Золотое, или золотное, шитьё — это известная с древности техника ручной вышивки. Первые упоминания о нём относятся ко II веку н. э. Считается, что возникло оно в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда попало к римлянам. На Руси о золотом шитье упоминают, начиная с с ХI века.
Изначально вышивка действительно выполнялась золотом и серебром и называлась золотым шитьём. Теперь на смену драгоценным металлам пришли специальные металлизированные нитки, шнуры, шёлк, и вышивка стала называться золотным шитьём.
Металл для золотого шитья выделывали в тоненькую проволоку, этой проволокой по спирали обвивали льняные или шёлковые нити, либо шили прямо так. Металлическая нить очень хрупкая, протягивать её через ткань не просто, поэтому часто её просто выкладывали на лицевой стороне и прихватывали шёлком либо в тон, либо контрастной расцветки. Получались необыкновенной красоты переливающиеся картины.
Вышивали на дорогой плотной ткани. Это могли быть тафта, атлас, бархат, парча. Делалась такая вышивка также на замше и коже. Использовались жемчуг и драгоценные камни. Изделия получались очень дорогими.
Материалы для вышивки. Ч.1. Золото и серебро
Те старинные работы, что сохранились до наших дней — это прежде всего различные церковные предметы, иконы, хоругви.
Сейчас золотное шитье стало светским видом рукоделия. Им украшают одежду, аксессуары, создают с его помощью картины. Хотя большинство золотошвейных мастерских находятся по-прежнему при монастырях.
Теперь используются металлизированные нити фабричного производства, они уже не такие хрупкие. Но техника вышивки осталась прежней. Основная нить выкладывается по узору и прихватывается вспомогательной нитью. Узор может быть объёмным. Для этого под металлизированную нить делают подложку из картона, кожи или сукна.
Украшается вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом, стразами и пайетками.
Работа золотошвеек в прежние времена ценилась очень дорого. Это своего рода искусство, требующее большого внимания и аккуратности. В наши дни золотное шитьё — один из самых сложных видов рукоделия. Существуют даже специальные обучающие курсы. Но освоить азы этого мастерства можно и самостоятельно.
Всё в наших руках!
Источник: dzen.ru
Узнайте больше о вышивке золотом и серебром
Традиционно вышивка золотом символизирует роскошь, торжественность и высокий социальный статус. Использование металлизированных нитей позволяет подчеркнуть утонченность и красоту узоров, а также важность изображения. Даже самый мелкий элемент золотого, серебряного, медного или бронзового орнамента будет ярко переливаться при солнечном свете. Наиболее часто вышивку металлизированными нитями можно увидеть на таких предметах как штандарты, вымпелы, гербы, домашний текстиль, одежда, аксессуары и сувениры.
Вышивка золотом на предметах интерьера
Изысканно смотрятся скатерти, столовые салфетки, покрывала, шторы и декоративные чехлы на подушки с узорами, вышитыми золотыми или серебряными нитями. Такие аксессуары удачно впишутся в стилизованный домашний интерьер или роскошную обстановку ресторана.
Галилео. Золотое шитьё
Одежда и аксессуары, расшитые золотом и серебром
Производители одежды, обуви и аксессуаров нередко используют в качестве декора вышивку металлизированными нитями. Красивые золотистые или серебристые узоры можно увидеть на блузах, платьях, юбках, верхней одежде, сумках и кошельках в романтическом и этническом стилях.
Сегодня дизайнеры часто применяют вышивку для украшения вечерних нарядов и аксессуаров. На тонкую ткань платья, блузы или комбинезона идеально ложится золотой или серебряный узор. А клатч из плотного бархата с вышитым акцентом может задать стиль всему образу. Чаще всего вечерние наряды декорируют цветочными орнаментами, фантазийными или геометрическими узорами.
Вечернее платье с золотой и серебрянной вышивкой Коктейльное платье расшитое золотом и серебром Золотая вышивка на вечернем платье Сумка клатч с золотой и серебрянной вышивкой
Отдельно стоит сказать о свадебных нарядах. Вышивкой украшают платья, фату, перчатки и другую атрибутику. На свадебных аксессуарах и одежде она уместна всегда: золотая или серебряная отделка смотрится роскошно, она указывает на значимость и торжественность случая. Отлично выглядит золотой узор на ткани цвета шампань или айвори, серебряный — на кипенно-белом. Обычно вышивку располагают по краю и низу юбки, на рукавах, а также в области декольте.
