Печать как историческое явление возникает вместе с государством как необходимая часть государственной символики. Во всемирной истории первые упоминания о печатях датируются II тыс. до н. э., отечественной истории – X н. э.
Различным историческим эпохам соответствовали определенные типы печатей. В странах Древнего Востока чаще всего употреблялись цилиндрические печати. На поверхность цилиндрической матрицы наносились необходимые изображения и надписи. Затем цилиндр прокатывался по мягкой глиняной табличке, на которой получались соответствующие изображения.
Для античного периода были характерны печати-перстни, на щитке которых вырезались изображения и надписи. В латинском языке печать именовалась буллой.
В средние века в Европе и России господствующим типом печатей стали вислые печати, оттискивающиеся на металлах:
– печати, оттиснутые на золоте – хрисовулы;
– печати, оттиснутые на серебре – аргировулы;
– печати, оттиснутые на свинце – моливдовулы.
Как Сделать Печать Штамп Своими Руками / в Домашних Условиях
Существовали также печати, оттиснутые на воске и сургуче. Хрисовулы удостоверяли особо важные документы. Прикладные печати вытесняют вислые в Западной Европе в 14-16 веках. С 16 века вислые печати становятся господствующими в Европе, однако в делопроизводстве Ватикана вислые печати сохранялись до 20 века.
2. Классификация печатей по предметно-функциональному признаку,
способу прикрепления к документу и материалу изготовления
Классификация печатей по предметно-функциональному признаку. По данному признаку все печати делятся на две группы: печати-матрицы и печати-оттиски. Печати-матрицы – это твердые предметы различной конфигурации с вырезанным на них рисунком. Матрицы изготавливались из металла, кости, дерева, стекла, каучука. Печати-оттиски – это отпечатки на бумаге, металле, воске, полученные в результате применения матрицы.
Классификация печатей по способу прикрепления к документу. Печати-оттиски по способу прикрепления к документу делятся на две группы: печати вислые и прикладные.
Вислые печати использовались в русском государстве с IX до конца XIV вв. Они прикреплялись к документу следующим образом: в нижней части документа под текстом делалось небольшое отверстие, через него пропускался шнур (кожаный, шелковый или льняной), концы шнура скреплялись расплавленным металлом или размягченным воском, на воске или металле при помощи специальной матрицы ставился оттиск печати.
Прикладные печати появились в конце XIV в., но широкое применение получили лишь с конца XV в. Прикладная печать – это современная форма печати, когда оттиск получается в результате приложения матрицы непосредственно к документу.
Классификация печатей по материалу изготовления. Печати-оттиски по материалу изготовления делятся на 5 групп: металлические, восковые, воско-мастичные, сургучные и копченые. Металлические печати-оттиски изготавливались из трех металлов – золота, серебра и свинца. Наиболее распространенными были свинцовые печати.
Природное купелирование или природная диффузия золота в свинец? нет это современная алхимия.
Для восковых печатей применялся воск 5 цветов: белый, желтый, красный, черный, коричневый. Поскольку восковые печати были недолговечны, для их сохранности стали применять особую мастику из мела, смолы и жира. Такие печати стали называться воско-мастичными. Воско-мастичные печати имели только один цвет – красный.
С конца XVII в. для изготовления печатей-оттисков стал применяться сургуч. Сургучные печати были двух цветов – красные и черные. С XVIII в. стали использоваться копченые печати. Материалом для получения таких печатей-оттисков служила сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне, а затем прикладывалась к бумаге.
Печати-матрицы делятся на две группы: матрицы для вислых печатей и матрицы для прикладных печатей. Вислая печать имеет изображение с обеих сторон, поэтому для получения такой печати использовались матрицы в виде щипцов. Размягченный металл или воск стискивался с обеих сторон щипцами, и получалось двухстороннее изображение. Матрицы для вислых печатей в источниках имеют два названия: 1) тиски или 2) щипцы-буллотирии.
Второй вид матриц – это матрицы для прикладных печатей. Как правило, это круг, квадрат, треугольник из камня, кости, дерева, металла, стекла или каучука с вырезанным обратным (зеркальным) изображением. Оттиск такой печати делался либо непосредственно на бумаге или пергаменте, либо на расплавленном воске или сургуче, нанесенном на бумагу.
Для документов различного уровня использовались печати из разного материала. Золотые печати-хрисовулы привешивались к дипломатическим документам особой важности. Например, такими печатями скреплены договоры Руси с императорами Священной Римской империи, а также шéртные грамоты татаро-монгольских ханов (шерть – письменная присяга, которую ханы в период распада Золотой Орды приносили русским князьям, переходя к ним на службу).
