Разработка занятия по риторике учит находить омонимы в речи, углубляет знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению, формирует умение понимать и объяснять значения слов-омонимов.
Кузнецова Анастасия Геннадьевна, МБУ СОШ №66 г.о. Тольятти
Описание разработки
Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.
Образовательные задачи:
учить находить омонимы в речи,
углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,
показать роль омонимов в речи,
учить понимать и использовать термин «омоним».
воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
чередовать статические и динамические задания;
создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
организовать взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развить уважение друг к другу.
Ход урока:
Русский язык 2 класс. «Слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению»
Организационный момент
— Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места.
Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.
Введение в тему занятия.
Повторение пройденного материала.
Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»
— Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению.
Весь материал – смотрите документ.
Содержимое разработки
Урок – игра на тему: «Слова похожие, но разные (омонимы)».
Составила: Кузнецова Анастасия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
МБУ СОШ № 66 г.о. Тольятти
Урок – игра на тему: «Слова похожие, но разные (омонимы)».
Конспект урока по риторике. Автор Т.М. Соколова. «Школа развития речи»
Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.
Образовательные задачи:
- учить находить омонимы в речи,
- углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
- формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,
- показать роль омонимов в речи,
- учить понимать и использовать термин «омоним».
- воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
- чередовать статические и динамические задания;
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- организовать взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развить уважение друг к другу.
- создать проблемную ситуацию,
- формировать умение находить и объяснять значения слов-омонимов,
- воспитать интерес и уважение к родному языку.
- корригировать слуховое внимание.
- углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
- формировать умение находить и объяснять значения слов-омонимов,
- воспитывать интерес и уважение к родному языку,
- воспитать ценностное отношение к слову,
- учить понимать и использовать термин «омоним»,
- корригировать слуховое и зрительное внимание,
- формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов,
- развивать связную речь,
- активизировать и расширять словарный запас,
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения,
- корригировать звуко-буквенный анализ;
- развивать умение сотрудничать и уважать друг друга,
- чередовать статические и динамические задания.
- Бросил палку кверху Мишка:
Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове, —
Стало шишек сразу две.
ВСЕ ДЕВОЧКИ В КАМПУСЕ МЕЧТАЮТ ОБ ЭТОМ! КАМИЛЬ БОИТСЯ АДМИНИСТРАТОРА?
- Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
- учить использовать термин «омоним»,
- развивать память, мыслительную деятельность
- развивать умение применять новые знания.
- Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
- Мыслить, дума, думать, мысленный, соображать, мысль.
- Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы,
Приложение 2 Мы сражаться стали, В ход пустили шашки, Шашки не из стали, Мы играем в шашки.
Приложение 1
-80%
Источник: videouroki.net
Конспект логопедического занятия «Омонимы. » 3 класс
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)
Тема: «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению».
Цель : формировать умение употреблять омонимы в речи.
- учить находить омонимы в речи;
- углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
- формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
- учить понимать и использовать термин «омоним».
- развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
- корригировать звуко-буквенный анализ
- развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развивать умение применять новые знания;
- активизировать и расширять словарный запас;
- корригировать и развивать память, мыслительную деятельность.
- воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;
- создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
- Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;
- Раздаточный материал;
- Альбом с заданиями.
-Послушай мой рассказ и догадайся, почему мама и сын не сумели договориться.
Мама варила вишневое варенье и мешала его деревянной ложкой. Сын подошел к ней и предложил: «Давай я буду тебе мешать!» Мама испугалась и замахала руками: «Нет! Не надо мне мешать!»
— Почему мама и сын не договорились? Они друг друга не правильно поняли.
— Сегодня мы будем говорить о таких словах-близнецах. Они похожи по звучанию, но разные по значению.
Работа над темой занятия
Омонимы — это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение.
Омонимы и их разновидности
В русском языке различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но с разным лексическим значением.
• график (план работы) — график (художник);
• планировать (плавно снижаться) — планировать (составлять планы);
• гладь озера (ровная поверхность) — гладь (род вышивки);
• заставлять (принуждать) — заставлять (загораживать);
• наряд (одеяние) — наряд солдат;
• среда обитания — среда (день недели);
• стан (туловище) — полевой стан (место стоянки).
Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы
Омографы пишутся одинаково, но звучат по-разному и имеют различное значение.
• мука́ (пшеничная) — му́ка (переживание);
• о́рган человека — орга́н (музыкальный инструмент);
• за́мок (феодала) — замо́к дверной;
• па́рить в бане — пари́ть в воздухе.
