Поговорим о цвете.
В ы знаете, как выглядит , например, цвет экрю?
Или жиразол , маренго , сомо? 🙂
Мне стало очень интересно: что же обозначают такие названия? Оказалось, что их тьма-тьмущая. От нормальных до невменяемой экзотики. Ринулась искать информацию, разместила самые убойные обозначения. Кому интересно – читайте:)
Аделаида, аделаидин — [от Аделаида (др.-герм. ‘благородный’ + ‘состояние, положение’) — имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] — красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в. В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. «Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида» (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.
Адрианопольский — ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. У Даля адрианопольский — [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] – ярко-красный, краска из марены.
Названия цветов, от Абрикоса до Янтаря — ColorScheme
Ализариновый — цвет красных ализариновых чернил.
Амарантовый — цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения «амарант» красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец — красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.
Амиантовый — цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего — о цвете неба.
Аспидный — цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.
Афалина — [от афалина ‘млекопитающее семейства дельфинов отряда китов’] – серебристый зелено-голубой.
Базарного огня — определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. — в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский — [от баркан ‘плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа’
Бедра испуганной нимфы — оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет «бедра нимфы». Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался «бедром испуганной нимфы», а солдатский «ляжкой испуганной Машки».
Берлинская лазурь, берлинская синь — [по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий. Также
Бизон — темно-оранжевый.
Какой цвет глаз самый крутой?
Бисмарк — [от Бисмарк – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] — серовато-желтый или коричневый.
Бле-раймондовый, бле-реймон — [от франц. bleu ‘синий’ + мужское имя Raymond (Раймон(д))] – оттенок синего цвета.
Бристольский голубой — ярко-голубой.
Брэнсолитеровый — [от франц. brun solitaire ‘единственный (в своем роде) коричневый или смуглый’; другое значение solitaire ‘драгоценный камень’] – оттенок коричневого.
Вайдовый — темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось .
Вердепешевый — [от фр. vert-de-pеche ‘зелень персика’] — желтоватый или розоватый оттенок зеленого цвета, аналогичный цвету незрелого персика. Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX в.
Вермильон, вермильоновый — [франц. vermillion ‘ярко-красный, алый; румянец’] — ярко-алый с оранжевым оттенком.
Виардо — [искаженное фр. vert d’eau ‘зелень воды’] – светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень.
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубиной шейки — оттенок серого.
Гридеперливый — жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.
Гуляфный — астрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.
Драконий крови — это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.
Дроковый — ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.
Жиразол — молочный с радужным отливом, жиразол — старое название благородного опала.
Жирафьего брюха или брюха жирафа — сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».
Жонкилевый — золотисто-желтый, жонкиль — один из видов рода нарцисса.
Зекрый — светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.
Инкарнатный — (от лат. ‘сarneus’ мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.
Кармелитовый, капуциновый — чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: «кармелитовый», «капуциновый» и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок «жженого хлеба» или «жженого кофе» и «лесных каштанов».
Касторовый — темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кипенный, кипенно-белый — белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.
Колумбиновый — (от франц. ‘colombin’ голубь) голубиный, сизый.
Куропаткины глаза — обозначен в периодике как светло-красный.
Лавальер — кожаный оттенок коричневого — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лилейный — нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.
Маренго — серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер — светло-серый.
Марин, марина — цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур — оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь — Rose Pompadour.
Массака — темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в «Войне и мире», правда, там он «масака»: «На графине должно было
Мурамный, муаровый — травянисто-зеленый.
Накаратовый — оттенок красного, «жаркий», алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) — темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».
Облакотный — цвета облака.
Орельдурсовый — рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.
Офитовый — цвета офита, зеленоватого мрамора.
Прюнелевый — оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый — (от испорченного «букет»), расписанный цветами. У Островского: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский».
Розовый пепел — нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Синетный — церковное слово, означающее «сплошь синий».
Сольферино — ярко-красный. Этот оттенок стал особенно популярным после 1859 года, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.
Сомо, сому (сомон) — от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный — розовато-желтый. Встречается в «Войне и мире».
Танго — оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле «Креольское правосудие».
Фернамбук — изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука — красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.