Свадебное платье, расшитое серебром Золотая вышивка на свадебном платье Вышивка золотом и серебром на свадебном платье Золотая и серебрянная вышивка на свадебных аксессуарах
Шевроны, вышитые золотыми и серебряными нитями
Необыкновенно и эффектно сверкает золото нашивок на парадной форме военного. Шевроны с вышивкой металлизированными нитями подчеркивают атмосферу торжественности, укрепляют чувство гордости и патриотизма.
Каждая структура, ведомство и войско имеют свою эмблему, на которой может быть нанесен герб Российской Федерации, наименование подразделения, собственная символика. Вышивка золотом и серебром может применяться и для изготовления шевронов гражданских служб и коммерческих организаций.
нашивка суворовского училища золотые буквы шеврон с золотой вышивкой шеврон, вышитый металлизированными нитями Шеврон ВС РФ, вышитый золотыми нитями
Использование металлизированных нитей на флагах, вымпелах и штандартах. Вышивка гербов.
Благородный блеск золота на таких изделиях как флаги, штандарты, вымпелы и гербы дает понимание того, что перед нами не просто сувенирная продукция, а главные символы государства или корпорации. Именно эти, вышитые и красиво оформленные, изделия украшают кабинеты руководителей высшего звена, а также преподносятся в подарок на знаменательные даты.
Вышивка герба на флаге золотом и серебром Вышивка фамильного герба золотом и серебром Вымпел, вышитый золотыми нитями Герб Архангельской области, вышитый золотом и серебром
Вышивка золотом и серебром на сувенирах
Красиво и дорого будет смотреться любой сувенир, если его украшают узоры или надписи, нанесенные металлизированными нитями. На Новый год можно преподнести красный сапожок на камин с вышитым душевным пожеланием. Ко Дню защитника Отечества стоит заказать чехлы на подушки в автомобиль с названием марки машины. На 8-е Марта дамы будут рады получить мешочки для хранения мелких предметов или трав. Удачный презент подарит ощущение праздника, а эксклюзивная вышивка, нанесенная золотом или, к примеру, серебром, подчеркнет особое отношение к человеку.
Церковная вышивка золотом и серебром
Также золотом и серебром традиционно наносится церковная вышивка. Бархатные и шелковые ткани украшают религиозными символами, придающими сакральный вид облачению и атрибутам. Считается, что одежда духовных лиц и убранство храма должны своим внешним видом напоминать о Боге.
Особенности вышивки золотыми нитями
Ведущими производителями металлизированных нитей являются торговые марки: Gunold, Durak, Marathon, Madeira и Royal. Наиболее популярными оттенками остаются: золото, серебро, медь, бронза. Кроме того, современные технологии позволяют создавать нити с эффектом металлик и других цветов, например, молочного, красного, синего и т.д. Сочетание с обычными нитями позволяет наиболее выгодно подчеркнуть благородный блеск золота или серебра. Вышивка металлизированными нитями выигрышно смотрится на плотных тканях, таких как бархат или сукно, а также на тонких, таких как атлас или органза.
Нанесение изображения металлизированными нитями схоже с вышивкой стандартными материалами, однако их использование имеет некоторые особенности. К примеру, важно осуществлять правильное хранение материалов. Несоблюдение температурного режима или необходимого уровня влажности на складах ведет к тому, что нить попросту становится ломкой. При нанесении вышивки необходимо подбирать походящую толщину нити и регулировать ее натяжение. Широкий ассортимент сырья, качественное оборудование и большой опыт мастеров на вышивальном производстве позволяют наносить красивые узоры плотным и ровным застилом, избегая разрывов.
Уход за золотой вышивкой
Уход за золотой или серебряной вышивкой обычно не вызывает трудностей. Однако стоит придерживаться некоторых несложных рекомендаций:
- стирать изделия с вышивкой следует в воде не выше 40 градусов;
- не допускается скручивание и выжимание мокрых изделий. При намокании нити несколько теряют свою прочность, а после высыхания снова восстанавливают;
- гладить вышивку необходимо с изнанки или через ткань. Под воздействием высоких температур металлизированные нити могут повредиться, поэтому важно, чтобы утюг не касался вышивки.
