Является ли хрусталь драгоценным камнем

Хрусталь: привычный, драгоценный, рукотворный

Мы привыкли отсчитывать историю хрусталя от 1676-года, когда англичанин George Ravenscroft добавил в стекольную шихту некоторое количество окиси свинца, в результате чего полученный сплав засверкал, зазвенел и засиял преломлённым лучом света.

Хрустальная ваза винтажная Moses Myers

Между тем, первые опыты по введению свинца в стекло проделали древние египтяне, а вслед за ними – и жители Междуречья. Результат не впечатлил стародавних мастеров: без отжига свинцовистое стекло проявляет непомерную хрупкость и норовит рассыпаться в пыль даже без приложения к нему внешних сил, а отжечь готовое стеклоизделие никто в ту пору не догадался.

Горный хрусталь как природный образец

Стеклоделам всех времен и народов было к чему стремиться: кристаллы горного хрусталя давали им безупречный образец для подражания. Увы, все попытки создать материал, подобный природному, оканчивались получением не очень прозрачного и не вполне бесцветного стекла.

Горный хрусталь и камни Сваровски — в чем разница, видео геммолога Наталии Вовк

Дело в том, что песок, из которого варят стекло, химически неоднороден. Примеси заставляют готовое стекло желтить либо зеленить, и попутно отнимают прозрачность. Лишь венецианские стеклоделы, использовавшие чистейший песок из урочища Фонтенбло да белейший кремень русла реки По, сумели сварить относительно бесцветное стекло. Которому тут же присвоили горделивое наименование «кристалло».

Еще дальше пошли богемские стеклоделы. Пользуясь своей собственной рецептурой, они сварили стекло еще более высокого товарного качества, и без ложной скромности нарекли свое детище «кристаллином». Опыт богемцев оказался настолько удачным, что богемское бессвинцовое стекло и сегодня относят к хрусталям.

Однако появлению современного хрусталя мы обязаны все-таки Георгу Равенскрофту.

Королевский запрет как основа успеха

Равенскрофт - хрустальный кубок

Среди неоднозначных декретов английского короля Якова I одним из полезнейших следует признать запрет 1615-го года на использование деловой древесины в любой отрасли, кроме судостроения. Подчиняясь королевскому указу, собственники английских стекловарен перевели свои предприятия на каменноугольное топливо. Взаимодействуя с продуктами сгорания каменного угля, стекло теряло цвет – хотя и не прибавляло в прозрачности!

Читайте также:
Оникс кому подходит по знаку

Воодушевленные случайным открытием, английские стекловары бросились экспериментировать с рецептурой шихты. Опыты продлились шестьдесят лет, а успеха добился лишь Джордж Равенскрофт. Ему, посвятившему долгие годы общению с мастерами стеклоделия разных стран, пришла в голову идея добавить к богемской рецептуре калиево-кальциевого стекла некоторое количество растертой в пудру окиси свинца.

Опыт оказался успешным! Полученное стекло блестело на солнце и нисколько не окрашивало свет. Правда, красота изделий из первых партий свинцового стекла оказалась крайне недолговечной. В течение года (редко – двух лет) вазы, тарелки и бокалы покрывались сеткой мельчайших трещин, а то и вовсе рассыпались.

Меняя рецептуру и температурный режим обработки изделий, Равенкрофт сумел усовершенствовать технологию. Идея отжига, заключающаяся в нагревании хрусталя до температуры красного свечения и последующем полуторачасовом охлаждении обдувом, оказалась плодотворной. Воодушевленный мастер придумал клеймо в виде головы ворона и принялся торговать своими изделиями.

Ворон - фирменное клеймо Равенскрофта

Первый хрусталь с головой ворона (raven – «ворон» в переводе с английского, croft — «поместье») в качестве фирменного клейма сохранился до сих пор. И хотя большинство из этих изделий таки покрылись сеткой трещин, их сегодняшняя стоимость исчисляется многозначными суммами.

За двадцать лет, последовавших вслед за созданием первых партий свинцового стекла, патент на производство хрусталя был куплен более ста раз. Эта сотня безвестных стеклоделов внесла в изобретение Равенскрофта коррективы, превратившие английский flint-glass (дословно «кремень-стекло») в привычный нам хрусталь.

