Византийское плетение как плести

Блог пользователя BigSofaBlogger на DRIVE2. Всех приветствую! С прошедшим 23 февраля:). Задав вопрос в сообществе "Сделай Сам" о интересе читателей к плетению цепочек "бисмарк", я получил положительный ответ. В одном из комментариев человек выложил фотографию варианта плетения, которое на оригинальном ресурсе называлось "Кардинал": С нег…

Византийское плетение цепочки

Цепочка на шею – универсальное украшение, никогда не выходящее из моды. Они могут быть как женскими, так и мужскими, из драгоценных металлов, из различных сплавов, массивными и тонкими, а также самых разных плетений. Молодые девушки обычно выбирают легкие, изящные изделия с кулонами и подвесками. Женщинам в возрасте больше к лицу более тяжелые украшения, а мужчины отдают предпочтение толстым цепочкам из золота или серебра.

Немного истории

Существует несколько десятков видов различных плетений ювелирных украшений – якорное, бисмарк, ролло, панцирное, кардинал и другие. Многие из них появились еще в первом тысячелетии нашей эры как различные способы плетения рыцарских кольчуг, в том числе и византийское, называемое также лисий хвост или королевская вязка (королевское плетение).

Практика по цепелогии. ВИЗАНТИЯ. How to Make Byzantine chain from the beginning

Кольчуги, плетеные таким способом, получались достаточно толстыми и очень прочными, за что способ получил большую популярность. На Руси он появился уже после принятия христианства. Постепенно этот способ переняли ювелиры для изготовления красивых и прочных украшений.

Помимо этого, византийским плетением называли затейливые орнаменты, используемые для украшения страниц книг. Орнаменты эти также были очень похожи на современные вариант ювелирных украшений.

Особенности

Изделия, выполненные в технике византийского плетения, выглядят солидно и представительно. Несмотря на массивность и объемность, они не кажутся вычурными и слишком тяжелыми. Их отличает долговечность, прочность и благородная красота. Благодаря сложному фантазийному плетению, цепочки красиво и необычно переливаются на свету.

В одном изделии могут сочетаться золотые, серебряные и платиновые фрагменты, что делает его внешний вид еще более затейливым и интересным. Также это плетение применимо для изготовления украшений из стали.

Технология изготовления

Византийское плетение цепочки является одним из самых сложных. Оно создается путем последовательного соединения элементов одинаковых размеров. Звенья могут быть различной формы – квадратной, овальной или круглой, их толщина определяет толщину будущего изделия.

Процесс создания кропотливый и очень сложный. Он выполняется при помощи специального инструмента – изогнутых тонкогубцев без насечек, занимает у ювелира много времени и требует от него внимательности и не малого опыта. Такая работа редко сразу получается без подготовки.

Такой способ плетения позволяет создавать как длинные цепочки, так и массивные браслеты и даже небольшие брелоки.

Стоимость

Изделия византийского плетения весьма дорогие, за счет их толщины и сложности изготовления. В зависимости от длины и веса готовой цепочки из золота 585 пробы, цена может начинаться от 12 500 руб. и заканчиваться около 60 000 руб. Серебряные украшения 925 пробы стоят от 3500-4000 руб., а стальные – от 2500 до 4000 руб.

Более бюджетно выйдет, если заказать изделие у мастера. При выполнении индивидуального заказа ювелиры обычно рассчитывают стоимость – от 450 руб. за 1 грамм работы с золотом и от 350 руб. за 1 грамм работы с серебром.

С чем носить?

Украшения, изготовленные в технике византийского плетения, больше подходят для мужчин и женщин после 40 лет. Они будут уместно смотреться как дополнение к выходному наряду, надетому по торжественному случаю. Эти цепочки и браслеты выглядят очень солидно, лаконично и самодостаточно, поэтому не стоит дополнять их другими украшениями и декоративными элементами.

Читайте также:
Если на золото капнуть йод

Самый распространенный тип изделия – цепочка Византия, выполненная из золота. В дополнении к костюму в торжественном деловом стиле, она подчеркнет статус и хороший вкус свой владелицы. В серебряном исполнении это украшение больше подойдет для выхода в свет – на концерт или в театр.

