Популярность и показатели маркетплейсов растут каждый год. Например, на Яндекс Маркете в третьем квартале 2022 года число активных покупателей выросло почти на 50% и составило 12,5 млн человек. Для предпринимателей выход на маркетплейсы — это отличная возможность получить новых покупателей и увеличить продажи.
В статье расскажем, можно ли заработать на маркетплейсах, и рассмотрим схемы работы с торговыми площадками.
Что такое маркетплейс и как он работает
Маркетплейс — это торговая площадка, которая выступает посредником между продавцом и покупателем. Использование маркетплейсов выгодно обеим сторонам:
- Предпринимателям даже не обязательно создавать свой интернет-магазин, организовывать приём оплаты и доставку. Всё это делает маркетплейс в зависимости от выбранной продавцом модели работы.
- Покупателям не нужно искать необходимый товар в разных интернет-магазинах. На маркетплейсах можно купить что угодно, добавив в одну корзину, — от одежды и продуктов питания до мебели и бытовой техники.
Начинающим продавцам также пригодится наша статья «Что такое маркетплейс простыми словами» — она поможет разобраться в основах торговли.
Зачем продавать бижутерию на маркетплейсах?
Схемы работы с маркетплейсами
Главная особенность торговли на маркетплейсах заключается в том, что продавец выбирает модель работы и так решает, какие задачи будет делегировать. Например, на Маркете продавцам доступны четыре — FBY, FBS, Экспресс и DBS. Рассмотрим их особенности.
FBY — продажи со склада Маркета. Продавец поставляет товар на склад, а маркетплейс хранит его, упаковывает и доставляет в пункты выдачи или лично в руки покупателю. Продавцам остаётся следить за поставками и работать с ассортиментом и ценами.
Особенности работы по FBY:
- Если товар хранится на складе, его максимально быстро доставят покупателю. Человек останется доволен и будет заказывать ещё. Вдобавок карточки с самой быстрой доставкой выше ранжируются в поисковой выдаче Маркета.
- Нужно знать оборачиваемость своих товаров. Лучше завозить товар небольшими партиями, чтобы протестировать спрос. Ещё нужно вовремя пополнять остатки тех товаров, которые покупают чаще всего.
- Посчитайте расходы на логистику поставок, на склад и потенциальную прибыль с расширением географии продаж. Например, некоторые продавцы нанимают транспортные компании, чтобы отправить товары на склад своего регионального центра.
FBS — продажи со склада продавца. Продавец хранит товары на своём складе. Когда покупатель оформит заказ, он должен собрать, упаковать и довезти товары до сортировочного центра или ПВЗ. Доставляет заказы маркетплейс.
Особенности работы по FBS:
- Это самая простая модель, на которой можно протестировать спрос. Продавцу не нужно беспокоиться о платном хранении на складе Маркета, если товар не купят за 120 дней.
- Упакованные заказы необходимо отгружать в сортировочные центры минимум пять дней в неделю, и нужно учитывать расходы на аренду склада и доставку до сортировочного центра или ПВЗ.
- От продавца потребуется постоянно передавать маркетплейсу информацию об остатках на своём складе.
Экспресс — доставка за 1-2 часа по городу (доступна только после подключения FBS и FBY). Курьеры-партнёры Яндекса в течение часа приезжают к складам или офлайн-магазинам продавцов, забирают заказы и доставляют их покупателям.
Разбор категории ДОМ на Wildberries. Что продавать на Вайлдберриз? Товарный бизнес
Особенности работы с Экспрессом:
- Курьер-партнёр Яндекса сам приезжает к указанной точке — магазину или складу.
- Продавцам нужно обрабатывать заказы сразу после получения.
- Экспресс-доставка работает более чем в 100 городах России.
DBS — продажи с доставкой продавца. Продавцы сами занимаются продажами: хранят и упаковывают товары, собирают и доставляют заказы покупателям. Продавец указывает место, способы и сроки доставки. На витрине Маркета покупатели видят только те товары, которые находятся в их зоне доставки.
Особенности работы по DBS:
- Продавцы должны постоянно передавать маркетплейсу информацию об остатках на складе.
- Маркет устанавливает единый тариф на доставку товаров.
- Продавец должен соблюдать сроки доставки. Если они нарушаются, на некоторое время Маркет ограничит количество заказов в день.
Как начать зарабатывать на маркетплейсах: пошаговая инструкция
1. Выбрать товар для продажи. На маркетплейсах можно продавать практически любые товары, кроме тех, продажа которых запрещена законом или правилами торговой площадки. Чтобы выбрать категорию и товар, которые будут пользоваться спросом, нужно проанализировать рынок и конкурентов.
