Славянские символы в украшениях и их значение +Обсуждение
Для древних славян символ «коло», от которого произошло современное «кольцо», имел особое значение. Здесь и солнечный круг, и непрерывность жизни, и эротический подтекст, который возникал при надевании обручального кольца на палец невесты. Кольца были не столько украшениями, сколько оберегами и способом установить контакт с богами-покровителями.
Христианство отчасти затмило эту традицию, но в последние годы число поклонников древней энергетической символики растет. Славянское кольцо – особенный талисман, сочетающий силу круга-кола и запечатленного на нем магического знака.
Традиционно мужские кольца изготавливали из белого металла. Женские – из золота или меди. Это символический обмен энергиями: мужчине — женское, ассоциируемое с луной и серебром, женщине – мужское, солнечное, золотое. Многие современные пары выбирают свадебные кольца из разных металлов, следуя давнему обычаю, но не понимая языческих истоков. Так возникают курьезы в виде комплектов разноцветных обручальных колец «Спаси и сохрани».
СЛАВЯНСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВО за 10 минут: все что надо знать!
В зависимости от пола также разнились символы, которые наносили на амулет. Часть исконно принадлежала только сильной или слабой половине, некоторые – были универсальными.
Для наших предков кольца были возможностью положиться на помощь богов и защититься от злых сил. Каждому персонажу соответствует свой символ, который наносится на оберег. Иногда в одном предмете сочетаются несколько поддерживающих друг друга знаков. Сейчас кольца, приносящие удачу, здоровье и богатство не менее популярны. Благо, подходящих рун славяне запечатлели немало.
Рассмотрим основные изображения на славянских украшениях.
Птица феникс
Это мифическое существо символизирует бесконечное торжество жизни и обновление. Такое кольцо придаст сил неуверенному в себе человеку. Дарует удачу и успех.
Северное солнце
Изображенное на кольце солнце с зернью защищает от сглаза и порчи, укрепляет здоровье и энергетику человека. Эти обереги носили в V – VI веках.
Древо жизни
Носить славянское кольцо Древо Жизни стоит, если нуждаетесь в защите от болезни, колдовства, непреодолимых обстоятельств, бедности. Изображенное на нем дерево и два рога изобилия принесут крепкое здоровье, достаток и долгую жизнь.
Змеевик
Этот символ дарует своему владельцу здоровье, долголетие и физическую силу. Особенно распространенными свастики из четырех змей были во время эпидемий, когда требовалась защита от болезни. Кольцо Змеевик приносит молодость и усиливает приток жизненной энергии.
Славянские обереги по дате рождения.
Грифон
Если хотите сохранить и приумножить свое состояние, купите славянское кольцо Грифон. Это мифическое существо призвано защищать ваш дом и привлекать богатство.
Коловрат
Символ непрерывного движения солнца по небу. Такой оберег – знак покровительства главных богов: Сварога, Даждьбога и Хорса. Славянское кольцо с Коловратом дает мужество, стойкость и усиливает творческое начало, защищает от темных сил.
Велес
Велес — бог плодородия и богатства. На обереге могут быть изображены тотемные животные: волки, медведи и бык. Символ приносит удачу в бизнесе, усиливает интуицию, защищает от кражи и мошенничества. На такие кольца часто наносят также руну богатства Феху, которая усиливает Велеса.
Сила жизни
Если вы чувствуете, что оказались в тупиковой ситуации, купите славянское украшение с изображением проросшего зерна или крин. Оно поможет начать новый жизненный этап, подарит богатство, здоровье и процветание.
Сварожич
Оберег со знаком этого божества укрепляет силу воли и помогает в борьбе с пагубными привычками, алкоголизмом и наркоманией. Владельцу он придаст уверенности и сил контролировать свой образ жизни.
Родимичи
Целебный, особенно для детей, символ. Помогает бороться с тяжелыми болезнями, гармонизирует семейные отношения.
Цвет папоротника
Еще одно ориентированное на борьбу с болезнями славянское кольцо. Купите кольцо с Цветом папоротника, если нужно облегчить течение недуга и усилить иммунитет.
Репейник
Изображение Репейника приносит счастье и удачу во всем. А главное – помогает их удержать.
Магические украшения: как носить?