Молодая девушка также может позволить себе такое изделие, но только в случае, если наденет его к вечернему торжественному наряду. Отличный повод «выгулять» византийскую цепочку – это если вы приглашены на свадебную церемонию.

Двухцветная цепочка или браслет из стали с позолотой отлично подойдут в подарок мужчине. При этом стальное украшение выглядит не менее представительно, чем из драгоценного металла. Носить их могут мужчины всех возрастов, но обычно предпочитают представители сильного пола после 35 лет.

На самом деле это византийское плетение, которое после пайки и обработки на многих ресурсах именуется как "лисий хвост". Вариаций его обработки много, не буду их затрагивать, т.к. из доступных на данный момент материалов у меня только медная проволока, а из инструментов дрель, кусачки, тонкогубцы и электрический 100 Ваттный паяльник. Если более-менее аккуратно собрать и спаять плетение "бисмарк" таким набором еще можно, то вот с византийским так уже не выйдет, припой некрасиво растечется по кольцу. Да и паять его одно мучение, с учетом количества колец. Итак, начнем с выбора материала.

Византийское плетение из медного провода, без пайки

Задав вопрос в сообществе "Сделай Сам" о интересе читателей к плетению цепочек "бисмарк", я получил положительный ответ. В одном из комментариев человек выложил фотографию варианта плетения, которое на оригинальном ресурсе называлось "Кардинал":

С него решил и начать. На самом деле это византийское плетение, которое после пайки и обработки на многих ресурсах именуется как "лисий хвост". Вариаций его обработки много, не буду их затрагивать, т.к. из доступных на данный момент материалов у меня только медная проволока, а из инструментов дрель, кусачки, тонкогубцы и электрический 100 Ваттный паяльник. Если более-менее аккуратно собрать и спаять плетение "бисмарк" таким набором еще можно, то вот с византийским так уже не выйдет, припой некрасиво растечется по кольцу. Да и паять его одно мучение, с учетом количества колец.

Итак, начнем с выбора материала. Набрал я несколько разных проводов, но более-менее удобным для работы оказался ПРППМ 2х0,9. Купил его 3 метра, цена 14р за метр. На фото осталась одна жила, вторая уже ушла в работу:):

Толщина провода ~0.6-0.65мм:

В качестве ригеля использовал вязальную спицу 3, реальная толщина 2.8мм:

Эти два параметра взаимосвязаны. От их соотношения будет зависеть плотность сплетенной цепочки. В моем случае толщина ригеля великовата, звенья достаточно подвижны, что не очень красиво выглядит в конечном итоге. Из плюсов — легче плетется. Я нашел еще два ригеля, 2.7мм и 2.4мм. С первым разницы никакой особо я не заметил, а со вторым кольца получались слишком маленькими, звенья не собирались. Оптимальным для данной проволоки думаю будет ригель 2.5-2.6мм, опытным путем уже подобрать нужно будет.

Следующий этап, навивка пружины для колец. Оптимально использовать ручную дрель, фиксируя ее в тисках. Под рукой только электродрель, с регулировкой оборотов курком. Можно так же использовать шуруповерт. А можно и вручную крутить патрон, накручивая проволоку (будет неудобно с жесткой проволокой). Для начала навивки, вставляем конец проволоки между двумя кулачками и накрутив одно кольцо, плотно прижимаем проволоку к навитой и потихоньку вращая дрель, делаем пружинку. Я использую немного другой метод. Сделав пару витков, беру отрезок этой же проволоки и загнув завожу его между витками:

Читайте также:
В каком ухе у геев сережка

И далее уже придерживая пальцами проволоку и этот отрезок, навиваю спираль уже с нужным шагом. Вот для сравнения навивка с отрезком (справа) и просто виток к витку:

Если навито виток к витку, то так же вставляем отрезок проволоки и прогоняя отрезок по всей спирали, задаем шаг между витками:

В конце навивки будьте аккуратны, торчащий кончик может пропороть палец.