Например, изучить количество запросов в Яндекс Вордстат или воспользоваться аналитическими инструментами. Как выбрать товар для продажи, читайте в нашей статье.
Для торговли на маркетплейсах необязательно искать поставщика или закупать товар у производителя. Можно продавать товары собственного производства. Это особенно актуально для самозанятых — они могут торговать только товарами, которые сделаны вручную.
2. Зарегистрироваться на маркетплейсе. Чтобы продавать товары на маркетплейсах, необходимо зарегистрироваться в налоговой в качестве самозанятого, ИП или ООО. После этого нужно выбрать торговую площадку и создать на ней аккаунт продавца. Для этого:
- заполните форму регистрации;
- укажите данные о продавце — Ф. И. О., ИНН, тип и название организации, банковские реквизиты, контакты и прочее;
- загрузите разрешительные документы — декларации соответствия, отказные письма и подобное.
Если собираетесь продавать товары как самозанятый, то нужно будет при регистрации выбрать пункт «Хочу продавать как самозанятый», а затем связать личный кабинет с сервисом «Мой налог». Подробности мы рассказываем в этой статье.
После регистрации маркетплейс начнёт проверку документов. Результаты проверки продавец получит на почту в течение нескольких дней.
3. Заключить договор с маркетплейсом. Для работы с Маркетом заключаются два договора:
- Договор на оказание услуг маркетплейса. По нему продавец оплачивает услуги Маркета и получает прибыль с продаж.
- Договор на оказание услуг по продвижению. Он подтверждает, что продавец согласен, что покупатели на Маркете могут приобрести его товары, используя промокоды, купоны и баллы программы лояльности. Всё перечисленное Маркет компенсирует продавцу.
4. Создать карточки товаров. Чтобы покупатели видели предложение продавца на витрине, нужно создать карточки товаров. Если товар уже продаётся на Маркете, продавцу не придётся ничего делать с нуля — у Маркета есть готовые карточки. К ним автоматически подключаются продавцы с одинаковым товаром.
Если вы выходите на маркетплейс с уникальным предложением, для него создаётся новая карточка. Всё происходит автоматически на основе тех данных, что вы указали: названия, описания, характеристик, фото и видео. В некоторых категориях карточки вручную создают сотрудники Маркета, поэтому потребуется немного времени, прежде чем товар появится в каталоге и станет доступен покупателям.
Не стоит указывать в карточке информацию, которая не соответствует действительности. Покупатели могут оставить негативный отзыв, из-за чего рейтинг товара и магазина упадёт.
5. Приступить к продаже товаров. После проверки карточек товары попадут на витрину. Покупатели их заметят и смогут купить. Когда человек оплатит заказ, продавец получит уведомление на почту или увидит обновление в личном кабинете.
Чтобы увеличить продажи, можно воспользоваться инструментами продвижения. Например, на Маркете есть такие:
- Буст продаж — товары поднимаются выше в результатах поиска и занимают заметные места на страницах маркетплейса. Если ставка выигрывает в аукционе на Маркете и товар занимает блок «Основное предложение» на карточке, он получает возможность продвигаться ещё и в Директе. При этом продавец оплачивает только фактические заказы.
- Яндекс Плюс Кешбэк — пользователи программы лояльности получают за покупки кешбэк-баллы Плюса, которые могут потратить на следующие покупки и другие сервисы Яндекса.
- Акции — можно участвовать в акциях Маркета, например в большой распродаже к «чёрной пятнице», или создать свои. Инструмент особенно эффективен в высокий сезон и в преддверии праздников.
Что ещё нужно, чтобы запустить продажи на маркетплейсе
Чтобы развивать своё дело и получить стабильный заработок на маркетплейсах, продавцам потребуется:
- Работать с ассортиментом. Добавляйте сразу все товары, которые продаёте. Так вы сможете быстрее протестировать спрос, понять потребности покупателей и определить наиболее маржинальные товары.
- Ежемесячно анализировать конкурентов и свои продажи. Это поможет вовремя реагировать на рыночные изменения, корректировать ассортимент и цены.
- Грамотно составлять и заполнять карточки товаров. Так покупатели быстрее найдут товар на витрине и примут решение о покупке.
- Работать с отзывами покупателей и возвратами. Если покупатель остался доволен заказом, то напишите слова благодарности. Если разочарован, объясните, почему так произошло, и признайте ошибку, если это случилось по вашей вине. Постарайтесь ответить в описании товара на возможные вопросы покупателя.
