Воск для моделирования ювелирных изделий сделать самому

Недавно я освоила ювелирный воск. Хотя сказать, что я его освоила, наверное, было бы большим преувеличением. Но попробовала освоить — это да.

Первый мой опыт больше всего похож на порождение Тима Бертона, но поскольку я являюсь ярой его поклонницей — скорее это льстит, чем расстраивает.

Сразу после первого опыта я начала готовится к уже минувшей профильной выставке, которая прошла в начале октября. И не просто готовится — я дебютировала с украшением, в котором использовалась моя авторская фурнитура!

А теперь немного о том, какого титанического труда это стоило мне, и не только мне

Я работала с модельным мягким ювелирным воском розового цвета — из него можно лепить как из пластики. И отпечатки рук на нем тоже шикарно видно

Вот эскиз моего украшения. Нарисован в порыве вдохновения шариковой ручкой на какой-то ненужной бумажке. Я видимо не отношусь к разряду художников, у которых даже карандаши заточены красиво.

В процессе реализации наброска я понимаю, что что-то надо поменять, а что-то добавить.

Ювелирное литьё. Часть 1: Работа с воском

И вот окончательный элемент из воска. Чтобы избавится от отпечатков пальцев — я подправляю воск поверху горячим воздухом из паяльника, как позже выяснилось — можно было бы плавить сильнее.

Далее несу свои восковки на производство, где мне из них сделают прекрасные отливки из латуни. Я сказала из латуни? Размечталась Латуни не было — мне вернули отливки из бронзы. Которая выглядела как латунь, но реагировала на патину как бронза. Это мой первый опыт — поэтому я особо не спорю

А вот дальше начинается адок. У меня нет особо никаких специальных инструментов для работы по металлу. Все что есть — ювелирный лобзик с насадками для воска (истеричный смех) и дремель с набором сверел для работы со стеклом. Шикарный арсенал, неправда ли?

В итоге литники (это такие технические каналы, по которым горячий металл заливается в пустоты в гипсе) я отпиливала отрезным кругом на дремеле. А потом муж купил для меня абразивное волокно. Абразивное волокно — это мать губок для мытья посуды. В том смысле, что оно гораздо более жесткое и забивает все естественные отверстия на лице человека, который с ним работает. А иногда даже проделывает новые.

Экспериментальным путем было установлено, что лучше всего работать в маске, и очках, и защитной одежде. Позже тем же экспериментальным путем было выяснено, что вообще лучше к этой работе привлечь мужа

Один из множества моих промахов при создании украшения — я не посчитала итоговый вес украшения. Создала красивую восковку, и ладно. А на выходе у меня получилось около 70 граммов бронзы. Весьма ощутимый вес, когда речь идет о чем-то, что должно болтаться на шее или в ушах.

После длительной полировки украшение слегка полегчало и приобрело чуть более аккуратный вид.

И тут я решила всю эту прелесть запатинировать. Изначально в каких-то своих фантазиях и планировала синюю патину, которая даст красивейшую фиолетово-голубую пленку на изделии. Ну вы понимаете, да, что бывает с такими мечтателями, как я?

Читайте также:
Чайная ложка мнц что это значит

Во-первых, в магазин не завезли патину моей мечты под номером 712. Не завезли ни в один магазин Москвы.

А поскольку я делаю все в последние дни перед выставкой — не было особо надежды ее дождаться.

Поэтому я взяла зеленую патину. И начала патинировать. Никогда ранее я ничего не патинировала, поэтому патину я накладывала раз 10. Потом ее снимала и накладывала снова. А потом оказалось, что еще нужно финишное покрытие.

Это, друзья мои, отдельная долгая история.

Самый простой процесс из всего этого — это изготовление деталей из стекла Я просто выплавила их в пламени горелки, отожгла в муфельной печке, по дороге сильно обожгла руку, но все штатно — все как мы любим.

Потом эти детали я обточила и вклеила в готовое изделие.

И вот что получилось в конце длительных моих мытарств.