Получается такая пружинка:

Данный способ навивки лично мне удобен. Благодаря шагу между витками, звенья легко собираются и дополнительно разводить их не нужно. Далее нарезка звеньев. Нарезаю я их кусачками, хотя можно распилить ручным лобзиком. Но:

1. Его нет

2. Нужна достаточно тонкая пилка, а они очень хрупкие и легко ломаются

3. На мой взгляд лобзиком выходит не сильно быстрее, чем кусачками

Единственный плюс лобзика, при сборке без пайки, стык получается более аккуратный. Но если паять, то абсолютно никакой разницы нет, припой заполнит стык и видно не будет. Кусачки я использовал самые обычные, немного обработав их болгаркой с толстым кругом:

Без обработки они слишком толстые и не удобно работать. По нормальному их нужно заточить более аккуратно, но болгаркой это слишком филигранная работа, я побоялся их испортить. Как обживусь точилом, облагорожу профиль. Итак, нарезка:

Стараемся резать стык в стык. Когда губки тонкие, это достаточно легко. Резать лучше всего самым кончиком, так рез выйдет более ровный. По итогу получаем кольцо для звеньев будущей цепочки:

Таким же образом распускаем всю пружинку:

Как только набьется рука, делается это быстро. Итак, мы готовы к сборке цепи. Для непосредственной сборки понадобятся тонкогубцы:

Лучше использовать тонкогубцы без насечек, для бижутерии, они будут меньше повреждать металл. Но у меня только такие обычные:

Если работать ими аккуратно и сильно не сдавливать, повреждений они не оставляют. С более жесткой проволокой так уже не выйдет.

Приступаем к сборке.

1. Нам нужно закрыть 4 кольца:

2. Берем одно открытое кольцо и вдеваем в него 4 закрытых:

Закрываем его. Продеваем в эти 4 кольца еще одно, рядом с первым и так же закрываем. Получается 3 пары колец:

3. Далее берем два крайних кольца с любой стороны, прижимаем их к противоположным, разводим в стороны центральные кольца:

И вдеваем между ними новое кольцо под края прижатых боковых:

Замыкаем кольцо и продеваем точно так же второе кольцо, замкнув его:

Получается такое звено:

Далее нам нужно продеть еще 2 пары колец, как в пункте 2. Первая пара:

Мы снова получили последовательно соединенные 3 пары колец. Повторяем операцию из 3 пункта, снова прижимаем два крайних кольца к противоположным, разводим центральные кольца:

Между ними продеваем в разведенные боковые сначала одно:

Затем второе кольцо и замыкаем их. Получаем уже 2 звена:

И таким образом плетем всю цепочку.

Для примера я собрал браслет. На концах звеньев остается по 2 кольца, в них я продел еще по одному колечку. Замок взял с бижутерии жены, он под серебро, что не вяжется по цвету. Но все же придает законченный вид:

Как видно, медь быстро темнеет, хватило одного дня носки браслета. В живую смотрится поинтересней, чем на фото, за счет отблеска металла. На фото поймать нужный ракурс не получилось, плохое освещение и приходилось фотографировать с подсветкой, от чего потемневший металл получился тусклым. Хотел дополнить информацией о том, как сплетать 2 конца цепочки, но уперся в лимит по фото. Встроенный редактор не позволяет повторно использовать загруженное фото. Если кто не разберется, могу в комментариях выложить последовательность с фотографиями.

Данное плетение крайне простое и в целом имеет вид без какой-то дополнительной обработки. Подойдет для разработки мелкой моторики и усидчивости. Для дальнейшей обработки и придания формы, без пайки уже не обойтись и медь, как основной материал, не пойдет. Оптимальным будет мельхиор. Он дешевый, можно купить готовую проволоку, он более тугоплавкий чем серебро и его легко паять серебряным припоем. Работы с этим металлом будут позже, когда я соберу недостающий инструмент и материалы.

Читайте также:
Если палец потемнел от золотого кольца

Надеюсь статья была полезна. Когда-то в школе я зарабатывал карманные деньги на подобных поделках. Не знаю какие сейчас нравы у современной молодежи:). Но думаю ребенка такое занятие увлечет, да и взрослому побаловаться тоже захочется. Я вот например залип на вечер, пока собирал данный браслет.

