Египетское искусство является ярким примером развития древнейшего общества. Как и вся жизнь египтян, искусство подчинено общим канонам и веяниям, строгим рамкам и типологизации. Большинство мотивов, которые легли в основу ювелирного искусства Древнего Египта, развивались в тенденциях определенных условий жизни, климатических, природных, социальных.
Развитие египетского искусства происходило на протяжении четырех тысяч лет. Наибольшей известностью обладает монументальная архитектура древнего Египта: пирамиды и храмы. Однако большинство людей практически безошибочно смогут отличить египетский стиль в украшениях и одежде, так отличительно характерно выглядят памятники декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Зодчие умело обрабатывали разнообразные породы камня, доведя до совершенства гигантские формы пирамид и обширные колонные залы. В мастерстве от них не отставали и мастера ювелирного дела. Египетские ювелиры предвосхитили технику перегородчатой эмали, умело использовали бисер, невероятным образом получали тончайшие пластины золота.
Как отличить ювелирное искусство от массовки?
Древний Египет – мощное военное государство, кроме собственных богатых месторождений золота, ежегодно пополнял свои запасы в многочисленных завоеваниях и походах. Однако ценность золота для древних Египтян заключалась не столько в стоимости материала, сколько в его живописных свойствах. При помощи необычных химических свойств, египтяне получали различные оттенки золота, от обычного желтого до голубого и зеленого. Металл сочетали со вставками из полудрагоценных камней, эмалями, смальтой.
Виды ювелирных украшений Древнего Египта
История египетского общества в целом, и искусство в частности проходило несколько стадий, получивших названия царств. Однако если говорить об изменениях, происходивших в искусстве за этот период нужно признать, что условность диктовавшая «правила поведения» на протяжении всего периода развития, отразилась и на ювелирном искусстве. Несмотря на тот вклад, который Египет произвел на дальнейшее развитие античного общества, его обособленность и консерватизм привели к весьма незначительным изменениям собственных форм и стиля искусства.
Ювелирные украшения (как и декоративное оформление в целом) было подчинено религиозным реалиям. Так, изделия украшались цветками лотосов, как символом места рождения бога Гора, атрибутами Осириса и Исиды. Порой именно замысловатость символов и их количество определяло стоимость украшений. Например, на пекторали, найденной в гробнице Тутанхамона (1332—1323 годах до н.э.), символами обозначено его тронное имя – «Владыка превращений Солнца», или Неб Хепру Ра. Нижняя часть круга под лапками скарабея обозначает иероглиф «neb» (владыка), три вертикальные прямые «хепру» (превращение), а солнечный диск бога Ра (бога Солнца).
Если в архитектуре основными формами были пирамида, пилон и колонна, то в ювелирном искусстве столпами были головное украшение (тиара), нагрудное украшение (пектораль, воротник-ожерелье) и пояс.
Ювелирное искусство в истории
Головные украшения
Ювелирные изделия для древних египтян были не только способом украшения и выделения социального сословия, но и имели непосредственный тотемный характер.
Корона с Уреем
Так, одной из частей тела к которой египтяне относились с особой трепетностью являлась середина лба. Во многих культурах этой области посвящены всевозможные знаки и отличия: «третий глаз», индийская тика, глаз Дангма или Шивы, тилак или бинди.
Египтяне не стали исключением, выделяя именно эту область человеческого тела символами воли и могущества, в том числе указывающими на привилегированный статус. Самым известным примером ювелирных изделий такого рода является корона с Уреем. Другое название Урея – змея Буто или Уаджит.
Уаджит – в Древнем Египте богиня-покровительница Нижнего Египта и фараонов как его правителей. Почитание Уаджит идет из уверенности фараонов в том, что именно она является источником царской власти, непобедимости и защиты. В связи с этим образ египтянина в короне с Уреем (стилизованным изображением Уаджит) является необходимой принадлежностью царского костюма.
Урей одевали поверх платка немеса, а изготавливали в традиционных техниках из золота, с использованием эмалей или полудрагоценных камней. В качестве декоративной отделки могли применяться типичные египетские знаки в виде скарабея, символов бога Ра и египетской власти. Такие Уреи были найдены в гробнице Тутанхамона, Сенусерта II, Эхнатона. Но у последнего он был изготовлен из металла по своим свойствам напоминающим титан покрытый эмалью.
