Вышивка золотом или серебром

Золото, в силу своих уникальных свойств, с древних времен использовалось человеком для создания различных ювелирных украшений, предметов религиозного назначения, всевозможных статуэток, кубков, им украшались оружие и доспехи знатных рыцарей, отливались различные бытовые предметы для королевских фамилий и вельмож. Но кроме всего этого, золото нашло применение еще в одной области человеческой деятельности, на первый взгляд, не имеющей с этим благородным металлом ничего общего — это вышивка и шитьё золотой нитью элементов одежды.

Золотное шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитьё относятся ко II веку до н.э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу.

Золотое шитье .деталь палицы 17 век Золотое шитье.Деталь вышивки 17 век

Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.

Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро).

Тончайшая работа вышивка золотом и серебром

Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спрядённую нить, которую так и называли прядёной. Позже стали изготавливать прядёную нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название «скань».


На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.


Золотошвейные работы выполнялись в те далекие времена в монастырях. В XV в. золотое шитьё стали применять и для украшения одежды богатого люда. На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат».

Золотное шитье, возникшее на Руси с принятием христианства (988 г.), сформировалось, как и иконопись,
под непосредственным влиянием Византии. «Золотошвейка» А.Шилов.

Золотое шитье .Деталь оплечья 17 век Золотое шитье .Деталь фелони.Конец 18 века

К ХVIII в. в России сложилось несколько центров, где процветало и развивалось искусство шитья золотными нитями. На севере это Олонец и Каргополь, на северо-западе – Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец, представляющие одну из самых ярких и малоизвестных страниц традиционной народной художественной культуры Нижегородской земли

Читайте также:
Хромат серебра осадок или нет

Как я первый раз шила сумочку и вышивала золотом || Традиционное золотное шитьё || ручная вышивка

Время ее возникновения теряется в веках, а бытовала она вплоть до начала ХХ в.
В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов ХVIII–XIX вв., вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

Пелена подвесная 17 век.

Кафтан и камзол Петра I. Деталь 1724г

ГОРОДЕЦКАЯ ЗОЛОТНАЯ ВЫШИВКА

Городецкая золотная вышивка традиционно отличается необыкновенным многообразием технических приёмов. Изначально вышивка пришла в нижегородский край вместе со старообрядцами и продолжила традиции древнерусского шитья.

Во второй половине XIX в. пышные узоры, напоминающие золотошвейные мотивы XVI – XVII вв., сменили натуралистические рисунки с изображением роз, лилий, шиповника, заимствованные из печатных изданий. В отличие от торжокской вышивки, нижегородское золотное шитье не имело сложной фактурной разработки поверхности. Небольшие формы растительного узора заполнялись золотой или серебряной нитью с помощью гладевых стежков, которые укладывали по контуру узора ровным плотным слоем. Подобной вышивкой украшали праздничные женские сарафаны, головные уборы, платки и косынки.

Излюбленные мотивы золотного шитья – цветы-розетки, раскрытые розы, листья, грозди винограда. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса. Освоить технологию этого вида вышивки могла далеко не каждая мастерица. Орнаменты золотного шитья вышивались по вырезанному из бересты шаблону – «карте». После того как «карту» зашивали металлическими (золотыми или серебряными) нитями узор приобретал четкие очертания и рельефные формы.

Мастерицы Городца славились своим умением украшать золотным шитьём платки, сарафаны, душегреи, предметы культового обихода. Ткани – шёлковые, шерстяные, бархатные – отбирались особенных тонов – лиловые, сиреневые, чёрные, вишнёвые, реже – белые, что придавало изделиям особенную изысканность. В орнаменте городецких вышивальщиц нередко присутствовала виноградная гроздь – символ благополучия.

Следует отметить, что золото применялось для изготовления нитей лишь в глубокой древности. Со временем оно заменялось либо тонкой позолотой металлической основы, либо материалами, имитирующими золото. Потому вышивка называется «золотная», то есть изображающая драгоценный металл.

Источник: kazanocheka.livejournal.com

Золотное шитье

Золотное шитье

Золотное шитье – техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Золотошвейная вышивка применялась в основном при расшивке головных уборов, обуви из бархата, деталей мужского и женского костюма.

