Почему старательская добыча янтаря в Калининградской обл. незаконна?
Посмотрел на федеральном пропагандоне «Россия-24» фильм Эдуарда Петрова «Ловцы янтаря» (https://www.vesti.ru/videos/show/vid/813853/cid/4321/):
Ежедневно в Калининградской области тысячи ныряльщиков выходят в море за янтарем. Этот камень пользуется огромным спросом у ювелиров всего мира. Долгие годы застывшую смолу добывали на берегах Балтийского моря. Нелегальные копатели рыли гигантские ямы, чтобы добраться до янтаря, и сбывали его на черном рынке.
Однако полиции удалось ликвидировать криминальный бизнес «подземных кротов». Тогда охотники за солнечным камнем ушли в море. Сейчас они покупают лодки и дорогое водолазное оборудование [(на самом деле, акваланги)], чтобы испытать удачу на дне. Ныряльщики не только нарушают закон, но и серьезно рискуют жизнью.
Действительно, в фильме упоминалось о 12 ныряльщиках в аквалангах, которые уже погибли при нырянии за янтарем. Одного напарник достал из некоей норы, куда он залез, но тут, по-видимому, от прибоя обрушился песок, и его придавило…
Почему ЯНТАРЬ (amber) признали ДРАГОЦЕННЫМ КАМНЕМ 1 порядка
Постаревший журналюга Эдуард Петров непрерывно сыпал избитыми клише: «мафия», «незаконный промысел», «организованные преступные группировки» и все такое. Он показал, как полицейские и погранцы изредка пресекают «преступный промысел»: на разведку они запускают дрон, а затем на быстроходных катерах окружают «преступников», одевшись в прозодежду ОМОНа и вооружившись автоматами, и скручивают их.
При просмотре фильма меня не покидало странное ощущение: а почему законодатели «путинской России» не выведут старательскую добычу янтаря из противозаконного промысла? Ничего подобного! Не далее как прошедшим летом «ГД приняла в I чтении закон об ответственности за незаконную добычу янтаря» (https://ria.ru/20190716/1556580897.html):
МОСКВА, 16 июля – РИА Новости. Госдума приняла в первом чтении законопроект об установлении уголовной ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в целях противодействия таким нарушениям.
За самовольную добычу таких камней лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, устанавливается штраф до 1 миллиона рублей. Возможно и лишение свободы до двух лет со штрафом от 100 до 200 тысяч рублей, а также обязательные, исправительные или принудительные работы. В случае, когда стоимость добытых камней превышает 1 миллион рублей, штраф увеличивается до 2 миллионов рублей, а срок лишения свободы — до четырех лет со штрафом до 500 тысяч рублей.
Аналогичная уголовная ответственность будет наступать и за сделки с «заведомо самовольно добытыми» янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, их незаконное хранение и перевозку. Если же это сделает организованная группа или группа лиц по предварительному сговору, то штраф вырастет до 5 миллионов рублей, а срок лишения свободы — до шести лет со штрафом до 1 миллиона рублей.
Магические свойства камня янтаря и кому он подходит, Сила Природы и натуральный Янтарь.
По данным МВД России, объем конфискованного в 2014–2016 годах самовольно добытого янтаря в среднем составил 15,7 тонны в год оценочной стоимостью 1,3 миллиарда рублей. Ежегодно МВД России фиксирует около 1,5 тысяч административных правонарушений, совершенных физическими лицами.
Исходя из оценочной стоимости конфискованного янтаря, незаконный доход задержанных граждан может превышать 800 тысяч рублей на одного человека в год. Имеются оценки годового объема самовольной добычи янтаря в количестве более 200 тонн при стоимости свыше 16 миллиардов рублей. В этом случае оценка годового дохода лиц, занимающихся самовольной добычей янтаря, может достигать 10 миллионов рублей.
Многие жители России, имеющие авантюрный склад характера, насмотревшись по телевизору на то, как старатели ищут золото в США и в Австралии, загораются идеей стать старателями. Это осуществимо, хотя и сложно.
Если раньше в России существовал запрет на добычу золота частными лицами, то начиная с 2017 года он снят, и частникам снова разрешили искать драгоценный металл. Это сделано для поддержки мелкого бизнеса в отдаленных районах — прежде всего на Чукотке, в Якутии, на Дальнем Востоке, в Красноярском крае и в республике Алтай. Правительство ожидает, что частники смогут дополнительно пополнить российскую казну на 300 килограммов золота в год.