- Заниматься продвижением товаров. Для этого на маркетплейсах есть специальные инструменты. Например, на Маркете можно участвовать в акциях, выдавать кешбэк за покупку своих товаров или подключить буст продаж.
- Соблюдать требования, установленные маркетплейсом. Например, на Маркете есть Индекс качества. От этого показателя зависит, сколько заказов будет получать продавец. Чем чаще он нарушает правила, тем ниже его Индекс качества и тем меньше заказов он сможет получить.
Как продавцы Маркета развивают свой бизнес
Магазин мобильных аксессуаров. Алексей Варламов — предприниматель из Москвы. Алексей работает с Яндекс Маркетом по модели Экспресс (доставка за 1–2 часа по городу курьером-партнёром Яндекса). Это позволяет увеличить продажи: экспресс-доставка подключена только у 23% всех российских онлайн-магазинов, а покупателей, готовых заплатить за экспресс-доставку, почти втрое больше — 72%. Также Алексей постоянно работает над ассортиментом, благодаря чему средний чек магазина вырос на 30%.
Магазин товаров для красоты и здоровья. Денис Беляков создал бренд косметики Glow Care. Когда он выходил в онлайн, он работал в крупной FMCG-компании и успевал совмещать это с развитием магазина. Предприниматель поручил маркетплейсу хранение товаров, их упаковку и доставку до покупателя. Сейчас оборот Дениса растёт каждый месяц на 20–25%.
Магазин премиум-товаров для дома. Юрий Бедретдинов продаёт на Яндекс Маркете товары для дома, а также развивает собственный бренд декоративных свечей ScandyLab. Сейчас в магазине представлены товары в 14 категориях: посуда, кухонный текстиль, бытовая химия, свечи, аксессуары и другие. Предприниматель использует программу лояльности. А благодаря стандартному и повышенному кешбэку Плюса Юрий увеличил продажи на 15% в месяц.
Что нужно запомнить
1. Маркетплейс — это посредник между продавцом и покупателем. Торговая площадка помогает продавцам увеличивать онлайн-продажи, а покупателям быстрее находить нужные товары.
2. Маркетплейсы — это растущий рынок, который быстро меняется. Чтобы успешно продавать товары, нужно следить за всеми нововведениями и изменениями.
3. На маркетплейсах есть разные модели работы. Продавец решает, какие именно процессы хочет делегировать, а какими — заниматься самостоятельно, и выбирает соответствующую модель.
4. Чтобы начать зарабатывать, нужно выбрать товар для продажи, зарегистрироваться, заключить договор и создать карточки товаров.
5. Увеличить продажи помогут анализ рынка, оптимизация карточек, участие в рекламных акциях и соблюдение правил маркетплейса.
Источник: thecheck.media
Как продавать товары «Амулетики» на маркетплейсах
Как продавать на маркетплейсе: инструкция для новичков
Маркетплейс — это онлайн-платформа, которая объединяет продавцов и покупателей. Продавцы могут создавать свои магазины на маркетплейсе и продавать свои товары, а покупатели могут выбирать и покупать товары у разных продавцов на одной платформе. Образно говоря, это рынок в интернете.
В России есть несколько крупных универсальных маркетплейсов, на которых продавцы продают практически все — от электроники до продуктов: «Яндекс.Маркет», Wildberries, Ozon, «СберМегаМаркет» и KazanExpress. Есть также специализированные маркетплейсы. Например, Банки.ру — финансовый маркетплейс.
На платформе можно подобрать финансовые и страховые продукты российских банков, брокеров и страховых компаний. Еще один тип онлайн-площадок — агрегаторы. Они собирают информацию о товарах или услугах из разных источников, чтобы показать их в одном месте. Агрегаторы могут использовать автоматизированные системы для сбора информации и предоставлять покупателям возможность сравнивать цены и характеристики товаров от разных продавцов. Однако при этом в таком сервисе, как правило, нельзя купить товар или заказать услугу.
На чем зарабатывают маркетплейсы
- размещение рекламы;
- инструменты для управления магазином;
- логистика и доставка товаров;
- данные о поведении покупателей.
По этим услугам устанавливается твердая сумма. К примеру, хранение на складах Ozon считается в объеме — от 0,1 до 0,15 рублей за литр.
Почему стоит начать продажи на маркетплейсе
- Широкая аудитория. У больших маркетплейсов многомиллионная аудитория покупателей, что может помочь увеличить продажи. Это особенно важно для новых брендов и малых компаний, которые только начинают свой бизнес.
