На этом этапе команде необходимо собрать гору из семи «камней» (камни для горы – бумажные, на каждом из них записано по одному вопросу).
Назовите заповедники области. |
Назовите природный национальный парк. Где он расположен? |
Что обозначает корона – чаша над щитом герба Кемеровской области? |
Есть ли моря в Кемеровской области? |
Какие горы в переводе с шорского обозначают «Пестрые горы»? |
Рис.5 «Камни» с вопросами
Правильный ответ на вопросы даёт команде возможность получить этот «камень» в свою копилку. Вопросов – 10-12 («с избытком»). Контур камней уже есть на листе «Путевые заметки».
Вопросы викторины
1. Что обозначает усеченный черный треугольник в центре герба? (Много угля – черного золота).
2. Где в области имеются большие запасы железных руд? (Горная Шория).
Полезные ископаемые. Их классификация и применение | Окружающий мир 4 класс #24 | Инфоурок
3. Есть ли моря в Кемеровской области? (Подземное пресное горячее море, рукотворное Беловское озеро – море).
4. Что особенного нашли ученые на севере области у Щербаковских болот? (Кладбище динозавров).
5. Какие подземные богатства применяются при лечении желудочно – кишечного тракта? (Минеральная вода, уголь, угольные таблетки).
6. Какой металл ценится во много раз дороже золота? (Радий).
Письмо команде
Построив гору из камней, команда получает конверт с письмом. В письме Васи Двоечникова ребята должны найти ошибки. Они должны исправить их в тексте и объяснить.
«С трудом перевалив через самые высокие горы Кемеровской области – Салаирский кряж, я оказался на огромной плоской равнине – Кузнецкой котловине. Равнина покрыта непроходимыми лесами. Ни одной деревушки или города здесь не встретишь. Только встречаются на моем пути вековые дубы, высокие березы, бурные реки. А от встреч с животными страшно становится: здесь и кабаны, и лоси, и волки». |
Творческие работы
На данном этапе, если позволяет время, отведенное на игру, можно выполнить различные творческие задания, например, рисунки на камнях, мини-сочинение «Если бы я был камешком…» и др.
Для выполнения рисунков необходимо подготовить: небольшие гладкие камни, гуашь, тонкие кисточки. Готовые работы (рис.6) в последующем желательно покрыть лаком для прочности.
![]() |
Рис.6 Варианты детских работ «Рисунки на камнях»
Этап 4
«Грибное лукошко»
Необходимое оборудование: цветные карандаши, бумага, ножницы.
Визуальный ряд
Команде предлагается рассмотреть плакат «Царство грибов Кемеровской области» (приложение 3), отметить их разнообразие по внешнему виду, обсудить их полезные и вредные свойства и т.п.
Полезные ископаемые. Познавательное видео для детей.
Обсуждение внешнего вида, строения грибов позволяет детям активно использовать метод морфологического анализа (приложение 1), что способствует развитию подвижности их мышления, формированию умения находить множество вариантов решения поставленной проблемы.
Командам выдается лист с таблицей, в которой они, в первом столбике должны написать известные им основные части гриба, а затем их зарисовать в соответствующих колонках, используя различную форму. Например, часть гриба – шляпка; форма – вогнутая, круглая, плоская и др.
Система – ГРИБ
Форма
Выбирая из таблицы различные элементы (части грибов), участники игры придумывают и рисуют собственные сказочные грибы, вырезают их и вставляют в «лукошко» — плоское изображение лукошка с прорезями для грибов (рис.7). Наполнив «лукошко», команда продолжает путь.
Рис.7 Лукошко
Этап 5
«На неведомых дорожках»
В пути, попав на неведомые дорожки, можно встретить следы невиданных зверей. Команде предлагается составить коллективный творческий рассказ по картинке в игровой форме.
Всем участникам предлагается написать совместный творческий рассказ по иллюстрации (рис.8).
Рис.8 Иллюстрация для составления рассказа
Картинку необходимо расположить на значительном расстоянии от команды, чтобы участники игры могли рассмотреть иллюстрацию, только подойдя ближе к ней. Ребята по очереди подбегают к картинке, смотрят на неё и стараются запомнить все, что на ней изображено. Возвратившись к своей команде — они записывают то, что запомнили (1-2 предложения).