Добыча драгоценного металла на территории России регулируется законом № 2395-1 «О недрах» и законом № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 года.
Согласно поправкам в законе, физические лица должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Они имеют право на получение лицензии на разработку небольших свободных участков площадью до 150 тыс. квадратных метров сроком на пять лет. Имеется целый ряд ограничений: они не имеют права нанимать других людей, не имеют права использовать на участке тяжелую технику, добыча золота должна вестись ручным способом — металлоискателями, ручными драгами, промывочными лотками. Применение тяжелой техники — бульдозеров, бурильных машин не допускается.
Добыча золота частникам разрешается только там, где нет промышленной добычи золота, а количество добытого драгметалла на участке не должно быть больше десяти килограммов. Старатели не имеют право углубляться в грунт глубже чем на пять метров. Таким образом, рудное золото практически полностью остается вне поля зрения частников — они могут добывать только самородное золото или добывать золотой песок промывкой.
До сих пор в России почти 10% добычи золота приходится на «черный» сектор, и есть риск встретить в тайге «черных» старателей. Подобный вид деятельности запрещен, однако в отдаленных уголках страны на него могут смотреть сквозь пальцы, и об этом следует помнить. В некоторых местах существуют целые нелегальные поселки «черных» золотоискателей.
Их действия подпадают по ст. 191 Уголовного кодекса РФ, по которому незаконный оборот драгметаллов, их перевозка, скупка или продажа в крупном размере наказываются принудительными работами или тюремным заключением на срок до пяти лет с выплатой штрафа до 500 тыс. руб. или удержанием зарплаты за 3 года. Если преступление совершено группой лиц, то срок возрастает до 7 лет, а штраф — до 1 млн. рублей. Особо крупным размером добычи золота является добыча от 1,5 млн. рублей. В остальных случаях можно отделаться штрафом или условным сроком.
Уголовная ответственность появится и в том случае, если старатель ненароком или специально вторгнется на чужой участок, то есть посягнет на собственность другого старателя или компании.
Почему-то в США старательская добыча золота разрешена с использованием драг, экскаваторов, бульдозеров и все такое. В этом я убедился, когда какое-то время назад смотрел на National Geographic документальные фильмы про эти дела на Аляске. См. например (http://kinoboom.su/index.php/tv-series/item/9246/national-geographic-zoloto-yukona):
Проект «National Geographic: Золото Юкона» повествует о легендах большой золотой лихорадки и о том, как она ведется в нашем современном мире. И хотя много времени прошло со времен первых золотых лихорадок, работа шахтера не очень-то поменялась.
Техническая составляющая, безусловно, ушла вперед, она покоряет большие глубины, но шахтерская работа всё такая же тяжелая и полна грязи, но главное остается неизменным – это добыча золота. С этой работой могут справиться лишь сильные люди. Как известно все люди разные, как и те земли, что они обрабатывают. И никто из них не знает, что ему попадется, пока он будет копать. Каждый из них мечтает о выгоде, но для многих мечта так и останется лишь мечтой.
Далее упоминается, что если более века назад унция золота (28 граммов) стоила 16 долл., то теперь – 1,6 тысячи. Но пойди его добудь, когда необходимо сначала приобрести дорогостоящее оборудование, разработать склон берега на бывшей золотоносной речке и все такое!
К сожалению, авторы сериала «National Geographic: Золото Юкона» не заморачиваются по поводу правовой основы такой деятельности: им и так все ясно!
Ученая статья «Золотодобыча в Соединенных Штатах Америки. Разработка россыпей на Аляске» (https://zolotodb.ru/article/11322) проясняет таковые «правовые основы»:
Вне зависимости от объемов работ или категории земель закон Аляски требует получения разрешения от различных государственных агентств, например, Департамента природных ресурсов Аляски (Alaska Department of Natural Resources), Бюро по управлению государственными и общественными землями (Bureau of Land Management, BLM), Департамента охоты и рыболовства (Department of Fish and Game) и т.д. Для сохранения права на разработку клайма (участка) необходимо представлять ежегодные отчеты о проделанной работе. Агентства регулярно проводят инспекции россыпных рудников.
