Яйца Фаберже: 5 удивительных историй легендарной коллекции
Какой секрет хранило первое яйцо Фаберже, почему стиль модерн не любили при дворе, и кто мог позволить себе подобную покупку, кроме Императорской семьи? Рассказываем 5 историй легендарной коллекции
Первые ассоциации, которые приходят в голову, при слове «Фаберже», это – роскошь и семейные обычаи царской России, традиция подарков и, безусловно, легендарная пасхальная коллекция яиц. Их изготавливали для царской семьи мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже еще в XIX веке.
Несмотря на удивительную внешнюю красоту изделий, главный секрет всегда хранился под драгоценной скорлупой. Внутри каждого яйца помещался «сюрприз» – статуэтка животного, кольцо, миниатюра, портрет царской семьи или драгоценный камень.
О произведениях фирмы Карла Фаберже мечтали все, кто видел их хотя бы раз, и ценовая политика ювелирного дома позволяла им быть не только царским подарком: в коллекциях Фаберже всегда были изделия, доступные даже студентам Петербурга той эпохи.
Как устроены яйца Фаберже — взгляд изнутри
С 1885 по 1916 год включительно ювелирный дом изготовил 50 пасхальных яиц по императорскому заказу. И сегодня крупнейшая в мире коллекция произведений Карла Фаберже представлена в Музее Фаберже на набережной реки Фонтанки, 21 в Санкт-Петербурге, который рассказал Westwing о пяти самых ценных экспонатах.
Пасхальная традиция
Самое первое яйцо «Курочка» было заказано царем Александром III ювелирному дому Фаберже в 1885 году как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Первоначально это должна была быть точная копия французского пасхального яйца начала XVIII века. Однако Карл Фаберже отверг эту идею и создал собственную, оригинальную и элегантную вариацию.
Оно не только внешне напоминало яйцо (хотя было сделано из золота), но и на ощупь, потому что было шероховатым, как настоящая скорлупа. Такого эффекта мастер добился благодаря опаковой эмали. Внутрь Александр III попросил поместить маленькое яйцо «из какого-нибудь драгоценного камня», посчитав, что «это может быть очень мило». Выслушав наставление императора, Карл Фаберже решил пойти дальше и сделал «сюрприз в сюрпризе».
Когда Мария Федоровна открыла пасхальный подарок, то обнаружила золотой желток из двух половинок, а раскрыв его, увидела курочку из разноцветного золота. Но на этом сюрпризы не закончились, потому что внутри птички оказалась крошечная императорская корона, выполненная из алмазов. Воистину, царский подарок!
Императрице так понравился подарок, что идея дарить такие пасхальные яйца стала традицией для императорской семьи. И отныне каждый год на Страстной неделе Карл Фаберже передавал императору очередной шедевр.
Фото: Пасхальное яйцо «Курочка». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже.
История легендарных Яиц Фаберже
Пропавший сюрприз
Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное в одноименном стиле по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа. Так, форма старинной овальной шкатулки, взятой Фаберже за основу, была преобразована в форму яйца, размещенного по горизонтали. Внешняя часть выполнена из агата и украшена золотой, покрытой полихромной эмалью оправой с золотыми львиными маскаронами и драгоценными камнями. На верхней половине бриллиантами была выложена дата его создания.
Главная тайна крылась в другом: «А был ли внутри сюрприз?». Историки, исследовавшие этот вопрос, не нашли упоминаний о внутреннем содержании подарки. Однако, среди материалов значился жемчуг, которым не украшалась сама скорлупа. Можно предположить, что внутри яйца-шкатулки лежало какое-нибудь жемчужное украшение – нитка, кулон, браслет, а возможно, окруженный жемчугами портрет «ангела Александра» – второго сына царской четы, умершего в младенчестве в 1870 году.
Была высказана идея, что внутри находилось хрупкое каменное яйцо «Воскресение» в шкатулке, украшенной жемчугом. Подобный экземпляр сохранился до наших дней, и ныне украшает коллекцию Музея Фаберже. Но имеет ли он связь с потерянным сюрпризом – покажут время и дальнейшие исследования.
Фото: Пасхальное яйцо «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Политика и вдохновение
Яйцо, созданное для Александры Федоровны к Пасхе 1897 года, было впервые посвящено важнейшему политическому событию – коронации Николая II.
Идею отделки драгоценной скорлупы Карлу Фаберже подсказали золотые мантии, в которые были облачены царь и царица во время коронации. Драгоценная скорлупа покрыта прозрачной желтой эмалью и сверкает, как тяжелая златотканая парча. Поверх без малейших зазоров укреплена сетка из накладных черных эмалевых орлов с алмазами, соединенных лиственными ветвями зеленого золота.