Тиара
В период Нового царства в костюм египтян входит мода на парики. Парики имели весьма разнообразные формы, как и головные украшения, надеваемы поверх. Тиара, корона, обруч и другие виды головных украшений изготавливались из золота, драгоценных камней и цветных эмалей.
Одной из известных форм головных украшений используемых для париков является корона по типу «кольчуги», где мельчайшие пластины в форме солнечного диска стелятся друг на друга закрывая цельным полотном часть шерстяного парика. Тончайшая проработка говорит о высоком мастерстве ювелирного искусства того времени.
Другая форма декоративными элементами напоминает раскрытые крылья ястреба. Детализация птицы, ее крылья, хвост и особенно оперенье, всегда передавались очень реалистично, что технически достигалось укладыванием золотых пластинок друг на друга, резьбой по литому золоту или перегородчатой эмалью. Светотеневая проработка достигалась путем использования различных оттенков золотых пластин. Высокие и объемные головные украшения носили только царские особы.
Нагрудные украшения
Сухой климат Египта позволил археологам и ученым получить большое количество артефактов, представляющих большой интерес при анализе развития ювелирного мастерства Древнего Египта.
Пектораль
Лоб – не единственное место, которое украшали египтяне. Священным местом для них являлась и грудь, в глобальном положении как защитница сердца. Первоочередную роль сердца легко проследить по записям «Книги мертвых», где оно называется отцом и матерью египтянина. Самым распространенным видом нагрудных украшений были пекторали.
Пекторали имели многофигурную и многоярусную композицию схожую с декоративными рисунками на колоннах храмов древних египтян. Большинство композиций выстраивалось по принципу перпендикулярной проекции. Наиболее важным символом, изображаемым на пекторалях, который египтяне связывали с сердцем, был жук-скарабей.
Скарабея связывали с солнцем, траектория его движения с запада на восток схоже с движением солнца по небосводу. Это главный символ возрождения в загробной жизни. Мотивы, изображенные на пекторалях, имеют устойчивое постоянство. Бог Гор, один из обязательных изображенных на пекторалях, сын Осириса и Исиды.
На земле его воплощением считали фараона, символа государственности, неба и солнца. Лотос – символ Верхнего и Нижнего Египта, циклической смены времени суток. Ладья – средство передвижения Ра по небу. Ни один амулет в древнем Египте не обходился без иероглифа способного защитить фараона от всех болезней и «дурного глаза».
Таким образом, все изображения собранные на пекторали, так или иначе, отражали царственность и привилегированность его владельца. Пекторали были золотыми из сборных пластин или литого золота. Техника перегородчатой эмали или инкрустации тут получает небывалый расцвет. Между тончайших золотых проволок помещались стеклянные краски или самоцветы.
Тело жука скарабея, как правило, выполнялось из темно-синих эмалей или камня ляписа. Тела Гора и диск солнца из сердолика или яшмы. Ладья имела небесно-голубой цвет лазурита и бирюзы.
Ускх
Еще одним нагрудным украшением, но допустимым к ношению не только фараоном были разнообразные воротники-ожерелья. Ускх – воротник-ожерелье из нескольких рядов бусин. Форма бусины из полудрагоценных камней еще одно изобретение египтян, и, конечно же, круг символизирует солнце. Форма этого вида ювелирного украшения имела преимущественно разомкнутый круг в основе.
Ускх собирали из цветных камней или золотых бусин. Форма подвесок и размер бисера были различными. Кроме круглых бусин в состав ожерелья входили различные подвески в форме лотосов, скарабеев, дисков солнца. Нагрудное украшение могло иметь декоративную форму цветных или золотых полос или же стилизовать форму крыла сокола. Воротником такие украшения были названы по причине плотного заполнения формы ожерелья или потому, что для удобства крепились на подкладку из кожи или ткани.
