Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Средства художественной выразительности».
Измерить уровень усвоения ключевых литературоведческих понятий.
Измерить уровень практического владения базовой литературоведческой информацией.
Степень сложности: средняя.
В данном материале использованы задания разного типа и уровня сложности: от простых заданий с выбором ответа до заданий с дополнением ответа и творческих заданий.
Инструкция по выполнению:
Время выполнения (мин.)
Инструкция к заданию
Записать термины в столбцах таблицы.
Выделить один правильный ответ их предложенных вариантов.
Выделить один правильный ответ их предложенных вариантов.
Записать термин в поле для ответа.
Записать термин словами в поле для ответа.
Восстановить соответствие между средствами художественной выразительности и примерами их употребления. В ответе записать букву, соответствующую каждому номеру предложения.
1 (допущена 1 ошибка)
10 класс — Русский язык — Изобразительно-выразительные средства языка
Записать ответ в виде последовательности цифр в поле для ответа.
Записать термин в поле для ответа.
Записать термин в поле для ответа.
Выделить один правильный ответ их предложенных вариантов.
Записать словами в поле для ответа.
Восстановить соответствие между средствами художественной выразительности и примерами их употребления. В ответе записать букву, соответствующую каждому номеру предложения
1 (допущена 1 ошибка)
Записать термин в поле для ответа.
Записать ответ в виде последовательности цифр в поле для ответа.
Записать термин в поле для ответа.
Записать словами в нужной форме в поле для ответа.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Время для выполнения работы: примерно 25 мин.
Максимальное количество баллов: 22
Тест по литературе для учащихся 8-9-х классов
Средства художественной выразительности
Литературоведы делят средства художественной выразительности на две группы. Какие? Укажите названия групп в столбцах таблицы.
Эпитет, метафора, олицетворение,
Инверсия, антитеза, анафора, риторический вопрос и др.
Какое средство художественной выразительности использовано в предложении? Выделите правильный вариант ответа.
Ночь была свежая и неподвижно-светлая. (Л. Толстой)
А) Инверсия; Б) аллегория; В) эпитет; Г) анафора.
Какое средство художественной выразительности использовано в предложении? Выделите правильный вариант ответа.
Пусть светит месяц – ночь темна. (А. Блок)
А) Антитеза; Б) гипербола; В) аллитерация; Г) олицетворение.
Определите, какое средство художественной выразительности используется
в предложении, и укажите его название.
Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются.
5. Определите, какое средство художественной выразительности используется в предложении, и укажите его название.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка. (А. Грибоедов)
Русский язык 6 класс (Урок№15 — Изобразительно-выразительные средства языка.)
6. Восстановите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами их употребления.
1. Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.
2. Парадом развернув моих страниц войска.
3. Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль. (Н. Гумилёв)
4. Вот опять вдруг зарыдали разливные бубенцы.
Ответ: 1 — _____, 2 — _____, 3 — _____, 4 — _____.
7. Выпишите номера тех предложений, где используются эпитеты.
1) Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду.(С. Есенин)
2) Деятельность господина Лаевского развёрнута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать её от начала до конца. (А. Чехов)
3) Я пробегаю жадным взглядом
Вестей горючих письмена. (М. Волошин)
4) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (А. Пушкин)
5) О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. Тургенев)
8. Определите название средства художественной выразительности по значению слова в словаре литературоведческих терминов.
______________________ — конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль.
9. Определите название средства художественной выразительности по значению слова в словаре литературоведческих терминов.
______________________ — предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
10. Какое средство художественной выразительности использовано в предложении? Выделите правильный вариант ответа.
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А) Аллегория; Б) антитеза; В) оксюморон; Г) синтаксический параллелизм.
11. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» ни разу не упомянул имя А.С. Пушкина, использовав перифразу. Выпишите пример перифразы из фрагмента стихотворения.
Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой.
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
12. Восстановите соответствие между средствами художественной выразительности и примерами их употребления.
1. Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?
2. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, уйдёт и вновь оставит дом. (С. Есенин)
3.Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (М. Лермонтов)
4. Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Лес да монастырь. (С. Есенин)
Г) риторический вопрос
Ответ: 1 — _____, 2 — _____, 3 — _____, 4 — _____.
13. Рассмотрите изображение. Определите, какое средство художественной выразительности оно иллюстрирует.
14. Выпишите номера тех предложений, где используется метонимия.
1) … Не то на серебре, на золоте едал. (А. Грибоедов)
2) … И сосна до звезды достаёт. (О. Мандельштам)
3) С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин)
4) Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин)
5) Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – просто везде. (Ф. Тютчев)
15. Определите, какое средство художественной выразительности использует Н.В. Гоголь в данном фрагменте повести. Напишите его название.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
16. Дополните фрагменты стихотворений сравнениями, которые иллюстрируют изображения.