Современный хрусталь

В отечественной товароведческой практике используется ГОСТ 24315-80, принятый в 1981-м году и описывающий посуду и декоративные изделия из стекла. По этому ГОСТу:

Свойства хрусталя

С нарастанием процентного содержания свинца у хрусталя растет коэффициент преломления света (от 1.520 до 1.545 по ГОСТУ), увеличивается плотность, усиливается блеск. Нерасчетная оцвеченность (как правило, едва заметный желтовато-коричневый оттенок) допустима, но снижает сортность хрусталя.

Хрустальные бокалы с позолотой фото

Бесцветный хрусталь может слегка «синить»: подобное свойство помогает скрадывать желтизну света ламп накаливания. Однако зеленые (сине-зеленые, фиолетовые) тона в неокрашенном хрустале недопустимы совершенно!

Источник: finesell.online

Учимся различать хрусталь, хрустальное и обычное стекло

Тонкий и звонкий хрусталь всегда ценился в России и мире. Неустанно совершенствуя технологии, мастера изготавливают из него винные бокалы, изысканную посуду, предметы интерьерного декора и роскошные люстры. Для разных типов изделий требуется материал со своим составом. Разбираемся, каким может быть хрусталь и как отличить его от хрустального и обычного стекла.

Читайте также:
Чем отличаются кварцевые часы от механических и какие лучше

Содержание

  • Что такое хрусталь
  • Как отличить хрусталь от подделки
  • Видео о том, как отличить хрусталь от стекла
  • Для чего еще используют хрусталь
  • Горный хрусталь и его применение

Что такое хрусталь

Традиционно хрусталь производят из смеси песка и карбоната калия (основные ингредиенты состава любой стеклянной массы) с обязательным добавлением оксида свинца, концентрация которого в основном достигает 24%. Оксид свинца делает материал более мягким, податливым для полировки и вдобавок отвечает за тот самый мелодичный звон посуды. Чем больше доля оксида свинца, тем проще вырезать на стенках изделия грани. Например, фужеры с высеченными узорами на толстых стенках чаш, которые хозяйки гордо ставили в советские серванты, содержали значительную часть этого соединения.

Обычно бокалы делают из стекла, хрусталя и хрустального стекла. Прежде всего эти материалы отличаются по составу. Классический состав стекла, используемый для производства бокалов и стаканов, – это песок, карбонат калия и известь. Такой материал получается непластичным, изделия из него – толстые, с глухим немелодичным звоном.

Бокалы из стекла легко отличить прежде всего по цене – они самые демократичные. Визуально их отличает толстая с закруглением кромка чаши, вес и толстая ножка. Они всегда слегка мутные на просвет. Такие изделия производятся только машинным способом. Более эстетичными и правильными с точки зрения винной культуры являются бокалы из хрустального стекла.

Современный мир взял курс на экологичность и на понижение процента вредных веществ в составе, так появился материал кристаллин, или хрустальное стекло, – основной материал для винных бокалов, доля оксида свинца в котором не превышает 15%. Некоторые производители заменяют оксид свинца на более нейтральные оксиды цинка, или магния, или смеси металлов.

Например, так поступает легендарная немецкая фабрика Spiegelau. Несмотря на замены в формуле, бокалы этого бренда эффектно звенят, а вдобавок обладают феноменальной прозрачностью и легкостью. Более того, хрупкие бокалы Spiegelau производят в основном машинным способом. Плюсы очевидны: внешне они практически не отличаются от hand-made аналогов (попробуйте сравнить изделия из коллекции Spiegelau Definition с бокалами Zalto), зато в разы прочнее, доступнее по цене и годятся для мытья в посудомоечной машине.

Читайте также:
Какие драгоценные камни в турции

Как отличить хрусталь от подделки

Это легко сделать в домашних условиях, на экспертизу нести ничего не придется. Для начала возьмите бокал в руку: хрустальный будет ощутимо прохладнее стеклянного, ему потребуется больше времени, чтобы нагреться.