В результате получаем полное звено византийской цепочки. Далее плетём цепочку выполняя шаги 4, 5, 3 до нужной длины. В качестве застёжки можно использовать карабин или тогл, на ваш выбор. В процессе работы обратите внимание на то, как вы закрываете колечки, — неплотно закрытое кольцо может царапаться, цепляться за одежду и искривлять плетение. Старайтесь закрывать их "стык в стык". Это плетение можно использовать и как самостоятельный готовый браслет, и как основу, на которую можно цеплять бусины, подвески, и всё, что ваша творческая натура пожелает. Но на этом интересное не заканчивается! Можно использовать разные размеры колец.

Плетение цепочки Лисий хвост: золотые и серебряные цепи с Византийским плетением

Плетение цепочки Лисий хвост: золотые и серебряные цепи с Византийским плетением

Может ли цепочка сама по себе служить изысканным украшением? Сто раз «да», особенно если она выполнена в какой-нибудь интересной технике. Сегодня в центре нашего внимания – Византия, точнее, цепочки, выполненные в одноименной технике.

В результате филигранной работы мастеров получаются самодостаточные украшения, отличающиеся невероятной эстетикой, этакие кружева, застывшие в металле. Любая подвеска на них будет выглядеть излишеством.

золотые и серебряные цепи с Византийским плетением

Плетение цепочки из золота Лисий хвост (разновидность Византии) очень сложно в исполнении – за него берутся лишь опытные ювелиры. Да, такие шедевры стоят недешево, но эксклюзив не может быть копеечным. А в данном случае речь идет именно о нем – эталоне высокого вкуса и показателе соответствующего статуса!

Если вы подбираете цепочку в качестве «фона» для подвески, разумно остановиться на каком-нибудь лаконичном плетении – якорном, кольчужном, геометрическом венецианском.

Немного истории

Несмотря на сложность плетения, ювелиры и аристократы издавна жаловали такие цепи. Историки утверждают, что подобные украшения были в ходу еще в бронзовом веке. Так или иначе, при раскопках древнего Ура, одного из городов-государств Месопотамии, были найдены цепи с подобным плетением.

Так что называть это плетение Византийским исторически неверно (одноименное государство возникло гораздо позже, уже в нашу эру), но так уж повелось среди ювелиров и истинных ценителей их искусства. Возможно, это произошло потому, что Русь и Византию связывали тесные отношения – именно оттуда к нам пришло православное христианство, а вместе с ним – и революционные для того времени технологии.

Характерные особенности плетения Лисий хвост

Византийское плетение – очень сложная техника. Оно имеет характерные черты и якорного, и панцирного плетения, но, по сути, является самостоятельной техникой. Плетение производится звено в звено, но рядом располагается несколько звеньев, причем в нескольких плоскостях.

Византию (Лисий хвост, Бизантину, Римскую цепь, Королевский Бисмарк) плетут исключительно вручную – столь «умных» машин еще не придумано. Ювелир вооружается специальными тонкогубцами, призывает на помощь весь опыт и терпение и творит волшебство!

В результате получаются роскошные объемные цепи очень плотного плетения. Причем расположение и форма звеньев могут быть самыми разнообразными – так и рождаются фантазийные плетения и эксклюзивная ювелирка.

Византийские цепи весьма роскошны и солидны. Их выбирают преимущественно для мужчин, а также дам элегантного возраста – для юных девушек Византия несколько тяжеловата. Но есть и исключения: с вечерним платьем (например, пресловутым шанелевским «маленьким черным») такая цепь будет смотреться великолепно на любой представительнице прекрасного пола.

Читайте также:
Схема фенечки из 2 цветов

Как говорилось выше, плетение цепочки Лисий хвост – это одна из многочисленных разновидностей византийского плетения. Его характерной особенностью является направление звеньев в одну сторону: они расходятся под углом, образуя подобие лисьего хвоста.

Лисий хвост менее громоздок и претенциозен, нежели классическая Византия. Он менее требователен к луку: цепочки, выполненные в этой технике, можно сочетать с повседневным женским и мужским гардеробом, а при желании – и украшать тщательно подобранными в стиль подвесками.

Разновидности Византийского плетения

Чтобы пересчитать все разновидности этого царственного плетения, не хватит пальцев на всех конечностях, да еще и ювелиры не перестают удивлять все новыми находками.