Получилось ли то, что я себе нафантазировала? Нет. Но мне кажется, что получилось неплохо. Это только первый опыт, и я обязательно буду пробовать снова

Виды воска в моделировании

С точки зрения литейщика наиболее важными являются две характеристики воска:

  • Воск, который применяется для инжекции, литья, пайки или резьбы, должен быть достаточно прочным, чтобы тонкие части модели без разрушения выдерживали все прилагаемые к ним усилия (при освобождении из резиновой формы, при резьбе, обработке бормашиной, абразивной обработке и т.п.)
  • Воск должен плавиться при достаточно низкой температуре и при этом не оставлять остаточной золы после отжига

Что такое модельный воск, его особенности и применение

изготовления восковой модели

Перед тем как готовое украшение предстанет перед взором создателя или заказчика, проходит много времени. По эскизу будущей драгоценности мастер ювелирного дела сначала создает восковую модель, по которой изготавливается форма будущего украшения. Раньше вырезать из воска модель мастеру приходилось вручную.

С развитием технологий появилась возможность механизировать эту процедуру. По выполненному из воска изделию изготавливается форма для отлива. Затем воск вытапливается, оставляя пустоты. В готовую форму уже заливается драгоценный металл и после застывания изделие отправляется на финальную доработку.

Процесс создания модели из воска называется восковкой. Благодаря технике восковки изделия отливаются с мельчайшими деталями. Современные технологии позволяют изготавливать из ювелирного воска для моделирования геометрически сложные образцы, которые невозможно сделать вручную. Для этого используются специальные станки, позволяющие тиражировать изделия и выполнять тончайшие работы.

Что такое модельный воск, его особенности и применение

Используют материал для создания моделей, по которым в последствие отливают металлические элементы. Их можно сформировать сразу. Сделать это поможет ювелирный принтер. Однако, стоимость самого агрегата и процесса отпугивает мастеров. Фрезерные станки делают объемные украшения непосредственно из драгоценного сырья.

Минус в том, что при этом во все стороны летят опилки, а значит, теряются деньги. Собрать все частицы и вновь пустить в дело весьма проблематично. Есть и другие принтеры – напыляющие. Они не способны создавать готовые ювелирные шедевры. Такие машины работают только с полимерами.

Иными словами, они отольют модель в 3D все из того же воска, а дальше судьба изделия вновь оказывается в руках мастера.

Читайте также:
Как называется застежка на браслете

Прежде чем отдать воск машине, или придать ему форму самостоятельно, нужно изучить материал. Мастики должны легко извлекаться из форм. Последние, делают из резины. Чтобы воск не прилипал к ее стенкам, он должен быть максимально пластичен, но не текуч. Даже хорошая смесь немного пристает к стенам штамповочных емкостей, поэтому их дополнительно обрабатывают тальком или маслом.

Облегчает работу небольшой интервал размягчения воска. Он должен становится гибким и податливым при температурах от 10-ти до 60-ти градусов Цельсия. При охлаждении воски дают усадку. Специалисты выбирают составы, минимально меняющие объемы. Еще один плюс – быстрое затвердевание мастики в форме, это значительно ускоряет процесс производства.

Прежде чем модельный воск купить, нужно обратить внимание и на его плотность. Универсальный показатель – 1 000 килограмм на метр кубический. Эта цифра уменьшает вероятность деформации элемента в следствие давления его собственного веса. Кроме того, тысячная плотность позволяет материалу легко отделяться от основы в горячей воде. Таким образом, мастика собирается для повторного применения.

Однородная структура восков обеспечивает гладкую поверхность заготовок, а значит, и самих драгоценных изделий. Есть список классических для мастик ювелиров компонентов. Наличие в составе церезина, парафина, торфяного или пчелиного восков, стеарина, эфиров кислот, красителей стандартно. Иные примеси – повод насторожиться. Сторонние добавки легко выявить.

Массу необходимо поместить в тигель и поджечь. Если, прогорев, состав оставит сажу, значит, он некачественный. При горении воск не должен коптить.

Воск ювелирный подразделяется на виды. Инжекционные смеси наиболее популярны, их применяют для многократного повторения одной модели. Тиражирование осуществляется путем расплавления мастик в резиновых шаблонах. В продаже есть инжекционные плиты, блоки, чешуйки и гранулы. Мелкие формы удобнее в работе, их проще помещать в основу и плавить.