Циан — также сине-зелёный, ядовито-синий, цвет морской волны.
Чесучовый — цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шамуб — [от франц. ‘chamoi’ верблюд] светлый рыже-коричневый.
Шартрез — жёлто-зелёный.
Шмальтовый — голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю — цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый, кремовый.
Юфтевый, юфтяной, юхотный — кожаный оттенок коричневого — желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Яхонтовый — красный, фиолетовый или темно-голубой.
Источник: valentinna.livejournal.com
Какой цвет называют яхонтовым? С какими цветами сочетается?
Сразу вспоминается выражение «яхонтовый мой». Яхонт относится к рубину или сапфиру. То есть это красный, фиолетовый или темно-голубой. Это цвет имеет под собой множество оттенков,от этого и зависит с чем этот цвет сочетать.Белый. Это идеальный вариант для сочетания с ярко красным. Притом оттенок белого должен быть белоснежным.Серый.
Сочетание серого с красным выглядит очень мягко и гармонично. Черный. Сочетание красного с черным создает впечатление шика, роскоши, а главное вкуса.Это классические сочетания.Фиолетовый — последний из шести цветов спектра одновременно является и самым тёмным. Он образуется смешением двух основных – горячего красного и ледяного синего. По этой причине он достаточно сложен – ведь ему приходится примирять противоречия двух этих совершенно разных по психологическим характеристикам колеров – спокойного и буйного.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Источник: www.bolshoyvopros.ru
Не каждый карбункул — яхонт
«Яхонтовый ты мой, драгоценный, цветочек мой лазоревый», — и сразу повеяло русскими сказками с их невыносимо прекрасным, но местами непонятным языком. Яхонтовый — это какой вообще? Что это означает?
Лал, яхонт, яспис, адамас, кровавик, смарагд, алатырь — все это старинные названия ювелирных камней. Сегодня и правда многие из них встречаются только в книжках. Яхонтом славяне называли корунд. Он мог быть червленым (тёмно-красным) и лазоревым (оттенок голубого). Красиво звучит, а?
Гематит в переводе с греческого значит кровавый. Именно кровавиком величали камень на Руси. В камне присутствует железо. Если порошок гематита попадает в воду, она приобретает характерный кровавый цвет. Отполированный же гематит напоминает черный жемчуг.
Кстати, знаете, как самый дорогой жемчуг называли? «Гурмыжский» или «бурмицкий». И тут тоже нет особого секрета. «Гурмыжским морем» был раньше Персидский залив.
Многие старинные названия камней возникали как ошибка перевода, искажение. Адамас — ни что иное как алмаз. Переводится — «непобедимый». Он и правда невероятно твердый. «Адамас» — перевод точный, а «алмаз» — прижившаяся искаженная форма.
Про фируз/пируз тоже нетрудно догадаться по звучанию. Так говорили о бирюзе. С персидского слово переводится как «победитель». Бирюза по сей день символ победы. И на поле боя, и в любви.
Родонит был известен как «бакана» или «орлец». С последним вариантом названия связана занимательная история. Камень часто находили в гнездах орлов. Внешне он напоминает куски мяса, вот птицы по ошибке и тащили «съестное» домой.
Какие еще названия ювелирных камней вы можете встретить в книгах и кино?
«Ишме», «яспис», «яшаб» — знакомая нам яшма.
«Карбункул» — гранат насыщенного оттенка. Славяне его еще называли углевиком или огневиком.
А вот по поводу камня алатыря до сих пор существуют разночтения. Дело в том, что алатырь — мистический камень-прародитель, герой преданий и легенд — очень пространно описан. Белый, горючий, способный расти, родом с Белого моря — вот, собственно, и всё.
За звание «того самого» сражаются янтарь и кварц. Янтарь — горючий, целебный. Родина его — остров Буян из старых добрых сказок (Рюген в Балтийском море). Одна незадача: не весь янтарь бел. А вот кварц как раз цветом очень даже подходит.
Кристаллы кварца также способны к росту и водится он на севере, на островах Белого моря. Чем не алатырь?!
Нам лично оба варианта нравятся одинаково. Мы вообще за любую историю, если она хоть как-то связана с ювелиркой.
Вам какую рассказать следующей?
Источник: dzen.ru