Византийские цепи плетут как из цельной, так и полой проволоки. Цельные цепи тяжелее, прочнее и дороже «дутых».

Вроде бы, читаешь – цепочка серебряная, Византийское плетение – и более-менее представляешь себе внешний вид украшения. А потом видишь этот шедевр воочию и понимаешь, насколько многоликой может быть Византия – от вычурной «под антиквариат» до сравнительно лаконичной, идеально подходящей к аутфиту кэжуал.

Наиболее часто в ювелирных магазинах встречаются византийские цепочки из золота или серебра, выполненные в следующих техниках:

  • Собранный Лисий хвост. Параллельные ряды звеньев закручиваются в нескольких направлениях. Классика жанра – шесть колечек, собранных при помощи проволоки.
  • Круг. Звенья-связки загибаются, образуя кольца, что придает цепи не только солидную эстетику, но и чемпионскую прочность.
  • Полукруг. Близкий аналог предыдущего варианта, но не со столь значительным загибом элементов. Плюс – весьма оригинальная эстетика.
  • Квадрат. Преимущественно солидное мужское плетение, отличающееся массивностью. Нарочитая брутальность подчеркивается звеньями квадратной формы.
  • Фантазийные. Лисий хвост сочетается с прочими видами плетения, порождая истинные произведения дизайнерского искусства.

Дизайнеры ювелирных украшений вовсю экспериментируют с различными материалами. Иногда Лисьи хвосты плетут из золота разных цветов, сочетают аурум с серебром или декорируют камнями!

Преимущества и недостатки

Среди очевидных преимуществ цепей с Византийским плетением можно упомянуть следующие:

  • Самобытная эстетика. Невероятно эффектный внешний вид Византийской цепи сразу приковывает внимание к украшению. С ее помощью можно подчеркнуть солидный статус мужчины или создать фантастически стильный женский образ без всяких кулонов.
  • Многообразие. Невероятное многообразие дизайнов, позволяющее создавать аутентичные женские украшения в стиле Древнего Египта или Греции, подчеркивать брутальность истинно сильных мужчин, реализовать лаконичные фантазии в городских аутфитах – все это Византия!
  • Чемпионская прочность. Цепь, сплетенную в любой разновидности Византийского стиля, случайно порвать невозможно. Да что там – некоторые цепочки не разорвешь даже намеренно!

Недостатки у Византии вообще и Лисьего хвоста в частности также имеются, но это прямое следствие их неоспоримых достоинств:

  • Высокая цена. Ювелирное изделие ручной работы не может стоить дешево, даже если оно изготовлено из достаточно демократичного серебра. Но любой человек, более-менее разбирающийся в ювелирке, отметит ваш превосходный вкус и наверняка высокий (хотя бы визуально) социальный статус.
  • Плохая ремонтопригодность. Если эта цепочка все же порвется (правда, сложно представить, что нужно с ней для этого сотворить), однозначно придется идти в ювелирную мастерскую. Не каждый мастер возьмется за ремонт эксклюзивного украшения, и стоить он будет отнюдь не копейки.
  • Сложность в уходе. Византийское плетение очень плотное, между звеньями практически отсутствуют просветы. Это создает серьезные проблемы в уходе за украшением. Даже запутавшийся волосок порой вытащить сложновато, а что уж говорить о более серьезном уходе? Впрочем, специальные устройства для ультразвуковой чистки ювелирных изделий есть в любой мастерской.

Цепочки Византийского плетения – это эксклюзив, призванный подчеркнуть солидность мужчин и оттенить прелесть прекрасных дам!

Византийское плетение цепочки – очень надежный способ соединить звенья между собой. При этом внешний вид драгоценности приводит в восторг. Чем отличается византийское плетение? С чем можно сочетать двухцветную стальную цепь с королевской византийской вязкой?