Игра « Отгадай слово».
1. Музыкальная нота; пищевой продукт.
2. Снаряд с взрывчатым веществом; выражение лица.
3. Часть ноги; кипа бумаг.
4. Международный протест; музыкальный знак.
5. Съедобные грибы; лесные животные.
6. Фирменный знак; знак почтовый оплаты.
Игра «Найди омоним».
Сейчас я выразительно прочту стихотворение а ты определи, есть ли в этом тексте омонимы:
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки ,
Шашки не из стали ,
Мы играем в шашки .
— О чём это стихотворение?
— Определите лексическое значение этих слов.
Знакомство с многозначными прилагательными.
Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.
Какие по-вашему вещи бывают острыми?
— Гриша, не бери нож. Обрежешься! Гриша, не бери вилку. Уколешься!
— Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…
Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету.
— Я горчицу хочу, — сказал Гриша.
— Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.
— Эх, ты! Разве горчица – острая?
— Она – горькая! Я ещё вчера лизал.
Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лам-па?
В каких случаях слово острый можно заменить словом горький? ( Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус)
Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько)
Знакомство с многозначными глаголами.
А теперь разгадай загадку С.Я.Маршака.
Он всюду – в поле и в саду,
Но в дом не попадёт.
Но никуда я не иду ,
Покуда он идёт . (Д о ж д ь )
— На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт?
Развитие мелкой моторики («Дом»)
Игры и упражнения
Игра «Подбери подходящее слово»
Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова-омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее.
На карточке — стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впиши его. Объясни свой выбор.
— Бросил палку кверху Мишка:
Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове, —
Стало шишек сразу две.
— Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
Отыскалась твоя сережка.
Расширяем словарный запас
Многозначные слова существительные:
- Соль — приправа, нота
- Побег — из тюрьмы, росток
- Лист — бумаги, лист дерева
- Язык — орган, международный
- Лук — овощ, стрелковое оружие
- Ласка — небольшое хищное животное семейства куньих, проявление любви и нежности
- Норка — пушной зверёк, нора
- Ручка — дверная, шариковая, рука
- Рукав — деталь одежды, рукав реки
- Кран — водопроводный, подъемный
- Билет — проездной, экзаменационный
- Икра — рыбная/кабачковая, часть ноги
- Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа
- Бокс — вид спорта, отдельная палата, ланч-бокс
- Гребень — расческа, петушиный, гребень горы
- Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины
- Труба — музыкальный инструмент, печная труба
- Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная
- Коса — девичья коса, садовый инструмент, каменная гряда
- Долг — обязанность перед кем-либо (гражданский долг, взятая в займы вещь (денежный долг).
- Мотив — причина, повод к действию, мелодия
- Бор — хвойный лес, химический элемент, стальное сверло
- Лавка — скамья на улице, магазин
- Кол — заостренная толстая палка, самая низкая оценка в школе.
- Глубокое — озеро, чувство
- Добрые — руки, слова, люди
- Тяжелый — чемодан, характер
- Кислое — яблоко, выражение лица
- Малиновый — звон, цвет, вкус, аромат
- Железная — решетка, дисциплина, воля
- Золотые — руки, украшения, золотое сердце
- Черный — цвет,черный день, черная пятница
- Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина
Многозначные слова глаголы
- Пилить — доску, пилить мужа
- Родилась — мысль, дочь, идея
- Забить — гвоздь, гол, “забить болт”
- Хлопать — дверью, в ладоши, по спине
- Сойти — с поезда, с ума, сойти за своего
- Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить
- Собрать — урожай, доказательства, мысли, вещи
- Попасть — на мероприятие, на деньги, попасть в точку
- Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан
- Держать — держать предмет, держать речь, держать себя в руках
- Планировать — составить план, парить, постепенно снижаться при полёте
- Почитать — уважать кого-либо, занятие чтением.
Итог: — Какие слова называют омонимами? — У слова может быть не одно, а несколько значений. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация З-З’-Ж»
На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг.
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]
Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: «Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]».
Конспект логопедического занятия. 2 класс
Конспеккт логопедического занятия. Тема: «Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж).
План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» — «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос.
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям.
Конспект логопедического занятия, 4 класс. Изложение «Грачи прилетели»
Конспект логопедического занятия. 4 класс.