Сюрприз «Коронационного» яйца содержит крошечную копию кареты, в которой 9 мая 1896 года Александра Федоровна въезжала в Москву. Золотая миниатюра катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются после поворота крошечной золотой ручки, а изнутри с двух сторон выбрасываются складные подножки.
Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.
Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз огранки «роза», укрепленный на его верхней половине. Сквозь этот магический кристалл виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «O» (фита) – из рубинов. Внизу яйца укреплена алмазная «роза» меньшего размера, сквозь которую читается дата «1897».
В дальнейшем фирма Фаберже еще не раз обратится за вдохновением к российской истории конца ХIХ – начала ХХ века. Основой сюжета для пасхального яйца станет строительство Великого Сибирского железнодорожного пути и 300-летний юбилей династии Романовых.
Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.
Яйцо в стиле модерн
В конце XIX века в моду вошел новый стиль модерн. Императорская семья, в отличие от русской знати, прониклась передовым веянием и оформила интерьеры своей Нижней дачи в петергофском парке, а так же свои личные покои, в стиле ар-нуво. Особую любовь к нему питала царица Александра Федоровна, и Фаберже решил отразить эту привязанность в своем новом шедевре.
Яйцо «Ландыши» Николай II преподнес императрице в 1898 году в день празднования Пасхи. Скорлупа была покрыта прозрачной розовой эмалью, украшена вертикальными фризами алмазов огранки «роза» и жемчужными ландышами с алмазными лепестками. Ландыши – символы чистоты, юности и невинности – были любимыми цветами Александры Федоровны.
Сюрпризом яйца стали миниатюрные акварельные портреты Николая II и двух маленьких дочек царской четы, Ольги и Татьяны, в виде трилистника, «распускающегося» при нажатии на жемчужную кнопку.
Трогательный подарок тронул сердце мечтательной Аликс, воспитанной в духе викторианской сентиментальности.
Фото: Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, художник-миниатюрист И. Цейнграф.
Символ счастья герцогини Мальборо
Помимо членов императорской семьи, уникальные пасхальные яйца с сюрпризами могли приобрести представители титулованной и промышленной элиты.
Например, обладательницей такого ювелирного шедевра стала английская герцогиня Мальборо. В 1902 году она приехала в Санкт-Петербург и присутствовала на балу в Зимнем дворце. Великолепие русского двора, самого блистательного в Европе, поразило искушенную роскошью аристократку.
С собой на родину она увезла помимо прочего изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы с бриллиантовой стрелкой-змеей. Скорлупу драгоценного подарка украшала гирлянда цветов из четырехцветного золота, которая переливалась всеми цветами радуги.
Фото: Яйцо герцогини Мальборо. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Стрелки-змеи были символом супружеской верности и постоянства, однако символом счастья для супружеской четы Мальборо так и не стали. Брак был расторгнут, а в 1926 году герцогиня продала яйцо на благотворительном аукционе. Оно сменило несколько владельцев, прежде чем попасть к магнату Форбсу.
ИсточникРоковые яйца
Фаберже
Долго говорили мне про яйца Фаберже. Я к ювелирным украшениям отношусь спокойно. Честно сказать, вообще никак. Но творения Карла Фаберже в этом плане интересны. Во-первых, форма какая, а во-вторых, судьба.
Они стали легендой. За ними охотились коллекционеры, про них снимали фильмы. Шутка ли, даже легендарный Агент 007 к ним прикоснулся. Их копировали, их воровали, ими восхищались… Но невозможно повторить легенду. Эти яйца стали символом роскоши, расцветшей накануне великой катастрофы.
Это были роковые яйца!
Немного истории. Яйца дарили к Пасхе, и в Пасхе есть секс. Это не секрет. Традиции праздника уходят корнями в древность. А в языческих верованиях тема секса никогда не была запретной.
Так, например, рождение богини Афродиты, согласно одному из древнегреческих мифов, произошло так. Гея, богиня земли, устав от измен своего супруга Урана, попросила младшего сына Кроноса облегчить свою судьбу. Тот оскопил отца серпом.
Схватив отрезанные гениталии левой рукой (с которой с тех пор связаны плохие предзнаменования), он зашвырнул их вместе с серпом в море близ мыса Дрепан. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились богини мести эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня), а от капель крови и семени, упавших в море, — богиня Афродита. Богиня любви возникла из морской пены обнажённой и на раковине (античном символе женских гениталий), добралась до берега. Там, где ступала Афродита, вырастали травы и цветы.
Зевс, который впоследствии сменил своего отца Кроноса, тоже обладал огромной сексуальной активностью. Он проникал к своим любовницам и в виде лебедя, быка, облака и даже золотого дождя. Короче говоря, секс был везде, и не только в Греции.