Другие виды ювелирных украшений
Во времена среднего царства консерватизм, распространенный в египетском искусстве, уступил место более легкому отношению к формам ювелирных украшений. В обществе появляются различные формы изделий: набедренные цепочки, кольца, браслеты различных сюжетов, серьги с подвесками и без, шпильки для волос и бусины, вплетаемые в косы. Кроме того большое развитие получает обувь из драгоценных металлов или с обилием украшений.
Важным элементом костюма древних египтян был так же пояс. И если люди без особых титулов подпоясывались узкими кожаными ремешками, то фараоны носили пояс из золота. Пояса изготавливались из золотых пластин, которые стремились от талии к ногам. Пояса также украшали золотыми вставками или бусинами из стекла и камней. Излюбленным мотивом, применяемым на египетских поясах, были декоративные подвески Уреи.
В декоративном плане ювелирное искусство Древнего Египта несло в себе условность характерную для всего искусства в целом. Основной особенностью искусства остается защитная, а не декоративная функция. Композиции в изделиях скованны рамками, уравновешены, но статичны. Цветовые сочетания имеют ярко выраженное преобладание открытых цветов, без использования полутонов. Но в то же время египетская цивилизация за годы существования смогла не просто создать свой уникальный стиль в ювелирном искусстве, но и произвести ряд инновационных открытий.
египет # исторические драгоценности # Поделиться публикацией:
/SHARE POST —>
- ← Готическое ювелирное искусство
- Ювелирное дело в Древнем Египте: особенности профессии и техники →
Источник: jtrend.ru
Ювелирное искусство
изготовление художественных изделий из драгоценных (золото, серебро, платина) и некоторых других металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями. Ювелирными изделиями могут быть: личные украшения, оружие, предметы быта, посуда и т.д.
Поделиться
- Telegram
- Вконтакте
- Одноклассники
Научные статьи на тему «Ювелирное искусство»
Керамический комплекс древнерусских ювелиров
Эволюция русского ювелирного искусства На Руси ювелирное искусство существовало с глубокой древности.
Назначение ювелирных изделий в то время имело двойственный характер.
Для изготовления ювелирных изделий мастера Древней Руси пользовались разнообразными техниками изготовления.
Русское ювелирное искусство.
Оформление ювелирных украшений отличалось большой пышностью и исключительной роскошью.
Автор Валентина Николаевна Норина
Источник Справочник
Категория Археология
Статья от экспертов
Ювелирные искусства Узбекистана
Предметом исследования является рассмотрение традиционных орнаментов ювелирных изделий Узбекистана и стилизации украшений. Драгоценные изделия мастеров Узбекистана отличаются необычностью формы, где из мелких деталей и элементов создаётся поистине прекрасное произведение искусства.
Автор(ы) Камбарова Ойдин Собиржановна
Источник Наука, образование и культура
Научный журнал
История рекламы ювелирных изделий
История ювелирного искусства Украшения появились задолго до нашей эры.
И греки повлияли на формирование ювелирного искусства соседних государств.
В период Ренессанса ювелирные украшения стали одним из направлений художественного искусства.
В это период открываются первые школы ювелирного искусства.
Замечание 3 Смена стилей в искусстве способствовала совершенствованию ювелирных украшений.
Автор Дарья Константиновна Сергеева
Источник Справочник
Категория Реклама и PR
Статья от экспертов
Декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Ювелирное искусство
В статье рассматриваются художественные особенности ювелирного искусства каракалпакского народа.
Автор(ы) Уразимова Тамара Владимировна
Источник Academy
Научный журнал
Еще термины по предмету «Культурология»
Понятие «Святая святых»
у древних евреев самая священная часть Иерусалимского храма, в которой хранились «Заповеди» Моисея. Перен. – самое дорогое, сокровенное.
Махаяна
(санскр., букв. – большая колесница) – наряду с хинаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникнув в Индии, распространилось в Китае, Тибете, Японии и др. Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа, возникновению ритуала.
Патриаршество
форма высшей церковной власти; в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Патриарх имел право созывать церковный собор, контролировать соблюдение канонов и церковных законов, посвящать в сан митрополита. Русские патриархи всегда играли существенную роль в государстве, хотя и занимали подчиненное по отношению к государственной власти положение. В 1700 г. при Петре I патриаршество было упразднено и высшим руководящим органом церкви стал Священный Синод. Только 5 ноября 1917 г. на поместном Соборе русской православной церкви оно было восстановлено.