Однако, приобретать гранулы следует лишь в том случае, если пустить их в дело планируется в ближайшее время. Воски имеют свойство постепенно испарять, терять летучие эфиры. Без них материал теряет часть свойств. Блоки и плитки мастики соприкасаются с воздухом меньшей поверхность. Испарение крупных форм протекает дольше, а значит, такие заготовки дольше хранятся.

Инжекционные воски не подходят для отливки больших изделий. Если цель – статуя, ваза, посуда, выбор специалистов падает на скульптурные мастики. Они годятся для ручной лепки и даже резьбы. Сырье поддается скручиванию, прокатыванию, штамповке. Расплавлять составы не надо, они формуются при температуре тела. Скульптурный воск мастера используют при прямой заливке.

Ее применяют в полых изделиях. Крупные формы нет нужды полностью отливать из мастики, придется слишком долго ждать, пока она затвердеет. К тому же, при работе над полыми образцами, тратится минимум воска. Пресс-форма заполняется полностью. После затвердения состава по стенкам, еще жидкие остатки сливаются.

Процесс изготовления ювелирных образцов с помощью мастик называется восковкой. Предварительные модели обычно требуют доработки. Мелкие неровности полируются щеткой, крупные – срезаются металлическим лезвием с последующей шлифовкой. Ровной модель делают и с помощью химических реагентов. Ювелирные воски отлично растворяет тетрахлорид углерода.

В него заготовку следует погрузить на секунд 10. За это время вещество растворит поверхностный слой мастики. Можно так же равномерно опрыскать ее реагентом.

Воск дает простор для фантазии. Мастера часто пользуются материалом, дабы понять масштабы, уточнить очертания своих творческих задумок. Мастика многоразова, это позволяет ювелирам филигранно отточить на ней формы будущего украшения. Это особенно важно при изготовлении штучных, уникальных изделий. Первичные модели, обычно, отливаются единым массивом.

Читайте также:
Помада черный жемчуг отзывы

Образцы, предшествующие металлической отливке состоят уже из множества элементов. Это дает возможность изготавливать части украшений из разных материй, ведь в одном изделии могут сочетаться и золото, и платина, и серебро. На каких-то участках драгоценностей требуются углубления для камней. Другие поверхности задумываются гладкими. Гладким получается и сам процесс.

По признанию ювелиров, воск самый выгодный и удобный материал для создания драгоценностей.

Состав и свойства ювелирного воска

ювелирный воск

Для восковки используется специальный материал. Он бывает нескольких видов. Основные свойства, которыми должен обладать качественный воск:

  • достаточная прочность после застывания, чтобы выдерживать постобработку мелких деталей;
  • должен плавиться без остаточной золы в процессе отжига формы;
  • поверхность изготовленной из ювелирного воска модели должна быть ровной и гладкой и не должна прилипать к формовочным материалам;
  • температура плавления не должна превышать 100 °С, а температура размягчения не ниже 35°С.

В состав основы ювелирного воска входит натуральный или искусственный материал с добавлением химических компонентов, необходимых для изменения механических свойств. Состав воска влияет на следующие свойства:

  • твердость и мягкость;
  • вязкость;
  • упругость;
  • механическая память;
  • текучесть в расплавленном виде;
  • взаимодействие с формовочными материалами;
  • скорость застывания;
  • усадка;
  • безотходность;
  • температура плавления.

В зависимости от целей, ювелир подбирает для работы необходимый воск. Возможны случаи, когда мастер смешивает несколько видов, например, наплавляя на стержень из более мягкого воска для моделирования мелкие детали из материала большей твердости.

Воск

Восковая модель — сердце всего ювелирного производства. Модельер, используя в начале своей работы эскиз, нарисованный на бумаге, постепенно превращает его в объемное изделие. Модельер играет роль связующего звена между идеями дизайнера, воплощенными в виде эскиза, и практической работой ювелира, выполненной в металле, с учетом всех возможностей, проблем и особенностей производства ювелирных изделий. Именно поэтому модельер, работающий с воском, должен хорошо понимать и учитывать все технологические процедуры, которые, шаг за шагом, превращают воск в оригинальное изделие из металла — литье, грубая и финишная обработка, пайка, закрепка и т.д. Модельер не должен забывать, что готовая модель, изготовленная из воска, — это не результат работы, а только первый шаг в создании ювелирного изделия.

