Возвращаясь под вечер с поля потеряла сережку поля омонимы

Содержание

Разработка занятия по риторике учит находить омонимы в речи, углубляет знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению, формирует умение понимать и объяснять значения слов-омонимов.

Кузнецова Анастасия Геннадьевна, МБУ СОШ №66 г.о. Тольятти

Описание разработки

Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.

Образовательные задачи:

учить находить омонимы в речи,

углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,

формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,

показать роль омонимов в речи,

учить понимать и использовать термин «омоним».

воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

чередовать статические и динамические задания;

создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

организовать взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развить уважение друг к другу.

Ход урока:

Русский язык 2 класс. «Слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению»

Организационный момент

— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

Урок для начальных классов Слова похожие, но разные (омонимы)

Введение в тему занятия.

Повторение пройденного материала.

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»

— Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок – игра на тему: «Слова похожие, но разные (омонимы)».

Составила: Кузнецова Анастасия Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

Читайте также:
Серьга это тело или вещество

МБУ СОШ № 66 г.о. Тольятти

Урок – игра на тему: «Слова похожие, но разные (омонимы)».

Конспект урока по риторике. Автор Т.М. Соколова. «Школа развития речи»

Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.

Образовательные задачи:

  • учить находить омонимы в речи,
  • углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,
  • показать роль омонимов в речи,
  • учить понимать и использовать термин «омоним».
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
  • чередовать статические и динамические задания;
  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • организовать взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развить уважение друг к другу.
  • создать проблемную ситуацию,
  • формировать умение находить и объяснять значения слов-омонимов,
  • воспитать интерес и уважение к родному языку.
  • корригировать слуховое внимание.
  • углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
  • формировать умение находить и объяснять значения слов-омонимов,
  • воспитывать интерес и уважение к родному языку,
  • воспитать ценностное отношение к слову,
  • учить понимать и использовать термин «омоним»,
  • корригировать слуховое и зрительное внимание,
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,
  • развивать связную речь,
  • активизировать и расширять словарный запас,
  • развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения,
  • корригировать звуко-буквенный анализ;
  • развивать умение сотрудничать и уважать друг друга,
  • чередовать статические и динамические задания.
  • Бросил палку кверху Мишка:
    Падай в шапку с ели, шишка!
    Шишка хлоп по голове, —
    Стало шишек сразу две.

ВСЕ ДЕВОЧКИ В КАМПУСЕ МЕЧТАЮТ ОБ ЭТОМ! КАМИЛЬ БОИТСЯ АДМИНИСТРАТОРА?

  • Возвращаясь под вечер с поля,
    Потеряла сережку Поля.
    Ту сережку нашел Сережка.
    Прибежал, постучал в окошко:
    Отыскалась твоя сережка.
  • учить использовать термин «омоним»,
  • развивать память, мыслительную деятельность
  • развивать умение применять новые знания.
  • Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
  • Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
  1. Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,

Приложение 2 Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки.

Приложение 1

-80%

Источник: videouroki.net

Конспект логопедического занятия «Омонимы. » 3 класс
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Тема: «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению».

Цель : формировать умение употреблять омонимы в речи.

  1. учить находить омонимы в речи;
  2. углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
  3. формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
  4. учить понимать и использовать термин «омоним».
  1. развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
  2. корригировать звуко-буквенный анализ
  3. развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
  4. развивать умение применять новые знания;
  5. активизировать и расширять словарный запас;
  6. корригировать и развивать память, мыслительную деятельность.
  1. воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
  2. создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
  1. Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;
  2. Раздаточный материал;
  3. Альбом с заданиями.
Читайте также:
Медицинские сережки когда снимать

-Послушай мой рассказ и догадайся, почему мама и сын не сумели договориться.

Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»

— Почему мама и сын не договорились? Они друг друга не правильно поняли.

— Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению.

Работа над темой занятия

Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение.

Омонимы и их разновидности

В русском языке различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но с разным лексическим значением.

• график (план работы) — график (художник);

• планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы);

• гладь озера (ровная поверхность) — гладь (род вышивки);

• заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать);

• наряд (одеяние) — наряд солдат;

• среда обитания — среда (день недели);

• стан (туловище) — полевой стан (место стоянки).

Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы

Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение.

• мука́ (пшеничная) — му́ка (переживание);

• о́рган человека — орга́н (музыкальный инструмент);

• за́мок (феодала) — замо́к дверной;

• па́рить в бане — пари́ть в воздухе.

Игра « Отгадай слово».

1. Музыкальная нота; пищевой продукт.

2. Снаряд с взрывчатым веществом; выражение лица.

3. Часть ноги; кипа бумаг.

4. Международный протест; музыкальный знак.

5. Съедобные грибы; лесные животные.

6. Фирменный знак; знак почтовый оплаты.