Серебряные печати-аргировулы использовались для скрепления договоров между русскими князьями и для духовных грамот (завещаний) князей. Например, духовная грамота Ивана Калиты скреплена серебряной печатью.
Все остальные документы заверялись свинцовыми печатями-моливдовулами, а также восковыми и сургучными печатями.
3. Параметры сфрагистического анализа
В современной сфрагистике как специализированной отрасли источниковедения выработана особая система источниковедеческого анализа – так называемый сфрагистический анализ. Печать как вещественный источник подвергается анализу по следующим 9 параметрам:
- способ прикрепления печати к документу (вислая, прикладная);
- местонахождение печати по отношению к документу (при документе или отдельно от документа);
- предметно-функциональный тип печати (матрица или оттиск);
- материал изготовления печати (золотые, серебряные, свинцовые, восковые, воско-мастичные, сургучные, копченые и т.д.);
- цвет печати;
- геометрическая форма печати;
- иконография печати (изображение, т.е. рисунок на печати);
- надписи на печати;
- социально-функциональный тип печати (роль и значимость данной печати в системе государственного управления).
Источник: studfile.net
Что такое вислая печать?
Свинцовые печати, привешивавшиеся на шнурах к средневековым официальным документам, в изобилии встречаются при раскопках на месте древнего княжеского архива на Городище и в усадебных комплексах самого Новгорода. К настоящему времени их известно около двух тысяч и в своей совокупности они представляют первоклассный источник по истории развития государственных институтов Новгорода, так как право пользования ими принадлежало только официальным лицам администрации.
Матрицы печатей вырезывались, как правило, первоклассными художниками-торевтами и уничтожались во избежание злоупотреблений после смерти или смещения с административного поста их владельца. Поэтому, будучи датированы именами этих владельцев, подавляющее большинство которых известно по упоминаниям в летописи и других письменных источниках, актовые печати образуют идеальную хронологическую шкалу для наблюдений над развитием стилей прикладного искусства средневекового Новгорода от ХI до начала ХVI века, когда металлическая печать была вытеснена воско-мастичной.
Печати древнейшего периода характеризуются поясными изображениями на них святых, как правило тезоименитых владельцам, лаконичностью символического языка, обозначающего княжескую принадлежность печати изображением тамги, а церковную — изображением креста. В ХII веке преобладают печати с изображением святых в рост, позам которых присуща явная статуарность.
С конца ХII века эти изображения обретают динамичность. ХIII век — время заметного огрубления художественного стиля и возникновения стремления дополнить изобразительные сюжеты, несущие информацию о владельце печати, развернутыми надписями. Этот прием становится главным в ХIV веке. Для последнего столетия новгородской независимости характерны поиски стабильной эмблематики.
Так, уже в начале ХV века возникают и широко употребляются в печатях эмблемы новгородских концов. Символом Неревского конца становится орел, Славенского — «плют зверь», Плотницкого — Вседержитель, Людина — воин, Загородского — всадник. Характерно, что светские эмблемы концов развивают традиции древней символики, известной в памятниках прикладного искусства предшествующих веков.
Многие свинцовые печати являются несомненными шедеврами средневековой пластики. В ряде случаев их анализ позволяет установить единое авторство в изготовлении матриц и некоторых прославленных произведений торевтики.
Источник: kubar.su
Вислые печати изготавливались из золота серебра свинца или воска
/ Новости / Минутка истории от «Печать66.РУ»: вислые печати
Минутка истории от «Печать66.РУ»: вислые печати
Вислая печать – 1-ый вид печати, удовлетворяющий целям бумажного документооборота. Оттиски проставлялись на воске, свинце, золоте и серебре и прикреплялись к грамотам на шнурках. Главным местом обнаружения древнерусских вислых печатей считается Новгород, где при археологических раскопках попадались в обилии вислые печати посадников, князей, епископов, преемников и тиунов.
На фото вислая печать Дмитрия Донского на духовной грамоте.
Заказать бесплатный звонок специалиста
Оставьте свои данные и в ближайшее время с Вами свяжется наш специалист, готовый ответить на любые Ваши вопросы по изготовлению печати, оперативно выполнить заказ, обсудить индивидуальные вопросы сотрудничества.
Позвоните нам по телефону +7 (982) 732-8888 или оставьте свои контакты, и мы проконсультируем Вас по всем вопросам.
Вы будете довольны сотрудничеством с нашей компанией!
Мы гарантируем конфиденциальность ваших данных
Заказ печатей, штампов
- Печати ИП
- Печати ООО
- Защита от подделки
- Штампы
- Медицинские печати
- Факсимиле
- Печати по оттиску
- Гербовые печати
- Кадастровые печати
- Самозанятые
- Детские печати
Источник: pechat66.ru