Для ведения россыпной добычи на Аляске требуется подать «Заявление на получение разрешения на добычу» (Application for Permits to Mine in Alaska, APMA), за исключением любительской добычи с помощью драг диаметром менее 6 дюймов. Однако в районе Нома с 2012 года (из-за повышенного интереса к этим местам) для работы драгами разрешение APMA также необходимо вне зависимости от диаметра.
Количество выданных разрешений на россыпную добычу на Аляске с 2005 по 2012 финансовый год выросло с 235 до 694, хотя не на каждом клайме ведется какая-либо работа. По официальным данным, с 2011 по 2013 год разрабатывалось около половины зарегистрированных отводов. Больше всего разрешений на производство россыпных работ в 2014 году выдано для клаймов в центральной и восточной частях штата.
В соответствии с законом Аляски о роялти на добычу каждый держатель клайма обязан выплачивать определенную сумму со всех доходов, полученных с разработки минералов, которая составляет 3%. Кроме того, существует налог с чистого дохода — 7% (в том случае, если чистый доход менее 40 тыс. $, налог не взимается). Новые предприятия не облагаются этим видом налога в течение 3,5 лет с момента начала работы.
Все компании, занимающиеся бизнесом на Аляске, обязаны подавать налоговую декларацию и выплачивать налог на прибыль, который отражает рентабельность предприятия. В штате он составляет от 1 до 9,4% (максимальный — для предприятий с доходом 222 тыс. $ и более).
Россыпные золотодобытчики, работающие драгами, потребляют достаточно много бензина или керосина, поэтому на Аляске существует специальный налог (0,08$ за 1 галлон (3,8 л) на проданное, перевозимое или используемое в штате топливо.
Ежегодно аляскинские добытчики должны выплачивать денежную арендную плату; это распространяется на клаймы, аренду на разработку, добычу в прибрежной зоне, старательство. За обычный клайм (40 акров/16,2 га) придется заплатить 35$ в год в течение первых пяти лет, 70$ — вторых и 170$ — за каждый последующий год.
Кроме того, на Аляске существует ряд других обязательных пошлин, например, за получение разрешения на добычу (см. выше, APMA). Пошлина оплачивается либо на один год и составляет 150$, либо на несколько лет. В последнем случае выплата составит 150$ за первый год, 50$ — за каждый последующий (максимум 5 лет).
Почему-то в «путинской России» такое невозможно — ни по янтарю, ни по золоту. Почему.
Источник: klasson.livejournal.com
Статья 7.5 КоАП РФ. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней (действующая редакция)
Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, либо транспортировка или хранение в целях сбыта незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, либо сбыт незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
Примечание. Перечень полудрагоценных камней в целях настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Комментарий к ст. 7.5 КоАП РФ
Статья 7.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.
Объект правонарушения — отношения государственной собственности на недра в границах территории Российской Федерации, которая установлена ст. 1.2 Закона РФ N 2395-1.
Предметом правонарушения является янтарь. Янтарь — это природная ископаемая смола хвойных деревьев различных оттенков от светло- до темно-желтого цвета. Янтарь — ценный поделочный материал для изготовления украшений и других изделий. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается добыча и сбыт янтаря, не отнесенного в установленном порядке к драгоценным камням.
В соответствии с Порядком отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8, основными критериями отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням являются:
масса — свыше 1 000 граммов;
форма — разнообразная, фантазийная, связанная с условиями внутриствольного образования янтаря;
целостность — относительно монолитные по своей структуре (не менее 80 процентов), не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца;
включения — прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм;
цвет — разнообразная цветовая гамма, присущая янтарю.
Операции с уникальными янтарными образованиями, отнесенными к драгоценным камням, их учет, хранение, транспортировка, составление отчетности осуществляются в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 «Об утверждении Порядка отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням»).
В целях применения ст. 7.5 КоАП РФ Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1029 «Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения ст. 7.5 КоАП РФ» утвержден Перечень полудрагоценных камней, в который включен берилл, в том числе аквамарин, гелиодор.
Лицензионный порядок предоставления недр для добычи полезных ископаемых устанавливает ст. 7 Закона N 2395-1. В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.