1) Лес, точно ______________________________,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
2 ) И царица над ребёнком,
Как _____________________________________. (А. Пушкин)
3) Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как __________________________________,
Брала их в руки и бросала. (Ф. Тютчев)
4) _______________________ мчится по земле
Лёгкая позёмка. (С. Маршак)
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Все средства художественной выразительности для ЕГЭ. №26
Задание 26 приносит целых три первичных балла, то есть столько же, например, сколько с №9 по №11 вместе взятые. Времени же на решение оно требует гораздо меньше, если уметь пользоваться подсказками, данными в задании. Разберем алгоритм выполнения.
1. Задание представляет собой часть рецензии на текст, размещенный в КИМе между 21 и 22 заданиями.
Рецензия – (от лат. рассмотрение, отзыв о чем-либо) это критический отзыв, экспертное заключение, в основе которого лежит объективный профессиональный анализ литературного или художественного произведения, научно-исследовательской работы – реферата, статьи, монографии, эссе и т. д.
Поэтому рецензия содержит сведения о художественно-выразительных средствах, использованных в предложенном тексте, а также подсказки. Если уметь распределять средства по группам: тропы, лексические средства, приёмы и синтаксические средства, а также фонетические средства, решить №26 можно за несколько минут.
2. Все художественные средства делятся на три большие группы: лексические, синтаксические и фонетические.
Лексические зависят от значения слова, синтаксические – от построения фразы или предложения, а фонетические – от звучания. Необходимо поделить все термины, указанные в задании, на 4 основные группы и 1 добавочную (если она есть), подписать их и, используя подсказки в рецензии, выбирать уже не из 9 понятий, а 2 или 4. Так вы экономите время и исключаете ошибки.
3. Для того чтобы выполнять задание быстро, необходимо выучить деление всех средств выразительности на группы.
Проще всего запомнить их в виде таблицы.
Все теоретические пояснения терминов даны ниже.
4. Лексика делится на 2 группы: тропы и лексические средства .
Тропы :
Эпитет – это троп, образное определение. Чаще всего это прилагательное или причастие в переносном значении. Волшебная ночь, прозрачное утро, богатый стол.
Сравнение – это троп, сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Существует 3 способа сравнения:
1. С помощью сравнительного оборота, в котором используются слова: как, будто, словно, точно, похож. Глаза, как небо, голубые.
2. С помощью формы Творительного падежа. Веселым треском трещит затопленная печь.
3. С помощью формы сравнительной степени прилагательного или наречия. На груди твоей снега белей.
Метафора – это троп, скрытое сравнение. В отличие от обычного сравнения, когда явно сопоставляются по сходству два предмета, в метафоре один из них скрыт, что и создает многозначность и образность. Проще говоря, метафора – это то, чего не может быть. Флейта водосточных труб, половодье чувств, сквозняк в голове.
Олицетворение – это троп, подвид метафоры, когда что-то неживое наделяется свойствами живого организма. Ветер выл, кричал и плакал.
Метонимия – троп, подвид метафоры, сопоставление предметов или явлений по смежности, при этом одно из понятий пропускается. В разговорной речи мы постоянно используем метонимию, но не замечаем этого. Основные виды метонимии:
1. Фамилия автора используется в качестве обозначения его произведений. Вчера я Пушкина читал. Слово произведение или роман пропущено.
2. Название города используется для обозначения его жителей. Говорит Москва.
3. Сосуд, в который помещена еда или жидкость, используется в качестве обозначения пищи. Я три тарелки съел.
4. Материал, из которого изготовлено изделие, обозначает само изделие. Девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.
Синекдоха – это троп, подвид метонимии, перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. «- Скажи-ка, дядя, ведь не даром/ Москва, спаленная пожаром,/ Французу отдана?» (не одному французу, а всей французской армии).
Гипербола – троп, сильное преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал…
Литота – троп, сильное преуменьшение. Старичок с ноготок, мальчик с пальчик.
Ирония – вид комического, легкая, чуть заметная насмешка, троп, при котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ну, ты мастер! (по отношению к человеку, который что-то сломал).
Аллегория – троп, изображение абстрактного, отвлеченного явления через конкретное понятие. Часто применяется в баснях, где под животными подразумеваются люди, обладающие определенными особенностями характера: лиса символизирует хитрость, муравей – трудолюбие, осел – упрямство и т.д.
Лексические средства :
Книжная лексика;
Слова высокого стиля;
Разговорная (просторечная) лексика;
Оценочная лексика;
Профессиональная лексика;
Устаревшая лексика;
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Диалектизмы – это слова, характерные для людей, живущих в определенной местности и не относящихся к литературному языку. Автор может использовать их для придания речи героя индивидуальных черт. Бурак – свекла, вязно — озеро, ажно — даже.
Синонимы – слова разные по написанию, но сходные по значению. Симпатичный, привлекательный, красивый.
Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте (предложении, тексте), свободно употребляясь в речи, синонимами не являются. Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его.
Антонимы – слова разные по написанию и противоположные по значению. День – ночь, сила – слабость.
Контекстные антонимы – слова, являющиеся синонимами только в определенном контексте. Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой…
Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Девичья коса – острая коса – песчаная коса.
Паронимы – слова, сходные по написанию, но различающиеся оттенками смысла. Абонемент – абонент, зрительный – зрительский.