Византийское плетение: базовая основа и вариации

Доброго времени суток! Сегодня мы хотим рассказать вам об одном из самых красивых базовых кольчужных плетений, известном как Византийское (оно же Byzantine, Etruscan, Birdcage, Fool’s Dilemma, Idiot’s Trap, Idiot’s Delight, Bird’s Nest)

Читайте также:
Каффы как у эды

Для работы нам понадобится следующее:

— тонкогубцы (утконосы) для работы с бижутерией

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 1Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 2

принципиально важно использовать тонкогубцы без насечки, иначе при работе кольца будут портиться (царапаться). На фото выше два варианта тонкогубцев: изогнутые и прямые. Можно использовать любой вариант. Мы лично используем пару загнутых в ведущей руке и прямые в ведомой;

— набор готовых колечек

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 3

в данном случае берём колечки внешним диаметром 5,5мм и толщиной проволоки 1мм;

-один час времени

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 4

Берем открытое кольцо, цепляем на него четыре закрытых кольца.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 5

Закрываем кольцо и добавляем ещё одно, тоже продевая его через четыре закрытых.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 6

в результате первых двух шагов получаем кусочек цепочки "2 в 2"

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 7

Теперь разворачиваем крайние кольца в обратном направлении и цепляем кольцо за них между двумя средними кольцами.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 8

Добавляем ещё одно кольцо и получаем половинку звена византийской цепочки.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 9

За крайние кольца цепляем ещё два кольца,

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 10

и за них ещё два.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 11

Дальше нужно повторить третий шаг (развернуть крайние кольца и поставить два кольца между предыдущими)

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 12

В результате получаем полное звено византийской цепочки.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 13Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 14

Далее плетём цепочку выполняя шаги 4, 5, 3 до нужной длины. В качестве застёжки можно использовать карабин или тогл, на ваш выбор.

В процессе работы обратите внимание на то, как вы закрываете колечки, — неплотно закрытое кольцо может царапаться, цепляться за одежду и искривлять плетение. Старайтесь закрывать их "стык в стык".

Перед тем, как цеплять застёжку, убедитесь, что крайние кольца цепочки лежат в одной плоскости (как на картинке после шага 5); если крайние кольца повёрнуты (как на картинке после шага 3 ), то следует добавить ещё половинку звена цепочки. Теперь можно цеплять замочек.

Вот пример готового браслета византийского плетения с карабином

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 15

Это плетение можно использовать и как самостоятельный готовый браслет, и как основу, на которую можно цеплять бусины, подвески, и всё, что ваша творческая натура пожелает.

Но на этом интересное не заканчивается!

Можно использовать разные размеры колец.

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 16

На этом браслете мы использовали кольца диаметром 8мм и толщиной 1,2мм. На шаге 1 следует зацепить 5 закрытых колец (вместо исходных 4) и на шаге 3 продеть 3 кольца (вместо исходных двух). Получится суровый объёмный браслет с очень гибким плетением.

Это же плетение подходит и для жёстких объёмных плетений

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 17Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 18

Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 19Византийское плетение базовая основа и вариации, фото № 20

На самом деле мы даже представить не можем, когда закончатся варианты этого плетения, и предлагаем вам творить вместе с нами, ставить творческие эксперименты и придумывать что-то новое, интересное и прекрасное!

Фотографии технического процесса взяты из мастеркласса Cristian Badea "Byzantine Chainmaille Tutorial"

Что собой представляет византийское плетение цепочки? Для кого подойдет стальная двухцветная модель королевского плетения и почему изделия, изготовленные этим способом, так ценятся? Цепочка на шею – универсальное украшение, никогда не выходящее из моды. Они могут быть как женскими, так и мужскими, из драгоценных металлов, из различных сплавов, массивными и тонкими, а также самых разных плетений. Молодые девушки обычно выбирают легкие, изящные изделия с кулонами и подвесками. Женщинам в возрасте больше к лицу более тяжелые украшения, а мужчины отдают предпочтение толстым цепочкам из золота или серебра. Немного истории.

"Источники"
  • https://wlooks.ru/cepochki/vizantijskoe-pletenie/
  • https://www.drive2.ru/b/582620767271820794/
  • https://sunlight.net/wiki/pletenie-tsepochki-lisij-hvost-zolotye-i-serebryanye-tsepi-s-vizantijskim-pleteniem.html
  • https://www.livemaster.ru/topic/490463-vizantijskoe-pletenie-bazovaya-osnova-i-variatsii

Рейтинг
Загрузка ...