В соответствии с положениями названного Закона пользование недрами, в том числе путем добычи полезных ископаемых, осуществляется на основании специального разрешения в виде лицензии, удостоверяющей право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Объективную сторону комментируемого правонарушения образуют два альтернативных запрещенных действующим законодательством действия:
самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней;
сбыт незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней в натуральном или переработанном виде.
Самовольной признается добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, если она осуществлялась без надлежащего разрешения (лицензии), за пределами границ предоставленного горного отвода, из месторождений, на которых сбор янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней запрещен, из мест его промышленной разработки.
Самовольной признается добыча янтаря, если она осуществлялась без надлежащего разрешения (лицензии) либо в определенных местах — из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки. Основное промышленное месторождение янтаря находится в Калининградской области. Сбор янтаря на побережье и в других местах не влечет административной ответственности (см., например, Определение N 5-13/2017 5-312/2016 от 17 ноября 2016 г. по делу N 5-13/2017).
Сбыт янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней означает их продажу, обмен как в натуральном, так и (или) в переработанном виде как самим лицом, самовольно добывшим янтарь, нефрит или иные полудрагоценные камни, так и другими лицами. Составом рассматриваемого административного правонарушения охватывается сбыт только незаконно добытого янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.
Субъекты правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие самовольную добычу или сбыт незаконно добытого янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется виной в форме умысла.
Санкция комментируемой статьи предусматривает дополнительную меру ответственности в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения.
Правовую основу применения такого вида административного наказания составляет ст. 3.7 КоАП РФ.
В силу ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 указанного Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», конфискация орудия совершения административного правонарушения может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом надлежит учитывать положения ч. 4 ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В Постановлении Верховного Суда РФ от 01.08.2017 N 71-АД17-2 излагается следующее: «Вопреки утверждению заявителя, вопрос о принадлежности Чередниченко Р.В. орудия совершения административного правонарушения — экскаватора мировым судьей в рамках рассмотрения дела разрешался.
До обращения с жалобой на постановление мирового судьи в районный суд Чередниченко Р.В. не заявлял, что собственником экскаватора является иное лицо. Как при возбуждении дела об административном правонарушении, так и в рамках его рассмотрения мировым судьей Чередниченко Р.В. последовательно утверждал, что экскаватор принадлежит ему на праве собственности на основании договора купли-продажи, заключенного примерно за три года до произошедших событий, соответствующий договор и паспорт самоходной машины у него (Чередниченко Р.В.) имеются (л. д. 7, 41, 52).
Приложенные к настоящей жалобе копии договоров купли-продажи и паспорта самоходной машины объяснения Чередниченко Р.В., данные при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела мировым судьей, не опровергают.
Аналогичные копии документов (копия договора купли-продажи гусеничного экскаватора ЭО-4225А, 1997 года выпуска, заключенного 2 мая 2012 г. между ООО «Техпром» и г., и копия акта приема-передачи к нему, копия договора купли-продажи экскаватора, заключенного 14 мая 2014 г. между г. и Чередниченко Р.В., и копия акта приема-передачи к нему, копия паспорта самоходной машины), представленные Чередниченко Р.В. при подаче жалобы в районный суд, оценены судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ в совокупности с иными имеющимися по делу доказательствами и с учетом фактических обстоятельств дела.
При этом в ходе производства по делу установлено, что экскаватор фактически передан Чередниченко Р.В. в момент оплаты первого платежа, находится у него во владении, пользовании и распоряжении с 14 мая 2014 г., срок полной оплаты по договору был установлен до 31 декабря 2015 г. и истек, каких-либо требований о возврате экскаватора либо взыскании денежных средств по договору Чередниченко Р.В. не предъявлялось, претензий у сторон договора друг к другу нет.
Судебные инстанции обоснованно признали отсутствие оснований для применения положений ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ».
Повышение эффективности деятельности по пресечению самовольной добычи нефрита может быть достигнуто путем перекрытия каналов сбыта нефрита за счет отнесения к административным правонарушениям сбыта незаконно добытого нефрита, в том числе для физических лиц. Также пресечению незаконной добычи нефрита может способствовать конфискация орудий совершения правонарушения (пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в ст. 7.5 КоАП РФ»).