Помните, что сила любого знака прежде всего – у нас в голове. Без доверия и любви к миру любые славянские украшения бессильны. Талисман обретет себя, если относиться к нему со вниманием и благодарностью: бережно надевать на палец, класть в потайной карман или надевать на шею. А главное – верить, что он с вами не просто так.
Что означает Коловрат?
Символ непрерывного движения солнца по небу. Такой оберег – знак покровительства главных богов: Сварога, Даждьбога и Хорса. Коловрат наделяет своего владельца мужеством, стойкостью и усиливает творческое начало, защищает от темных сил
Что значит Древо Жизни у Славян?
Славяне считают, что Древо Жизни приносит крепкое здоровье, достаток и долгую жизнь. Обереги с этим символом подходят тем, кто нуждается в защите от болезни, колдовства, непреодолимых обстоятельств или бедности
ИсточникВо что верят и какие обряды практикуют современные российские язычники
Драма славянских неоязычников в том, что не осталось никаких достоверных сведений о вере их предков. Но это их не останавливает.
Группа людей в пестрых этнических одеждах собирается вокруг кучи сухих веток. «Когда мы обращаемся к богам, мы поднимаем руки к небу, но не потому, что боги живут на небе. Боги живут внутри нас», — говорит один из волхвов, молодой человек с редкой бородкой и светлыми волосами, одетый в самодельную рубашку с символами солнца. – «Мы стоим на Матери-Земле и обращаемся к Отцу-Небу, и мы указываем, от сердца к солнцу воздымая длань, показываем наш путь…» – речь волхва сопровождается «римским салютом» Все это – часть неоязыческого праздника, организованного современными русскими. «Слава Сварожичу, Богу Огня!» –восклицает другой волхв, и все повторяют: «Слава!».
Кто-то бьет по кожаному барабану, а кто-то перебирает струны на гитаре. Куча веток в центре круга превращается в костер. Этот ритуал посвящен богам огня (Сварожич) и Солнца (Ярило), но все обряды, слова и одеяния придуманы самими верующими. Имеет ли современное русское язычество исторические корни или это просто модное увлечение?
Избранные
Сейчас в России существует 10 официальных языческих религиозных организаций. Численность верующих-язычников в таких регионах, как Алтай, Якутия и Республика Тыва высока – более 13%. Но в основном это местные шаманские культы, не связанные со славянским язычеством. В центральных регионах язычество нельзя назвать популярным: численность зарегистрированных язычников – обычно не более 1,5%, в некоторых областях их нет вовсе.
В России славянское неоязычество стало появляться в 1980-х годах. Первые «гуру» этого движения, такие, как волхв Велемудр (Алексей Наговицын) или волхв Велеслав (Илья Черкасов), вместе начали справлять древние славянские праздники, такие, как Масленица, летнее солнцестояние и Иван Купала.
Последователи славянского неоязычества называют себя родноверами. Их первая официальная религиозная организация была зарегистрирована в 1994 году. В настоящее время одна из самых влиятельных общин у родноверов называется «Союз славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ). Она была основана в 1997 году и в настоящее время включает несколько местных неоязыческих групп по всей России, в основном в центральном регионе.
Но, кроме родноверов, есть и другие люди, которые также разделяют взгляды неоязычников и пытаются им подражать. Группа VK «Славяне. Язычество. Русь», насчитывает около 250 тысяч человек подписчиков. Страница в основном посвящена древнему славянскому фэндому – постам о мистических верованиях, славянски принципах жизни и мотивирующим картинкам.
Елизавета Орлова, официальный администратор этого сообщества, называет себя верующей-язычницей, но говорит, что в основном она исповедует свою веру в одиночку: «Каждый день я не совершаю обряды из за отсутствия единомышленников, и вообще считаю что каждый день это излишне, периодически делаю наполнение сил стихиями и так же использую руны в некоторых целях», – говорит Елизавета.