- Ювелирный сплав
- Искусство для искусства (или Чистое искусство)
- Искусство
- Прикладное искусство
- Гальштатское искусство
- Наскальное искусство
- Палеолитическое искусство
- Пещерное искусство
- Искусство ораторское
- Искусство управления
- Искусство менеджмента
- Кулинарное искусство
- Из любви к искусству
- Академия искусств
- Актерское искусство
- В искусстве, как в армии
- Виды искусства
- Восприятие искусства
- Искусство переживания
- Искусство представления
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram
Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!
Перейти в Telegram Bot
Подписаться через qr-код
Telegram Bot
- Научные статьи
- Лекторий
- Методические указания
- Справочник терминов
- Статьи от экспертов
- Стать автором
- Предложить статью
- Отзывы об Автор24
- Последние статьи
- Акции партнеров
- Помощь эксперта
- Справочник рефератов
- Решение задач в 2 клика
- Для правообладателей
- Работа для преподавателей
- Работа для репетиторов
- Психологическая помощь
- Партнерская программа
- Реклама на сайте
Возможность создать свои термины в разработке
Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️
Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве
Привет! Рады, что термин оказался полезен
Для копирования текста подпишись на Telegram bot. Удобный поиск по учебным материалам в твоем телефоне
Источник: spravochnick.ru
Ювелирное искусство
Итак, ювелирное искусство — что же это и откуда взялся этот термин?
Ювелирное искусство — это один и самых древних и очень распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Его история начинается с первых камешков, костей и зубов убитых животных, использованных первобытными людьми для украшения себя и удовлетворения своей потребности отличаться от других людей своего племени. Следующим витком был бронзовый век, когда человек впервые научился обрабатывать металл, и возникли первые украшения из меди, бронзы и других металлов. И лишь в дальнейшем, с развитием умения обрабатывать золото и драгоценные камни (в том числе гранить их), ювелиры стали выделяться в отдельные касты.
Переход на новый уровень, в плане качества ювелирных изделий достигнут после освоения искусства огранки драгоценных и полудрагоценных камней. Ограненные камни стали по-другому закреплять и это значительно изменило внешний вид ювелирных изделий. Также улучшению внешнего вида способствовало развитие отдельных техник и умение ювелиров сочетать их в одном ювелирном изделии: литьё, инкрустация, чеканка, гравировка, позолота, ковка, литьё по восковым моделям и в каменных формах, зернь, эмаль, чеканка, чернь. Ювелирные изделия, которые сохранились до наших дней, дают нам представление о вкусах, традициях и мастерстве ювелиров прошлого. Уровня красоты и качества многих ювелирных изделий XVIII—XIX вв. в некоторых случаях невозможно достичь и по сегодняшний день.
Собственно выражение «ювелирный» употребляют не только в значении «драгоценный». Лишь благодаря нашим предкам, которые оставили после себя шедевры ювелирного искусства из очень разнообразных материалов, в народе сложилось впечатление, о ювелирной работе, как о пределах мастерства. Любую работу, которая выполнена на высшем уровне — мы называем «ювелирной».
Люди привыкли восхищаться удачными результатами ремёсел и награждать руки творцов чудесными эпитетами. Но ведь суть мастерства не только в таланте. Только людей зацикленных на любви к своему делу можно называть настоящими «ювелирами». Конечно, мастерство — это не только талант, а и аккуратность, опыт, трудолюбие.
Толчок к стремительному развитию выпуска ювелирной продукции, был вызван массовым спросом на ювелирные изделия в XX в. и развитием промышленного производства ювелирных изделий. Технологии развивались, и с каждым годом снижали долю человеческого труда к минимуму.
Ручная работа в сегодняшние дни является пределом совершенства, поражает богатством применяемого инструментария, качеством изготовления изделий, оригинальными штучными моделями, но многих может и удивить своими баснословными ценами.
Если вы из Санкт-Петербурга, то может заинтересовать другая страница сайта – ювелирные магазины.
Источник: www.companybest.ru