Распространение действия ст. 7.5 КоАП РФ в отношении нефрита должно обеспечить усиление административной ответственности за самовольную добычу нефрита и сбыт самовольно добытого нефрита при возможной конфискации средств совершения правонарушения. Указанная мера направлена на декриминализацию нефритовой отрасли.
Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1»
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г.
СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство «РосБух»
Источник: www.zakonrf.info
Краткая история правового оборота янтаря
Как товар янтарь и изделия из него появляются на рынке 5-6 тысяч лет назад. Янтарные украшения были найдены в гробнице египетского фараона Тутанхамона (II тысячелетие до НЭ). Знали о янтаре в Древней Греции: в легенде о Фаэтоне художественно-мифологически осмыслено происхождение камня, а в гомеровской «Одиссее» цепь из янтарей, «светлых, как солнце» и инкрустированных золотом, перечисляется в ряду самых дорогих подарков, которыми хотели соблазнить женихи Пенелопу.
Но настоящая янтарная мода сложилась в начале нашей эры в Древнем Риме. Римляне умели ценить красоту. Из янтаря делали украшения, им инкрустировали мебель, из него делали фигурки и посуду, его курили как фимиам.
Организованная торговля янтарем сложилась примерно 3 тысячи лет назад. Эти торговые маршруты известны как «Янтарный путь». На самом деле, таких маршрутов было несколько, но все они, так или иначе, начинались на берегах Балтики.
Янтарь – как объект правового оборота
Исторически юридическое отличие правового режима различных вещей зависит от их физических свойств: движимое и недвижимое имущество физически отличаются, и это влияет на их правовой оборот. Впоследствии физические характеристики могут уходить на задний план, и юристы порождают различные юридические фикции (например, рассматривая самолет как недвижимость), однако в отношении природных богатств физические свойства все еще сохраняют значение, как и много веков назад.
Мы уже никогда не узнаем имени того человека, который впервые увидел в янтаре его особую привлекательность, отличающую этот камень от многих других, придающую ему экономическую ценность. В немалой степени – это не только физические или химические свойства, но и свойства эстетические, благодаря чему янтарь – желанный предмет обмена, торговли и получения прибыли. Позднее приходит понимание и того, что янтарь – это невозобновляемый и исчерпаемый ресурс, что придает ему еще большую ценность. Эта необычность янтаря предопределила и его юридическую судьбу как вещи: эту судьбу можно охарактеризовать как постоянные переходы от монополии к свободному обороту и обратно. Любой ценный ресурс всегда является источником борьбы за его обладание и, с другой стороны, борьбы за равный к нему доступ.
Эпоха римского доминирования в янтарной торговле
В эпоху формирования Янтарного пути янтароносное побережье Балтики населяли племена эстиев, не имевших еще собственной государственности, а находившихся на стадии родоплеменной организации. Местные жители не вполне понимали, каким богатством владеют. Первоначально эти племена жили охотой: Самбийский полуостров изобиловал оленями.
Но в начале нашей эры в этих местах появились римские отряды. Начинается эпоха римского доминирования в янтарной торговле. Так называемая Самбийская ала (конное подразделение римской армии) охраняла месторождения янтаря и янтарные караваны, растягивавшиеся на 7 недель пути.
Торговля приводила к росту имущественного неравенства, к усложнению управления общими делами, к возникновению крупных факторий-городов, а также к формированию политической власти. Вначале родовая верхушка стремится монополизировать доходы, затем она перерождается в жреческую. Это еще не было государством, но уже представляло собой переходную форму от племени к раннему государству.
Эпоха прусского доминирования в янтарной торговле
Во II-III вв. римская торговля замирает, как и сам Янтарный путь. Римская империя гибнет (V в.), начинается великое переселение народов, на место эстиев приходят пруссы, и в VII-VIII вв. здесь формируется их культура. С этого времени начинается прусское доминирование в янтарной торговле. Янтарный путь оживляется благодаря росту христианской церкви в империи Карла Великого, нуждавшейся в предметах культа (католические четки-розарии охотно делали из янтарных бусин).