Ключевые слова
Форма бытования ОНКН
Место бытования
Республика Татарстан
Республика Татарстан
Конфессиональная принадлежность

Этническая принадлежность

Развернутое описание ОНКН

Вышивка – один из самых традиционных и древних видов декоративного творчества татар, который получил наибольшее распространение. Тесная связь многих вышитых изделий с бытовыми обрядами, отличающимися сравнительно большой устойчивостью, способствовала сохранению в вышивке традиционных технических приемов и орнаментики. Простота техники исполнения делала вышивку доступной каждой женщине и способствовала ее широкому распространению.

Читайте также:
Крутые комнаты в аватарии за серебро

Материалом для изготовления изделий служили различные ткани: самодельное и покупное полотно, шелк, парча, бархат. Популярны были голубые, синие, фисташковые, зеленые, золотисто-желтые, бежевые, фиолетовые и реже – малиновые, красные ткани. Использовались шерстяные, шелковые нити, мулине, канитель, бисер [1, c.120] . Татарские рукодельницы владели разными способами вышивки – разнообразная гладь, ковровый, тамбурный шов, шитье бисером, золотом, канителью, аппликация (ушковая техника) и др.

Из всех видов вышивки золотное шитье является самым трудоемким и дорогостоящим. Для этого вида шитья использовали специальные нити из золота и серебра. Чтобы сделать такую нить, металл выделывали в очень тонкую проволоку, которой по спирали обвивали льняные или шелковые нити, или пользовались для шитья непосредственно самой проволокой.

Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже, украшали жемчугом и самоцветами. Понятно, что и материалы для работы, и готовые изделия получались очень дорогими. Поэтому позднее нити были заменены на более дешевые, т.н. позолоченные, в которых было всего 2-3 % золота. По этой причине декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым [11, с. 66].

История золотошвейного искусства

Золотошвейное искусство поволжских татар имеет древние корни. Классические приемы шитья золотом были известны татарам уже со времен Волжской Булгарии. В фондах Национального музея РТ хранится образец старинной золотошвейной вышивки, выделяющейся прекрасными декоративными качествами и художественной выразительностью.

Вышивка выполнена на своеобразном покрывале (менд ә р япмасы), весьма ветхом по своей сохранности. Богато вышитые покрывала по своему назначению были связаны со свадебными обрядами и дарились невестой жениху, украшая затем постель новобрачных. Эти покрывала, в отличие от современного их понимания, представляли собой своеобразный подзор для подушки. По форме это был четырехугольный кусок ткани из тонкого полотна, украшенный золотошвейной вышивкой.

По мнению некоторых исследователей, представленный образец золотошвейной вышивки является промежуточным звеном между вышивками волжских булгар и казанских татар [3, с. 89-90]. По использованию старинных видов вышивальной техники («в прикреп» и «в лом»), ее можно отнести к творчеству булгарок, по характеру же трактовки цветочного букета, его развитой композиции — к произведениям татарских вышивальщиц конца XVIII-XIX вв. По ряду вышеуказанных стилистических признаков вышивку мо жно отнести к XVI-XVII вв. [3, с. 89].

Первые сведения о вышивке обуви и головных уборов у волжских татар имеются в трудах академических исследователей и путешественников XVIII века. Как отмечает И.Г. Георги, казанские татары изготавливали обувь, «швы и задники которых так богато вышиты золотом и серебром, что пара их стоит от 20 до 25 руб.». По словам исследователя, головные уборы, так называемые «скуфейки» сплетали из волос и так же вышивали золотом, а шапки украшали бисером [6, с.12-13].

Читайте также:
Обкладки конденсатора могут выполняться из серебра

О том, что вышивка ичигов и головных уборов составляла основную отрасль промышленного труда у татар, впервые в печати сообщил известный казанский ученый, профессор К. Фукс. В своем исследовании «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях» ученый пишет, что татарки занимаются вышиванием скатертей, платков, полотенец. «Ежели у них гости, или кто из посторонних, то все их рукоделье вывешивается по стенам на веревочках и столы покрываются разноцветными скатертями» [19, с. 33-34]. Как отмечает ученый, в рассматриваемый период вышивка бытовала не только как домашнее рукоделие, но и как промысел. По словам К. Фукса, среди татарок из трудящихся слоев населения Казани есть хорошие портные, золотошвейки, которые «вышивают превосходно тебетейки, нижут их жемчугом и украшают камнями также башмаки, ичеги» [19, с. 33-34].