К картинке команда бежит не вся, а по одному (по типу эстафеты — бежит один — возвращается – записывает сюжет – передает ручку — бежит следующий и т.д.). Каждый участник может несколько раз подойти (подбежать) к картинке. Вожатый поясняет, что картинку можно не только увидеть, но и услышать, почувствовать запахи и т.д. Необходимо обратить внимание на особую роль капитана: он организует работу команды так, чтобы на составление всего рассказа ушло как можно меньше времени, а участникам не пришлось долго ожидать друг друга, кроме того — рассказ должен получиться интересным.
После прочтения рассказа командой вслух ведущий (вожатый) принимает решение — продолжит команда свой путь по «Тропинке» или будет выполнять еще одно творческое задание.
Мудрые мысли
Вожатый обращается к детям:
— Ребята, вы все знаете, что такое пословица (приводит примеры, просит детей сказать, какие пословицы они знают).
Командам предлагается рассмотреть картинки (рис.24) и вспомнить подходящие к ним крылатые выражения, пословицы, поговорки или придумать их сами.
![]() |
![]() |
![]() |
Рис.9 Иллюстрации для задания «Мудрые мысли»
Варианты ответов участников:«Волк в овечьей шкуре», «Бесплатный сыр только в мышеловке», «С милым рай и в шалаше», «Волка ноги кормят», «Плох тот воробей, который не мечтает стать орлом».
«Чудесный экран» («девятиэкранка»)
Следующее задание «Чудесный экран» тренирует системное мышление детей.
Команде выдается набор картинок (карточки с изображением какого-либо животного, например, лисы, места её обитания, линии её развития/прошлое-настоящее-будущее/, различных частей тела и т.п.). Надо расположить картинки в определенном порядке, заполнив ими таблицу:
Где обитал объект в прошлом? | Где обитает объект? | Где будет обитать объект в будущем? |
Кем он был в прошлом? | ОБЪЕКТ: лисёнок (детеныш) | Кем будет в будущем? |
Из каких частей состоял объект в прошлом? | Из каких частей состоит объект? | Из каких частей объект будет состоять в будущем? |
Мама-лиса в норе | Нора с лисятами | Место обитания лисы – лес |
Зародыш | Лисенок (детеныш) | Взрослая лиса |
След или (части зародыша) | Части тела слабого неумелого лисенка | Части тела взрослой лисы |
Примеры картинок – объект «ЛИСЁНОК»:
Этап 6
«Удивительные насекомые»
Вожатый показывает ребятам плакат «Насекомые Кемеровской области» (приложение 3), предлагает внимательно его рассмотреть и ответить на вопросы.
Викторина о насекомых
1. Почему насекомых так называют? (Они имеют характерные насечки на брюшке).
2. Как муравьи через ручей перебираются? (Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи).
3. Куда осенью исчезают бабочки? (Многие бабочки гибнут с первыми холодами. Зимуют только отложенные ими яйца. Некоторые бабочки забираются под кору, в щели построек и там зимуют).
4. На основании приведенных ниже данных сделайте вывод о характере питание муравьев: «В течение лета рабочие муравьи приносят в гнездо 3-8 млн. различных насекомых, около 20 ведер сладкого сока в основном выделяемого тлями, 40-60 тысяч семян разных растений».
5. Как муравьи помогают узнать о приближающемся дожде? (Они закупоривают входы в муравейник).
Упражнение «Паучок»
Когда ребята приближаются на карте к новому объекту – пауку, они должны посмотреть на него внимательно и постараться найти ошибку в его изображении. Кроме этого, они должны объяснить её (нарисовано 6 лапок, а не 8), рассказать, что знают о пауках интересного.
Упражнение «Паучок» используется вожатым в игре для развития системного мышления детей. Командам выдается карточка-схема «паучка» (рис.10), на «лапках» которого записаны краткие особенности задуманного объекта. Команде необходимо как можно быстрее догадаться, о каком объекте идет речь. В данном случае, задуманный объект — муравей. Таким образом, используя «паучка», можно работать с любым одушевленным или неодушевленным предметом.