Память рода
Владимир Коваль, историк, археолог
Какие же источники использовали неоязычники для воссоздания верований и обрядов, которые они практикуют? Владимир Коваль, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии средневековья Института археологии РАН, подтверждает, что единственным источником, рассказывающим нам о дохристианском славянском язычестве, являются летописи. «Археологические данные о язычестве либо отсутствуют, либо спорны. Более всего известно о погребальных обрядах (кремациях), но даже тут все очень неоднозначно», – утверждает Владимир Коваль. – «Восточное славянство до 988 г. безусловно было языческим, однако оно не оставило грандиозных памятников типа Стоунхенджа». В чем же проблема с летописями? Дело в том, что они были созданы спустя несколько сотен лет после принятия христианства и написаны в православных монастырях, поэтому вся информация в них передана предвзято.
На вопрос об отсутствии исторических источников Елизавета даже не повела бровью: «Данных действительно очень мало, но в людях присутствует родовая память и некоторые люди вспоминают некоторые вещи, да и иногда подсказывают силы, которые выше нас, богами я их называть не рискну».
Виктор Онищенко/Legion Media
Но существовали ли вообще славянские боги? Мы знаем, по крайней мере, одного из них, Перуна-громовержца, но ни одно из его святилищ еще не было обнаружено. До недавнего времени «Збручский идол», каменная скульптура, изображающая четырех славянских богов, был самым известным археологическим открытием, связанным со славянским язычеством, но в 2011 году украинские историки Алексей Комар и Наталья Хамайко предоставили убедительные доказательства того, что скульптура является подделкой 19-го века. Изучение состава камня показало, что он намного моложе 10 века, к которому должен был принадлежать.
Оскверненные святилища
Русская Православная Церковь категорически против славянского неоязычества. Бывший Патриарх Московский Алексий II осудил язычество в 2004 году, сравнив его с терроризмом. В 2014 году Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл назвал попытки воссоздать псевдорусские языческие верования» «болезненными и опасными».
Известно, что христиане, или люди, которые соотносят себя с ними, иногда оскверняют святилища, созданные неоязычниками. Елизавета упоминала, что какие-то люди нарисовали граффити на Синем Камне, который язычники считают священным. В 2017 году были уничтожены деревянные идолы в лесном массиве парка Царицыно в Москве – неизвестные сожгли их и раскололи топором. Тогда местные верующие-язычники создали группу в социальной сети, которая поддержала возведение и защиту новых статуй идолов. «Данное капище не является собственностью какой-либо общины!» – говорится на официальной странице святилища. «Это народное капище, куда каждый может смело приходить с добрыми намерениями!»
Мы никоим образом не умаляем значения убеждений, которые используют неоязычники, но считаем, что эти системы убеждений можно легко сравнить с изобретенными культами нового времени, такими как «Викка» или другие альтернативные духовные культы.
Никита, часто бывавший на неоязыческих праздниках, говорит, что подобные святилища могут быть использованы для воссоздания «жертвоприношений»: «Так как общепринятого перечня молитв, заклинаний или прочего нет, то люди, как правило, говорят некую речь, обращенную к Родным местам, Родной Земле, а также к ближайшим природным объектам – если это пригород, то обязательно найдётся некое место, где когда-то предки что-то делали, если город, то обязательно найдётся место которое что-то помнит. Вероятнее всего, всё это выдумывает сам автор текста.
Так как сказанное отражает вкусовые и мировоззренческие идеалы собравшихся, то из присутствующих никто не против.. После этого проводится некий обряд, в зависимости от того, кому именно поклоняется данный волхв. Обычно, берётся мясо из магазина и ритуальным ножом разделывается и или съедается или закапывается в землю, аналогично с другими продуктами. Всё это дар богам».
Некоторые неоязыческие организации официально запрещены в России, и не по религиозным соображениям. «Эти люди часто яростно настроены против правительства. Многие из них негативно относятся к современной России, они думают, что страну захватили евреи, что необходимо построить российское национальное государство и так далее», – говорит Никита.
Православная церковь, по их мнению, также чужда россиянам. Неоязычники высокомерно отстраняются от всех других «русских». Если говорить о людях, которые относят себя к правым, и об их идеологии, Елизавета отмечает, что «многие люди отстраняются от семьи и друзей, поэтому принятие язычества не останется незамеченным. Около 50 процентов членов нашей общины являются людьми правых взглядом. И с этим есть проблемы, потому что иногда нас сравнивают с Третьим рейхом!»
