Алексей Кольцов
Внимай, мой друг, как здесь прелестно
Журчит серебряный ручей,
Как свищет соловей чудесно.
А ты — один в тоске своей.
Смотри: какой красой в пустыне
Цветы пестреются, цветут,
Льют ароматы по долине
И влагу рос прохладных пьют.
Вдали там тихо и приятно
Раскинулась берёзы тень,
И светит небосклон отрадно,
И тихо всходит божий день.
Там вешний резвый ветерок
Играет, плещется с водами,
Приветно шепчется с листами
И дарит ласками цветок.
Смотри: на разноцветном поле
Гостит у жизни рой детей
В беспечной радости на воле;
Лишь ты, мой друг, с тоской своей…
Развеселись. Проснись душою
С проснувшейся для нас весною;
Хоть юность счастью посвятим!
Ах! Долго ль в жизни мы гостим.
Следующий стих Алексей Толстой – Колыбельная
Предыдущий стих Александр Востоков – Осень
Источник: www.culture.ru
УДАЧА? #думай #учись
Материалы к уроку русского языка по теме «Обращение. Нераспространенные, распространенные обращения. Знаки препинания при обращении».
Материал урока разработан по технологии «БиС»: сжато даётся теория, и имеются дифференцированные задания для закрепления темы.
02 апреля 2019 Дубинская Валентина Константиновна
955 42 0 0
Содержимое публикации
71. Обращение. Нераспространенные, распространенные обращения. Знаки препинания при обращении.
72. Знаки препинания при обращении.
имеет форму именительного падежа
произносится со звательной интонацией
привлекает внимание собеседника
выражает отношение говорящего к собеседнику
называет адресата речи
В начале предложения обращение, произнесённое с особым чувством, выделяется восклицательным знаком: Павка! Ведь мы тебя за пропащего считали!
При повторяющемся обращении частица а от него не отделяется запятой, например:Нина,а Нин, поди сюда.
Не отделяются запятой однородные обращения, соединённые союзом и (да =и). Здравствуй, солнце да утро веселое!
Выделяется запятыми каждая часть разбитого обращения, например: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг!
Выделяется запятыми обращение, стоящее в начале, в середине и в конце предложения: Провожающие,просим вас освободить вагоны. Сыпь ты, черёмуха, снегом. Вы откуда будете, молодые люди?.
Частица оперед обращением не отделяется от него никаким знаком препинания, например:О мой милый, мой нежный, прекрасный сад.
Междометиео (со значением «ах»), согласно правилам, отделяется запятой или восклицательным знаком, например: О, дети, зачем вы так шумите!
При неповторяющемся обращении частица а выступает в роли междометия и отделяется от него запятой, например: « А, Васька!» – сказал он, узнав прежде всего розоватые штаны своего друга.
71. Тренажёр по теме «Обращение. Нераспространенные, распространенные обращения. Знаки препинания при обращении».
ЧТО за ВИНО? #вино #алкоголь #зависимость
НПС. Укажите вид обращения, объясните постановку знаков препинания.
ППС.Расставьте знаки препинания и обоснуйте их постановку.
ВПС.Выпишите предложения с обращениями (знаки не расставлены), обоснуйте свой выбор.
1.Учащиеся! Настойчиво добивайтесь успехов в учёбе! 2.Дорогие гости, милости просим за стол. 3.Опустись, занавеска линялая, на больные герани мои. 4.Неужели вы его боитесь, Сергей Ильич? 5.Старик! О прежнем позабудь. 6.Скажи же, о проницательный читатель, зачем выведен Рахметов, который вот ушел и больше не явится в моем рассказе?
7.О, Вера, как жаль, что нельзя вернуть прошлого! 8.О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным. 9. Солнце пламенеющего лета, не забудь наши раны. . 10.Что ты, сердце моё, расходилося?
1.Услышь меня хорошая услышь меня красивая заря моя вечерняя любовь неугасимая! 2.За кровь и слезы жаждавший расплаты тебя мы видим сорок первый год. 3.Ты подожди Сергей минутку. 4.Соседка перестань срамиться! 5.Внимай мой друг как здесь прелестно журчит серебряный ручей. 6.О чём ты воешь ветр ночной?
7.Прекрасны вы поля земли родной. 8.Он был о море твой певец. 9.А кто любезный друг велит тебе быть праздным. 10. Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
1. Россия является родиной многих величайших художников Кипренского и Брюллова Крамского и Левитана Серова и Шишкина. 2. Люблю твою Россия старину. 3.Ой мороз мороз не морозь меня. 4. Эх сынок ты совершаешь ошибку!
5. Лёшенька сынок напиши как твои дела. 6. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 7.Сынок уже проснулся.
8. Не трещите морозы в заповедном бору. 9. Муравьи санитары леса. 10. К утру мороз крепчал.
1.Вы, сударь, камень. 2.О одиночество, как твой характер крут!