Можно также поднести бокал к источнику света: если изделие сделано из хрусталя, то вы увидите «радугу», вызванную преломлением света, а если из обычного стекла – то бликов не будет. Максимальную прозрачность и блеск имеют бокалы из хрустального стекла, но и здесь вы не увидите искрящуюся «радугу». Имеет смысл и внимательно осмотреть саму чашу: структура хрусталя более однородна, никаких воздушных пузырьков и посторонних вкраплений быть не должно. Ну и вес – бокал из хрусталя по сравнению с хрустальным стеклом будет массивнее.

Есть и знакомый всем дедовский способ: проведите влажным пальцем по краю чаши – хрусталь «запоет» (чем больше концентрация оксида свинца, тем выше звук), а хрустальное стекло останется безучастным к прикосновению, так как оксида свинца в нем обычно не более 4%. Можно и слегка ударить по бокалу столовым прибором: если звук будет продолжительным и тонким, то у вас в руках, вне всяких сомнений, хрусталь. Только не перестарайтесь.

Видео о том, как отличить хрусталь от стекла

Вот короткий и наглядный ролик, который поможет распознать изделие из хрустального стекла за пять простых шагов.

Для чего еще используют хрусталь

Хрусталь используют не только в производстве бокалов. Многоярусные хрустальные люстры не один век украшают парадные залы дворцов и венецианских палаццо, и прекрасно смотрятся в современных гостиных. Когда свет, преломляясь, проходит через многочисленные подвески, он отбрасывает на стены праздничные разноцветные блики и мягко рассеивается по комнате, создавая невероятную атмосферу.

Исторически люстры изготавливают из богемского (чешского) хрусталя – его делают добавляя к стеклу не оксид свинца, а кальциево-калиевые соединения, медь, марганец и даже золото. Для того, чтобы убедиться в подлинности, следует первым делом осмотреть грани подвесок: они должны быть идеально гладкими, без трещин и сколов.

Затем включите свет: стекло ни за что не даст вам того спектра оттенков, который тут же выдаст хрусталь. Наконец, можно постучать по подвескам люстры: как и в случае с бокалами, хрусталь мелодично зазвенит. Мыть драгоценную люстру рекомендуют несколько раз в год, но с максимальной осторожностью. Выключите свет, выкрутите лампочки, наденьте хлопчатобумажные перчатки и салфеткой протрите каждый декоративный элемент. Допустимо использовать мягкие моющие средства, но не мыло, так как оно может оставлять разводы.

Читайте также:
К чему трескается обручальное кольцо на руке

Источник: swn.ru

Постучать, поцарапать и еще 4 способа проверить, настоящий ли хрусталь

Хрустальные бокалы

Пользуясь неосведомленностью покупателей, под видом хрусталя часто продают обычное стекло. Если вы не хотите переплачивать за подделку, ознакомьтесь с представленными ниже способами проверки подлинности хрустальных изделий.

Хрусталь

Источник фото: pixabay.com

Звон при постукивании

Если слегка постучать по хрустальному предмету, раздастся мелодичный звук. Чем он протяжнее, тем выше качество материала. Когда сталкиваются хрустальные бокалы, рождаются волшебные музыкальные переливы, что встречается во время застолья.

Чтобы проверить подлинность изделия, достаточно постучать по нему ногтем — оно тут же откликнется нежным звоном. Звук от постукивания по фальшивке будет заметно более глухим и тихим.

Хрустальный бокал отреагирует звоном даже на смоченный водой палец, которым нужно провести по ободку.

Устойчивость к повреждениям

Горный хрусталь имеет твердость 7 единиц по шкале Мооса, в то время как стекло — 6 единиц. Чтобы разбить даже тонкий бокал из хрусталя, нужно приложить большие усилия, а разбившись, он распадается не на крупные куски, а на мелкие.

Еще сложнее его поцарапать. Стеклянные вещи хрупкие и гораздо уязвимее для любых физических воздействий. Поцарапать хрусталь стеклом нельзя, а наоборот — возможно.

Прозрачность

Хрусталь славится своей прозрачностью, по которой его легко отличить. Она была многократно воспета поэтами разных эпох и народов.

Благодаря прозрачности минерала из него получаются художественные ювелирные украшения. Стеклянная поверхность, если разглядывать ее вблизи, всегда будет мутноватой.