При правильном уходе вышитые золотом или серебром изделия прослужат длительное время и будут радовать обладателя своей красотой.
История вышивки золотом и серебром
Первые упоминания об искусстве вышивки золотом на Руси встречаются в старинных документах с XI века. Изначально золотом расшивали церковные одежды и принадлежности: покрова, плащаницы, воздух и др. Особого мастерства в этом виде рукоделия достигли послушницы Городецкого, Арзамасского, Лысковского монастырей.
С XVI века зажиточные люди начали декорировать свою одежду и домашний текстиль вышивкой золотом. В простых крестьянских семьях вещи, расшитые золотом, встречались очень редко. Их бережно хранили и передавали в качестве приданого. На многих изделиях, сохранившихся до наших дней, можно встретить вышитые названия ателье и имена их владельцев, где была украшена вещь.
Кроме того, известно, что мастерицы-златошвеи объединялись в артели для совместной работы в городе Торжок. Труд был тяжелым и кропотливым, а материалы дорогостоящими, так как использовалась нить, которая представляла собой льняное волокно, обвитое тонкой проволокой сусального золота или серебра. Красивые узоры с природными мотивами или геометрическими орнаментами ложились на бархатные душегрейки, объемные сарафаны и валенки. Но наиболее ярко было принято украшать кокошник: на них накладывали и золотое кружево, и гибкие золотые веточки, и вставки из разноцветных камней, обрамленные золотой канителью.
В XX веке начали заменять золото более дешевым материалом. Так появились нити, которые обладали красотой и блеском драгоценных металлов по низкой цене, что позволило заняться золотным шитьем большему числу ателье и индивидуальных вышивальщиц.
Стоимость золотой вышивки
Цена вышивки золотыми и серебряными нитями зависит от:
- сложности программы;
- особенностей вышивки;
- количества стежков;
- тиража;
- срочности работы.
- Вышивка золотом на предметах интерьера
- Одежда и аксессуары, расшитые золотом и серебром
- Шевроны, вышитые золотыми и серебряными нитями
- Использование металлизированных нитей на флагах, вымпелах и штандартах. Вышивка гербов
- Вышивка золотом и серебром на сувенирах
- Церковная вышивка золотом и серебром
- Особенности вышивки золотыми нитями
- Уход за золотой вышивкой
- История вышивки золотом и серебром
- Стоимость золотой вышивки
Источник: www.zolotnit.ru
О чем гласят легенды золотного промысла
Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью — один из древнейших видов рукоделия, зародившийся около тысячи лет тому назад. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э.
Золотным шитьем называют вышивку металлическими позолоченными и серебряными нитями, а исполнявших ее мастериц – золотошвеями.
Искусство русских золотошвей занимает видное место в традиционном народном творчестве. Оно известно со времен Древней Руси по памятникам материальной культуры и письменным летописным источникам XII века. В старину этим ремеслом занимались женщины всех сословий многих городов русской земли.
Древнерусское художественное орнаментальное шитье золотными нитями и другими драгоценными материалами было предназначено для светского и культового обихода. Вместе с другими произведениями искусства оно создавало атмосферу пышности и богатства русского двора и церкви. Золотным шитьем щедро украшали одежду, облачения священнослужителей, предметы церковной утвари и убранства интерьеров, «конюшенный» убор, и другие предметы быта.
Вглубь истории
Легенды гласят, что вышивание золотом было известно еще фригийцам. Это искусство знал древний Египет, шитые золотом одежды носили властители Ассирии и Вавилона, расшивали золотом пояса и диадемы красавицы древней Греции. В первом тысячелетии до нашей эры искусство процветает в Китае, откуда и будет заимствовано монголо-татарами.
В V веке, после падения Римской империи, преемницей ее высокой культуры становится Византия. А в свою очередь преемниками изумительного искусства золотного шитья Византии стали раннеславянские государства: Киевская Русь в IX-XI веках, Болгария, Чехословакия, Польша.