Определяя характер и стоимость головных уборов и обуви, К. Фукс приводит следующие данные: «тюбетей (такья): богатая, вышитая золотом, в 60 рублей, обыкновенная в 5 рублей»[19, с. 14]; «ичиги (читык) – красные, желтые и зеленые сафьяновые ботинки, искусно выстроченные шелком, ценою в 9 рублей; шитые золотом, ценою от 18 до 30 рублей»; «туфли из красного сафьяна, шитые золотом, ценою от 7 до 10 рублей»[19, с. 15].

О том, что «местные татарки много шьют золотом и серебром по бархату и сафьяну» отмечает и исследователь русского прикладного искусства С.А. Давыдова. Она пишет, что «все части подушек, ячеток, чаплашек и пр., вышиваемые золотом, изготавливаются мастерицами-татарками» [8].

Уже в первой половине XIX века в Казани существовали мануфактурные формы организации ичижно-каляпушного производства. Как сообщает К. Фукс, в 1840-е годы в Казани функционировали две фабрики купцов М.Ю. Абдуллина и М.Ф. Файзуллина, «где в большом количестве вышиваются шелком и золотом так называемые ичеги, или ботинки.

Кроме этих двух больших фабрик, вышиванием ичег занимаются многие татары» [19, с. 125]. Среди производителей золотошвейных головных уборов стоит отметить купеческую жену Х.М. Апакову, представивш ую изделия на Первой мануфактурной выставке в Казани в 1837 г. [20].

На основе сложившейся школы вышивального мастерства в конце XIX века татарская вышивка золотом, наряду с ичижным ремеслом, оформилась как профессиональный промысел (так называемый «каляпушный» промысел) по производству золотошвейных головных уборов и бархатной обуви [4, с. 150]. Согласно статистическим данным, к концу XIX века вышиванием обуви и головных уборов в Новой и Старо-татарской, Кизической, Адмиралтейской, Игумновой, Суконной слободах занимались около двух тысяч человек, а в Казанском уезде – свыше десяти тысяч.

Кустарями каляпушного промысла производилось и доставлялось в магазины г. Казани около 50 тысяч головных уборов в год [13, с. 58]. За одно вышитое золотом изделие мастерица получала 25-30 коп. Более опытные золотошвейки зарабатывали в день 1 руб. 50 коп — 2 руб. Стоимость колпака или тюбетейки, вышитая серебром, золотом и жемчугом составляла 2-х до 70 руб. и подороже [13, с. 59].

Наиболее крупной фирмой в конце XIX в., которая занималась изготовлением и торговлей тюбетеек, каляпушей и калфаков, была фирма Г. Сабитова. Помимо основной торговли в Казани, филиалы фирмы имелись на Нижегородской, Мензелинской, Бугульминской и других ярмарках. Изделия фирмы Г. Сабитова были признаны лучшими на всем общероссийском рынке и удостаивались наград на промышленных выставках в России и за рубежом [9, с. 75]. Например, в XIX в. они были награждены золотой медалью в Лондоне (1884 г.), серебряными медалями в Амстердаме (1883 г.), Казани (1886 г. и 1890 г.), Париже (1888 г.), Нижнем Новгороде (1896 г.)

Читайте также:
Серебро для чеканки денег

Как отмечает Г. Залкинд, в конце XIX в начале ХХ века золотошвейная работа стала угасать в силу сокращения спроса на богато расшитых тюбетеек зажиточными татарами. Это было связано с активизировавшимся на рубеже веков процессом вытеснения национального костюма общеевропейским. К тому же, большое распространение получили тюбетейки из темной материи, если и с золотой вышивкой, то самого скромного размера, чаще же без всякой вышивки [10, с. 49]. Промысел начал терять мастеров своего дела, а это впоследствии могло привести к вырождению традиционного искусства.

В советское время в активизации темпов восстановления золотошвейного промысла заметную роль сыграла Выставка культуры народов Востока, которая прошла в Казани в 1920 г. Среди экспонатов были представлены и образцы татарской вышивки, в частности, тюбетейки вышитые золотом и серебряной канителью [5, с. 39 ] . В организации выставок большую роль сыграли первые советские собиратели, исследователи и пропагандисты татарского народного искусства Н.И. Воробьев, П.М.

Дульский, Г.Ш. Шараф, Б.Ф. Адлер, М.С. и А.К. Губайдуллины.

В своем исследовании Г.М. Залкинд упоминает о функционировании в 1929 г. первой казанской женской кооперативной артели по производству вышитых головных уборов «Азат хатын» («Свободная женщина»). Мастерская артели помещалась в Ново-Татарской слободе на верхнем этаже небольшого двухэтажного деревянного домика.