Шкловский идол, одна из подлинных находок славянского языческого периода. Он значительно менее детализирован, чем Збручский идол
Маловероятно, что древние славянские языческие верования могли быть связаны с идеей расового превосходства – эти верования родились на традиционно многонациональной территории современной Украины, (именно там находится большинство археологических находок, связанных с язычеством). Но, как говорит археолог Владимир Коваль, сейчас в любом случае настало время пересмотреть наши знания о русском прошлом: «Сегодня археология России находится на этапе трудной переоценки старых («романтических» или, проще сказать «фантазийных») представлений о язычестве, в поиске понимания чрезвычайно сложного процесса освоения православных ценностей языческим сообществом, сохранения в уже православных общинах громадного числа остатков язычества. Этот поиск пока не привел к созданию какой-то стройной концепции, однако уже ясно, что прежние схемы были именно схемами, т.е. далекими от реалий эмоциональными конструктами, которые уже невозможно воспринимать как строго научные построения.
Скажу еще откровеннее: советские археологи отдавали предпочтение не фактам (коих было мало), а гипотезам, основанным на их домыслах. Но я не стал бы делать отсюда поспешный вывод о ненаучности наших предшественников. Этот путь прошла не только советская археология, но и археология Европы, Америки. Это закономерный этап научного познания».
ИсточникВиды и значение языческих символов
Ни для кого не секрет, что языческие символы славян вновь обретают былую популярность. Сегодня их изготавливают в качестве украшений, талисманов и оберегов, декоративных элементов, тату, вышивок, орнаментов и т.п. Чем объясняется проснувшийся к ним интерес? Возможно, всеобщей любознательностью или насущной потребностью обращения «к корням», а возможно — удивительным сходством древнеязыческой философии с другими религиозными течениями (в том числе и с христианством).
Как бы там ни было, символы древнего язычества – это действительно интереснейший пласт славянской культуры, помогающий нам понять не только окружающий мир, но и самих себя.
Немного о язычестве
Считается, что древнеязыческие верования по большей части отображали отношения человека с природой. Подобные утверждения, конечно, верны, но не являются абсолютно полными. Изучая славянское язычество, мы сталкиваемся не только с обожествленными силами природы, но и с подробно описанной системой мироустройства – чего стоит одно только Мировое Древо и философия трех миров (Прави, Яви и Нави). Аналогичные идеи встречаются в большинстве мировых религий, лишний раз подтверждая тот факт, что говорят они об одном и том же, используя различные примеры, метафоры и названия (так в скандинавском древе Игдрассиль можно найти целых девять миров, но основными из них считаются все те же три).
Что касается христианства, обосновавшегося на Руси после язычества – многие его традиции плавно вытекают из предыдущих верований. К примеру, праздник Рождества известен языческими корнями – в этот день праздновали зимнее солнцестояние, наряжали елку, колядовали и т.п. Кроме Рождества, из язычества берут исток такие, казалось бы, истинно христианские праздники как Пасха и День Святого Валентина. Крест, который сегодня ассоциируется в первую очередь с христианством, на самом деле – древний языческий символ (хотя, разумеется, символом креста пользовались не только славяне, но и многие другие народности). Беря во внимание эти и многие другие особенности философии древних язычников, можно с уверенностью сказать, что она гораздо ближе к действующим религиям, чем кажется, и конечно же – до сих пор не лишена актуальности.
Древние солярии
Говоря о символике дохристианской Руси, принято начинать с солярных языческих символов и на то есть свои причины.
Солнце и солярные боги, воплощающие энергию светила, пользовались у славян наибольшим уважением и играли первостепенную роль в картине мироздания. Древние люди не хуже нас понимали, что если бы Солнце вдруг перестало светить, то и жизнь на земле прекратилась бы незамедлительно.
Солнце олицетворяло собой верхний мир – Правь (свет, противостоящий мороку) и воплощалось в образах трех великих богов (Сварога, Даждьбога и Хорса).
Свастика
Одним из главных солярных символов является всем известная свастика. В наш образованный век не приходится лишний раз напоминать, что свастика имеет древние корни и не является изобретением фашистов. Этот знак в первую очередь отражает движение солнца, течение жизни, развитие и рост, смену сезонов природы. В зависимости от положения, направления и наличия дополнительных элементов свастика может принимать и другие значения.