Эпоха государственного регулирования правового оборота янтаря: монополизм и свободный оборот
В XIII в. прусские земли захватывает Тевтонский орден и учреждает здесь свое государство. Естественно, что торговля янтарем оказалась в числе приоритетных интересов, тем более что спрос на этот товар снова начал расти. Начинается эпоха государственного регулирования правового оборота янтаря, в которой сменяются периоды монополизма и свободного оборота.
Известно, что в 1264 г. Самбийский епископ уступил Ордену землю с правом оставить у себя 1/3 добытого янтаря, а чуть позже Орден устанавливает монополию на оборот янтаря. В правовом смысле – это регалия, т.е. исключительные права монарха или государства (Bernstein–Regal).
На уступленной епископом территории в конце XIII в. был построен замок Лохштедт (район современного Балтийска), и там с 1327 г. разместился Бернштайнмайстер. Это был один из монахов-рыцарей, назначенный для контроля за янтарным промыслом. Он обеспечивал доставку всего собранного янтаря в замок и следил за тем, чтобы никто янтарем более не торговал. Все побережье было поделено на отрезки, над каждым поставлен свой руководитель, под страхом смертной казни было предписано сдавать весь янтарь Ордену. К концу XV в. система монополии, включавшая уже многочисленных чиновников с центром в Кенигсберге, установилась окончательно.
В 1525 г. происходит секуляризация Ордена. В 1581 г. уже в светском прусском государстве герцог Георг Фридрих утвердил Янтарный устав. Янтароносные берега Пруссии снова были поделены на семь зон. В каждой назначались специальные чиновники, которые организовывали сбор янтаря силами местных крестьян и рыбаков. Собранный янтарь собирался в бочки и отправлялся в Кенигсберг, а сборщики получали в качестве вознаграждения за работу соль – в размере, равном объему сданного янтаря.
Через год, в 1582 г., Устав был дополнен запретом прогулки вдоль берега без специального разрешения.
В 1644 г. новый закон о янтаре ввел еще более жесткие правила. Наказания за незаконный оборот янтаря стали жестче (выше штрафы, чаще применение смертной казни), а прогулка по берегу должна была быть запрошена заранее и осуществлялась в сопровождении чиновника. В замке Гермав (современный Зеленоградский район Калининградской области) размещался Янтарный суд, неподалеку от которого на Висельной горе (Гальгенберг) частенько можно было видеть болтающихся в петле нарушителей Янтарного устава.
Была ограничена и обработка янтаря. Только два янтарных мастера в Кенигсберге получили право обрабатывать сырье, и это серьезно ослабило позиции города и его окрестностей в конкуренции за право доминирования в янтарной отрасли. Между 1533 и 1647 гг. прусские герцоги передали права на торговлю добытым янтарем данцигским купцам, туда же в Данциг (современный Гданьск) в основном переместилась и обработка камня.
В XVIII в. объемы добычи янтаря сократились. Открытый способ добычи, применявшийся все это время (когда ловцы янтаря попросту доставали его со дна сачками или собирали на берегу), исчерпал себя. Изменился и спрос: аскетизм протестантизма не требовал роскоши, в том числе и янтарной. Административными мерами уравновесить расходы и доходы не удавалось.
В 1807 г. в Пруссии отменили крепостное право, а с 1823 г. власти пытались сдать малоприбыльное теперь береговое побережье местным жителям в аренду. Но янтаря не хватало, и люди тоже отказывались заниматься этим промыслом. Поэтому в 1823 г. право на добычу янтаря было отдано государством местным властям. На несколько десятилетий оборот становится свободным.
Хотя янтарь формально находится в государственной собственности, аренда позволяет обороту как-то развиваться. А в конце 1860-х государство передает все янтарные разработки на откуп фирме «Штантиен и Беккер».
На смену открытой добыче янтаря пришел закрытый способ – в шахтах. На смену государственному монополизму пришли частная собственность и инициатива. При этом в конце XIX в. обработка янтаря в Восточной Пруссии уже не велась (сказались годы ограничений в профессии), зато росли такие предприятия за ее пределами (особенно в Данциге и Вене). Именно в Данциге сделали в начале XVIII в. знаменитый Янтарный кабинет для короля Фридриха I, полученный потом в подарок российским императором Петром I и превращенный уже в России в легендарную Янтарную комнату.