Пришедшее в славянский обиход из Византии и стран востока искусство золотного шитья по-новому зазвучало у русских мастериц. Восточные узоры обогатились славянскими представлениями о красоте, слились с древними символами русской земли.
Русское шитье золотом и серебром расцвело на этих традициях и формировалось как глубокое национальное явление.
В XII-XIII столетиях в шитых золотом одеждах щеголяет английская и скандинавская знать, а в начале XIV века это искусство процветает почти во всех странах Европы.
Но в XVIII веке оно переживает упадок, а в XIX веке – исчезает повсеместно. Шитые золотом изделия начинают вывозиться за границу, как чисто русский сувенир. В XX веке Торжок остается единственным русским городом, сохранившим традиции древнерусского золотого шитья, и сегодня промысел все еще существует и активно развивается в древнем городе. Вышивание золотной и серебряной нитью, жемчугом и шелками приобрело здесь массовый промысловый характер и выработало свои особые художественные черты.
Что же представляет собой золотное шитье?
Так называется одна из сложнейших вышивок золотой и серебряной нитью по бархату, сафьяну, коже, сукну, кисее. Разнообразные технические приемы, применяемые мастерицами, выработаны не одним поколением вышивальщиц.
Шитье выполняется прядеными нитями из тонкой позолоченной или серебряной ленточки, накрученной на льняную или шелковую основу-нитку. Часто рукодельницы используют канитель – тонкую проволочку, свитую в спираль, иногда употребляют бить — узкую, тонкую полоску драгоценного металла, кроме того применяется тонкий золотой шнур.
В самых древних вышивках были свои особенности в технике исполнения. Мастерицы пропускали золотные нити сквозь ткань, обозначая на обратной стороне линию рисунка мелкими ровными стежками. Это шитье «на проем» или «в прокол». Оно считалось среди рукодельниц самым трудным. Однако позже вышивальщицы стали работать гораздо проще и удобнее для себя – «в прикреп».
Это техника, при которой золотные или серебряные нити накладываются на ткань и крепятся на ней поперечными стежками шелковыми нитками в цвет золота, серебра или наоборот контрастной нитью.
Существует множество видов шитья «в прикреп». Среди них легендарные торжокские высокие рельефные швы: литой, кованый, чеканный.
Различные методы наложения швов, сочетание самых разных узорных разделок на гладкой, сверкающей поверхности, рождают удивительную свето-теневую игру, составляют главную декоративную силу и эмоциональную выразительность золотного шитья.
Особенности новоторжского золотного шитья
XVIII век является временем расцвета золотошвейного искусства в Торжке. Орнамент золотной вышивки носит исключительно растительный характер — мелкотравчатый по волнистому стеблю. Узоры состоят из букетов, цветов, венков, усеянных цветами и плодами. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу.
Часто шили золотом по золотой же парче или тяжелый золотой узор клали на легкую, шелковую ткань. Широко применяли блестки, жемчуг, драгоценные камни и финифтяные вставки.
Изделия с золотным шитьём стоили недёшево, и в XIX веке был период серьёзного упадка промысла. Городские власти того времени проявили дальновидность и взяли на себя заботу о сохранении народной художественной традиции.
В далеком 1894 году по инициативе Д.Д. Романова, члена Новоторжской земской управы, был создан кустарный склад, а затем и первая золотошвейная мастерская.
Дата 1894 г. считается годом создания кустарного предприятия и служит началом основания ныне существующего предприятия «Торжокские золотошвеи».
Только в Торжке находится единственная фабрика в России, которая является производителем сувенирно-подарочной, геральдической и культовой продукции с использованием многовековых традиций ручной вышивки золотными и серебряными нитями в производственных масштабах.
Золотошвейное искусство, пронесённое новоторами через века, сегодня продолжает развиваться в совершенно новых формах и рамках. Красота и самобытность древнего народного промысла придают изделиям, украшенным золотной вышивкой не просто исторический колорит, в них дышит народная память и вера.
Статья подготовлена и размещена в рамках реализация проекта Академия народного творчества «Изменять не изменяясь» Craft Space Event, который реализуется при поддержке Министерства культуры РФ в рамках национального проекта «Культура»
Источник: industryart.ru