3.Флоренция, ты ирис нежный. 4.Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины. 5.Что ты, осень, наделала с нами? 6.О мысль!
Тебе удел цветка! 7.Легче лисенка скрыть под одеждой, чем утаить вас, ревность и нежность. 8.Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось. 9.Пошёл, кучер! 10.Я и не отговариваюсь, тётушка. 1.Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя?
2.Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.3.Сергей Сергеевич, это вы ли? 4.Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною. 5.Ты что же, молодчик, оброка не платишь? 6.Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша!
7. Провожающие, просим вас освободить вагоны. 8.Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. 9.Милый Миша, здравствуй.
10.Ты, волна моя морская, своенравная волна, как, покоясь иль играя, чудной жизни ты полна!
1.Серебристая дорога ты зовёшь меня куда? 2.Разве куда едете драгоценный мой? 3.Звёздочки ясные звёзды высокие что вы храните в себе что скрываете? 4.Как недогадлива ты няня! 5.Свинья ты братец… 6.Яков подними-ка братец занавес 7.Как хорошо ты о море ночное!
8.Ну садитесь за стол друзья. 9.Ну брат Грушницкий жаль что промахнулся! 10. И потому Фома не лучше ли брат расстаться?
1.Милые внуки мои родилась я под Киевом в тихой деревне. 2.Что ты клонишь над водами ива макушку свою? 3.Наташа иди сюда! 4.Голубчик ты мой сделай это для меня. 5.Соседушка мой свет пожалуйста покушай. 6.О барабанщики предместий когда же среди гулких плит ваш голос ярости и мести вновь над Парижем прогремит?
7.Гражданин спасите раненого бойца. 8.Вперёд тебе наука друг. 9.Так вот судьба твоих сынов о Рим о громкая держава. 10.О небо над нами синей!
1.Федя а Федя дай карандаш! 2.Здравствуй солнце да утро весёлое! 3.Федя поджидал своего друга у калитки. 4.Петька да Петька же куда ты запропастился? 5. Вы не спите Иван Ильич? 6. Ваня и Петя я буду писать вам. 7. Друзья спешите на помощь друг другу. 8. Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя одна в глуши лесов сосновых давно-давно ты ждёшь меня .
9. Милая добрая нежная с думами грустными ты не дружи. 10.Друзья на зорьке отправились на речку.
1.Саша у тебя сегодня сколько уроков? 2.Догорай костёр дотла. 3.Костёр догорает дотла. 4.На салазках катается Саша. 5.Царь собирался в долгий путь. 6.Чаадаев помнит былое . 7.Чаадаев помнишь ли былое?
8. Не гаси любимая огонёк. 9. О скоро ли мой друг настанет срок разлуки? 10. О царь спроси меня сто раз!
Источник: www.art-talant.org
Урок русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с обращениями»
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)
Урок русского языка проведен в 8 классе. По количеству уроков по теме «Обращения»-второй. Учащиеся работают в парах на рабочих листах. Работа проверяется на уроке и дети оценивают себя сами. В конце урока проводится тестовая работа для каждого ученика.
Скачать:
![]() |
479 КБ |
![]() |
32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок русского языка в 8 классе . О бращение
Р асставьте недостающие знаки препинания; пропущенные буквы; в роли каких членов предложения выступает слово Россия; в каком предложении это слово не является членом предложения, почему? 1 ) В евр .. пейской части России есть все и возвышенности и обширные р.. внины и величествен.. ые реки и бе ..крайние леса.2) Родина многих величайших художников Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина Росси. 3) Люблю твою Россия старину.4) Допетровская Россия не знала «светской» живописи.5)Тебя как первую любовь России сер.. це (не) забудет.
Работа над составлением кластера. -Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера Вся ли информация, зафиксированная на кластере, верна? Какими деталями вы можете его уточнить, дополнить? Дайте полный устный ответ об обращении по кластеру. Работа с теоретическим материалом . ( – Тише, ты ! – крикнула Феня (Антонов).
Обратите внимание на этикетные обращения и их историческую изменчивость. Сравните: Я пригласил вас, господа , с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. ( Н.Гоголь .); Прощай, ваше благородие !(А. Пушкин) — Не в деньгах, гражданка , счастье. Извините за выражение. ( М.Зощенко ) — Платить, дядя , надо, — тихо сказал кондуктор — Мамаша , гляди , пакет унесут.
Жизнь обращений сегодня. Как вы обратитесь к незнакомому человеку, идущему рядом с вами,с просьбой указать дорогу к Пансиону? Отсутствие стандартов вежливого обращения- это недостаток нашего языка или его достоинство?
Домашнее задание: 1. выписать из пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» 7 предложений с обращениями 1-вариант из 1,2 действия4, 2-вариант из 3,4 действия; 2.выписать из рассказа М.Зощенко «История болезни» предложения 5 предложений с обращениями; 3.Построить схемы употребления обращений.
Источник: nsportal.ru