Никогда не живут в одиночестве, а только большими семьями. |
? |
У них самый большой мозг по отношению к телу. |
Они едят только богатую углеводами пищу, но не толстеют. |
У них очень сложное социальное поведение. |
Самые долгожители на земле. |
Первую часть жизни они живут в своё удовольствие, а вторую – посвящают семье. |
Только они разводят домашнюю скотину. |
Могут 4 дня пролежать под водой, а потом спокойно выйти и вести себя, как ни в чём не бывало. |
У них хорошо развита профориентация. |
В течение лета приносят в хлебный амбар 60 тысяч семян. |
Если они возвращаются домой без добычи, их самих пускают на фураж. Но если они теряют трудоспособность в результате увечья, их кормят до тех пор, пока они в состоянии принимать пищу. |
Сообщают о дожде. |
Они – отличное средство дезинфекции. |
Рис. 10. Карточка-схема для упражнения «Паучок»
Мультзадачи
Вожатый предлагает всем участникам команды связаться одной верёвкой и пройти в таком виде через небольшие препятствия (вокруг столов, стульев, по лестнице и т.п.) в другое помещение для выполнения следующего задания — просмотра мультфильмов о насекомых (режиссёр Томас Жабо «Сон улитки», «Катапульта», «Лентяй», «Яблоко согласия», «Осиный патруль» и др. из серии «Букашки – невероятные приключения в микромире»).
Во всех предлагаемых мультфильмах должна быть нестандартная ситуация, решить которую можно различными путями. Поэтому мультфильмы необходимо просматривать не до конца, а сделать паузу за 1 минуту до их окончания, дав ребятам время на рассуждение: «Чем бы это могло закончиться? Как решил задачу режиссёр? И т.п.». После высказанных детьми мнений, мультфильм досматривается, и дети проводят рефлексию о том, чье решение интересней, а выбор лучше – их или автора.
Этап 7
«Избушка Бабы Яги»
Перед сказочной избушкой Бабы Яги команде детей необходимо решить предложенную изобретательскую задачку.
Источник: infopedia.su
«Полезные ископаемые Кузбасса, их свойства»
Разработка внеурочного занятия «Полезные ископаемые Кузбасса, их свойства» построена на основе технологии развития критического мышления. Использование разных приемов направлены на то, чтобы сначала пробудить в ученике исследовательскую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем — предоставить ему условия для осмысления нового материала и помочь творчески обобщить полученные знания. Тип занятия: «открытие» нового знания. Цель занятия: познакомить со свойствами полезных ископаемых Кузбасса, значением для людей.
Оценить
583 0
Содержимое разработки
Тема: «Полезные ископаемые Кузбасса, их свойства»
Тип занятия: «открытие» нового знания
Цель занятия: познакомить со свойствами полезных ископаемых нашего края, значением для людей.
Задачи занятия:
Образовательные: изучить свойства полезных ископаемых опытным путём; формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Развивающие: развивать познавательный интерес путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитывающие:воспитыватькультуру поведения при работе в группах, парах.
Оборудование и наглядные пособия: образцы торфа, гранита, песка, глины, каменного угля, железной руды, стаканчики с водой, бумажные салфетки, гвозди, тарелочки, стеклянные палочки, инструкционные карты, карта Кузбасса.
Планируемые результаты
Предметные:
исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
уметь характеризовать свойства полезных ископаемых;
знать об использовании человеком полезных ископаемых.
Метапредметные:
Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах.
Регулятивные: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять рефлексию.
Коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.
Личностные: учиться высказывать своё мнение; проводить самооценку.
I .Организационный этап.
— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на весь урок. Я всем вам желаю интересного урока.
II . Формулирование темы, постановка целей, задач
— Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке.
— Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй — отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль земли, — говорит соль, — без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?
— Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
— А на чем варить будете? – Интересуется уголь? — Без топлива в этом деле не обойтись.
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.
— Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.
-Что же полезного есть в земле? (Подземные богатства или полезные ископаемые).
— Какова тема нашего урока? Что ещё вам было бы интересно узнать о полезных ископаемых?
— Какая цель нашего урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами)
-Каким образом мы можем получить информацию? ( Из интернета, из литературы, общаясь друг с другом ).
Давайте составим план нашего урока
1.Что такое полезные ископаемые. Почему их так называют.
2.Полезные ископаемые нашего края.
3.Свойства полезных ископаемых.
III . Поисково-исследовательский этап
3.1 Работа с картой.
— Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.
-Давайте посмотрим на карту полезных ископаемых Кемеровской области
-Что нового необычного увидели на карте? (Значки)
-Кто знает, что они обозначают? (Полезные ископаемые)
-Все ли значки одинаковые? Почему?
-Почему полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах? (Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие)
-Как можно назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого? (Месторождение)
-Перед вами карта Кемеровской области. Рассмотрите внимательно, какие полезные ископаемые добываются в нашем крае? Обратите внимание на условные знаки.
-Используя условные знаки, прочтите письмо ученика 3 класса своему другу на Урал.