В основе массового ювелирного производства лежит технология точного литья по выплавляемым моделям. Эта технология известна с древнейших времен. Индейцы Майя много столетий назад отливали из золота сложнейшие изделия с высокой степенью проработки деталей именно по этой технологии.

Тот же технологический процесс (с учетом использования современных знаний и более качественных формовочных расходных материалов) используется и в настоящее время. Процесс достаточно подробно описан в литературе и широко практикуется, поэтому не будем останавливаться на нем подробно в настоящей статье. Восковка является обязательной составляющей всего процесса — как при тиражировании изделий, так и при отливке изделий из единичной восковой модели, являющейся результатом длительной работы модельера.

Инструменты и оборудование

Основная работа модельера — вырезать из грубой восковой отливки, или воскового блока, модель, готовую для литья, и, при необходимости, добавить к ней некоторые детали, которые не могут быть сразу изготовлены из цельного блока. Безусловно, чем шире диапазон доступного инструментария и оборудования, тем больше возможностей при работе. Воск не оказывает сопротивления металлическому инструменту и не затупляет режущие кромки, т.е. вложение денег в приобретение комплекта инструментов и в оборудование для работы будет практически единовременным.

Читайте также:
Отзывы о бижутерии бижу

Ниже приведены самые популярные инструменты и оборудование для работы с воском:

  • Бачок для растопки воска
    . Широко используется в тех случаях, когда в работе необходим расплав воска. Наиболее существенное требование — способность работать при заданной температуре, без перегрева, так как кипение воска, при его расплавлении, недопустимо
  • Восковой инжектор
    . Основное устройство, применяемое при тиражировании изделий. Служит для впрыскивания инжекционного воска в резиновую форму за счет разности давлений внутри и вне формы. На рынке представлен широкий выбор инжекторов с различной емкостью бачка, с различным способом задания и контроля температуры инжекции и т.п. Наиболее современными (и наиболее дорогостоящими) являются вакуумные инжекторы, в которых впрыскивание воска происходит в вакуумируемую форму, что значительно улучшает качество восковок и существенно расширяет технологические возможности инжектора
  • Бормашина.
    Несмотря на то, что резьба воска вручную не требует приложения серьезных усилий, использование бормашины настолько упрощает и облегчает работу модельера, что практически является неизбежным. Для работы по воску, как правило, используются специальные боры, в которых расположение режущих зубов и кромок более редкое, чем в стандартных борах по металлу. В этом случае боры не забиваются воском и не требуют частой чистки щеткой.
  • Восковой пистолет
    . Позволяет выдавливать тонкую проволоку различного сечения из расплавленного модельного воска специальной рецептуры
  • Прибор для работы по воску разогретым резцом
    . Аналог приспособления для выжигания по дереву или паяльника. Разнообразие сменных рабочих резцов позволяет существенно разнообразить дизайн восковой модели.
  • Режущий инструмент
    . Выбор инструмента для резьбы — дело индивидуальное. Следует отметить, что заточка режущих кромок производится очень редко. Часто в работе используются хирургические скальпели со сменными лезвиями и стоматологические инструменты (шпатели и т.п.), которые также могут быть заточены при необходимости
  • Напильники, надфили
    . Для работы по воску используются инструменты с редким расположением зубов, не требующие частой очистки щеткой.
  • Лобзики
    .
    Пилки для резки воска
    — с редким расположением зубов. В некоторых пилках зубья расположены по спирали, что позволяет пилить воск в любом направлении
  • Спиртовка
    . Используется для размягчения воска, нагрева шпателей и т.д. Важно использовать именно спирт, т.к. пламя спиртовки должно быть достаточно жарким и не давать копоти, что характерно для бензинового, а также керосинового пламени

Виды воска

виды ювелирного воска

Различают два вида воска для ювелирный изделий: литейный и для моделирования. Воск для моделирования отличается большей прочностью, он твердый, как дерево. Его можно сверлить, строгать и шлифовать на станке, даже самые мелкие детали будут прочными. Литейный воск более мягкий и пластичный, для работы с ним не требуется станок, вырезать форму можно минимальным набором инструментов.