Коммерсант Мориц Беккер и технарь Вильгельм Штантиен придали янтарному бизнесу новый импульс. Уроженец Данцига Беккер начинал на родине с мелкой торговли янтарем, а Штантиен занимался добычей на своем частном участке земли под Мемелем (современная Клайпеда). Они нашли друг друга и создали крупнейшее в Восточной Пруссии предприятие. Позднее Беккер выкупил акции у компаньона, получил чин тайного советника, основал в Кенигсберге Музей янтаря.
В 1899 г. германское государство начинает выкупать снова привлекательный янтарный бизнес обратно. Получив почти 10 млн рейхсмарок, Беккер удаляется на покой и вскоре умирает.
К 1926 г. новая монополизация была закончена созданием Государственной янтарной мануфактуры (акционерного общества). К началу Первой мировой войны Германия вновь стала ведущим производителем янтаря, занимая 33% рынка. Вторую треть рынка (30%) занимала Россия, а третью (24%) – Австрия.
Правовой оборот янтаря в России (СССР)
Российский янтарный бизнес сосредоточился в Литве (Паланга), земли которой в конце XVIII в. вошли в состав Российской империи. В отличие от Пруссии, в Великом княжестве Литовском оборот янтаря был свободным. Добычей и обработкой занимались частные предприятия, которыми владели местные магнаты, например, Тышкевичи. До 1639 г. янтарь вообще не упоминается в документах – как объект правового регулирования он законодателя не интересовал.
Знакомство с янтарем в России произошло довольно рано: янтарные украшения встречаются уже в археологических слоях древнерусского периода. Но камень в России не добывался, считался экзотическим и ценным. Недаром Петр I был несказанно рад королевскому подарку.
Первое регулирование оборота янтаря в российском законодательстве датируется 1801 г. Курляндский обер-форстмейстер (чин в лесном ведомстве) фон Дершау подал записку императору Павлу I:
«По обилию находящегося на берегах Курляндских янтаря, ежели лов оного будет производиться везде и с надлежащим тщанием, казна будет иметь немалый доход» (ПСЗ-1. Т. 26. № 19714).
Фон Дершау предлагал привлекать к сбору янтаря местных рыбаков, которые за плату «из лесных доходов» под присмотром лесничих будут добывать янтарь и сдавать его обер-форстмейстеру. К записке прилагались два больших куска янтаря. Павел указал большие куски доставлять к высочайшему двору, а мелкие продавать. Однако более подробный проект, составленный фон Дершау, позднее не получил одобрения в министерстве внутренних дел, т.к. там не усмотрели от него большой прибыли. История с янтарем заглохла, а после революции Прибалтика с ее янтарными промыслами на несколько десятилетий была потеряна для России.
Во время Первой мировой войны многие мастера из Литвы уехали в Германию. Присоединение Прибалтики и трети Восточной Пруссии к СССР в 1940-1945 гг. обусловили возможности для активного развития отечественной янтарной отрасли, центрами которой после Второй мировой войны стали Калининградский янтарный комбинат, Клайпедский художественный комбинат DAILE.
В советское время янтарь был государственной собственностью (как относящийся к недрам и их сокровищам). Фактически янтарь являлся тогда вещью ограниченной в обороте постольку, поскольку связан с ювелирной промышленностью и драгоценными металлами и в силу госсобственности добывающих и обрабатывающих его предприятий. Однако первая индивидуализация янтаря как особого объекта правового оборота произошла только в 1991 г. в Постановлении Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. «О неотложных мерах по обеспечению сохранности янтаря на территории Калининградской области».
Янтарь: современный правовой режим
Современный правовой режим янтаря в России может быть рассмотрен как совокупность следующих его характеристик как объекта правового оборота:
– ресурс недр (государственная собственность);
– стратегически важный товар/ресурс;
– вещь, ограниченная в обороте.
Основными сферами правового регулирования янтаря, согласно совокупности этих характеристик, могут быть названы:
Литература
Кулаков В.И. История Пруссии до 1238 года. М.: Индрик, 2003. – 402 с.
Восточная Пруссия. С древнейших времен до конца Второй мировой войны. [Гальцов В.И., Исупов В.С., Кулаков В.И., Кретинин Г.В., Клемешева М.А., Лавринович К.К., Сергеев В.В.]. Калининград: Книжное издательство, 1996. – 538 с.