Коловрат
Коловрат – с виду простой знак, напоминающий колесо, однако символизирующий сложное устройство всего мироздания. У данного символа – один центр, от которого отходят восемь лучей, упирающихся в окружность. Коловрат – знак мудрого Сварога, создателя материального мира, покровителя и защитника Рода. Сегодня данный знак часто символизирует возрождение славянской культуры, а в практическом значении его используют для обретения мудрости, духовной силы и божественной защиты.
Громовик
Как и коловрат, громовик является разновидностью свастики и отличается лишь количеством лучей (у коловрата – восемь, у громовика – шесть). Данный знак связан с богом Перуном – воинственным громовержцем. В бытовом значении его использовали на Руси в качестве защиты от молнии, а в духовном – для обретения смелости, силы, стойкости, воинской доблести. Кроме того, громовик обеспечивал защиту в бою (его наносили на доспехи, одежду и оружие, делали татуировки) особенно – от непредвиденной опасности наподобие «шальной стрелы».
Крест
Крест, в сущности, также является свастикой, лучи которой – прямые. Горизонтальная черта в нем часто символизирует женскую энергию, вертикальная – мужскую. Общее значение символа – соединение противоположностей (неба и земли, жизни и смерти). Прямой крест больше связан с активной силой, косой – с творческой энергией.
Природа-мать
Солнце, как мужское начало, дает энергию женскому – земле, рождая всю земную природу (растительный и животный мир). Земную и природную энергии воплощает богиня Макошь – мать всех и всего, что рождается, произрастает и развивается на земле. В бытовом значении она «отвечает» за плодородие, здоровье и благополучие. От нее и ее сестер (Доли и Недоли) во многом зависит счастливая или несчастная судьба человека.
Поле для славянских язычников олицетворяло плодородие, достаток и изобилие. Знак, символизирующий поле – это большой ромб, разделенный на несколько маленьких. Если в каждом из ромбиков находится точка, это символизирует засеянное поле, которое готово дать урожай. Соответственно, пустые ромбики говорят о пустом поле, без посева.
Древние славяне часто изображали лес в виде схематических «елочек», ветви которых направлены вниз или вверх. Первые из них действительно обозначали ели, а также другие «навские» деревья, связанные с нижним миром. Если ветви дерева направлены вверх – перед нами сосна или другое дерево, относящееся к миру Прави и несущее светлую энергию. Лес, состоящий из тех и других символизирует баланс энергий Нави и Прави, воплощаемый в мире Яви.
Животные мир
Большое значение в язычестве имели символы, обозначающие птиц. Они олицетворяли связь с небом и высшими богами, часто обозначая и самих богов. Символика животных касалась прежде всего домашнего скота – туры, быки, коровы, кони служили оберегами достатка, здоровья и благополучия. Дикие животные в большинстве случаев символизировали силу и защиту, также служа оберегами и талисманами.
В философии славянского язычества вода играла три основные функции, а потому и изображалась разными способами. Первая функция подразумевала процесс дарения жизни – именно с помощью воды все живое может расти и существовать. Эта способность ассоциировалась с дождевой водой, напрямую связанной с Даждьбогом (дарящим жизнь и плодородие с помощью солнца и «хлябей небесных»). Дождевая вода изображалась волнистыми орнаментами – небесными волнами, к которым часто добавлялись кружочки, символизирующие дождевые капли.
Речная вода для язычников олицетворяла очищение – физическое и духовное. Эту функцию символизировала тонкая волнистая линия, обозначающая реку. Кроме того, речные воды отражали течение времени – секунды, сменяющие друг друга, бегущие вперед, не способные вернуться или остановиться. Не зря мифические реки (Смородина и Молочная) служили рубежами между нашим миром (Явью) и потусторонними мирами, выводя путника за границы привычного времени и пространства.
Два начала
Часто языческие знаки отображают символику двух начал: мужской и женской энергии, света и тьмы, счастья и несчастья, и т. д. Символическая пара – мужчина и женщина противопоставляет разум и чувства (мужчина больше занят логическими размышлениями, а женщина – чувствами и эмоциями), в то же время поддерживая баланс между данными категориями. Символами мужской и женской энергии является также небо и земля, солнце и луна. Свет и тьму (добро и зло) часто символизировали белый день и темная ночь, а также миры Прави и Нави. Считалось, что светлые силы господствуют днем, а темные – ночью, потому и «темные делишки» или «черное колдовство» старались осуществлять глубокой ночью.