Сияние под солнечными лучами

Настоящий материал будет сверкать, если вы посмотрите на него через свет.

Его грани не только легко отразят лучи солнца, но и начнут переливаться всеми цветами радуги.

Свет на поверхности подделки не будет искриться и не станет разноцветным, как бы долго вы ни пытались найти правильный угол.

Раздваивающиеся предметы

Хрустальные бокалы

Источник фото: pixabay.com

При взгляде на окружающие предметы через хрусталь можно заметить, что они двоятся. Объекты, на которые вы посмотрите через фальшивку, не будут раздваиваться, но слегка увеличатся.

Этот эффект отлично заметен, если посмотреть на что-нибудь, находящееся вдали.

Низкая теплопроводность

Подлинный минерал никогда не нагревается от рук — в древности богатые люди даже использовали его, чтобы охлаждаться в жару.

Напитки в бокалах из хрусталя дольше остаются прохладными, что является одной из причин, по которой он получил такое признание.

Чтобы отличить подделку, достаточно подержать ее в руках вместе с изделием из стекла. Фальшивка нагреется одновременно со стеклом, а настоящий материал останется холодным.

Читайте также:
Драгоценный камень из 3 букв сканворд

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Что делать если продали подделку?

Куда обращаться, если продали подделку?

Источник: originalpoddelka.ru

Русский ковш с драгоценными камнями и позолотой в серебре, братья Грачевы, Санкт-Петербург, около 1890 г.

Русский ковш с драгоценными камнями и позолотой в серебре, братья Грачевы, Санкт-Петербург, около 1890 г. - фото

Серебряный подстаканник и ложка, 4-я артель, Москва, и братья Грачевы, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.

Пара запонок из золота Фаберже, украшенных драгоценными камнями, и выемчатой эмали, мастер Федор Афанасьев, Санкт-Петербург, около 1890 г.

Эмаль-яйцо, украшенное драгоценными камнями Фаберже, мастер Эрик Коллин, Санкт-Петербург, около 1890 г.

Брошь Фаберже из золота и гильошированной эмали, украшенная драгоценными камнями, Санкт-Петербург, около 1890 г.

Русский большой хрустальный графин. Братья Грачёвы

Портсигар для сигарет с позолотой серебром и выемчатой эмалью, марка производителя «KA», возможно, для Карла Альбрехта, Санкт-Петербург, около 1890 г.

Важная миниатюра Фаберже, украшенная драгоценными камнями, нефритом и гильошированным эмалевым ковшем, вероятно, Санкт-Петербург, около 1900 года.

Разноцветный нож для бумаги с гильошированной эмалью и горным хрусталем, украшенный драгоценными камнями Фаберже, мастер Хенрик Вигстрём, Санкт-Петербург, около 1910 г.

Кулон Фаберже из пурпурина и эмалированного яйца, украшенный драгоценными камнями и золотом, мастер Август Холлминг, Санкт-Петербург, около 1900 г.

Русский ковш для соуса: Санкт-Петербург 1868 г.

Сравнение лицензий
  • Стандарт RF
  • Стандарт RF+
  • Расширенная лицензия
Цена Размер Лицензированные пользователи Продолжительность Регион Максимальное количество копий Печатные и электронные копии Онлайн использование Цифровые материалы для распространения Работа в команде
(Дополнительная лицензия на использование
изображения в команде той же компании.)
€ 45,00
385×239 px
1 пользователь
Пожизненно
Весь мир
10
10
Цена Размер Лицензированные пользователи Продолжительность Регион Максимальное количество копий Печатные и электронные копии Онлайн использование Цифровые материалы для распространения Работа в команде
(Дополнительная лицензия на использование
изображения в команде той же компании.)
119€
385×239 px
1 пользователь
Пожизненно
Весь мир
200
200
Цена Размер Лицензированные пользователи Продолжительность Регион Максимальное количество копий Печатные и электронные копии Онлайн использование Цифровые материалы для распространения Работа в команде
(Дополнительная лицензия на использование
изображения в команде той же компании.)
249€
385×239 px
1 пользователь
Пожизненно
Весь мир
10.000
10.000

Источник: veryimportantlot.com

Рейтинг
Загрузка ...