Elertas D., Vaičiulytě L. Amber collecting regulations in coastal Lithuania until the middle of the 19 th century // Baltic amber: proceedings of the international interdisciplinary conference “Baltic amber in natural sciences, archeology and applied arts”, 13-18 September 2001, Vilnius, Palanga, Nida(Acta Academiae Artium Vilnensis, t. 22). Ed. by A. Butrimas. Vilnius, 2001, p. 43–52.
Sarnowsky J. Die Wirtschaftsführung des Deutschen Ordens in Preußen (1382–1454). Böhlau, Köln 1993. – 918 p.
Источник: svlonskaya.ru
Можно ли провозить с собой янтарь из Калининграда?
Туристы часто задают вопросы о том, можно ли провозить янтарь, будут ли проблемы на таможне, есть ли какое-то наказание или запреты. Ведь на пляже Балтийского моря регулярно видно людей, собирающих янтарь на песке. Глядя на них, может появиться желание набрать и себе немного — будет необычный подарок родным и близким, да и память о путешествии останется.
Некоторые не заморачиваются, просто собирают янтари в пакетик или в карман, и увозят с собой. В то же время все мы знаем, что «Незнание закона не освобождает вас от ответственности». Поэтому важно знать, что разрешено, а что — нет. И какое наказание ждет нарушителей.
Внимание! Найденный янтарь (янтарь-сырец) на пляже, в поле, на берегу моря или залива, купленный незаконно (без чека) у кого-то на толкучке — провозить нельзя, это запрещено. Никакой, ни одного грамма!
Янтарь сырец запрещено провозить, перевозить и даже хранить. Он считается незаконно добытым. Законно может добывать только Янтарный комбинат. Всё остальное вне закона. Не испытывайте судьбу.
Зачем вам проблемы? Вот если вы в найденном янтаре сделаете отверстие и повесите его на шею — это будет считаться изделием для личного пользования. Конечно так никто не делает.
Справка. Нарушителей закона в большинстве случаев ждет административная ответственность, возможны иные варианты на усмотрение правоохранительных органов.
Изделия из янтаря абсолютно любые провозить можно, но только изделия. Еще на всякий случай сохраните чек. Мало ли у кого-то возникнут вопросы, если изделие уж очень необычное и камень там ну просто нереально крутой. Чек эти проблемы решит.
Все официально купленные изделия из янтаря разрешено провозить и перевозить.
Ниже можно ознакомиться с документом, который регулирует правила провоза янтаря:
Вывоз в страны ЕАЭС
(в том числе на остальную часть Российской Федерации)
- Янтарь-сырец (в том числе, подвергнутый первичной переработке при добыче) — запрещен (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»);
- Изделия, полностью изготовленные из янтаря – вывоз при условии соблюдения критериев отнесения указанных товаров к товарам для личного пользования;
- изделия из драгоценных металлов с использованием янтаря, классифицируемые в товарной группе 71 ЕТН ВЭД ЕАЭС – вывоз при условии соблюдения критериев отнесения указанных товаров к товарам для личного пользования;
- изделия из янтаря в комбинации с иными материалами (дерево, металл или другой материал, кроме драгоценных металлов) — вывоз при условии соблюдения критериев отнесения указанных товаров к товарам для личного пользования.
- Вывоз физическими лицами вышеуказанных изделий из янтаря с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС допускается в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее — Решение) и составляющих 25 кг и 500 Евро при вывозе любым видом транспорта, за исключением воздушного (воздушным транспортом – 50 кг и 10000 Евро) и пересылаемых в почтовых отправлениях (в почтовых отправлениях – 31 кг и 500 Евро в течение одного календарного месяца). При превышении указанных норм и не подтверждении статуса изделий из янтаря как товаров ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, установленные Решением.
- Отнесение вывозимых изделий из янтаря к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:
- — заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
- — характера и количества товаров;
- — частоты пересечения физическим лицом таможенной границы ЕАЭС и (или) перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС этим физическим лицом или в его адрес.
Никита Загорный
г.Калининград
Краевед, исследователь, поисковик, военный историк, сертифицированный гид-экскурсовод, блоггер, путешественник, коллекционер.
Сохраните себе ссылку, чтобы не потерять!
Источник: gid39.su