Источник: nsportal.ru
Презентация, доклад по русскому языку Омонимы в 5 классе
Продолжите фразы:1. Лексика – это …словарный состав языка2. Раздел науки о языке, изучающий его словарный состав называется …Лексикологией3. В толковых словарях разъясняется …лексическое значение слов
- Главная
- Русский язык
- Презентация по русскому языку Омонимы в 5 классе
Слайд 1 5 класс раздел
О М О Н И
Работу выполнила
Учитель логопед
Сш.имени Ломоносова с ДМЦ
Баева Елена Александровна
Слайд 2Продолжите фразы:
1. Лексика – это …
словарный состав языка
2. Раздел науки о
языке, изучающий его словарный состав называется …
3. В толковых словарях разъясняется …
лексическое значение слов
Слайд 3Продолжите фразы:
4. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …
многозначными
5. Однозначными
называются слова, имеющие …
одно лексическое значение
6. Слово может иметь … и… значения.
прямое и переносное значения
Слайд 4Продолжите фразы:
7. Перенос названия происходит, если у предметов есть …
какое-либо сходство
8.
Существуют разные виды словарей…
Слайд 5 :
олицетворение
Снег идёт.
Снег идёт. Снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Б. Пастернак
Выпишите слова, употреблённые в переносном значении, и укажите название художественных выразительных средств.
Слайд 6Cлова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию, но
совершенно различные по лексическому значению называются
Homus (лат.) — «один и тот же, одинаковый»
Onyta (лат.) — «имя»
Что такое омонимы?
Л У К 1 (сущ.) — огородное растение
Л У К 2 (сущ.) — оружие, спортивный снаряд
Слайд 7Р А Б О Т А С О С
Л О В А Р Ё М
К Л Ю Ч 1 – 1. Металлический стержень особой формы для
отпирания и запирания замка.
2. Приспособление для отвинчивания или
завинчивания гаек, откупоривания, завода
чего-нибудь.
3. То, что служит для разгадки, понимания
чего-нибудь.
4. Знак в начале нотной строки, определяю-
щий значение нот.
К Л Ю Ч 2 — Бьющий из земли источник, родник.
КЛЮЧ
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
Слайд 8 Чем отличаются омонимы от многозначных
Кнопка звонка
Кнопка-застёжка
Канцелярская кнопка
Клуб дыма
Клуб по интересам
Клуб-помещение для отдыха
ОБЩЕЕ: кнопку нажимают, она маленького размера.
По смыслу абсолютно РАЗНЫЕ
Слайд 9 Сходства-отличия омонимов и многозначных слов
Многозначные Омонимы
имеют абсолютно
общее в Л/З разные Л/З
(по форме, цвету,
характеру, действию )
Слайд 10 Грамматическая задачка:
назовите омонимы
1. Собирала Маргаритка Маргаритки на горе.
Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе.
2. Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка.
Прибежал, постучал в окошко:
«Отыскалась твоя сережка!»
3. На виду честного люда
Трусит с горки ехать Люда.
А у Сани, а у Сани
С горки сами мчатся сани.
4. Девочка с длинною косой в полях, не скошенных косой.
5. Ох, скосит розовую кашку, своим козлятам “сварит” кашку.
Слайд 11ПРОВЕРКА упр.345
1. Скосил траву. – 2. Скосил глаза.
3. Косяк лошадей. –4.
5. Заплетал косу. – 6.Точил косу.-
7. Песчаную косу
Слайд 12ТИПЫ ОМОНИМОВ
Полные омонимы – слова одной части речи одинаковые по написанию
и произношению, но абсолютно разные по лексическому значению.
В море суши полоса называется коса.
А у девушки коса, цвета спелого овса.
Частичные омонимы:
— ОМОФОНЫ — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
— ОМОГРАФЫ — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). Полёт – полет; атлас – атлас.
— ОМОФОРМЫ — слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.
Лечу (от лечить) и лечу (от летать)
Слайд 13 На практике проверить можно точно, Кто смог теорию усвоить прочно!
слова на три группы: 1) омоформы, 2) омофоны, 3) омографы.
Топить печь – печь пироги.
Глубокий пруд – сломать прут.
Железный замок – роскошный замок.
Стакан из стекла – вода стекла.
Косить косой – косой взгляд.
Деревянный плот – плод дерева.
Слайд 14ПРОВЕРКА
Омоформы:
Печь (сущ.) – печь (глаг);
из стекла (сущ.)- стекла (глаг.);
Косой (сущ.)
– косой (прил.).
Омофоны:
пруд – прут; плод – плот.
Омографы:
замок – замок.
Слайд 15ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Параграфы 64-67; упр. 348;
подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать
Источник: shareslide.ru