторые из них представлены в музее «Мозер». Он расположен в Карловых Варах. В залах музея можно найти, к примеру, фонтан из хрусталя. Часть экспонатов – стеклянные статуи в полный рост.
Третьей стезей применения богемского стекла стали ювелирные изделия. Хрусталь – материал для страз Сваровски . К тому же, стекло гранят подобно бриллиантам или обрабатывают в виде кабошонов . Ценность материала позволяет вставлять его в серебро , золото , платину .
На фото люстра из богемского стекла
Однако, чаще богемское стекло становится частью бижутерии и аксессуаров для одежды. Это бусины , пуговицы, вставки для колец , поясов, ободков, браслетов . Прозрачность, чистота и искристость хрусталя идеальны для свадебных украшений. Идеальна ли цена?
Цена богемского стекла
Стоимость изделий из богемского стекла зависит от типа их производства. На машинные образцы ценник в разы ниже. Набор бокалов, к примеру, можно купить за 2 000- 4 000 рублей. Столько же отдадите за предмет декора средних размеров, будь то ваза, статуэтка или шкатулка . За изделия ручной работы просят минимум в 2 раза больше.
О стоимости антикварных изделий из хрусталя уже говорилось. Богемское стекло не теряет ценности с годами, напротив, дорожает. С этой точки зрения хрусталь – долгоиграющая инвестиция. За позиции возрастом от 100 лет на аукционах дают тысячи долларов.
Первые хрустальные изделия, кстати, в Богемии выпустили в 1548-ом году. Тогда открылся стеклодувный завод в городе Мшено-над-Нисой. Два века работали на внутренний рынок .
Иностранные купцы стали прибывать в 1760-ых. Именно поэтому почти невозможно найти за пределами Чехии товары, выпущенные до второй половины 18-го века.
Есть и бесценные образцы типа статуэтки кинофестиваля в Карловых Варах. Этот европейский аналог « Оскара » дорог сердцам тех, кто его получает, служит свидетельством профессионального и зрительского признания. С таким хрусталем предпочитают не расставаться даже за сотни тысяч долларов.
Источник: tvoi-uvelirr.ru