Но вернёмся к Пасхе. Куличи и яйца. Тут всё просто: это фаллический символ, изначально не имеющий к христианству никакого отношения. Яйцо — это отголосок мифа о рождении богини Астарты в древней Месопотамии. Она родилась из яйца, брошенного в реку. Богиня символизировала собой женское начало, красоту, власть и плодородие. С куличом всё проще — это мужской детородный орган.
Без него, как говорится, зачатие невозможно. А какая весна без секса? Вокруг вся природа с ума от гормонов сходит, чем люди-то хуже?
Шло время, традиции смешались, о происхождении символов все забыли. Яйцо стало ассоциироваться с Христом, превратилось в символ вечной жизни. Были, конечно художники, которые видели в этом символе сексуальный подтекст. Николай Васильевич Гоголь, например, говоря об идеальной женской красоте писал: «У неё было гладкое, как яйцо, лицо». Но Гоголь всегда был особенный, что с него взять?
История яиц Фаберже началась с милого подарка императора Александра III своей супруге Марии Фёдоровне на пасху. Императрица была родом из Дании. В сокровищнице датской короны хранилось несколько ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризом. Фаберже должен был сделать что-то подобное. Всё было незатейливо.
Белое яйцо открывалось, внутри оно было золотое, и там сидела курочка. В курочке была маленькая императорская корона и цепочка с рубиновым кулоном. Подарок так понравился Марии Фёдоровне, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром. На каждую Пасху он должен был делать новое произведение.
Мастеру давалась полная творческая свобода, он должен был соблюдать только два условия: модели не должны были повторяться, в каждой из них должен был быть сюрприз. После смерти Александра III Николай II стал заказывать у ювелира уже по два яйца. Одно — для своей матери, другое — для жены. Так яйца стали символом русской монархии. Каждое из них стоило огромных денег.
Ювелиры не экономили на материалах. Это была поразительная роскошь. Проблема только в том, что времена тогда были очень тяжёлые.
Люди часто смотрят в прошлое с ностальгией. Многим кажется, что раньше было лучше. Кто-то даже Сталина с любовью вспоминает. Не удивительно, что и конец XIX века теперь воспринимается как романтичное и великолепное время. Только вот это не совсем так. Постоянный голод, слабая экономика, ужасное положение рабочих.
Революции не происходят просто так — всегда существуют причины.
Император дарил яйца даже в годы первой революции. Что, конечно, немного кощунственно после событий «Кровавого воскресенья», когда после Рождества правительственные войска расстреляли мирную демонстрацию.
В 1912 году Николай II сделал своей матери и жене особенно шикарные подарки. А страна переживала последствия страшного голода, унёсшего почти два миллиона жизней. Правительство не переставало экспортировать хлеб даже из тех регионов, в которых положение крестьян было особенно тяжёлым. А потом ещё и война началась. Первая мировая.
Сейчас её нечасто вспоминают. Но именно она и определила судьбу всего мира. Российская империя вступила в крупнейший на тот момент военный конфликт с абсолютно неподготовленной армией, экономикой, не способной приспособиться к условиям военного времени. Итог всем известен. Революция, расстрел царской семьи и многое другое. Но яйца дарили и в это время.
Теперь символ вечной жизни говорил о смерти.
Военные яйца стали последними. Их подарили в 1916 году. А потом императора свергли, взяли под охрану, стало не до яиц, да и денег уже не было. Подарки на пасху 1917 года никто не получил, да и Фаберже из страны уехал вместе со многими другими мастерами своей фирмы. Поселился в Финляндии, там и умер.
А коммунисты, захватившие власть, большинство яиц императорской фамилии себе присвоили, народным достоянием объявили, а при Сталине продали часть из них по дешёвке. Нужны были деньги на трактора, а тут императорские яйца под рукой. Шедевры Фаберже продавали по четыреста долларов США за штуку. Продешевили товарищи коммунисты.
Но вернёмся к военным подаркам. Это был 1916 год. В то время Николай II мечтал о скорой победе. Хотел Стамбул захватить. Художнику Васнецову новую форму заказали разрабатывать в стиле русских богатырей. В ней войска должны были на параде победы в Царьграде маршировать.
Но по иронии истории в эту форму нарядили Красную армию.
Символ вечной жизни превратился в символ смерти. Яйцо опиралось на артиллерийские снаряды, а внутри была миниатюрная картина, на которой Николай II со своиv сыном Алексеем приветствовали войска. Это была красивая сказка, полностью не соответствующая реальности. Сказка закончилась трагедией. Царскую семью расстреляли.
А яйца? Они разъехались по странам, попали в частные коллекции или затерялись в истории. Они стали символом эпохи. Расцветом роскоши накануне великой катастрофы.
Источник