Игра «Найди омоним».

Сейчас я выразительно прочту стихотворение а ты определи, есть ли в этом тексте омонимы:

Мы сражаться стали,

В ход пустили шашки ,

Шашки не из стали ,

Мы играем в шашки .

— О чём это стихотворение?

— Определите лексическое значение этих слов.

Знакомство с многозначными прилагательными.

Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.

Какие по-вашему вещи бывают острыми?

— Гриша, не бери нож. Обрежешься! Гриша, не бери вилку. Уколешься!

— Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету.

— Я горчицу хочу, — сказал Гриша.

— Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.

— Эх, ты! Разве горчица – острая?

— Она – горькая! Я ещё вчера лизал.

Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лам-па?

В каких случаях слово острый можно заменить словом горький? ( Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус)

Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько)

Знакомство с многозначными глаголами.

Читайте также:
Серьги с хризолитом отзывы

А теперь разгадай загадку С.Я.Маршака.

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду ,

Покуда он идёт . (Д о ж д ь )

— На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт?

Развитие мелкой моторики («Дом»)

Игры и упражнения

Игра «Подбери подходящее слово»

Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова-омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее.

На карточке — стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впиши его. Объясни свой выбор.

— Бросил палку кверху Мишка:

Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове, —

Стало шишек сразу две.

— Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

Расширяем словарный запас

Многозначные слова существительные:

  1. Соль — приправа, нота
  2. Побег — из тюрьмы, росток
  3. Лист — бумаги, лист дерева
  4. Язык — орган, международный
  5. Лук — овощ, стрелковое оружие
  6. Ласка — небольшое хищное животное семейства куньих, проявление любви и нежности
  7. Норка — пушной зверёк, нора
  8. Ручка — дверная, шариковая, рука
  9. Рукав — деталь одежды, рукав реки
  10. Кран — водопроводный, подъемный
  11. Билет — проездной, экзаменационный
  12. Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
  13. Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
  14. Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
  15. Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
  16. Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
  17. Труба — музыкальный инструмент, печная труба
  18. Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
  19. Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда
  20. Долг — обязанность перед кем-либо (гражданский долг, взятая в займы вещь (денежный долг).
  21. Мотив — причина, повод к действию, мелодия
  22. Бор — хвойный лес, химический элемент, стальное сверло
  23. Лавка — скамья на улице, магазин
  24. Кол — заостренная толстая палка, самая низкая оценка в школе.
  1. Глубокое — озеро, чувство
  2. Добрые — руки, слова, люди
  3. Тяжелый — чемодан, характер
  4. Кислое — яблоко, выражение лица
  5. Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат
  6. Железная — решетка, дисциплина, воля
  7. Золотые — руки, украшения, золотое сердце
  8. Черный — цвет,черный день, черная пятница
  9. Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина

Многозначные слова глаголы

  1. Пилить — доску, пилить мужа
  2. Родилась — мысль, дочь, идея
  3. Забить — гвоздь, гол, “забить болт”
  4. Хлопать — дверью, в ладоши, по спине
  5. Сойти — с поезда, с ума, сойти за своего
  6. Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить
  7. Собрать — урожай, доказательства, мысли, вещи
  8. Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку
  9. Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан
  10. Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках
  11. Планировать — составить план, парить, постепенно снижаться при полёте
  12. Почитать — уважать кого-либо, занятие чтением.

Итог: — Какие слова называют омонимами? — У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.

Читайте также:
Какой замок чаще всего устанавливается на серьги с подвесками

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация З-З’-Ж»

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг.

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: «Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]».

Конспект логопедического занятия. 2 класс

Конспеккт логопедического занятия. Тема: «Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж).

План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.

Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» — «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос.

Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»

Развитие интереса к логопедическим занятиям.

Конспект логопедического занятия, 4 класс. Изложение «Грачи прилетели»

Конспект логопедического занятия. 4 класс.

Источник: nsportal.ru

Презентация, доклад по русскому языку Омонимы в 5 классе

Продолжите фразы:1. Лексика – это …словарный состав языка2. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется …Лексикологией3. В толковых словарях разъясняется …лексическое значение слов

  • Главная
  • Русский язык
  • Презентация по русскому языку Омонимы в 5 классе

Слайд 1 5 класс раздел
О М О Н И

Работу выполнила
Учитель логопед
Сш.имени Ломоносова с ДМЦ
Баева Елена Александровна

5 класс разделО М О Н И М Ы «ЛЕКСИКА»Работу выполнила Учитель логопедСш.имени

Слайд 2Продолжите фразы:
1. Лексика – это …
словарный состав языка
2. Раздел науки о

языке, изучающий его словарный состав называется …

3. В толковых словарях разъясняется …

лексическое значение слов

Продолжите фразы:1. Лексика – это …словарный состав языка2. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется

Слайд 3Продолжите фразы:
4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
многозначными
5. Однозначными

называются слова, имеющие …

одно лексическое значение

6. Слово может иметь … и… значения.