Мелкие детали из такого воска более хрупкие, чаще всего литейный воск используется для восковки. С литейным воском рекомендуют начинать работать новичкам, так как он более пластичен, податлив и быстрее плавится.

Источник: goldmiddle.ru

МИНИАТЮРА СВОИМИ РУКАМИ.

Неоднократно слышал про ювелирные воски;) много думал.
Тут сегодня был рядом с ЛАССО, конечно же зашел
Думал прикупить ЛАСИЛ-С но в очередной раз жаба взяла верх! ибо 38 евро за кило (1400р) многовато пока для экспериментов
Вновь порадовали милые, отзывчивые ДАМЫ из Лассо(за что им респекты всяческие)
Короче ласил пока не прикупил(чувствую на след неделе всеж сломаюсь) Но с пустыми руками не ушел! Короче прикупил я наборчик из трех блоков разной твердости!
Материал довольно интересный! неожиданно для меня, темного он ооочень твердый(как практически пластик) но режется ножом прекрасно!
Пока не ясно нафига я его купил но дух экспериментаторства победил. так что ждите новые опыты!

Читайте также:
Как можно сделать колечки

кому интересно фотка:

Добавлено: Вс июн 05, 2005 6:35 am

Всем привет из Хьюстона!

Тот воск, что ты прикупил, называется воском для резьбы. Про него, а также про другие модельные воски, которые используют ювелиры и зубные техники, можно немного (обзорно) прочитать где-то на сайте лассо.
Про скульптурные — я уже дал ответ на твой вопрос на форуме Город Мастеров.

Определенно, если как следует поиграться, можно найти кучу замечательных способов пользоваться этими восками. Кроме всем известной по пластилину работы шпателем и соскребания, тут появляется еще одна техника — работа горячим инструментом или паяльником.
Наиграешься — приходи еще, есть еще специальные напильники, надфили и боры для работы по воску (с редкими зубами, чтобы воск не подплавлялся), есть жидкость для полировки поверхности воска, ну и конечно дорогущие по здешним меркам (200 долл.) термошпатели со сменными насадками. Открой для себя новый мир — мир воскового моделирования. А может станешь ювелиром — спецом по мелкой пластике в конце концов?
Кстати, готовую модель, сделанную из воска сразу же можно отлить в благородном металле. По технологии литья по выплавляемым моделям.(Ну или снять с нее резиновую форму и дальше пускать в тираж). Того самого Дерьмометчика с его братом из чистого серебра слабо изготовить?

Добавлено: Вс июн 05, 2005 8:09 pm

Сергей, привет! опять у Вас был, а стобой опять так и не встретился!
По воску-я прекрасно понимаю что этот — для резки,
Яж покупку осмысленно всегда стараюсь делать )))
а По скульптурному воску-девочек пытал там в зале, они мне вразумительного ничего не ответили
Насчёт ювелира, так неисповедимы пути Господни! я, как человек быстро подсаживающийся и меняющий хобби, практически одной ногой стою в ювелирке (Думаешь солдатиками я когда-то стремился заниматься, нет, чиста случайна набрел на эту тему, когда искал материалы и технологии по переделке корпуса своего сотового телефона гы-гы-гы)

Добавлено: Пн июн 06, 2005 5:34 am

Я вернусь числа 12, заходи, хоть в глаза друг другу глянем.
Советую наступить жабе на горло и все-таки попробовать Ласил — С. Чтобы наступил долгожданный момент истины, которого тут некоторые с интересом ждут. В любом случае, деньги не будут потрачены зря.
Удачи.

Добавлено: Пн июн 06, 2005 6:19 am

Сергей, привет еще раз!
С удовольствием загляну к тебе в глаза
Насчет Лассила, так это я так, выделываюсь (скидку вымораЖЖиваю)
Конечно же куплю я его! ибо клсе я уже испытал, надо новое пробовать
тем более клсе меня в свете литья из пластмасс не совсем устраивает своей «хрупкостью»

Источник: chen-la.com

Рейтинг
Загрузка ...