- Удобство. Маркетплейсы предоставляют удобную платформу, где все процессы — от продажи и оплаты до доставки и возврата — обрабатываются в пару кликов. Это упрощает процесс продаж и позволяет продавцам сосредоточиться на других аспектах бизнеса.
- Доверие покупателей. Маркетплейсы часто имеют высокий уровень доверия у покупателей, особенно если это крупный и известный маркетплейс. Это может помочь новым продавцам завоевать доверие покупателей и привлечь больше клиентов.
- Маркетинговая поддержка. У крупных онлайн-площадок в штате маркетинговые команды, которые нацелены на привлечение все большей аудитории.
- Меньшие затраты. Начать продажи на маркетплейсе дешевле, чем запускать собственный интернет-магазин. Многие маркетплейсы не берут плату за создание магазина и предоставление услуги продажи, а берут комиссию только с продаж.
Сколько нужно денег для старта продаж на маркетплейсах
Стоимость начала продаж на маркетплейсе зависит от выбранного маркетплейса, типа товаров и их количества, маркетинговых затрат. Вот статьи бюджета, которые точно возникнут:
- Регистрация бизнеса. Если у вас еще нет ООО или ИП, то за регистрацию придется заплатить госпошлину — 800 рублей за ИП и 4 тыс. рублей за ООО.
- Комиссия за продажу и хранение. У каждого маркетплейса свои условия, но рекомендуется закладывать 20–25% от первоначального бюджета на оплату комиссий маркетплейсу.
- Закупка товаров для продажи.
- Реклама на маркетплейсе. Многие площадки предлагают платные услуги рекламы, которые могут помочь вам привлечь больше клиентов. Бюджет для рекламы на маркетплейсе может начинаться от 1 000 рублей в день.
- Реклама в социальных сетях. Например, цена на услугу продвижения в соцсетях может начинаться от 3 000 рублей в день, это зависит от многих факторов, включая тип продукта и целевую аудиторию.
- Продвижение через блогеров. Сотрудничество с популярными блогерами может помочь вам привлечь новых клиентов. Бюджет для сотрудничества с блогерами может начинаться от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч рублей в зависимости от популярности блогера и тематики продукта.
Некоторые банки предлагают свою помощь в регистрации бизнеса и выходе на маркетплейсы. К примеру, у МТС Банка есть пакет услуг, в который включена такая поддержка — помимо технических процедур вас обучат работать с аналитикой и личным кабинетом на торговой площадке. Похожий тариф есть у «Тинькофф» — в банке вас готовы провести от консультаций по выбору товара для продажи до первых продаж.
В целом для начала продаж на маркетплейсе вам не потребуются большие вложения, но если вы планируете увеличить свои продажи и привлечь больше клиентов, придется вложиться в маркетинг, и здесь затраты будут зависеть от ваших целей и финансовых возможностей.
Преимущества и недостатки маркетплейсов
Комиссии за каждую продажу. Это особенно критично для товаров, сделанных своими руками
Низкие затраты на старт
Конкуренция. Эпоха оглушительных стартов остается позади, поэтому в высококонкурентных позициях новичку придется непросто
Удобство использования — простой и удобный интерфейс для продавцов
Ограничения по товарным знакам и перепродаже
Готовая аналитика — вам не нужно самим тратиться на маркетинговые исследования. У площадки автоматизированная аналитика
Акции. Если вы не захотите в них участвовать, ваш товар будет ниже в поиске, а в некоторых маркетплейсах это и вовсе обязанность по договору
Доверие аудитории. У маркетплейса уже есть покупатели, которые доверяют их бренду
Зависимость от условий маркетплейса. Онлайн-площадки в одностороннем порядке меняют условия, поэтому вам придется пересматривать бизнес-модель
Реально ли заработать на маркетплейсах
Маркетплейсы — это источник дохода для предпринимателей, а вот количество заработанных денег зависит от степени вовлечения. Если вы верите, что достаточно закупиться, оформить карточку товара и просто отвезти его на склад, то нет, много вы не заработаете.
Продажа на маркетплейсе — это такой же кропотливый труд предпринимателя, как и в офлайн-точках. Нужна бизнес-модель, изучение аналитики, постоянное наблюдение за конкурентами.
«Я продаю чайные напитки из Азии. Вошел на маркетплейс в 2022 году, но быстро забросил, — рассказывает предприниматель Николай. — Думал, что это простой канал продаж, но просчитался. В основном мои покупатели — посетители ярмарок. Я езжу по городам России и продаю на таких мероприятиях свой товар. Сил и времени следить за продажами в личном кабинете не было, в итоге выручка там была слабенькая, и она не покрыла все мои издержки на старт».