прямое и переносное значения

Продолжите фразы:4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …многозначными 5. Однозначными называются слова, имеющие …одно лексическое значение6.

Слайд 4Продолжите фразы:
7. Перенос названия происходит, если у предметов есть …
какое-либо сходство
8.

Существуют разные виды словарей…

Продолжите фразы:7. Перенос названия происходит, если у предметов есть …какое-либо сходство8. Существуют разные виды словарей…

Слайд 5 :
олицетворение

Снег идёт.
Снег идёт. Снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Б. Пастернак

Выпишите слова, употреблённые в переносном значении, и укажите название художественных выразительных средств.

:олицетворение метафора олицетворение

Слайд 6Cлова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но

совершенно различные по лексическому значению называются

Homus (лат.) — «один и тот же, одинаковый»
Onyta (лат.) — «имя»

Что такое омонимы?

Л У К 1 (сущ.) — огородное растение
Л У К 2 (сущ.) — оружие, спортивный снаряд

Cлова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению

Слайд 7Р А Б О Т А С О С

Л О В А Р Ё М

Читайте также:
Рассказы о том как мама одела сыну сережки

К Л Ю Ч 1 – 1. Металлический стержень особой формы для
отпирания и запирания замка.
2. Приспособление для отвинчивания или
завинчивания гаек, откупоривания, завода
чего-нибудь.
3. То, что служит для разгадки, понимания
чего-нибудь.
4. Знак в начале нотной строки, определяю-
щий значение нот.
К Л Ю Ч 2 — Бьющий из земли источник, родник.

КЛЮЧ
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.

Р А Б О Т А С О С Л О В А Р Ё

Слайд 8 Чем отличаются омонимы от многозначных

Кнопка звонка
Кнопка-застёжка
Канцелярская кнопка

Клуб дыма
Клуб по интересам
Клуб-помещение для отдыха

ОБЩЕЕ: кнопку нажимают, она маленького размера.

По смыслу абсолютно РАЗНЫЕ

Чем отличаются омонимы от многозначных слов?Сравните:КНОПКАКЛУБКнопка звонкаКнопка-застёжкаКанцелярская кнопка Клуб дымаКлуб

Слайд 9 Сходства-отличия омонимов и многозначных слов

Многозначные Омонимы
имеют абсолютно
общее в Л/З разные Л/З
(по форме, цвету,
характеру, действию )

Сходства-отличия омонимов и многозначных слов СХОДСТВО

Слайд 10 Грамматическая задачка:

назовите омонимы

1. Собирала Маргаритка Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе.

2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
«Отыскалась твоя сережка!»

3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.

4. Девочка с длинною косой в полях, не скошенных косой.

5. Ох, скосит розовую кашку, своим козлятам “сварит” кашку.

Грамматическая задачка: назовите омонимы 1. Собирала Маргаритка

Слайд 11ПРОВЕРКА упр.345
1. Скосил траву. – 2. Скосил глаза.

3. Косяк лошадей. –4.

5. Заплетал косу. – 6.Точил косу.-

7. Песчаную косу

ПРОВЕРКА упр.3451. Скосил траву. – 2. Скосил глаза.3. Косяк лошадей. –4. Косяк двери.5. Заплетал косу.

Слайд 12ТИПЫ ОМОНИМОВ
Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию

и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению.
В море суши полоса называется коса.
А у девушки коса, цвета спелого овса.
Частичные омонимы:
— ОМОФОНЫ — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
— ОМОГРАФЫ — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). Полёт – полет; атлас – атлас.

— ОМОФОРМЫ — слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.
Лечу (от лечить) и лечу (от летать)

ТИПЫ ОМОНИМОВПолные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию и произношению, но абсолютно разные по

Слайд 13 На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно!

слова на три группы: 1) омоформы, 2) омофоны, 3) омографы.

Топить печь – печь пироги.
Глубокий пруд – сломать прут.
Железный замок – роскошный замок.
Стакан из стекла – вода стекла.
Косить косой – косой взгляд.
Деревянный плот – плод дерева.

На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно! Распределите слова на три

Слайд 14ПРОВЕРКА
Омоформы:
Печь (сущ.) – печь (глаг);
из стекла (сущ.)- стекла (глаг.);
Косой (сущ.)

– косой (прил.).
Омофоны:
пруд – прут; плод – плот.
Омографы:
замок – замок.

ПРОВЕРКАОмоформы:Печь (сущ.) – печь (глаг); из стекла (сущ.)- стекла (глаг.);Косой (сущ.) – косой (прил.).Омофоны: пруд – прут;

Слайд 15ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграфы 64-67; упр. 348;

подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать

Источник: shareslide.ru

Рейтинг
Загрузка ...