Символами счастливой и несчастливой судьбы служили две богини – сестры Макоши, которых звали Доля и Недоля. Считалось, что человеку сопутствует счастье и удача, когда первая из богинь держит его в поле зрения и плетет ровную нить судьбы. Когда Доля перестает работать, удача уходит от человека. Также и Недоля – пока она плетет свою нить, человека преследуют беды и несчастья, и лишь когда богиня засыпает, он может облегченно вздохнуть. По мнению язычников, действие Доли и Недоли имело фатальный характер, не зависящий от человека, что в некотором роде напоминает восточное понятие «кармы».
Рунопись
Языческие руны являются важной частью славянской символики. Как и скандинавские символы, они служили не только средством письменного общения, но использовались в быту и магических действах. Руны славян символизировали силы природы и определенных богов, а точнее – процессы, запускаемые данными силами. При этом, одинаково важными считались знаки как с «позитивным», так и с «негативным» значением: если первые служили созиданию, то вторые – разрушали отжившее, ветхое и «больное», подготавливая место для чего-то нового.
- Мир (или Белобог) – олицетворяет Род и Мировое древо, приносит высшую защиту и покровительство богов.
- Чернобог – перевернутое изображение предыдущей руны. Олицетворяет хаос и уничтожение, служит для разрушения нежелательного.
- Алатырь – основа мироздания. Символизирует обращение к первоисточнику, служит защитой для детей.
- Радуга – олицетворяет путь и движение (как в прямом, так и в переносном смысле). Оберег для странников.
- Нужда – символизирует неизбежность и ограничения. Служит для остановки каких-либо процессов.
- Крада – вскрывает истинные побуждения и реализует их в жизнь. Очищает от всего ложного и наносного.
- Треба – символизирует «жертву» и приложение определенного усилия (физического и духовного) для получения результата.
- Сила – олицетворяет правильное приложение силы, ясное видение ситуации.
- Ветер – дает возможность, энергию и удачу для реализации творческих начинаний.
- Берегиня – дарит жизненную энергию, оберегает. Талисман матерей и беременных женщин.
- Уд – олицетворяет созидание, оплодотворение, наполнение. Символ мужской энергии, активности, страсти, обновления.
- Леля – руна гармонии, интуиции и любви. Символизирует также движение и развитие. Талисман, защищающий влюбленных.
- Рок – символизирует влияние высшей силы, которую нельзя познать. Это — «неисповедимые пути богов» или хитросплетения кармы, которые не поддаются анализу.
- Опора – олицетворяет силу Рода, а также – поддержку богов. Руна является точкой опоры в жизненных перипетиях, которую дает связь с божественным.
- Даждьбог – руна удачи и обретения блага, оберег от любых несчастий.
- Перун – символ мощи и мужской энергии, помогает преодолевать препятствия.
- Есть – руна творчества и развития, дает понимание жизни и энергию радости.
- Исток – служит для приостановки («заморозки») действия или ситуации.
Бытовая символика
Древние славяне видели в своем жилище целую вселенную, в которой выделяли и небо, и землю, и все стороны света. Это чем-то напоминает науку фен-шуй: славяне пытались устроить свой дом так, чтобы обеспечить его доступом светлых энергий и не пустить – темные. Считалось, что «светлый мир» располагается в юго-восточной стороне, а потому двери, окна и священное место (именуемое «красным углом») направлялись исключительно на юг или юго-восток. В священном месте помещалась божница и стол с лавками – именно там проводились и освящались все главные семейные мероприятия.
Ворота символизировали грань, отсекающую освоенный в совершенстве мир от чужого и непознанного. Они считались достаточно опасными, поскольку скапливали негатив и «нечистых» духов – их покрывали специальной защитной символикой и часто использовали в различных магических действах. Похожие суеверия касались также двери дома и порога. Двор дома имел двоякое значение, олицетворяя «свою» территорию, но не вполне защищенную, примыкающую к «чужим мирам», а потому требующую осторожности и защитных обрядов.
Источник