Помещение мастерской занимало 5 комнат, из которых четыре были отведены мастерицам, разбитым по процессам производства, а одна комната составляла приемную готовых изделий и склад материалов. В мастерской работало 25-30 работниц, а на дому — 125 человек. В 1920-1930-е гг. артель работала в периферии Татарского союза промысловой кооперации Татпромсоюза [10, с. 53].

В обозначенный период центры каляпушного промысла были сосредоточены в основном в Казани – в Ново- и Старо-Татарской, Суконной, Кизической, Адмиралтейской, Игумновой слободах, и в Заказанье – в Арском и Дубъязском кантонах ТАССР (ныне – Арский и Высокогорский районы Республики Татарстан) [14].

По данным исследователя Г. Залкинда в производственных мастерских Казани было занято 896 человек (288 – женщин, 608 – мужчин). Из них в 1929 г. 234 человека вошли в кооперацию Таткустпромсоюза, организовавшем общие производственные мастерские [10, с. 22-23].

К сожалению, в конце 1920-х годов художественный уровень изделий золотошвейных мастерских стал падать, а вскоре промысел совершенно угас на долгие годы. В советский период производство бархатной обуви и расшивка е е вышивкой сохранилось на Арском производственном объединении национальной обуви. В этнографическом фонде Национального музея РТ сохранились образцы Арской фабрики 1980-х годов.

Читайте также:
В обменном пункте можно совершить одну из двух операций за 5 золотых получить 6 серебряных

Источник: www.tatcultresurs.ru

Вышивка золотом или серебром

  • 23
  • 34
  • 7
  • 3

5 лет назад

есть настоящие шедевры

5 лет назад

Жар-птица это уже классика, не так ли? Мне лично все вещицы понравились, но Жар-птица это ТАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИДЕЯ для подобной вышивки!

5 лет назад

Егория, Ваши статьи очень информативны — читаю всегда с интересом.
Вот и в этой теме много нового для меня. , в частности, сам процесс изготовления золотых нитей для вышивки.
Мне всегда нравилось сочетание золота с тёмно-синим фоном — это классика. Здесь ещё с тёмно-вишнёвым — тоже потрясающе.
СПАСИБО!

5 лет назад

5 лет назад

есть настоящие шедевры

5 лет назад

Спасибо, Mr. Purgen! Со Светлыми Праздниками Вас! Доброполучия и крепкоздравия! Замечательных дней праздничных )

5 лет назад

Жар-птица это уже классика, не так ли? Мне лично все вещицы понравились, но Жар-птица это ТАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИДЕЯ для подобной вышивки!

5 лет назад

Елена, — !!
Хохлома, золотное шитье — напрочь опровергают изречение, что мы живем в подлунном мире!

5 лет назад

Егория, откровенно говоря, я хорошо отношусь и к солнечному свету и к лунному. Солнечный свет для меня это ТЕПЛО, а лунный свет это ВДОХНОВЕНИЕ!

5 лет назад

Елена, вот только свет солнечный — только ТЕПЛО, а вот лунный — .. ) не только ВДОХНОВЕНИЕ.
Но работается, действительно как-то мне получше по ночам ..

5 лет назад

Егория, я поняла Вас, но получается в итоге ВДОХНОВЕНИЕ! ВДОХНОВЕНИЕ для жизни!

5 лет назад

Елена, ну .. со всеми моими — впечатлительностью, восприимчивостью . повышенным воображением .. пока — да: получается только ВДОХНОВЕНИЕ .. для жизни ) — !!

5 лет назад

Спасибо за очень интересную тему!

5 лет назад

Очень люблю народно — прикладное творчество и уважаю труд, который хранится в предметах и изделиях, созданных с любовью и мастерством. Спасибо за интересный и познавательный материал, очень понравилось тема поста.))

5 лет назад

5 лет назад

Егория, Ваши статьи очень информативны — читаю всегда с интересом.
Вот и в этой теме много нового для меня. , в частности, сам процесс изготовления золотых нитей для вышивки.
Мне всегда нравилось сочетание золота с тёмно-синим фоном — это классика. Здесь ещё с тёмно-вишнёвым — тоже потрясающе.
СПАСИБО!

Источник: obiskusstve.com

Рейтинг
Загрузка ...