«…Я живу в Кузбассе, где главное природное богатство ■. По его запасам наша область занимает третье место в стране. Но в нашей области есть запасы и .В горах Кузнецкого Алатау разрабатываются месторождения
и
;в Горной Шории
;в Салаирском кряже
и
.Многие открытые месторождения таких полезных ископаемых, как
,ещё не разрабатываются, а
только начали недавно. Напиши мне о богатствах недр Урала ».
3.2 Физминутка
Карта полезных ископаемых Кемеровской области
3.3 Исследовательская работа в группах.
-Как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи)
— Сегодня вы сами будете геологами и проведете исследовательскую работу.
Каждая группа получает свои образцы для исследования, тарелочку, стакан с водой, салфетку, гвоздь.
1группа – глина, 2- гранит, 3 – жел.руда, 4 — песок, 5– уголь, 6 – известняк
— Распределите роли в группе:
чтец – читает инструкционную карту;
исследователь – проводит опыты;
оформитель – записывает полученную информацию;
докладчик – выступает с отчётом о работе.
— Работайте по плану исследования полезного ископаемого (план у каждой группы в инструкционной карте). Учитель помогает группам в проведении опытов и проверяет заполнение таблиц.
3.4 Выступление групп
— Расскажите о результатах своей работы по плану.
1. Мы исследовали полезное ископаемое …………
2. Оно имеет свойства ………………………………
5. Условно обозначается на карте значком……
7. Покажите на карте Кемеровской области месторождения данного полезного ископаемого.
8. Возможна ли жизнь человека без полезных ископаемых?
3.5 Обобщение
-Предлагаю составить синквейн о полезном ископаемом, о свойствах которого вы узнали.
Синквейн о полезных ископаемых
Мнется, смачивается, лепится
Основа гончарного искусства
Добывают, строят, ценят
Важный в строительстве материал
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
Находят, добывают, плавят
Из железной руды выплавляют железо
Играют, строят, используют
Применяют в строительстве
Строят, добывают, перерабатывают
Применяют в строительстве, металлургии
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
Залегает, горит, ищется
Важное богатство Кузбасса
IV . Рефлексивно-оценочный этап
-Какова была цель урока?
— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
— Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?
— У нас получилась выставка полезных ископаемых.
Подумайте, если вы будете экскурсоводами на этой выставке, сможете ли вы рассказать посетителям о каждом экспонате. Если уверены — поднимите зелёную фишку, сомневаетесь — жёлтую, не сможете – красную.
V . Задание для любознательных .
Люди использовали характеристику свойств полезных ископаемых в пословицах и поговорках. Найдите пропущенные названия полезных ископаемых.
Как ни лепи …… , он все рассыпается. (песок)
На ……… дом не построишь.( песке )
…………не мять — горшков не видать. (Глину )
Один человек отличается от другого, как алмаз от …….. (известняка).
Печаль точит человека, как ржавчина ………(железо).
………. добывают золото, а золотом железо. ( Железом)
Москва, что …….., — никто Москву не победит.( гранит)
Интернет –источники:
- https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt_uroka_po_poznaniiu_mira_na_tiemu_polieznyie_iskopaiemyie
- https://infourok.ru/rabochaya_tetrad_po_.
- http://fs.nashaucheba.ru
- https://nauchkor.ru
Источник: www.prodlenka.org
Какие полезные ископаемые есть в Кузбассе?
У нас есть 17 ответов на вопрос Какие полезные ископаемые есть в Кузбассе? Скорее всего, этого будет достаточно, чтобы вы получили ответ на ваш вопрос.
Содержание
- Какие есть полезные ископаемые в Кемеровской области?
- Какие природные богатства есть в Кузбассе?
- Какие минералы есть в Кузбассе?
- Какие драгоценные камни добываются в Кузбассе?
- Какие ископаемые добывают в Юрге?
- Какие полезные ископаемые есть в Кузбассе? Ответы пользователей
- Какие полезные ископаемые есть в Кузбассе? Видео-ответы
Отвечает Дмитрий Рубцов
К настоящему времени в пределах Кузбасса открыто более 90 месторождений и 20 рудопроявлений различных металлов (золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий). Сконцентрированы они главным образом в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау.
Какие есть полезные ископаемые в Кемеровской области?
Твердые полезные ископаемые – 856 месторождений и участков (уголь каменный, уголь бурый, железные руды, марганцевые руды, нефелиновые руды, бокситы, медь, свинец, цинк, барит, серебро, золото рудное, комплексное и россыпное, тальк, доломиты, кварциты, огнеупорные глины, цементное сырье).
Источник: querybase.ru