Фразеологизм – устойчивое выражение, часто употребляющееся в переносном значении. Его можно заменить одним словом. Делать из мухи слона – преувеличивать, белая ворона – странная, плыть по течению – не сопротивляться.
5. Синтаксические средства также делятся на 2 группы: приемы и средства.
Приемы :
Антитеза – противопоставление. В ЕГЭ используется и то, и другое обозначение приема. На антитезу указывают союзы а, но, да (в значении но).
Анафора – прием единоначатия строк. В стихотворении применяется с начала каждой строки, в прозаическом тексте – с начала каждого предложения. И он к устам моим приник, / И вырвал грешный мой язык, / И празднословный, и лукавый… или О, времена! О, нравы!
Эпифора – прием обратный анафоре, одинаковая концовка строк. Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь.
Инверсия – непрямой порядок слов в предложении. Прямой порядок: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены. Любая перестановка – это уже применение инверсии. В огромном городе моём — ночь. / Из дома сонного иду — прочь.
Парцелляция – это дробление предложения на части точкой для постановки дополнительного логического ударения. Это была моя вина. Неизбывная и непреодолимая.
Градация – это прием постепенного возрастания или убывания признака, действия. Он шептал, говорил, кричал.
Цитация (цитирование) – применение любых цитат в тексте.
Лексический повтор – это повтор слов или словосочетаний в любом месте предложения. При этом слово дается в неизмененной форме. Это была долгая дорога, долгая и полная волшебства.
Синтаксический параллелизм – это повторение одинаковых синтаксических конструкций внутри одного предложения или в рядом стоящих. Происходит повтор грамматических конструкций, который может быть полным или неполным. Мне нравится, что вы больны не мной, / Мне нравится, что я больна не вами…
Вопросно-ответная форма изложения – развитие мысли с помощью постановки вопросов и ответов на них. Вопросы могут быть как риторическими, так и конкретными. Что такое любовь? Это страсть, увлечение, близость. Ответ будет у каждого своим, но…
Оксюморон – сочетание несочетаемого, намеренный парадокс. Горячий снег, живой труп.
Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Баснь эту можно бы и боле пояснить -/ Да чтоб гусей не раздразнить.
Многосоюзие — это намеренное увеличение количества союзов в предложении, что ведёт к подчёркиванию каждой детали и замедлению поэтической речи. И цветы, и шмели, и трава, и колосья,/ И лазурь, и полуденный зной.
Синтаксические средства :
Все виды односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные.
Вопросительные предложения;
Восклицательные предложения;
Побудительные предложения;
Вводные слова;
Вставные конструкции;
Уточнения (уточняющие конструкции);
Сравнительный оборот;
Ряд однородных членов;
Риторический вопрос;
Риторическое восклицание;
Риторическое обращение.
6. Фонетические средства.
Основным фонетическим средством является звукопись.
Звукопись – это усиление звуковой выразительности речи, создание атмосферы с помощью описания определенных звуков или повтора одинаковых гласных или согласных букв. У нее есть 2 разновидности:
Аллитерация – это повтор одинаковых согласных звуков. Л ебедь уплы л в по л умг л у, / Вда л ь под л уною бе л ея.
Ассонанс – это повтор одинаковых гласных звуков. Тихо леч у я по рельсам ч у г у нным, / Д у маю д у м у свою.
Подготовила Анна Терехова
Все материалы канала собраны здесь:
Источник: dzen.ru
Выберите из списка название средства выразительности использованного в предложении золото и серебро
Пожалуйста, срочно
1) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «И я дразнил Антона, что он будет учиться среди сплошных гениев и сам вообразит себя гением и тогда к нему и на козе не подъедешь» (Л. Уварова)?
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
сравнение
эпитет
фразеологизм
2) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела» (А.А. Фет)?
Укажите правильный вариант ответа:
олицетворение
сравнение
метафора
фразеологизм
3) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел» (В.П. Астафьев)?
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
фразеологизм
олицетворение
сравнение
4) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «И стоят за дубовыми сетками, словно нечисть лесная, пеньки» (С.А. Есенин)?
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
фразеологизм
эпитет
сравнение
5) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «Брат украшал его сухое изложение деталями, настолько живописными, что председатель, начинавший уже успокаиваться, снова навострил уши» (И. Ильф и Е. Петров)?
Укажите правильный вариант ответа:
фразеологизм
олицетворение
сравнение
метафора
6) Стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний:
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
олицетворение
фразеологизм
сравнение
7) Связанное, устойчивое сочетание двух и более слов, равное по значению слову:
Укажите правильный вариант ответа:
метафора
олицетворение
фразеологизм
эпитет
8) Какое средство художественной выразительности встречается в предложении: «На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания стен и башен» (А.Н. Толстой)?
Укажите правильный вариант ответа:
олицетворение
сравнение
метафора
фразеологизм
9) Перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту:
Укажите правильный вариант ответа:
эпитет
сравнение
олицетворение
метафора
Источник: vashurok.com