На примере Николая видно, что если не уделять достаточно времени продажам, то и заработка на маркетплейсе не будет. Более того, продавать товар сразу на нескольких площадках для одного предпринимателя — уже большая нагрузка. Поэтому крупные продавцы нанимают менеджеров, которые отвечают за конкретную торговую площадку.
Другой пример — предприниматель из Казани Азат. Он продает «высокомаржинальную мелочовку». Если в интернете распространилась какая-то шутка, мужчина заказывает в Китае товары по ее мотивам. Из последних примеров — игрушечный гусь. «Я всегда меняю ассортимент.
Как только вижу, что какой-то феномен становится популярным, сразу пишу своему посреднику в Китае, чтобы произвести футболку, игрушку или носки какие-то. Плюс он мне говорит, какие новинки появились на китайском рынке — есть высокая вероятность, что через пару недель это доберется и до России».
Помимо Азата в его деле занята также его жена, которая отвечает за оформление карточек товаров и их описания, а также он платит посреднику в Китае и помощнику, который следит за логистикой и хранением. Для него продажа на маркетплейсах — основная деятельность: «Я работаю без выходных, потому что главное — не останавливаться и все время следить, что у тебя покупают, кто покупает, почему возвращают и так далее».
Какую схему работы на маркетплейсе выбрать
Есть несколько схем работы с маркетплейсами, и выбор зависит от конкретных потребностей и возможностей продавца. Вот примеры:
- низкая цена и демпинг. Эта схема предполагает продажу товаров на маркетплейсе по самой низкой цене, чтобы привлечь больше клиентов и увеличить объем продаж;
- продажа уникальных товаров. Выбирать для старта ту продукцию, с которой вы не столкнетесь с сильной конкуренцией;
- работа с сезонными товарами. Эта схема предполагает продажу товаров, которые пользуются спросом только в определенный период;
- тесное сотрудничество с маркетплейсом. Онлайн-площадка предлагает продажу товаров частями? Подключайтесь к системе. Запуск акций? Снижайте цену. Так ваше предложение будет всегда в топе поиска;
- собственный бренд на маркетплейсе. Вы создаете свой бренд на маркетплейсе, который будет представлять товары продавца и отличаться от конкурентов. Это может помочь продавцу выделиться на маркетплейсе и привлечь более лояльных клиентов.
Это лишь некоторые примеры работы на маркетплейсе. Самая эффективная стратегия — совмещать схемы в зависимости от ситуации и ваших потребностей.
Какую модель работы на маркетплейсе выбрать
Существует две основные модели работы на маркетплейсе:
- FBO (Fulfillment by Operator). Маркетплейс берет на себя весь процесс обработки заказа, хранения и доставки. Вы управляете витриной, а также отгружаете товары на склад торговой площадки.
- FBS (Fulfillment by Seller). Обратная ситуация — продавец хранит и доставляет товары своими силами, а пользуется маркетплейсом как витриной.
Какие товары выгодно продавать на маркетплейсах
- Уникальный товар. У вас будет мало конкурентов, а значит, и выше продажи. Но тут важно проследить за спросом. Какую бы уникальную продукцию вы ни предлагали, если нет спроса, то не будет и продаж.
- Недорогие товары. Проще всего продаются товары стоимостью до 5 тыс. рублей. Это комфортная сумма для покупателей. У товаров стоимостью выше этой суммы большой риск возврата.
- Товары повседневного спроса. У этой категории есть постоянно работающее экономическое правило: на них спрос всегда выше, чем предложение. Это одежда, товары для дома, продукты, мелкая бытовая техника и так далее.
- Товары, в которых вы разбираетесь.
- Малогабаритный товар. Маркетплейсы берут комиссию за хранение и доставку исходя из объема. Чем больше товар, тем выше комиссия, то есть прибыль падает.
При выборе товара нужно также ориентироваться на спрос у покупателей маркетплейса. К примеру, на Ozon чаще всего покупают товары для дома, на Wildberries — одежду и обувь, на «Яндекс.Маркете» — электронику и технику, на «СберМегаМаркете» — продукты питания и бытовую технику, говорится в исследовании Data Insight.
На каком маркетплейсе лучше начать продажи новичку
Лучшего маркетплейса нет — у каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Новичку лучше сосредоточиться на одном из универсальных маркетплейсов. У крупных онлайн-площадок за годы электронной коммерции выработался понятный механизм работы. Вот сравнительная таблица:
Источник: www.banki.ru